Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН'

ИЗМЕНЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / управление / фирма / международная компания / организационная структура управления / объект управления / формы и методы менеджмента / гибкость / адаптивность / координация / управление знаниями / management / firm / international company / organizational structure of management / object of management / forms and methods of management / flexibility / adaptability / coordination / knowledge management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.Б. Долженко

Статья посвящена изменению менеджмента компаний в условиях экономической неопределенности и технологических перемен. Проведено исследование факторов, влияющих на эволюцию менеджмента. Выявлены направления изменений в менеджменте современных компаний под влиянием технологических перемен. Установлено, что организационные структуры и взаимоотношения между компаниями развиваются в сторону адаптивности и гибкости. Выявлена тенденция изменения подходов корпоративного центра к менеджменту компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN COMPANY MANAGEMENT IN CONDITIONS OF ECONOMIC UNCERTAINTY AND TECHNOLOGICAL CHANGE

The article is devoted to changes in company management in conditions of economic uncertainty and technological change. A study of factors influencing the evolution of management was conducted. The directions of changes in the management of modern companies under the influence of technological changes have been identified. It has been established that organizational structures and relationships between companies are developing towards adaptability and flexibility. A trend of changes in the approaches of the corporate center to company management has been identified.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН»

ИЗМЕНЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН

И.Б. Долженко, генеральный директор ООО «ДЕЛЬТА КОНСАЛТИНГ» (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-3-199-203

Аннотация. Статья посвящена изменению менеджмента компаний в условиях экономической неопределенности и технологических перемен. Проведено исследование факторов, влияющих на эволюцию менеджмента. Выявлены направления изменений в менеджменте современных компаний под влиянием технологических перемен. Установлено, что организационные структуры и взаимоотношения между компаниями развиваются в сторону адаптивности и гибкости. Выявлена тенденция изменения подходов корпоративного центра к менеджменту компаний.

Ключевые слова: менеджмент, управление, фирма, международная компания, организационная структура управления, объект управления, формы и методы менеджмента, гибкость, адаптивность, координация, управление знаниями.

В современных условиях эволюция менеджмента неразрывно переплетается с динамическими изменениями рыночной среды и внутреннего функционирования компаний [1]. Неустанный рост информационных технологий ускорил метаморфозу в структуре затрат, что привело к сдвигу в структуре транзакционных издержек и создания стоимости. Слияние глобализации и технологической революции ознаменовало очень существенные перемены внешней бизнес-среды компаний, что предопределило серьезные изменения в деятельности всех уровней менеджмента компаний и в организационных структурах управления.

Объединение достижений в области цифровых технологий с современным автоматизированным производством ускорило сдвиг парадигмы, размывая традиционные границы компаний и создавая взаимосвязанные сети. Быстрое развитие технологий, часто называемое цифровой трансформацией, привело к экспоненциальному увеличению возможностей обработки и хранения данных. Это привело к созданию сложных цифровых приложений, таких как облачные приложения, Интернет вещей (1оТ), 3D-печать, анализ больших данных, машинное обучение, блокчейн и интеграция услуг цифровых продуктов [15]. Цифровизация разрушила

традиционные бизнес-модели, вынуждая компании к партнерствам и стратегическим альянсам, чтобы оставаться конкурентоспособными в меняющейся среде [6]. Цифровая связь облегчила работу распределенных команд, способствуя инновациям посредством междисциплинарного обмена и размывания границ между отраслями.

В ответ на быструю цифровую трансформацию менеджмент компаний эволюционирует, от руководителей высшего звена требуется сочетание здравого смысла, рационального опыта, глубоких знаний и системного мышления. Успех в эпоху смены технологического уклада зависит от способности менеджмента компаний использовать специализированный опыт, развивать синергетические партнерства, создавать или встраиваться в постоянно развивающиеся экосистемы.

Результаты исследования

Менеджмент предполагает систему мер административного, экономического и социально-психологического характера, направленных на формирование устойчивых и непротиворечивых связей и отношений между сотрудниками и подразделениями компании в процессе её функционирования, обеспечивающих выполнение ими требуемого от них объема работы с надлежащим качеством [10].

Компании все чаще сталкиваются с экономической неопределенностью и нестабильностью [9]. Колебания курсов валют, процентных ставок и общая экономическая нестабильность, когда дает сбой вся система государственно-монополистического регулирования экономики влияют на принятие стратегических решений. Менеджмент компаний должен проводить оценку рисков, планировать сценарии и адаптировать стратегии к экономической неопределенности. Гибкость и оперативность в принятии решений имеют решающее значение для реагирования на динамичные экономические условия и снижения финансовых рисков [11]. Быстрый технологический прогресс стимулирует компании заниматься инновациями, но также создает проблемы, связанные с динамичными переменами в конкуренции, безопасностью и соблюдением требований регуляторов. Опыт крупнейших международных компаний свидетельствует, что технологические инновации определяют успешность продуктовой линейки компании, уровень взаимодействия с клиентами и операционную эффективность. Пример крупнейших испанских компаний индустрии моды Inditex Mango подтверждает значение умелого управления знаниями, интеллектуального капитала компании и взаимодействия с клиентами [12].

Для современного менеджмента характерно стремление к дебюрократизации, менее жесткой формализации, отходу от иерархических структур и резкого разделения между функциональными и штабными подразделениями [14]. Турбулентный характер внешней среды и цифровая революция ознаменовали изменения парадигмы менеджмента в сторону гибкости, адаптивности и органичных организационных структур управления. Во всех крупных компаниях, особенно международных компаниях, можно отметить сокращение иерархических уровней внутри компаний, прежде всего за счет среднего звена менеджмента. Современные компании все чаще используют смешанные, гибкие органические организационные структуры с высокой степенью децентрализации [13]. Тенденцией становится управление в рам-

ках глобальных цепочек создания стоимости сетями взаимосвязанных компаний, которые демонстрируют повышенную адаптируемость и оперативность. Общей тенденцией становится децентрализация ключевых функций управления, особенно в сфере производства и продажах [4].

В рамках транснациональных корпораций (ТНК) растет число полуавтономных или полностью автономных подразделений, как правило объединённых в стратегические центры хозяйствования (СЦХ) [5]. Эти стратегические центры хозяйствования действуют с повышенной независимостью, неся полную ответственность как за прибыли, так и за убытки.

Для современного менеджмента характерно возрастание значения эффективного управления знаниями. Редко используемая информация оказывается дорогостоящим активом в обслуживании, а знания, не применяемые в деятельности фирмы, быстро устаревают в условиях быстрого технического прогресса. При этом произошло радикальное сокращение затрат на связь, что сделало их практически несущественными и привело к существенному изменению бизнес-операций, обеспечивая бесперебойную удаленную и совместную работу в обширных сетях с минимальными расходами. Конвергенция новых знаний и передовых технологий произвела революцию в разных отраслях, изменяя бизнес-модели компаний. Фирмы функционируют в бизнес-среде, характеризующейся растущей склонностью к сделанным на заказ, персонализированным товарам и услугам. Эта эпоха знаменует переход к политике цифрового маркетинга и фокусированию компаний на специализированных нишах, что ускоряет отход от централизованных иерархических структур и стремление к децентрализованным сетям.

Важной чертой глобальной внешней среды стало возрастание роли культурного многообразия [2]. Менеджеры должны адаптироваться к управлению глобальными мультикультурными командами [3].

Для современных компаний характерны преобладающие тенденции дезинтеграции и аутсорсинга, операций с использованием глобальных цепочек создания стоимо-

сти [13]. В современном мире баланс сил решительно сместился в сторону потребителя, который обладает беспрецедентной смесью информации и рыночного влияния, тем самым уменьшая некогда доминирующий авторитет производителей [7].

Эволюция бизнес-моделей вынуждает компании пересматривать свои основополагающие принципы, переходя от централизованных иерархических структур к гибким, ориентированным на знания структурам. Для достижения фирмами успеха в такой внешней среде требуется неустанное стремление к приобретению знаний, инновациям и адаптируемости. В условиях турбулентной и неустойчивой внешней среды компании должны переосмыслить свои операционные планы, приняв динамичный и гибкий подход для удовлетворения потребностей быстро развивающихся глобальных экосистем.

Для организационного развития фирм все большее значение приобретает распространение информации и плавная интеграция человеческого капитала. Менеджмент компаний убеждается, что правильная информация в сочетании с хорошо подобранными талантами играют центральную роль в обеспечении устойчивого роста и конкурентных преимуществ. Традиционные пирамидальные организационные структуры претерпевают метаморфозу, постепенно превращаясь в более плоские. Эта трансформация влечет за собой минимизацию уровней между высшим руководством и рядовыми исполнителями. Особое внимание уделяется укреплению горизонтальных структур управления, содействию прямого общения, сотрудничеству и расширению прав и возможностей по всему организационному спектру.

В основе трансформации бизнес-операций лежит новая корпоративная модель, характеризующаяся широким сотрудничеством между бывшими конкурентами, поставщиками и потребителями. Технологические достижения разрушили традиционные представления о границах компаний, все большее значение приобретают стратегические альянсы.

Быстрая динамика глобализации и технологических переворотов существенно

влияет на бизнес-модели компаний и их менеджмент. Происходит отход от компаний, основанных на рациональных организационных структурах, к организациям, основанным на знаниях и информации как их фундаментальной основе. Для современного менеджмента характерен постепенный переход от иерархии распорядительства и контроля к координации и согласованию, основанным на принципах партнерства и взаимного интереса, устраняя элементы принуждения и зависимости.

Перераспределение ответственности приводит к установлению в организации большого числа горизонтальных и кросс-уровневых связей, за каждой из которых стоит перераспределение ответственности, работ и ресурсов, а структура управления в такой организации из иерархической постепенно превращается в сетевую с высокой степенью самостоятельности сотрудников.

Успех современных фирм определяется не только их операционным мастерством; речь идет о развитии стремления к постоянному обучению, адаптации и изменениям. Отличительной чертой менеджмента этих современных компаний является не только нацеленность на инновации, но и готовность к изменениям, развитию и трансформации в ответ на непрекращающиеся изменения рынка. Лидерство выступает как важнейшая функция современного менеджмента, это источник конкурентных преимуществ, который поддерживает и продвигает компании вперед в условиях непрерывных изменений [8]. Примером является американская цифровая ТНК Apple Inc., которая известна своим подходом, ориентированным на дизайн, ориентацией на клиентов и знаменита инновационными идеями под руководством Стива Джобса. Способность Apple продолжать инновации в стиле Джобса, создавать инновационные продукты, поддерживать лояльную клиентскую базу и создавать экосистему вокруг своих продуктов является характерной чертой управленческого успеха текущего руководителя, CEO компании Apple Тима Кука. Высокоэффективный менеджмент компании Apple предопределил успешную реализацию страте-

гии цифровой экосистемы и очень боль- культуре. Ее генеральный директор Марк шой рост рыночной капитализации ТНК Бениофф выступает за этическую деловую Apple , которая в феврале 2024г составила практику и социальную активность. 2,815 трлн долл. Заключение

Такие международные компании как Эволюция современного менеджмента

Google, Amazon, Netflix, Apple, Salesforce и обусловлена внешней средой и развиваю-Tesla, воплощают подходы современного щейся рыночной ситуацией, что требует менеджмента посредством инновационных гибкого, адаптивного подхода. В рамках методов, устойчивых подходов и влия- эволюции деятельности компаний в усло-тельного лидерства. Эти компании стали виях современной динамичной и неустой-ориентирами для менеджеров других ком- чивой среды все отчетливее можно наблю-паний, не только внедряя инновации, но и дать ряд изменений в менеджменте. Про-адаптируясь и трансформируясь в ответ на исходит переход от функциональной спе-текущие изменения рынка. циализации к интегрированному менедж-

Способность быстро понимать измене- менту. Метаморфоза влечет за собой отход ния внешней среды и адаптироваться к от узкой функциональной разрозненности ним стала важнейшей характеристикой со- к интегрированной структуре управленче-временного менеджмента.Так, компания ской деятельности. Эта трансформация Salesforce, известная своим облачным про- выходит за рамки простой оперативной граммным обеспечением CRM, уделяет тактики и включает в себя фундаменталь-особое внимание инновациям, социальной ный сдвиг в стиле управления, в функция ответственности и сильной корпоративной координации играет особую роль.

Библиографический список

1. Антонов В. Г., Кузьмина Е. Ю. Факторы и тенденции развития менеджмента // Вестник ГУУ - 2015. - №3.

2. Безуглова Н.П. Культура как ресурс экономики // Преподаватель XXI век. - 2010. -№ 3-2. - С. 227-233.

3. Безуглова Н.П. Межкультурный менеджмент: разграничение и систематизация // Российский внешнеэкономический вестник. - 2011. - № 3. - С. 53-60.

4. Гапоненко А.Л., Савельева М.В. Новые тенденции в развитии современного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - С. 110-116.

5. Дементьева А.Г. Корпоративный центр в системе стратегического управления глобальным бизнесом / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова // Управленец. - 2018. - № 4 (9). -С. 66-73.

6. Долженко О.И. Стратегические альянсы и конкурентные преимущества ТНК потребительского сектора // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - № 3-2 (97). - С. 59.

7. Долженко О.И. Развитие бизнес-операций ТНК индустрии моды в условиях изменения поведения потребителей // Вектор экономики. - 2023. - № 1 (79).

8. Загребельная Н.С., Конина Н.Ю. Лидерство в менеджменте. В книге: Менеджмент // Конина Н.Ю., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. - Москва, 2016. - С. 315-342.

9. Конина Н.Ю. Фирма как объект менеджмента. Классификация фирм. В книге: Менеджмент // Конина Н.Ю., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. - Москва, 2016. - С. 60-88.

10. Конина Н.Ю. Методологические основы менеджмента. В книге: Менеджмент // Конина Н.Ю., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. - Москва, 2016. - С. 10-35.

11. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 566 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-53407327-0.

12. Кругова, М.С. Empresas españolas / М.С. Кругова, Д.П. Шутова. - 2-е издание, исправленное и переработанное, 2022. - 43 с.

13. Менеджмент // Конина Н.Ю., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. - Москва, 2016.

14. Овчинникова О.П., Гришин С.Е. Влияние неопределенности внешней среды на деятельность организации // Друкеровский вестник. - 2020. - № 3 (35). - С. 79-87.

15. Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Трансформация управления в экосистемной экономике // Друкеровский вестник. - 2021. - № 1 (39). - С. 5-18.

CHANGES IN COMPANY MANAGEMENT IN CONDITIONS OF ECONOMIC UNCERTAINTY AND TECHNOLOGICAL CHANGE

I.B. Dolzhenko, General Director DELTA CONSULTING LLC (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to changes in company management in conditions of economic uncertainty and technological change. A study of factors influencing the evolution of management was conducted. The directions of changes in the management of modern companies under the influence of technological changes have been identified. It has been established that organizational structures and relationships between companies are developing towards adaptability and flexibility. A trend of changes in the approaches of the corporate center to company management has been identified.

Keywords: management, firm, international company, organizational structure of management, object of management, forms and methods of management, flexibility, adaptability, coordination, knowledge management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.