Научная статья на тему 'Изменение конкурентных стратегий автомобильных корпораций Японии в послекризисных условиях'

Изменение конкурентных стратегий автомобильных корпораций Японии в послекризисных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / ЯПОНИЯ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ (ТНК)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев Павел Алексеевич

Глобальный финансово-экономический кризис оказал существенное влияние на развитие автомобилестроения в Японии. В статье проанализированы особенности антикризисного регулирования отрасли и изменения в корпоративных стратегиях японских транснациональных корпораций на внутреннем и зарубежном рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGE OF COMPETITIVE STRATEGY OF JAPAN AUTOMOBILE CORPORATIONS IN POST-CRISIS CONDITIONS

Global financial and economic crisis had essential impact on development of automotive industry in Japan. In the article features of anti-recessionary regulation of branch and change in corporate strategy of Japanese multinational corporations in the internal and foreign markets are analyzed.

Текст научной работы на тему «Изменение конкурентных стратегий автомобильных корпораций Японии в послекризисных условиях»

УДК 339.94

п.А. Королев ИЗМЕНЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ

АВТОМОБИЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ ЯПОНИИ В ПОСЛЕКРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Глобальный финансово-экономический кризис оказал существенное влияние на развитие автомобилестроения в Японии. В статье проанализированы особенности антикризисного регулирования отрасли и изменения в корпоративных стратегиях японских транснациональных корпораций на внутреннем и зарубежном рынках. Ключевые слова: автомобилестроение, Япония, автомобильная промышленность, транснациональные корпорации (ТНК).

Pavd Korokv CHANGE OF COMPETITIVE STRATEGY OF JAPAN

AUTOMOBILE CORPORATIONS IN POST-CRISIS CONDITIONS

Annotation. Global financial and economic crisis had essential impact on development of automotive industry in Japan. In the article features of anti-recessionary regulation of branch and change in corporate strategy of Japanese multinational corporations in the internal and foreign markets are analyzed.

Keywords: automobile produ^ion, Japan, automotive industry, multinational corporations.

К главным достоинствам автомобилей, производимых японскими ТНК, относятся надежность и качество. Эти компании занимают прочные позиции на мировом рынке автомобилей. Во многом это обусловлено организационно-техническим содержанием концепции японского менеджмента, включающего систему «Канбан», ориентацию исключительно на потребителя, комплексное управление качеством, методологию «опережающего мышления» и «участвующего управления», систему управленческого контроля и гибкость организационной структуры компании, а также другие инструменты, широко описанные в [4].

Автомобильные ТНК Японии, как и многие другие гиганты автомобильной промышленности, прошли длительный путь эволюции. В современных условиях автомобильные ТНК Японии занимают лидирующие позиции в рейтинге крупнейших производителей автомобилей мира [6]. В 2008 г. компания Toyota вышла на первое место в мире среди автомобильных компаний, впервые обогнав лидера - General Motors по показателю совокупного оборота, что также выразилось в достижении компанией лидерства в выпуске и реализации автомобилей. На протяжении последних лет компания General Motors была вынуждена сократить производство, тем самым освобождая место на рынке, которое занимают конкуренты, в первую очередь Toyota. Под влиянием глобального финансового кризиса последняя закончила 2009 г. с убытками, чего не наблюдалось с послевоенных времен, что, впрочем, позволило ей остаться лидером в мировом автомобилестроении [1]. В 2013 г. японскими автомобильными ТНК на внутреннем рынке было реализовано 4,56 млн автомобилей, а если учитывать грузовики и автобусы - 5,48 млн [7].

Важным этапом развития автомобильной промышленности Японии, оказавшим влияние на модификацию корпоративных стратегий автомобильных ТНК, явился глобальный кризис 2008-2009 гг. В результате кризиса был нанесен серьезный ущерб национальному автомобилестроению. Начался кризис с резкого сокращения экспорта автомобилей на рынки развитых стран. В результате объем производства автомобилей в 2009 г. сократился на 30 % и на 37 % в стоимостном выражении, а экспорт - на 46 и 40 % соответственно [11, с. 11-13]. Первая половина 2009 г. была связана с банкротством около трехсот компаний, напрямую или опосредованно связанных с автомо-

© Королев П.А., 2014

бильной промышленностью. В настоящее время эксперты оценивают восстановление автомобильного рынка лишь как начальное, и рассчитывать на коренное улучшение ситуации в ближайшие годы не придется. Япония (впрочем как и ни одна из автомобильных компаний) не достигла по объему производства автомобилей докризисных показателей [8, с. 18-19].

В период кризиса о банкротстве объявило 273 японских компании, большая часть которых занималась реализацией автомобильных компонентов, а также розничной и оптовой продажей автомобилей. Связано это было с невозможностью получения новых кредитов для финансирования своей деятельности. Только к осени 2009 г. удалось восстановить спрос на автомобили, что во многом было реализовано за счет общего улучшения конъюнктуры мирового рынка, а также благодаря мерам правительства Японии по стимулированию потребителей к покупке новых автомобилей. Характерно, что данные меры были предприняты в основном в отношении «экологичных» автомобилей. С 1 апреля 2009 г. по 30 апреля 2012 г. в стране был полностью отменен налог на покупку автомобиля (в размере 5 % от цены), а также налог на мощность двигателя (который взимался при прохождении техосмотра и покупке автомобиля) для автомобилей на биотопливе, электромобилей, гибридных моделей, автомобилей с газовыми и дизельными двигателями. Кроме того, предоставлялись субсидии на покупку «экологичных» автомобилей: при замене старого автомобиля на новый она составляла 3 тыс. долл. США, при покупке стандартного автомобиля - 1,5 тыс. долл., при покупке мини-автомобиля - 1,2 тыс. долл., при покупке новой машины без замены на старую - 600 долл. [2, с. 92] Эти меры принесли свои результаты, поскольку в настоящее время на «экологичные» автомобили в Японии приходится около 50 % всех продаж автомобилей, большая часть из которых - с гибридным двигателем [9, с. 2-4].

Очевидно, что правительственные меры способствовали сглаживанию влияния кризиса для автомобильных ТНК Японии. При этом следует отметить большие усилия самих компаний, которые сумели в результате кризиса заложить основы для будущего роста. В результате кризиса резко актуализировались необходимость учета в корпоративных стратегиях японских автомобильных ТНК по крайней мере двух ключевых тенденций развития мирового автомобилестроения:

— увеличение роли экологического фактора и расширение спроса на автомобили, безопасные для окружающей среды, что было связано с мерами, предпринимаемыми в развитых странах по экономии энергии и противодействию глобальному потеплению;

— снижение цен на автомобили, что было связано с появлением на рынке новых автомобилей, для которых были характерны низкие издержки производства и, соответственно, цены (например, в Индии) [10, с. 3].

В связи с этим японские компании намерены в ближайшем будущем наращивать объемы расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а также усилить работу по снижению издержек производства на основе налаживания более эффективной кооперации с производителями автомобильных компонентов. Уже в послекризисные годы капиталовложения японских автомобильных ТНК в сферу НИОКР составили до 26 млрд долл. [5]. Следует отметить, что высокий уровень НИОКР, осуществляемый японскими компаниями, подтверждается соотношением объемов экспорта и импорта ноу-хау и технологий: первый показатель в стране почти в четыре раза превышает второй. Если же рассматривать этот показатель в автомобилестроении, то, по оценкам И.П. Лебедевой, в последние годы платежи автомобильных компаний за импорт технологий не превышали 3 % доходов от экспорта технологий [2, с. 93].

В контексте анализа инновационной направленности японских автомобильных ТНК следует упомянуть о том, что важную роль, обеспечивающую лидирующие позиции в мировом автомобилестроении, играет не абсолютный прирост расходов на НИОКР, а уменьшение времени внедрения их результатов в производство. Японские ТНК опережают своих конкурентов из США и ЕС по целому

ряду осуществляемых технологических инноваций. Прежде всего, к ним следует отнести следующие.

1. Достижения в области качественных характеристик автомобилей с бензиновым двигателем с точки зрения объема выхлопных газов и расхода топлива. За предкризисный период 1997-2011 гг. пробег автомобиля из расчета на один литр бензина возрос с 12,6 до 19,9 км, т.е. расход топлива на километр пути снизился за указанный период на 36,8 % [12, с. 24].

2. Экологические стандарты Японии являются одними из самых жестких в мире, что в равной мере относится и к продукции автомобилестроения, на которую в стране приходится до 20 % выбросов углекислого газа в атмосферу. В последние годы предпринят ряд радикальных мер, направленных на снижение эмиссии углекислого газа. Достигший пиковой отметки в 2001 г. в размере 267 млн т, этот показатель последовательно снижался до 230 млн т [2, с. 23]. При этом основным направлением усилий японских ТНК явился рост эффективности использования топлива и дальнейшее расширение выпуска автомобилей, дружественных окружающей среде. Разработкой и производством экологически чистых автомобилей занимаются все ведущие автомобильные ТНК страны, но безусловным лидером здесь является Toyota со своей моделью гибридного автомобиля Prius. После кризиса активно начали разработку и производство гибридов Honda и Nissan [3, с. 90-91].

Автомобильные ТНК Японии стремятся занять лидирующие позиции в мире по производству экологически безопасных автомобилей, чему способствует активная поддержка со стороны правительства страны. В 2010 г. Министерством экономики, торговли и промышленности Японии была разработана «Программа развития производства автомобилей следующего поколения», поставившая в качестве амбициозных целей достичь доли экологически безопасных автомобилей в структуре совокупного объема продаж новых автомобилей на уровне 20-50 % к 2020 г. и 50-70 % к 2030 г. Приоритетными направлениями указанной Программы являются создание новых видов ионо-литевых батарей и механизмов их рециклирования, разработка принципиально новых видов топлива, уменьшение использования редкоземельных металлов в двигателях, улучшение качества транспортной инфраструктуры страны, установление более жестких международных экологических стандартов [11].

3. Утилизация автомобилей, отработавших свой срок. Для Японии, страны с большим парком автомобилей и малой территорией, эта проблема является весьма актуальной. В 2005 г. был принят закон о рециклировании, в соответствии с которым ответственность за утилизацию автомобилей была возложена на их производителей, а в случае с импортными автомобилями - на их импортеров. Для реализации собственно утилизации в стране созданы специализированный Центр рециклирования автомобилей, финансовую основу которого составляют расходы на рециклирование, заложенные в цене автомобиля и оплачиваемые потребителями на момент покупки. Работы же по рециклированию осуществляются частными компаниями, финансируемыми данным Центром.

Таким образом, японскими автомобильными ТНК был приложен ряд огромных усилий для развития автомобильной промышленности и повышения конкурентоспособности отрасли и укрепления ее позиций в мире в послекризисных условиях.

Библиографический список

1. Впервые с 1950-го Toyota закончила год с убытками [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/business/2009/05/090508_toyota_loss.shtm

2. Лебедева И.П. Автомобильная промышленность Японии: национальные особенности // Япония. Ежегодник. - 2011. - № 40.

3. Мировой кризис и Япония. - М.: АИРО-ХХ1, 2010.

4. Миуки Микадо. Особенности и основные черты японского менеджмента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://miuki.info/2012/12/osobennosti-i-osnovnye-cherty-yaponskogo-menedzhmenta/#more-19321

5. Результаты обследования положения в сфере НИОКР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.go.jp/data/kagaku/2010

6. Cable News Network.2012. Global 500 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://money. cnn.com/magazines/fortune/global500/2012/full_list/

7. December 2013 and Calendar Year 2013 Automobile & Motorcycle Statistics and Summary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jama-english.jp/statistics/production_export/2013/140131.htmlt automobile_production

8. Motor Vehicle Statistics of Japan. - Japan Automobile Manufacturers Association, 2013.

9. News from JAMA Asia, Vol. 36, September 2009.

10. News from JAMA Asia, Vol. 39, March 2010.

11. Next-Generation Vehicle Plan 2010 (Outline) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.meti.go.jp/english/press/data/pdf/N-G-V2.pdf

12. The Motor Industry of Japan 2010. - JAMA, 2010.

13. The Motor Industry of Japan 2013. - JAMA, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.