УДК 615.825
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У ГЛУХОНЕМЫХ СПОРТСМЕНОВ 13-15 ЛЕТ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕНИРОВАННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО И ВЕСТИБУЛЯРНОГО АНАЛИЗАТОРОВ
Г.Г. Худяков, В.А. Киприянов, A.B. Белоедов ЮУрГУ, г. Челябинск
Экспериментальная проверка эффективности использования специальных комплексов физических упражнений, направленных на повышение функций зрительного анализатора баскетболистов с нарушенными функциями слуха и речи в возрасте 13-15 лет, позволяет утверждать, что сенсорная тренировка оказала положительное воздействие на развитие остроты зрения, на увеличение объема поля периферического зрения и цветоощущение испытуемых.
Ключевые слова: спортсмены 13—15 лет с нарушенными функциями слуха и речи, сенсорная тренировка, вестибулярный и зрительный анализаторы.
Актуальность. Известно, что в выполнении сложных двигательных актов принимают участие все сенсорные системы, образуя сложный комплексный рецептор [7]. При выполнении спортивных упражнений роль анализаторов значительно возрастает [6]. Исследованиями ряда авторов [4, 8] установлено, что функции сенсорных систем подвергаются целенаправленной тренировке, в результате которой повышаются функциональные возможности сенсорных систем, растет чувствительность анализаторов, увеличивается устойчивость спортсмена к психическим и физическим нагрузкам.
Анализ действующих учебных программ ДЮСШ позволяет сделать выводы, что в ней не предусмотрены специальные занятия, направленные на тренировку зрительного и вестибулярного анализаторов [1]. Даже тренеры, работающие с параолимпийцами, признавая важную роль и значение анализаторов в осуществлении двигательной деятельности спортсменов, в своей тренерской практике не могут привести пример существования специального комплекса упражнений, либо специализированных методик тренировки зрительного и вестибулярного анализаторов [2, 3], что делает исследование динамики остроты зрения, объёма поля периферического зрения и цветоощущения у глухонемых баскетболистов старшего подросткового возраста актуальным и своевременным.
Организация и методы исследования. Базой исследования являлся баскетбольный клуб «Метеор» Челябинского филиала Всероссийского общества глухонемых. В ходе исследования, по стандартным и описанным в специальной литературе методикам [5], проводилось определение границ поля периферического зрения, остроты зрения и цвето-
ощущения у юных спортсменов, при этом учитывалась особенность спортсменов страдающих глухонемотой, связанная с их компенсаторным развитием.
Всего было обследовано 42 человека. Все подростки были мужского пола, в возрасте 13-15 лет и страдали глухонемотой. Сравнительный анализ исследования проводился между баскетболистами контрольной и экспериментальной групп. В контрольную группу (п = 20) входили респонденты, занимающиеся по стандартным программам занятия баскетболом [1] на базе СДЮСШОР № 8 г. Челябинска. В испытуемую группу (п = 22) -лица занимающиеся в секции баскетбола Всероссийского общества глухонемых г. Челябинска по нашей методике. Суть применяемой методики, в отличие от традиционных подходов, заключалась в применении авторских комплексов физических упражнений для развития зрительного и вестибулярного анализаторов юных спортсменов (табл. 1, 2).
Математическая обработка результатов исследования проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Excel 2003 и STATIS-TIKA v.6 с использованием общепринятых методов вариационной статистики. Определение достоверности различий (р) абсолютных показателей проводилось при помощи критерия Стьюдента (t), различия считались статистически значимыми при р < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение.
Согласно наблюдениям в констатирующей части исследований, исходную высокую оценку цветоощущения имеют 7 занимающихся испытуемой группы. Среди остальных 15 человек, 15 испытуемых имеют среднюю оценку. Средний показатель
Таблица 1
Комплекс упражнений для тренировки зрительного анализатора, используемый в подготовительной части тренировочного занятия
№ п/п Название упражнения Дозировка, мин Методические указания
1 На каждую пару три мяча. Игроки свободно перемещаются по всей площадке, при этом используя ведение мяча. Третий мяч передают друг другу различными способами передачи и ловли мяча 2-3 Контролировать мяч периферическим зрением; мяч передавать точно в руки партнеру; быть готовым к ловле мяча
2 Передачи в парах тремя мячами на месте и в движении 1-2 Выполнять встречное движение к мячу; вытягивать руки навстречу мячу
3 Упражнение выполняется в парах. У игроков три мяча. Игрок, владеющий одним мячом, подбрасывает свой мяч вверх, ловит летящий к нему мяч и возвращает его партнеру. Затем ловит мяч, подброшенный вверх 2-3 Мяч подбросить высоко вверх, чтобы успеть поймать мяч и выполнить передачу партнеру
4 Жонглирование двумя-тремя баскетбольными мячами или тремя-четырьмя теннисными мячами 1 Контролировать мячи периферическим зрением
Продолжительность комплекса - 8 минут.
Таблица 2
Комплекс упражнений для тренировки зрительного анализатора, используемый в заключительной части тренировочного занятия
№ п/п Название упражнения Дозировка Методические указания
1 Выполнить круговое движение головой сначала в одну сторону, затем в другую 3-4 раза Выполнять круговые движения в медленном темпе
2 Посмотреть вдаль перед собой - 2-3 с и перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с 6-8 раз Дыхание ровное, спина прямая, туловище расслаблено
3 Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть глаза 6-8 раз Спина прямая, плечи расправить, дыхание ровное
4 Следить глазами за опусканием, а затем подниманием руки на расстоянии 40-50 см от глаз Повторить 10-12 раз, меняя руки Опускать и поднимать руку очень медленно
5 Поставить большой палец правой руки перед глазами посередине на расстоянии 25-30 см от глаз. Смотреть на него двумя глазами 3-5 с, правым глазом (закрыв левый) 3-5 с, двумя глазами 3-5 с, левым глазом (закрыв правый) 3-5 с, двумя глазами 3-5 с. Затем сменить руку. Повторить цикл 2-3 раза Темп выполнения упражнения медленный с переходом на быстрый
Продолжительность комплекса - 8-10 минут.
оценки равен 6,72 баллам. У наблюдаемых контрольной группы фоновую высокую оценку имеют 8 юных баскетболистов и среднюю оценку - 12 спортсменов. Средний показатель равен - 5,97 баллам. При этом, по заключению врачей, следящих за здоровьем всех наблюдаемых респондентов при эксперименте, у юных баскетболистов обеих групп проявлялся компенсаторный характер поведения: большинство респондентов со средним балом цветоощущения были невнимательны, раздражены, растеряны. По итогам педагогического эксперимента высокую оценку уже имеют 12 занимающихся испытуемой группы. Среди остальных 10 человек,
все 10 испытуемых имеют среднюю оценку. Средний показатель оценки испытуемых этой группы составил 5,18 баллов. У наблюдаемых контрольной группы итоговую высокую оценку имели 9 юных баскетболистов и среднюю оценку - 11 спортсменов. Средний показатель равен - 5,72 баллам. По заключению врачей, следящих за здоровьем всех наблюдаемых респондентов при эксперименте, у юных баскетболистов обеих групп, хоть и проявлялся компенсаторный характер поведения, только 3 человека группы контроля были невнимательны и растеряны. Раздражительных респондентов в обеих группах не было.
Проблемы двигательной активности и спорта
Согласно итогам формирующего исследования, процент прироста показателей остроты зрения, объёма поля периферического зрения и цветоощущения у баскетболистов 13-15 лет с нарушениями функций слуха и речи изменялся у представителей разных групп наблюдения неоднородно (см. рисунок). Процент прироста показателей остроты зрения на правый глаз у респондентов испытуемой группы спустя год занятий по разработанной нами программе составил 5,7 %, у представителей группы контроля — 5,5 % (р < 0,001). Прирост показателей остроты зрения на левый глаз составил 7,6 и 6,7 % соответственно (р < 0,05).
перспективным для теории и практики адаптивного спорта.
2. Проведенный сравнительный анализ функционального состояния зрительного анализатора у наблюдаемых спортсменов показал, что у некоторых подростков 13-15 лет с глухонемотой имеются индивидуальные различия в показателях цветоощущения.
3. Сопоставляя данные испытуемой и контрольной групп, в рамках одного и того же тренировочного режима физических нагрузок, есть основания утверждать, что тренировка сенсорных систем оказала положительное воздействие на
60 -,
е с
□ контрольная В экспериментальная
Процент прироста показателей остроты зрения, объёма поля периферического зрения и цветоощущения баскетболистов 13-15 лет за период эксперимента
Процент прироста показателей объёма поля периферического зрения на правый глаз у юных спортсменов испытуемой группы составил 53,8 %, у респондентов группы контроля 33,3 % (р < 0,001). Прирост показателей объёма поля периферического зрения на левый глаз существенно меньше, 38,5 % и 25,0 % соответственно (р < 0,01).
Процент прироста показателей цветоощущения у обследуемых испытуемой группы спустя год занятий по нашей методике составил 20,4 %, у наблюдаемых группы контроля - 8,5 % (р < 0,001).
Выводы:
1. Тренировку зрительного анализатора следует рассматривать как дополнительную возможность в становлении спортивного мастерства юных спортсменов. Данное новое направление является
развитие остроты зрения, на увеличение объема поля периферического зрения и цветоощущение испытуемых.
Литература
1. Баскетбол: поурочная программа для специализированных детско-юношеских школ олимп. резерва и детско-юношеских спортивных школ. — М., 1996. -135 с.
2. Гурьев, A.A. Методика специальной физической подготовки для повышения координационных способностей и вестибулярной устойчивости волейболистов с учетом их морфофункциональных особенностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / A.A. Гурьев. -М.: ФГОУВПОМГАФК, 2010. - 18с.
3. Жерновников, В.М. Экспериментальное
обоснование методики начальной спортивной подготовки и ее влияние на формирование афферентных систем и навыков игровой деятельности у детей 11—13 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1995. -19 с.
4. Максутова, Г.И. Психофизиологические особенности детей от 4 до 10 лет с нарушением зрительной функции / Г.И. Максутова, Т.В. Попова // Гигиена и санитария. —№ 3. — 2006. - С. 56-58.
5. Могилев, Л.Н. Механизмы пространственного зрения / Л.Н. Могилев. — М.: Рифей, 2002. -132 с.
6. Тригуб, Н.И. Влияние физических нагрузок на взаимоотношения функций сенсорных систем
человека: автореф. дис. ... канд. биол. наук / Н.И. Тригуб. - СПб.: СПб ГАФК, 1997. - 24 с.
7. Фомин, H.A. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / H.A. Фомин. -М.: Теория и практика физической культуры, 2003.-383 с.
8. Чекирда, И. Ф. Комплексный метод оперативной оценки регуляции двигательной сферы и статокинетической устойчивости спортсменов на примерах юношеских, юниорских и молодёжных сборных России в различных видах спорта / И.Ф. Чекирда, А.Н. Корженевский // ФГОУ ГШВСМ-Центр подготовки молодёжных сборных команд России. — М., 2007. - С. 17-21.
Поступила в редакцию 30 июня 2010 г.