Научная статья на тему 'Изменение функциональности и структур беспилотных летательных аппаратов для гражданского назначения'

Изменение функциональности и структур беспилотных летательных аппаратов для гражданского назначения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
145
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
квадракоптер / БПЛА / дрон / аэросъемка / геодезия / стабилизация / топознаки / quadrocopter / UAV / drone / aerial survey / geodesy / stabilization / topographic signs

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Губарев С. А., Шин Е. Р.

В данной статье рассмотрено развитие беспилотных летательных аппаратов, а также внедряемые на их основе технологические новшества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Губарев С. А., Шин Е. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING THE FUNCTIONALITY AND STRUCTURES OF UNMANNED AERIAL VEHICLES FOR CIVILIAN USE

This article discusses the development of unmanned aerial vehicles, as well as technological innovations introduced on their basis.

Текст научной работы на тему «Изменение функциональности и структур беспилотных летательных аппаратов для гражданского назначения»

DO: 10.24411/2619-0761-2020-10020 УДК 351.02

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ И СТРУКТУР БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Губарев С.А. * Шин Е.Р.

Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, г. Белгород, Россия * E-mail: gubarev.sereja@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрено развитие беспилотных летательных аппаратов, а также внедряемые на их основе технологические новшества.

Ключевые слова: квадракоптер, БПЛА, дрон, аэросъемка, геодезия, стабилизация, топознаки.

В

Введение.

начале 21 века роль беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА) значительно возросла, чему способствовало появление новых лёгких и прочных композитных материалов; развитие микроэлектроники и микропроцессорной техники; систем распознавания на базе нейронных сетей и нейрокомпьютеров; микроконтроллеров, навигационных датчиков, приёмников-передатчиков радиосигналов, различных СВЧ-устройств, миниатюрных видеокамер и т.д.; разработка надёжных источников питания на основе литий-полимерных аккумуляторов, топливных элементов и др.; разработка новых типов электродвигателей, реактивных и поршневых двигателей; развитие спутниковых систем глобального позиционирования.

Сами БПЛА, как правило, гораздо дешевле пилотируемых самолётов и вертолётов; дешевле, чем подготовка лётчика, обходится и подготовка оператора беспилотной системы. Отсутствие пилота позволяет исключить бортовые системы жизнеобеспечения, уменьшить массу и габариты БПЛА, а также увеличить диапазон допустимых перегрузок и влияющих факторов. Большое значение имеет и фактор безопасности - потери беспилотных аппаратов не ведут к потере пилотов.

Назначение современных БПЛА не ограничивается только военной областью. Стремительно расширяется и сфера их гражданского применения в нефтегазовой

промышленности, на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве, связи и др. Полностью автономные беспилотные мобильные средства встречаются редко. Как правило, автономность не является стопроцентной: обычно оператор имеет возможность корректировать поведение аппарата или переводить его на ручное дистанционное управление [2].

Основная часть. В таком виде, какие они есть сейчас коптеры стали выглядеть примерно с 2006 г., это были модели производства Германии компании MikroKopter. Они имели ряд усовершенствований и опций, позволяющих достичь стабильности при полете, фиксации позиции и предназначались для профессионального использования. Девайс был оборудован 3 гироскопами, барометром и акселерометром. Чуть позже к нему добавили модуль GPS (рис. 1).

Рис. 1. Октокоптер компании MikroKopter Усовершенствование системы стабилизированной подвески позволило устанавли-в ать на коптер фото- и видеокамеру, чтобы при этом присоединенное оборудование

© ®

Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.

находилось в строгой фиксации, способствовало тому, что дроны начали массово и повсеместно продаваться.

Помимо этого, такой апгрейд значительно увеличил качественные характеристики аэросъемки с квадрокоптеров, и именно благодаря этой технологии они сегодня широко применяются в рекламных съёмках, киносъемках, военных разработках и прочих сферах.

Далее развитие дронов с четырьмя винтами имело 2 пути:

- изготовление полноценных устройств для видеосьемки - от недорогих игрушек до платформ для видеосъемки и других профессиональных сфер. Обычно, в комплекте идет аппарат и собственная линейка микроконтроллеров и программного обеспечения к ним;

- отдельное производство микроконтроллеров и программного обеспечения для них, которые можно адаптировать к самодельным или приобретенным в магазине коптерам, что дает возможность всем любителям моделирования дронов, самостоятельно сконструировать свой вариант системы.

По первому пути пошли такие ныне известные компании, как Gaui, DЛ, ХАпсгай и другие производители. Как правило, в их продукцию входит сам аппарат, собственная линейка микроконтроллеров и программного обеспечения к ним.

Во втором направлении особо отметились такие компании, как MultiWii, Kaptain-Кик, ArduCopter. При разработке своих микроконтроллеров они часто используют платы Arduino и разрабатывают открытый исходный код, давая возможность энтузиастам самим создавать свои варианты систем.

Китайский беспилотный летательный аппарат модели Xaircraft X650, производимый с 2010 года предназначен для осуществления аэросъёмки и аэрофотографирования местности, может применяться для выполнения наблюдательных и мониторинговых миссий, при этом, благодаря низкой стоимости, проект БПЛА оказался весьма перспективным, вследствие чего устройство продолжает активно производиться и по сегодняшний день (рис. 2).

Рис. 2. БПЛА модели Xaircraft X650 В 2012 году на рынок беспилотных летательных аппаратов вышла Российская кампания Геоскан с беспилотниками серии геоскан 101, 201, 401.

Геоскан 101 и 401 предназначен для выполнения аэрофотосъемочных работ сравнительно небольших территорий. За один вылет он позволяет снять до 4 квадратных километров с разрешением 4 см на пиксе л ь. При этом, за один день можно выполнить до 5...8 полетов (рис. 3).

Рис. 3. БПЛА Геоскан 101 В качестве полезной нагрузки может быть использована фотокамера Sony Alpha A5000 со стандартным объективом, со спектрозональным объективом для определения индекса NDVI, либо фотокамера Sony DSC-RX1, имеющая полноразмерную матрицу 24.7 Мпикс, 35-мм объектив и центральный затвор.

Для привязки результатов аэрофотосъемки могут быть использованы наземные топо-знаки, либо опционально устанавливаемый бортовой спутниковый приемник Topcon [1].

В 2013 году на рынок БПЛА поступил первый полностью доработанный квадроко-птер компании DJI - Phantom 1. Если сравнивать его с современными дронами, то он много в чём им сильно уступает. Но в свое время, он стал прорывом индустрии.

DJI Phantom 1 заточен под камеру GoPro, однако можно использовать и другую.

Тогда на рынке были плохо собранные, относительно дешёвые дроны, от малоизвестных компаний, а также имевшие огромные размеры и достаточно дорогие профессиональные БПЛА. Phantom 1, совместил преимущества дорогих аппаратов, и цену «дешёвых» (рис. 4).

Рис. 4. БПЛА DJI Phantom 1

Начиная с 2016 года компания DJI выпустила на рынок боле усовершенствованную модель квадракоптера Phantom 4. В ней были исправлены недочеты предыдущих моделей квадракоптеров данной серии и увеличены характеристики как полетные так и фото-, видеосъемки.

Пропеллеры на DJI Phantom 4 установлены открытого типа, что способствует снижению нагрева оболочки корпуса при резком разгоне или торможении во время полёта. Они крепятся при помощи нового механизма визуально напоминающего крышку от бутылки.

У Phantom 4 есть функция «следовать за объектом съёмки», 2 специальные камеры отслеживают преграды, мешающие нормальному полёту, а встроенный процессор рассчитывает путь их облёта.

На Phantom 4 установлена 4К-камера, способная запечатлеть различные моменты с качеством, не уступающим профессиональному кинематографическому оборудованию. Запись делается со скоростью 30 кадров в секунду, разрешением 1920*1080 пикселей со скоростью 120 к/с, что соответствует видео высокой чёткости (Full HD). Такой режим используется при записи плавного видео Slow Motion (рис. 5).

В камере есть 10 цветных профилей, что позволяет придать снятому сюжету практически любой вид: от режима Vivid - живой, колоритный, до Cine-D и D-Log, которые применяются профи при дальнейшей обработке видео.

Рис. 5. Квадракоптер DJI Phantom 4

На аппарате установлена асферическая линза новейшего образца с углом обзора в 94°, уменьшающая возможные искажения на 36 %. 4К-камера делает 12 Мп фотоснимки с поддержкой Adobe DNG RAW. Выдержка имеет диапазон 8-1/8000 с, ISO во время съёмки достигает 3200.

Значительно улучшена стабилизация, которая находится в постоянном контакте с системой управления полётом. Специальный объектив гиперфокального типа позволяет приблизиться к интересующему объекту на минимальное расстояние, сохраняя при этом стабильную резкость.

Аэрофотосъемочный комплекс Gemini созданный в конце 2019 года для оперативного картографирования, геодезических работ и кадастровой съемки, делает получение точных пространственных данных проще, быстрее и дешевле.

Встроенная камера Sony с разрешением 20,1 Мп обеспечивает высокое качество снимков, матрица которой при одинаковом количестве пикселей способна воспринимать в 13 раз больше света, что дает намного лучшее качество изображений даже при низкой освещенности.

Точность позиционирования, которую обеспечивает встроенный в GEMINI геодезический приемник Topcon B 111, известной японской корпорации, является еще одним ключевым преимуществом. Результат - погрешность на фотограмметрической модели равна 4 см, этот результат является очень существенным для профессиональных целей использования, также имеет сертификат подтверждающий это и официально используется на базе предприятий (рис. 6).

I

Рис. 6. Квадракоптер Геоскан Gemini Заключение. В результате оценки рынка БПЛА можно сделать вывод, что с каждым новым поколение квадракоптеров они становятся точнее за счет добавления в них различных модулей и совершенствования программных продуктов. На сегодняшний

день квадракоптеры способны проводить съемку значительных территорий и предоставлять данные не только в виде фотографий, но и привязывать их к координатам местности. Такие возможности положительно влияют на производство геодезических работ, так как сокращают время и трудозатраты на производство различного рода геодезических работ в различных отраслях жизнедеятельности человека.

Литература

1. Карякин В.Ф., Пири С.Д., Былин И.П. Инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания в строительстве. Белгород: Изд-во БГТУ, 2016. 88 с.

2. Большая российская энциклопедия [Эл. ресурс]. Режим доступа: https:// bigenc.ru/technology_and_technique/ text/4087725. (24.03.2020).

Контактные данные:

Губарев Сергей Александрович, эл. почта: gubarev.sereja@yandex.ru Шин Евгений Рудовикович, эл. почта: SiriusONE2008@yandex.ru

© Губарев С.А., Шин Е.Р., 2020

CHANGING THE FUNCTIONALITY AND STRUCTURES OF UNMANNED AERIAL VEHICLES FOR CIVILIAN USE

S.A. Gubarev*, E.R. Shnn

Belgorod state technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia

*E-mail: gubarev. sereja@yandex. ru

Abstract. This article discusses the development of unmanned aerial vehicles, as well as technological innovations introduced on their basis.

Keywords: quadrocopter, UAV, drone, aerial survey, geodesy, stabilization, topographic signs.

References 2. Bol'shaya rossijskaya enciklopediya

1. Karyakin V.F., Piri S.D., Bylin IP. In- [The Great Russian Encyclopedia][El. resurs].

zhenerno-geodezicheskie i inzhenerno- Rezhim dostupa: tap^MgrnaiW

geologicheskie izyskaniya v stroitel'stve technology_and_technique/text/4087725.

[Engineering-geodetic and engineering- (24 03 2020). (rus) geological surveys in construction]. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2016. 88 p. (rus)

Contacts:

Sergey A. Gubarev, gubarev.sereja@yandex.ru Evgeny R. Shin, Sirius0NE2008@yandex.ru

© Gubarev, S.A., Shin, E.R., 2020

Губарев С.А., Шин Е.Р. Изменение функциональности и структур беспилотных летательных аппаратов для гражданского назначения // Вектор ГеоНаук. 2020. Т.3. №2. С. 64-68. DOI: 10.24411/2619-0761-2020-10020.

Gubarev S.A., Shin E.R., 2020. Changing the functionality and structures of unmanned aerial vehicles for civilian use. Vector of Geosciences. 3(2). Pp. 64-68. DOI: 10.24411/2619-0761-202010020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.