62
Аграрный вестник Урала
№11 (53), 2008 г.
жизни (74,07 мм/см сут) и продолжает оставаться на высоком уровне до 60-суточного возраста (11,51 мм/см сут.).
В результате проведенных исследований нами установлено, что в динамике роста массы и длины отделов кишечника у изученных видов птиц наблюдается асинхронность. Согласно
проведенным гистологическим исследованиям рост массы кишечника у изученных видов птиц идет за счет увеличения толщины мышечной и слизистой оболочек кишок. Интенсивный рост оболочек идет в период интенсивного роста массы кишечника.
Васкуляризация кишечника у изученных видов птиц осуществляется ветвями чревной, общей брыжеечной и каудальной прямокишечной артерий. По результатам наших исследований основным источником кровоснабжения слепых кишок являются ветви трех артерий: краниальной, средней и каудальной слепо-подвздошных. Краниальная слепо-подвздошная артерия, у изученных видов птиц отходила от поджелудочнодвенадцатиперстной артерии, а у уток -в 40% случаев - от желудочно-двенадцатиперстной артерии. В среднюю часть подвздошной кишки от краниальной слепо-подвздошной артерии отходит у уток две ветви, а у кур от 4 до 6 мелких вето-чек, которые своими конечными разветвлениями анастомозируют с ветвями каудальной слепо-подвздошной артерии. Краниальная слепо-подвздошная артерия у уток и кур дихотомически делится на дорсальные и вентральные ветви, от которых отходят от 3 до 6 веточек в основании и 10-14 - в тело и верхушку правой слепой кишки. У курицы породы Ломанн белый, в отличие от
уток, краниальная слепо-подвздошная артерия, после деления на дорсальную и вентральную ветви продолжается к телу левой слепой кишки, где разветвляется на дорсальной и вентральной поверхностях.
Средняя слепо-подвздошная артерия отходит от поджелудочно-двенадцатиперстной артерии, у уток она непарная, васкуляризирует двумя-тремя веточками верхушку правой слепой кишки, тело и начальную часть подвздошной кишки. У кур породы Ломанн белый она парная, ее первая ветвь идет в тело правой и отдает 3-4 веточки в тело и верхушку левой слепой кишок. Вторая ветвь средней слепо-подвздошной артерии отдает две-три веточки в тело и 5-7 - в верхушку правой слепой кишки. У кур от ветвей средней слепо-подвздошной артерии отходят 10-14 веточек в среднюю и начальную часть подвздошной кишки. Где они анастомозируют у птиц с разветвлениями последней артерии тощей кишки.
Каудальная слепо-подвздошная артерия у изученных видов птиц отходит от общей брыжеечной артерии и делится на краниальную и каудальную ветви. Краниальная ветвь по ходу разветвляется дихотомически на подвздошную и правую слепую артерии. У утки подвздошная артерия отдает 7 веточек в среднюю и начальную часть подвздошной кишки, 7-8 веточек в тело и верхушку левой слепой кишки, а у курицы - две веточки в конечную часть подвздошной кишки и три ветви в основание правой и левой слепых кишок. Правая слепая артерия у уток отдает 10-12 веточек в основание и тело правой слепой кишки, а у кур две-три веточки в основание и шей-
Ветеринария
ку правой слепой кишки, 7-8 веточек к конечной части подвздошной кишки. Каудальная ветвь каудальной слепо-под-вздошной артерии у изученных видов птиц делится на восходящую и нисходящую ветви. Восходящая ветвь отдает 2-3 веточки в конечную часть подвздошной кишки и от трех до пяти веточек в основание левой слепой кишки. У курицы от нее отходит добавочная артерия в основание правой слепой кишки и конечную часть подвздошной кишки, где она разветвляется на три веточки. Нисходящая ветвь у изученных видов птиц двумя-тремя ветвями кровоснабжает основание левой слепой кишки. Конечными разветвлениями краниальная и каудальная слепо-подвздошные артерии анастомозируют на стенки правой слепой и конечной части подвздошной кишок.
Прямую кишку и клоаку васкуляри-зируют краниальная и каудальная прямокишечные артерии. Краниальная прямокишечная артерия отходит от каудальной слепо-подвздошной артерии и по своему ходу отдает у утки две-три, а у кур 4-5 веточек в илеоцекальную область кишечника и в начальную часть прямой кишки. Каудальная прямокишечная артерия, которая у изученных видов птиц отходит от срединной хвостовой артерии и делится на среднюю прямокишечную, отдающую пять веточек в среднюю и конечную части прямой кишки и начало клоаки, и клоакальную артерию, от которой отходит 4-6 веточек в конечную часть прямой кишки и отделы клоаки. Краниальная и каудальная прямокишечные артерии анастомозируют своими конечными разветвления на стенки прямой кишки.
Литература
1. Хрусталева И.В., Михайлов Н.В., Шнейберг Я.И. и др. Анатомия домашних животных / Под ред. И.В.Хрусталевой. -М.: Колос, 1994.
2. Бобылев А.К., Урюпина Г.М., Ходорев В.А. Возрастные и половые особенности роста и формирования органов пищеварения у гусей // Морфофункциональные основы продуктивности домашних млекопитающих и птиц: Сб. науч. тр. -Костромской СХИ. - Вып. 34. - С.150-158
ИЗМЕНЕНИЕ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРОВИ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА ПРИ СКАРМЛИВАНИИ МИНЕРАЛЬНО-ВИТАМИННОЙ ДОБАВКИ
С.Г. ПАНЫШ,
соискатель кафедры биотехнологии,
В. В. КОТОМЦЕВ,
доктор биологических наук, профессор,
Уральская ГСХА, г. Екатеринбург
Ключевые слова: показатель крови, крупный рогатый скот, экология, минерально-витаминные добавки.
Уральский регион располагает мощной алюминиевой промышленностью (Богословский алюминиевый завод (БАЗ), Уральский алюминиевый
завод (УАЗ)), обеспеченной собственной сырьевой базой. Выброс этими заводами загрязняющих веществ в атмосферу превышает допустимые ве-
личины по фтору.
По данным экологической отчетности Госкомстата, выбросы БАЗ в 2000 году составили 34 726,2 т, а в 2006 году "эта цифра достигла значения в 40 755,3 (увеличение на 14,1%).
A parameter of blood, large horned livestock, ecology, mineral-vitamin additives.
№11 (53), 2008 г.
Аграрный вестник Урала
63
В целях повышения качества жизни животных, нормализации обмена веществ в зоне с повышенным содержанием фтора необходимо разрабатывать и внедрять добавки, которые обладали бы сорбционными, ионообменными, витаминными свойствами. Один из вариантов решения этой проблемы - это введение в рацион минерально-витаминной добавки.
Наши исследования проводилась в 15-километровой зоне от Богословского алюминиевого завода.
Главным источником выделения вредных веществ в атмосферу являются основные производства завода: глиноземное и электролизное.
Опыты проводились на крупном рогатом скоте черно-пестрой породы разных возрастных групп в течение 154 дней. Телята с 2-месячного возраста, коровы 5-6 лет в зоне повышенного фтористого загрязнения были поделены методом парных аналогов на контрольные и опытные группы по 10 голов в каждой.
Витаминно-минеральная добавка состояла (в частях) из сорбента "БШ" -20 ч., сапропеля - 20 ч., лекарственных растений (иван-чай - 1 ч., крапива - 1 ч., малиновый лист - 1 ч., лабазник - 1 ч., березовый лист - 1 ч., рябина красная -
0,75 ч., арония - 0,75 ч., зверобой - 0,6 ч.), чага - 1 ч. и измельчённой хвойной лапки - 30 ч.
Контрольная группа телят и коров получала рацион, принятый в хозяйстве, опытная группа телят получала ежедневно дополнительно к рациону мине-рально-витаминную добавку в объеме 85 г один раз в сутки, опытная группа коров - 590 г в сутки.
Перед началом опыта и впоследствии 1 раз в месяц у 7 животных из каждой группы брали кровь в утренние часы (до кормления) из яремной вены для изучения. Биохимические исследования крови заключались в определении концентрации общего белка, альбуминов, глобулинов, холестерола, мочевины, креатинина, активность аспартатаминотрансферазы (АСТ), активность аланинаминотрансферазы (АЛТ), амилазы, уровня кальция (Са), фосфора (Р), общего билирубина.
Интенсивность свободнорадикального окисления липидов определяли по степени их перекисного окисления (ПОЛ). Содержание гидроперекисей и диеновых коньюгатов (ДК) высших ненасыщенных жирных кислот определяли методом Л.А. Романова с соавт., (1977 г.), пероксида-зы - по методу Т.С. Попова с соавт. (1977
г.), каталазы - по Баху-Зубковой (М.А. Королюк с соавт., 1988 г.).
Исследование перекисной резистентности крови проводили по А.А. Покровскому с соавт. (1964 г.), осмотическую резистентность эритроцитов (ОРЭ) определяли колориметрически по степени гемолиза эритроцитов периферической крови в 0,5% растворе хлористого натрия и оценивали в %.
Ежемесячно на протяжении опыта учитывали суточные удои коров, белок и жирность молока. Живую массу телят находили методом ежемесячного взвешивания, после чего вычисляли среднесуточный прирост.
При анализе полученного экспериментального материала мы установили, что скармливание минерально-вита-минной добавки телятам с 2-месячного возраста приводит к 154 дню опыта к увеличению общего белка на 24,2%, альбуминов - на 40,5%, а глобулинов - на 24,3%, по сравнению с контрольной группой телят. Концентрация креатинина на 108 день опыта повышается до 0,094 мМ/ л, наблюдается увеличение концентрации мочевины с 4,48 до 5,23 мМ/л (выше на 16,7%) и снижение активности амилазы до 24,17 ед./л (на 21,3%). Активность АСТ снижается на 33,9%, но повышается АЛТ на 30,4% по сравнению с исходными значениями. Увеличивается концентрация Са с 2,04 до 3,68 мМ/л, фосфора - с 0,71 до 0,98 мМ/л; повышается уровень холестерола на 7,6%, снижается концентрация в крови общего билирубина на 27% к концу опыта.
Введение в рацион телят с 2-месяч-ного возраста минерально-витаминной добавки приводит к усилению антиокис-лительной защиты растущего организма, что выражается в увеличении активности каталазы на 14,9%, пероксидазы -на 22,5%, в повышении уровня гемоглобина с 78 до 118 г/л по сравнению с контрольной группой, в снижении уровня средних молекул с 0,37 до 0,33 отн. ед., в повышении перекисной резистентности эритроцитов на 38,3%, снижении осмотической резистентности эритроцитов на 13,8% на 154 день опыта, в отличие от исходных значений. Наблюдается уменьшение концентрации диеновых коньюгатов в крови телят в динамике опыта с 0,55 до 0,49 мкмоль/мл. Уровень общих липидов на протяжении эксперимента нестабилен и в среднем выражается 0,16 г/л; повышается све-тосумма (с 14 136 до 15 123, т. е. на 7%), а также максимальная высота (на 30,6% к концу опыта).
Ветеринария
В среднем, за 154 дня опыта, живая масса теленка контрольной группы возросла с 54 до 100 кг (на 46 кг), среднесуточный прирост был равен 371 г. В опытной группе, соответственно, - с 59 до 119,5 кг (на 60,5 кг), а среднесуточный прирост был равен 488 г. За 154 дня опыта каждый теленок опытной группы дал дополнительно 14,5 кг привеса и имел среднесуточный прирост на 31,5% выше, чем в контрольной группе.
Скармливание минерально-вита-минной добавки коровам 6-8 лет вызывает повышение уровня альбуминов на 44-й и 79-й дни опыта с 37 до 50,75% и глобулинов - на 66,7% в этот же период.
В среднем по опыту, уровень креатинина повышается до 0,095 мМ/л (на 3,3%), наблюдается снижение концентрации мочевины с 5,14 до 4,65 мМ/л, увеличивается активность амилазы к 154 дню опыта на 21,8%. Снижается активность ACT с 0,52 до 0,43 мМ/л (на 17,3%) и АЛТ с 0,39 до 0,26 мМ/л (на 33,3%) по сравнению с исходными данными. Повышается концентрация кальция на 44-й и 79-й дни эксперимента с 2,32 до 4,55 мМ/л и фосфора - с 0,84 до 1,45 мМ/л, холестерола - на 8,2 %. К концу опыта снижается уровень общего билирубина на 32,6%.
Введение в рацион минерально-ви-таминной добавки коровам опытной группы приводит к повышению гемоглобина на 23,8%, повышению активности каталазы с 1,24 до 2,10 мккат/гНЬ и пероксидазы на 22,4%, снижению уровня средних молекул с 0,32 до 0,29 отн. ед., увеличению перекисной резистентности эритроцитов на 18,7% и осмотической резистентности эритроцитов на 23,5%. Наблюдается уменьшение концентрации диеновых коньюгатов в крови коров с 0,76 до 0,61 мкмоль/мл.
Перед началом опыта удои коров обеих групп были одинаковы. В опытный период, во все дни учета, молочная продуктивность, жирность молока и белок были выше в опытной группе. В среднем, за опытный период у коров контрольной группы суточный удой составил 11,30 кг с жирностью 3,3%, а в опытной группе - 12,7 кг с жирностью 3,6%, т.е. суточный удой у опытных коров был выше на 12,4%, а жирность -выше на 9%.
Экономическая эффективность применения минерально-витаминной добавки крупному рогатому скоту в условиях повышенного содержания фтора составила 4,7 рубля на каждый вложенный рубль у телят и 1,8 рубля у коров.
Литература
1. Авцын А.П., Жаворонков А.А. Патология флюороза. - Новосибирск: Наука, 1981. - 333 с.
2. Генкин А.М., Колмогорцева В.М. К механизму действия неорганических соединений фтора // Гигиена труда и профессиональных заболеваний в алюминиевой промышленности. - М., 1976. - Вып. 2. - С. 126 - 131.
3. Емельянов А.М., Любошевский Н.М., Джураев М.И. Профилактика флюороза у животных в зоне с повышенным содержанием фтора // Ветеринария, 1994. - № 10 - С. 11 - 13.