УДК 745 ББК 79.0
О.Е. Старцева
изделия ленинградского завода художественного
СТЕКЛА середины 1950-х - ПЕРВоЙ ПолоВИНЫ 1960-х гг. В собрании ЕЛАГинооСТРоВСКого дворца-музея
Рассматривается серийная и массовая продукция середины 1950-х - первой половины 1960-х гг. из заводской коллекции Ленинградского завода художественного стекла, переданная в 2000 г. Елагиноостровскому дворцу-музею. Также дан краткий исторический экскурс повседневной жизни советского человека в этот период времени.
Ключевые слова:
Елагиноостровский дворец-музей, Ленинградский завод художественного стекла, массовые изделия, повседневная жизнь, прикладное искусство, серийные изделия, стекло, хрусталь, художник.
Елагиноостровский дворец-музей1 обладает заводской коллекцией изделий одного из ведущих стекольных предприятий СССР - Ленинградского завода художественного стекла2. Коллекция была передана музею в 2000 г. в связи с закрытием завода. Коллекция уникальна, в её состав вошли не только авторские работы, но произведения серийного и массового характера, в которых отразилась история развития производства с 1940-х по 1990-е гг. Именно по сохранившимся экземплярам исследователи могут изучить технологию изготовления и декорирования предметов, рассмотреть и проанализировать творчество художника или мастера, а также получить представление о советской бытовой культуре.
Интересным и показательным материалом для исследования и изучения советской бытовой культуры середины 1950-х -первой половины 1960-х гг. являются серийные и массовые изделия Ленинградского завода художественного стекла этих лет. В истории Советского государства этот период был ознаменован большими достижениями в науке, технике, культуре, демократизацией многих сфер общественной жизни, улучшением материального благосостояния народа, экономическими и политическими реформами, инициатором которых выступил Н.С. Хрущев [6, с. 150].
Стержневой идеей для реформирования страны стало положение о строительстве в СССР коммунистического общества. Этой глобальной цели были подчинены многие нововведения второй половины 1950-х гг., в частности повышения зарплат и пенсий, сокращение продолжительности рабочей недели, снижение пенсионного возраста, рабочие получили возможность менять место работы и т.д. [6, с. 150]. В это время была выдвинута одна из грандиоз-
ных по своим масштабам программа жилищного строительства.
В стране началось строительство экономичного массового жилья, получившее в последствии название «хрущёвок»3. Это были пятиэтажные дома, в которых отсутствовали лифты и коридоры. Квартиры были небольшого метража с крохотными кухней и прихожей, с узкими дверными проёмами. Жилые комнаты с однообразной внутренней отделкой и высотой потолка менее 2,5 метров [9, с. 153]. Новое жилое пространство требовало и нового наполнения. «Минимизация» становилась фетишем домашнего быта советских людей.
В прошлое отошла громоздкая тяжеловесная мебель. Вместо нее появилась легкая фанерная секционная мебель (сервант, комбинированный шкаф «стенка», секретер, журнальный столик), которая продиктовала новые пропорции для изделий фарфора, фаянса и стекла. Таким образом, новый интерьер, отрицая культ громоздких вещей, уступил пространство человеку, пропагандируя простые и конструктивные новинки в бытовых предметах.
Изменилась и цветовая палитра в изделиях, вместо темных и насыщенных тонов, появились яркие и нежные тона. Новая цветовая палитра настраивала человека к мирному и радостному восприятию жизни, после долгих военных лет.
В связи с этими изменениями, происходящими в повседневной жизни советского человека, власти стали организовывать специальные выставки, где предприятия легкой промышленности демонстрировали лучшие образцы производства.
Одна из первых выставок прошла в Москве 1957 году - выставка «40 лет Октябрьской революции» [3, с. 5]. На этой выставке наряду с произведениями живописи и скульптуры широко были показа-
3 ю О
ны произведения народных промыслов и художественной промышленности. Следующей важной вехой была выставка образцов мебели для малогобаритных квартир в Новых Черемушках в 1959 г. [3, с. 5]. Значение этой выставки в том, что она поставила перед прикладным искусством вопрос о создании советского жилого интерьера в соответствии с требованиями новой архитектуры и характером новой мебели. Всесоюзная выставка «Искусство - в быт» в 1961 г. в Центральном выставочном зале в Москве явилась следующим шагом. На выставке был представлен весь диапазон продукции легкой промышленности. Организованная в виде фрагментов жилых интерьеров, в которых была расставлена «новая мебель, в сервантах стояли сервизы и вазы, столы были сервированы фарфоровой и стеклянной посудой. Окна оформляли декоративные ткани, а на стенах размещались эстампы и гравюры» [5, с. 70]. Задача организаторов была создать ансамбль бытовых предметов, найти взаимодействие разных предметов элементов обстановки. Зрители могли увидеть новый характер убранства новых квартир. Выставка пользовалась большим интересом, имела культурное и просветительское значение, демонстрируя достоинства новой эстетики быта для которой главным становится теперь простота и целесообразность.
В книгах, на страницах журналов и газет, на радио и в телепередачах начался разговор о вкусе и безвкусице в повседневной жизни, о способах формирования художественного стиля и проблемах эстетики в быту [9, с. 155]. В популярных и общедоступных журналах «Работница» и «Крестьянка», а также в специализированном журнале «Декоративное искусство СССР»4 читатели находили рекомендации по устройству и обстановке своих новых жилищ. Авторы статей рассказывали о новой мебели, о выпускаемой одежде и обуви, о предметах изобразительного и прикладного искусства, а также о способах украшения скромной повседневной жизни рядовых советских граждан. Например, журнал «Декоративное искусство СССР» советовал: «в современной комнате правильным будет поставить стол около стены, в стороне от центра комнаты. Если около стола установить шкаф с посудой и осветить это место отдельным светильником типа бра, то образуется законченный обеденный уголок, зона комнаты с определенным назначением, где все - и состав, и расстановка мебели -разумно, удобно, красиво. .. .Мы не советуем держать много посуды, скажем, весь сервиз
в серванте. Скромнее и красивее оставить на остекленных полках серванта, несколько предметов из сервиза, аккуратно их расставить, а остальные хранить в другом месте» [4, с. 44-45]. Или советовали «красить стены в северных комнатах в ярко-желтый и розовый оттенки для создания ощущения солнечного света» [6, с. 178].
Предлагаемые варианты обустройства квартир с определенным набором предметов должны были в итоге сформировать вкус советского человека.
В набор предметов, украшающих интерьер новых малогабаритных квартир, входили изделия из стекла и хрусталя, выполненные на стекольных предприятиях СССР, среди которых был и Ленинградский завод художественного стекла5.
В заводской коллекции, переданной Елагиноостровскому дворцу-музею, находятся образцы тех изделий, которые вошли в повседневную жизнь советского человека в этот период времени и в которых были отражены основные требования - простота, целесообразность и экономичность.
Выпускаемые заводом изделия делились на серийные и массовые, следовательно, роль художника на производстве зависела от характера выпускаемых изделий. При серийном выпуске художник руководил находящейся в его распоряжении экспериментальной бригадой высококвалифицированных мастеров и принимал непосредственное участие в изготовлении опытного образца-эталона, по которому в дальнейшем выпускались изделия целыми сериями. При массовом производстве, когда стеклянные предметы вырабатывались машинами, художник разрабатывал конструктивное решение изделий в виде шаблона.
Над созданием серийных и массовых изделий тогда работали Б.А. Смирнов, Ю.А. Мунтян, Е.В. Яновская, Л.Д. Смирнова, А.И. Маева, Х.М. Пыльд, Л.О. Юр-ген, А.М. Остроумов и А.А. Аствацатурьян. Ими были предложены различные новые модели ваз, разнообразные наборы и комплекты из бесцветного и цветного хрусталя с гравировкой, алмазной и широкой гранью, а также изделия из сульфидно-цинкового стекла.
Изделия из сульфидно-цинкового стекла были интересны по цвету. Этот вид стекла был изобретён в 1952 г. на заводе инженерами Е.И. Ивановой и А.А. Кирьё-неным. «Это стекло имело многие интересные свойства - легкую окрашиваемость в любые цвета, а главное - возможность получения заглушенности, причем очень широкой гаммы, от полной непрозрачности
Рис. 1. Комплект ваз «Бабочки». 1961. Художник Х.М. Пыльд.
Рис. 3. Сувенирный бокал «Летний сад». 1967.
Художник А.А. Аствацатурьян.
до легкой опаловости, почти прозрачности. Зависело это от температурного режима варки», так писала искусствовед Муза Михайловна Дубова [2, с. 166-167]. Такой вид стекла оказался созвучным современным принципам прикладного искусства, в котором важным средством художественной выразительности помимо простоты, являлся еще и цвет.
Художница Е.В. Яновская создала серию сульфидных ваз с различными цветовыми оттенками с декором, имитирующих «венецианскую нить»6. «На одном и том же изделии возникла щедрая красочная гам-
Рис. 2. Комплект для вина «Реснички». 1963. ХудожникЛ.О. Юрген.
Рис. 4. Ваза для цветов «Кристалл». 1967.
Художник А.М. Остроумов.
ма взаимосвязанных по тональности оттенков - от прозрачных лимонно-желтых до глухих темно-коричневых, перемежающихся линейным узором из тонких молочных нитей» [8, с. 38].
С наибольшим успехом с сульфидным стеклом работала художница Л.О. Юрген. Ее вазочки «Арбузик» (1961) были разнообразные по цвету и декору. В них выразительно был решен декор в виде цветных продольных или спиралевидных узких о полос, которые отличались четкостью и о густотой тона. Несмотря на яркость, ва- Ei зочки были камерными и гармонично о
вписывались в новые интерьеры жилых комнат.
Широко в быту употреблялся простой и целесообразный набор для завтрака «Кольца» (Л.О. Юрген, 1964) из этого вида стекла. Художница прибегла к легкому глушению поверхности изделий, заставив стекло излучать серебристое сияние. Стаканы были декорированы бледно-фиолетовыми переплетающими кольцами. На кувшине был оригинально решен слив, в виде сплошного стеклянного шарика, по которому жидкость лилась равномерной струей.
Многие модели новой стеклянной посуды в начале 1960-х гг. были простой конфигурации и окрашены в один полутон. В широкую палитру полутонов входили синие, красные, розовые, фиолетовые и сиреневые цвета. Нежные оттенки оживляли не только сам материал, но и форму сосуда. Художниками составлялись разнообразные комплекты из одинаковых по форме сосудов или ваз, в которых каждый предмет был наделен полутоном иного цвета. Как, например, цветной комплект художника Л.О. Юрген, исполненный в 1960 г. Десертный набор, состоял из семи предметов в виде полушаровидных чаш с алмазной гранью7, каждая из которых была иного полутона. Составлялись также винные наборы из бесцветного хрусталя с цветными вставками. Таков подарочный набор Х.М. Пыльд (1961). Графин, пять стопок и блюдо были украшены цветными синими, красными, желтыми, зелеными прямоугольными вставками, окаймленными острой алмазной гранью.
Удачными были опыты с включением в прозрачный материал нескольких полутонов в виде свободных, как бы случайных пятен, которые повышали декоративность тиражируемых изделий и придавали им характер оригинальной вещи. В этом направлении работала Х.М. Пыльд. Ее наборы для воды «Листочки» (1962) и комплект ваз «Бабочки» (1961, рис. 1) были украшены цветными пятнами, а для усиления их выразительности автор применяла алмазную грань, которая подчеркивала цветное пятно и вносила в общий облик изделия легкое мерцание на гранях перехода бесцветного хрусталя в цветной.
Все это разноцветие ставилось в серванты и на полки современных наборов мебели и создавало декоративный радостный эффект и воспринималось, как неповторимое произведение искусства. Нарядная хрустальная посуда в быту советского человека считалась праздничной. Наличие в доме
большого количества хрустальной посуды было роскошью и признаком достатка.
Особую популярность приобрели изделия, декорированные гравировкой8. Они были оригинальны по исполнению и индивидуальны по декору. Художниками Л.О. Юрген и Х.М. Пыльд была разработана линия тонкой и сюжетно разнообразной гравировки на тонкостенных хрустальных изделиях. Многие свои произведения они гравировали сами. В этой технике были выполнены комплекты для воды «Клеммы» (1963) и «Графический» (1965) Х.М. Пыльд, а также комплекты для вина «Реснички» (1963, рис. 2) и «Хвойный» (1962) Л.О. Юрген.
Наряду с графическими и растительными рисунками в гравировке появились композиции с архитектурными мотивами, с изображением фигур человека, зверей и птиц. Например, на гладких поверхностях бесцветных тонкостенных высоких бокалов и фужеров художника А.А. Аствацатурьяна, были изображены архитектурные памятники Ленинграда. Тема Ленинграда была одной из центральных тем художника. В фужерах «Виды Ленинграда» (1965) и сувенирных бокалах «Московский проспект» и «Летний сад» (1967, рис. 3), автором был тщательно продуман графический рисунок, который четко вписывался в форму предмета.
В 1960-е гг. произошел коренной пересмотр позиций художников по отношению к алмазной грани. Это было связано с отрицанием устаревших орнаментальных схем гранения стекла и хрусталя. Идеалом стала завершенная форма с гладкой шлифованной плоской поверхностью. Бездекорность и выразительность гладких поверхностей, поиск «чистой формы» были развиты на Ленинградском заводе художественного стекла художником А.М. Остроумовым. Его хрустальные вазы были толстостенными, устойчивыми, они обработаны крупными плоскостями, которые придавали изделиям архитектурную форму. Вазы для цветов «Клин» (1962), «Кристалл» (1967, рис. 4) вошли в серийный выпуск завода. «Хотя для предприятия изготовление недекоративных, гладких изделий из хрусталя невыгодно, так как видны дефекты при выработке, и образовывалось много брака. А в те годы на заводе это особенно не соответствовало ни экономическим условиям, ни технологической оснащенности. Остроумов в своих образцах предусмотрел все возможности производства и всю реальность воплощения замысла» [7, с. 12]. В данном направлении также работали Л.О. Юрген, Е.В. Яновская, А.А. Аствацатурьян. Они
создали ряд изделий, вошедший в ассортиментный ряд производства: Л.О. Юрген -ваза и блюдо «Горизонт» (1962), пепельница и сигаретница «Дымок» (1962), А.А. Аствацатурьян - ваза для цветов «Знойная» (1966) и Е.В. Яновская - штофы «Радуга» (1964), ваза для цветов «Подкова» (1966), ваза-сувенир «Флаг» (1966).
Анализ отдельных предметов декоративно-прикладного искусства становится одним из важных инструментов в иссле-
Описок литературы:
довании культуры и искусства советского периода. Елагиноостровский дворец-музей обладает неповторимой коллекцией, в которой представлены первоначальные образцы серийного и массового производства, созданные на заводе Ленинградского завода художественного стекла. Благодаря этой коллекции, мы можем проследить не только историю развития завода, но и узнать о вкусах и быте середины 1950-х - первой половины 1960-х гг.
[1] Советская повседневность 50-х - середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике. - Омск: ОГИС, 2010. - 234 с.
[2] Воронов Н.В., Дубова М.М. Невский хрусталь. Очерки основных этапов развития. - Л.: Художник РСФСР, 1984. - 288 с.
[3] Искусство - в быт. Выставка новых образцов изделий художественной промышленности // Декоративное искусство СССР. - 1961, № 6. - С. 1-10.
[4] Каменский Л. Мебель в вашей квартире // Декоративное искусство СССР. - 1961, № 1. - С. 43-45.
[5] Крамаренко Л. Художник. Материал. Форма. Отечественное декоративное искусство ХХ - начала ХХ1 века. - М.: МГХПА им. С.Г. Строгонова, 2009. - 220 с.
[6] Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003. - 340 с.
[7] Мастера Ленинградского завода художественного стекла. Адольф Остроумов. - СПб.: ООО «Типография НП-Принт», 2004. - 36 с.
[8] Рачук Е.Г. Советское сульфидно-цинковое стекло. - М.: Легкая индустрия, 1975. - 160 с.
[9] Российская повседневность: вторая половина XIX - начало ХХ1 века. - М.: КДУ, 2009. - 244 с.
1 Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVШ-XX вв. располагается на Елагином острове (Центральный парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова). Музей был основан в 1987 году. Дворец входит в единый дворцово-парковый ансамбль Елагина острова, который был создан в начале XIX в. архитектором К.И. Росси. В состав дворцово-паркового ансамбля также вошли служебные корпуса (Кухонный, Конюшенный, Оранжерея), парковые павильоны (Музыкальный, Павильон под флагом, Гауптвахта) и парк.
2 Завод вырос из небольшого экспериментального цеха при Дёминской зеркальной фабрике (позже Ленинградская зеркальная фабрика), располагавшейся на Дёминской улице, ныне ул. Профессора Качалова, 9. Инициаторами организации цеха были скульптор В.И. Мухина и инженер-химик Н.Н. Качалов. Перед ними была поставлена задача создать промышленные образцы советской стеклянной посуды, разработать современные техники варки и декорирования стекла, восстановить забытые технологии. Первые художественные изделия были сделаны здесь в 1940-1941 гг. Успешно начатая работа была приостановлена Великой Отечественной войной и возобновлена в 1948 году. Тогда Ленинградская зеркальная фабрика была реорганизована в завод художественного стекла (ЛЗХС), который стал всесоюзной экспериментальной базой по изготовлению уникальных, серийных и массовых изделий из стекла и хрусталя.
3 В 1953 году в одном из районов Москвы поточно-скоростным методом было возведено восемь первых пятиэтажных «хрущёвок».
4 В 1957 году вышел первый номер журнала «Декоративное искусство СССР».
5 С 1948 по 1966 гг. - Ленинградский завод художественного стекла именовался Ленинградским заводом художественного стекла и сортовой посуды. Для того, чтобы выделить свою продукцию Ленинградский завод художественного стекла, начиная с 1950-х гг. наклеивал специальные бумажные наклейки с обозначением фирменного знака завода. Наклейки были овальной формы красного, синего и зелёного цвета, обозначающие сорт продукции (красный цвет - 1 сорт, синий - 2 сорт, зелёный - 3 сорт). В центре наклейки - аббревиатура из четырех заглавных букв «ЛЗХС», над ними - «Ленсовнархоз» или «ГЛАВСТЕКЛО РСФСР». Внизу под буквами «ЛЗХС» - «РТУ-412-53». Последний номер обозначал год выпуска.
6 «Венецианская нить» - способ декорирования изделий с использованием тонких стержней молочного или цветного стекла, которые будучи вплавленными в стеклянную массу, образуют рисунок как по всему стеклу, так и в отдельных его частях.
7 Алмазная грань - механический способ обработки поверхности стеклянных изделий путем нанесения на нее глубоких порезов крупным вращающимся абразивным или железным колесом.
8 Гравировка - способ декорирования поверхности стекла путем процарапывания острым инстру- 0
ментом. ™
о о
Э ю О