Научная статья УДК: 745
https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-376-388
ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕХА И КОЖИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ СЕВЕРА
Наталья Михайловна Ведерникова
Независимый эксперт по нематериальному культурному наследию, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Изделия из меха и кожи рассматриваются как наиболее значимый вид бытовых и художественных ремесел в традиционной культуре ненцев и хантов, отражающий взаимосвязи природной и культурной среды. В статье использованы материалы экспедиций автора в Ненецкий автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Ключевые слова: олень, чум, изделия из меха и кожи, традиции, декор, орнамент
Для цитирования: Ведерникова Н.М. Изделия из меха и кожи в системе культурных ценностей народов Севера // Наследие и современность. 2023;6(4):376- 388. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-376-388.
Original article Historical Sciences
https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-376-388
FUR AND LEATHER PRODUCTS IN THE SYSTEM OF CULTURAL VAUES OF THE NORTH PEOPLES
Natalia M. Vedernikova
Independent expert on intangible cultural heritage, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Fur and leather products are regarded as the most significant type of household and artistic crafts in the traditional culture of Nenets and Khants, reflecting the relationship between the natural and cultural environment. The article is based on materials from the author's expeditions to the Nenets Autonomous Okrug and the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug.
Keywords: deer, chum, fur and leather products, traditions, decor, ornament
For citation: Vedernikova N.M. Fur and leather products in the system of cultural values of the North peoples. Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2023;6(4):376-388. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-376-388.
© ФИО, 2023 © Heritage and Modern Times, 2023
В традиционной культуре народов Севера ярко прослеживается тесная связь искусства и быта, природных материалов, техник их обработки и декорирования, сохранение в орнаменте мировоззренческих начал -всего того, что составляет основы традиционного ремесла и народного декоративно-прикладного искусства. Традиционные ремесла ненцев и хантов, проживающих в условиях тундры и лесотундры, дают тому убедительное подтверждение.
«В понимании ненцев тундра не имеет определенных границ и не измеряется вширь, - замечает исследователь культуры самодийцев и угров А.Н. Головнев. - Одной из её мер является бесконечный путь, другой - жизнь, а третьей - высота. Может быть, действительно, высотой удобнее всего измерять «неизмеримую даль» [1, с. 230].
Главными приметами жизни в этом пространстве становятся олень и чум. Олень в материальной и духовной культуре народов Севера занимает знаковое место. По легенде верховный бог Нум сначала на земле создал оленей, причем домашний и дикий жили вместе. «На них нападали волки, тогда часть оленей решила идти к человеку. Другая часть была не согласна. Тут они разделились. И олени пришли к человеку, который потом стал их запрягать» [1, с. 120].
Олень определил специфику мужских и женских работ, формы жизни (кочевье), способы передвижения. С оленем связаны сезонные разграничения года (время отела, роста оленей, гона, выбраковка и снятие шкур). Олень - основной источник пропитания. Шкуры оленя материал для изготовления почти всех необходимых вещей. Олень занимает ведущее место в основных обрядах жизненного цикла людей рождении, смерти, календарных праздниках, жертвоприношениях. Олень - символ богатства, щедрого дара, мерило силы, выносливости, красоты. Это отражено в языке, фольклоре, изобразительном искусстве, народных ремеслах, представленных, главным образом, изделиями из меха. Как пишет А.В. Головнев: «...человек живет с оленем, благодаря оленю, подобно оленю» [1, с. 221].
Другим визуальным образом тундры предстает чум, воплощающий дом, тепло, семью. Это особенно ярко прослеживается на рисунках детей народов Севера, на которых изображение оленя и чума становятся образами тундры, как родной земли, в ее визуальном, содержательном и эстетическом восприятии (рис. 1).
В традиционных ремеслах эта мировоззренческая сущность национальных культур, связующая природу, производственно-хозяйственную деятельность человека и бытовую среду проступает особенно ярко.Одним из самых распространенных бытовых и художественных ремесел Севера и Сибири является изготовление изделий из меха и кожи. Этот вид традиционного ремесла, само существование которого определено потребностями быта, получил развитие не только у тундровых ненцев, но и у «лесных» ненцев, проживающих в лесотундровой зоне, а также у хантов и других народов Севера и Сибири, занимающихся оленеводством и охотой (нганасаны, эвенки, долганы, юкагиры. чукчи, коряки и др.).
Рисунок 1 - «Девочка на нарте». Олеся Яркова, 10 лет. Салехард.
Рисуют дети Ямала. М. Институт Наследия, 1996
В условиях Крайнего Севера шкуры оленя стали универсальным поделочным материалом для изготовления самых необходимых бытовых вещей: ими покрывают чум, их стелют на пол, на нарты, из шкур шьют одежду и обувь, головные уборы, сумки для перевозки клади, сумки для рукоделия. Перечень традиционных изделий из меха и кожи включает в себя и множество других изделий - коврики, оленью упряжь, арканы, ремни, обрядовые вещи, такие как бубны, и др. Оленьи жилы в руках мастерицы становятся нитками, а длинный подбородный волос - материалом для вышивок.
Изготовление изделий из меха относится к сфере женского ремесла и охватывает все стадии работы с оленьей шкурой: ее обработку, подготовку нитей из спинных сухожилий оленя, шитье одежды, ее декорирование. Непременная принадлежность каждой женщины - сумка для рукоделия, где мастерица хранит кусочки камуса (шкурки с ног оленя) для орнаментов, отделочный мех, жильные нитки, в специальной игольнице - набор иголок и наперсток. Изготовление изделий из меха, их украшение входят в систему народного трудового воспитания. Для девочки, когда она начинает шить, делают небольшую сумочку (ненец. - тучейку). Эта традиция сохраняется и поныне, передаваясь по женской линии - от матери к дочери.
Первой ступенью в работе с мехом является выделка шкуры, превращающая ее в поделочный материал. Это один из самых трудоемких этапов работы, но вместе с тем очень важный, поскольку в процессе выделки выверяются поделочные и эстетические свойства данного материала, его пригодность для изготовления тех или иных изделий.
Ручная выделка производится в соответствии с традиционной технологией - применения нехитрых приспособлений: досок, специальных скребков; для размягчения мездры используют природные биологические материалы (у каждого из северных народов существуют свои традиционные рецепты выделки шкур, например, содержимое желудка оленя,
труха сгнившего дерева, экскременты животных и др.). В современных мастерских для обработки шкур используют химические реактивы.
Оленья шкура - лишь общее название материала, с которым работает мастерица. При шитье, в первую очередь, учитываются поделочные свойства шкуры - мягкость, пластичность, качество шерстяного покрова. Особую ценность представляют шкурки молодых телят разных возрастов, которые употребляются для изготовления одежды для детей, подкладок головных уборов и рукавиц, выделки первосортной замши. Из шкур шестимесячных телят, имеющих плотную мягкую и густую шерсть, шьют верхнюю одежду. Шкура взрослого оленя служит постелью в жилище, используется для шитья спальных мешков, а также верхней рабочей одежды.
Л.И. Чубарова, художник, знаток искусства северных народов, специалист по работе с мехом и кожей, обратила внимание на то, что мастерица, приступая к изготовлению одежды, разложив шкуру, соотносит ее с телом человека: шкура с головы оленя пригодна для шитья головных уборов, спинная часть шкуры - для плечевой одежды (малиц, женских шуб, детских комбинезонов и т.п.), шкуры с лап - материал для обуви, мужской и женской. Щетки - подкопытный мех, позволяющий оленю не скользить по снежному насту, используется для подбивки лыж.
Из ровдуги - замши из оленьей шкуры изготовляется летняя одежда и обувь, сумки, кошельки и др. Обычно ровдуга окрашивается отваром ольхи или березовой коры, приобретая коричнево-золотистый цвет. Таким образом, в работе со шкурой оленя можно видеть рациональное и полное использование этого уникального природного сырья, который предоставляет мастерице как бы различные виды материалов, отличающиеся прочностью, эластичностью, тепловыми свойствами и декоративностью.
Шитье одежды как исконное домашнее ремесло, сохраняющее глубинные традиции, подтверждается особыми приемами обмера шкур при крое, которыми народные мастерицы пользуются и сегодня. Ладонь и пальцы на руке становятся универсальными модулями измерения материала, позволяющими достаточно точно изготовить изделие нужного размера.
«Шить приходится много - всю жизнь, - замечает исследователь культуры самодийцев А.В. Головнев. - Не считая покрышек чума, обуви, шапок и многого другого, одних только малиц у мужа должно быть три-четыре. Самой женщине положено иметь четыре-пять ягушек: праздничную, повседневную, самую легкую (для ношения летом), совсем старую (для работы у печи), ночное покрывало для мужа, запасную (что лежит в нарте)» [1, с. 218]. Исследовательница традиционного искусства хантов А.М. Сязи также отмечает, что у хантыйских женщин есть несколько одежд: для дальних поездок: длинные шубы из толстых шкур, такие шубы носят и во время сильных морозов; шубы из шкур средней толщины, надевают во время каслания (переездов), поскольку женщине приходится нередко соскакивать с нарт, бежать по снегу. Помимо этого, есть «шубы для
сна», а также (обычно ношеные) шубы для заготовления дров, для повседневной носки на улице, работ близ чума [2, с. 30].
От умения мастерицы работать со шкурами оленя понимания пластичных и декоративных свойств материала, зависит и качество изготовляемой вещи, и ее красота. Первое, что обращает на себя внимание -это подбор меха по цвету, длине ворса. В зависимости от того, какая вещь задумана, мастерица подбирает шкуры однотонных или же контрастных цветов. Использование в женской и мужской верхней меховой одежде шкур, сходных по цвету, структуре и качеству волоса, создает в готовом изделии впечатление цельной меховой пластины. Одежда из шкуры белого оленя считается наиболее нарядной, что соотносится с особым почитанием белого оленя. При подборе пестрых шкур часто достигается живописный эффект, что особенно видно в одежде коряков.
Широко используемым декоративным приемом в работе с мехом служит цветовой контраст обычно белого (серого) и коричневого меха. В женской зимней одежде меховые шкуры с изнаночной стороны по цвету обычно контрастны лицевой части одежды. Тот же принцип виден в соединении камусных пластин при шитье обуви, в декоративных отделках головных уборов, сумок и ковриков, в которых соединение светлых и темных кусочков меха служит основой построения орнамента и художественной композиции всего изделия (рис. 2 и 3).
Отделка мехом пушных животных (собаки, росомахи, песца, ондатры, лисы) шапок, ворота несет в себе не только прагматическую функцию дополнительной защиты от ветра и мороза, но и придает изделиям художественную завершенность. Опушка как важный элемент декора присутствует и в оформлении сумок, ковриков и других изделий.
Традиционная одежда - мужская и женская в максимальной степени отвечает местным климатическим условиям и удобству в работе, что определено ее конструкцией и кроем. Эта во многом объясняет многообразие культур северных народов, особенности одежды, ее приспособленности к местным условиям [3, с. 36-62; 4, с. 64-86; 5, с. 200-208].
Рисунок 2
- Меховая обувь. Ямало-Ненецкий автономный округ (фото автора)
Рисунок 3 - Сумка для клади. Ямало-Ненецкий автономный округ (фото автора)
Малица ненца-оленевода (глухая одежда, мехом внутрь, чуть ниже колен с пришитым капюшоном и рукавицами), не стесняющая движений, позволяет свободно передвигаться, удобна в работе с оленями. «Гусь» - глухая одежда мехом наружу, с капюшоном, длиной намного ниже колен надевается поверх малицы в сильные холода и во время кочевий. Женская одежда (ягушки) ненцев и хантов, живущих в таежной зоне, заметно короче аналогичной одежды тундровых ненцев, которые на стойбище носят длинные распашные шубы (мехом внутрь и наружу), служащие надежной защитой от мороза и ветра, а в чуме - теплым одеялом.
В традиционной культуре народов Севера и Сибири прослеживаются хорошо видимые взаимосвязи человека и среды проживания. Ненец-оленевод в короткой малице, подпоясанной ремнем, в высоких меховых сапогах с узкими голенищами невольно вызывает сравнение с оленем, а ненка в долгополой шубе, меховом капоре, опушенном песцом, ассоциируется с домом - чумом, символизирующим тепло, защищенность. Чум (по мнению Головнева) служит самой верхней одеждой для кочующей семьи, а одежда -«маленьким чумом». Когда оленевод, слегка сгорбившись и расставив ноги, сидит на нарте, он силуэтом напоминает чум. Зимняя одежда надевается в той же последовательности, что и покрышки чума: сначала обращенная мехом внутрь малица, затем широкий, мехом наружу, совик-гусь. Из двух слоев, внутреннего и внешнего, состоит и обувь [1, с. 209]. Так, олень - чум -человек, предстают как звенья единой цепи, определяющей особенности традиционной культуры народов Севера.
Богатство и разнообразие национальных культур проявляется в региональных вариантах изделий одного типа. Об этом убедительно пишет А.М. Сязи, рассмотрев локальные варианты традиционной одеждыхантов [2, с. 49-108], проживающих в районах Приобья и Приуралья. Эти различия ярко видны и в сравнении женской меховой одежды малоземель-ских ненцев (Архангельская область) и ямальских ненцев. Паница - женская меховая одежда малоземельских ненцев (канинских и тиманских, Архангельская обл.), как и ягушка ямальских ненцев, представляет собой распашную шубу, но при этом имеет характерные отличия: подол шубы
декорирован двумя вставными широкими пластинами из шкур лисы или собаки, а спинка и нагрудная часть украшена крупным мозаичным орнаментом (рис. 4 и 5).
! у^^К
Рисунокк 4 - Женская зимняя шуба. Ямало-Ненецкий автономный округ (фото автора)
Рисунок 5 - Женская зимняя шуба. Ненецкий автономный округ (фото автора)
Различия в одежде могут быть следствием межнациональных контактов, определивших культурные заимствования. К примеру, зимние головные уборы ненцев Ненецкого автономного округа Архангельской области, по всей видимости, заимствованы у саамов, некогда проживавших на территории, простирающейся далеко на восток, вплоть до берегов Печоры. У женщин - это высокая шапка из оленьего меха, с верхним горизонтальным швом, по которому выпущены широкие полосы цветного сукна, или высокая меховая шапка с цилиндрическим дном, которую носят и мужчины (заметим, что у сибирских ненцев женский головной убор - это меховой капор, который шьют из шкуры головы оленя) [6, с. 112]. Ненецкий гусь - шуба с капюшоном глухого покроя мехом наружу, выполненная из грубых оленьих шкур, получила распространение у многих сибирских народов, как наиболее удобная при переездах. У камчатских эвенов, проживающих на севере полуострова, традиционная одежда распашного типа, по наблюдениям этнографов, стала заменяться корякской кухлянкой.
Изделия из меха и кожи северных мастериц - яркий пример народного творчества, в котором бытовые и декоративный функции тесно взаимосвязаны. Исследователь народного бытового искусства В.С. Воронов писал: «Круг вещей обусловлен основными потребностями климата, пола, хозяйства, ремесла, труда; это... продукты сурового и трезвого бытового порядка. Несложный жизненный уклад сказочно обогащен искусством, ибо каждая вещь, входящая в этот небольшой и стесненный круг, служит объектом художественного внимания и труда» [7, с. 37]. Свои выводы о природе народного художественного ремесла В.С. Воронов сделал, изучая художественные памятники русского крестьянского искусства. Но они оказались справедливы при рассмотрении художественных ремесел самых разных народов, в том числе народов Севера, в культуре которых глубинная связь традиционных ремесел с природной и бытовой средой проступает особенно ярко.
Художественная выразительность изделий, их композиционная завершенность определяется не только их конструктивными особенностями. подборкой меха, опушками. Особую красоту изделиям придают орнаментальные вставки, которые всегда согласованы с общим строем одежды.
Орнамент сибирских народов, как в прошлом, так и в настоящем в наибольшей степени сохраняет свою «знаковость», то есть представляет знаковую систему, передающую жизненно важную информацию: этническую, родовую, региональную принадлежность человека, а также его половозрастные особенности, социальный статус, ситуацию, в которой он находится (одежда повседневная, праздничная, обрядовая). Исходным материалом для передачи информации служит природа во всем ее многообразии, выявляя характер взаимоотношений людей с окружающим миром.
Основной способ орнаментации меховых изделий - мозаика, основывающийся на соединении контрастных по цвету кусочков камуса
(шкурки с ног оленя). В мозаичном геометрическом орнаменте фактура и цвет камуса используются как средство графической прорисовки узоров. Наиболее традиционными орнаментальными формами являются полосы, круги, квадраты, треугольники, ромбы, ломаные линии в их многочисленных вариациях. Мозаичный геометрический орнамент в наибольшей степени сохранил свои древние основы в построении рисунка и наделении его особым содержанием. Однако мозаичный узор никогда не стремится к точному воспроизведению исходного объекта, отраженного в названии. Это своего рода знаки-символы определенных образов - мифологических, зооморфных, природных, бытовых, расширяющих наше представление о взаимосвязях природы и человека.
Орнамент складывается из повторяющихся мотивов, каждый из которых имеет название и обычно служит отделкой определенного вида изделия. При кажущемся сходстве мозаичных фигур у каждого из сибирских народов орнамент обладает своей спецификой, которая находит свое выражение в распространенности тех или иных мотивов, их комбинации, месте расположения на изделии, во введении дополнительных элементов декора (кисточки, ремешки и др.) [2, с. 109-115; 3, 4, 5, с. 205-206].
У ненцев и хантов на всей территории их проживания наиболее часто используемым является мотив «оленьи рога» в его различных модификациях («маленького оленя рога», «рога большого хора», «рога лесного оленя», «сломанные рога» и др.). Орнаментом «оленьи рога» не украшали обувь: «нельзя топтать оленя и его голову» [2, с. 112]. Орнаментом «ножки оленя» орнаментировали одежду, женские шапки и меховые сумки.
Множество орнаментов в культуре сибирских народов связаны с изображением водоплавающих и таежных птиц, а также животных и растений. Со многими из них связаны поверия и обычаи. У хантов это «шея утки узор», «выводок утят узор», «большой чайки крыло», «гусиное крыло», «хвост глухаря» и др. [2, с. 236-237]. Мотивы «щучьи зубы» (другое название «чумики») в виде треугольничков часто сопутствуют основному, более сложному мотиву. В украшении изделий для детей часто используются узоры «головки» и «заячьи уши». Последний связан с почитанием хантами одной из богинь, которая в фольклоре описывается как «покровительница в шапке из зимнего заячьего меха». Мотив «заячьи уши» популярен и у ненцев, проживающих на о. Колгуев. Орнаментом «лисий локоть» ханты часто украшают женскую обувь. Орнамент «зуб белки» встречается на маленьких сумках. У южнообских хантов береза, как и лиственница, относится к сакральнойсфере, с этими деревьями связан ряд обрядов и обычаев, что отразилось и в орнаменте, мотивы которого получили название «березовая ветка», «ветвистая ветка березы» и др. [2, с. 114]. В Приуральской тундре мужскую обувь (кисы) часто украшают орнаментом «волчий капкан».
Особого отношения к себе требовал орнамент, изображающий части тела медведя, предписывающий ряд непреложных правил. Вещи с
этим орнаментом должны почитаться, их не смеет носить женщина во время беременности, в этих вещах нельзя ходить на кладбище и священные места. На детской одежде они служат оберегом. Чаще всего «медвежьи» орнаменты украшают мужскую одежду хантов. Ими отделывают рукава малицы, подол, капюшон и рукава парки [2, с. 111].
У хантов, отмечает Сязи, существует много преданий и легенд о мамонте, изображение которого в списке орнаментов значится как «подземного зверя рога». Упоминание мамонта отмечено и в культуре нганасан. Меховая обувь нганасан, имеющая широкие мягкие головки стоп и объемные голенища, по словам одной из нганасанских мастериц, «это ноги мамонта». Возможно, и традиционная ровдужная парка нганасан со множеством длинных свисающих со спины и груди узких кожаных лент навеяна представлениями о мамонтах, некогда населявших Таймыр.
В декоре изделий северных народов часто видим розетку, спирали, ромбы - знаки солнца. У саамов солнце изображалось как четырехугольник (ромб) с отходящими по углам нитями - знак того, что власть солнца распространяется на всю землю [8 с. 143]- Этот орнамент можно видеть на изделиях ненецких мастериц Архангельской области. Композиция большинства кума-ланов (круглых меховых ковриков), представляющая собой круг с отходящими от центра треугольными клиньями, которые чередуются по цвету (темный и светлый), также вызывает ассоциации с солнцем (рис. 6).
Рисунок 6 - Коврик (кумолан). Эвенки (фото автора)
Человек, дом (чум) как главная жизненная ценность, присутствуют в орнаменте многих сибирских народов, получая специфические изображения. Из них наиболее популярен ромбовидный узор, имеющий назва-
ния «чум» («чумик»), «голова», «головешки», «мужская голова» («двойные головешки»), «женская голова» («одинарные головешки»), которым украшают женские шубы (ягушки) и обувь (кисы) [5, с. 205-206].
Исходный смысл того или иного орнамента может быть забыт или получить другое название, но культурная традиция украшения изделий у каждого из народов тем или иным видом орнамента оказалась чрезвычайно устойчивой, сохраненной до наших дней. С.В. Иванов свое исследование назвал «Орнамент народов Сибири как исторический источник» (1963). Считая орнамент важнейшим элементом культуры народа, он показал, что при всей своей устойчивости орнамент способен к изменениям, которые могут указывать на происхождение народа, его родственные и культурные связи, культурные контакты. Вместе с тем орнамент всегда сохраняет функцию декора - украшения вещи, в своей стилистике следуя особенностям материала, композиционному строю изделия в целом.
Декоративно-прикладное искусство народов Севера, при всей своей архаичности и консервативности, на протяжении веков изменялось в результате контактов с соседними народами. Культурные пересечения находим в искусстве ямальских ненцев и северных хантов, саамов и северных коми, береговых чукчей и эскимосов, чукчей и коряков, эвенов и якутов, проживающих на севере Республики Саха. Заимствовались тип одежды, бытовая утварь, приемы декора и орнаментальные мотивы, но при этом не происходило полной ассимиляции. Национальное самосознание, базирующееся на родовых преданиях, верованиях, бытовых и художественных традициях, выступало хранителем основ своей культуры.
В XVII в. началось освоение сибирских земель русскими землепроходцами. Развитие торговли, часто носившее характер обмена на пушнину, послужило источником проникновения в эти края новых материалов, таких как цветное сукно, вошедшее в культуру северных народов как материал-заменитель ровдуги, и тонких телячьих шкур. Из сукна стали шить сезонную (весеннее-летне-осеннюю) одежду (кроем повторявшую традиционные одежды), летнюю обувь, головные уборы, а также маличники, защищавшие поверхность меховой одежды. Летняя одежда и бытовые изделия из цветного сукна (например, оленьи праздничные попоны) плотно вошли в традицию саамов, ненцев, хантов, коми, при этом сохранялись традиционные принципы декорирования: цветные ткани соединялись в контрастных сочетаниях (синего и красного, желтого, зеленого и красного, красного и черного), пришивные из сукна полосы украшались суконным же орнаментом, повторяющим узоры меховой мозаики.
Сукно стало использоваться и как отделочный материал в виде пришивных полос, бахромы, кисточек, аппликационных нашивок. Народы Севера и Сибири оценили сукно и как удобный поделочный материал при работе с мехом, облегчающий соединение между собой меховых пластин при шитье изделий - одежды, обуви, головных уборов, сумок из
оленьего меха. Полоски красного сукна, проложенные в конструктивные швы меховых изделий, усиливали их декоративность.
Национальными культурами был освоен бисер, поступавший в сибирские регионы из России, Америки и Китая, а в районы Русского Севера - из Центральной России и Европы. Бисер стал использоваться в украшении одежды, обуви, перчаток, определил особенности женских украшений. Кроме того, бисер позволил широко варьировать традиционные мотивы, создавать многообразные композиции, переводить простейшие орнаментальные формы в сложные узорчатые розетки, способствуя таким образом развитию национальной орнаментики. Бисер вошел в искусство чукчей, эскимосов, коряков, эвенов, дополняя (подменяя) вышивку оленьим волосом. У хантов вышивкой бисером украшают одежду и бытовые изделия, из бисера плетут налобные повязки, свадебные головные уборы, накосники, нагрудные женские украшения, сохраняя в узорочье орнаментальные традиции хантыйского искусства.С появлением городов, поселков люди стали носить одежду городского типа. Но в привычной среде (на стойбищах и в кочевье), занятиях традиционными видами работ устойчиво сохраняется традиционная одежда и бытовая утварь, в полной мере демонстрирующая взаимосвязь природной среды, хозяйственных занятий, бытовых и художественных ремесел.
Литература
1. Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург. 1995. 606 с.
2. Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. Томск. 2000. 245 с.
3. Чубарова Л.И. Художественные изделия из меха и кожи Чукотского автономного округа. // Сельскому учителю о народных художественных промыслах Сибири и Дальнего Востока. М. 1983. С. 36-62.
4. Чубарова Л.И. Художественная обработка меха Корякского автономного округа // Сельскому учителю о народных художественных промыслах Сибири и Дальнего Востока. М. 1983. С. 64-86.
5. Рафаенко В.Я. Народные художественные ремесла Тюменской области // Сельскому учителю о народных художественных промыслах Сибири и Дальнего Востока. М. 1983. С. 200-224.
6. Ведерникова Н.М. К вопросу о межэтнических связях в искусстве саамов Кольского полуострова // Отражение межэтнических связей в народном декоративном искусстве удмуртов. Ижевск, 1984. С. 108-117.
7. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. М., 1972. 320 с.
8. Харузин Н.Н. Русские лопари. М., 1890. 472 с.
References
1. Golovnev A.V. Govoryashchie kul'tury. Traditsii samodiitsev i ugrov. Ekaterinburg. 1995. 606 s.
2. Syazi A.M. Ornament i veshch' v kul'ture khantov Nizhnego Priob'ya. Tomsk. 2000. 245 s.
3. Chubarova L.I. Khudozhestvennye izdeliya iz mekha i kozhi Chukotskogo avtonomnogo okruga. // Sel'skomu uchitelyu o narodnykh khudozhestvennykh promyslakh Sibiri i Dal'nego Vostoka. M. 1983. S. 36-62.
4. Chubarova L.I. Khudozhestvennaya obrabotka mekha Koryakskogo avtonomnogo okruga // Sel'skomu uchitelyu o narodnykh khudozhestvennykh promyslakh Sibiri i Dal'nego Vostoka. M. 1983. S. 64-86.
5. Rafaenko V.Ya. Narodnye khudozhestvennye remesla Tyumenskoi oblasti // Sel'skomu uchitelyu o narodnykh khudozhestvennykh promyslakh Sibiri i Dal'nego Vostoka. M. 1983. S. 200-224.
6. Vedernikova N.M. K voprosu o mezhetnicheskikh svyazyakh v iskusstve saamov Kol'skogo poluostrova // Otrazhenie mezhetnicheskikh svyazei v narodnom dekorativnom iskusstve udmurtov. Izhevsk, 1984. S. 108-117.
Сведения об авторе Ведерникова Наталья Михайловна,
независимый эксперт по нематериальному культурному наследию, Москва, Россия. Email: [email protected]
Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье Поступила в редакцию: 16.09.2023. Одобрена после рецензирования: 20.10.2023.
Принята к публикации: 25.10.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author of the publication Natalia M. Vedernikova, Independent expert on intangible cultural heritage, Moscow, Russia.
Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest.
Article info
Submitted: 09.162023.
Approved after peer reviewing: 10.20.2023.
Accepted for publication: 10.25,2023.
The author has read and approved the final
manuscript.