Научная статья УДК 392+299
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2024-7-1-56-74
Искусствоведение
НЕНЕЦКИЙ ОРНАМЕНТ - ДРЕВНЯЯ ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (НА ПРИМЕРЕ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)
Лариса Прокопьевна Латышева
Музейное объединение Ненецкого автономного округа», Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Нарьян-Мар, Россия
Аннотация. Орнамент как древняя знаковая система, позволяющая раскрыть особенности мышления наших предков, всегда привлекал к себе пристальное внимание в мире и нашей многонациональной России. В статье дается анализ основных орнаментов, характерных для жителей Ненецкого автономного округа, и характеристика развития орнаментации на современном этапе, проведенные на основе изучения литературных источников, музейных коллекций, музейных фондов, периодической печати и экспедиционных материалов автора. По результатам исследования удалось выявить и составить список из двадцати орнаментов ненцев Европейского Севера с описанием и графическим изображением, это сделано впервые за всю историю существования Ненецкого округа. В научный оборот введены результаты собирательской и аналитической работы.
Ключевые слова: орнамент, ненцы, семантика узора, Ненецкий автономный округ, Европейский Север.
Для цитирования: Латышева Л.П. Ненецкий орнамент - древняя знаковая система (на примере Ненецкого автономного округа). Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2024;7(1):56-74.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Латышева Л.П., 2024 © Наследие и современность, 2024
Original article Art History
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-405-410
THE NENETS ORNAMENT IS AN ANCIENT SIGN SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE NENETS AUTONOMOUS OKRUG)
L.P. Latysheva
Department of Ethnography of GBUK "Museum Association Nenets Autonomous Okrug", Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov", Naryan-Mar, Russia
Abstract. Ornament, as an ancient sign system that allows us to reveal the peculiarities of the thinking of our ancestors, has always attracted close attention in the world and in our multinational Russia.
Therefore, the main purpose of this article is to describe the main ornaments characteristic of the residents of the Nenets Autonomous Okrug and the development of ornamentation at the present stage, made on the basis of the study of literary sources, museum collections, museum funds, periodicals and expedition materials of the author.
According to the results of the study, it was possible to identify and compile a list of 20 ornaments of the Nenets of the European North with a description and graphic image. It should be noted that this was done for the first time in the entire history of the Nenets District, since sufficient material has been accumulated to date for analysis, generalization, systematization. In this article, we introduce the results of collecting and analytical work into scientific circulation.
Keywords: ornament, Nenets, semantics of the pattern, Nenets Autonomous Okrug, European North.
For citation: Latysheva L. P. The Nenets ornament is an ancient sign system (on the example of the Nenets Autonomous Okrug). Heritage and Modern Times. 2024;7(1):56-74.
В настоящее время в нашем многополярном мире растет потребность в культивировании духовных ценностей, что приводит к усилению тенденции к сохранению традиционных ценностей. Этот процесс положительно влияет на формирование патриотизма в общественном сознании и способствует самоидентификации нации [1]. Здесь особая роль принадлежит искусству, в частности, орнаментальному, так как это не просто рисунки, а древняя знаковая система, в которой зашифрована информация о культуре народа и его развитии.
© Latysheva L.P., 2024 © Heritage and Modern Times, 2024
Орнамент - это особая область искусства, которая интересна своим историческим происхождением и тесной связью с другими визуальными видами искусства. Изучив элементы и символы традиционного орнамента народов мира, в том числе народов Севера, ненцев, можно начать понимать особенности мышления наших предков, выявить универсальные представления о мире и гармонии, свободе и порядке, движении и покое, постоянном и изменчивом, замкнутом и закрытом, конечном и бесконечном [2], а также раскрыть значение традиционной символики и ее роль в сохранении и передаче из поколения в поколение основных ценностей духовной культуры общества [3].
Главный художественный потенциал ненцев сфокусирован на одежде, особенно на женской, на ее мозаичной орнаментации из меха оленя белого и черного цвета. В трудах путешественников и исследователей конца XVIII, XIX и начала ХХ в. встречаются только отрывочные сведения по ненецкому орнаменту, например, в публикациях А.В. Журавского [4] и Л. Генденрейха [5]. Некоторые данные содержатся в архивных материалах Г.Д. Вербова [6].
Научную основу в орнаментоведении народов Сибири, в том числе ненцев, заложил в своем исследовании С.В. Иванов [7]. Более детально проанализировала ненецкий орнамент Л.В. Хомич [8-12]. Изложение декоративного мастерства ненцев занимает значительное место в книге В.Я. Рафаенко, посвящённой художественным ремеслам сибирских и дальневосточных народов [13]. Воссоздание истории традиционного декора на мехе, характерного для ненецкой культуры, служит основной задачей статьи, а затем индивидуального тома «Орнамент» О.М. Рын-диной в рамках коллективного труда «Очерки культурогенеза народов Сибири», где ненцам посвящен отдельный раздел [14, 15]. Орнаментальная традиция в культуре ненцев в конце XX - начале XXI в. представлена в работах М.Я. Бармич [16, 17], А.М. Сязи [18], Е.Г. Сусой [19].
В Ненецком автономном округе тема ненецкого орнамента изучалась фрагментарно и всегда почти в комплексе с традиционной меховой одеждой и сумками. Собирала и зарисовывала узоры в середине 70-х гг. XX в. ненецкая художница Нина Валейская, чтобы создать эскизы костюмов для Ненецкого молодежного ансамбля <^аяр» (Солнце) [20]. Во второй половине 1980-х гг. увлекся исследованием ненецких орнаментов Семён Коткин - художник Нарьян-Марского горпромком-бината и большой знаток ненецкого декоративно-прикладного искусства [21, 22]. На основании традиционного орнамента он разработал два десятка сувениров и видов женских украшений и сумок, пользовавшихся спросом у местного населения и гостей города.
В начале XXI в. вопросы ненецких узоров частично освещают при Ненецком окружном институте усовершенствования учителей и при Этнокультурном центре Ненецкого автономного округа. Друг за другом выходят две книги учителя трудового обучения ненецкой школы-интерната Е.Н. Бобриковой [23, 24] по технологии традиционных изделий ненцев и альбом по традиционной одежде известных в округе мастериц Р.И. Канюковой, А.Ф. Михайловой, Ф.С. Кауц [25]. Более под-
робно и широко данная тема исследовалась в 2004-2006 гг. научными сотрудниками Ненецкого краеведческого музея. В результате кропотливой работы с музейными коллекциями и ненецкими мастерицами сотрудниками были подготовлены к печати два каталога «Ненецкие женские сумки» и «Ненецкая женская зимняя одежда» [26, 27]. Также сбором ценного материала в это же время, по рекомендации музея, занимались учителя летней кочевой школы в общине «Ямб то» (Длинное озеро) - С.В. Тайбарей, М.И. Талеева, С.П. Дуркина, Л.Я. Талеева [28].
Все исследователи отмечали локальные особенности ненецких узоров, ярко бытующих в одежде на разных территориях расселения тундровых ненцев. Ненецкий орнамент - это целая знаковая система, которая заменила письмо и сопровождала человека с его первых шагов до самой смерти. Орнамент, будучи визуальной знаковой системой, может сказать, откуда прибыл его обладатель, из какого рода, какое животное является священным в этом роду, есть ли у него богатство, какие у него олени и т.п.
Доподлинно неизвестно, когда именно возник орнамент, но у ненцев существует легенда о появлении первых узоров, которую часто называют «Правила старика Нума»: «...Нум спустился с небес, встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, паницы и пимы. «Всё это ваше, живите счастливо, - сказал Нум. Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих пимах - это не просто рисунок. Треугольник пимов - это твой чум, поперечные полоски - запреты, ещё один треугольник - дымок над чумом. А верхний ободок на носу пимов - это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг пимов означает, что под небом ты не одна; вокруг твоего чума живут и другие...» [29, 30].
Ненецкие узоры европейских тундр уникальны, лаконичны, имеют четкое и ритмичное строение. По своему рисунку, характеру линий и силуэта они очень разнообразны и отличаются от узоров других народностей Крайнего Севера и Сибири. В то же время у них много общего (в построении, в отдельных элементах) с орнаментами народностей Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Ненецкий орнамент сегодня можем найти в изделиях из меха, кожи, дерева, кости, бисера, ткани. Орнамент украшает предметы домашнего обихода, одежду, обувь, сумки, головные уборы и т.д. Он, безусловно, оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Ритмичное повторение элементов орнамента отражает круговорот жизненных процессов природы и человека в ней.
Особая красота и уникальность проявляются в традиционной ненецкой одежде. Украшается, в первую очередь, воротник, рукава, подол, борта, то есть все отверстия, через которые болезнь или злые силы могут проникнуть внутрь. Одевшись в орнаментированную одежду, человек защищает себя своеобразным магическим способом - узором, а также привлекает добрых покровителей человека, т.е. вещам придаются свойства оберегов.
Основной материал, из которого выполняют ненецкие узоры - камус (шкура с ног оленя). Очень редко из шкуры лбов оленя. Контраст белого и черного понимается не как антитеза, а как единство. Композиция орнамента выражает идею северных народов о неделимости и равноценности двух начал - свет и тьма, зима и лето, мужское и женское, добро и зло.
Орнаменты складываются из геометрических фигур, которые представляют собой не просто украшение, но имеют также определенное название и несут символический смысл. Например, неизменными элементами ненецких орнаментов значатся отдельные фигуры в виде треугольников и квадратов, прямых линий и прямоугольников. Необходимо отметить, что такие же элементы имеют и славянские народы. Возможно, что ненцы заимствовали и многие мотивы орнаментов у хантов, у финно-угорских народов. Основная тема узоров - это отображение солнца, потому что на Севере каждый его луч равен золоту. Вторым по важности выступает образ оленя или его рогов, поскольку для арктических народов олень, безусловно, лучший друг, кормилец, извозчик и спаситель.
Особого внимания заслуживают редкие виды ненецкого орнамента, объединенные общим названием «падар». Создатели ненецких узоров основывались на личном восприятии окружающей среды, растительного и животного мира. Недаром появились разновидности орнаментов, основанные на сочетании горизонтальных и вертикальных полос (падар" - полосы). Еще с древности известно, что вертикальная линия воспринимается как символ луча света, энергии, пламя огня, а горизонтальная - знак горизонта, земной и водной поверхности.
В украшении женской одежды у ненцев Канинской тундры преобладает полосатый узор и отсутствует сложный орнамент, так широко распространенный у групп восточных ненцев. Это отмечали в своих работах еще Л.В. Хомич [31, с.190] и М.Я. Бармич [16, 17]. Западные ненцы для украшения частей одежды, обуви и головных уборов применяют узоры, составленные из сочетания тонких (узких) полосок черного и белого меха. Интересно, что узор некоторых канинских паниц делают из мелкошерстной шкуры оленя. Таким образом, получается ненецкий орнамент ябтик"падар"(верхняя часть паницы) и паны'падар" (нижняя часть паницы) - это сочетание горизонтальных и вертикальных по-лос1 (рис. 1).
Канинские мастерицы, в основном, применяли меховую мозаику, дополняя цветным сукном или вшивая в отдельные части одежды орнамент, который выполнялся из светлого и темного камуса в форме полосок и треугольников в различных комбинациях. Тщательно и с величайшим мастерством соединялись меховые полоски и треугольники в единое целое, что составляло отделку верхней части одежды.
ненецкии орнамент ненецкии орнамент
Рис. 1. Ненецкий орнамент канинских паниц
Чтобы украсить женский нарядный костюм, называемый пенко паны, буквально «камысная паница» или «паница из камыса», использовался уникальный ненецкий узор - пенко паны' падар". Этот узор может быть выполнен из черных полосок на белой основе или белых полосок камуса на черной основе (рис. 2).
ненецкий орнамент ненецкий орнамент
Рис. 2. Узор для женского нарядного костюма
Ненецкие мастерицы брали в основу рисунка узора знакомые, часто встречающиеся формы предметов, деревьев, жилищ. Поэтому зигзагообразная линия начала ассоциироваться у тундровых ненцев с основным жилищем оленеводов - чумом, так как от чума начинается жизнь человека. У канинских ненцев такой орнамент получил название хацала"ма - «зацепленный», узор из узких вытянутых треугольников белого и черного меха, входящих друг в друга. Наиболее часто он используется для украшения рукавов (ближе к обшлагам), полок и области ворота (плечевая часть, переходящая на спинку).
Узоры на паницах жителей Канинской и Тиманской тундр, а также острова Колгуев, не похожи на узоры жительниц Малоземельской
и Большеземельской тундр. Это не означает привязку данных узоров только к этим территориям и что их вообще невозможно встретить в остальных местах проживания ненцев и, соответственно, наоборот -более восточный декор на западе. Однако в отличие от канинских мастериц в этих тундрах используют мозаичный орнамент из камуса белого и темного цвета с прошивкой из цветного сукна, используя, кроме прямых линий (полос) и зигзагов (углов), геометрические фигуры (треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, крест).
Во многих ненецких узорах есть общий элемент, который повторяется или усложняется другими элементами. Часто характерные элементы одного узора входят в общий рисунок других, разных по содержанию узоров. Поэтому все мозаичные орнаменты можно разделить на базовые и производные. К базовым орнаментам можно отнести мядеко, цэвак", нямд", хор'ламбэй, тэваси' ха, тёня'салик и т.д.
В Малоземельской и Большеземельской тундрах для украшения одежды и предметов быта, например, женских сумок широко используется ненецкий орнамент мядеко или мядико" - «подобный чуму, чу" » ГТ1 _
мики», схожий с западным узором хацала ма. То есть, орнамент, напоминающий по своему очертанию маленький чум (нен. мя" - чум) и поэтому состоящий из одних треугольников. Чум означает стабильность, защиту и семейное благополучие (рис. 3).
ненецкий орнамент
к А мядико" -
орнамент «подобие чума»
Рис. 3. Орнамент по мотивам изображения чума
Говоря о семантике узора, необходимо отметить, что народы Севера считали извилистую линию олицетворением жизни и живым существом. Именно с зигзагом древняя традиция связала функцию охраны жизни. Зигзаги - это изображение воды, которая уносит всё негативное из жизни. Зигзаг также искажает пространство, не позволяя нечистым силам воздействовать на человека.
Существуют ненецкие орнаменты, совпадающие в элементах со славянскими узорами, но имеющие другие названия и смысловое зна-
чение. В этом смысле не должно удивлять, что узор цэвак" похож на славянский узор «Берегиня»2. Его используют в Большеземельской и Малоземельской тундрах, а также на острове Колгуев. Ненецкие мастерицы в орнаменте цэвак" - «головки или человечки» - изображают людей, много людей: ведь если есть чум, значит, рядом должны быть и люди. Орнамент цэвак" представляет собой ромб с одной незамкнутой частью. Существует разновидность этого орнамента - мялха цэвак", «вытянутые, похожие на чум головки». Производным орнаментом является хасев" хэв («бок человека») - это знак указывающий, на то, что в стойбище среди людей есть мужчины (рис. 4).
Рис. 4. Орнаменты по мотивам изображения людей
Отдельно взятый ромб называется «углублением сердца», так же называются ряды ромбов на изделиях. В зависимости от своего расположения на узоре ромб представляет жизненно важные органы «голову» и «сердце», кроме того, он считается «вместилищем души». Таким образом, орнамент цэвак" представляет собой символ разума, силы и здоровья.
Угол также ассоциируется со стрелой. На сегодняшний день распространено мнение, что наслать болезнь на человека можно как по мановению волшебной палочки - «послать стрелу». Поэтому вы всегда должны быть готовы отразить их: держите наготове собственные «взведённые» стрелы. Стрелы - это защита и от всех других злых или недобрых созданий, существ [32].
Особенный интерес представляет орнамент нямд" (целый рог) или хор'ламбэй (корона у рогов) - «рога оленя», «бычьи рога, рога оленя самца». Его свободно используют в Малоземельской и Больше-земельской землях. Олень в культуре северных народов трактуется не только как верный помощник человека, источник пищи, средство передвижения, но также как символ движения времени, пути, начала жизни. Очень часто используется ненецкими мастерицами в украшении
2 Считается владычицей не только неба, но и всей природы, хозяйкой небесных вод, от которой зависело плодородие.
традиционного костюма и предметов быта, символизируя процветание. Узор нямд" имеет большое число вариаций. Появляются производные от него орнаменты под общим названием мэкад нямд" - «красивые, интересные рога»3.
У славянских народов олень наполнен солнечной или солярной символикой, ветвистые рога всегда связываются в сознании людей с солнечными лучами, короной, «древом жизни». А способность сменять старые рога на новые отождествляется с особой силой обновления и возрождения (рис. 5).
Рис. 5. Орнаменты по мотивам оленьих рогов
На ненецких орнаментах, как говорит Е.Г. Сусой, «геометрически точно вырезанных, изображена вся тундра, с реками, озерами, с глазами, копытами и ушками оленя, следами других животных, птиц и зверей» [19, с. 122]. Чаще всего названия узора связаны с названиями животных или отдельных их частей.
В Малоземельской тундре женщины любят украшать свои пани-цы узором тэвасиХа" или нява'ха - «уши бесхвостого», «заячьи уши». Визуально он действительно очень ярко передает отдельную часть животного - уши зайца. Можно подумать, что на территории малой земли встречается много зайцев, но на самом деле семантика орнамента уходит в глубокую древность, а точнее, в мифологию ненцев (рис. 6).
Как и у других малочисленных народов Севера, у ненцев немало священных птиц и животных. К таким священным животным относится и заяц. Мастерицы применяют этот узор, говоря, что почитают этого животного как родоначальника рода. Такой орнамент применяется у других групп ненцев при украшении детских вещей: по мифологическим преданиям, зайчиха относится к лесным женским духам. Это символ материнской заботы, несущей покой ненецкому ребёнку [32]. На территории Ненецкого округа «Заячьи ушки» семантически связаны с подвижностью, резвостью, проворностью, а также с плодородием
и выносливостью4. Украшали узором тэваси'ха" прежде всего область ворота (предплечья), рукава (обшлаг), подол (между станом и подолом), то есть края одежды, через которые могли проникнуть внутрь человека болезни или злые силы.
ненецкии орнамент
Рис. 6. Орнамент «заячьи уши»
Несложный по построению, но очень приятный по рисунку, «мелодичный» узор имеет название тёня'салик («локоть лисицы»). Он очень часто применяется у ненцев европейских тундр в украшении женской одежды, особенно в Малоземельской тундре. Это символ красоты и хитрости, ловкости, изобретательности и дипломатичности5 (рис. 7).
ненецкий орнамент
тёня.' салик
Рис. 7. Орнамент «локоть лисицы»
4 Экспедиционные материалы автора.
5 Экспедиционные материалы автора.
Если внимательно присмотреться к любому ненецкому орнаменту, то станет очевидно, что он состоит из геометрических фигур: равнобедренных треугольников, квадратов и прямоугольников. В этом случае стороны квадратов равны сторонам треугольников, а в прямоугольниках помещается целое число квадратов. Все углы орнамента -правильные, прямые. Существует четкая математическая основа. Зная это, легко воспроизвести уже известный орнамент или даже создать свой собственный, изображающий любимое животное или растение.
В ненецком орнаменте существуют священные изображения, например, варк' яд"ма" - «медвежий след» (производный узор мэкад варк' яд"ма" - «красивый медвежий след»6). Он часто используется в Большеземельской тундре. Считается, что священные узоры скрывают определенную силу, определенный заряд энергии, который может эффективно очищать предмет (объект), на который он нанесен, и, более того, удерживать его в этом состоянии.
Самым почитаемым священным животным среди народов Севера является бурый медведь. Это животное возведено в ранг божественного. Почти в каждой семье есть в наличии кусок его шкуры, лапы и клык медведя, хранящиеся в ящике или в коробке [33, с. 7]. Для тундровых ненцев-кочевников образ медведя очень значим. В ненецкой культуре он раздваивается на париденя (черный) и сэр (белый), поскольку на побережье арктических морей ненцы встречаются и с полярными медведями.
Необходимо отметить, что в отношении медведя ненцы используют описательные названия. Даже имя медведя - Варк используется редко. Потому считается, что он обладает даром всеведения, у него тонкий слух, он слышит все, что о нем говорят, особенно в ясную погоду, следовательно произношение его настоящего имени означает призыв этого зверя [34, с. 123].
Женщины вырезают и шьют орнамент варк' яд"ма" всего семь раз за всю свою жизнь (рис. 8). Именно в этом узоре встречается геометрическая фигура крест, которая бывает как прямого, так и косого исполнения. Крест выполняет защитную функцию, он показывает грань между мирами. Смысл косого креста - оградить мир людей от враждебных потусторонних сущностей. Например, даже сейчас, последний человек, уходящий с кладбища, должен положить на дорогу две палочки крест-накрест: считается, что душа умершего не может перешагнуть через них [32].
Вся жизнь оленеводов связана с дорогой - с севера на юг и с юга на север. Эта особенность жизни не могла не отразиться в искусстве традиционного орнамента ненцев. Основываясь на личном восприятии окружающего мира, ненецкие мастерицы всегда изображали людей и оленей возле чума, а также большое количество оленьих троп в виде прямых линий и полос разной ширины. Прямая линия - это простейший геометрический орнамент, символизирует собой «прямой путь», «прямой след», «прямую тропу» человека и оленя.
Рис. 8. Орнамент «медвежий след»
Ненецкий орнамент юд или юдак состоит из черных и белых кубиков (квадратов), соединенных в полосы разной ширины и длины. С древности квадрат обозначает земной мир и материальное, соответствует земле и человеку (рис. 9).
Рис. 9. Орнамент из черных и белых квадратов
В настоящее время эстетическая функция орнамента преобладает над магической, орнаментальные мотивы служат больше украшением, чем оберегом. Но его древнее значение можно истолковать с помощью названий и геометрических изображений. Исследуя бескрайние просторы тундры, каждый северный народ выработал свою неповторимую культуру быта, которая, в свою очередь, определила своеобразие неповторимого индивидуального этнического портрета и художественного облика людей. Зная мотивы, знаки, орнаменты, легко понять, о чем ведет речь, что говорит в своем изображении каждый народ, о его настроении и мыслях. Наиболее ярким выражением изобразительного
творчества северных народов является национальная одежда и национальный узор.
По результатам исследования удалось выявить и составить список из двадцати орнаментов ненцев Европейского Севера с описанием и графическим изображением. Изучение подтвердило тот факт, что орнаментация паниц и сумок в современном понимании возникла сравнительно недавно, примерно в конце XIX - начале ХХ в. Исследователи и путешественники XVIII и XIX столетий отмечали, что женская одежда канинского типа (то есть ненецкие орнаменты, объединенные общим названием падар") была распространена не только в западной тундре, но и за Уралом. Позднее территория распространения значительно сократилась: в основном, женскую одежду такого покроя продолжали шить жительницы Канинского полуострова и Тиманской тундры, в то время как женщины, кочующие со своими семьями по нижнему течению Печоры (Малоземельская и Большеземельская тундра), чаще стали одеваться в паницы «восточного» типа, повсеместно распространенные в Зауралье (то есть с преобладанием орнаментов из геометрических фигур - мядеко, цэвак", нямд", тэваси'ха, тёня'салик и др.).
Есть основания согласиться с исследователем С.В. Тайбарей, которая, сопоставляя способ графической передачи орнамента и семантику его номинативного названия, подвергла сомнению факт заимствованного характера мозаичных узоров от обских угров (Л.В. Xо-мич, 1976, О.М. Рындина, 1995). Скорее всего, декоративные традиции ненцев, развиваясь на мехе, привели к образованию собственных несложных орнаментальных форм и создали тем самым благоприятные условия для проникновения в художественную среду орнаментальных форм, характерных для хантов Нижнего Приобья. Вопрос об объеме заимствований мозаичных орнаментов от обских угров остается открытым [35, с. 149].
На основе самого древнего экспоната, датированного началом XVII в., - чесало из рога оленя7 и недавней находки 2019 г. - колотушки (XVIII - начало XX вв.(?))8, украшенных резьбой, найденных при раскопках и осмотре Пустозерского городища, можно сделать вывод, что при украшении предметов быта орнаменты мядеко («подобный чуму») использовали на территории современного Ненецкого округа достаточно давно. Здесь орнамент имел также утилитарное (практическое) значение. Как говорят тундровики, если бы не было резьбы на колотушке, то во время перекочевок, особенно во время сильных морозов, этот предмет мог бы выскочить из руки. А если на нем есть резьба, то его удобнее держать в руке9.
Выяснилось, что все базовые орнаменты ненцы иногда называют хэвкари - «половинки», например, тёня'салик. По свидетельству учителей кочевой школы общины «Ямб то», когда тундровички-масте-
7 МЗП КПОФ - 857/64
8 Найдена Е.Г. Меньшаковой на берегу Городецкого озера в районе Пустозерска в 2019 г.
9 Экспедиционные материалы автора.
рицы увидели такой орнамент на нойче (летней панице) одной из учителей, то даже песню сочинили такую: «Если бы у меня бъло много оленей, то я бы свою паницу украсила орнаментом «рога оленя». А так как у меня нет оленей, нет цельного оленя, а только половинка, то я сделала такой узор».
Все горизонтальные и вертикальные полоски на любом месте, на любых вещах, из любого материала - мех, сукно, кожа - называются падар". М.Я. Бармич использует слово ябтик («тонкий»), возможно, потому что слово падар" редко применяется в канинском говоре. Поэтому мастерицы Ненецкого округа немного скорректировали название и получилось не просто ябтик, а ябтик"падар" (верхняя часть паницы). Далее хотелось бы отметить, что разводят орнаменты по технике исполнения на «<хадахалмы» (процарапанные) и «<мадавы» (вырезанные).
Подтвердилось мнение В.Н. Чернецова [36] об отражении в орнаментах родовой, тотемной принадлежности народа к определенной территории и Т.А. Молдановой [37] о связи номинации узоров с мифологией, которые могут раскрыть многие стороны происхождения орнамента и даже этнической истории (например, нява'ха - «заячьи уши» и варк' яд"ма"-«медвежий след»).
В заключение хочется отметить, что в настоящее время, в XXI веке, ненецкие орнаменты в общем процессе фольклоризации массовой культуры широко входят в нашу жизнь, используются в оформлении зданий, в символике, в сувенирной продукции, журналах, газетах и книгах, в одежде и обуви. Традиции в изготовлении орнаментированной одежды тщательно сохраняют участники клуба «Мел' не» Центра декоративно-прикладного творчества.
Также остается актуальным использование фольклорных традиций в индивидуальном художественном творчестве: в Ненецком округе узорная живопись получила развитие в лице молодого дизайнера Ольги Выучейской. Её творчество - это рассказ о красоте культуры народов Севера. За основу своих работ она взяла совмещение традиций и современных технологий. В феврале 2021 г. О. Выучейская представила в Нарьян-Маре на суд публики коллекцию «Путь Ворона», которая стала хитом модного показа. Одежда получилась современной, лаконичного покроя и в чёрных тонах. За основу коллекции был взят ненецкий орнамент «След ворона», что обозначает жизненный путь ненца, на протяжении бытия кочующего по тундре. Дизайнер тогда отметила: «Ворон - это священная ненецкая птица. Создавая эту коллекцию, я в голове держала образ ворона, парящего над тундрой. Это спокойствие, размеренность, это то, как живёт и течёт тундра. В образе ворона главный ненецкий бог - Нум - спускается на землю, присматривает за людьми» [38]. В сентябре 2022 г. на фестивале этнического костюма в Москве дизайнер мастерской «Нарэй» («Весна») показала коллекцию одежды «Канин», отмеченную жюри призовым местом в номинации «Лучший сценический костюм». Коллекция была создана по мотивам традиционных паниц Канинской тундры. По крою они значительно от-
личаются от большеземельских и малоземельских паниц. Но поскольку это сценическая стилизация, выполняемая из ткани, то Ольга Выучей-ская взяла не традиционные цвета, а цвета осенней тундры - оранжевый и зелёный.
Время никогда не стоит на месте, и всё видоизменяется. Сегодня многие жители Ненецкого округа не носят одежду из оленьего меха и не спят на постели из шкур, но изысканные вышитые орнаменты становятся не просто украшением современных вещей, а помогают сохранять и популяризировать культуру ненецкого народа.
Старинные самодийские узоры все чаще можно увидеть на стильном пиджаке, косметичке, скатерти или коврике для компьютерной мыши. На сегодняшний день этно-модный тренд набирает популярность как среди молодёжи, так и среди опытных дизайнеров. Натуральные материалы и смысловая нагрузка каждого мотива делают его востребованным.
Таким образом, действительно, орнамент - это сложная, постоянно возобновляющаяся, древняя система знаков (символов), сложившаяся в процессе истории культуры народа и сегодня выступающая в качестве эффективного способа распространения сакральных знаний, олицетворяет собой систему материальных и духовных ценностей посредством комплекса выразительных средств. Ненецкие женщины сохранили искусство создания орнамента, которое в современном мире не утратило свою самобытность и актуальность. Подробнее знакомясь с изобразительным и декоративно-прикладным искусством ненецкого народа, мы можем лучше узнать этот народ, на земле которого живем и трудимся.
Литература
1. Лазутина Т.В. Символичность орнамента коренных народов Севера России /Лазутина Т.В. //Общество: философия, история, культура. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolichnost-ornamenta-korennyh-narodov-severa-rossii (дата обращения: 15.08.2023).
2. Герчук ЮЯ. Что такое орнамент? Структура и смысл орнамент. образа / Ю. Я. Герчук. Москва: Галарт, 1998. 326 с.
3. Мусинова А.С. Орнамент - один из древних видов искусства / А.С. Му-синова // Молодой ученый. 2017. № 4 (138). С. 654-656. URL: https://moluch. ru/archive/138/38770/ (дата обращения: 14.08.2023).
4. Журавский А.В. Европейский Русский Север. Архангельск, 1911. 36 с.
5. Гейденрейх Л. Канинские самоеды // Советский Север. 1930. № 4-5. С. 31-32.
6. Архив МАЭ, ф.2, оп. 1, № 70; 101.
7. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала ХХ в.): народы Севера и Дальнего Востока. М.-Л., 1963. 500 с.
8. Хомич Л.В. Ненцы. Историко-этнографический очерк. Л.: Наука, 1966. С. 187-190.
9. Хомич Л.В. Одежда канинских ненцев // Одежда народов Сибири. Л., 1970. С. 100-121.
10. ХомичЛ.В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л.: Наука, 1976. 189 с.
11. Хомич Л.В. Деревянная и меховая утварь у ненцев // Материальная культура народов Сибири и Севера Л., 1976. С. 173-181.
12. Хомич Л.В. Ненцы. СПб.: Русский двор, 1995. С. 253-258.
13. Рафаенко В.Я. Народные художественные ремесла Тюменской области // Сельскому учителю о художественных народных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М., 1983. С. 200-220.
14. Рындина ОМ. Художественное оформление меховых изделий у ненцев // Материалы научной конференции: История и современность народов Ямала. Салехард, 1995. С. 31-42.
15. Рындина О.М. Орнамент // Очерки культурогенеза народов Сибири. Томск, 1995. Т.3. С. 431-462.
16. Бармич МЯ. Орнаменты и узоры тундровых ненцев // Фольклор и этнография народов Западной Сибири. Томск, 1990. С. 9-22.
17. Бармич МЯ. Орнаменты и узоры тундровых ненцев // Печорские были. Вып 5. Нарьян-Мар: НО ИППК. 2004. С. 99-102.
18. Узоры северного сияния. Том 2: Самодийские народы /Авт.-сост. А.М. Сязи. Салехард-СПб., 2005. 200 с.
19. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994. 173 с.
20. Фонды НКМ. Персональный фонд Валейской Н.В. ВХ-1261/9,12,16,17,18,23.
21. Коткин С.И. Видеть прекрасное в жизни, природе // Нярьянавын-дер. 1989. №78. С.4.
22. Коткин С.И. Обратимся к истокам. Ненецкий узор // Нярьянавын-дер. 1989. №78. С.4.
23. Бобрикова Е.Н. Технология обработки материалов и художественная отделка традиционных изделий. Нарьян-Мар: НО ИУУ, 2000. 96 с.;
24. Бобрикова Е.Н. Технология обработки материалов, изготовления и художественной отделки традиционных изделий ненцев: Пособие для учителя. СПб, 2004. 128 с.
25. Традиционная ненецкая одежда (этнокультурный центр). Нарьян-Мар, 2000. 50 с.
26. Журавлева Т.Ю. КорепановаЛ.Ю. Ненецкие женские сумки в собрании Ненецкого окружного краеведческого музея: Каталог. Нарьян-Мар, 2004. 38 с.;
27. Журавлева Т.Ю. Ненецкая женская зимняя одежда в собрании Ненецкого краеведческого музея: Каталог. Нарьян-Мар, 2006. 40 с.
28. Фонды НКМ. НВФ - 3843; 3844/1,2; 3593-3595; 3598-3604; 39183920.
29. Тайбарей С.В. Методическое пособие к учебной программе «Как живут дети в тундре». Нарьян-Мар, 2008. С.36.
30. Правила старика Нума [Электронный ресурс]. URL: https://Hbraries-yanao.ru/nemalenkiy-yamal/cat/legends/?ELEMENT_ID=6969&ysclid=lm97ug1v bt755143144 (дата обращения 20.08. 2023.)
31. Хомич Л.В. Изобразительное искусство фольклор // Ненцы. Истори-ко-этнографический очерк. Л.: Наука, 1966. С. 187-194.
32. Ненецкие орнаменты [Электронный ресурс]. URL: https:// infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-neneckie-ornamenti 1840806. html?ysclid=lljl4uhgnh341102286 (дата обращения 20.08. 2023.)
33. Салиндер Н. Священные животные // Советское Заполярье. 2016. №32. С. 6-8.
34. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Томск, 2001. 228 с.
35. Тайбарей С.В. Художественное оформление меховой женской одежды // Материалы научно-практической конференции «Ненецкая письменность и развитие национальных традиций народа» - Нарьян-Мар, 2003. С.147-149.
36. Чернецов В.Н. К истории родового строя у обских угров // Советская этнография. Т. VI-VII. 1947. С.159-183.
37. Молданова ТА. Орнамент хантов Казымского Приобъя: семантика, мифология, генезис. Томск, 1999. 224 с.
38. В Нарьян-Маре прошёл первый показ мод дизайнеров ненецкой одежды [Электронный ресурс]. URL: https://komi-nao.ru/nao/naryan-mar/ novosti/48691-v-naryan-mare-proshyol-pervyy-pokaz-mod-dizaynerov neneckoy-0dezhdy?ysclid=lm7ukhh4kp904516944 (дата обращения 20.08. 2023.)
References
1. Lazutina T.V. Simvolichnost' ornamenta korennykh narodov Severa Rossii / Lazutina T.V. //Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016. №6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/simvolichnost-ornamenta-korennyh-narodov-severa-rossii (data obrashcheniya: 15.08.2023).
2. Gerchuk Yu.Ya. Chto takoe ornament? Struktura i smysl ornament. obraza / Yu. Ya. Gerchuk. Moskva: Galart, 1998. 326 p.
3. Musinova A.S. Ornament - odin iz drevnikh vidov iskusstva / A.S. Musinova // Molodoi uchenyi. 2017. № 4 (138). Pp. 654-656. URL: https:// moluch.ru/archive/138/38770/ (data obrashcheniya: 14.08.2023).
4. Zhuravskii A.V. Evropeiskii Russkii Sever. Arkhangel'sk, 1911. 36 p.
5. Geidenreikh L. Kaninskie samoedy // Sovetskii Sever. 1930. № 4-5. Pp. 31-32.
6. Arkhiv MAE, f.2, op. 1, № 70; 101.
7. Ivanov S.V. Ornament narodov Sibiri kak istoricheskii istochnik (po materialam XIX - nachala KhKh v.): narody Severa i Dal'nego Vostoka. M.-L., 1963. 500 p.
8. Khomich L.V. Nentsy. Istoriko-etnograficheskii ocherk. L.: Nauka, 1966. Pp. 187-190.
9. Khomich L.V. Odezhda kaninskikh nentsev // Odezhda narodov Sibiri. L., 1970. Pp. 100-121.
10. Khomich L.V. Problemy etnogeneza i etnicheskoi istorii nentsev. L.: Nauka, 1976. 189 p.
11. Khomich L.V. Derevyannaya i mekhovaya utvar' u nentsev // Material'naya kul'tura narodov Sibiri i Severa L., 1976. Pp. 173-181.
12. Khomich L.V. Nentsy. SPb.: Russkii dvor, 1995. Pp. 253-258.
13. Rafaenko V.Ya. Narodnye khudozhestvennye remesla Tyumenskoi oblasti // Sel'skomu uchitelyu o khudozhestvennykh narodnykh remeslakh Sibiri i Dal'nego Vostoka. M., 1983. Pp. 200-220.
14. Ryndina O.M. Khudozhestvennoe oformlenie mekhovykh izdelii u nentsev // Materialy nauchnoi konferentsii: Istoriya i sovremennost' narodov Yamala. Salekhard, 1995. Pp. 31-42.
15. Ryndina O.M. Ornament // Ocherki kul'turogeneza narodov Sibiri. Tomsk, 1995. T.3. Pp. 431-462.
16. Barmich M.Ya. Omamenty i uzory tundrovykh nentsev // Fol'klor i etnografiya narodov Zapadnoi Sibiri. Tomsk, 1990. Pp. 9-22.
17. Barmich M.Ya. Ornamenty i uzory tundrovykh nentsev // Pechorskie byli. Vyp 5. Nar'yan-Mar: NO IPPK. 2004. Pp. 99-102.
18. Uzory severnogo siyaniya. Tom 2: Samodiiskie narody /Avt.-sost. A.M. Syazi. Salekhard-SPb., 2005. 200 s.
19. Susoi E.G. Iz glubiny vekov. Tyumen', 1994. 173 s.
20. Fondy NKM. Personal'nyi fond Valeiskoi N.V. VKh-1261/9,12,16,17,18,23.
21. Kotkin S.I. Videt' prekrasnoe v zhizni, prirode // Nyar'yanavynder. 1989. №78. S.4.
22. Kotkin S.I. Obratimsya k istokam. Nenetskii uzor // Nyar'yanavynder. 1989. №78. S.4.
23. Bobrikova E.N. Tekhnologiya obrabotki materialov i khudozhestvennaya otdelka traditsionnykh izdelii. Nar'yan-Mar: NO IUU, 2000. 96 s.;
24. Bobrikova E.N. Tekhnologiya obrabotki materialov, izgotovleniya i khudozhestvennoi otdelki traditsionnykh izdelii nentsev: Posobie dlya uchitelya. SPb, 2004. 128 p.
25. Traditsionnaya nenetskaya odezhda (etnokul'turnyi tsentr). Nar'yan-Mar, 2000. 50 p.
26. Zhuravleva T.Yu. Korepanova L.Yu. Nenetskie zhenskie sumki v sobranii Nenetskogo okruzhnogo kraevedcheskogo muzeya: Katalog. Nar'yan-Mar, 2004. 38 p.;
27. Zhuravleva T.Yu. Nenetskaya zhenskaya zimnyaya odezhda v sobranii Nenetskogo kraevedcheskogo muzeya: Katalog. Nar'yan-Mar, 2006. 40 p.
28. Fondy NKM. NVF - 3843; 3844/1,2; 3593-3595; 3598-3604; 39183920.
29. Taibarei S.V. Metodicheskoe posobie k uchebnoi programme «Kak zhivut deti v tundre». Nar'yan-Mar, 2008. P. 36.
30. Pravila starika Numa [Elektronnyi resurs]. URL: https://libraries-yanao. ru/nemalenkiy-yamal/cat/legends/?ELEMENT_ID=6969&ysclid=lm97ug1v bt755143144 (data obrashcheniya 20.08. 2023.)
31. Khomich L.V. Izobrazitel'noe iskusstvo fol'klor // Nentsy. Istoriko-etnograficheskii ocherk. L.: Nauka, 1966. Pp. 187-194.
32. Nenetskie ornamenty [Elektronnyi resurs]. URL: https:// infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-neneckie-ornamenti 1840806. html?ysclid=lljl4uhgnh341102286 (data obrashcheniya 20.08. 2023.)
33. Salinder N. Svyashchennye zhivotnye // Sovetskoe Zapolyar'e. 2016. №32. Pp. 6-8.
34. Kharyuchi G.P. Traditsii i innovatsii v kul'ture nenetskogo etnosa. Tomsk, 2001. 228 p.
35. Taibarei S.V. Khudozhestvennoe oformlenie mekhovoi zhenskoi odezhdy // Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii «Nenetskaya pis'mennost' i razvitie natsional'nykh traditsii naroda» - Nar'yan-Mar, 2003. Pp. 147-149.
36. Chernetsov V.N. K istorii rodovogo stroya u obskikh ugrov // Sovetskaya etnografiya. T. VI-VII. 1947. Pp. 159-183.
37. Moldanova T.A. Ornament khantov Kazymskogo Priob"ya: semantika, mifologiya, genezis. Tomsk, 1999. 224 p.
38. V Nar'yan-Mare proshel pervyi pokaz mod dizainerov nenetskoi odezhdy [Elektronnyi resurs]. URL: https://komi-nao.ru/nao/naryan-mar/novosti/48691-v-naryan-mare-proshyol-pervyy-pokaz-mod-dizaynerov neneckoy-odezhdy?ysclid= lm7ukhh4kp904516944 (data obrashcheniya 20.08. 2023.)
Сведения об авторе
Латышева Лариса Проко-пьевна, зав. отделом этнографии и РИ ГБУК «Музейное объединение Ненецкого автономного округа», аспирант федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Нарьян-Мар, Россия.
Е-таП: [email protected]
Раскрытие информации о конфликте интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Автор публикации
Статья поступила в редакцию 16.01.2024; одобрена после рецензирования 18.02.2024; принята к публикации 14.03.2024.
Author of the publication
Latysheva Larisa Prokop-yevna, head of the Department of Ethnography and RI GBUK "Museum Association of the Nenets Autonomous Okrug," graduate student of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Northern (Arctic) Federal Lomonosov University, "Naryan-Mar, Russia.
E-mail: [email protected]
Conflicts of Interest Disclosure
The authors declare that there is no conflict of interest.
Author of publication
The article was submitted 16.01.2024; approved after reviewing 18.02.2024; accepted for publication 14.03.2024.