Научная статья на тему 'ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ПРИ СВЯТЕЙШЕМ СИНОДЕ: ОБСТОЯТЕЛЬСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ПРИ СВЯТЕЙШЕМ СИНОДЕ: ОБСТОЯТЕЛЬСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ / УЧИЛИЩНЫЙ СОВЕТ / ДУХОВНАЯ ЦЕНЗУРА / ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / «ЦЕРКОВНЫЕ ВЕДОМОСТИ» / ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АРХИЕПИСКОП НИКОН (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ) / СЩМЧ. ВАСИЛИЙ (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпук Дмитрий Андреевич

В статье на основании опубликованных и архивных материалов рассматриваются обстоятельства учреждения в 1913 г. Издательского совета при Святейшем Правительствующем Синоде. Председателем нового синодального учреждения был назначен архиепископ Никон (Рождественский), известный к тому времени духовный писатель и церковно-общественный деятель. Впоследствии его на этом посту сменил епископ Василий (Богоявленский). В ведении новоучрежденного совета находились все дела, касающиеся издания книг Священного Писания, богослужебных и символических книг, церковных нот, духовных песнопений, священных изображений и т. д. Издательский Совет, согласно задумке инициаторов его учреждения, должен был объединять в себе церковно-образовательные, миссионерско-просветительные и духовноцензорские функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Карпук Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLISHING COUNCIL AT THE HOLY SYNOD: CIRCUMSTANCES OF ESTABLISHMENT AND MAIN DIRECTIONS OF ACTIVITY

Based on published and archival materials, the article examines the circumstances of the establishment in 1913 of the Publishing Council under the Holy Governing Synod. Archbishop Nikon (Rozhdestvensky), a well-known spiritual writer and churchpublic figure by that time, was appointed chairman of the new synodal institution. Subsequently, he was replaced in this post by Bishop Vasily (Bogoyavlensky). The newlyestablished council was in charge of all matters related to the publication of the Holy Scripture, liturgical and symbolic books, church notes, spiritual chants, sacred images, etc. The Publishing Council, according to the idea of its initiators, was supposed to combine Church educational, missionary and censorship functions.

Текст научной работы на тему «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ПРИ СВЯТЕЙШЕМ СИНОДЕ: ОБСТОЯТЕЛЬСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

Д. А. Карпук

Издательский совет при Святейшем Синоде: обстоятельства учреждения и основные направления деятельности

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_214

Аннотация: В статье на основании опубликованных и архивных материалов рассматриваются обстоятельства учреждения в 1913 г. Издательского совета при Святейшем Правительствующем Синоде. Председателем нового синодального учреждения был назначен архиепископ Никон (Рождественский), известный к тому времени духовный писатель и церковно-общественный деятель. Впоследствии его на этом посту сменил епископ Василий (Богоявленский). В ведении новоучрежденного совета находились все дела, касающиеся издания книг Священного Писания, богослужебных и символических книг, церковных нот, духовных песнопений, священных изображений и т.д. Издательский Совет, согласно задумке инициаторов его учреждения, должен был объединять в себе церковно-образовательные, миссионерско-просветительные и духовно-цензорские функции.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Святейший Синод, Издательский совет, Училищный совет, духовная цензура, духовное просвещение, «Церковные ведомости», издательская деятельность, архиепископ Никон (Рождественский), сщмч. Василий (Богоявленский).

Об авторе: Дмитрий Андреевич Карпук

Кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии, заведующий кафедрой церковно-исторических и общегуманитарных дисциплин Псково-Печерской Духовной Семинарии. E-mail: dimand3@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3054-387X

Ссылка на статью: Карпук Д.А. Издательский совет при Святейшем Синоде: обстоятельства учреждения и основные направления деятельности // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №3 (8). С. 214-221.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal No. 3 (8) 2021

D. A. Karpuk

Publishing Council at the Holy Synod: Circumstances of Establishment and Main Directions of Activity

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_214

Abstract: Based on published and archival materials, the article examines the circumstances of the establishment in 1913 of the Publishing Council under the Holy Governing Synod. Archbishop Nikon (Rozhdestvensky), a well-known spiritual writer and church-public figure by that time, was appointed chairman of the new synodal institution. Subsequently, he was replaced in this post by Bishop Vasily (Bogoyavlensky). The newly-established council was in charge of all matters related to the publication of the Holy Scripture, liturgical and symbolic books, church notes, spiritual chants, sacred images, etc. The Publishing Council, according to the idea of its initiators, was supposed to combine Church educational, missionary and censorship functions.

Keywords: Russian Orthodox Church, Holy Synod, Publishing Council, School Council, theological censorship, theological enlightenment, Church journal, publishing, Archbishop Nikon (Rozhdestvensky), St. Vasily (Bogoyavlensky).

About the author: Dmitry Andreevich Karpuk

Candidate of Theology, Head of Postgraduate Studies and Associate Professor of the Church History Department of the St. Petersburg Theological Academy, Head of the Department of Church-Historical and General Humanitarian Disciplines of the Pskov-Pechory Theological Seminary. E-mail: dimand3@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3054-387X

Article link: Karpuk D. A. Publishing Council at the Holy Synod: Circumstances of Establishment and Main Directions of Activity. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 214-221.

* Photos are taken from open sources.

Издательский совет при Св. Синоде в качестве одной из важнейших синодальных структур был образован довольно поздно. Точно так же, как поздно был образован и Миссионерский совет1. Безусловно, на то были различные причины, раскрытие которых в максимально полном объеме является делом будущих тщательных и обстоятельных исследований. В данной статье кратко будут рассмотрены основные предпосылки и причины учреждения Издательского совета.

Первым, кто выступил с серьезным предложением создать центральное учреждение по изданию веро- и нравоучительной литературы, был протоиерей, впоследствии священномученик Иоанн Восторгов. На Миссионерском съезде в Киеве в 1908 г. он заявил, что «совершенно назрела потребность дать народу апологетическую литературу в общедоступном изложении»2. Учитывая тот факт, что данное предложение было принято всем съездом и отправлено на рассмотрение Св. Синода, высший церковный орган вынужден был на это реагировать. В таких случаях обычно создавалась рабочая группа, члены которой не только прорабатывали возможные варианты работы будущей структуры, но и наводили справки по поводу того, что было сделано раньше в данной сфере.

В 1913 г., когда был открыт Издательский совет, на страницах официального синодального журнала «Церковные ведомости» был опубликован пространный, довольно откровенный и критический очерк (на основании дела из канцелярии Св. Синода) об издательской деятельности Синода в предшествующие десятилетия3. Несмотря на то, что традиционно принято критиковать жесткость — иногда даже жестокость — духовной цензуры в синодальный период, трудно представить, чтобы в настоящее время на страницах какого-нибудь официального органа того или иного учреждения была опубликована статья с резкой критикой этого самого учреждения! В синодальный период, как выясняется из содержания статьи, это было возможно.

Итак, первой и главной причиной учреждения Издательского совета была необходимость усилить издательскую церковную деятельность в контексте важности усиления миссионерской работы. В синодальной записке по поводу общедоступной для простого народа литературы отмечалось, что одна из первых и серьезных попыток создать что-то наподобие центрального органа была предпринята еще в 1840-х гг. Правда, инициатива исходила вовсе не от церковных деятелей, а от члена Московского комитета Высочайше учрежденного попечительного общества о тюрьмах А. Н. Львова. Впрочем, даже несмотря на то, что на данный проект был получен благоприятный отзыв митрополита Московского Филарета (Дроздова), к сожалению, данная инициатива так и не была воплощена в реальность. Следующая попытка централизованно издавать литературу для простых людей была предпринята в 1855 г., когда при Санкт-Петербургской духовной академии был учрежден Комитет для издания кратких и дешевых книг духовно-нравственного содержания4. Данный орган проработал только до 1863 г., когда был упразднен, а составленные, но ненапечатанные тексты по распоряжению высшей церковной власти было решено опубликовать не в виде брошюр, а на страницах журнала «Духовная беседа», где тогда публиковались в том числе и официальные документы Св. Синода. По словам составителя синодальной записки, это было серьёзной ошибкой: «Святейший Синод сам выпустил из рук церковной власти дело церковного издательства»5.

Вторым аспектом, на который обратили внимание инициаторы учреждения Издательского совета, являлась работа по исправлению богослужебных книг и отчасти книг Священного Писания. Так, в очерке указывалось, что еще в 1869 г. в Москве

1 Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917 гг. Т.1: Высшие государственные учреждения. СПб.: Наука, 1998. С. 141.

2 Об Издательском Совете при Святейшем Синоде // Прибавления к Церковным ведомостям. 1913. № 18-19. С. 812.

3 Там же. С. 796-821.

4 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. С. 428-429.

5 Об Издательском Совете при Святейшем Синоде... С. 807.

для пересмотра богослужебных книг был учрежден специальный комитет, работавший в течение 15 лет. Далее, в 1884 г., при Синоде была образована особая комиссия, которая с перерывами работала вплоть до начала XX в. Наконец, в 1907 г. под председательством архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) была образована еще одна комиссия, в состав которой входили такие видные ученые и специалисты как профессор Е. И. Ловягин, протоиерей Димитрий Мегорский, профессор Н. Н. Глу-боковский, начальник архива и библиотеки Св. Синода К. Я. Здравомыслов и многие другие6. Примечательно, что, когда шло обсуждение вопроса по поводу необходимости учреждения центрального органа, регулирующего издательскую деятельность Русской Церкви, управляющий Московской синодальной типографией С. Д. Войт попытался в 1909 г. перехватить инициативу в пользу своего учреждения и составил довольно подробную и аргументированную записку. Впрочем, Синод не пошел на это, учредив отдельный орган, что, безусловно, было правильнее. Примечательно, что, говоря о недостатках церковно-славянских богослужебных книг, авторы преподносили данный тезис в качестве аксиомы: «Недостатки текста наших церковно-богослужебных изданий стали общим местом и потому нет надобности говорить об этом пространно. Достаточно сказать, что вздохи о погрешностях и опечатках в богослужебных книгах несутся не только из глубины России, но и от наших зарубежных собратий по исповеданию»7.

Третьей причиной учреждения Совета являлась необходимость издания качественных учебников и учебных пособий, как для духовных, так и светских начальных и средних учебных заведений. Составитель записки довольно пафосно, но вполне справедливо утверждал: «Приспело время церковной власти взять в свои руки это дело уже по одному тому, что Церковь есть учительница по преимуществу и, конечно, ее внимание прежде всего должно быть обращено на подрастающие поколения, тем более, что школа подготовляет будущих деятелей на различных поприщах церковной и общественной и государственной жизни и отношение этих деятелей к Церкви определится в меру того, какие воспоминания, какую закваску оставила она в них в период школьной подготовки»8.

Четвертой предпосылкой для создания совета послужила ситуация, сложившаяся в области духовной цензуры после дарованных в 1905 г. свобод. В рамках заседаний нескольких специальных совещаний, образованных после 1905 г. и действовавших вплоть до начала Первой мировой войны, активно обсуждался вопрос о цензурной деятельности Русской Православной Церкви9. Из материалов заседаний видно, что значительная часть членов в том числе и цензурных комитетов выступали если не за полную отмену цензуры — хотя были и такие, — то за существенное ее смягчение. Так, в 1905 г. было признано нежелательным «придавать церковному наблюдению за литературой формально-юридический характер». Было высказано мнение, что Церковь должна ограждать чистоту литературы только «духовными мерами, т. е. произнесением своих суждений о произведениях печати и предложением предупредительных рецензий к руководству верующих»10. Тогда же предлагалось создать Церковно-печатный комитет.

Таким образом, с 1908 по 1913 гг., теперь уже по поручению Св. Синода, при непосредственном участии обер-прокуроров обсуждался вопрос о возможности, важности и структуре нового синодального учреждения, призванного отвечать за церковную литературу. Главной причиной, почему Св. Синод на этот раз не отказался от печатного дела, являлась неблагоприятная ситуация, сложившаяся в области книжного дела и периодической печати. В 1913 г. по этому поводу синодальные чиновники писали, что «новое учреждение должно быть осуществлено и введено в жизнь как можно

6 См.: РГИА. Ф. 814. Оп. 1. Д. 49.

7 Об Издательском Совете при Святейшем Синоде... С. 819.

8 Там же. С. 818.

9 См. подр.: РГИА. Ф. 796. Оп. 186. Д. 5872.

10 Об Издательском Совете при Святейшем Синоде. С. 809.

скорее, ибо время не терпит; пропаганда политических лжеучений ныне ослабевает, вместо нее гигантскими волнами нарастает пропаганда сектантская, имеющая целью путем церковной революции способствовать и политической революции»11.

После довольно продолжительного обсуждения проект положения об Издательском совете был разработан, рассмотрен и принят на заседании Синода 13 марта 1913 г. Разработанный проект положения12 об Издательском совете при Св. Синода был представлен на рассмотрение императору Николаю II 21 марта 1913 г. в Царском Селе. Царь на представленном документе написал: «Быть по сему»13.

Итак, согласно первой статье положения, Издательский совет был создан с целью объединения и планомерного развития издательской деятельности Российской Православной Церкви. В состав Совета входили председатель, являвшийся одновременно с этим членом Св. Синода, и четыре постоянных члена из лиц духовного и светского звания. Председателю было дано право по мере необходимости приглашать в состав Совета лиц, которые были известны своими трудами в литературном и издательском деле (ст. 2-3).

Издательский совет в первую очередь должен был осуществлять руководство по изданию трудов, так или иначе «назначаемых для церковного употребления» (ст. 5). К этой группе были отнесены книги Священного Писания, богослужебные и символические книги, церковные ноты, священные изображения. Согласно шестой статье положения, Совет должен был осуществлять самую настоящую научно-исследовательскую работу, поскольку, согласно этому пункту, предполагалось, что члены Совета при издании библейских и богослужебных книг будут учитывать достижения современной богословской науки, в частности, исследования в области библейской истории, археологии и филологии (ст. 6).

Согласно седьмому пункту, предполагалось, что именно Издательский совет будет издавать и снабжать учебниками и учебными пособиями духовно-учебные заведения, т.е. духовные училища и семинарии. Что касается других учебных заведений, которые в положении не указаны, но под которыми, надо полагать, имелись в виду светские гимназии и отчасти университеты, то туда необходимо было направлять учебные руководства по догматическому и нравственному богословию, а также по истории и церковному праву. Также Совет должен был предпринять меры по снабжению и наполнению соответствующей литературой фундаментальных, ученических и школьных библиотек. При этом в примечании отдельно подчеркивалось, что снабжение церковных школ, т. е. церковно-приходских, оставалось за Издательской комиссией при Училищном совете14.

В восьмом пункте в общих чертах описывается тематика предполагаемых к изданию сочинений, «раскрывающих положительное веро- и нравоучение Православной Церкви, а также излагающих в общепонятной форме данные науки о природе и человеке в свете богооткровенной истины в противоположность современному ве-роотрицанию, материализму, социалистическим учениям, издает жития святых, святоотеческие творения, назидательные рассказы из истории и жизни и т.д.»15. Также в положении указывалось, что Совет должен издавать полемическую литературу, направленную на критику язычества, ислама, католичества, лютеранства, сектантского и старообрядческого учения (ст. 9).

11 Там же. С. 816-817.

12 См.: Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье. Том XXXIII. Отделение 1. 1913 г. СПб., 1914. № 39012. С. 307-308; От 26 марта — 4 апреля 1913 года за № 2660, об учреждении Издательского Совета при Святейшем Синоде и Положение о названном Совете // Церковные ведомости. 1913. № 18-19. С. 272-275.

13 Там же. С. 272-273.

14 О нем см.: Красницкая Т.А. Управленческая структура церковно-школьной образовательной системы в Российской империи: последняя треть XIX — начало XX века // Грамота. 2012. № 1 (15): в 2-х ч. Ч. I. С. 87-98.

15 3 ПСЗ. № 39012. С. 307.

Десятый пункт напрямую был связан с духовной цензурой, поскольку, согласно данному пункту, Совет должен был рассматривать по поручению Синода, а также по собственной инициативе книги и сочинения, и представлять свое мнение об их содержании и качестве в Св. Синод.

Одиннадцатый пункт представляет особый интерес, поскольку, согласно ему, Совет имел возможность для реализации своих основных задач объявлять и проводить разного рода конкурсы, контактировать с различными авторами, т.е., по сути, заказывать те или иные тексты, впоследствии даже выкупая их в свою собственность. Другими словами, данный пункт положения открывал возможность для творческой реализации стоящих перед Советом планов и проектов.

Пункты с 12-го по 20-й касались экономической стороны издательского дела. Так, предполагалось, что к началу каждого года Совет будет предоставлять в Синод: а) программу издательства на год вперед, изменения в которой возможно было Архиепископ

сделать только с ведения и утверждения Никон (Рождественский)

Св. Синода; б) смету доходов и расходов

на календарный год; в) отчет о деятельности Совета за истекший год. При этом смета должна была сначала проверяться Хозяйственным контролем, после чего утверждалась Синодом.

Предполагалось, что доходы Совета будут состоять из двух источников: из доходов от продажи изданий, а также возможных пожертвований. Доходы вполне ожидаемо предполагалось направлять на расширение деятельности Совета и оплату труда его членов. Кроме того, предполагалось, что «чистый доход» будет обращаться в запасный капитал Совета и впоследствии будет использоваться исключительно с разрешения Синода. Что же касается пожертвований, то их предполагалось расходовать, естественно, в соответствии с волей жертвователей.

Последние три пункта положения касались распространения изданий Совета. С целью более эффективного распространения предполагалось в каждом епархиальном городе устроить склад. Издания же со складов должны были приобретать и распространять уже непосредственно по территории епархии разного рода епархиальные учреждения и лица: братства, училищные советы и их отделы, епархиальные и окружные наблюдатели и миссионеры, благочиннические библиотеки, духовенство, приходские советы, церковные старосты, учителя. Примечательно, что книгоноши в положении упомянуты не были. Совет в будущем должен был разработать специальные инструкции для организации складов и особенностей работы своей «агентуры», и представить их на рассмотрение Синода.

Указом Св. Синода от 4 апреля 1913 г. за № 3152 председателем Издательского Совета при Святейшем Синоде был назначен архиепископ Вологодский Никон (Рож-дественский)16. К тому времени владыка был хорошо известен именно своей издательской деятельностью. Так, например, еще в 1879 г. он основал периодическое издание «Троицкие листки», которое редактировал вплоть до 1904 г. За 30 лет было издано

16 См.: Церковные ведомости. № 1913. № 17. С. 176; РГИА. Ф. 797. Оп. 83. II отд. 3 ст. Д. 219.

более 130 млн листков. При этом надо учитывать тот факт, что, наряду с научно-популярными статьями, на страницах листков публиковались и серьезные тексты. Так, в 1900 г. владыка Никон был удостоен авторитетной Макарьевской премии за опубликованное на страницах «Троицких листков» толкование на Евангелие17.

Владыка Никон занимал эту должность вплоть до 1 июля 1916 г., когда ему на смену пришел в качестве исполняющего должность18 епископ Василий (Богояв-ленский)19, будущий священномученик. Примечательно, что еще до своего назначения, будучи епископом Черниговским, владыка Василий также большое внимание уделял издательской деятельности. Именно при нем с 1912 г. стал выходить ежемесячный журнал «Вера и жизнь», а с 1914 г. при братстве св. кн. Михаила Черниговского издавалась газета «Черниговский церковно-общественный вестник», сначала 3 раза в неделю, потом ежедневно.

В 1917 г., надо полагать, деятельность Издательского совета во главе с епископом Василием была прекращена. В апреле того же года Временным Правительством владыка был освобожден от присутствия в Св. Синоде, а в мае был отправлен на покой. В 1918 г. он был расстрелян20.

К сожалению, Издательский совет при Св. Синоде, созданный практически за год до начала Первой мировой войны, по объективным причинам не смог развернуть свою деятельность в масштабах и объеме, каких хотели и предполагали инициаторы создания данной синодальной структуры. Остается только предположить, что, если бы обстановка была более благополучной, то Издательский совет стал бы крупнейшим церковным издательством, не только проверяющим и издающим авторские рукописи, но и заказывающим необходимые учебники, учебные пособия, брошюры, листки для общенародного чтения. Кроме того, он в итоге, скорее всего, заменил бы собой центральные духовно-цензурные комитеты в Санкт-Петербурге и Москве, став не единственным, но крупным центром по рецензированию, т.е. цензурированию большей части духовной литературы, выходящей на территории Российской империи.

Священномученик Василий (Богоявленский)

Источники и литература

1. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. Т.1: Высшие государственные учреждения. СПб.: Наука, 1998.

2. Дамаскин (Орловский), иг., Калганов К.Г. Василий (Богоявленский), сщмч. // Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004. С. 37-38.

17 Никон (Рождественский), архиеп. // Православная энциклопедия. Т. LI. М., 2018. С. 19.

18 Дамаскин (Орловский), иг., Калганов К.Г. Василий (Богоявленский), сщмч. // Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004. С. 38.

19 Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. С. 146.

20 См. подр.: Дамаскин (Орловский), иг., Калганов К.Г. Василий (Богоявленский), сщмч. // Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004. С. 38.

3. Красницкая Т. А. Управленческая структура церковно-школьной образовательной системы в Российской империи: последняя треть XIX — начало XX века // Грамота. 2012. № 1 (15): в 2-х ч. Ч. I. С. 87-98.

4. Никон (Рождественский), архиеп. // Православная энциклопедия. Т^.М., 2018. С. 17-20.

5. Об Издательском Совете при Святейшем Синоде // Прибавления к Церковным ведомостям. 1913. № 18-19. С. 796-821.

6. От 26 марта — 4 апреля 1913 года за № 2660, об учреждении Издательского Совета при Святейшем Синоде и Положение о названном Совете // Церковные ведомости. 1913. № 18-19. С. 272-275.

7. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье. Том XXXIII. Отделение 1. 1913 г. СПб., 1914.

8. РГИА. Ф. 796. Оп. 186. Д. 5872 // О пересмотре постановлений о духовной цензуре.

9. РГИА. Ф. 797. Оп. 83. II отд. 3 ст. Д.219 // Об учреждении Издательского Совета при Синоде.

10. РГИА.Ф. 814. Оп.1. Д.49 // Об исправлении текста «Триоди Постной» членами комиссии по исправлению текста богослужебных книг под председательством архиепископом Финляндского Сергия и о печатании новоисправленных богослужебных книг Московской синодальной типографии.

11. Церковные ведомости. № 1913. № 17. С. 176.

12. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.