Научная статья на тему 'Издательский бизнес: стратегические направления антикризисного управления и Pr'

Издательский бизнес: стратегические направления антикризисного управления и Pr Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Издательский бизнес: стратегические направления антикризисного управления и Pr»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 4

М.Н. Кобзева

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ БИЗНЕС: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНОГО

УПРАВЛЕНИЯ И РИ

На данный момент фиксируется наличие общего кризиса — падения спроса на книги — в мировом книгоиздательском бизнесе, вызванного различными причинами. Актуальныши становятся понятия «кризис», «антикризисное управление» и «РЯ». Именно поэтому издатели все активнее начинают применять стратегические антикризисные, маркетинговые и РЯ-ходы. В данной статье кратко повествуется о них.

1. Адаптационный подход к решению проблем

По мнению А.Т. Зуб, с психологической точки зрения имеются два типа восприятия кризиса, влияющие на дальнейшее принятие решений.

1. Отношение к кризису, ориентированное на сохранение докризисного состояния. Кризис воспринимается как угроза и помеха, что означает для затрагиваемых им индивидуумов или коллективов потерю рабочих мест, социального статуса, суверенитета и доходов. Вследствие этого кризис воспринимается руководителями исключительно негативно, и отсюда все мероприятия по антикризисному управлению и РЯ будут планироваться, осуществляться и оцениваться, осознанно или нет, как направленные на восстановление докризисного состояния.

2. Отношение к кризису, ориентированное на обновление. Кризис или угроза кризиса рассматривается как указание на необходимость обновления, перестройки в эволюционном процессе развития предприятия. Кризис вносит освобождение от определенной иррациональности или неправильно установленных целей, правил, рутины, тормозящей развитие. Вследствие этого все требования к изменению прежней ситуации, которые вызвали кризис, рассматриваются в позитивном ключе. При этом в основу действий ложится не борьба с кризисом, а изменение структуры, технологий, культуры организации в соответствии с новыши требованиями.

Какой из этих типов восприятия кризиса является более оправданным, — сказать трудно. Тем более что в одной и той же компании могут сосуществовать и сотрудничать люди, придерживающиеся различных точек зрения. Однако второй подход является предпочтительным, когда причиной кризиса стали не соответст-

вующие новым задачам и изменившейся обстановке отношения, технологии, методы работы. В этом случае хорошо использовать методы кризисного реинжиниринга бизнес-процессов, системной стратегии управления проектами и программами1. Что они представляют собой, будет рассмотрено ниже.

Из определенного восприятия кризиса вытекают и соответствующие подходы по противодействию кризису на макроуровне, практикуемые издателями. Первый — адаптационный, когда издатели в силу разных обстоятельств руководствуются старой экономической логикой, и радикальных изменений, способных поддержать компанию на плаву, в свой бизнес не вводят. Также к адаптационному подходу можно отнести и полное бездействие компаний по противодействию кризисам.

Второй подход предполагает введение новых способов и направлений для развития бизнеса, создание стратегического планирования с учетом миссии компании. Его можно назвать инновационным.

Рассмотрим варианты адаптационного подхода более подробно. Старая экономическая логика издателей проявляется в первую очередь в нежелании разрабатывать перспективный план развития компании, вкладывать средства в антикризисный РЯ, а также в обычный РЯ и рекламу, необходимые для выхода на рынок новых книг. Как правило, наступление кризисов для таких компаний является полной неожиданностью, и они выбирают оборонительную позицию. И тогда «естественным желанием в критической ситуации является стремление информировать как можно меньше вместо того, чтобы всемерно защищать организацию»2.

Часто усиливающим кризис обстоятельством является стихийное распространение негативной социально значимой информации, вольно или невольно соотносимой широкой общественностью с имиджем предприятия. Такая информация, по мнению Ю.М. Демина, может «уходить» за пределы предприятия по различным каналам вследствие:

• происков конкурентов и недоброжелателей;

• излишней осведомленности и разговорчивости собственных сотрудников, прежде всего из числа руководства;

• целенаправленной активности СМИ (задумавших, например, провести журналистское расследование);

• аналитической обработки (порой тенденциозной и не вполне объективной) позитивной или нейтральной информации о де-

1 См.: Зуб А.Т. Управление организационными кризисами. М., 2003. С. 17.

2 Антикризисный менеджмент / Под ред. А.Г. Грязновой. М., 1999. С. 334.

ятельности предприятия из так называемых открытых источников;

• санкционированного разглашения информации негативного характера, ставшего прямым результатом непродуманной (или несогласованной) информационной политики предприятия, в том числе в области связей с общественностью3.

Так, английское издательство «Oxford University Press» и лондонская детская больница «Грейт-Ормонд-Стрит» расследовали обстоятельства, при которых содержание новой книги о Питере Пэне стало известно рецензентам американской газеты «The New York Times». Утечка информации произошла за пять недель до ожидаемой мировой премьеры повести «Peter Pan in Scarler».

Итак, издательству, выбравшему недальновидную политику существования на рынке, при первом ЧП грозит потеря репутации, доверия стейкхолдеров, снижение уровня доходов. И хотя универсальной программы для «лечения» любого кризиса не существует, с помощью деятельности управленцев и специалистов по PR можно благополучно одолеть любое ЧП.

С учетом того, что небольшие издательства не в состоянии содержать полноценные отделы сбыта, а сбытовые сети сами предпочитают работать с крупными издательствами в ущерб малым или уже принадлежат крупным издателям, по адаптационному пути идут именно малые издательства. Они, в отличие от крупных издательств, не в состоянии выделять капитал на реинжиниринг компании, на разработку стратегии антикризисных мероприятий и на рекламу собственной продукции. При современной тенденции расширения базы дистрибюции крупными издательствами и концентрации издательского бизнеса малые издательства рискуют быть вскоре поглощенными из-за невыгодных условий реализации своей продукции и как следствие — низкого спроса на нее.

Так, 2 февраля 2007 г., по сведениям газеты «РБК daily», АСТ приобрело издательство справочной литературы «Аванта+», выпускающее также детскую литературу и энциклопедии. Таким образом, АСТ намерено занять лидирующие позиции в сегменте энциклопедий. Напомню, что ЭКСМО принадлежит контрольный пакет книготорговой сети «Буквоед», АСТ — «Буква», издательство «Азбука» в 2005 г. завладело сетью петербургских магазинов СНАРК.

По материалам ИА «АКС-Реальный сектор», директор «Аст-рель СПб» (дочерней структуры АСТ) Дмитрий Учаев заявил, что в их компании отдел сбыта отсутствует в принципе, поскольку «этим Москва занимается напрямую». Тем не менее, по словам

3 Демин Ю.М. Бизнес-PR. М., 2003. С. 222.

Учаева, «у мелких издательств, то есть выпускающих по 3—10 книжек в год, всегда есть возможность найти свою нишу. Крупные издательства всего никогда не смогут охватить. Например, небольшое издательство может не один год готовить альбом по оружию, ориентированный на коллекционеров, и такой продукт торговая сеть на свои полки допустит».

Преодоление макрокризиса с помощью инструментов PR даже для издательств-гигантов, к сожалению, видится в проведении одномоментных PR-акций. Приведем оценку данной ситуации журналистом ИА «АКС-реальный сектор» Игорем Чубахой в статье «Издатели уходят в тираж»: «Из субъективных "стимулов" кризиса для краткости остановимся на двух. Во-первых, ориентация издателей на сиюминутный результат. Допустим, стал некогда популярен, т. е. начал хорошо продаваться, "женский иронический детектив", и издательства принялись буквально штамповать многотомные книжные серии. Понятно, в ущерб качеству. Появился "Гарри Поттер и...", появились и многочисленные подражания. Причем, если авторов вынуждают отписываться за пару месяцев, никто из издателей и не ждет шедевров. Логика проста: книгу продает обложка, а то, что при этом потребитель зачастую остается разочарован, — дело десятое... Следующей субъективной причиной можно назвать неготовность издателей применять современные маркетинговые технологии»4. В ход идут и изощренные методы... утечка информации — ЧП особого вида для любой компании, грозящее неприятностями вплоть до потери репутации, но для издательств это может быть успешным PR-методом по раскрутке имени автора.

Вследствие непродуманной штамповки выгодных бестселлеров, зачастую создаваемых даже не самими авторами, появляются различного рода скандалы, снижается репутация издательств. В свое время издательство ЭКСМО получило письмо от юридической фирмы «ЛеБоф, Лам, Грин и МакРей», представляющей интересы английской писательницы Джоан К. Роулинг, студии «Warner Bros.» и издательства «Росмэн-Пресс». Юристы требовали в нем от ЭКСМО незамедлительно прекратить «издание, воспроизведение, маркетинг, распространение и продажу контрафактных книг» писателя Дмитрия Емца, посвященных юной волшебнице Тане Гроттер5.

4 Чубаха И. Издатели уходят в тираж // ИА АКС-реальный сектор — 2006. 29 нояб. (www.aksnews.ru.).

5 См.: Мартовицкая А Наш ответ Гарри Поттеру может закончиться некультурным скандалом (http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp? питЪег=416&тЪпс_1а=218&стЪпс_1<1=1000665&риЪ_1<1=351409).

Журналистом А. Карауловым в программе «Момент истины» от 16.03.2007 г. поднимался вопрос и о нравственном уровне книг, которые выходят под именами «раскрученных» авторов. Особое внимание было уделено книге Л.Е. Улицкой «Семьи у нас и у других» в серии «Детский проект». В ней Улицкая описывает «нормальность» гомосексуальных браков, ставя их в один ранг с обычными, гетеросексуальными6.

Так, прослеживается все более явственная ориентация издательств на бренды. Брендами может быть как имя популярного автора, так и успешные книги и серии. В общем, то, что приносит быстрый доход. Например, это может быть учебная литература, причем утвержденная Минобрнауки РФ в рамках учебных программ. За «раскрученные» имена между издательствами идет борьба, постоянно предпринимаются попытки перекупки. Каждый бренд используется на все сто процентов. Например, к процессу поточного создания бестселлеров подключаются «литературные негры»...

Небольшие же издательства, которые не в состоянии перекупать известных авторов, предпочитают сами открывать новые таланты. Так, издательство «София» в свое время поверило в талант еще никому не известного Паоло Коэльо, а «Захаров» — в Бориса Акунина.

2. Инновационный подход к решению проблемы

Инновационный подход к управлению кризисами предполагает отслеживание мировых тенденций в отрасли, введение на их основе новых способов и направлений для развития бизнеса, создание стратегического планирования с учетом миссии компании.

По мнению С.В. Валдайцева, различают три рода антикризисных инноваций:

1. Продуктовые, связанные с переключением на новую продукцию, которая может быть как результатом модернизации выпускаемых товаров и услуг, так и новой для профиля предприятия продукцией, осваиваемой в порядке диверсификации или перепрофилирования.

2. Процессные, направленные на совершенствование организационных и производственных технологий и оборудования.

3. Аллокационные, предполагающие реструктуризацию компа-нии7.

В условиях сложившейся жесткой конкуренции, мировой тенденции спада спроса на книги, в связи с развитием электронных

6 Эфир программы А. Караулова «Момент истины» // ТВЦ. 2007. 16 марта.

7

См.: Валдайцев C.B. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебник. М., 2005. С. 37.

и цифровых носителей информации, расширением сферы развлечений издатели вынуждены задумываться о рентабельности своего бизнеса как такового. Не говоря уже о том, что необходимо оперативно реагировать и на другие возникающие проблемы. Поэтому актуальной и важной для каждого издательства должна стать разработка среднесрочного планирования деятельности по выпуску книг в сочетании с инновационным подходом развития. По-другому это можно назвать стратегией компании. А основная работа должна быть направлена на прогнозирование потребностей современного читателя, облегчение его работы с книгой как одного из видов носителей информации, разработку новых методов продвижения изданий.

К счастью, многие российские издатели идут в ногу со временем и вносят изменения в стратегию существования на книжном рынке, вводя инновационные направления для своей деятельности, заимствуя западные и американские пути для своего развития. Там существует тенденция к объединению сфер деятельности: выпускать книги, журналы, заниматься массмедиа. В России, например, издательство АСТ занимается выпуском журналов, с 2004 г. взялось за выпуск «National Geographic».

Но что делать, когда вследствие ряда причин обнаруживается, что текущее состояние компании, а именно состояние ее ресурсов и активов, препятствует качественным переменам? Рассмотрим подробнее три основных подхода к выработке средне- и долгосрочного планирования антикризисной деятельности издательства по выпуску книжной продукции, которые имеют место после оценки текущего состояния издательства и его пригодности для реализации идей стратегического планирования8.

1. Не обращать внимания на текущее состояние и продолжать планирование. По этому утопическому, редко приводящему к успеху пути идет приличная часть российских издательств. Как правило, это небольшие издательства, которые не в состоянии даже грамотно реализовать работу торговых представителей, не говоря уже о PR-продвижении. Но бывают и исключения. Можно вспомнить, к примеру, известнейшее издательство «Художественная литература». На данный момент оно выпускает приличные по качеству и содержанию книги, но реализует их только через малоизвестный фирменный магазин. Держаться на плаву помогают сдаваемые помещения, принадлежащие издательству. Законный вопрос: «Почему же издательства продолжают руководствоваться старой экономической логикой, основанной на централизованно-плановом выпуске книг?» — скорее всего останется без ответа. В

8 См.: Чумиков АН. Связи с общественностью: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.

такой ситуации, игнорируя тенденции развития нового, информационного общества, воочию видя сложившийся общемировой кризис, единственной спасительной, но по сути тупиковой мерой остается для них повышение стоимости книг. И как бы некоторые РЯ-специалисты, такие, как г-жа Чупрова, не надеялись, что настоящее и, возможно, будущее книгоиздания — за выпуском элитных книг в кожаных переплетах и с позолоченными тиснениями, они осознают (а вполне может быть, что уже осознакзт), что это лишь приходящая и уходящая мода9. В подтверждение своих слов приведу ссылку на электронную страницу одного из торговых домов, закупившего партию книг в кожаных переплетах издательства «Художественная литература»10. Книги, приобретенные на реализацию пять-семь лет назад, до сих пор не нашли своего покупателя. Средняя розничная стоимость такой книги 1000 рублей.

2. Скорректировать позиции плана, чтобы привести их в соответствие с текущим состоянием. По мнению А.Н. Чумикова, данный выбор «ломает» курс на качественные перемены. И компании, решая проблемы сегодняшнего дня, забывают о такой важной составляющей своей работы, как миссии.

3. Изменить текущее состояние, чтобы подтянуть его к позициям плана. Чтобы достигать успехов, издательство прежде всего должно планировать ближайшие и перспективные цели в отрасли, предпринимать решения, помогающие продвинуться к заветной цели. По третьему пути идут далеко не все издательства, в основном это сложившиеся «гиганты» издательского бизнеса, такие, как АСТ, ЭКСМО, «О Л МА-Пресс» и др. Они анализируют опыт Запада, США и внедряют инновационные решения в свой бизнес. Например, следуя все той же мировой тенденции объединения сфер деятельности, в 2004 г. ЭКСМО совместно с МИРБИС подготавливали книги по экономическим дисциплинам, а также сотрудничало с юридическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова и с Высшей школой экономики11.

Следовательно, одной из главных задач команды специалистов по антикризисному РЯ становится умение видеть возможные тенденции развития в книжной отрасли и своевременно сообщать о них, а также обо всех новшествах конкурентов руководству издательства. Результаты попыток локализации кризиса зависят именно от него: сочтет ли оно необходимым при планировании бюджета выделить средства на разработку кризисного плана и осуществление антикризисных мероприятий или нет.

9 Эфир ток-шоу «Большие» // ТК «Культура». 2007. 18 февр.

10 http://www.moscowЪooks.ru/catalog/puЪlish.asp?id=++++8V+++&oйset=10

11 См.: Фуколова Ю. Скандал — одна из форм продвижения книги // Секрет фирмы. 2004. № 13 (52).

Чаще всего решение зависит от степени понимания того, что риск наступления кризиса никогда не бывает нулевым, и прилагать усилия для выяснения вероятности риска (прежде всего затрачивая определенные ресурсы для сбора и обработки релевантной информации) является важнейшей управляющей задачей топ-менедж-мента12.

Специалист в области антикризисного управления А. Т. Зуб подразумевает под инновационным подходом структурно-технологический, основной принцип которого заключается в «уверенности, что технологии являются двигателем прогресса и средством преодоления глубоких, затяжныж, вялотекущих кризисов. "Технологии" в этом подходе понимаются достаточно широко: не только машины, оборудование, механизмы и производственные процессы, но и управление производством, изменение политики, структуры, культуры организации, методов оперативного управления (управленческие технологии)»13. С этой точки зрения причины кризисов кроются в негибком подходе к решению задач, неспособности компаний адаптироваться к меняющейся организационной обстановке.

Второй подход к внедрению антикризисных мер более затратен, более масштабен, но и в большинстве случаев более эффективен. Тенденции современного рынка, изменившийся спрос диктуют необходимость постоянного обновления бизнеса. При промедлении, недальновидности издателей в планировании и выпуске продукции может встать вопрос об эффективности и рациональности деятельности на рынке вообще.

По мнению авторов, Э.А. Уткина, В.В. Баяндаева и М.Л. Ба-яндаевой, реинжиниринг бизнеса, т.е. его перестройка, всегда опирается на потенциал РЯ, поскольку это позволяет использовать его для информирования потенциальных потребителей об осуществляемых инновациях, изучения особенностей трансформации спроса, обеспечения обратной связи реального или возможного покупателя с производителем товаров и услуг14.

Под кризисом понимается не только негативное явление, способное нанести урон издательству. Заметим, что любой кризис вынуждает компанию искать новые возможности для совершенствования своей деятельности. Например, преобразование производства и сбыгга, расширение продуктовой линейки, смена руководителей, методов управления способны коренным образом улучшить деятельность компании в целом. Поэтому нередко внедрению но-

12 См.: Зуб АТ. Указ. соч. С. 14.

13 Там же. С. 9.

14 См.: Уткин Э.А, Баяндаев В.В., Баяндаева М.Л. Управление связями с общественностью. РЯ. М., 2001.

вовведений предшествует либо угроза кризиса, либо наступление его.

В современных условиях успешными инноваторами являются менеджеры, убежденные в том, что персоналу нужно прививать философию антикризисного управления, заключающуюся в распознавании тревожных сигналов и воздействии на слабые места компании. Это необходимо, так как в случае кризиса поддержка руководства персоналом компании — один из ключевых моментов для его преодоления.

В настоящий момент лидеры отрасли превращаются в вертикально интегрированные компании по цепочке издательство — типография — торговая сеть. Наблюдается высокий уровень концентрации.

По мнению аналитиков РБК, процесс слияний и поглощений на российском книжном рынке уже начался. При том, что в России работает около 6 тыс. издательств, на текущий момент существует более десяти крупных издательских групп: ИГ «АСТ», «Рос-мэн», «ЭКСМО-Пресс», холдинг «ОЛМА Медиа Групп»... Все они образовались путем поглощения более мелких участников рынка. В частности, в Петербурге из оставшихся независимыми крупных издательств можно назвать разве что «Амфору», «Лениздат» и ИД «Крылов», при этом москвичи порой предпочитают содержать в культурной столице не по одной, а по две и больше дочерние фирмы.

Параллельно происходит постепенная скупка торговых сетей, и не только в Петербурге. Например, «в прошлом году (2007. — М.К.) московская издательская группа АСТ, развивающая собственную сеть книжных магазинов "Буква", объявила о покупке 74,5% акций ОАО "Тамбовкнига", насчитывающего в Тамбовской области 13 магазинов. При этом в ближайшие годы компания намерена расширить ее до 18 торговых точек»15.

Приобретаются и типографии. По данным ФАПМК, на начало 2006 г. в государственной и муниципальной собственности оставалось 15,4% предприятий полиграфической промышленности России. Эта доля имеет сильную тенденцию к уменьшению. В частности, по словам президента конвента «Интерпрескон» (ежегодный съезд писателей и поклонников фантастики) и главного редактора ОАО «Лениздат» (100%-е государственное предприятие) Александра Сидоровича, ожидается, что в достаточно обозримом будущем здание «Лениздата», включающее типографский комплекс, будет государством продано.

«Сегодня есть десять издательств, которые могут закрыть своей продукцией весь рынок. У них прошел этап накопления капитала,

15 Чубаха И. Указ. соч.

и его необходимо вкладывать. Издательства начали формироваться как вертикально интегрированные холдинги, стали инвестировать в полиграфию и розничные сети. Это самые богатые агенты рынка», — считает холдинг-директор ТД «Библио-Глобус» Борис Есенькин16.

В сфере антикризисного РЯ организуются масштабные РЯ-компании, отдельной целью которых становится пропаганда чтения. Проводятся акции на уровне регионов, городов. Так, иркутский медиахолдинг «АС Байкал ТВ» организовал акцию «Подари книги детям!», в 2006 г. московский Дом книги — «Читать — это модно!», предпринимается попытка и московскими властями возродить интерес к книге.

Наблюдается тенденция межотраслевого сотрудничества по продвижению книг. Достаточно вспомнить ставшие уже банальными примеры издания книг по вышедшим и пользующимся успехом фильмам и наоборот. Например, фильм «Дьявол носит Ргаёа» быш снят на основе романа Лорен Вайсбергер. Примером, когда книга была выпущена по серии фильмов, может быть издание книги А. Пла-хова и Е. Плаховой о финском режиссере «Аки Каурисмяки. Послед-ник романтик. Фильмы, интервью, сценарии, рассказ» (М.: Нов. лит. обозрение, 2006). Помимо сотрудничества с кинокомпаниями издательства налаживают связи с кафе, клубами по интересам.

Информационная эпоха порождает новые пути и новые решения в маркетинге. «Одним из самых новыж факторов маркетинговых коммуникаций стал бренд-менеджмент в киберпространст-ве»17, — считает А.Н. Овчаренко. В настоящее время широко распространено РЯ-продвижение книг в Интернете, например через авторские блоги, обладающие возможностью интерактивного общения, например блог Лены Лениной, Дмитрия Горчева, Сергея Лукьяненко. В читальных залах Сети «заседают» Виктор Шендерович, Демьян Кудрявцев и другие писатели.

По словам прозаика Татьяны Набатниковой, аудиокниги уже переживали пик популярности, когда президент в 2007 г. заявил, что предпочитает слушать аудиокниги18. Сейчас они продолжают пользоваться популярностью у современного читателя, который постоянно ощущает дефицит свободного времени. В дополнение к этому выпускаются мобилбуки — электронные носители информации в формате скейч-карт — для чтения с мобильного телефона

16 Там же.

17

Овчаренко АН. Глобализация рекламных коммуникаций в информационную эпоху // Информационная эпоха: Мир — Россия — Урал: Тез. VII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004. С. 280.

18 По материалам программы «Тем временем» // ТК «Культура». 2006. 27 нояб.

или коммуникатора. Новыми решениями в продуктовой линейке являются книги, вытускающиеся по принципу «книга+аудио-диск», «книга+другой полезный товар», «замаскированная» книга. В сфере образования, например, уже выходят электронные версии учебников по географии в дополнение к обычной книге. На диске представлены дополнительные сведения в виде викторин, фильмов. По мнению учителей, вовлечение визуальных рецепторов благоприятно скажется на процессе запоминания19.

Появились варианты электронной бумаги. «Seiko Epson Corporation» разрабатывает электронную бумагу, а «Libra Vitalis» намерена выпускать книги. «И эта технология позволяет экрану с разрешением 170 пикселей обеспечивать качество печати газет и видеть текст под любыш углом даже при ярком освещении. То есть вот в этот пластиковый экран как бы закачивается все, что вы хотите»20, — говорит профессор, доктор социологических наук, зам. генерального директора Международного пресс-клуба М.П. Бочаров.

Книжные интернет-магазины стали уже распространенным явлением. Российские крупные издательские центры быстро осознали важность использования в своем бизнесе новейшего технического средства передачи информации. Для некоторых компаний оперативность получения различных сообщений, почти мгновенная связь с клиентом и другие возможности Интернета стали вполне привычным делом. Из книжныгх интернет-магазинов стоит отметить Barnes&Noble и Amazon.com (США), Eyrolles.com (Франция), «Бумеранг», «Озон», «Библион» (Россия).

Единственным решением, которое помогло бы избавить издателей от беспокойства по поводу несанкционированного прочтения книг в Интернете и обеспечивать стабильный доход от продажи книг, — это заимствование европейского опыта продаж электронных книг через Интернет. Например, Фредерик Форсайт, автор таких известных романов, как «День шакала» и «Псы войны», вслед за Стивеном Кингом решил опубликовать свою новую книгу в Интернете. Сам Форсайт говорит, что подобный способ опубликования своих произведений интересен для него как профессионального автора. Надо сказать, что Форсайт далеко не первый, кому пришло в голову осуществить публикацию своей книги в Интернете. Самый известный пример — публикация Стивеном Кингом романа «Растение». Роман начал выходить на личном сайте

19 По материалам программы «События московской недели» // ТВЦ, 2006. 15 окт.

20 По материалам круглого стола «Связи с общественностью в системе массовых телекоммуникаций: книги, фильмы, музыка, продвинутый Интернет» в рамках фестиваля «Дни РЯ в Москве» 3 марта 2006.

Кинга. Первая часть «Растения» была выложена бесплатно, однако каждому пользователю предлагалось перевести на личный счет Кинга 1 доллар. Автор заявил, что если условие выполнят хотя бы 75% читателей, то он продолжит публикацию, что в конечном итоге и произошло. Как сообщают в офисе Кинга, на сегодняшний день предложением воспользовалось 150 тыс. человек. Прибыль от этого мероприятия подсчитать нетрудно. А окрыленный успехом Кинг занялся написанием следующих глав. Ранее Стивен Кинг опубликовал на своем сайте рассказ, за который предложил читателям также добровольно заплатить по 1 доллару. В результате этот рассказ принес Стивену Кингу более 475 тыс. долларов, тогда как за публикацию этого рассказа в каком-либо журнале едва ли смог бы получить более 10 тыс. долларов. Издатели и книготорговцы же сейчас кусают локти: такое положение вещей их, естественно, не устраивает, и они срочно осваивают новый вид бизнеса — электронную литературу. Например, на сайте электронного издательства iPublish.com, созданного крупнейшим медиахолдингом мира «Time Warner», уже появилось приличное количество электронных книг. Пользователи могут скачать книги на свой компьютер или специальные устройства — eBooks. О такой же инициативе сообщили и другие крупные компании: издательский дом «Random House», и лидер мировой книготорговли «Barnes&Noble».

Любопытно, что в России эти идеи тоже нашли свое воплощение. Интернет-магазин, занимающийся продажей электронных книжных копий, открыла компания «Электронная книга», PLATI.RU, ЭлектроБук.Ру, Web-книга. Правда, сайтов не так много, как хотелось бы, но они постоянно пополняются новыми книгами и переводами. Ценовая политика на настоящий момент такова: за книгу компании берут по 5—15 руб. за скачивание21.

Поступила в редакцию 15.05.2008

21 http://www.homepc.rU/news/2000/9/21/1080/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.