ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Научный журнал
№ 2 (14) 2023
Д. А. Карпук
Издательская и цензорская деятельность протоиерея Иоанна Яхонтова (1819-1888)
УДК 271.2-726.25-9:929 DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_40 EDN LBASMR
Аннотация: В статье на основании архивных документов рассматривается духовно-литературная и цензорская деятельность одного из видных столичных священнослужителей второй половины XIX в. — протоиерея Иоанна Яхонтова. В 2023 г. исполнилось 135 лет со дня его кончины, а в 2024 г. исполняется 205 лет со дня его рождения. Будучи членом С.-Петербургского духовно-цензурного комитета в 1857-1858гг., о. Иоанн проявил себя как выдающийся специалист в области духовной литературы, осторожно, внимательно и профессионально относящийся к литературной деятельности. В статье высказывается предположение, что именно литературный талант и образцовая цензорская деятельность о. Иоанна стали причиной назначения его редактором журнала «Духовная беседа», который был периодическим изданием С.-Петербургской духовной семинарии, а также по сути являлся официальным изданием Св. Синода и С.-Петербургской митрополии до 1875 г.
Ключевые слова: Св. Синод, С.-Петербургская духовная семинария, С.-Петербургский духовно-цензурный комитет, духовая цензура, «Духовная беседа», митрополит Исидор (Никольский), протоиерей Иоанн Яхонтов.
Об авторе: Дмитрий Андреевич Карпук
Кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории С.-Петербургской Духовной Академии, заведующий кафедрой церковно-исторических и общегуманитарных дисциплин Псково-Печерской духовной семинарии. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3054-387X
Для цитирования: Карпук Д. А. Издательская и цензорская деятельность протоиерея Иоанна Яхонтова (1819-1888) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №2 (14). С. 40-50.
HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY
Scientific Journal
No. 2 (14) 2023
Dmitry A. Karpuk
Publishing and Censorship Activities of Archpriest Ioann Yakhontov (1819-1888)
UDC 271.2-726.25-9:929 DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_40 EDN LBASMR
Abstract: This article, based on archival documents, examines the spiritual-literary and censorship activities of one of the prominent clergy members in the second half of the 19th century — Archpriest Ivan Yakhontov. In 2023, it marked the 135th anniversary of his death, and in 2024, the 205th anniversary of his birth. As a member of the St. Petersburg spiritual-censorship committee in 1857-1858, Father Ivan demonstrated himself as an outstanding specialist in the field of spiritual literature, handling literary activities with caution, attention, and professionalism. The article suggests that it was his literary talent and exemplary censorship work that led to his appointment as the editor of the journal "Dukhovnaya Beseda" (Spiritual Conversation), a periodical publication of the St. Petersburg Theological Seminary. Essentially, it served as the official publication of the Holy Synod and the St. Petersburg Metropolis until 1875.
Keywords: Holy Synod, St. Petersburg Theological Seminary, St. Petersburg Spiritual-Censorship Committee, spiritual censorship, "Dukhovnaya Beseda", Metropolitan Isidor (Nikolsky), Archpriest Ioann Yakhontov.
About the author: Dmitry Andreevich Karpuk
Candidate of Theology, Head of the Graduate Department, Associate Professor of the Department of Church History at the St. Petersburg Theological Academy, Head of the Department of Church History and General Humanities Disciplines at the Pskov-Pechersk Theological Seminary. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3054-387X
For citation: Karpuk D. A. Publishing and Censorship Activities of Archpriest Ioann Yakhontov (18191888). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 2 (14), pp. 40-50.
В 2023 г. исполнилось 135 лет со дня кончины протоиерея Иоанна Яхонтова (1819-1888), в 2024 г. исполняется 205 лет со дня его рождения. Конечно, круглыми датами эти юбилеи назвать трудно, однако же они побуждают хотя бы в общих чертах поговорить о человеке, имя которого «гремело» в 1860-1880-х гг., а сейчас практически полностью забыто. Один из современников писал, что протоиерей Иоанн Яхонтов «почти ни одной праздничной (воскресной) службы не пропускал без проповеди: его горячая импровизация наэлектризовывала слушателей и вызывала в них и слезы умиления, и слезы восторга, особенно когда покойный касался вопросов любви христианской, всепрощения, смирения христианского и надежды упования. Недаром многие называли его "наш Златоуст", а многие (из других приходов) искренно смешивали с о. Иоанном Полисадовым и о. Иоанном Кронштадтским: первый еще ранее прославился как горячий воодушевленный импровизатор, последний и поныне (в 1890 г. — Д. К.) славится, особенно делами благотворения и любви христианской»1.
Конечно, сейчас никто и не скажет, чем занимался протоиерей Иоанн Полисадов, упомянутый в приведенном выше свидетельстве. К этим трем Иоаннам можно прибавить еще одного протоиерея, впоследствии протопресвитера и духовника двух последних императоров — Иоанна Леонтьевича Янышева. Его имя известно чуть больше, чем имена протоиереев Иоанна Яхонтова и Иоанна Полисадова. Имя же св. прав. Иоанна Кронштадтского, конечно, известно всем.
Протоиерей Иоанн Константинович Яхонтов родился в священнической семье в Симбирской епархии. В 1843 г. он окончил С.-Петербургскую Духовную Академию2, в следующем году — женился и принял священный сан. С этого времени началось его священническое служение в разных храмах С.-Петербурга: с 1844 г. — в Екатерининской церкви в Екатерингофе, с 1854 г. — в церкви св.Александра Невского при Смольном институте, с 1860 г. — в Ямской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, с 1874 г. — в Никольском Морском соборе3. Примечательно, что в последнем храме он сменил на настоятельской должности своего однокурсника по Академии — протоиерея Силу Тапильского4.
Одновременно со священническим служением протоиерей Иоанн Яхонтов выполнял различные епархиальные послушания. В разные годы он был членом Комитета
1 Н.М. Протоиерей И. К. Яхонтов // Яхонтов И., прот. Собрание духовно-литературных трудов (1844-1885). Т. II. СПб., 1890. С. XX.
2 В литературе очень часто указывается, что о. Иоанн Яхонтов окончил Симбирскую духовную семинарию в 1839 г., после чего поступил в столичную Духовную Академию. См.: Протоиерей И. К. Яхонтов (некролог) // Церковный вестник. 1889. № 14. С. 294. Однако, Симбирская духовная семинария была открыта только в 1840 г. См.: Косых И., свящ, Э. П. Р. Симбирская и Новоспасская епархия // Православная энциклопедия. Т. LXШ. М., 2021. С. 428. Поэтому некоторые исследователи предполагают, что о. Иоанн окончил Казанскую духовную семинарию.
3 Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVШ-ми курсов Санкт-Петербургской духовной академии 1814-1869 гг. СПб., 1907. С. 541.
4 Карпук Д.А. Николо-Богоявленский морской собор. История и люди. СПб., 2018. С. 56.
для издания кратких и дешевых духовно-нравственных книг, Конференции С.-Петербургской Духовной Академии, С.-Петербургской духовной консистории, совета Общества религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, являлся помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях Министерства народного просвещения5. Выше перечислены не все учреждения и институты, в деятельности которых принимал активное участие о. Иоанн. В данной статье рассматривается деятельность протоиерея Иоанна Яхонтова только в качестве члена С.-Петербургского духовного цензурного комитета и редактора журнала «Духовная беседа».
Начнем с последней упомянутой должности. В декабре 1861 г., еще будучи священником Крестовоздвиженской церкви, о. Иоанн обратился с прошением на имя митрополита С.-Петербургского Исидора (Никольского) с просьбой разрешить ему издавать со следующего 1862 г. еженедельную газету под названием «Вестник С.-Петербургской Митрополии». Аргументация о. Иоанна сводилась к тому, что в то время во многих губернских городах уже издавались епархиальные ведо-мости6. И о. Иоанн называет странным тот факт, что подобного издания не существует в столичном городе, который он характеризует как «средоточие духовного управления и просвещения»7. Далее о. Иоанн вполне справедливо указывает, что благодаря подобного рода периодическим изданиям «ускоряется известность и облегчается исполнение начальственных распоряжений, сокращается переписка и рассылка бумаг в консистории. Но чтобы подобное издание принесло еще более пользы и пастырям и пастве, и с тем вместе имело более читателей, надобно к официальному отделу его присовокупить и отдел духовно-литературный, в котором мало, или давно учившиеся пастыри, особенно сельские, могли бы находить готовое поучение и назидательное слово к народу, пособие и возбуждение к дальнейшему усовершению себя в пастырском служении, а паства приличную, для всех доступную духовную пищу»8.
Затем о. Иоанн отметил в прошении, что он уже много лет занимается духовно-литературной деятельностью, то есть, указал, что у него имеется за плечами определенный опыт. Именно поэтому он и решился испросить через правящего архиерея у Св. Синода разрешение на учреждение не просто нового периодического издания, а, по сути, официального органа С.-Петербургской митрополии. Совершенно очевидно, что подобного рода прошения никогда не пишутся случайно или по личной инициативе. Им всегда предшествуют частные разговоры и непубличные предварительные переговоры. Мы можем только предположить, что и в этом случае состоялась предварительная беседа между о. Иоанном и недавно назначенным на столичную кафедру митрополитом Исидором. Как бы то ни было, именно митрополит сообщил о данной инициативе в Св. Синод в своем представлении от 13 декабря 1861 г., которое он завершил словами полной поддержки: «Принимая во внимание полезную цель предполагаемого протоиереем Яхонтовым издания вестника С.-Петербургской Митрополии и признавая составленную им программу оного, цели соответствующею, имею честь испрашивать разрешения протоиерею Яхонтову издавать означенный журнал по программе, которую при сем прилагаю»9.
Св. Синод рассмотрел данное представление уже 15 декабря 1861 г., хотя соответствующий указ вышел только 15 мая 1862 г. Во-первых, было отмечено, что представленная протоиереем Иоанном Яхонтовым программа во многом повторяет программу издававшегося с 1858 г. при С.-Петербургской духовной семинарии журнала
5 Родосский А. С. Биографический словарь студентов... С. 541-542.
6 Первые епархиальные ведомости вышли в Ярославской губернии в 1860 г. См.: Карпук Д.А. Архиепископ Нил (Исакович) (1799-1874): геолог, минералог, палеонтолог и богослов. СПб.: Изд-во СПбДА, 2015. С. 118-125.
7 РГИА. Ф. 796. Оп. 143. Д. 592. Л. 1.
8 Там же. Л. 1 об.
9 Там же. Л. 2.
«Духовная беседа»10. Именно в этом журнале с 1859 г. было определено публиковать наиболее важные и обязательные к исполнению всей полнотой Русской Церкви правительственные и церковные распоряжения и постановления. Поэтому Синод не нашел возможности учредить новый отдельный журнал для С.-Петербургской епархии, что, на самом деле, не было вполне логичным решением. Впоследствии в С.-Петербурге, наряду с официальным органом Св. Синода «Церковные ведомости», будут выходить собственно епархиальные издания. Тогда же, в 1862 г., Синод данную инициативу заблокировал и определил распоряжения по С.-Петербургской епархии печать все в той же «Духовной беседе». Получалось, что журнал, издававшийся даже не Академией, а лишь С.-Петербургской духовной семинарией, являлся одновременно печатным органом Св. Синода и С.-Петербургской духовной консистории. Следует еще раз отметить определенную абсурдность данного решения, которое лишь отчасти объясняется тем, что активное развитие епархиальной и столичной периодики началось, по сути, только с 1860-х гг. Поэтому даже у высшей церковной власти не было еще четкого понимания и ясного представления о развитии и использовании печатного слова для достижения своих целей.
Как бы то ни было, первым пунктом своего указа Синод ответил отказом на поддержанное митрополитом предложение протоиерея Иоанна Яхонтова об учреждении столь важного для епархии печатного органа. Однако, вслед за этим отказом Синод принял решение, позволяющее говорить в данном случае о серьезном авторитете о. Иоанна в столичных церковных кругах. Во второй части указа говорилось следующее: «Так как журнал этот издается под редакцией ректора С.-Петербургской семинарии, на котором лежит довольно сложная и трудная обязанность начальника и наставника семинарии и для которого поэтому редакторские занятия не могут быть необременительны, а между тем протоиерей Яхонтов обладает достаточною опыт-ностию по части духовной литературы, заявляет ныне о своей готовности трудиться на этом поприще, — то редакцию журнала "Духовной беседы", ныне издающегося при С.-Петербургской семинарии, передать протоиерею Яхонтову»11.
Другими словами, теперь редактором журнала С.-Петербургской духовной семинарии, а также, как уже было отмечено выше, Св. Синода и С.-Петербургской митрополии становится один из петербургских священников. Можно предположить, что для ректора семинарии такое преобразование, действительно, стало исключительно радостным известием, поскольку это был не только сложный, но и достаточно нервный труд, о чем в своих мемуарах довольно ярко и красочно писал архимандрит (впоследствии митрополит Московский и Коломенский) Леонтий (Лебединский)12.
10 Троицкий А., прот. «Духовная беседа» // Православная энциклопедия. Т. XVI. М., С. 390-392.
11 РГИА. Ф. 796. Оп. 143. Д. 592. Л. 7-7 об.
12 Леонтий (Лебединский), митр. Мои заметки и воспоминания: Автобиографические записки высокопреосвященнейшего Леонтия, митрополита Московского. Сергиев Посад, 1914. С. 60-63.
Обложка первого тома журнала «Духовная беседа»
Однако, нельзя не задаться вопросом: как получилось, что простой столичный батюшка сумел стать редактором главного журнала Русской Церкви и издавал его вплоть до закрытия в 1876 г.? В указе Синода говорится об опытности о. Иоанна. Действительно, первый литературный труд о. Иоанна был издан еще в 1844 г. После этого им было опубликовано достаточно большое, по меркам того времени, число разного рода статей и брошюр. Впоследствии было издано два тома сочинений о. Иоанна13, на некоторые сочинения в периодической печати появились благожелательные рецензии14. Однако, можно ли думать, что только к литературной деятельности сводилась упомянутая в указе Синода опытность? Ведь на столичном духовно-литературном поприще о. Иоанн был далеко не единственной фигурой.
Отвечая на этот вопрос, сделаем предположение, что главным аргументом здесь, действительно, был литературный талант о. Иоанна, который заслужил даже несколько хвалебных слов от скупого в таких случаях на комплименты митрополита Московского Филарета (Дроздова)15. Свт. Филарет особо подчеркивал полемические способности протоиерея Иоанна Яхонтова16.
По нашему убеждению, следующим фактором в данном случае стала цензорская деятельность о. Иоанна, которая была не очень продолжительной, но довольно насыщенной. В 1857г.о. Иоанн был назначен членом С.-Петербургского духовно-цензурного комитета, где он трудился до февраля 1858 г., когда была осуществлена реформа этого комитета. После этого в течение десятилетий там трудились, как правило, только ученые монахи — архимандриты17.
Об интенсивности цензорской деятельности протоиерея Иоанна Яхонтова говорят, например, следующие цифры. В период с января по ноябрь 1857 г. он просмотрел 60 рукописей, книг и брошюр, из которых к печати было разрешено 4018, что составляет 67%. Надо понимать, что о. Иоанну приходилось просматривать не только небольшие брошюры, но и достаточно объемные труды, на их прочтение и проверку уходило много времени и сил. Иногда, разумеется, приходилось иметь дело с довольно нервными писателями, что приводило к скандалам, пусть даже и небольшим.
В данной статье мы приведем всего лишь несколько примеров того, что приходилось читать о. Иоанну, что он пропускал, а что запрещал.
Из разрешенных к опубликованию работ можно отметить рукопись протоиерея Космы Чередеева «Биографии Тверских иерархов», которую первоначально вычитывал именно о. Иоанн. Он отметил, что это «труд усердный, добросовестный и для Истории Российской Церкви полезный и потому может быть одобрен к печатанию». Однако, о. Иоанн отправил данную рукопись в Синод для окончательного
13 Яхонтов И., прот. Собрание духовно-литературных трудов (1844-1885). Т. I. СПб., 1885. 476, Ш с.; Яхонтов И., прот. Собрание духовно-литературных трудов (1844-1885). Т. II. СПб., 1890. XXV, 492 с.
14 Е.Л. Библиографические заметки: Русский проповедник XVII века и несколько статей из его сочинения: «Статир». Изложил и издал протоиерей И. Яхонтов. СПб., 1883 // Церковный вестник. 1883. № 50. С. 8-9; Е.Л. Библиографические заметки: Иеродиакон Дамаскин, русский полемист XVII века. Исследование протоиерея И. Яхонтова. СПб. 1883 // Церковный вестник. 1883. № 50. С. 9; Библиографические заметки: Собрание духовно-литературных трудов протоиерея Иоанна Яхонтова. 1844-1885 гг. Том II. СПб. 1890 г. (стр. 492, ц. 2 р.) // Церковный вестник. 1890. № 16. С. 275-276.
15 Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. V. Ч. 2. М., 1888. С. 550.
16 Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. ТЛУМ., 1886. С.502. Предположим, что положительную реакцию московского святителя вызывали следующие статьи о. Иоанна: Яхонтов И., прот. Письмо Православного Русского Священника бывшему соотечественнику и единоверцу, а ныне отступнику Православия, живущему в чужих краях // Духовная беседа. 1858. Т. I. С. 110-122, 314-324.
17 Чистович И.А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858-1888 гг.). СПб., 1889. С. 93-95.
18 РГИА. Ф. 807. Оп. 2. Д. 1357. Л. 1-185.
рассмотрения и разрешения. Это было связано с тем, что в сочинении говорилось в том числе и о здравствующих иерархах, например, о митрополите Филарете (Дроздове). Кроме того, в некоторых эпизодах шла речь о синодальных решениях. Книги с таким содержанием, согласно указу Св. Синода от 29 октября 1848 г. за № 11324, необходимо было представлять на рассмотрение в высший церковный орган19. Впоследствии, после довольно продолжительной волокиты, данный труд был издан, но цензором на второй странице был указан уже архимандрит Феодор (Бухарев), который рассматривал следующую редакцию этого исследования в 1859 г.20
Иногда приходилось проверять книги и на иностранных языках. Так, в марте 1857 г. о. Иоанн просматривал проповеди упомянутого выше протоиерея Иоанна По-лисадова на немецком языке, ничего противного православной вере и нравственности выявлено им не было21. Примечательно, что именно о. Иоанн в начале 1858 г. цензури-ровал статьи для «Духовной беседы»22. Вообще, положительные рецензии о. Иоанна всегда были довольно краткими, в отличие от отрицательных — в последних приходилось указывать причины запрета, а также иногда приводить в качестве иллюстраций некоторые выдержки из рассмотренных и запрещаемых рукописей.
Причины запрета были, конечно, разными, но чаще всего речь шла о текстах, некачественных с литературно-стилистической стороны. Так, запрещая поэму некоего Иоанна Сафонова «Человек», о. Иоанн в своем отзыве писал, что, излагая историю сотворения мира, автор использует стихотворный размер, который обычно использовался при написании сказок. И в качестве примера о. Иоанн привел «Илью Муромца» Н. М. Карамзина. Но, как отметил далее о. Иоанн, даже и этот размер в рассматриваемой поэме не всегда выдержан, «отчего стих выходит неправильный, странный», кроме того, поэт, заимствуя предметы своих песнопений из Библии, «прибавляет часто выдумки своего воображения, иногда совершенно противные духу и тексту писания»23.
Разбирая рукопись «Настольная книга Православного Христианина. Тексты Св. Писания для чтения и изучения на каждый день года», о. Иоанн отмечает, что тексты Св. Писания приводятся в ней иногда так отрывочно, что утрачивают определенное значение (например, «мир на Израиля, пребудите во Мне»), а в ряде случаев — даже содержат произвольные авторские изменения. Согласно наблюдению о. Иоанна, под одним библейским текстом в данной рукописи было указано «2 Петр. XII, 5» (между тем, второе соборное послание св. ап. Петра содержит всего три главы). Итоговое суждение цензора было вполне справедливым: «Посему означенная рукопись никак не может быть одобрена к напечатанию»24.
Запрещая в марте 1857 г. рукопись священника Константина Семенова «Житие преп. Алексия, человека Божия», о. Иоанн указывал, что она «написана языком, неприличным такому важному предмету и во многих местах безграмотно»25. Несоблюдение правил церковно-славянского языка стало причиной запрета «Акафиста святой мученице Параскеве», составленного священником Константином Семеновым. Вердикт о. Иоанна в этом случае был достаточно строгим: «Сочинитель не соблюл правил, употребляемых обыкновенно при сложении акафистов и весьма часто самым грубым образом нарушал правила славянского и даже просто русского языка»26.
Известны и курьезные запреты. Так, рассмотрев в сентябре 1857 г. подлежащие духовной цензуре места в сборнике детских статей под названием «Снежинка», о. Иоанн с определенной долей удивления отметил в отзыве, что эти места суть не что иное,
19 Там же. Л. 3.
20 РГИА. Ф. 807. Оп. 2. Д. 1359. Л. 35 об.-36. См.: Чередеев К., прот. Биографии тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. [2], 299, VI с.
21 РГИА. Ф. 807. Оп. 2. Д. 1357. Л. 33 об.
22 РГИА. Ф. 807. Оп. 2. Д. 1358. Л. 11 об., 12, 16, 17 об., 21, 23 об., 27, 31 об., 32 об., 37.
23 РГИА. Ф. 807. Оп. 2. Д. 1357. Л. 11 об.
24 Там же. Л. 2 об.-3.
25 Там же. Л. 56 об.
26 Там же.
как произвольно выбранные отрывки из книги Фомы Кемпийского «О подражании Христу». О. Иоанн вполне справедливо указал, что эта книга никак не является детским чтением и, «подобно твердой пище для младенца, может быть для некоторых более вредною, чем полезною». Далее духовный цензор вышел за пределы своих обязанностей (так как он должен был рассмотреть только те отрывки, которые подлежали именно духовной цензуре) и высказался в целом о всем сборнике: «И потому как эти места из книги Фомы Кемпийского, так и некоторые статьи ("Ум-разум", "Ночное путешествие") не должны быть одобрены к напечатанию в сборнике, который, и в целом своем составе, едва ли заслуживает одобрения»27. Разумеется, в гражданский С.-Петербургский цензурный комитет, откуда поступила эта рукопись, был отправлен ответ, касающийся исключительно указанных мест, а не сборника целиком.
Иногда запреты были связаны с существовавшими в то время церковно-административными правилами и обычаями. Так, запрет «Слова в неделю Православия» священника Добровольского о. Иоанн объясняет тем, что «на нем нет подписи местного благочинного... и... оно заключает в себе некоторые неверные мысли и выражения, особенно неуместные на сельской кафедре»28.
Некоторые запреты носили условный характер и автор имел возможность опубликовать свою рукопись в случае внесения всех необходимых исправлений. Например, рассмотрев рукопись «Уроки благочестия от Святыни Псковской», о. Иоанн признал, что она действительно заключает в себе назидательные мысли. Однако, имелись в тексте и некоторые недостатки, не позволившие о. Иоанну одобрить эти «Уроки»: «Неровность и высокопарность выражений, множество повторений и некоторые другие недостатки, замеченные карандашом в самой рукописи, делают ее неудобной к напечатанию. И потому надобно просить автора, чтобы он подверг свое сочинение строгому пересмотру и исправлению»29.
Рассмотрев в августе 1857 г. рукопись «Ежедневник Христианский», представленную в комитет статским советником Валерианом Знобишиным, о. Иоанн отметил, что это сочинение «весьма похвальное по цели и трудолюбию, с которыми написано». Вместе с тем, этот текст не был лишен довольно существенных недостатков, в связи с чем рукопись была возвращена автору для исправлений. О. Иоанн в своем отзыве так и написал: «Но как видно, автор не достаточно изучил предмет, о котором решился писать, и не приобрел навыка выражаться точно и правильно; потому что почти на каждой странице его сочинения встречаются самые странные промахи, несообразности и грамматические ошибки. И потому цензор предлагает Комитету возвратить эту рукопись автору для самого тщательного пересмотра и исправления»30.
Можно предположить, что в приведенных выше случаях число замечаний было довольно большим и авторы не стали все кардинально менять и издавать свои тексты. Но были и другие случаи, когда текст разрешался к печати с условием внесения конкретных изменений и небольших правок.
Например, рукопись «Руководство к церковному живописанию» в целом, по замечанию о. Иоанна, не заключала в себе ничего противного правилам духовной цензуры. Однако, небольшие замечания все же были сделаны. Так, например, о. Иоанн подверг критике рекомендации автора изображать на иконе Благовещения архангела Гавриила с копьем (а не с райской ветвью) и благословляющего Честнейшую херувимов; на иконе Крещения Господня — Иордан в виде старца, смотрящего вспять; на иконе Сошествия Св. Духа — олицетворение мира в виде старца в венце. Цензор отметил и другие несообразности: изображение храма Соломонова с куполом, расположение Ниневии на берегу моря, изображение горы Фавор с тремя вершинами, причисление свв. евангелистов Луки и Марка двенадцати апостолам. Все это необходимо было исправить. Но и после этого рукопись нельзя было отправлять в печать сразу.
27 Там же. Л. 141 об.
28 Там же. Л. 22.
29 Там же.
30 Там же. Л. 130.
По замечанию о. Иоанна, ее необходимо было после исправления представить на благоусмотрение Св. Синода, так как иконописание имеет чрезвычайно важное значение в богослужении Православной Церкви31.
В цензуру очень часто поступали сочинения для второго, третьего и последующих изданий. Чаще всего одобрение давалось в таких случаях без какой бы то ни было волокиты. Так, о. Иоанн в мае 1857 г. разрешил третье издание «Пастырского богословия» архимандрита Кирилла (Наумова)32, в сентябре — одобрил печатание второго издания сочинения «Утешение в болезнях и в скорби о смертной разлуке с любезными сердцу»33, а в ноябре — восьмого издания «Училища благочестия»34. Однако, иногда и в подобных случаях могли последовать или запреты, или требования внести правку в некогда уже рассмотренные, одобренные и изданные тексты.
Так, в 1857 г. в столичный духовный цензурный комитет обратился петербургский книгопродавец Н. Овсянников с просьбой разрешить новое издание трехтомного собрания проповедей известного в начале XIX в. протоиерея Иоанна Леванды35. Первое издание было осуществлено еще в 1821г. содержателем Театральной типографии А. Похорским. Для аргументированного ответа на этот запрос о. Иоанн навел справки и выяснил, что об этом издании покойный митрополит Киевский Евгений (Болхови-тинов) писал так: «Издатель не имел верного и полного списка и потому не достает в сем издании весьма многих поучений и речей, и находящиеся в оном во многом не сходны с подлинниками сочинителя, а еще неисправнее напечатаны»36. О. Иоанн «из уважения к памяти знаменитого некогда проповедника и к достоинству проповедей его» посчитал невозможным одобрить новое их издание в таком небрежном и неправильном виде. Духовный цензор рекомендовал издателю, если он действительно желает сделать приличное издание проповедей протоиерея Иоанна Леванды, провести следующую работу: 1) собрать, по возможности, все поучения и речи о. Иоанна Леванды; 2) указать в заглавии каждой проповеди на какой день или по какому случаю она была произнесена; 3) расположить их по порядку церковного года или по темам; 4) исправить явные несообразности и погрешности первого издания37. Совершенно очевидно, что для осуществления предложенной цензором программы, нужно было провести серьезную научно-исследовательскую работу с привлечением специалистов. А это означало трату не только времени, но и денег. Поскольку второго издания не последовало, то можно предположить, что книгопродавец отказался от этого издательского проекта, казавшегося столь простым на начальном этапе.
Завершить данный краткий обзор насыщенной цензорской деятельности протоиерея Иоанна Яхонтова хотелось бы рассмотрением еще одного дела, которое наглядно показывает, насколько серьезно о. Иоанн относился к историческим источникам.
Осенью 1857 г. из канцелярии обер-прокурора Св. Синода в цензурный комитет на рассмотрение поступила рукопись «Исторические записки о Камчатской епархии», содержащая в себе сведения о распространении христианства в пределах Камчатки, о деятельности русских миссионеров и гражданских чиновников, управлявших тем далеким краем. О. Иоанн, рассматривавший этот текст, сразу отметил в своем отзыве существенный недостаток: «Нигде в рукописи не сказано, откуда эти сведения заимствованы: из актов ли, из частных записок, или устных преданий. Если из актов, то где они хранятся. Если из записок и преданий, то следовало доказать их достоверность. Можно только заметить, что эти сведения заимствованы из местных источников»38.
31 Там же. Л. 45-45 об.
32 Там же. Л. 85 об.
33 Там же. Л. 146.
34 Там же. Л. 179 об.
35 О нем см.: Остроумов Е. Протоиерей Киево-Софийского собора Иоанн Васильевич Леван-да // Христианское чтение. 1872. № 9. С. 50-87.
36 РГИА. Ф. 807. Оп. 2. Д. 1357. Л. 108 об.
37 Там же. Л. 109.
38 Там же. Л. 185.
Такой непрофессиональный подход автора к написанию своего интересного и чрезвычайно важного труда привел к тому, что у читателя, в данном случае — у духовного цензора, возникла масса вопросов и недоумений, связанных с изложением некоторых сюжетов, характеристиками миссионеров и светских лиц: «Многие сведения кажутся недостаточными, темными и односторонними, а некоторые до того мелки, что похожи более на сплетни, что почти все лица, упоминаемые в рукописи, изображаются преимущественно с невыгодной стороны, а о подвигах их сказано слишком мало. Такие лица, как священник Ермолай, архимандрит Иоасаф Хотун-цевский и протоиерей Никифор, могли бы быть изображены с большею любовью, известия, бросающие тень на их славу, должно бы принимать с большею осторожностью, а добрые их качества и подвиги описать с большею подробностию»39. В итоге, рукопись не только была возвращена автору для исправлений, но ему также было указано что именно следует сделать: «Печатание этой рукописи в настоящем ее виде, цензор находит неудобным и предлагает автору исправить ее в указанных местах, а особенно присовокупить к ней подлинные акты, указания и другие источники»40. Учитывая масштаб необходимой работы, мы предполагаем, что автор не осуществил кардиальную переработку своего текста, который так и не был, к сожалению, опубликован.
Подводя итог, следует сказать, что внимательная и осторожная цензорская деятельность, высокопрофессиональное отношение о. Иоанна к поступавшим в С.-Петербургский духовно-цензурный комитет рукописям снискали ему славу серьезного специалиста в области духовной литературы. Именно это обстоятельство могло быть одним из главных аргументов при назначении о. Иоанна Синодом на должность редактора журнала «Духовная беседа», являвшегося периодическим изданием не только С.-Петербургской духовной семинарии, но и Св. Синода и С.-Петербургской митрополии. Следует с сожалением отметить, что пастырская и духовно-просветительская деятельность протоиерея Иоанна Яхонтова до сих пор не изучена, а имя его практически полностью забыто.
Источники и литература
1. Библиографические заметки: Собрание духовно-литературных трудов протоиерея Иоанна Яхонтова. 1844-1885 гг. Том II. СПб. 1890 г. (стр. 492, ц. 2 р.) // Церковный вестник. 1890. № 16. С. 275-276.
2. Е. Л. Библиографические заметки: Иеродиакон Дамаскин, русский полемист XVII века. Исследование протоиерея И. Яхонтова. СПб. 1883 // Церковный вестник. 1883. № 50. С. 9.
3. Е. Л. Библиографические заметки: Русский проповедник XVII века и несколько статей из его сочинения: «Статир». Изложил и издал протоиерей И. Яхонтов. СПб., 1883 // Церковный вестник. 1883. № 50. С. 8-9.
4. Карпук Д.А. Архиепископ Нил (Исакович) (1799-1874): геолог, минералог, палеонтолог и богослов. СПб.: Изд-во СПбДА, 2015. 152 с.
5. Карпук Д.А. Николо-Богоявленский морской собор. История и люди. СПб., 2018. 272 с.
6. Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.). Выпуск второй (годы 1867-1913). Пг., 1918. 195 с.
7. Косых И., свящ, Э. П. Р. Симбирская и Новоспасская епархия // Православная энциклопедия. Т. LXШ. М., 2021. С. 422-446.
8. Леонтий (Лебединский), митр. Мои заметки и воспоминания: Автобиографические записки высокопреосвященнейшего Леонтия, митрополита Московского. Сергиев Посад, 1914. 134, II с.
39 Там же. Л. 185-185 об.
40 Там же. Л. 186.
9. Н.М. Протоиерей И. К. Яхонтов // Яхонтов И., прот. Собрание духовно-литературных трудов (1844-1885). Т. II. СПб., 1890.
10. Остроумов Е. Протоиерей Киево-Софийского собора Иоанн Васильевич Леванда // Христианское чтение. 1872. № 9. С. 50-87.
11. Протоиерей И. К. Яхонтов (некролог) // Церковный вестник. 1889. № 14. С. 294-295.
12. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 143. Д. 592 (По рапорту преосвященного митрополита Новгородского и С.-Петербургского о дозволении протоиерею Яхонтову издавать журнал: «Вестник С.-Петербургской Митрополии»).
13. РГИА. Ф. 807. Оп. 2. Д. 1357 (Журналы заседаний Комитета за 1857 г.). 220 л.
14. РГИА. Ф. 807. Оп. 2. Д. 1358 (Журналы заседаний Комитета за 1858 г.). 311 л.
15. РГИА. Ф. 807. Оп. 2. Д. 1359 (Журналы заседаний Комитета за 1859 г.). 294 л.
16. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVШ-ми курсов Санкт-Петербургской духовной академии 1814-1869гг. СПб., 1907. LXXXIV+552 с.
17. Троицкий А., прот. «Духовная беседа» // Православная энциклопедия. Т. XVI. М., С. 390-392.
18. Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. V. Ч. 2. М., 1888. II, 499-1034, XV с.
19. Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. IV. М., 1886. 614, XIII с.
20. Чередеев К., прот. Биографии тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. 299, VI с.
21. Чистович И.А Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (18581888 гг.). СПб., 1889. П+232+164+2 с.
22. Яхонтов И., прот. Письмо Православного Русского Священника бывшему соотечественнику и единоверцу, а ныне отступнику Православия, живущему в чужих краях // Духовная беседа. 1858. Т. I. С. 110-122, 314-324.
23. Яхонтов И., прот. Собрание духовно-литературных трудов (1844-1885). Т. I. СПб., 1885. 476, III с.
24. Яхонтов И., прот. Собрание духовно-литературных трудов (1844-1885). Т.Н. СПб., 1890. XXV, 492 с.