недостатки // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 3. С. 29-30.
29. Жданович В.А. Об избирательной системе Великобритании // Журнал Российского права. 1998. № 1. С. 117.
30. См.: Выборы в США [Электронный ресурс] / Демократия. Ру - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http://www.democracy.ra/artide.php?id=216 [Дата обращения : 10 янв. 2008 г.].
31. Трещетенкова Н.Ю. Избирательная система Польской республики // Современные избирательные системы : вып. 1 : Великобритания, Канада, Мексика, Польша / науч. ред. В.И. Лысенко. М.: РЦОИТ ; Норма, 2006. С. 372-373.
32. Салман А.Д.Д. Избирательное право и избирательные системы в отдельных странах Ближнего Востока: вопросы теории и практики [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. юрид. наук. : 12.00.02. М., 2005. - Режим доступа: http://www.diss.rsl.ru/diss/05/0441/050441045.pdf [Дата обращения : 11 янв. 2008 г.].
33. Орлов А.Г. Избирательная система Аргентины // Современные избирательные системы: вып. 2: Аргентина, Германия, Швеция / науч. ред. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко. М.: РЦОИТ ; Норма, 2007. С 33.
34. Визгунова Ю.И. Общество и демократические реформы в Мексике - успех и трудности // Латинская Америка. 2000. № 1. С. 45.
35. См.: Ней Р.Л. Избирательная система Австралии [Электронный ресурс] / Демократия. Ру - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http://www.democracy.ru [Дата обращения : 10 февр. 2008 г.].
36. Зайонц А.А. Избирательное законодательство Чили // Латинская Америка. 2003. № 4. С. 39.
37. См.: Кэрролл Дж. Конфиденциальность избирателей [Электронный ресурс] : [Трехсторонняя конференция по избирательным системам, Вашингтон, Округ Колумбия 8-10 мая 1996 г.] / Демократия. Ру - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http://www.democracy. ru/library/foreign/procedures/registration [Дата обращения: 10 янв. 2008 г.].
38. The electoral registration process. Report and recommendations [Электронный ресурс] : [Доклад избирательной комиссии Великобритании по вопросам регистрации избирателей, 2 июня 2003 г.] - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http://www.electoralcommission.org. uk [Дата обращения: 10 янв. 2008 г.].
39. Government urged to re-think proposals to sell electoral register. The Electoral Commission. 17 Jun 2002. http://www.electoralcommission.org.uk/media-centre/ newsreleasereviews.cfm/news/83.
40. Применение специальных мер, таких, как маркировка пальцев избирателей чернилами по аналогии с Турцией, Индонезией, Ираком и некоторыми другими странами отечественным законодательством не предусмотрено.
41. См.: Истомин А.А. Так голосуют в Финляндии // Журнал о выборах. 2005. № 5. С. 50.
42. Ракитская И.А. Избирательная система Швеции // Современные избирательные системы. Вып. 1: Аргентина, Германия, Швеция / науч. ред. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко. М.: РЦОИТ ; Норма, 2007. С. 221.
43. Волков В.П., Перевозчиков В.Н. Федеральные выборы в Мексике // Журнал о выборах. 2006. № 6. С.49-50.
44. По нашему мнению, метод рассылки в данной ситуации эффективен лишь отчасти, поскольку, в отсутствие полной информации для оформления почтовых отправлений он не способен будет обеспечить получение соответствующих удостоверений или карточек всеми избирателями.
45. Соответственно, более приемлемыми оказываются удостоверения длительного действия.
46. Доклад на пятьдесят восьмой сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Укрепление роли Организации Объединенных Наций в повышении эффективности принципа периодических и подлинных выборов и содействие демократии» (4 августа 2003 года) / Международные избирательные стандарты: Сборник документов. М., 2004. С. 269.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ШТАТА НЬЮ-ЙОРК: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ
Л. С. Гетьман
Как справедливо отмечается в научной литературе, правовое регулирование выборов в США преимущественно децентрализовано: федеральными законами регулируются лишь немногие аспекты избирательного процесса [1].
Штаты как субъекты Соединенных Штатов Америки обладают существенными полномочиями в регламентации избирательного процесса в отличие от субъектов Российской
Федерации, которые в силу детальности и унифицированности положений Федерального закона от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2] обладают незначительными возможностями по осуществлению собственного нормотворчества в сфере регулирования избирательных правоотноше- 27 ний. В связи с этим «в субъектах РФ изби-
рательные кодексы и иные законы о выборах текстуально лишь повторяют федеральные правила о проведении выборов, предусматривая правовые вариации только в случаях, на которые прямо указывает рамочный избирательный Закон» [3].
Избирательный закон штата Нью-Йорк состоит из 17 глав (chapter) и достаточно объемен по содержанию [4]. Его структура отличается от общепринятой в законодательстве Российской Федерации. Закон состоит из 17 статей (article), однако статья в Избирательном законе штата Нью-Йорк не является статьей в российском понимании: скорее это глава, содержащая относительно большую совокупность норм, регулирующих отдельную группу правовых отношений. Статья делиться на разделы (title [5]). Каждый раздел состоит из структурной единицы изложения нормативного материала, называемой section, которая может переводится как раздел, часть, статья. Однако обозначение этих статей в тексте Кодекса осуществляется с помощью знака параграфа (§), следовательно, данную структурную единицу целесообразнее называть параграфом. Каждой структурной единице дается название.
Статья 1 рассматриваемого Избирательного закона регулирует общие условия избирательного процесса: закрепляет применимость норм всего избирательного закона, приводит легальные дефиниции основных юридических понятий, используемых в тексте закона, устанавливает общие правила регистрации документов.
Норма, определяющая применимость положений Избирательного закона, устанавливает, что он регулирует проведение всех выборов, на которых избиратели штата Нью-Йорк могут голосовать либо с целью избрания кандидата на любую партийную должность, либо с целью выдвижения кандидата (или его избрания) на любую федеральную должность, либо должность штата, округа, городского или сельского поселения, или для решения любого вопроса, указанного в бюллетене, который выдается избирателям в день голосования (статья 1 § 1-102 Закона).
Особое значение имеет коллизионная норма, устанавливающая, что нормы других законов, противоречащие данному Избирательному закону, применяются только в том случае, если нормы рассматриваемого Закона не предусматривают иное.
В § 1-104 кроме 37 терминов содержится указание, что их значение в тексте Избира-
тельного закона может быть иным, чем приводится в настоящем параграфе только при условии, что это совершенно ясно видно из текста или контекста.
Учитывая, что избирательные документы имеют большое значение как носители юридически значимой информации, влекущей возникновение, изменение и прекращение избирательных правоотношений, соблюдение условий подачи документов является существенным обстоятельством реализации избирательных прав. В связи с этим отдельной нормой указывается, что если подача документов, связанных с назначением или выдвижением кандидата на партийную или публичную должность, не будет осуществлена в соответствии с условиями Избирательного закона, то это будет существенным нарушением.
Статья 2 Закона определяет организацию деятельности политических партий, действующих на территории штата: решаются вопросы общей структуры политических партий, создания партийных комитетов, избрания членов комитетов, внутренней организации партии, принятия партийных правил, замещение вакансий должностных лиц партии, общие вопросы наименования политических партий и их эмблем, а также партийных денежных фондов.
Устанавливается, что партия должна включать в себя следующие комитеты: штата, окружные и другие комитеты, если они будут образованы в соответствии с партийными правилами.
В качестве обязательных должностных лиц партии Закон называет председателя, секретаря и казначея; другие должности определяются партийными правилами. Кроме того, законом устанавливается требования к созданию в городе Нью-Йорке следующих должностных лиц партии: руководитель округа по выборам в ассамблею (assembly district leader) и объединенный руководитель округа по выборам в ассамблею (associate assembly district leader).
Кроме того, политическая партия должна взаимодействовать с соответствующей избирательной комиссией при подаче указанных в законе документов (например, удостоверение, которое составляется председателем или секретарем комитета штата, содержащее название и изображение эмблемы партии).
Статья 3 Избирательного закона штата Нью-Йорк состоит из 5 действующих разделов (6-й отменен): раздел 1 «Общие условия»;
раздел 2 «Избирательные комиссии»; раздел 3 «Избирательные сотрудники»; раздел
4 «Избирательные наблюдатели (инспектора) (election inspectors) и сотрудники участковой избирательной комиссии (poll clerks)»; раздел
5 «Альтернативные условия».
В разделе 1 статьи 3 решаются вопросы создания избирательной комиссии штата и установления ее полномочий в избирательном процессе, которые достаточно существенны.
Как отмечает Джозеф Миддлтон, Федеральная избирательная комиссия США «.. .обладает чрезвычайно узкими полномочиями, которые ограничиваются преимущественно надзорными функциями за финансовыми аспектами проведения федеральной кампании» [6]. Органы, отвечающие за проведение выборов в штатах, в том числе избирательные комиссии штатов, обладают высокой степенью самостоятельности.
В разделе 1 особый интерес представляют нормы § 3-106 «Кодекс честной избирательной кампании», § 3-107 «Полномочия и обязанности избирательной комиссии в случае нарушения избирательных прав».
Кодекс честной избирательной кампании принимается избирательной комиссией штата после проведения публичных слушаний. Указанный акт устанавливает моральные стандарты поведения для лиц, политических партий, которые участвуют в избирательной кампании. Такие стандарты поведения включают специальные запреты, например, против практики политического шпионажа. Копии таких Кодексов отправляются избирательной комиссией кандидатам, политическим партиям по их требованию. Кроме того, избирательная комиссия штата может по своей собственной инициативе, по жалобе или иначе расследовать нарушения правил данного Кодекса. Заслуживает внимания требование, в соответствии с которым наказание за нарушение Кодекса честной избирательной кампании может быть наложено на нарушителя только после проведения слушаний, допроса свидетелей и предоставления нарушителю возможности выступить.
В § 3-107 следует отметить такое полномочие избирательной комиссии штата, как назначение специальных следователей для расследования дел, возникающих в соответствии с Избирательным законом, и назначение других дополнительных специальных следовате-
лей и служащих, если комиссия посчитает это необходимым. Кроме того, комиссия вправе закреплять размеры заработной платы таких следователей и служащих в пределах лимитов доступного ассигнования и назначать их в любой избирательный округ с целью обеспечения соблюдения условий Избирательного закона.
Раздел 2 статьи 3 Закона регулирует правовой статус, создание избирательных комиссий, назначение членов комиссии, определяет срок их полномочий, заработную плату. Кроме того, данным разделом регулируются правила хранения избирательных документов, записей машин для голосования, а также определяются общие условия использования машин для голосования.
Раздел 3 статьи 3 определяет правовой статус и порядок замещения должностей различных избирательных сотрудников. Каждая избирательная комиссия назначает и по своему усмотрению смещает с должностей секретарей (клерков), технических работников, обслуживающих машины для голосования, и других работников, устанавливает их число, обязанности, звания и заработную плату в пределах сумм, выделенных для этих целей местным законодательным органом, и обеспечивает при назначении служащих равное представительство политических партий, обладающих большинством в представительном органе штата Нью-Йорк.
Раздел 4 статьи 3 определяет статус и полномочия избирательных наблюдателей (инспекторов) (election inspectors), сотрудников участковых избирательных комиссий (poll clerks) и координаторов выборов (election coordinator).
Назначения на должности избирательных инспекторов и сотрудников участковых избирательных комиссий в каждом избирательном округе осуществляется соответствующей избирательной комиссией на основании предложений от каждой политической партии, обладающей большинством в представительном органе штата Нью-Йорк.
Координаторы выборов направляют избирателей на надлежащие места для голосования, помогают избирательным инспекторам и сотрудникам участковых избирательных комиссий при исполнении ими своих обязанностей, и также выполняют другие обязанности, которые могут быть возложены на них избирательной комиссией.
Как следует из вышесказанного, организацией и проведением избирательного процес-
са в штате Нью-Йорк занимаются различные должностные лица, которые не включены в состав избирательной комиссии. Они, как правило, не обладают властными полномочиями, либо на них возлагаются специфические полномочия в избирательном процессе. Некоторые должностные лица также образуют органы для совершения отдельных избирательных действий (например, из избирательных инспекторов образуется коллегия, выполняющая функцию регистрации избирателей).
Раздел 5 Избирательного закона определяет некоторые специфические правила в отношении отдельных территорий штата Нью-Йорк, в частности, в отношении округа Нас-сау и Саффолка.
Статья 4 регулирует процедуры, предшествующие регистрации избирателей и выборам, в частности, определяет порядок создания, изменения и упразднения избирательных округов, образования избирательных участков, а также юридическое значение и использование некоторых избирательных документов, встречающихся на данной стадии избирательного процесса, в том числе порядок публикации некоторых документов.
Избирательные документы, используемые на данной стадии избирательного процесса, могут быть классифицированы в зависимости от адресата, которому они предназначены: направляемые органам государственной власти; отправляемые избирателям; публикуемые для всеобщего сведения.
К первой категории документов относятся:
1) документы, которые удостоверяют, кандидаты на какие должности подлежат избранию (пункт 1 § 4-106), - составляются избирательной комиссией штата и передаются в избирательную комиссию каждого округа;
2) удостоверения, включающие перечень должностей в округе, городском или сельском поселении, на которые осуществляется избрание кандидатов (пункт 2 § 4-106), - составляются окружным секретарем, секретарем городского или сельского поселения и передаются в соответствующую избирательную комиссию;
3) удостоверения о предложенных конституционных поправках и вопросах (§ 4-108) - составляются избирательной комиссией штата и передаются в избирательную комиссию каждого округа вместе с заверенными копиями текстов таких поправок, предложения или вопроса; если поправки или вопросы выносятся на референдум округа, городского или сельского поселения, то секретарем со-
ответствующей территориальной единицы в соответствующую избирательную комиссию передается заверенная копия теста таких поправок, вопросов;
4) удостоверения о кандидатах, выдвигаемых на первичных выборах, в которых избиратели голосуют за кандидатов, предложенных политическими партиями, для выдвижения в последующих общих выборах (§ 4-110), - составляются избирательной комиссией штата, передаются каждой окружной избирательной комиссии и содержат имена и место жительства кандидатов, должности, на которые они выдвигаются, наименование выдвинувшей партии;
5) удостоверения о выдвижении кандидата на выборы (§ 4-112) - составляются избирательной комиссией штата и направляются каждой окружной избирательной комиссии, включают имена, место жительства кандидатов, наименования и эмблемы выдвинувших их партий, должности, на которые выдвинуты кандидаты.
Зарегистрированным избирателям отправляется почтой уведомление (его форма утверждается избирательной комиссией штата), содержащее информацию о времени выборов, месте осуществления регистрации избирателей, контактных телефонах для уточнения сведений, также указывается, что избирателям, которые переехали или переедут с того места, где они зарегистрированы, следует перерегистрироваться (§ 4-117). Уведомление должно также указывать на доступность избирательного участка для физически неполноценных избирателей, возможность для избирателя получить избирательный бюллетень, отправляемый почтой в случаях, предусмотренных законодательством.
В штате Нью-Йорк осуществляются публикации следующих документов:
1) краткое описание поправки или вопроса, которые должны быть вынесены на референдум, публикуется избирательной комиссией штата одновременно с кратким изложение закона, в соответствии с которым назначается референдум (§ 4-116);
2) уведомление о предложенных партией кандидатурах, которые будут выдвинуты на предварительных партийных выборах (primary election) (§ 4-118), публикуется каждой окружной избирательной комиссией и определяет должности, на которые выдвинуты кандидаты, день, час и место таких выборов;
3) список мест для регистрации (§ 4-119) публикуется комиссией или органом, уполномоченным определять места регистрации, содержит также дни регистрации и телефонный номер для уточнения информации;
4) уведомление, определяющее день выборов и должности, которые будут замещаться по результатам этих выборов (§ 4-120), публикуется за две недели до общих, специальных выборов или выборов в сельском поселении соответствующей избирательной комиссией;
5) список выдвинутых кандидатов (§ 4122) публикуется окружной избирательной комиссией.
Избирательный закон штата Нью-Йорк предусматривает детальное информирование избирателей о различных обстоятельствах, связанных с избирательным процессом. Оформление большого количества избирательных документов обеспечивает гласность избирательного процесса, более полное информирование участников избирательных правоотношений о проводимых избирательных действиях.
Кроме того, представляет интерес возможность в соответствии с Законом использования на выборах неофициальных избирательных бюллетеней (unofficial ballots). В частности, норма пункт 2 § 4-128 устанавливает, что если официальные избирательные бюллетени не были доставлены в установленное время или после доставки были утеряны, повреждены, то соответствующая комиссия или должностное лицо, которому бюллетени должны были быть доставлены, могут распорядиться подготовить другие избирательные бюллетени, которые по форме приблизительно похожи на официальные бюллетени. Такие бюллетени называются неофициальными. В них содержится требование, в соответствии с которым образцы этих бюллетеней должны быть напечатаны на бумаге, которая по цвету отличается от официальных бюллетеней. Кроме того, неофициальные бюллетени не должны содержать номера на корешках. По остальным параметрам неофициальные бюллетени в точности соответствуют требованиям, предъявляемым к официальным бюллетеням.
Статья 5 Закона регулирует вопросы регистрации избирателей и состоит из следующих разделов: раздел 1 «Общие условия»; раздел 2 «Регистрация избирателей и партийная регистрация»; раздел 3 «Партийная регистрация»; раздел 4 «Отмена регистрации»; раздел 5 «Регистрационные документы»; раз-
дел 6 «Регистрация и хранение регистрационных документов»; раздел 7 «Проверки против мошенничества».
Раздел 1, регулирующий общие условия регистрации, содержит требования к избирателям, а также обстоятельства, при наличии которых гражданин США не может зарегистрироваться и проголосовать.
К избирателям предъявляются три избирательных ценза: гражданства США, возрастной (18 лет), ценз оседлости (гражданин должен проживать в штате, округе, городском или сельском поселении, в которых проводятся соответствующие выборы, минимум 30 дней).
Особенность регистрации избирателей в Штатах состоит в том, что она является добровольной, так как предполагает активные действия имеющих право голосовать лиц по внесению их в регистрационные избирательные документы.
Для регистрации каждого избирателя в штате Нью-Йорк существуют два документа: регистрационный избирательный документ («registration poll records») и центральный регистрационный документ («central file registration record»). Регистрационный избирательный документ отправляется избирательной комиссией, в которой он хранится до дня голосования, на избирательный участок, где избиратель уполномочен голосовать. Между выборами он хранится в главном или ином офисе избирательной комиссии. Центральный регистрационный документ постоянно хранится в главном или ином офисе избирательной комиссии. В Законе содержится требование к изготовлению указанных регистрационных избирательных документов разным цветом.
Статья 6 содержит правила назначения и выдвижения кандидатов и состоит из двух разделов: первый посвящен порядку выдвижения кандидатов, а второй устанавливает некоторые особенности выборов в сельских поселениях.
Обращает на себя внимание следующий способ выдвижения кандидатов на выборах: проведение предварительных выборов (primary election), то есть голосования зарегистрированных членов какой-либо партии для определения кандидатур, которые будут выдвинуты на выборах. Такой способ используется в штате Нью-Йорк при выдвижении кандидатов на большинство должностей.
Предварительные выборы проводятся за счет соответствующей партии. Проведение предварительных выборов осуществляется с
использованием специальных избирательных бюллетеней (official primary ballot). Однако предложение кандидатов для голосования на предварительных выборах осуществляется посредством подачи в избирательную комиссию специального избирательного документа, называемого ходатайством (designating petition).
Основными реквизитами этого избирательного документа являются имя подписавшегося, его адрес места жительства, населенный пункт, в котором он проживает (за исключением округа в городе Нью-Йорк), и даты подписи. В ходатайстве член партии указывает кандидата (кандидатов), выдвижения которых он считает предпочтительным. Законом называется количество подписей, собираемых посредством таких ходатайств, для определения кандидатур на должности, зависящее от территории проведения выборов.
Кроме того, Закон предусматривает подтверждение сведений, содержащихся в ходатайстве, одним из следующих способов:
1) приложение к каждому листу ходатайства заявления свидетеля, который должен удовлетворять следующим условиям: быть избирателем штата, зарегистрированным членом той же самой политической партии, что и лицо, подписывающее ходатайство, а также быть жителем того же публичного образования, в котором будет проводиться голосование;
2) заявление, подписанное нотариусом или чиновником, принимающим присягу, подтверждающее правильность указанных сведений.
Статья 7 Закона полностью посвящена избирательным бюллетеням. Она включает 2 раздела: «Формы избирательных бюллетеней» и «Машины для голосования».
Закон содержит детальные требования к расположению текста на избирательном бюллетене, размеру и шрифту текста и линий, размещаемых на бюллетене, а также приводит формы избирательных бюллетеней.
Законом предусмотрена следующая степень защиты избирательного бюллетеня: лицевая сторона избирательного бюллетеня должна быть полностью покрыта защитным покрытием из гладкого, твердого, прозрачного материала таким образом, чтобы было невозможно изменить поверхность бюллетеня без повреждения такого покрытия.
Устанавливается также требование, согласно которому все избирательные бюллетени одного вида на одном и том же избирательном
участке должны быть идентичными. Имена кандидатов, названия должностей, предлагаемые вопросы должны быть напечатаны в едином стиле и шрифтом одного размера. Особо оговаривается, что имена кандидатов должны быть напечатаны заглавными буквами жирным шрифтом. Это способствует соблюдению принципа равноправия кандидатов.
Обращают на себя внимание некоторые положения инструкции по заполнению бюллетеня, в частности:
1) голосование за кандидатов, указанных в бюллетене, осуществляется путем проставления указанных в законе отметок: «X» и «V»;
2) предоставляется возможность вписать в избирательный бюллетень под черной линией, проведенной после списка кандидатов, собственного кандидата, который не указан в бюллетене;
3) любая другая отметка или запись, или подчистка, сделанная на бюллетене за пределами квадрата для проставления знака для голосования, или в пустых строках, предусмотренных для голосования, делает весь бюллетень недействительным;
4) если бюллетень был поврежден, неверно отмечен, следует возвратить его и взамен получить новый; запрещается исправлять ошибки, делать вычеркивания, иначе это повлечет признание бюллетеня недействительным.
Специфическими являются положения законодательства, касающиеся чрезвычайных избирательных бюллетеней (emergency ballots) (§ 7-120). Они используются в следующих случаях:
1) если машина для голосования не может быть использована вследствие поломки и не может быть заменена другой машиной. Такие бюллетени могут быть напечатаны или изготовлены рукописным способом;
2) если официальные бюллетени не доставлены ко времени открытия избирательных участков, утеряны, уничтожены или запас бюллетеней закончился до закрытия участков.
Отдельно следует отметить особенности формы бюллетеней для заочного голосования (absentee ballot). В таком случае избирательная комиссия отправляет избирателю почтой бюллетень для заочного голосования, конверт с предписанной законом информацией, в который должны быть вложены заполненный бюллетень для отправки, второй конверт с адресом избирательной комиссии, третий конверт, в котором осуществляется отправка незаполненного бюллетеня, и 2
конверта избирателю, а также письменный инструмент, посредством которого может быть осуществлен прокол при заполнении бюллетеня. На оборотной стороне первого конверта печатается заявление избирателя, голосующего досрочно, подтверждающее, что он зарегистрированный избиратель, который не может проголосовать в обычном порядке, ставит свою подпись, дату. Подпись и свой адрес в такое заявление вписывает также свидетель.
Порядок проведения выборов регулируется статьей 8 Закона, которая включает в себя следующие разделы: «Избирательные участки», «Избирательные инспектора», «Голосование», «Заочное голосование», «Оспаривание права избирателя голосовать».
Раздел 2, определяющий некоторые дополнительные обязанности избирательных должностных лиц на участке, в очередной раз подтверждает позицию законодателя, в соответствии с которой исполнение тех или иных полномочий в избирательном процессе, в том числе по работе с документами, осуществляется, как правило, двумя избирательными должностными лицами, каждый из которых представляет политические партии, обладающие большинством в представительном органе штата Нью-Йорк.
Интересным ограничением в силу отсутствия аналогичного ограничения в российском законодательстве представляется запрет занимать кабину для голосования при голосовании с помощью избирательных бюллетеней дольше 5 минут, если за голосующим избирателем имеется очередь (пункт 3 § 8-300).
В этой связи заслуживающими внимание можно считать нормы раздела 3 Избирательного закона, регулирующие порядок голосования.
До предоставления возможности проголосовать личность такого субъекта должна быть установлена в день голосования. Пришедший избиратель произносит свое имя и адрес места жительства, а избирательный инспектор проверяет наличие данных о таком лице в списке избирателей.
Если имя избирателя содержится в списке избирателей, но с пояснением, что личность такого гражданина не полной мере установлена в соответствии с требованиями законодательства, инспектор обязан потребовать от избирателя подтвердить свою личность с помощью одного из следующих документов:
1) водительские права или идентификационная карточка с фотографией её владель-
ца, которая не используется для подтверждения водительских прав (non-driver photo ID card), выдаваемая департаментом моторных транспортных средств, или другой действительный документ, содержащий фотографию избирателя;
2) копия используемого счета, банковского заявления, платежного чека, чека на выдачу заработную плату или другого документа, который содержит имя и адрес места жительства избирателя.
Если избиратель предоставляет какой-либо из указанных документов, инспектор указывает это в списке избирателей, и личность соответствующего избирателя считается установленной.
Если избиратель не предоставляет какой-либо из предусмотренных документов, ему могут позволить голосовать только с использованием избирательного бюллетеня, содержащего его письменное показание (affidavit), пока в судебном порядке не будет предусмотрено иначе.
Подтверждая свою личность перед голосованием, избиратель может заявить об изменении своего адреса места жительства, а также об изменении своего имени. При этом новый адрес и новое имя такого избирателя включаются или в конце списка избирателей или в особый избирательный документ, название которого может быть обозначено, как отчет о возражениях (challenge report), составляемый в случае возникновения разногласий в день выборов, значение и основные требования к составлению которого будут рассмотрены ниже. Ранее внесенные адрес и имя избирателя полностью не уничтожаются.
Отличительной особенностью Избирательного закона штата Нью-Йорк является предоставление избирателю возможности проголосовать даже в случае, если его личность полностью не подтверждена. Право голосовать такого избирателя будет установлено позднее.
В частности, избирателю, пришедшему на выборы, предоставляется возможность проголосовать даже при отсутствии регистрационного избирательного документа избирателя, отсутствии имени или подписи избирателя в списке избирателей, неуказании в списке избирателей той партийной принадлежности, о которой заявляет избиратель. Однако голосование такого лица будет осуществляться в особом порядке.
Во-первых, избиратель может предоставить судебное решение, требующее разрешить ему голосовать.
Во-вторых, избиратель может принести клятву или подписать письменное показание, в котором он утверждает, что надлежащим образом зарегистрирован, его место жительства находится в том избирательном округе, в котором он зарегистрирован, он удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к избирателям, что его партийная принадлежность соответствует той, которую он заявляет, а также посредством такого показания избиратель делает предположение, что его регистрационные документы утеряны или перемещены в другое место, что его имя, а также подпись пропущены в списке избирателей. Кроме того, в данных показаниях содержится подтверждение того, что лицо, дающее их, понимает, что любое сделанное ложное утверждение будет рассматриваться в качестве лжесвидетельства и наказываться в соответствии с законом.
Голосование избирателя, который дал письменное показание относительно обстоятельств, связанных с его активным избирательным правом, осуществляется с использованием чрезвычайных избирательных бюллетеней (emergency ballots), которые помещаются после заполнения в конверт, содержащий письменное показание; на конверте ставится печать.
То есть фактически избиратель ставит под сомнение обоснованность претензий, предъявляемых к нему в связи с неточностями и недостатками в избирательных документах. И ему разрешают проголосовать, принимая на веру сделанные им в официальной письменной форме заявления, правильность которых впоследствии будет установлена.
Отдельного рассмотрения заслуживает процедура подтверждения соответствия подписи избирателя, используемая в день голосования в отношении каждого пришедшего проголосовать избирателя. Названная процедура предусматривает необходимость избирателя расписаться на оборотной стороне своего регистрационного избирательного документа в специальной строке, предназначенной для подписи, или поставить подпись в списке избирателей.
Особенность рассматриваемой процедуры заключается в следующем:
1) ранее сделанные подписи избирателя должны быть скрыты от него при помощи непрозрачной бумаги до тех пор, пока избиратель не поставит подпись, требуемую на данных выборах;
2) двое уполномоченных инспекторов сравнивают поставленную подпись с подписью
избирателя на регистрационных избирательных документах, и если указанные должностные лица считают подписи принадлежащими одному лицу, то избирателю разрешается проголосовать;
3) если избиратель заявляет о своей неспособности расписаться, избирательные инспектора разрешают ему голосовать без подписи, при условии, что такое лицо было зарегистрировано без подписи. При этом в соответствующей строке регистрационного избирательного документа и списке избирателей указывается, что избиратель не способен расписаться. Если подпись избирателя присутствует в регистрационных документах, то ему могут позволить голосовать без подписи только при физической неспособности расписаться, которая возникла после регистрации. Инспектора должны сделать краткое описание такой физической неспособности.
Порядок голосования избирателя специфичен на завершающем этапе, когда проголосовавший избиратель осуществляет передачу заполненного бюллетеня избирательному инспектору, который опускает его в специальный ящик. Избиратель должен сложить бюллетень таким образом, чтобы скрыть лицевую часть бюллетеня, но при этом оборотная сторона с подписями уполномоченных должностных лиц должна быть на виду. Избиратель передает сложенный указанным образом избирательный бюллетень инспектору. Инспектор осуществляет внешний визуальный контроль за целостностью бюллетеня; в частности, он проверяет, сложен ли бюллетень надлежащим образом, имеются ли на нем лишние отметки, помимо сделанных в соответствии с законом на корешке и на оборотной стороне, не разорван ли бюллетень; проверяет, совпадает ли номер, напечатанный на корешке бюллетеня с номером, проставленным в регистрационном избирательном документе избирателя. Затем инспектор в присутствии избирателя отделяет от бюллетеня корешок и, не открывая бюллетень, вкладывает его в ящик для избирательных бюллетеней, а корешок - в отдельный ящик.
Раздел 4 статьи 8 устанавливает специальные требования к порядку заочного голосования (absentee voting).
К категории заочно голосующих избирателей Закон относит следующих избирателей:
1) которые неизбежно будут отсутствовать в округе или городе, в котором они проживают, вследствие своих обязанностей или рода деятельности;
2) неспособных лично появиться на избирательном участке в избирательном округе, в котором они зарегистрированы, вследствие того, что будут лежать в больнице;
3) которые являются пациентами учреждений для ветеранов или проживают в данных учреждениях;
4) будут отсутствовать в округе или городе, в котором они проживают, в связи с тем, что сопровождают супруга (супругу), родителя или ребенка, которые имеют право голосовать заочно;
5) будут отсутствовать в связи с содержанием под стражей в ожидании суда или заключением в тюрьму после осуждения за правонарушение.
Избиратель, имеющий право голосовать заочно, подает заявление о получении избирательного бюллетеня для заочного голосования. В заявлении указывается, что оно является эквивалентом письменного показания. Заполненный бюллетень для заочного голосования возвращается по почте в соответствующую избирательную комиссию.
Избирательная комиссия, получившая заявление о получении избирательного бюллетеня для заочного голосования, проводит необходимое расследование обстоятельств, заявленных в качестве оснований для предоставления возможности заочно проголосовать. Если расследование не будет закончено в установленные законом сроки, то избирательная комиссия все же обязана отправить избирателю бюллетень для заочного голосования.
В нормах раздела 5 статьи 8 Закона рассматривается порядок разрешения разногласий, возникающих в день выборов на избирательном участке.
Право избирателя голосовать в день выборов может быть оспорено избирательным инспектором, наблюдателем, другим зарегистрированным избирателем. Избирательный закон штата Нью-Йорк предусматривает несколько видов официальных присяг. Отказ от принесения присяги влечет за собой невозможность для избирателя проголосовать.
В частности, устанавливаются следующие виды присяг:
1) «Предварительная присяга (The Preliminary Oath)»;
2) «Присяга о соответствии требованиям, предъявляемым к избирателю (The Qualification Oath)»;
3) «Присяга о взяточничестве (The Bribery Oath)»;
4) «Присяга об отсутствии осуждения за преступление (The Conviction Oath)»;
5) «Присяга о недееспособности (The Incompetency Oath)».
Инспектор предлагает избирателю принести одну или несколько из вышеназванных присяг в зависимости от наличия тех или иных сомнений в правомочности избирателя проголосовать.
Предварительная присяга носит общий характер: избиратель торжественно клянется (или подтверждает), что он будет давать правильные ответы на задаваемые ему вопросы в целях выяснения соответствия его требованиям, предъявляемым к избирателю.
После принесения присяги инспектор задает избирателю вопросы, которые могут иметь отношение к праву избирателя голосовать на проводимых выборах. После получения ответов избирателю или разрешают голосовать, или указывают, каким требованиям, по мнению инспектора, избиратель не удовлетворяет. Если избиратель настаивает на том, что он удовлетворяет всем требованиям, инспектор приводит его ко второй присяге.
Присяга о взяточничестве является дополнительной и дается только в том случае, если у должностных лиц есть сомнения в неподкупности избирателя. В данной присяге избиратель подтверждает, что он сам не получал деньги или другие ценные вещи, не предлагал заплатить, не платил другому лицу вознаграждение за участие или неучастие в голосовании на соответствующих выборах, а также не предлагал оказать влияние на участие в голосовании кого-либо из избирателей, и лично не заинтересован прямо или косвенно в пари, зависящем от результатов выборов.
Последние две присяги также являются дополнительными. В частности, присяга об отсутствии осуждения за преступление приносится избирателем, если есть сомнения в том, что избиратель не был осужден. Таким образом избиратель клянется, что он не был осужден за тяжкое преступление или его помиловали, восстановили во всех правах гражданина, что максимальный срок его тюремного заключения закончился, его отпустили под честное слово, или исполнение приговора был отложено. В присяге
о недееспособности избиратель клянется, что он не был признан недееспособным в судебном порядке или, что он был признан дееспособным после того, как признавался недееспособным.
Кроме того, необходимо отметить, что в Законе указан особый избирательный документ - отчет о возражениях (challenge report), в котором указываются все разногласия, возникающие в день голосования.
Данный документ имеет следующую структуру:
1) первый раздел предусмотрен для внесения имени, адреса и регистрационного номера каждого лица, которое заявляет об изменении своего имени, адреса в пределах избирательного округа;
2) во второй раздел включается информация, касающаяся оснований, по которым подвергалось сомнению право конкретного избирателя голосовать на данных выборах, а также в него включается имя избирателя, его адрес и регистрационный номер;
3) третий раздел содержит сведения об избирателях, которым оказывалась помощь, а также основания, по которым оказание помощи было разрешено, имя и адрес места жительства лица, оказавшего помощь;
4) в четвертом разделе должны содержаться имя, адрес и регистрационный номер каждого избирателя, которому разрешили голосовать в соответствии с решением суда, или имя, адрес и регистрационный номер избирателя, который голосовал с помощью избирательного бюллетеня в конверте.
Статья 9 регулирует установление результатов выборов и состоит из двух разделов: «Подсчет голосов на избирательных участках» и «Установление результатов выборов избирательной комиссией».
Раздел 1 статьи 9 определяет порядок подсчета голосов избирателей, поданных как с помощью избирательных бюллетеней, так и посредством машин для голосования. Подсчет осуществляется комитетом избирательных инспекторов на избирательных участках после завершения голосования.
Избирательный бюллетень признается недействительным полностью в следующих случаях: 1) если избиратель осуществил в отношении избирательного бюллетеня такие действия, как вложение в сложенный бюллетень какой-либо бумаги или другой вещи; 2) если избиратель испортил бюллетень или разорвал его, за исключением отделения частей избирательного бюллетеня, которые в соответствии
с законом должны быть отделены; 3) если избиратель сделал какую-либо подчистку на бюллетене или поставил отметку иную, чем X или V; 4) если избиратель вписал имя кандидата в не предназначенное для этого место (§ 9-112). Избирательный бюллетень не может быть признан недействительным или частично незаполненным, если отметка в квадрате для голосования имеет неправильную форму.
Статья 10 Избирательного закона определяет особенности регистрации и голосования военнослужащих.
Военнослужащие не обязаны регистрироваться лично. Они могут отправить заявление о регистрации и заявление о получении специального избирательного бюллетеня для военнослужащих (military ballot) по почте. Регистрация военнослужащих осуществляется избирательной комиссией того избирательного округа, в котором военнослужащий имеет постоянное место жительства. В регистрационных документах военнослужащих в строку, обозначенную «другие отметки», включается военный адрес данного избирателя.
Избирательные бюллетени для военнослужащих вместе с конвертом отправляются им по почте или доставляются иным способом избирательной комиссией по месту их службы.
Статья 11 Закона регулирует статус и особенности регистрации и голосования специальных избирателей, участвующих в президентских и федеральных выборах, а также предусматривает возможность использования специальных избирательных бюллетеней (special ballots). Она состоит из трех разделов: раздел 1 «Специальные избиратели, участвующие в президентских выборах»; раздел 2 «Специальные избиратели, участвующие в федеральных выборах»; раздел 3 «Специальные избирательные бюллетени».
Любое лицо, которое изменило свое место жительства, переехав из одного штата в другой или из одного округа, города штата в другой округ, штат, не ранее чем за тринадцать дней до ближайших президентских и вице-президентских выборов, имеет право голосовать за президента и вице-президента США, при этом:
1) гражданин не может голосовать за кандидата на какую-либо другую должность или не может голосовать на референдуме;
2) гражданин был зарегистрирован до перемены места жительства, чтобы голосовать на выборах штата сразу же;
3) гражданин не имел права голосовать на выборах в округе, городе, штате, в который он переехал, до переезда;
4) гражданин подал заявление о получении специального избирательного бюллетеня для выборов президента и вице-президента.
Избирательная комиссия ведет журнал избирателей, обратившихся за специальными бюллетенями, а также отправляет председателю каждой политической партии округа полный список имен и мест жительства таких избирателей. Кроме того, составляется отдельный список лиц, голосующих с использованием специальных бюллетеней, который содержит фотостатическую копию или копию подписи каждого включенного в список избирателя.
К специальным избирателям, голосу ю-щим на федеральных выборах (special federal voters), Закон относит следующие категории лиц: гражданин США, который проживает за пределами Штатов, но его последним местом жительства были США, если до своего отъезда этот гражданин проживал в штате Нью-Йорке; гражданин США возраста, с которого начинают голосовать, проживающий за пределами США, никогда не проживавший в Штатах, если хотя бы один его родитель принадлежит к рассматриваемой категории избирателей. Закон определяет также дополнительные условия, позволяющие таким избирателем реализовать свое право голоса.
Такие лица регистрируются по почте и отправляют заявление о получении специального избирательного бюллетеня. Закон требует составить полный список имен и мест жительства таких избирателей и отправить его председателю каждой политической партии округа.
Закон также предусматривает использование следующих трех видов специальных избирательных бюллетеней:
1) избирательные бюллетени, используемые по причине религиозных сомнений (special ballot on account of religious scruples) (§ 11-300);
2) избирательные бюллетени, используемые для голосования избирательных работников (special ballots for board of election employees) (§ 11-302);
3) избирательные бюллетени для голосования жертв домашнего насилия (§ 11-306).
Категории лиц, для голосования которых предназначены такие бюллетени, должны
в установленные сроки подать уполномоченным должностным лицам письменные заявления, подтверждающие следующие обстоятельства:
1) избиратель возражает против голосования на избирательном участке, расположенном в помещениях, используемых для религиозных целей (такому избирателю могут разрешить голосовать в офисе избирательной комиссии за неделю до дня голосования и не позднее закрытия избирательных участков в день голосования);
2) избирательные должностные лица и члены избирательной комиссии, исполняющие свои обязанности на избирательном участке, ином, чем участок, на котором они зарегистрированы, подтверждают, что они не могут появиться на избирательном участке в день голосования вследствие исполнения своих полномочий (специальные бюллетени предоставляются таким лицам не ранее чем за две недели до дня голосования и не позднее закрытия избирательного участка и должны быть доставлены в соответствующую избирательную комиссию или комиссию инспекторов не позднее закрытия участка);
3) избиратель заявляет, что он жертва домашнего насилия, что его принуждают покинуть место своего жительства вследствие такого насилия и из-за угрозы физического вреда в отношении себя или членов своей семьи, проживающих с ним, он желает голосовать с использованием специального бюллетеня (в этом случае голосование осуществляется в офисе соответствующей избирательной комиссии не раньше чем за неделю до дня голосования и не позднее закрытия избирательного участка).
Указанные виды специальных избирательных бюллетеней и бюллетени для военнослужащих регулируются теми же нормами, что и избирательные бюллетени для заочного голосования, и их подсчет ведется вместе с бюллетенями для заочного голосования.
Статья 12 определяет участие штата Нью-Йорк в избрании выборщиков президента и вице-президента США (раздел 1), а также содержит отсылочные нормы к федеральному законодательству в вопросах выбора сенаторов США и представителей штата в Конгрессе.
Статья 13 отменена, так как содержащийся в ней ежегодный политический календарь из соображений целесообразности был исключен из постоянно действующего закона.
Регулированию финансовой составляющей избирательного процесса посвящена статья 14 Избирательного закона штата Нью-Йорк. Следует отметить, что финансирование избирательной кампании обеспечивается обязательным документационным сопровождением.
Так, казначей каждого комитета политической партии, другое должностное лицо, член или представитель комитета, который в связи с выборами получил или потратил деньги, другие ценные вещи или принял на себя обязательства выплатить денежную сумму или ее эквивалент, должен представить заявление установленной формы, в котором будут указываться все поступления и расходы, а также обязанности комитета, его должностных лиц, членов и представителей комитета.
Кроме того, кандидаты на публичную или партийную должность представляют заявление, в котором отчитываются за все денежные средства и другие ценные вещи, полученные и потраченные или обещанные в целях собственного выдвижения или обеспечения своего избирания, а также в целях обеспечения победы или поражения какой-либо политической партии, оказания влияния на избирание другого кандидата. Однако кандидат вместо указанного заявления может представить в соответствующую избирательную комиссию заявление, в котором он подтверждает, что он не произвел расходов, имеющих отношение к выборам, а также не собирается их производить, то есть финансировать его кампанию будет только уполномоченный комитет политической партии.
Комитет политической партии, который принимает участие в выдвижении и избира-нии кандидата иным образом, чем посредством взносов, обязан предоставить заверенное его казначеем заявление, в котором указывается, что кандидат уполномочил данный комитет принимать такое участие. Закон также требует от комитета политической партии предоставления заявления, содержащего имя и адрес казначея, выбранного депозитария, а также сведения о том, в избирательной кампании какого кандидата принимает участие соответствующий комитет политической партии или какие предложения комитет поддерживает на референдуме.
Заявления о произведенных расходах представляются в соответствующую уровню выборов избирательную комиссию в установленные законом сроки.
Закон требует, чтобы в каждом комитете политической партии казначей фиксировал все произведенные расходы, задолженности, сделанные комитетом в связи с проведением избирательной кампании.
Лица, уполномоченные действовать от имени комитета политической партии, должны предоставлять казначею или кандидату отчеты о расходах, произведенных при осуществлении ими своих полномочий, и полученных денежных средствах. К таким отчетам прилагаются расписки, иные денежные документы, подтверждающие информацию, содержащуюся в отчете.
В статье 15 регулируются некоторые особенности выборов, проводимых в сельских поселениях.
Основные правила рассмотрения избирательных споров определяются статьей 16. Нормы этой статьи устанавливают юрисдикцию верховного и окружного судов по рассмотрению избирательных споров, сроки обращения в суд и сроки вынесения решения судами по результатам рассмотрения жалоб.
Статья 17 Избирательного закона штата Нью-Йорк регулирует избирательные правонарушения и состоит главным образом из составов таких правонарушений.
Все преступления, представленные в данной статье, относятся к двум категориям: фе-лония (felony - категория тяжких преступлений, по степени опасности находящаяся между изменой и мисдиминором) [7] и мисдиминор (misdemeanor - категория наименее опасных преступлений, граничащих с административными правонарушениями) [8]. Отдельно указываются виды и размер наказаний, которые могут быть назначены за перечисленные правонарушения.
Преступления, перечисленные в статье 17 Избирательного закона, могут быть сгруппированы в следующие основные виды:
1) связанные с предварительными выборами, закрытыми совещаниями фракций, партийной регистрацией, съездами политических партий;
2) касающиеся процедуры регистрации в качестве избирателей;
3) имеющие отношение к непредоставлению информации, необходимой в соответствии с законом для принятия юридически значимых решений в избирательном процессе;
4) связанные с выдвижением кандидатов;
5) касающиеся голосования;
6) связанные с предоставлением вознаграждения в различных формах за реализацию гражданами избирательных прав или отказ от их реализации;
7) направленные на принуждение или запугивание избирателей в целях оказание воздействия на реализации ими своих избирательных прав;
8) имеющие своей целью уничтожение, повреждение, подделку избирательных документов, а также оборудования, необходимого для голосования.
Следует отметить, что перечень правонарушений в рассматриваемой статье не является исчерпывающим: устанавливается, что лицо, которое умышленно нарушило любое положение Избирательного закона, но при этом такое нарушение не указано в статье 17, виновно в наименее опасном преступлении.
Субъектами совершения указанных преступлений могут выступать: любые лица (особо здесь следует подчеркнуть самих избирателей), избирательные должностные лица, иные должностные лица (полицейские и другие), иные указанные в законе субъекты (например, хозяева отелей, съемных комнат или квартир, которые отказываются предоставить избирательным должностным лицам список лиц, проживающих в сдаваемых помещениях, для целей регистрации).
Особый интерес представляет криминализация следующих действий:
1) нахождение в кабине для голосования вместе с избирателем или отказ покинуть кабину для голосования, пока она занята избирателем, а также открытие двери занятой кабины с намерением осуществить контроль за голосованием избирателя;
2) показ голосующим содержания своего заполненного избирательного бюллетеня, а также совершение действий, направленных на принудительное раскрытие тайны голосования других избирателей;
3) проставление какой-либо отметки в избирательном бюллетене или совершение другого действия в отношении своего избирательного бюллетеня, чтобы такой бюллетень мог быть определен как бюллетень, заполненный исключительно данным избирателем, или как бюллетень, заполненным другим конкретным избирателем;
4) получение официального избирательного бюллетеня не от уполномоченного на выдачу бюллетеней должностного лица;
5) непредставление избирателем каждого заполненного бюллетеня избирательному
должностному лицу перед тем, как покинуть участок.
Интересным также представляется установление в отличие от российского законодательства ответственности избирателей за получение от участников выборов какого-либо вознаграждения для себя или для других лиц при условии проголосовать или воздержаться от голосования.
В заключение следует отметить некоторые общие особенности регулирования избирательного процесса в штате Нью-Йорк. Во-первых, Избирательный кодекс штата Нью-Йорк является основным нормативным правовым актом, который устанавливает правила проведения выборов различного уровня на территории штата. Во-вторых, предмет регулирования данного нормативного акта достаточно широк: это не только вопросы избирательного и референдумного процессов (за исключением правил предвыборной агитации), но также вопросы структуры и организации деятельности политических партий, общие вопросы рассмотрения избирательных споров, вопросы уголовной ответственности за совершение избирательных правонарушений. В-третьих, данный Закон регулирует общепринятую в США систему добровольной регистрации избирателей. В-четвертых, обращает на себя внимание широкое использование в избирательном процессе штата Нью-Йорк различного рода официальных клятв, имеющих самостоятельное юридическое значение.
1. См., например: Миддлтон Дж. Законодательное регулирование федеральных выборов в России и США: некоторые сравнительные наблюдения // Избирательное право. 2007. № 3. С. 31.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 429.
3. Вискулова В.В. Пределы самостоятельности субъектов Российской Федерации в свете реформы избирательного законодательства 2005-2006 годов: правовые проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13.
4. State of New York. 2008. Election law. Matthew Bender& Company, Inc.
5. В юридическим англо-русском словаре в переводе данного термина фигурирует значение «раздел (Кодекса законов США)» См.: Мамулян А.С. Англо-русский полный юридический словарь. Pocket edition / А.С. Мамулян, С.Ю. Кашкин. М.: ЭКСМО, 2007. С. 405.
6. Миддлтон Дж. Указ. соч. С. 31.
7. Мамулян А.С. Указ. соч. С. 164.
8. Там же. С. 258.