Научная статья на тему 'Избирательный кодекс штата Калифорния: особенности структуры и предмета регулирования'

Избирательный кодекс штата Калифорния: особенности структуры и предмета регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избирательный кодекс штата Калифорния: особенности структуры и предмета регулирования»

что, если в будущем власти США направят приглашения для наблюдения за выборами, для полной реализации миссии наблюдателей необходимо, чтобы она поддерживалась федеральным законодательством, недвусмысленно разрешающим международным наблюдателям выполнять свои привычные обязанности.

Приведенные наблюдения дают лишь поверхностную картину разительных отличий тех методов, которыми регулируются выборы в США и России. Многие из этих отличий проистекают непосредственно из того факта, что в двух странах функционируют совершенно разные модели федеративного устройства. Пока указанное различие сохраняется, существует и предел полезных уроков, которые обе страны могут почерпнуть друг у друга, по крайней мере в том, что касается избирательного законодательства. Согласованность российского избирательного законодательства дает возможность более эффективной защиты равных избирательных прав как вопроса права. Результативность этого процесса, однако, зависит от того, будет ли обеспечено твердое и эффективное соблюдение установленных центром норм по всей вертикали вплоть до местного уровня.

Тем временем относительно хаотичный и внутренне неоднородный правовой режим в

США способствует неравенству в защите избирательных прав, которое только частично сдерживается федеральными нормами. Вероятно, было бы справедливо отметить, что в стране, где федеральное вмешательство часто отвергается на уровне штата, существует некоторое сопротивление установлению федеральных избирательных норм. важным следствием скандала 2000 года во Флориде, тем не менее, явилось то, что в 2004 году избиратели стали намного больше интересоваться избирательным процессом и, надеясь избежать какого-либо повторения 2000 года, стали более склонными к установлению национальных нормативных стандартов. Можно только надеяться, что после относительно небогатых на события выборов стимул к реформе не будет утрачен.

Перевод с английского Б. Туголукова Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 1. С. 32-34.

1. Adams v. Clinton, 531 U.S. 941 (2000).

2. См.: Statehood Solidarity Committee v. United States, Case No. 11.204, Inter-American Commission on Human Rights.

3. Документ Копенгагенского совещания в рамках Конференции по человеческому измерению КБСЕ, 29 июня 1990 года.

ЗАРУБЕЖНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

______ _ _ _ _ ___

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ШТАТА КАЛИФОРНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И ПРЕДМЕТА РЕГУЛИРОВАНИЯ

А. Г. Шин

В США очередные выборы проводятся каждый четный год, а если принимать во внимание дополнительные выборы, то практически - ежегодно. В этой связи США справедливо называют страной выборов [1]. Интересно отметить, что в американских штатах получила распространение выборность не только политически значимых должностей, но и руководящих работников исполнительного аппарата, а также правоохранительных органов. К примеру, граждане

Оклахомы только в рамках исполнительной власти штата избирают 12 должностных лиц, среди которых губернатор, вице-губернатор, генеральный атторней штата, государственный ревизор и др. [2]

Нормативная правовая основа избирательной системы в США имеет трехуровневую структуру. На федеральном уровне источниками избирательного права выступают, прежде всего, Конституция США и ряд федеральных законов, в частности, фе-

деральный закон 1972 года «О федеральных избирательных кампаниях» (Federal Election Campaign Act), избирательный закон «О содействии Америке в проведении голосования» 2002 года (Help America Vote Act), «О национальной регистрации лица в качестве избирателя» 1993 года (The National Voter Registration Act), «Об избирательных правах» 1965 года (The Voting Rights Act), а также ряд других. На уровне штатов источниками избирательного права являются конституции штатов и избирательные законы штатов. В качестве источников локального права можно назвать, прежде всего, уставы местного самоуправления. Отчасти нормы избирательного права могут формироваться и судебными прецедентами. К примеру, прежде чем избирательные цензы и тестирование как обязательные условия участия в выборах были запрещены законом, они подвергались судебным запретам [3].

Необходимо отметить одну очень важную особенность избирательной системы США

- регулирование выборов в основном осуществляется на уровне штатов. Так, результаты выборов в федеральные органы власти определяются и оглашаются официально на уровне каждого штата. В качестве примера в этом отношении можно привести президентские выборы 2000 года, когда общий итог выборов был поставлен в зависимость от распределения голосов всего в одном штате (Флорида) [4] .

Еще одной характерной чертой законодательства США является такое правовое явление, как кодификация. «Кодификация, как наиболее совершенный способ систематизации, - пишет С.В. Запольский, - преследует цель обеспечить насколько возможно полное представление законодательства путем републикации всей массы нормативных актов в их системе и в самостоятельной, отдельной от принятия оригинального акта, форме» [5]. Одной из характерных черт кодификации законодательства США является создание вторичного правового образования

- кодекса, существующего самостоятельно и независимо от тех нормативных актов, которые дали ему содержание [6]. Надо сказать, что одним из наиболее известных ученых-юристов, внесшим значительный вклад в разработку кодексов, является нью-йорский адвокат Дэвид Д. Филд. Филд разработал и создал наброски целой серии кодексов. Наиболее ценным из них является, пожалуй, Кодекс гражданской процедуры [7].

Одним из таких кодексов, выступающим в качестве основного источника избирательного права на региональном уровне одного из штатов, является Избирательный кодекс штата Калифорния [8]. Данный закон был принят в 1939 году, отделившись от действовавшего на тот момент Политического кодекса. С тех пор структура Избирательного кодекса неоднократно менялась в 1962 году, 1975-1976 годах, а также 1994 году [9].

Избирательный кодекс штата Калифорния имеет довольно объемную структуру, которая выглядит следующим образом. Содержание закона состоит из 21 раздела. Разделы, в свою очередь, делятся на главы, а главы могут состоять из параграфов. Впрочем, имеется и более расширенное деление. Так, раздел 7 состоит из 5 частей, которые подразделяются на соответствующие главы и параграфы. Главы, так же как и параграфы, могут состоять из статей. К примеру, глава 1 раздела 0.5 состоит из статей 1-17, а параграф 1 главы 1 раздела 2 состоит из единственной статьи 2000, включающей пункты «a» и «b». Пункты могут также состоять из подпунктов, к примеру, в статье 300. Итак, дадим наиболее общую характеристику каждому из разделов.

Раздел 0.5 Избирательного кодекса содержит наиболее общие положения [10], раскрывает значение основных терминов, употребляемых в тексте закона. В разделе отмечается, что положения кодекса, дублирующие нормы иных нормативных актов, не должны им противоречить, а должны истолковываться как их подтверждение и продолжение. Интерес представляет то, что законодатель уделяет особое внимание грамматическим конструкциям во избежание неоднозначных толкований текста закона. Так, согласно статье 8 настоящее время (present tense), употребляемое в тексте закона, включает прошлое и будущие времена (past and future tenses), будущее включает настоящее; мужской род включает женский; единственное число включает множественное, а множественное - единственное. В статьях 300362 даны определения основных терминов, употребляемых в законе (по аналогии со статьей 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [11]), например, под избирателем, голосующим заочно и имеющим специальный статус (special absentee voter), понимается избиратель, который соответ-

ствует следующим требованиям: а) служит в Вооруженных силах или иных военных формированиях; б) является гражданином Соединенных Штатов, временно проживающим за пределами страны или округа Колумбия;

в) служит на морском судне, находящимся под юрисдикцией Соединенных Штатов;

г) состоит в браке или находится на иждивении у члена Вооруженных сил или иных военных формирований.

Раздел 1 данного закона устанавливает даты проведения выборов, причем как общего характера, так и применительно к отдельным видам выборов. Так, всеобщие выборы проводятся в ноябре в первый вторник после первого понедельника каждого четного года. Закон ясно указывает, что выборы должны проводиться только по вторникам, исключая дни перед государственным праздником, во время и после него.

Раздел 2 посвящен требованиям, предъявляемым к избирателям, процедуре регистрации в качестве избирателя, а также отмене регистрации лица, зарегистрированного в качестве избирателя, и хранению записи о регистрации. Для того, чтобы иметь возможность зарегистрироваться в качестве избирателя, необходимо отвечать следующим требованиям: а) являться гражданином США; б) быть резидентом штата (проживать в пределах избирательного участка не менее 15 дней); в) иметь возраст 18 лет; г) не являться осужденным и наказанным, должно отсутствовать решение суда об имеющейся у избирателя умственной отсталости. Каждому избирателю присваивается специальный индекс, включающий информацию об избирателе: имя, адрес, номер телефона, сведения об имеющемся членстве в какой-либо партии. Особый интерес представляет акт о содействии лицам, страдающим слабостью зрения, 1989 года (Visually Impaired Voter Assistance Act), кодифицированный в данный закон. Согласно данному акту Секретарь штата должен учредить консультативный совет по содействию в голосовании избирателям, страдающим слабостью зрения. В обязанности совета входит: а) организация системы, позволяющей выявить как можно больше лиц, страдающих слабостью зрения;

б) выработка рекомендаций, направляемых Секретарю штата, касающихся доступности агитационных аудиоматериалов и их доставки для данной категории избирателей;

в) организация деятельности общественных служб, занимающихся обеспечением доступ-

ности агитационных материалов в аудиофор-мате в срок не менее 45 дней до проведения федеральных, региональных или местных выборов; г) развитие бесплатных телефонных линий для получения информации, касающейся выборов. Нужно сказать, что Российский Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав также закрепляет определенные гарантии для участия в голосовании лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья. Например, в пункте 10 статьи 64 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав установлено, что избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В статье 66 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав определяется порядок голосования избирателей вне помещения для голосования. так, согласно пункту 1 статьи 66 данного закона участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. В целом же, следует отметить, что российское избирательное законодательство в части закрепления гарантий для данной категории лиц требует самого пристального внимания и дальнейшего развития [12] .

также представляет интерес акт о регистрации в качестве избирателей лиц, являющихся студентами, 2003 года (Student Voter Registration Act). Согласно данному акту в обязанности Секретаря штата входит ежегодное обеспечение высших учебных заведений формулярами для осуществления регистрации лиц в качестве избирателей, число которых приравнено количеству студентов, достигших соответствующего возраста. Секретарь штата должен следить за тем, чтобы к данным формулярам прилагалось письменное уведомление о требованиях, предъявляемых к данной категории избирателей, а одной из задач законодательного органа штата согласно пункту «с» статьи 2146 Избирательного кодекса является обеспечение

данными формулярами студентов путем выдачи в начале учебного года и при окончании обучения во время выдачи дипломов.

В обязанности организаторов выборов входит проведение предвыборной процедуры, заключающейся в отправлении почтовых уведомлений, целью которой является факт подтверждения проживания избирателя по соответствующему адресу. В том случае, если избиратель не отвечает на уведомление, его имя автоматически заносится в списки избирателей, однако, если избиратель не принимает участие в выборах в течение четырех лет, ему высылается уведомление с просьбой о подтверждении своего места проживания. Если же лицо не подтверждает свое место проживания и не принимает участие в выборах с момента получения уведомления и до проведения вторых федеральных всеобщих выборов, его регистрация аннулируется и принять участие в голосовании он сможет лишь путем перерегистрации.

Раздел 2 также содержит перечень прав избирателей, касающихся преимущественно процедуры заполнения бюллетеня и ряда других процессуальных действий (глава 5 «Билль о правах избирателей»). Например, в том случае, если избиратель полагает, что заполнил бюллетень неправильно, он вправе обратиться за выдачей нового. В случае неспособности заполнить бюллетень самостоятельно избиратель обращается за помощью к организаторам выборов.

Раздел 3 посвящен лицам, голосующим заочно, а также новым резидентам и новым гражданам. В Избирательном кодексе закрепляется, что открепительный талон вправе получить любое лицо, зарегистрированное в качестве избирателя. Однако для получения талона необходимо написать заявление. Исключение составляет тот случай, когда не менее чем за 88 дней перед выборами на избирательном участке зарегистрировано 250 или менее избирателей. В этом случае лица, организующие выборы, вправе выслать избирателям открепительные талоны с сообщением о том, что данного избирательного участка не будет, и указать место расположения двух ближайших избирательных участков. Необходимо отметить, что закон разграничивает такие категории, как «новый гражданин» и «новый резидент». Основное отличие между ними заключается в том, что новый резидент голосует только за кандидатов, претендующих на должность президента и вице-президента. Для того, чтобы иметь возможность

проголосовать новому гражданину, как и новому резиденту необходимо зарегистрироваться, а также совершить ряд определенных процессуальных действий, например, новый гражданин должен предоставить доказательства о наличии гражданства соответствующему лицу, организующему выборы.

Раздел 4 регулирует процесс выборов по почте. Согласно статье 4000 местные, специальные либо консолидированные выборы могут быть проведены исключительно по почте в соответствии с установленными законом требованиями: законодательный орган местного учреждения (governing body of the local agency) должен санкционировать данный вид голосования; голосование должно проводиться в установленные статьей 1500 Кодекса сроки; зарегистрированное число избирателей не должно превышать одной тысячи и др. Из вышеназванных требований могут быть исключения. К примеру, в небольших городах с населением 100 000 и меньше, а также в «правовых образованиях» (eligible entity), под которыми понимается школьный или специальный округ, может также применяться данный вид голосования с соблюдением определенного ряда требований (статья 4004).

Процедура голосования выборов по почте в целом проводится по правилам, установленным для избирателя, голосующего заочно, с исключениями, установленными данным разделом. В случае, если во время почтового голосования на всеобщих выборах в округе избиратели изъявят желание, чтобы в последующем применялся тот же вид голосования (вопрос ставят на бюллетене), на вторых всеобщих выборах также применяется голосование по почте.

Раздел 5 содержит требования, предъявляемые к политическим партиям, а также процедуру их дисквалификации. Согласно статье 338 партия - это политическая партия или организация, имеющая право на участие в любых первичных выборах. Закрытый перечень требований к политическим партиям, участвующим в первичных выборах, устанавливается статьей 5100: а) если на предшествующих губернаторских выборах любой из кандидатов, участвующий в выборах на любую должность в пределах штата, получил два процента голосов от всех голосов избирателей штата; б) если ранее или на 135-й день до проведения первичных выборов Секретарю штата от лиц, организующих проведение выборов в графстве, при-

шло уведомление о том, что не менее одного процента избирателей от общего количества избирателей штата вступили в члены данной партии; в) если ранее или на 135-й день до проведения первичных выборов Секретарем штата заполнена петиция (подписной лист), переданная вышеназванными лицами и подписанная избирателями в количестве не менее десяти процентов от всех голосов штата, участвующих на последних губернаторских выборах, декларирующая, что они представляют данную партию и желают, чтобы она участвовала на первичных выборах. Петиция и подписи избирателей подлежат верификации и последующей передаче Секретарю штата. Политические партии, не соответствующие вышеназванным критериям, подлежат немедленной дисквалификации. так, согласно статье 5200 не позднее 123 дней до проведения праймериз (primaries) [13], Секретарь штата обязан по согласованию и с одобрения Генерального прокурора, выявить список тех партий, которые подлежат дисквалификации в соответствии со статьей 5102 Избирательного кодекса.

Раздел 6 называется «Выборы Президента» и состоит из двух частей. Первая регулирует процесс участия партий в первичных президентских выборах (праймериз), вторая содержит общие положения, касающиеся избрания президентских выборщиков. В праймериз согласно Избирательному кодексу участвуют следующие партии: демократическая партия, республиканская партия, независимая американская партия, партия мира и свободы. У каждой партии существуют свои особенности участия в праймериз, что регулируется отдельными главами, посвященными данным вопросам. К примеру, глава 1 «Праймериз Демократической партии» состоит из следующих параграфов: параграф 1 «Общие положения», параграф 2 «Количество и сертификация делегатов и их заместителей», параграф 3 «Избрание кандидатов Секретарем штата», параграф 4 «требования к кандидатам и непрошедшим делегатам (uncommitted delegations), параграф 5 «Комиссии по выработке регламента», параграф 6 «Номинационные документы», параграф 7 «Агитаторы», параграф 8 «Размещение и проверка номинационных документов», параграф 9 «Квалификационное уведомление Секретарем штата», параграф 10 «Утвержденный лист кандидатов и непрошедших делегатов (uncommited delegations), уведомление о выборах», параграф

11 «Избрание делегатов и заместителей», параграф 12 «Результаты собранных голосов и удостоверение избрания», параграф 13 «Внесенные в список кандидаты». Перечень глав, относящихся к другим партиям, в целом имеет схожую структуру. Что касается избирателей президента или вице-президента (выборщиков), то закон подчеркивает их отличие от общего понятия избирателя, определенного в статье 321: избирателем признается гражданин Соединенных Штатов, являющийся резидентом избирательного участка в течение срока не менее 15 дней до дня проведения выборов и достигший на день проведения выборов возраста 18 лет.

Следующий большой раздел регулирует организацию деятельности политических партий. Особый интерес представляет то, что в отличие от российского избирательного законодательства, которое не устанавливает определенного количества партий, имеющих право участвовать в выборах, Избирательный кодекс штата Калифорния в разделе 7 закрепляет деятельность следующих четырех партий - демократической партии, республиканской, независимой американской партии, а также партии мира и свободы. говоря о политических партиях, следует напомнить, что в США доминирующее положение занимают две политические партии - Республиканская и Демократическая. «Сложившаяся в США двухпартийная система, - отмечает В.М. Шумилов, - закрепилась в XX веке как принцип политической жизни страны» [14] .

Структура построения положений Избирательного кодекса штата Калифорния, регулирующих организацию деятельности отдельных партий, в целом схожа. Например, часть 3 «Республиканская партия» состоит из следующих четырех глав: «Общие положения», «Выборщики президента», «Государственный центральный комитет», «Центральный комитет округа».

Раздел 8 содержит положения, касающиеся: а) выдвижения кандидатов на участие в прямых первичных выборах (direct primary); б) участия в выборах кандидатов, баллотирующихся в порядке независимого назначения; в) дополнительного внесения в список баллотирующихся кандидатов; г) процедуры замещения вакансий на выборные должности. В соответствии со статьей 316 Избирательного кодекса прямые первичные выборы (direct primary) представляют собой первичные выборы, проводимые в первый вторник

после первого понедельника в июне каждого четного года, в целях выдвижения кандидатов для голосования на последующих всеобщих выборах или избрания членов центрального комитета политической партии. Говоря о порядке независимого назначения, следует отметить, что в данной процедуре вправе участвовать кандидат, претендующий на любую общественную должность, включая должность президентского выборщика, на которую не был выдвинут или избран беспартийный кандидат на любых первичных выборах. Если же лицо, претендующее на конкретную должность, желает, чтобы его имя было вписано в бюллетень, ему необходимо будет заполнить соответствующее заявление и в предусмотренных законом случаях предоставить необходимое количество голосов в номинационных документах. Что касается заполнения вакансий, то следует отметить, что согласно статье 8800 кандидат, который заполнил декларацию на участие в первичных выборах, не имеет права на отзыв своей кандидатуры.

Раздел 9 регулирует вопросы, связанные с осуществлением института непосредственной демократии. В данном разделе рассматриваются вопросы, связанные с внесением конституционных поправок, иных законопроектов на различных уровнях публичной власти, - штата, графства, муниципалитета, округа, школьного округа. Так, согласно статье 9140 контролирующий орган графства может выносить на референдум вопросы об отмене, вступлении в силу, внесении поправок в любое постановление графства. данный раздел рассматривает такие вопросы, как петиционные подписи, процедуру заполнения петиций, почтовые отправления и ряд других [15].

Разделы 10 и 11 посвящены следующим видам выборов: местным, специальным (внеочередным), консолидированным выборам (раздел 10), отзывным выборам (раздел 11). К примеру, консолидированные выборы имеют место в случае проведения двух и более выборов в один и тот же день и на одной и той же территории или ее части. Специальные же выборы проводятся в случае возникновения особых ситуаций, требующих немедленного проведения голосования: как правило, это необходимость заполнения вакансий, а также случай отзыва избранного должностного лица [16]. Процедура отзыва должностных лиц согласно Избирательному кодексу подразделяется на отзыв лиц, за-

нимающих государственные должности, а также на отзыв лиц, занимающих местные должности.

Раздел 12 именуется «Предвыборные процедуры». В нем содержатся главы, посвященные изданию объявлений о начале проведения избирательных кампаний, а также положения, касающиеся избирательных участков, советов избирательных участков. Например, в непосредственную обязанность губернатора входит издание объявления, призывающего к началу выборов, а чиновники, ответственные за проведение выборов в городах, не ранее чем за 127 и не позднее чем за 113 дней до начала проведения любых муниципальных выборов, проводимых с целью заполнения вакансий, также обязаны издать соответствующее объявление. Согласно статье 12220 в обязанности лиц, организующих выборы, входит деление избирательного округа на избирательные участки и подготовка соответствующих карт или иных носителей с внешним описанием месторасположения участков. для осуществления данной процедуры по просьбе организаторов выборов могут привлекаться геодезисты графства. Совет избирательного участка в соответствии со статьей 339 может иметь несколько значений: а) как совет, формируемый лицом, организующим выборы в целях работы на одном избирательном участке или на объединенных избирательных участках; б) как совет по подсчету голосов избирателей после закрытия избирательных участков. Согласно статье 12300 Избирательного кодекса любой избиратель, желающий исполнять обязанности члена совета избирательного участка, может написать соответствующее заявление лицу, организующему выборы.

Раздел 13 связан с вопросами, касающимися бюллетеней, избирательных брошюр, образцов бюллетеней. В данном разделе также представлены нормативы применительно к форме и печати бюллетеня, содержанию, а также ряд других вопросов. Например, статья 13240 говорит о том, что размер бюллетеня, текст, тип используемых чернил должны быть такими, чтобы электронные и механические средства, в которые помещаются бюллетени, смогли точно и безошибочно осуществлять их подсчет. Интересным представляется то, что бюллетень согласно статье 301 Избирательного кодекса может означать и экран монитора, на котором появляются кандидаты на различные выборные должности, за которых избиратель голосует

посредством нажатия соответствующих клавиш [17]. Интересно заметить, что в российском избирательном законодательстве предусматривается возможность голосования с помощью электронного бюллетеня. Так, в пункте 21 статьи 63 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав указывается, что при проведении выборов с применением комплекса для электронного голосования используется электронный бюллетень.

Раздел 14 посвящен непосредственно выборным процедурам. Так, в главе третьей подробно описывается процесс голосования на избирательных участках. В соответствии с данной главой избирательные участки во время проведения любых выборов работают с 7:00 до 20:00. Лицо, желающее проголосовать, обязано внятно назвать свое имя и место проживания, которое организаторы выборов находят в индексе регистрации, а затем также громко повторить для утверждения. Избирателю, намеревающемуся проголосовать, не разрешается заходить в кабинку до тех пор, пока он не подтвердит свое право на голосование. Каждый избиратель подробно инструктируется: как пользоваться машиной для голосования, как заполнять бюллетень и др. Организаторами выборов ведется специальный список лиц, которым содействовали в голосовании. Глава 4 данного раздела регулирует вопросы, связанные с закрытием избирательных участков, включающие процедуру закрытия участков, подсчет неиспользованных бюллетеней и пр. Интересной видится глава 1.5, предоставляющая определенные привилегии избирателю. К примеру, если лицо, желающее проголосовать, не имеет возможности осуществить данное право ввиду занятости на работе, ему должны предоставить два рабочих часа с освобождением от работы без потери заработной платы (статья 14000 главы 1.5 «Привилегии избирателей»).

Раздел 15 регулирует процедуры, связанные с подсчетом, пересчетом голосов, объявлением результатов, определением избранных кандидатов. В «Общих положениях» указывается, что организаторы выборов обязаны до проведения соответствующих выборов произвести проверку или серию проверок каждого устройства, предназначенного для подсчета голосов. Причем за данной процедурой вправе наблюдать любая политическая партия, участвующая в выборах, в лице своих уполномоченных

представителей. Подсчет бюллетеней производится по общему правилу в центральной избирательной комиссии графства, но из этого случая могут быть исключения. Если, к примеру, машина для подсчета голосов доступна на избирательном участке, подсчет бюллетеней может проводиться в пределах данного участка. Пересчет голосов может проводиться по заявлениям чиновников, организующих проведение выборов, зарегистрированных избирателей, а также суда. Основания для подачи заявлений о пересчете голосов рассмотрены в главе 9 Избирательного кодекса. Избранным на конкретную должность считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов.

Раздел 16 посвящен избирательным спорам. «Общие положения» устанавливают понятия основных субъектов избирательного спора: заявителем признается любое лицо, настаивающее на избирательном споре (например, избиратель); ответчиком является лицо, чье избрание или выдвижение оспаривается, или лица, получившие наибольшее и равное количество голосов по сравнению с заявителем. В главе 2 перечислены основания избирательного спора: избранный кандидат, участвующий в выборах, не имел права претендовать на выборную должность либо осуществил подкуп избирателей, или лиц, организующих выборы, была допущена ошибка при подсчете голосов и др. Раздел 16 регламентирует судебное участие в избирательных спорах, а также содержит отдельную главу, посвященную апелляции.

Раздел 17 регулирует процедуру хранения материалов, касающихся выборов. Например, статья 17100 устанавливает, что номи-национые документы должны сохраняться в течение всего срока службы на соответствующей должности и последующие 4 года после истечения срока на данной должности, затем подлежат уничтожению, если только не будет получено от конкретных должностных лиц письменного уведомления о сохранении данных документов. Списки избирателей хранятся соответствующим чиновником, организующим выборы, в течение 5 лет после даты проведения выборов, а затем также подлежат уничтожению.

Раздел 18 содержит основания уголовной ответственности за нарушения избирательного законодательства [18]. В зависимости от тяжести преступлений суд может наложить штраф за нарушения избиратель-

ного законодательства в размере от 1 тыс. долларов до 10 тыс. долларов либо заключить под стражу. Можно назвать следующие виды преступлений, перечисленных в Избирательном кодексе и связанных: 1) с процедурой регистрации в качестве избирателя; 2) с выдвижением кандидатов; 3) с избирательной кампанией; 4) с бюллетенями; 5) с подкупом; 6) с законодательной инициативой, референдумом, отзывными выборами; 7) с членами совета избирательного участка. Приведем некоторые примеры. Так, в статье 18390 Избирательного кодекса установлена ответственность государственных служащих за злоупотреблением служебным положением. Согласно данной статье агентство или департамент штата не вправе издавать какие-либо публикации, имеющие цель склонить государственных служащих к голосованию за определенного кандидата. Любой государственный служащий, нарушающий данную норму, будет обвинен в совершении мисдиминора (misdemeanor) [19]. Согласно пункту «а» статье 18100 Избирательного кодекса, если лицо умышленно регистрирует себя либо иных лиц в качестве избирателя либо способствует данным действиям, не имея на это права, оно подлежит заключению в тюрьму штата на срок до 16 месяцев или на 2-3 года, или на срок до 1 года в тюрьму графства. Достаточно подробно регулируется ответственность за подкуп участников выборов. Интересным видится то, что в отличие от российского законодательства, которое не предусматривает ответственность избирателей за принятие от участников выборов различных имущественных благ под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата (списка кандидатов), Избирательный кодекс штата Калифорния устанавливает ответственность в отношении избирателей, а также иных лиц за принятие от участников выборов какого-либо вознаграждения, займа, иных имущественных ценностей, обещания должности, трудоустройства, заключения контракта и пр., если избиратель или иное лицо: а) проголосует, воздержится от голосования за определенного кандидата или законопроект; б) не будет находиться вблизи избирательных участков во время проведения выборов; в) не будет принимать участие либо согласится не принимать участие в выборах; г) будет склонять других лиц к вышеперечисленным действиям. Наказание за указанные правонарушения выглядит весьма суровым - заключение под стражу в тюрьму

штата на срок до 16 месяцев или до 2-3 лет (статья 18521 Избирательного кодекса).

Раздел 19 посвящен вопросам использования машин для голосования и иных устройств, используемых при голосовании. Кодекс закрепляет, что для использования на соответствующих выборах данных устройств, необходимо получить одобрение на данное использование со стороны Секретаря штата. В свою очередь Секретарь штата руководствуется положениями Избирательного кодекса при проверке соответствующих устройств. Так, статья 19200.5 закрепляет, что Секретарь штата не вправе одобрять то избирательное устройство, которое позволит избирателю покинуть избирательный участок с заполненным бюллетенем. В законе также указаны требования к данным устройствам и процесс их использования до голосования, во время проведения и после голосования.

Раздел 20 интересен параграфом 3 главы пятой, который называется «Кодекс честной избирательной кампании». Цель данного акта - предоставить возможность избирателям убедиться в прозрачности выборов, а кандидатов нацелить на решение общественно важных проблем, вместо того, чтобы участвовать в избирательных спорах. Каждый кандидат, участвующий в избирательной кампании обязан соблюдать определенные моральные принципы: честность, благопристойность и т.д. После того, как будут опубликованы документы, свидетельствующие о намерении лица претендовать на определенную должность, чиновник, организующий выборы, выдает кандидату копию «Кодекса честной избирательной кампании», а также специальный бланк для заполнения, в котором кандидат торжественно обещает вести честную избирательную кампанию, не вести борьбу с конкурентами путем распространения клеветы или покушения на их жизнь или жизнь их родственников, не принимать вознаграждения от своих подчиненных и т.д. После заполнения документ представляется общественности для ознакомления и контроля.

Раздел 21 посвящен, главным образом вопросам, связанным с установлением границ избирательных округов. Так, в «Общих положениях» устанавливается, что в каждом графстве чиновники, ответственные за проведение соответствующих выборов, должны собрать и предоставить в законодательный орган штата или в комитет данного органа

информацию и статистические данные, необходимые в связи с процедурой пропорционального распределения законодательных округов, включая карты избирательных участков, указывающих на границы муниципалитетов, школьных, судебных, иных округов, списки с информацией о результатах голосования на каждом избирательном участке и др. В последующих главах указан перечень конкретных видов округов (например, сенаторских округов, округов ассамблеи и др.).

И в заключение хотелось бы сформулировать следующие выводы. Во-первых, Избирательный кодекс штата Калифорния является в этом штате основным нормативным правовым актом, регулирующим процесс проведения выборов на различных уровнях публичной власти. Во-вторых, внутренняя структура данного акта является достаточно объемной и состоит не только из совокупности статей, но и из целых нормативных актов, кодифицированных в данный закон. И, в-третьих, предмет правового регулирования данного Кодекса чрезвычайно широк, он регулирует вопросы в области не только избирательного, но и референдумного права, закрепляет организацию деятельности политических партий (правовой статус, способ создания и пр.), а также подробно регулирует вопросы уголовной ответственности за совершение избирательных правонарушений.

1. См.: Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005. С. 199.

2. См.: Ответственность за нарушение избирательных прав граждан в законодательстве зарубежных стран. М., 2005. С. 11.

3. См.: http://pravoznavec.com.ua/books/print/ua/5385.

4. См.: Арбузкин А.М. Указ. соч. С. 199.

5. См. подробнее: Запольский С.В. Система непрерывной кодификации законодательства США: опыт восьмидесятых годов. Электронный ресурс. // http://www.kor-oboff.spb.ru/EUR0PE/851400386.html.

6. Там же.

7. См. подробнее: Лоуренс Фридмэн. Введение в американское право. М., 1993. С. 79. Кодификация в штате Калифорния также имеет свою историю. Так, в 1872 году были созданы первые четыре кодекса, в последующем же разработкой кодексов занималась специально созданная Комиссия по кодификации. См.: http://www. lhclearinghouse.com/codehistory.htm.

8. Законодательство штата Калифорния состоит из 29 систематизированных кодексов, затрагивающих раз-

личные предметные сферы права. Так, имеются гражданский, семейный, уголовный, финансовый, страховой, правительственный и иные кодексы. См.: http://www.leg-info .ca.gov/calaw. html.

9. См.: http://www.lhclearinghouse.com/codehistory.ht-m#Elections; Избирательный кодекс штата Калифорния много унаследовал от Закона «О проведении честной политической кампании», принятого в середине 70-х годов XX века.

10. Одной из характерных особенностей избирательного кодекса является то, что «общие положения» присутствуют практически в каждом разделе или главе.

11. Далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав.

12. О данной проблеме см. подробнее: Советников И.В. Реализация избирательных прав лицами с ограниченными возможностями: проблемы и решения // Журнал о выборах. 2006. № 1. С. 15-17; № 2. С. 32-35.

13. Праймериз (primaries) - первичные выборы, в которых избиратели голосуют за кандидатов, предложенных политическими партиями, для выдвижения в последующих общих выборах.

14. См.: Шумилов В.М. Правовая система США. М., 2006. С. 37.

15. Практика применения форм непосредственной демократии применительно к данному штату достаточно интересно изложена в работе В.И. Васильева «Прямая демократия: опыт Калифорнии». Например, автор указывает на достаточно непростую и дорогостоящую процедуру голосования по инициативным законопроектам, предложенным населением штата. См. подробнее: Васильев В.И. Прямая демократия: опыт Калифорнии // Государство и право. 1994. № 1. С. 116-124.

16. Так, в период с 1915 по 1970 годы в Калифорнии было проведено 11 специальных выборов. См.: http:// www.igs.berkeley.edu/library/HTSpecialElectionsinCalifo-rnia.html.

17. Нужно сказать, что в США избирается много должностных лиц, нередко сразу замещается 15-30 должностей, на которые претендуют разные кандидаты. Поэтому избирательный бюллетень нередко представляет собой толстую брошюру, где нужно иногда обозначать, а иногда прокалывать особым устройством определенные места. См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2003. С. 371. Так, на выборах, проводимых в ноябре 1990 года в штате Калифорния, избиратели получили брошюру объемом свыше 15 печатных листов. См.: Васильев В.И. Указ. соч. С. 118.

18. В отличие от российского избирательного законодательства, в котором наряду с уголовной и административной, предусматривается наличие мер конституционно-правовой ответственности, в данном избирательном кодексе положения о применении последнего вида ответственности отсутствуют.

19. Мисдиминор - разновидность преступления в США, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком до одного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.