Научная статья на тему 'ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ НА ПОСТ ГЛАВ КРУПНЫХ ГОРОДОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1994–2005 ГОДОВ'

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ НА ПОСТ ГЛАВ КРУПНЫХ ГОРОДОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1994–2005 ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / история Самары / история Сызрани / история Тольятти / главы городов / муниципальные образования / выборы глав городов / local self-government / history of Samara / history of Syzran / history of Togliatti / heads of cities / municipalities / Elections of heads of cities

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Евпалов Виктор Владиславович

В статье на основе нормативно-правовых актов и периодических изданий проведен анализ такого малоизученного феномена в российской истории, как избирательные кампании глав городов российских провинций в период 1994–2005 гг. на материалах Самарской области. Данная тема представляет собой достаточно большое поле для исторических исследований и в российской историографии освещена впервые. Обращение к историческому развитию российского местного самоуправления представляется значимым не только с научной точки зрения, но и имеет социальный запрос. Исследование дает инструмент гражданину для поиска наиболее эффективных форм соучастия в местной политике для активного включения в построение гражданского общества. Для раскрытия темы в работе реализован междисциплинарный подход, который предусматривает использование сравнительного и описательного методов, а также применены терминологический и идиографический анализы. Источниковая база исследования включает в себя обширный корпус периодических изданий, нормативно-правовые акты. В работе были систематизированы избирательные кампании кандидатов глав городов Самары, Сызрани и Тольятти и на их основе сделан вывод о корреляции между недостатком опыта политических выборов в области. Кроме того, тот период можно охарактеризовать как время реальной политической конкуренции, в ходе которой происходило развитие избирательных кампаний. Представленный материал позволяет рассмотреть генезис и развитие местного самоуправления Самарской области 1994–2005 гг., а также основные методы, какие использовали кандидаты для достижения своих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTION CAMPAIGNS FOR THE POST OF HEADS OF LARGE CITIES IN THE SAMARA REGION 1994–2005

The article analyzes such a little-studied phenomenon in Russian history as election campaigns of the heads of cities of Russian provinces in the period 1994-2005 on the basis of normative-legal acts and periodicals on the materials of the Samara region. This topic is a rather large field for historical research and is covered for the first time in the Russian historiography. Appeal to the historical development of Russian local self-government seems to be significant not only from a scientific point of view, but also has a social demand. The study provides a tool for a citizen to find the most effective forms of participation in local politics for active inclusion in the construction of civil society. In order to disclose the topic, the article implements an interdisciplinary approach, which involves the use of comparative and descriptive methods, as well as applied terminological and idiographic analysis. The source base of the study includes an extensive corpus of periodicals, normative and legal acts. The authors systematized the election campaigns of the candidates for the heads of the cities of Samara, Syzran and Togliatti and on their basis made a conclusion about the correlation between the lack of experience of political elections in the region. In addition, that period can be characterized as a time of real political competition, during which the development of election campaigns took place. The presented material is an opportunity to consider the genesis and development of local self-government in Samara Oblast in 1994-2005, as well as the main methods that candidates used to achieve their goals.

Текст научной работы на тему «ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ НА ПОСТ ГЛАВ КРУПНЫХ ГОРОДОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1994–2005 ГОДОВ»

УДК 93+930+328+352/354 ББК 63.3(2)64

DOI: 10.31862/2073-9613-2024-1-386-398

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ НА ПОСТ ГЛАВ КРУПНЫХ ГОРОДОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1994-2005 ГОДОВ

В.В. Евпалов

.386

Аннотация. В статье на основе нормативно-правовых актов и периодических изданий проведен анализ такого малоизученного феномена в российской истории, как избирательные кампании глав городов российских провинций в период 1994-2005 гг. на материалах Самарской области. Данная тема представляет собой достаточно большое поле для исторических исследований и в российской историографии освещена впервые. Обращение к историческому развитию российского местного самоуправления представляется значимым не только с научной точки зрения, но и имеет социальный запрос. Исследование дает инструмент гражданину для поиска наиболее эффективных форм соучастия в местной политике для активного включения в построение гражданского общества. Для раскрытия темы в работе реализован междисциплинарный подход, который предусматривает использование сравнительного и описательного методов, а также применены терминологический и идиографический анализы. Источниковая база исследования включает в себя обширный корпус периодических изданий, нормативно-правовые акты. В работе были систематизированы избирательные кампании кандидатов глав городов Самары, Сызрани и Тольятти и на их основе сделан вывод о корреляции между недостатком опыта политических выборов в области. Кроме того, тот период можно охарактеризовать как время реальной политической конкуренции, в ходе которой происходило развитие избирательных кампаний. Представленный материал позволяет рассмотреть генезис и развитие местного самоуправления Самарской области 1994-2005 гг., а также основные методы, какие использовали кандидаты для достижения своих целей.

Ключевые слова: местное самоуправление, история Самары, история Сызрани, история Тольятти, главы городов, муниципальные образования, выборы глав городов.

Для цитирования: Евпалов В.В. Избирательные кампании на пост глав крупных городов Самарской области в период 1994-2005 гг. // Преподаватель XXI век. 2024. № 1. Часть 2. С. 386-398. Б01: 10.31862/2073-9613-2024-1-386-398

© Евпалов В.В., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ELECTION CAMPAIGNS FOR THE POST OF HEADS OF LARGE CITIES IN THE SAMARA REGION 1994-2005

V.V. Evpalov

Abstract. The article analyzes such a little-studied phenomenon in Russian history as election campaigns of the heads of cities of Russian provinces in the period 1994-2005 on the basis of normative-legal acts and periodicals on the materials of the Samara region. This topic is a rather large field for historical research and is covered for the first time in the Russian historiography. Appeal to the historical development of Russian local self-government seems to be significant not only from a scientific point of view, but also has a social demand. The study provides a tool for a citizen to find the most effective forms of participation in local politics for active inclusion in the construction of civil society. In order to disclose the topic, the article implements an interdisciplinary approach, which involves the use of comparative and descriptive methods, as well as applied terminological and idiographic analysis. The source base of the study includes an extensive corpus of periodicals, normative and legal acts. The authors systematized the election campaigns of the candidates for the heads of the cities of Samara, Syzran and Togliatti and on their basis made a conclusion about the correlation between the lack of experience of political elections in the region. In addition, that period can be characterized as a time of real political competition, during which the development of election campaigns took place. The presented material is an opportunity to consider the genesis and development of local self-government in Samara Oblast in 1994-2005, as well as the main methods that candidates used to achieve their goals.

Keywords: local self-government, history of Samara, history of Syzran, history of Togliatti, heads of cities, municipalities, Elections of heads of cities

Cite as: Evpalov V.V. Election Campaigns for the Post of Heads of Large Cities in the Samara Region 1994-2005. Prepodavatel XXI vek.. Russian Journal of Education, 2024, No. 1, part 2, pp. 386-398. DOI: 10.31862/2073-9613-2024-1-386-398 Jgy

Введение. Постановка проблемы и методология исследования

Анализ избирательных кампаний Самарской области за период 1994-2005 гг. долгое время ускользал от внимания ученых. Отечественная наука не имеет в достаточном количестве работ, раскрывающих данную тему. Это во многом стало причиной того, что при реализации реформ местного самоуправления 1994-2005 гг. законодатели не могли опираться на научные исследования.

Настоящая статья посвящена теме избирательных кампаний глав городов Самарской области 1994-2005 гг.

Анализ политической и законотворческой практики страны позволяет говорить, что «новый виток реформы местного самоуправления в Российской Федерации показывает, что государству небезразлична судьба местного самоуправления» [1, с. 50]. Это говорит о том, что «процесс совершенствования системы местного самоуправления в Российской Федерации нельзя считать завершенным» [2, с. 152], В связи с тем, что в настоящее время в системе местного самоуправления имеется ряд проблем, большое значение приобретают теоретические исследования местного самоуправления.

Социальная значимость темы определяется необходимостью углубления и дополнения понимания проблемы власти и общества 1994-2005 гг., которая ярко представлена в истории местного самоуправления.

Целью данной работы является анализ избирательных кампаний глав города Самарской области 1994-2005 гг. Поставленную цель исследования можно решить через ряд важных теоретико-методологических задач: 1) разработать методологическую программу исследования избирательных кампаний в местное самоуправление; 2) уточнить базовые правовые и законодательные термины местного самоуправления в период 1994-2005 гг.; 3) охарактеризовать структуру избирательных кампаний в выборах глав города; 4) оценить ход реформ местного самоуправления 1994-2005 гг.; 5) конкретизировать сущность избирательных кампаний данного периода.

Объект исследования — местное самоуправление, предметом исследования являются избирательные кампании избранных кандидатов глав города Самарской области 1994-2005 годов.

Вопросам опыта российского местного самоуправления посвящено ряд проблемных статей, монографий и диссертационных исследований, однако в историографии не представлены исследования избирательных кампаний глав городов Самарской области.

Особое значение для данной работы приобрели исследования В.И. Савина и Л.Т. Чих-ладзе о реализации реформ местного самоуправления, теории законодательной базы местного самоуправления Ю.В. Васильевой, В.С. Астаховой и М.Н. Матвеева.

Принцип данной работы основан на историзме и объективности. Исследование предполагало комплексное использование методов: проблемно-хронологического, терминологического анализа, описательного, сравнительного, а также идиографического, который предполагает «формирование понятий об индивидуальном» [3, с. 114], что позволило более развернуто провести микроисторический анализ.

Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликован-388 ные документы и материалы: статьи на проблемную тему, периодические издания области, указы президента, федеральные законы, городские уставы. Также следует упомянуть об особенности избирательной кампании. В первую очередь, избирательные кампании взаимодействуют с народом, чей голос редуцирован до индивидуального волевого политического акта или даже чувственных аффектов. Эта трудность восходит к методологическим аспектам исторического исследования, которая в статье была снята обращением к периодическим изданиям, т. к. они адекватно могут «определять интенсивность ощущения или какого-нибудь состояния сознания» [4, с. 52].

Научная новизна исследования определяется тем, что в границах Самарской области к теме избирательной кампании в органы местного самоуправления не обращались.

Экономическо-законодательные основы местного самоуправления Самарской области 1994-2005 гг.

Институт местного самоуправления призван проводить связь «между местным населением и государством» [5, с. 25]. Как тонко заметил российский ученый Д.А. Кузин, с помощью власти на местах обеспечивается децентрализация и «самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни» [6, с. 375]. Данное взаимодействие

между местной властью и жителями невозможно без наличия в системе устойчивых нормативно-правовых актов. В таком контексте необходимо признать детерминацию экономической возможности реализации проекта местного самоуправления и различными законодательными актами за период 1993-2005 гг., в которых происходил генезис местного самоуправления.

Российская правовая основа местного самоуправления состоит «из нормативно-правовых актов, которые можно разделить на четыре группы» [7, с. 46]: 1) международные нормы права; 2) Конституция, Федеральные законы, акты Президента и Правительства; 3) уставы Конституции, законы субъектов России; 4) уставы и остальные нормативно-правовые акты муниципалитетов.

Современное развитие института местного самоуправления предполагает делегирование представительной муниципальной власти местным администрациям [8]. Если рассматривать Конституцию 1993 г., то можно констатировать, что она «заложила основные принципы и гарантии осуществления местного самоуправления» [9, с. 56]. Федеральный закон № 154-ФЗ от 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ставший закономерным этапом развития местного самоуправления в России, закрепил систему гарантий независимости местного самоуправления. Он подходил и соответствовал духу Конституции 1993 г., в которой утверждается, что местное самоуправление признается и гарантируется [10]. Как отмечают исследователи российского права и местного самоуправления, «в постсоветской России основополагающим нормативным правовым актом стал Федеральный закон № 154-ФЗ» [11, с. 26].

Разумеется, реализация закона требовала множества бюджетных средств. В итоге и без того кризисные времена для Поволжья [12] усугубились, и реформа местного самоуправления стала еще одним показателем в графе расходов местного бюджета. В целом «принятие 154-ФЗ привело к росту доходных и к еще большему росту расходных долей местных бюджетов в 1996 г.» [13, с. 113]. Период развития местного самоуправления в 1991-1993 гг. можно охарактеризовать как крушение старой системы Советов ^дд и становление местных администраций.

Одним из главных документов, который регулирует деятельность глав города, является городской Устав, первая редакция которого для Самары, Тольятти и Сызрани вышла в 1996 г. В нем был определен статус мэра города, или главы города, который в работе понимается синонимично. Самарский Устав от 1996 г. предполагает, что глава города является высшим выборным должностным лицом, возглавляющим систему органов городского самоуправления [14].

Этап строительства современной модели местного самоуправления на основе Конституции 1993 г, а также президентских указов пришелся на 1993-1996 гг.

Следующей вехой в развитии правовой основы местного самоуправления России можно назвать времена 1996-2003 гг. В них происходил процесс фиксирования местного самоуправления как института. Первым законом данного периода, в котором были закреплены права, гарантии, обязанности служащих органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

2003-2020 гг. — процесс «огосударствления» местного самоуправления, а 2020 г. стал началом реформирования местного самоуправления.

Сегодня же основным законом о местном самоуправлении является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Говоря о содержании закона, следует сказать, что он затрагивает и уточняет финансовые и территориальные основы местного самоуправления, а также конкретизирует муниципальные образования.

В отечественной исторической традиции принято противопоставлять Федеральные законы 2003 и 1995 гг. Связано это с разными обстоятельствами их принятия и целями. Если закон от 1995 г. проходил в условиях этапа перехода, то в 2005 г. государство уже закрепляло на законодательном уровне местное управление.

В Федеральном законе № 154-ФЗ местное самоуправление получило свое понятие и теперь понимается как «самостоятельная и гарантируемая под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций» [15, ст. 3506]. Российский исследователь О.А. Воробьева замечает, что уже в Федеральном законе № 131-ФЗ местное самоуправление дополняется ответственностью перед населением, понимая данный институт как «форму осуществления народом своей власти» [16, с. 139], в то время как Федеральный закон № 154-ФЗ больше соответствует духу Конституции 1993 г.

Как отмечает А.А. Сергеев, современное развитие местного самоуправления отступает от декламируемых ценностей Конституции [17].

Муниципальное образование в законе от 1995 г. понимается как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория» [15]. В версии от 2003 года это понимается как «городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения» [18, ст. 3822].

390 В Федеральном законе № 154-ФЗ организационная структура местного самоуправления определялась населением, в Федеральном законе № 131-ФЗ появилась регламентация.

В отличие от Федерального закона № 154-ФЗ, в Федеральном законе № 131-ФЗ прописана обязательность главы муниципального образования. Кроме того, в законе от 2003 г. определена местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Над всей структурой местной администрации стоит глава местной администрации, координируя весь процесс.

Основные различия между законодательными аспектами местного самоуправления 1995 г. и 2003 г. заключались в следующем: распределение вопросов местного самоуправления между районами и поселениями, исключение некоторых задач местного значения, расширение перечня форм народовластия, строгая регуляция передачи органам местного самоуправления государственных задач.

Анализ законодательного контекста, в которых проходили избирательные кампании в органы местного самоуправления 1994-2005 гг. Самарской области, позволяет определить границы и эффективность той или иной деятельности по подготовке и проведению выборов, направленной на достижение определённого результата на выборах [19], которой является избирательная кампания.

При исследовании развития местного самоуправления Самарской области 19942005 гг., обнаруживается тенденция скорости обновления самой системы местного самоуправления и корреляции между процессами внутри законодательства. Разные законодательные акты могли отличаться по степени интенсивности обновления местного самоуправления, но они всегда влияли на «на его экономические, правовые и институциональные основы» [13, с. 108].

Анализ избирательных кампаний 1994-2005 гг.

В Самарской области, помимо избранных глав города, был период назначаемых глав муниципальных образований во время так называемого «двоевластия вертикали власти» [20, с. 173].

За период 1994-2005 гг. в области выборы на должность главы города проводились четыре раза. В ходе исследования целесообразнее будет ограничиться анализом избирательных кампаний новых мэров, поэтому рамки статьи редуцированы до выборов 1994 и 1997 гг.

Впервые самарцы выбрали своего градоначальника в 1994 г., и 5 июня О.Н. Сысуев приступил к своим обязанностям, набрав 304 тысячи или 72,89% голосов. Во время тех выборов избирательная кампания строилась в рамках так называемой жесткой модели, в которой «административный ресурс играет ключевую роль» [21, с. 47]. Избирательная кампания того периода проходила с поддержкой административных ресурсов. Так, О.Н. Сысуева поддержал действующий глава администрации Самарской области К.А. Титов. Помимо таких ресурсов была задействована наружная реклама кандидата, приуроченная к различным праздничным дням. Философия избирательной кампании на первых выборах мэра, по сути, полностью являлась продуктом эмпирики. Ведь у кандидатов не было даже теоретической базы для планирования ведения стратегии агитирования, т. к. «напрямую население никогда ранее в России (ни при Советской власти, ни в земском и городском самоуправлении до 1917 года) глав органов местного самоуправления не избирало» [22]. 391

В 1997 г. после назначения О.Н. Сысуева на новую должность в правительстве в городе прошли очередные выборы, в которых Г.С. Лиманский одержал победу с 204 738 или 54,6% голосов. Фаворитом считался А.М. Афанасьев, у которого в итоге была 38,01% поддержка избирателей. Помимо него в выборах участвовали А.М. Афанасьев, А.Н. Белоусов, И.А. Мотынга, А.Ю. Зорин, В.А. Шаранихин, М.В. Маслянцев, А.Н. Иванов, В. Ляшевский, Д. Якубчик, М. Киселев. Данные выборы примечательны тем, что уже в них был использован мягкий метод избирательной кампании, который расширяет «возможность использования финансового ресурса и политических технологий для продвижения кандидатов, не согласованных с властными структурами» [21, с. 51]. На тех выборах А.М. Афанасьев имел значительные ресурсы для агитации. Он пользовался поддержкой АО «Волгапромгаз», а также О.Н. Сысуева. За победителя выборов агитировали значительные политические фигуры того времени А.И. Лебедь, Г.А. Явлинский и Б.Г. Федоров. Также, помимо административных ресурсов, здесь были использованы в качестве достижения целей медиа и классические способы ведения агитации. Как пишет газета «Коммерсантъ» в те времена, «плакатами с изображением Афанасьева был оклеен весь город — дома, заборы, дорожные столбы призывали голосовать за преемника

Сысуева» [23]. Команда А.М. Афанасьева сделала акцент на количество. Информационное пространство города было забито рекламой кандидата, а также региональные телевизионные передачи также подхватили эту интенцию. Кульминацией избирательной кампании А.М. Афанасьева стал концерт во дворце спорта. Девиз избирательной программы Г.С. Лиманского был «Понимаю сердцем, помогаю делом!», что коррелирует с тем временем, т. к. на президентских выборах у действующего президента был схожий девиз. Из-за ограниченного бюджета его тактика заключалась в личной агитации избирателей: вояж по самарским местам, встреча с народом и т. д.

В аналогичный период в г. Тольятти выборы на должность мэра города, являющегося высшим должностным лицом муниципального образования, проходили четырежды: в 1994, 1996, 2000 и 2004 гг. В работе исследованы избирательные кампании 1994 и 2000 гг.

В 1994 г. в мэры города баллотировались пять кандидатов: Г. Иванов, Ю. Дань-шин, С.Ф. Жилкин, А.А. Степанов и Н.Д. Уткин. 5 июня 1994, опередив на 5% Н.Д. Уткина, С.Ф. Жилкин «был избран мэром города Тольятти» [24, с. 1]. Фаворитами выборов считались поддерживаемый В.В. Кадданиковым, главой «АвтоВАЗа», Н.Д. Уткин и А.А. Степанов, который мог использовать ресурсы промышленного директората [25]. В тех выборах активнее всего проявил себя С.Ф. Жилкин, используя для своей избирательной кампании современные и инновационные для России политехнические методы. Так, в его кампании использован мягкий тип избирательной кампании. Он занимался своим имиджем и отказался от очков в пользу контактных линз [26]. Будущий мэр активно использовал связь с общественностью для увеличения своего рейтинга.

В 2000 г. на пост мэра г. Тольятти предлагали свои кандидатуры В.П. Иванов, Н.Д. Уткин, П.А. Золотарев, А.А. Степанов и В.А. Зыков Выиграл выборы бывший глава администрации г. Тольятти Н.Д. Уткин, набравший 31,26% голосов. Н.Д. Ут-392 кин активно пользовался в качестве инструментов избирательной кампании медиаре-сурсами. Создание благоприятного образа Н.Д. Уткина для избирателей тех выборов легло на деятельность таких компаний, как «Миссия-Л», «Принцип ПР». Другой кандидат (В.А. Зыков) также прибегал к услугам агентства по пиару. Так, он обращался «Никколо М», однако это сотрудничество не принесло успехов. Таким образом, в отличие от выборов в г. Самара опыт избирательной кампании г. Тольятти предполагает более активное использование пиар-технологий.

За период 1994-2005 гг. в другом значимом для области городе — Сызрани — 3 раза проводились выборы на должность главы города: в 1996, 2000 и 2004 гг.

Анализ избирательной кампании 1996 и 2000 гг., в которых победил В.Г. Янин, позволяет сделать вывод об аналогичности процессов в избирательных кампаниях, проводимыми в городах Тольятти и Самара. Более уместно рассмотреть ситуацию 2004 года.

В 2004 г. во время выборов главы г. Сызрани развернулась ожесточенная борьба между многолетним главой города В.Г. Яниным и В.В. Хлыстовым, в ходе которой победу одержал второй кандидат [27]. Исходя из анализа контекста проходивших выборов, победитель потратил порядка 10 млн. долларов США на свою избиратель-

ную кампанию [28]. В избирательной кампании 2004 г. В.В. Хлыстов апеллировал к избирателям через реформирование городской сферы безопасности, обещая наладить финансирование правоохранительных органов. Кроме того, в его предвыборных обещаниях декларировалось создание новых объектов культуры и спорта. Избирателям обещали различные социальные гарантии и стабилизацию цен на ЖКХ. Также активно он работал по размещению агитационных материалов в городе. Как оказалось, данная мягкая стратегия оказалась более практичной, и он одержал победу. В.Г. Янин в первую очередь опирался на консервативные методы ведения избирательной кампании: использование административных ресурсов и поддержку действующего губернатора.

Анализ избирательных кампаний избранных глав города позволяет сделать вывод о качественном развитии политической борьбы между кандидатами. Так, в г. Сызрани разгорелась борьба между двумя кандидатами, в который неожиданную победу одержал В.В. Хлыстов. Столица губернии также показала относительно здоровую конкуренцию на выборах 1994 и 1997 гг. В автомобильной столице также были качественные сдвиги в период 1994 и 2001 гг. Однако следует отметить, что в первое время победу одерживали кандидаты, занимавшие должности мэров, поэтому говорить о каких-то сложных системах в избирательных кампаниях нельзя. Можно отметить, что кандидаты использовали различные инструменты для агитаций: административные, медиаресур-сы, различные пиар-компании.

Заключение

В ходе исследования определился ряд проблем, которые по мере анализа избирательных кампаний удалось снять. Одна из важных проблем связана с источниковой базой и анализом индивидуальных чувств избирателей, т. к. избирательная кампания нацелена на достижение победы через симпатии народа. Поэтому наиболее обоснованно было использование периодических изданий области, что позволило проанализировать взаимоотношения власти и общества. Данная осо- 393 бенность анализа избирательных кампаний в период 1994-2005 гг. выступает одной из причин сегодняшнего сравнительно небольшого количества исследований этой темы.

Итак, результаты исследования показали ряд особенностей генезиса и развития правовой сферы местного самоуправления, выделив 3 этапа с соответствующими задачами.

Структуру избирательной кампании можно определить следующим образом. Первые назначенные главы городов О.Н. Сысуев, В.Г. Янин, С.Ф. Жилкин использовали жесткую модель избирательной кампании, т. к. в их распоряжении имелся огромный административный ресурс. Уже следующие кандиды пользовались более гибкой структурой и привнесли с собой инновационные средства.

Ход реформы местного самоуправления 1994-2005 гг. в Самарской области протекал в целом благоприятно. Впервые были реализованы демократические принципы выборности органов местного самоуправления, а также через практику политической борьбы кандидаты (вне зависимости от статуса города) создавали реальную политическую конкуренцию.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чихладзе, Л.Т. Новые тенденции формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации // Юридическая наука. 2017. № 1. С. 42-51.

2. Савин, В.И. Местное самоуправление в системе публичной власти России // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 3. С. 150-155.

3. Конев, В.А. Социальная философия: учебное пособие. Самара: Самарский университет, 2006. 287 с.

4. Бергсон, А.М. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М: Московский клуб, 1992. 336 с.

5. Тасеев, В.Б., Янцен, Е.А. Проблемы местного самоуправления // Основы экономики, управления и права. 2013. № 5 (11). С. 25-28.

6. Кузин, Д.А. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации // Ученые записки Орловского государственного университета. 2012. № 2. С. 374-378.

7. Астахова, В.С. Правовое положение органов местного самоуправления в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2015. № 5 (18). С. 46-48.

8. Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&prevDoc=102027784&backlink=1&&nd=102026890 (дата обращения: 30.04.2023).

9. Постриганов, Е.А. Местное самоуправление в современной России: проблемы и перспективы // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 4 (27). С. 52-60.

10. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. 64 с.

11. Васильева, Ю.В. Сравнительный анализ правовых оснований, регулирующих принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, предусмотренных

394 федеральными законами от 28.08.1995 № 154-ФЗ и 06.10.2003 № 131-ФЗ // Управленческое консультирование. 2018. № 11 (119). С. 24-34.

12. Матвеев, М.Н. Экономический кризис 1991-1993 гг. и Советы народных депутатов Поволжья // Вестник СамГУ 2006. № 5-1. С. 59-66.

13. Леонов, С.Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная экономика. 2017. № 3. С. 107-132.

14. Устав города Самары. Утратил силу на основании Решения Думы округа Самара от 10.07.2006 № 294, вступившего в силу со дня официального опубликования. URL: https://docs.cntd.ru/ document/945001781 (дата обращения: 15.02.2023).

15. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу). URL: https://base.garant.ru/10104758/ (дата обращения: 15.02.2023).

16. Воробьева, О.А. Особенности осуществления местного самоуправления в Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 2. С. 138-142.

17. Сергеев, А.А. Местное самоуправление в РФ: проблемы правового регулирования. М.: ТК Велби; Проспект, 2006. 432 с.

18. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/20035 (дата обращения: 11.04.2023).

19. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об основных гарантиях избирательный прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/899402bf2ec5b42af220 9c3c248bedc1c3bd5fd9/ (дата обращения: 30.04.2023).

20. Матвеев, М.Н. Власть и общество в системе местных Советов народных депутатов Поволжья в 70-е — начале 90-х годов XX века // Поволжский край: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 12. Саратов: Саратовский университет, 2005. С. 165-174.

21. Барсукова, С.Ю., Левин, С.Н. Соотношение административного и финансового ресурсов в ходе избирательных кампаний в современной России: региональная специфика // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 41-59. URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1655/1402 (дата обращения: 11.03.2023).

22. Самарская городская Дума I созыва. URL: http://gordumasamara.ru/samarskaya-gorodskaya-duma-i-sozyva-2/?doing_wp_cron=1695804433.1049759387969970703125 (дата обращения: 31.03.2023).

23. Трубецкой, О. Классовая борьба (Самародки) // Коммерсантъ Власть. 1997. № 25. С. 21-25.

24. Константинова, О.Н. Территориальное общественное самоуправление как альтернативный орган местного самоуправления в 1994-2000 гг. в г. Тольятти // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S15. С. 36-41. URL: http://e-koncept.ru/2017/470180. htm (дата обращения: 31.04.2023).

25. Иванов, В., Федоров, А. Предвыборная ситуация в Тольятти // Коммерсантъ. 1996. № 204. 28 ноября. С. 3.

26. Андреев, П. PRомантики. Предвыборная история Тольятти // Областной аналитический еженедельник «Хронограф». 2008. № 13 (232). 12 мая.

27. Соломатина, О. Виктор Хлыстов вступил в должность мэра Сызрани // Коммерсантъ. 2004. № 188. 8 октября.

28. Абдулина, Л. Сызранских мэров поменяли местами // Коммерсантъ. 2004. № 227. 3 декабря. С. 4.

REFERENCES

395_

1. Chihladze, L.T. Novye tendencii formirovaniya organov mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii [New Trends in the Formation of Local Self-Government Bodies in the Russian Federation], Yuridicheskaya nauka = Legal Science, 2017, No. 1, pp. 42-51. (in Russ.)

2. Savin, V.I. Mestnoe samoupravlenie v sisteme publichnoj vlasti Rossii [Local Self-Government in the System of Public Power in Russia], Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk = Central Russian Bulletin of Social Sciences, 2017, vol. 12, No. 3, pp. 150-155. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Konev, V.A. Socialnaya filosofiya [Social Philosophy: A Textbook]. Samara, Samarskij universitet, 2006, 287 p. (in Russ.)

4. Bergson, A.M. Sobranie sochinenij v chetyrekh tomah. T. 1 [Collected Works in Four volumes, vol. 1]. Moscow, Moskovskij klub, 1992, 336 p. (in Russ.)

.396

5. Taseev, V.B., Yancen, E.A. Problemy mestnogo samoupravleniya [Problems of Local Self-Government], Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava = Fundamentals of Economics, Management and Law, 2013, No. 5 (11), pp. 25-28. (in Russ.)

6. Kuzin, D.A. Ponyatie, sushchnost i sistema organov mestnogo samoupravleniya Rossijskoj Federacii [The Concept, Essence and System of Local Self-Government Bodies of the Russian Federation], Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific Notes of the Orel State University, 2012, No. 2, pp. 374-378. (in Russ.)

7. Astahova, V.S. Pravovoe polozhenie organov mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii [The Legal Status of Local Self-Government Bodies in the Russian Federation], Evrazijskaya advokatura = Eurasian Advocacy, 2015, No. 5 (18), pp. 46-48. (in Russ.)

8. Ukaz Prezidenta RF ot 26 oktyabrya 1993 g. № 1760 "O reforme mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Decree of the President of the Russian Federation No. 1760 dated October 26, 1993 «On the Reform of Local Self-Government in the Russian Federation» (With Amendments and Additions)]. Available at: http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc = 102027784&backlink=1&&nd=102026890 (accessed: 30.04.2023). (in Russ.)

9. Postriganov, E.A. Mestnoe samoupravlenie v sovremennoj Rossii: problemy i perspektivy [Local Self-Government in Modern Russia: Problems and Prospects], Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa = Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service, 2014, No. 4 (27), pp. 52-60. (in Russ.)

10. Konstituciya Rossijskoj Federacii [Constitution of the Russian Federation]. Moscow, Yuridicheskaya literatura, 1993, 64 p. (in Russ.)

11. Vasileva, Yu.V. Sravnitelnyj analiz pravovyh osnovanij, reguliruyushchih principy organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii, predusmotrennyh federalnymi zakonami ot 28.08.1995 № 154-FZ i 06.10.2003 № 131-FZ [Comparative Analysis of the Legal Bases Governing the Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation, Provided for by Federal Laws No. 154-FZ of 08/28/1995 and No. 131-FZ of 06.10.2003], Upravlencheskoe konsultirovanie = Managerial Consulting, 2018, No. 11 (119), pp. 24-34. (in Russ.)

12. Matveev, M.N. Ekonomicheskij krizis 1991-1993 gg. i Sovety narodnyh deputatov Povolzhya [The Economic Crisis of 1991-1993 and the Councils of People's Deputies of the Volga Region], Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Samara State University, 2006, No. 5-1, pp. 59-66. (in Russ.)

13. Leonov, S.N. Problemnye rezultaty i perspektivy reformy mestnogo samoupravleniya v Rossii [Problematic Results and Prospects of Local Government Reform in Russia], Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics, 2017, No. 3, pp. 107-132. (in Russ.)

14. Ustav goroda Samary. Utratil silu na osnovanii Resheniya Dumy okruga Samara ot 10.07.2006 № 294, vstupivshego v silu so dnya oficialnogo opublikovaniya [The Charter of the City of Samara. It Became Invalid on the Basis of the Decision of the Duma of the Samara District Dated 07/10/2006 No. 294, Which Entered into Force from the Date of Official Publication]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/945001781 (accessed: 15.02.2023). (in Russ.)

15. Federalnyj zakon ot 28.08.1995 № 154-FZ. "Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii" (s izmeneniyami i dopolneniyami) (utratil silu) [Federal Law No. 154-FZ of 08/28/1995. «On the General Principles of the Organization of Local

Self-Government in the Russian Federation» (With Amendments and Additions) (Expired)]. Available at: https://base.garant.ru/10104758/ (accessed: 15.02.2023). (in Russ.)

16. Vorobeva, O.A. Osobennosti osushchestvleniya mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii [Features of the Implementation of Local Self-Government in the Russian Federation], Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo = Society: Politics, Economics, Law, 2012, No. 2, pp. 138-142. (in Russ.)

17. Sergeev, A.A. Mestnoe samoupravlenie v Rossijskoj Federacii: problemy pravovogo regulirovaniya [Local Self-Government in the Russian Federation: Problems of Legal Regulation]. Moscow, TK Velbi, Prospekt, 2006, 432 p. (in Russ.)

18. Federalnyj zakon ot 06.10.2003 g. № 131-FZ "Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 131-FZ Dated 06.10.2003. «On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation»]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/20035 (accessed: 11.04.2023). (in Russ.)

19. Federalnyj zakon ot 12.06.2002 № 67-FZ (redakciya ot 31.07.2023) "Ob osnovnyh garantiyah izbiratelnyj prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 67-FZ of 12.06.2002 (As Amended on 07/31/2023) «On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right of Citizens of the Russian Federation to Participate in a Referendum»]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/899402bf2ec5b42af2209c3c248bedc 1c3bd5fd9/ (accessed: 30.04.2023). (in Russ.)

20. Matveev, M.N. Vlast i obshchestvo v sisteme mestnyh Sovetov narodnyh deputatov Povolzhya v 70-e — nachale 90-h godov XX veka [Power and Society in the System of Local Councils of People's Deputies of the Volga Region in the 70s — Early 90s of the XX Century]. In: Povolzhskij kraj [Volga Region: Interuniversity Collection of Scientific Papers, iss. 12]. Saratov, Saratovskij universitet, 2005, pp. 165-174. (in Russ.)

21. Barsukova, S.Yu., Levin, S.N. Sootnoshenie administrativnogo i finansovogo resursov v hode izbiratelnyh kampanij v sovremennoj Rossii: regionalnaya specifika [The Ratio of Administrative and Financial Resources During Election Campaigns in Modern Russia: Regional Specifics], Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i socialnye peremeny = Monitoring Public Opinion: Economic and Social Changes, 2020, No. 4, pp. 41-59. Available at: https:// monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1655/1402 (accessed: 11.03.2023). (in Russ.)

22. Samarskaya gorodskaya Duma I sozyva [Samara City Duma of the First Convocation]. Available at: http://gordumasamara.ru/samarskaya-gorodskaya-duma-i-sozy va-2/?doing_wp_cron=1695804 433.1049759387969970703125 (accessed: 31.03.2023). (in Russ.)

23. Trubeckoj, O. Klassovaya borba (Samarodki) [Class Struggle (Samarodki)], Kommersant Vlast = Kommersant Vlast, 1997, No. 25, pp. 21-25. (in Russ.)

24. Konstantinova, O.N. Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie kak alternativnyj organ mestnogo samoupravleniya v 1994-2000 gg. v g. Tolyatti [Territorial Public Self-Government as an Alternative Local Self-Government Body in 1994-2000 in Tolyatti], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept" = Scientific and Methodological Electronic Journal «Concept», 2017, No. S15, pp. 36-41. Available at: http://e-koncept.ru/2017/470180.htm (accessed: 31.04.2023). (in Russ.)

25. Ivanov, V., Fedorov, A. Predvybornaya situaciya v Tolyatti [Pre-Election Situation in Tolyatti], Kommersant = Merchant, 1996, No. 204, November 28, p. 3. (in Russ.)

397_

26. Andreev, P. PRomantiki. Predvybornaya istoriya Tolyatti [Psychomantics. The Pre-Election History of Tolyatti], Oblastnoj analiticheskij ezhenedelnik "Hronograf" = Regional Analytical Weekly Chronograph, 2008, No. 13 (232), May 12. (in Russ.)

27. Solomatina, O. Viktor Hlystov vstupil v dolzhnost mera Syzrani [Viktor Khlystov Took Office as Mayor of Syzran], Kommersant = Merchant, 2004, No. 188, October 8th. (in Russ.)

28. Abdulina, L. Syzranskih merov pomenyali mestami [Syzran Mayors Were Swapped], Kommersant = Merchant, 2004, No. 227, December 3, p. 4. (in Russ.)

Евпалов Виктор Владиславович, аспирант, кафедра российской истории, Самарский национальный исследовательский университете имени академика С.П. Королева, victor.evpalov@gmail.com

Victor V. Evpalov, Postgraduate Student, Russian History Department, Academician S.P. Korolev Samara National Research University, victor.evpalov@gmail.com

Статья поступила в редакцию 18.10.2023. Принята к публикации 08.12.2023 The paper was submitted 18.10.2023. Accepted for publication 08.12.2023

398

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.