Научная статья на тему 'Избирательная система в "сложносоставном" субъекте Российской федерации на современном этапе'

Избирательная система в "сложносоставном" субъекте Российской федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ / СЛОЖНОСОСТАВНЫЕ СУБЪЕКТА / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ширыкалов Александр Борисович

Избирательная система современной России постоянно находится в эволюционной динамике. Во главу угла становятся принципы реализации избирательных прав основных участников выборов кандидатов, политических партий, избирателей. При этом в соразмерной динамике находятся избирательные системы субъектов Российской Федерации, в том числе субъекты с особым статусом. В статье рассмотрены конституционно-правовые основы избирательной системы сложносоставных субъектов РФ на примере Тюменской области с Ханты-Мансийским автономным округом-Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом и Архангельской области с Ненецким автономным округом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избирательная система в "сложносоставном" субъекте Российской федерации на современном этапе»

они еще не освободились окончательно от зависимости Англии. Напротив, СССР был признан США спустя шестнадцать лет после его формирования.

В настоящее время различать несколько форм признания. Полное окончательное признание (de juro), как правило, выражается в официальном акте или заявлении и влечет за собой установление дипломатических и иных отношений. Неокончательное признание (de facto) применяется в тех случаях, когда государство «не уверено» в полноправности и устойчивости нового формирования. Разовое признание (ad hoc) не носит официального характера и используется для определенного случая или ситуации.

При признании государства, в доктрине сформировались две теории. Конституционная, которая исходит из того, что если нет признания государства, то и нет и субъекта международного права. Декларативная же теория предусматривает то, что признание лишь констатирует факт возникновения нового субъекта международного права.

Признание правительства представляет собой акт, совершаемый государством с целью выразить свою поддержку вновь сформированному правительству другой страны, образовавшемуся неконституционным путем[3, с.5234].

В науке международного права различают несколько видов международно-правового признания, такие как традиционная и предварительная. Традиционная форма международно-правового признания представляет собой признание государства либо государственного образования, которое обладает такими составляющими как независимость на международной арене и самостоятельность, реализуемая государственной политики. Предварительный (промежуточный) вид признания применяется в отношении национально-освободительных организаций, организаций сопротивления, воюющих или восставших сторон.

Таким образом, правовое признание играет важную роль в международных отношениях. Это выражается в создании правовых условий для сотрудничества, возможности установления дипломатических отношений и другие.

Список литературы

1. Бекяшев К.А. Международное право. М.: Проспект, 2015. 80 с.

2. СухаревА.Я. Юридический словарь. М.: Инфа-М, 2003. 5234 с.

3. Тарасюк А.А. Теоретические концепции международно-правового признания // Символ науки, 2015 № 11. С. 238-241.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В «СЛОЖНОСОСТАВНОМ» СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Ширыкалов А.Б.

Ширыкалов Александр Борисович — магистрант, кафедра конституционного и международного права, юридический факультет, Уральский институт управления (филиал), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Тюмень

Аннотация: избирательная система современной России постоянно находится в эволюционной динамике. Во главу угла становятся принципы реализации избирательных прав основных участников выборов - кандидатов, политических партий, избирателей. При этом в соразмерной динамике находятся избирательные системы субъектов Российской Федерации, в том числе субъекты с особым статусом.

В статье рассмотрены конституционно-правовые основы избирательной системы сложносоставных субъектов РФ на примере Тюменской области с Ханты-Мансийским автономным округом-Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом и Архангельской области с Ненецким автономным округом.

Ключевые слова: федеративное устройство, субъекты Федерации, сложносоставные субъекта, избирательная система, выборы.

За более чем два десятилетия исследователями был многократно поднят вопрос о роли, месте, способе формирования и функционирования принципа федерализма в нашем государстве. Ученые занимали и занимают по сей день зачастую даже диаметрально противоположные позиции по вопросу формы государственного устройства в России.

Этимология термина «федерализм» через французский язык приводит нас к термину «Foederatus», который переводится как «связан договором» и происходит от слов «foedus» -договор и «Шеге» - доверять. Впервые он встречается в английских документах XVII века и имеет смысл соглашению между Богом и первыми американскими переселенцами. На протяжении около ста лет он трансформировался и стал употребляться в значении «союз».

Однако, В.Е. Чиркин считает, что под «федерализмом» понимается процесс, динамика, теоретико-методологические принципы создания федерации, под «федерацией» - тип реальной государственной организации [3, 6].

Это приводит нас к мысли о разграничении данных понятий. Престон Кинг описывал отношения между федерализмом и федерацией следующим образом: «хотя федерализм и может существовать без федерации, но невозможно существование федерации без федерализма» [4, 76].

Несмотря на достаточно разнообразные трактовки федерализма и федерации, ученые и исследователи исходят из вполне конкретного положения о том, что федерация есть союз политических сообществ, что соответствует этимологии термина [5, 54].

Российская Федерация, согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции РФ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и все они являются равноправными, т.е. согласно законодательству, Россия является симметричной федерацией.

Согласно ст. 65 Конституции РФ в состав России входят: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округов.

Россия по статусу субъектов РФ является симметричной, но в части экономических отношений федерации и ее субъектов, имеет все предпосылки называться ассиметричной федерацией. Обусловлено это рядом причин:

1) демографическим и социальным уровнем: плотностью населения, численностью, продолжительностью жизни, культурно-историческими, а также и национальными особенностями;

2) природные условия;

3) экономическая особенность субъектов: степень самостоятельности, неравномерность развития, льготная система для отдельных регионов, дифференциация регионов.

Борьба с «чрезмерной» самостоятельностью регионов, вызванная очевидными девиациями в деятельности региональных органов власти в 1990-е, тогда в глазах многих представителей политической элиты была важнейшим условием укрепления единства страны. Главным содержанием региональной политики федерального центра того времени стало снижение политической и экономической самостоятельности регионов, включения различных сфер региональной жизни в те или иные федеральные вертикали.

После принятия федерального конституционного закона о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта в 2003-2007 годах прошло пять объединительных референдумов, в итоге общее число субъектов снизилось с 89 до 83. Исчезли как субъекты Федерации Коми-Пермяцкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Корякский, Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа.

В итоге двумя единственными сложносоставными субъектами остались Архангельская область (со входящим в неё Ненецким автономным округом) и Тюменская область (со входящими в её состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами).

После проведения референдумов об объединении регионов в каждом конкретном случае принимался новый федеральный конституционный закон об образовании новых субъектов, который устанавливал дату образования нового региона, переходный период для формирования органов госвласти и решения иных вопросов.

После выборов новых региональных парламентов во всех укрупненных регионах были приняты новые уставы. Указанные изменения коснулись и избирательного законодательства.

Модернизация российского избирательного законодательства носит перманентный характер. В настоящее время осуществлен переход на проведение основных и дополнительных избирательных кампаний один раз в год, в установленный единый день голосования (второе

62

воскресенье сентября). Соответственно, основные проблемы правового регулирования выборов стали видны более системно, при этом на частоту внесения изменений в рамочный Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» это не повлияло.

Вот и сегодня актуальность дальнейшего совершенствования федерального законодательства о выборах сохраняется, в том числе в связи применением новых информационных технологий, внедрением перспективных подходов к обеспечению гарантий избирательных прав граждан, не имеющих возможность проголосовать на избирательном участке, по месту жительства (регистрации) и необходимостью решения других не менее важных общественно-политических задач в преддверии выборов Президента Российской Федерации.

На наш взгляд основными флюгерами поэтапной модернизации действующей избирательной системы сегодня остаются следующие:

1) Дерегулирование и снижение уровня формализации отдельных стадий и процедур процесса подготовки и проведения выборов.

Это, прежде всего, включение в текст рамочного Федерального закона № 67-ФЗ бланкетных норм, отсылающих к порядкам и инструкциям ЦИК России, в которых устанавливаются обязательные требования к тем или иным избирательным процедурам без их изложения в тексте Федерального закона.

Что касается снижения уровня формализации отдельных стадий и избирательных действий, то это проблема имеет более глубокие корни в избирательном процессе и о ней говорят на протяжении многих лет с постоянной цикличностью после больших федеральных избирательных кампаний.

2) Другим перспективным вектором развития законодательства и избирательного процесса в целом, является внедрение в выборы институтов «электронной демократии».

Прежде всего, имеется в виду концептуальная техническая модернизация избирательной системы, а не ее доработка на основе имеющихся технических средств подсчета голосов избирателей, таких как КОИБ и КЭГ.

Это очень широкий круг вопросов, требующий как значительных материальных и временных затрат, так и переподготовку кадрового состава избиркомов всех уровней.

3) Условно, обозначим указанное направление у как усиление общественного контроля за выборами, процедурой голосования и подведения его итогов.

В этом направлении уже наметились конкретные шаги по корректировке избирательного законодательства в части предоставления возможности наблюдать за выборами не только со стороны участников избирательного процесса.

1) Так в законопроекте, внесенном сенаторами Клишасом и Широковым, предусматривается, что в законе, регулирующем проведение конкретных выборов (это федеральные выборы или в законах субъектов Российской Федерации, регулирующих региональные и муниципальные выборы) может быть предусмотрено, что наблюдателей вправе назначать любые общественные объединения (новая редакция п. 4 ст. 30 ФЗ-67).

2) Вносятся изменения, устанавливающие возможность использования средств видеонаблюдения на выборах федерального уровня (на тех избирательных участках, где есть такая техническая возможность), подразумевается, что это будет обязательная процедура.

3) Упрощается процедура назначения наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации, то есть отменяются ранее введенные требования о заблаговременных списках наблюдателей, направляемых в ТИК и снимается ограничение о направлении наблюдателя только на один избирательный участок (это содержится в законопроекте Клишаса и Широкова).

4) В целях демократизации гласности в избирательном процессе продолжится совершенствование процедуры аккредитации представителей средств массовой информации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и в избирательных комиссиях субъектов РФ, соответствующий Порядок аккредитации будет принят и к выборам Президента России 2018 года.

Сложносоставным субъектам РФ присущи свои особенности избирательного процесса. Одним из таких сложносоставных субъектов является Тюменская область с входящими в ее состав Ханты-Мансийским автономным округом - Югры и Ямало-Ненецким автономным округом.

В целом, избирательная система анализируемого субъекта федерации представляет собой единое целое, элементами которого являются избирательные системы тех регионов, которые входят в состав субъекта РФ. Например, избирательная система Тюменской области включает в

63

себя избирательную систему Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и избирательную систему Ямало-Ненецкого автономного округа (далее ХМАО и ЯНАО).

Одновременно, целесообразно говорить не о совокупности избирательных систем, входящих в состав сложносоставного субъекта регионов. Избирательная система в частности Тюменской области, явление самостоятельное, базирующееся на практике взаимодействия области и автономных округов по формированию органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, уставами данных субъектов РФ, региональными законами и договорами (соглашениями) между их органами власти.

Также отметим, что особенности избирательной системы Тюменской области зависят от политической обстановки в регионе, политических предпочтений избирателей, социально-экономических факторов, интересов и мнения коренных малочисленных народов региона.

По мнению автора, в рамках проводимой модернизации избирательной системы в целом, избирательная система Тюменской области, обладающей статусом сложносоставного субъекта Российской Федерации, нуждается в приближении выборных процедур к населению. Она должна решать задачу отражения в законодательном (представительном) органе общих для регионов целей.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017).

3. ЧиркинВ.Е. Современное федеративное государство. М.: Изд-во МНИИМП, 1997. С. 6.

4. King P. Federalism and Federation, London, 1982. P. 76.

5. Прохоров А.В. Понимание федерации и федерализма в современной юридической литературе / А.В. Прохоров // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 3. Ч. 2. С. 54.

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СОВРЕМЕННОМ

ДЕЛОВОМ ОБОРОТЕ Гонтарь Б.А.

Гонтарь Богдан Александрович — магистрант, направление: юриспруденция, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Южный институт менеджмента, г. Краснодар

Из всех видов нематериальных благ, которые предусматривает ст. 150 ГК РФ, юридическому лицу может принадлежать доброе имя, деловая репутация, имя (наименование). К нематериальным объектам относят коммерческую тайну и интеллектуальную собственность.

Законодательством нематериальные блага характеризуются как неотчуждаемые и непередаваемые, иначе можно сказать, что не допускает использование нематериальных благ, как объектов гражданско-правовых сделок по отчуждению и не признает их «товарности», оборотоспособности [1]. Таким образом, деловая репутация юридического лица не относится к нематериальным благам.

Однако, следует отметить, что деловую репутацию нельзя однозначно причислить ни к материальным, ни к нематериальным объектам. Деловая репутация физическим объектом не является и не наделена определенными характеристиками.

Относительно отсутствия у нематериального блага имущественного эквивалента и невозможности точно оценить его в деньгах можно сказать, что большинство нематериальных благ оценить нельзя. Действительно, трудно даже предположить, что можно найти какой-нибудь денежный эквивалент чести человека и его достоинству. Однако деловая репутация юридического лица данному признаку не отвечает, т.к. в ряде случаев получает денежную оценку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.