Научная статья на тему 'Избирательная система России в новом политическом измерении'

Избирательная система России в новом политическом измерении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
351
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ELECTORAL SYSTEM / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ТЕХНОЛОГИИ / ELECTORAL PROCESS AND TECHNOLOGY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / POLITICAL PARTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Синчук Юрий Владимирович

В статье освещаются вопросы избирательной и политической систем, влияние избирательной системы на политический расклад сил в новом политическом измерении. Необходимость в структурированности парламента на практике полностью освободит депутатов от комплекса мелких региональных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELECTORAL SYSTEM OF RUSSIA IN THE NEW POLITICAL DIMENSION

The article highlights the issues of the electoral and political systems, the influence of the electoral system on the balance of political forces in the new political dimension. The necessity in the parliamentary structuredness will completely release elected officials in practice from small regional problems complex

Текст научной работы на тему «Избирательная система России в новом политическом измерении»

■ ■ ■ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ В НОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

Автор: СИНЧУК Ю.В.

СИНЧУК Юрий Владимирович - доктор политических наук, профессор кафедры политологии, Институт международных отношений и социально-политических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет». Адрес: 119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38. E-mail: sinchukjv@mail.ru

Аннотация. В статье освещаются вопросы избирательной и политической систем, влияние избирательной системы на политический расклад сил в новом политическом измерении. Необходимость в структурированности парламента на практике полностью освободит депутатов от комплекса мелких региональных проблем.

Ключевые слова: избирательная система, избирательный процесс и технологии, политическая система, избирательное право.

Избирательная система - явление чрезвычайно сложное и динамичное. Под избирательной системой принято понимать совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление государственных представительных органов политической власти. В каждом государстве избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции государства [1]. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользования услугами СМИ, а также источниками финансирования [2].

В сравнении с иными составными частями политической системы, избирательным технологиям и электоральным процессам свободнее выстраивать алгоритм действий в политике. Избирательную систему поменять нелегко, а остальные элементы политической системы изменить ещё сложнее. Например, политический выбор группы избирателей, традиционно голосующих за коммунистические политические партии, трансформировать будет сложно, а можно лишь в легкой степени воздействовать на эти предпочтения и только через средства массовой информации. Роль избирательной системы в политических процессах велика в государстве и обществе, но не стоит ее преувеличивать.

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

Проблема выбора избирательной системы остро стоит перед субъектами политического процесса, так как использование той или иной избирательной системы может привести к власти разные политические силы. Считается, что политические партии отстаивают наиболее выгодный им тип избирательной системы: при этом они нередко ошибаются. Не рассматривая аспект политической выгоды, на выбор избирательной системы влияет широкий спектр политических, правовых, социально-экономических факторов [3]: характер доминирования в обществе длительной или короткой (по историческим меркам) демократической традиции; учёт национальных и местных особенностей народного представительства; принятие двухпалатной или однопалатной структуры парламента, наделение парламента функцией формирования и контроля за деятельностью правительства или же только функциями законотворчества и наблюдения за деятельностью правительства [4].

Избирательная система играет исключительно важную роль в развитии политической системы общества, так как является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от органов местного самоуправления до главы государства. В соответствии с Конституцией РФ, неотъемлемой частью политической системы России являются равные, прямые и всеобщие выборы [5]. Напрямую всеобщим голосованием избираются президент и нижняя палата парламента Федерального Собрания - Государственная Дума.

Политическая система общества - явление многогранное и неоднозначное, но традиционно в юридической науке под ней понимают совокупность организационных форм, посредством которых осуществляется участие общества в осуществлении власти [6]. Хотя среди учёных имеются и иные, более общие точки зрения. Так, А.С. Автономов считает политическую систему общества организованным единством взаимодействующих средств, методов и форм образования, организации и функционирования механизмов осуществления власти, борьбы за власть и оказания влияния на её осуществление [7].

Россия не относится к так называемым «чистым» парламентским или президентским республикам, она сочетает в себе элементы и той, и другой формы правления, то есть «де-юре» имеет смешанную форму правления. Между тем, огромные полномочия, которыми наделен в соответствии с Конституцией Президент Российской Федерации, позволяют утверждать, что смешанная форма правления России тяготеет «де-факто» к президентской республике. Российская форма правления имеет ряд отличительных особенностей: Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы Федерального Собрания РФ (пусть и формального, так как в случае трёхкратного отклонения нижней палатой парламента предложенной Президентом РФ кандидатуры, она подлежит роспуску); Государственная

Дума может выразить недоверие или отказать в доверии Правительству Российской Федерации, вместе с тем при определенных условиях недоверие или отказ в доверии Правительству РФ может повлечь за собой роспуск Государственной Думы, и совсем не обязательно отставку Правительства, так как решение этого вопроса оставлено на усмотрение Президента РФ.

У Государственной Думы ослаблены инструменты влияния на Правительство РФ (а такими инструментами, помимо указанных, являются законодательные полномочия, назначение должностных лиц, бюджетные полномочия, обращения к Президенту, депутатские запросы, «правительственный час», на который в Думу приглашаются высшие государственные чиновники). Поэтому российская избирательная система, в соответствии с которой формируется депутатский корпус Государственной Думы, оказывает слабое воздействие на всю систему высших органов власти. В федеральном законе уточняются положения, в отношении гласности в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, участия представителей СМИ в информационном обеспечении выборов и референдумов, включая их присутствие на заседаниях указанных комиссий в помещениях для голосования в день голосования; предусматриваются единые для федеральных, региональных и местных выборов правила составления перечня государственных и муниципальных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, вводится регулирование порядка освещения выборов и референдумов в сетевых изданиях; уточняются требования к использованию в избирательных документах полного и краткого наименований избирательных объединений; конкретизируются расходы, которые компенсируются за счёт бюджетных средств членам избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, работающим в комиссиях не на постоянной основе; устанавливаются единые для всех выборов контрольные соотношения данных, внесённых в протокол об итогах голосования, и единые сроки рассмотрения жалоб, поступающих в избирательные комиссии как в период избирательной кампании, так и после её завершения [8].

Цель пропорциональной избирательной системы - формировать правительство пропорционально влиянию политических сил в государстве, в российских условиях реализовать очень сложно. Парламентские политические партии, цель которых вырабатывать и формулировать общественно-политическую власть граждан, лишены юридических возможностей воздействовать на определение курса государства. Можно отметить, что российская избирательная система направлена на формирование качественного состава и стабильность функционирования парламента в государстве. Структурированность Думы достигла высшего уровня (одна большая фракция с большинством депу-

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсошоу

татских мандатов), теперь в ней происходит ускоренный законодательный процесс, когда все решения, рекомендованные к принятию фракцией партии «власти», немедленно становятся законом. Действительно, теперь облегчено принятие важных законодательных решений. Однако возникают сомнения об определяющем влиянии избирательной системы на такое положение. Российская избирательная система лишь создала законодательные условия и предпосылки для усиления влияния партийных элементов в парламенте, что, безусловно, способствовало определенному росту эффективности деятельности парламента. Однако обеспечить отражение парламентом реальной воли избирателей в деятельности избранных представителей она не может в условиях отсутствия демократической партийной системы.

Структурированность парламента на практике полностью освободила депутатов от комплекса мелких региональных проблем (большинство из них вообще ни разу не общались со своими избирателями). Во имя отражения некой «общей воли» в ущерб локальным интересам избирателей пострадала одна из основных функций парламента - представительство интересов. Ведь общая воля народа - это не что-то абстрактное; это обобщенная воля избирателей, которую надо выявлять посредством политического взаимодействия депутатов с населением. Но эта проблема механизмом избирательной системы не решается, нужны законодательные меры по реальному отражению партийными системами общественных интересов, по становлению действительной партийности в государстве.

Другая задача структурированного парламента - приучить общество к конкуренции политических мнений - не осуществляется по понятным причинам (отсутствие учета мнения более мелких партийных структур в Думе, диктат одной фракции). Проводимые общественные слушания по ряду законодательных проблем только создают видимость учета общественных воззрений.

С проблемой усиления структурированности парламента и усиления его работоспособности напрямую связан вопрос использования заградительного барьера. Дискуссионным является вопрос о том, насколько обоснован и оптимален размер этого барьера в конкретных условиях государства, не является ли он чрезмерным и завышенным. Ранее в нашем государстве использовался пятипроцентный барьер, затем семипроцентный барьер, направленный на ограничение политической конкуренции. Предстоящие выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года, снова будут проводиться с 5% избирательным барьером по смешанной избирательной системе, что призвано возродить политическую конкуренцию, вернуть в «большую политику» настоящих политических лидеров. Несомненно, законодательство не должно по-

ощрять образование политических партий-пустышек, созданных только для того, чтоб провести одного-двух депутатов в парламент и громко заявить о себе в средствах массовой информации. С другой стороны, использование чрезмерного размера заградительного барьера уже не может объясняться заботой о структурированности парламента и стабильности его работы.

Влияние избирательной системы на такую функцию политической системы как обеспечение взаимодействия политических сил и выработку программы государственных преобразований также сведено к минимуму. В нашем государстве не наблюдается сотрудничества или конфронтации при выработке государственной политики, но наблюдается диктат партии «власти» всему обществу в виде принимаемых законодательных актов. С учетом особенностей формы правления России и несбалансированности различных ветвей власти, а также чрезмерно бюрократизированного регулирования вопросов партийной системы современная избирательная система не оказывает заметного воздействия на развитие реальной многопартийности и на отражение в деятельности парламента взаимодействия различных партийных сил для выработки компромиссных государственных решений.

По сходным основаниям избирательная система не содействует развитию другой функции политической системы - функции проводника между государством и обществом. Безусловно, избирательная система является механизмом, связующим эти две сферы (ведь в результате в парламенте как органе государственной власти оказываются представители общества). Но она не может способствовать реальному народовластию; на это должны быть направлены иные экономические, политические и социальные решения и преобразования. Общество и государство в кругу взаимодействия с избирательной системой оказываются разорванными, а это никогда не отражалось благоприятно на общественно-политической стабильности государства.

Избирательная система России будет выступать в роли демократического инструмента осуществления реального народовластия только тогда, когда государство в основу осуществления стратегической политики ограничит приоритетные интересы правящих групп и гарантии преемственности власти. Тогда можно надеяться, что будут изменены в направлении дальнейшей демократизации как партийная система, так и её отдельные элементы, как экономическая и социальная составляющая, так и регулирование избирательных прав граждан.

Список литературы:

1. СинчукЮ.В., Алексеев Р.А. Избирательная система в контексте развития современной политической системы России / Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в условиях глобализационных процессов в мире. Меж-

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

дународная научно-практическая конференция, посвященная 50-летнему юбилею кафедры Социальных наук и государственного управления МГОУ. 2015. С. 467-480.

2. Синчук Ю.В., Слоботчиков О.Н. Политология: Учебное пособие. - М.: СЭИ, 2005. С. 134-136.

3. Алексеев Р.А. Политико-правовая трансформация избирательной системы России в период с 1993 по 2013 годы. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. Т.2. № 5. С. 526-528.

4. СинчукЮ.В., МешковаА.В. История становления и развития института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. // Человеческий капитал. 2014. № 3 (63). С. 20-24.

5. Политаев П.П., Политаев В.И. О концепции политической системы в современной российской политологии. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 3. С. 111-113.

6. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. - М. 2005. С. 186-189.

7. АвтономовА.С. Правовая онтология политики (к построению системы категорий) [Электронный ресурс] / А.С. Автономов. - Режим доступа: http://www.legislature. ru/books/ontolog/pravonto.html.

8. Федеральный закон от 9 марта 2016 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в выборах и референдумах в Российской Федерации» / Российская газета. - Федеральный выпуск №6919 (51), 2016.

■ ■ ■ THE ELECTORAL SYSTEM OF RUSSIA IN THE NEW POLITICAL DIMENSION

Author: Y. V. SINCHUK V.V.

SINCHUK Yuriy Vladimirovich, doctor of political science, professor of political science department, Institute of international relations and social and political sciences, Federal state-funded educational institution of higher education "Moscow State Linguistic University". Address: 38, Ostozhenka str. 119034, Moscow, Russia.

Abstract: The article highlights the issues of the electoral and political systems, the influence of the electoral system on the balance of political forces in the new political dimension. The necessity in the parliamentary structuredness will completely release elected officials in practice from small regional problems complex.

Keywords: electoral system, electoral process and technology, political system, political party.

References

1. SinchukYu.V.. AlekseyevR.A. Izbiratelnaya sistema v kontekste razvitiya sovremennoy politicheskoy sistemy Rossii / Aktualnyye problemy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya v usloviyakh globalizatsionnykh protsessov v mire. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. posvyashchennaya 50-letnemu yubileyu kafedry Sotsialnykh nauk i gosudarstvennogo upravleniya MGOU. 2015. S. 467-480. [Sinchuk YV. Alexeyev R.A. The electoral system in the context of the development of the modern Russian political system / Actual problems of state and municipal administration in the conditions of globalization processes in the world. International scientific-practical conference dedicated to the 50th anniversary of the Department of Social Sciences and Public Management MGOU. 2015. P. 467-480].

2. Sinchuk Yu.V.. Slobotchikov O.N. Politologiya: Uchebnoye posobiye. - M.: SEI. 2005. -Izdatelstvo GUP «Klintsovskya tipografiya». 2005. S. 134-136.. [Sinchuk YV., Slobotchikov O.N. Politics: Textbook. Moscow, 2005. P. 134-136].

3. Alekseev R.A. Politiko-pravovaya transformatsiya izbiratelnoy sistemy Rossii v period s 1993 po 2013 gody. // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskiye nauki. 2013. T.2. № 5. S. 526-528. [Alekseev R.A. The political and legal transformation of Russian electoral system in the period from 1993 to 2013. // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: History and Political Science. 2013. Vol.2. Number 5. P. 526-528].

4. Sinchuk Yu.V. Meshkova A.V. Istoriya stanovleniya i razvitiya instituta Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiyskoy Federatsii. // Chelovecheskiy kapital. 2014. № 3 (63). S. 20-24. [Sinchuk YV., Meshkova A.V. The history of formation and development of the Ombudsman institution in the Russian Federation. // Human capital. 2014. Number 3 (63). P. 20-24].

5. Politayev P.P.. Politayev V.I. O kontseptsii politicheskoy sistemy v sovremennoy rossiyskoy politologii. // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskiye nauki. 2013. № 3. S. 111-113. [Politayev P.P., Politayev V.I. On the concept of the political system in the modern Russian political science. // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: History and Political Science. 2013. № 3. P. 111-113].

6. Ivanchenko A.V., Kynev A.V., Lyubarev A.E. Proportsionalnaya izbiratelnaya sistema v Rossii: istoriya. sovremennoye sostoyaniye. perspektivy. - M. 2005. S. 186189. [Ivanchenko A.V., Kynev A.V., Lyubarev A.E. Proportional electoral system in Russia: history, current state and prospects. - Moscow, 2005. P. 186-189].

7. AvtonomovA.S. Pravovaya ontologiya politiki (k postroyeniyu sistemy kategoriy) [Elektronnyy resurs] / A.S. Avtonomov. - Rezhim dostupa: http://www.legislature.ru/ books/ontolog/pravonto.html. [Avtonomov A.S. Legal ontology of policy (to the issue of creation of a categories system) [electronic resource] /A.S. Autonomy. - Access: http:// www.legislature.ru/books/ontolog/pravonto.html].

8. Federalnyy zakon ot 9 marta 2016 g. № 66-FZ «O vnesenii izmeneniy v vyborakh i referendumakh v Rossiyskoy Federatsii» / Rossiyskaya gazeta. - Federalnyy vypusk №6919 (51). 2016. [Federal Law of March 9, 2016 № 66-FL «On Amendments to the elections and referenda in the Russian Federation» / Rossiyskaya Gazeta. - Federal release №6919 (51), 2016].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.