Научная статья на тему 'Из переписки Александра Гаука и Евгения Мравинского. Подготовка к публикации и комментарии П. Гаука, О. Манулкиной и Н. Айдарова'

Из переписки Александра Гаука и Евгения Мравинского. Подготовка к публикации и комментарии П. Гаука, О. Манулкиной и Н. Айдарова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
247
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР ГАУК / ALEXANDER GAUK / ЕВГЕНИЙ МРАВИНСКИЙ / EVGENY MRAVINSKY / ДИРИЖИРОВАНИЕ / CONDUCTING / ПЕРЕПИСКА / CORRESPONDENCE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР СОЮЗА ССР / STATE SYMPHONY ORCHESTRA OF RUSSIA / ЗКР / LENINGRAD PHILHARMONIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаук Павел Александрович, Манулкина Ольга Борисовна, Айдаров Надим Жавдетович

Впервые публикуются письма и телеграммы выдающихся отечественных дирижеров ХХ века Александра Васильевича Гаука (1893-1963) и Евгения Александровича Мравинского (1903-1988).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Letters and telegrams from the correspondence between Alexander Gauk and Evgeny Mravinsky, Prepared for publication and annotated by Paul Haug, Olga Manulkina and Nadim Aidarov

The article contains telegrams and letters from the correspondence between two famous conductors, Alexander Gauk (1893-1963) and Evgeny Mravinsky (1903-1988). The twenty-five documents are from private archives of Paul Haug (E. Mravinsky’s letters) and A. M. Vavilina-Mravinskaya (A. Gauk’s telegrams and letters).

Текст научной работы на тему «Из переписки Александра Гаука и Евгения Мравинского. Подготовка к публикации и комментарии П. Гаука, О. Манулкиной и Н. Айдарова»

Из переписки

Александра Гаука и Евгения Мравинского

Впервые публикуются письма и телеграммы выдающихся отечественных дирижеров ХХ века Александра Васильевича Гаука (1893-1963) и Евгения Александровича Мравинского (1903-1988).

Ключевые слова: Александр Гаук, Евгений Мравинский, дирижирование, переписка, Государственный академический симфонический оркестр Союза ССР, Заслуженный коллектив РСФСР академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии.

Письмо Е. А. Мравинского А. В. Гауку. Предположительно до середины апреля 1938 года 1

Дорогой, милый Александр Васильевич!

Винюсь, винюсь. Прости, пожалуйста. От Зайца 2 мне уже попадало неоднократно и сильно. Но, правда, я никогда, кажется, так не вертелся, как последние полтора месяца. Но знаю — это не оправдание в твоих глазах.

Что касается списка вещей, кот[орые] я делал с вашим оркестром 3,— то он не велик: Бетховен. 4-я. «Леонора».

Письма Е. А. Мравинского любезно предоставлены П. А. Гауком, сыном А. В. Гаука. Письма и телеграммы А. В. Гаука любезно предоставлены вдовой Е. А. Мравинского А. М. Вавилиной-Мравинской. Подготовка к публикации писем Е. А. Мравинского: П. Гаук, О. Манулкина, Н. Айдаров, подготовка к публикации писем и телеграмм А. В. Гаука: Н. Айдаров. Комментарии: О. Манулкина и Н. Айдаров. Благодарим за помощь Е. Власову, О. Дигонскую и П. Гаука.

1 См. ил. 1. Письмо не содержит даты, но написано на листках из того же блокнота, что и письмо от 30 апреля 1938 г.

2 Ольга Алексеевна Мравинская (урожденная Карпова, 1903-1990) — первая жена Е. А. Мравинского, которую он в домашнем кругу называл Зайцем и Лютиком.

3 Государственный академический симфонический оркестр Союза ССР (ныне Государственный академический симфонический оркестр Российской Федерации имени Е. Ф. Светланова). Основан в 1936 г. А. В. Гаук был первым главным дирижером оркестра в 1936-1941 гг. По приглашению Гаука Мравинский регулярно выступал с этим оркестром.

Рахманинов. 3-й конц [ерт].

Чайковский. 2-я, 5-я, 6-я.

«Франческа».

Свиридов. Концерт.

Животов. Сюита.

[Вариации на тему] рококо

Арии Преображенской 4.

Вот материальная база для составления летних встреч. Хорошо бы сюда включить 2-ю [симфонию] Скрябина, [2-ю симфонию] Калинникова (я ее оч[ень] люблю) и Бетховена 7-ю [симфонию] 5. Впрочем — делай как хочешь и как найдешь лучше.

Что касается сроков,—то с начала июня, поправ все театральные ковы и оковы,—я хочу закопаться в известном тебе хуторе Пустошка 6, что близ Сундуков, и там совершать жертвоприношения Пану. Мечтаю об этом, как в детстве о новой коробке солдатиков. Так что чем раньше ты меня займешь,—тем лучше. Еще лучше, если б ты меня наметил на 20-е числа августа. Хотя — это как знаешь. М[ежду] пр[очим] я получил от Марковича 7 (курортн[ый] сектор Моск[овской] фил[армонии]) предложение на август. И хотя отослал ему принудительное согласие,—думаю, осенью туда* не попаду. Ну,— отказаться никогда не поздно.

Киев же меня надул и вот как: Махновецкий, будучи в Питере,— обещал примениться к любому моему отрезку времени. Я послал — [с] 21 по 27 апреля. В ответ получаю предложение 28-го. В этот же день я уже должен быть в дороге, чтоб быть дома 29-го. Дважды подробно телеграфировал — и дважды получал упрямое — 28-е! Тогда я вообще замолк.

Теперь о майском концерте у тебя:

4 Речь идет о следующих произведениях: Четвертая симфония и увертюра «Леонора» № 3 Бетховена, Третий фортепианный концерт Рахманинова, Вторая, Пятая, Шестая симфонии и «Франческа да Римини» Чайковского, Первый фортепианный концерт Свиридова, Танцевальная сюита Животова, «Вариации на тему рококо» и арии из опер Чайковского в исполнении С. П. Преображенской.

5 В 1938 г. Мравинский эти сочинения с Госоркестром не исполнял.

6 Так Мравинский называл домик в Лесном районе Калининской области (избу, перестроенную из бывшей бани местным крестьянином), где он в течение многих лет проводил отпуск.

7 Маркович Петр Леонидович (1908-1970) — музыковед, критик, обучался в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко (по классу фортепиано — у Г. М. Беклемешева, 1928-1930). Городинский Виктор Маркович (1902-1959) — музыковед, критик, выпускник Ленинградской консерватории по классу фортепиано Л. В. Николаева, в 1937-1940 гг.—главный редактор газет «Музыка» и «Советское искусство». В 1946-1948 гг.—главный редактор издательства Музгиз.

Во-первых, я еще понятия не имею о репертуаре театра в мае 8 (и при сложившихся там отношениях, впредь до их выяснения**,— не имею никакой возможности просить заранее о том или ином числе). Знать я числа буду между 15 и 20 апреля. Тогда их тебе немедленно в связи с 23 мая сообщу.

Во-вторых, мне будет очень трудно и, пожалуй, во всяком случае невозможно для 4-х репет[иций] сидет[ь] в Москве с 16-го по 23-е. К тому же очень плох разрыв между репетициями. В филарм[онии] в мае будет большая и ответственная] работа 9. Исходя из этого, я очень прошу тебя уплотнить репетиции так, чтоб они улеглись в минимум дней. На большой срок в мае мне не выкрутиться даже с разъездами туда-обратно.

Что касается программы — то единственное, что меня очень огорчило,— это замена Вагнера. Ведь мы его с тобой оговорили чуть ли не с осени. А потом я его мечтаю сделать с Вашим оркестром и мысленно всю зиму к этому готовился. Я тебя оч[ень] оч[ень] настоятельно прошу восстановить Вагнера; если к тому есть хоть малейшая возможность — исполни эту мою просьбу. Ведь ты говорил сам последний раз об «Изольде», «Лоэнгрине» 1°?!

Ну, вот — все.

Целую и обнимаю тебя крепко. Поцелуй от нас обоих Елизавету Павловну 11.

И еще раз извини мое молчание.

Вернулся Юхнин 12, перерожденный в отношении меня. Я сначала недоумевал — а когда он упомянул о беседе с тобой — я понял, что и в этом тебе обязан.

Спасибо тебе.

Твой Женя.

Р. 8. Вложенные ноты не откажи передать Назарову

8 С 1931-го по 1938 г. Мравинский работал дирижером Ленинградского государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ) им. С. М. Кирова.

9 В конце того же 1938 года, после победы на Всесоюзном конкурсе дирижеров (см. прим. 25) Мравинский был назначен главным дирижером Заслуженного коллектива РСФСР Академического симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии. Но и до назначения Мравинский регулярно выступал с оркестром, которым впервые продирижировал в 1931 г.

10 Вступление и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда», вступление к «Ло-энгрину». Вагнеровская программа Е. А. Мравинского с Госоркестром в 1938 г. так и не прозвучала.

11 Елизавета Павловна Гердт (1891-1975) — первая жена А. В. Гаука; балерина, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР.

12 Л. С. Юхнин (?) — заведующий оркестром Ленинградской филармонии.

13 Борис Алексеевич Назаров (1903-1959) — гобоист, заслуженный артист РСФСР. В оркестре Ленинградской филармонии работал с 1930 г.

Посылаю их тебе, т[ак] к[ак] не знаю, как зовут Назарова — и было бы неловко.

На днях иду закупать летние уюты, мармитки кастрюльки и пр [очее]!!!

Сочи, Мин[еральные] воды.

выяснение же зависит от Сурина кот[орый] послал официальный запрос о моем назначении.

*

**

Ил. 1. Письмо Е. А. Мравинского А. В. Гауку. Предположительно до середины апреля 1938 года (начало)

" Вид кухонной утвари.

'5 Владимир Николаевич Сурин (1906-1994). С 1938 г.—заместитель начальника Управления музыкальных учреждений Всесоюзного комитета по делам искусств при Совете министров СССР. С 1939 г.—начальник управления. С 1940 г.—член Комитета по делам искусств при СНК СССР. В дальнейшем он продолжал занимать высокие посты, включая пост заместителя председателя Комитета по делам искусств при Совете министров СССР (с 1946 г.), председателя суда чести Комитета (с 1947 г.), заместителя начальника Главного управления кинематографии Министерства культуры СССР (с 1953 г.), заместителя министра культуры, был членом коллегии Министерства культуры СССР (с 1955 г.) и генеральным директором киностудии «Мосфильм» (с 1959 г.).

л, ¿К ^ ^са. ^

* ¿М^Т»-><-/*Л» куг^^л. . -

* 'Н^ — Мил.^ ■ ^

Т«^ ЦсчЛ р1*^

^ ¿Л ЦЧл«* Л'-У ■ -¿^Сг - ЛЬ.

„ Лн

Ил. 1. Письмо Е. А. Мравинского А. В. Гауку. Предположительно до середины апреля 1938 года (окончание)

Письмо Е. А. Мравинского А. В. Гауку. 30 апреля 1938 года

30-1У-38

Дорогой, милый Александр Васильевич,

18-го «Лебединое» 21-го выездной, 22-го «Фонтан» Само собой ясно, что в Москве ни 22-го, ни 23-го я не смогу дирижировать Бетховена*. Идти при существующих обстоятельствах на скандал (пока я здоров — дублера нет) я не могу. 30-го же идет «Спящая» 18; в итоге могу дирижировать 23-го и 28-го в саду программу Чайковского, указанную тобой в посл[еднем] письме. Успею даже на одну реп[етицию] 23-го. Если это состоится — черкни о том. Укажи заодно — кто солист. И будет ли репетиция.

Обстоятельства же в театре у меня настолько заострены в целом, надо настолько держаться осторожно, что ни в коем случае подводить театр я сейчас не могу, «срывая» то или иное «мероприятие». Я окончательно решил переносить центр в филармонию — довел до сведения дирекции театра, что основн[ая] служба с осени — филармония, в связи с чем окончательно отказался от известной тебе премьеры «Сердце гор» 19. Кроме того, заявил им, что по сост[оянию] здоровья ухожу в отпуск на месяц раньше. (Что м[ежду] пр[очим] истинная правда, а не ловкачество, как ты понял по телефону. Пульс у меня 104, давление крови 40-70 вместо 90-150 и пр[очие] признаки пере-пере и т[ак] д[алее].) Как видишь, при всем этом просить заменяться в мае — нельзя и вполне безнадежно. С осени же, как я заявил им — я остаюсь работать только при условии освободить меня от «фонт[анов] », «корсаров» 20, «лебединых»,— с оставлением только: «Спящей», «Щелкунчика» 21, «Мазепы» 22 и новой оперы (вероятно «Игорь» 23) т[о] е[сть] при 4-х редко идущих и хороших

16 Мравинский подготовил возобновление балета Чайковского «Лебединое озеро» в ГАТОБе 13 апреля 1933 г. (постановка А. Я. Вагановой, сценарный план В. В. Дмитриева).

17 Премьера балета Асафьева «Бахчисарайский фонтан» под управлением Мравинско-го прошла в ГАТОБе 28 сентября 1934 г. (постановка Р. В. Захарова).

18 Мравинский подготовил возобновление спектакля балета Чайковского «Спящая красавица» в ГАТОБе 20 сентября 1932 г. (постановка М. И. Петипа, реставрация Ф. В. Лопухова).

19 Балет А. М. Баланчивадзе «Сердце гор». Премьера в ГАТОБе прошла 28 июня 1938 г. под управлением М. П. Карпова.

20 Балет Адана «Корсар» был в репертуаре Мравинского с 13 октября 1932 г.

21 Мравинский подготовил новую постановку балета Чайковского «Щелкунчик» в ГАТОБе 18 февраля 1934 г. (балетмейстер В. И. Вайнонен).

22 Мравинский подготовил возобновление оперы Чайковского «Мазепа» в ГАТОБе 19 февраля 1937 г.

23 Мравинский не дирижировал оперой «Князь Игорь» в ГАТОБе.

вещах, не могущих меня оторвать от филармонии. Вот. С филармонией же на днях подписываю новый договор. (Или вхожу в штат — еще не знаю, как они оформят; вероятно в штат.) По этому поводу очень, очень прошу тебя черкнуть мне твои соображения о моих будущих функциях и действиях, как ты их на основании опыта мыслишь. Чтоб и дело подвинуть, и максимально оградиться от грызни, Бриков 24, Дермковых, Резниковых и пр[очих]. Пока черкни вкратце, чтобы я шел оформляться после твоего письма.

Только что с Зайцем были в деревне — «принимали строительство». Путешествие, несмотря на оч[ень] большие трудности (лошадей нет: посевная; дороги в лесу страшительные: снег, ручьи, лед — шел по воде; Заяц за неимением обуви застрял на половине пути), было чудесным. Воздух, птицы, горизонты, синее небо. Домишко получается уютнейший. Внутри всё белый, чистый, сосновый тёс. Кладовка. Удобнейший сортирчик. Полные комнаты солнца. Кругом лес и — молчание. Прямо — не дождемся, когда там водрузимся. Не поверю в реальность нашей избушки — пока не распрягут пару кошкоподобных рысаков, кот[орые] привезут нас туда окончательно на поселение. Не верится и всё кажется — должно что-то случиться, что всему помешает. Ну, ладно — всё сие — лирика есть. «Мимо — читатель». Что будет — то будет.

А пока — надо доваривать и домахивать... Труды и дни...

Ну — целую тебя очень крепко и обнимаю.

Поцелуй от меня и Елизавету Павловну.

Заяц здоров и низко обоим кланяется заячьим своим обличием. Пожалуйста, напиши непременно.

Твой Женя

Не сердись на меня за бездарные предложения. Совсем отучился связно писать, и башка какая то дурная и тревожная...

* т[ак] к[ак] не смогу репетировать.

1) о 23[-м] — и 28[-м] (репетиции? солист?)

2) свои наставления вкратце. (Я во всяком случае к тебе заеду в мае на денек, чтоб основательно от тебя проинструктиро-ваться на будущие дела) (жутковато немного... а?)

3) Как ты думаешь проводить лето?

24 Илья Осипович Брик (1876-1942) — концертмейстер группы виолончелей оркестра Ленинградской филармонии. В 1937-1940 гг. принимал участие в художественном руководстве Ленинградской филармонией. Был против назначения Е. А. Мравинского главным дирижером. Марк Моисеевич Резников (?) был в составе первых скрипок оркестра Ленинградской филармонии с 1926 г. В 1979 г. покинул СССР.

Телеграмма А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. Сентябрь 1938 года

[Из] Москвы. Ленинград, Театральная пл[ощадь], 12, кв. 10. Мровинскому (так! — Н. А.)

Спокойно работай. Ждем выступления во втором туре. Зря не волнуйся. Привет. Гаук 25

Письмо Е. А. Мравинского А. В. Гауку. 12 марта 1939 года

12-111-39 г.

Дорогой мой и родной Александр Васильевич!

Ты, конечно, имеешь все основания рассердиться на меня, и мне трудно оправдываться. Я, конечно, очень виноват перед тобой, что д[о] с[их] п[ор] не написал. Правда,—я был убежден, что в первых числах марта побываю в Москве и лично тебя повидаю,— в силу загрузки этого сделать не удалось, несмотря даже на то, что ждал меня Сурин. Так или иначе — прости меня еще раз и помни, что я тебя все так же тепло и искренне люблю.

Что касается моего перевода в Москву, то, помимо ряда соображений, кот[орые] тебе изложу лично,— имеется одно,—чрезвычайно существенное: это постепенный, но очень крепкий рост налаженности моих отношений с Ленфиларм[онией], главное же — с коллективом ор[кест]ра. Я всегда ценил Ленингр[ад] и неоднократно спорил с тобой по поводу орк[ест]ра фил[армо]нии. Единственной причиной, заставлявшей думать меня о необходимости уйти отсюда,— была нескладность моральной стороны отношений с коллективом.

Силой обстоятельств эта причина медленно, но неуклонно отпадает. Работать мне здесь становится все легче и легче,— а что интересно и в какой мере, то это ты сам можешь представить 2®.

25 Гаук отправил телеграмму Мравинскому во время его подготовки ко 2-му туру Всесоюзного конкурса дирижеров в середине сентября 1938 г. Мравинский завоевал первую премию. Гаук был членом жюри конкурса, которое возглавлял С. А. Самосуд. В жюри входили: Н. Я. Мясковский, Г. Г. Нейгауз, А. Б. Гольденвейзер, Д. Б. Кабалевский, А. М. Пазовский, У А. Г. Гаджибеков, И. О. Дунаевский.

2® Появление Мравинского в качестве главного дирижера Ленинградской филармонии поначалу вызывало недовольство некоторых оркестрантов. Дирижер писал в автобиографии: «Мне вспоминается, что начал я с введения строгой дисциплины. Вначале это не всем понравилось. А музыканты — народ с юмором, и надо было обладать выдержкой, чтоб не растеряться и настойчиво утверждать свои принципы в работе. Понадобилось время, чтоб мы полюбили друг друга» (цит. по: Вавилина-Мравинская А. М. Правды ради // Мравинский Е. А. Записки на память: Дневники. 1918-1987. СПб. : Искусство-СПБ, 2004. С. 7).

Ряд же соображений дополнительного порядка, о кот[орых] писать в письме не хочу — касаются, во-первых, условий работы (в широком смысле), а, кроме того,— вытекают из отдельных мыслей,— обще-музыкальных проблем Государственного порядка. (Да! Да!)

Я пришел к твердому выводу, что делать партитуры, не болея общим положением дел «на музыке», нельзя,— да, пожалуй, просто недальновидно: надо по мере сил воевать за некую убежденность (свою). Убежденность профессионала, каковая, рано или поздно, не может не быть учтена, и в какой-то мере реализована.

Меня очень огорчило известие о том, что как-то на репетиции тебе было плохо с сердцем. Хорошо было бы, если б ты мог, хоть дня на 3, приехать ко мне пожить спокойно и поговорить пару вечеров с людьми, кот[орые] искренне и подлинно за тебя болеют и в присутствии которых ты можешь быть и без «фрака», и без какой-либо иной одежки — а вот так — как есть. Сделай это — я убежден, что это возможно. Спать тебе есть где. Теперь у нас чисто, спокойно и мармитки не засраны и не заблеваны (прости!) тридцатью со...-ми. Рыжик сидит каждый день на солнышке в кухне и прозрачным оком смотрит в небо.

С Лютиком была беда: упала на улице: думали, трещина в колене; ничего, обошлось.

У меня к тебе просьба. Спроси Муляра (объяснись, что не пишу ему лично, т[ак] к[ак] не знаю адреса), когда он получит деньги за тонфильм На тот случай, если он потерял мою доверенность, передай ему эту, приложенную к этому письму. Когда получит — пусть напишет или передаст тебе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не сердись, папка, родной — по-хорошему напиши о себе всё.

Целую тебя крепко.

Твой Женя

Л[енингра] д, Бородинская, 13, кв. 26

М[ежду] пр[очим,] в апреле Владимиров мне предложил 9-ю [симфонию] Бетх[овена]. А теперь отмалчивается. В чем дело?

27 Возможно, речь идет о гонораре, полагающемся Е. А. Мравинскому за запись в 1939 г. с оркестром Всесоюзного радиокомитета (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского) «Полета валькирий» Вагнера, сделанную в технике тонфильма (аудиозаписи на кинопленку).

Письмо Е. А. Мравинского А. В. Гауку. 4 августа 1939 года

4-УШ-39. Мыза Пустошка.

Дорогой и милый папашка!

Неописуемо обрадовались мы, получив от Вас телеграмму. Ехать надо по Кировской ж[елезной] д[ороге] Москва — Ленинград через Кр[асный] Холм, Санково и т[ак] д[алее] на станцию Пестово (у Вас, кажется, все сие именуется «Москва-Бутырская».) В поезде имеется мягкий вагон.

Со станции до нас—60 к[и]л[о]м[етров]. Встречу я тебя на специально выговоренном у здешней МТС 28 грузовике (так мы ехали сами, один человек садится к шоферу, а другие на положенные поперек грузовика доски-скамейки). (Взять непромокашки!!! Взять самую худую и, если есть, непромокаемую обувь!!!*) Может быть, удастся достать в райисполкоме эмку 29, но это совсем не наверное.

Езды на машине до нас часа 4. Засим попадаешь ко мне на «мызу». Условия быта: спать будете на наших постелях (мы спим в бане — предбаннике, — т[ак] к[ак] любим обвевание, обчирикивание и пр[очее]).

Постели состоят из железных сеток с положенными на них сенником и тоненьким блинком теперешнего травяного куделия. Имеется тюлевый полог, т[ак] ч[то] летающее население Пустошки твоим гемоглобином пользоваться не может.

Еда: утром какао, молоко, яйца и обязательная каша, а также свежая картошка. Обед — супы вегетарианские. Опять же каша, творожники, вареники, иногда куры. Ужин — что придется. (Самовар!! Ватрушки.)

Все чрезвычайно примитивно, но полезно. Если хочешь всякой изощренности — вези с собой. (Кстати, если привезешь сахару, кот[орого] здесь нет, будет очень хорошо.) На огороде у меня — картошка. К вашему приезду поспеют огурцы. Есть свекла, репка, лук и на одну отварку — горох. Салат перерос, а редиска тоже уже стареет. Есть своя белая баня**. Мытье ежедневное — поливка из кувшина у крыльца. По субботам блаженство в баньке.

В общем, едучи сюда,— ничего особенного не ждите,— смотрите как на экскурсию в лес и полнейшую тишину. Поскольку сие для Вас необычно, думаю — некоторое удовольствие получите. Имеются 2 неудобства, о кот[орых] не могу умолчать вопреки желанию Вас здесь видеть: 1) Это числа приезда; ибо если надо уезжать к сентябрю — то выезд в указанное время сопряжен с некот[орой] трудностью. (Наплыв возвращающихся

28 Машинно-тракторная станция.

29 Советский легковой автомобиль ГАЗ-М-1 (эмка).

отпускников.) Поэтому запасись самыми категорическими бумажками для предъявления начальнику станции, а Ел[изавета] Павл[овна] пусть возьмет орд[енскую] книжку. Уезжать, вероятно, придется в жестком. Если обязательно хочешь мягкий — согласуй заранее, чтоб места были бронированы от Ленинграда до Москвы*** на опред[еленное] место и число. Комитет это с легкостью может сделать; или кто-либо в «Европейской», или из знакомых пусть заранее купят место на определенное] число в Л[енингра]де и отдадут проводнику вагона. Тогда спокойно и гарантировано удобство и с оплатой во весь конец.

2) Пусть Ел[изавета] Павловна взвесит поездку на грузовике. Хотя, честно говоря — пишу об этом из чистой перестраховки и убежден, что, если погода будет такая, как до сих пор,— вы увезете самые светлые воспоминания о днях здесь.

С собой возьмите самое плохое и непромокаемое, чтоб можно было не стесняясь погоды ходить по лесу; по две простыни и по одеяльцу; по маленькой думке; зубные щетки; остальное все — на месте есть. На всякий случай на станции возьми непромокательные плащи, а тебе пару высоких парусиновых сапог.

Немедленно вышли мне ходатайство комитета (максимум терминов и титулов!!) о предоставлении мне для встречи тебя легковой машины. Адресовать: 1-му секретарю райисполкома Лесного района Калин[инской] области Лапаеву 30. Далее, как только выяснишь день и поезд,— немедленно письмом и телеграфно сообщи день и час приезда на Пестово (т[ак] к[ак] есть 2 поезда). А там — пускайтесь [в] плавание в объятия Рыжика, Зайца и прочей живности во главе со мной — ихним главдирижером (см[отри] фото). Всё. Ждем вас. Также целуем (весьма.) Твой Женя.

А писал в кустиках—беседке—перед окошками, вид которой прилагается.

* или галёси (галоши) ** и сортирчик (при доме)

*** по Пестовской линии и с оплатой во весь конец.

Вообще: вещей минимум, чтоб не быть стесненными никак. Все найдется здесь.

Умоляю! Достань несколько пуль «жакан» з1 или несколько заряженных пулями патронов 20-го калибра. (Есть медведи и лоси.)

30 Петр Антонович Лапаев (1894-1958) — первый секретарь Лесного райкома Калининской области (1936-1942), заведующий сектором кадров обкома ВКП(б).

31 Как следует из письма № 6, план совместного отдыха Гауков и Мравинских не осуществился.

Письмо А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. 5 октября 1939 года 32

Москва 5. 10. 39

Дорогой Женя, напоминаю тебе о том, что 28 ноября твой концерт в Советской декаде зз с Государственным] симф[оническим] оркестром Союза 34. В программе 6-я Шостаковича з5, 1-й концерт Свиридова (Серебряков [фортепиано]) и Дивертисмент Попова з®.

Митя написал две части и обещал мне, что к декаде симфония будет готова '.

Я верю, что ты поможешь нам в том, чтобы это произведение действительно было закончено, а также были переписаны оркестровые партии.

Дивертисмент Попова уже в переписке и скоро будет готов. Это очаровательное сочинение. Там около 10 номеров.

Не будет ли много по времени? Свяжись с Поповым. Как только партитура освободится, я ее тебе вышлю. Перед самым концертом в ноябре я смогу тебе предоставить четыре репетиции, а потому прошу тебя приехать сюда в конце октября (после 18) для того, чтобы провести предварительную работу и выучить Попова. Сообщи мне возможные для тебя числа. Могу дать 3-4 репетиции, одну из них по группам.

Вообще я ждал сейчас от тебя весточки, и только сегодня от Коли Раб[иновича] 38 узнал, что ты уже в Ленинграде. Как ты провел лето? Отдохнул ли?

32 См. ил. 2.

33 Декады советской музыки проводились и в Москве, и в Ленинграде. Это были декады премьер, ежегодный смотр достижений советских композиторов. Во время первой декады 1937 года, приуроченной к 20-летию Октябрьской революции, Мравинский продирижировал премьерой Пятой симфонии Шостаковича. Позднее декады были приурочены к дню рождения Сталина (21 декабря).

34 Концерт Мравинского состоялся 3 декабря 1939 г. (см. письма 10 и 11). До этого Госоркестр выступил на декаде 24 ноября под управлением Гаука с программой, включавшей премьеру Второй симфонии А. М. Веприка, Фортепианный концерт Б. С. Шехтера (солист Я. В. Флиер) и «Русскую увертюру» С. С. Прокофьева.

35 Д. Д. Шостакович завершил работу над Шестой симфонией в октябре 1939 г. Через месяц, 21 ноября, состоялась мировая премьера сочинения под управлением Мравин-ского в Большом зале Ленинградской филармонии. В этот день впервые прозвучали также сюита В. В. Щербачева из музыки к кинофильму «Петр I» и Романтическая поэма для скрипки с оркестром В. В. Желобинского (солист И. А. Шпильберг).

з® Дивертисмент для симфонического оркестра Г. Н. Попова Мравинский не исполнял.

37 Речь идет о Шестой симфонии Д. Д. Шостаковича.

38 Николай Семенович Рабинович (1908-1972) — дирижер, педагог. В 1931 г. окончил Ленинградскую консерваторию по классу А. В. Гаука. Работал дирижером Ленинградской филармонии и дирижером оркестра Ленинградского радио; заведовал музыкальными отделами Ленфильма и Ленинградского радио; преподавал в консерватории.

Вот видишь, все наши с тобой планы разлетелись. А жалко! Но вообще все впереди!

Мы с Лилюшкой з9 уже забыли про отдых. Работаю по 18 часов в сутки, без выходных дней. Хожу с гриппом и насморком. Недосыпаю и уже изрядно устал.

Мы рассчитываем также на тебя 15 ноября: Гендель, Брамс 3-я [симфония] и Моцарт.

Срочно отвечай по всем этим вопросам, и я немедленно вышлю договор. За специальный приезд в октябре оплатим расходы дороги.

Обнимаю тебя и Лютика. Привет Лиля шлет передать обоим. Сообщи свой телефон.

Твой Александр Гаук

Ил. 2. Письмо А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. 5 октября 1939 года (начало)

39 Лилюшка — Е. П. Гердт.

Ил. 2. Письмо А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. 5 октября 1939 года (окончание)

Письмо Е. А. Мравинского А. В. Гауку. 11 октября 1939 года

Вот, милый папка,— и «оффициоз»! Что окромя него,—то обнимаю тебя крепко, крепко и, как всегда, люблю. Передай мой поклон также ма-

40

машке . Твой Женя 11-Х-39.

40 Е. П. Гердт.

Телеграмма А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. 14 октября 1939 года

[Из] Москвы

Л[е]н[ин]г[рад], Бородинская, 13, кв. 26. Мравинскому [В] связи [с] перераспределением программ декады просим срочно подтвердить 15 ноября 41 [с] Моцартом, Генделем, Брамсом, четвертое декабря — Шестая Шостаковича, Свиридова, Концерт Щербачева, «Петр Первый». [В] Ленинград не приеду. Привет. Гаук

Письмо А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. Предположительно конец октября 1939 года

Дорогой Женя, твое официальное заявление я передал начальству. Не скажу, чтобы у всех оно вызвало восторг,— совсем наоборот 42.

Конечно, чрезвычайно приятно, что ты взялся за Ленфилармонию, желаю тебе всяческого успеха, но думаю, что пересаливать не следует, а также пренебрегать Москвой и нашим оркестром.

Как-никак, без Москвы ты сидел бы и смотрел из рук своих «сотоварищей» и «друзей» из Ленфилармонии, короче говоря, т[ак] к[ак] в письме все равно ничего не скажешь того, что хочешь,— перехожу к делу .

15 ноября мы можем сделать концерт без тебя, тем более что это фактически первый концерт в сезоне, и я уж как-нибудь его продирижирую 44.

41 Концерт не состоялся.

42 См. прим. 44.

43 А. В. Гаук указывает на то, что именно в Москве Е. А. Мравинский завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров в 1938 г. и приказом Комитета искусств при Совете Народных Комиссаров был назначен главным дирижером оркестра Ленинградской филармонии.

44 В письме к Е. А. Мравинскому от 23 октября 1939 г. В. Н. Сурин писал по этому поводу: «Уважаемый Евгений Александрович! Мне передал А. В. Гаук содержание Вашего письма относительно Ваших выступлений в Москве. Учитывая, что у Вас действительно большая загрузка в Ленинграде, мы согласны Вас освободить от концерта 15 ноября. Вместе с тем мы совершенно не можем согласиться на освобождение Вас от исполнения 6-й симфонии Шостаковича в Декаде советской музыки. Кроме Вас никто не сможет осуществить исполнение этой симфонии в декаде, так как к этому времени симфония только будет закончена. Совершенно убежден, что Вы уже работаете над этой симфонией. Вот почему я прошу Вас „собраться с силами" и 4-го декабря с блеском выступить в Большом зале консерватории. Крепко жму руку Сурин. 23/Х 39 г.». (Письмо хранится в личном архиве Е. А. Мравинского.) Концерт состоялся 3 декабря.

Что касается 6-й симфонии Шостаковича, то ты обязательно должен ее дирижировать у нас в декаде 3-го декабря 45.

Конечно, это при условии, что она будет написана.

Прошу тебя срочно сообщить, что ты еще думаешь сделать в этом концерте. Согласен ли ты делать Щербачева «Петр I»?

Что касается «Александра Невского» 4®, то вразумительного решения пока нет. То говорят — можно, то — неизвестно. Киев решил в декаде не играть. Мое частное мнение склоняется к тому, что это произведение играть можно в сезоне, но не в концертах, имеющих общественно-политическое значение, каковыми являются, конечно, концерты Декады советской музыки.

Если Ленфилармония и ты находитесь в затруднении в вопросе крупного произведения и дирижера в декаде, то я могу тебе (это неофициально и только в уповании на твой такт!) предложить приехать к нам 25 ноября и дирижировать 30 ноября «Куликовым полем» 47. Хоровые голоса уже у Свешникова 48, а партии привезу свои. Я думаю, что это не помешает тебе в сезоне в дальнейшем дирижировать этим произведением. Только имей в виду, что я никоим образом не навязываюсь, а пользуюсь нашими с тобой добрыми отношениями и хочу помочь и тебе, и Ленфи-лармонии.

Заключение Сов[етской] декады будет в Больш[ом] театре, и мы имели в виду тебя там показать 5 декабря.

Прошу тебя в самом срочном порядке мне ответить.

Чувствую себя омерзительно, т[ак] к[ак] устал физически и нравственно от отсутствия зала, который не будет готов, и от бедлама.

Спасибо Лютику за вразумительное письмо. Лиля кланяется. Я также.

Твой А. Г.

45 Мравинский выступил с Госоркестром в Декаде советской музыки 3 декабря 1939 г. в Большом зале Московской консерватории. В программе были Первый фортепианный концерт Г. В. Свиридова g-moll, сюита В. В. Щербачева из музыки к кинофильму «Петр I», Шестая симфония Д. Д. Шостаковича (первое исполнение в Москве).

4® Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский» для солистов хора и оркестра единственный раз исполнялась оркестром Ленинградской филармонии под управлением Е. А. Мравинского 27 февраля 1943 г. в Новосибирске.

47 Симфония-кантата Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом». Е. А. Мравинский никогда не исполнял это сочинение.

48 Свешников Александр Васильевич (1890-1980) — дирижер, хормейстер, педагог. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. В 1937-1941 гг.—художественный руководитель Ленинградской капеллы. Тесно сотрудничал с Е. А. Мравинским и оркестром Ленинградской филармонии.

Телеграмма А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. 6 ноября 1939 года 49

[Из] Москвы

Л[е]н[ин]г[рад], Бородинская, 13, кв. 26. Мравинскому Благодарю за телеграмму. Концерт назначен [на] четвертое декабря. Репетициями не обижу. Привет Лютику. Обнимаю. Гаук

Телеграмма А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. Ноябрь 1939 года

[Из] Москвы

Л[е]н[ин]г[рад], Бородинская, 13, кв. 26. Мравинскому Концерт назначен третьего декабря. Репетиции с двадцать второго. Привет. Гаук

Телеграмма А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. Январь 1940 года

[Из] Москвы

Л[е]н[ин]г[рад], Бородинская, 13, кв. 26. Мравинскому Просим подтвердить двадцать второе января Бетховена Девятую, Четвертый концерт [с] Михновским. Двадцать третьего четыре часа дня генераль[ная]: Моцарт, Шостакович — Шестая, оба концерта. Шесть репетиций, первая репетиция — семнадцатого утром 50. Привет. Гаук.

Телеграмма А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. Январь 1940 года

[Из] Москвы

Л[е]н[ин]г[рад], Бородинская, 13, кв. 26. Мравинскому Подтверждаем двадцать второе января. Бетховен: Четвертый концерт, Девятую симфонию, двадцать четвертого утром — Шостаковича Шестую, Моцарт Концерт [для] арфы [и] флейты, Генделя Концерт гроссо. Привет. Гаук

49 Дата надписана Е. А. Мравинским на телеграмме.

50 Речь идет о предполагаемых концертах Е. А. Мравинского в Москве, запланированных на 22 и 23 января 1940 г.

Телеграмма А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. Январь 1940 года

[Из] Москвы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л[е]н[ин]г[рад], Бородинская, 13, кв. 26. Мравинскому Телеграфируй тональности части Генделя. Привези материал Девятой [и] концерта Генделя. Гаук 51

Письмо Е. А. Мравинского А. В. Гауку. Предположительно весна 1940 года

Дорогой Александр Васильевич!

Лежу — тоска. К тому же все вкупе мало веселит. Перед тем как уехать, очень бы хотел с тобой основательно потолковать. Напиши, пожалуйста, как твое местопребывание до 20-го*. Для краткости — лучше позвонил бы...

Целую тебя крепко и обнимаю вместе с мамкой. Твой Женя

Р. 8. Наши уже отбыли в Кисловодск.

* какие дни в городе и какие на даче.

Письмо Е. А. Мравинского А. В. Гауку. 12 сентября 1940 года

12-1Х-40

Родной наш папашка!

Сидим все трое на крылечке 52. Солнышко заходит. Теплынь. Трещат кузнечики; невзирая на 12 сентября — даже комары. Век бы отсюда не уехал. Тем не менее вот уже недели 3 работаю часов по 5, по 6. С величайшей трудностью погрузился в столь противоположного «здешнему» — Малера 53. Но погрузившись, по-настоящему пленен им. И грандиозностью, и остротой, и тончайшим его уменьем улыбки, неведомо какой и куда

51 Концерт не состоялся, о чем свидетельствует отметка Е. А. Мравинского на телеграмме: «Послан отказ по здоровью 12-1-40».

52 Мравинский, его жена и кот Рыжик.

53 Е. А. Мравинский готовился к исполнению с оркестром Ленинградской филармонии Пятой симфонии Г. Малера. Сочинение прозвучало 18 октября 1940 г. на открытии концертного сезона в Ленинградской филармонии.

направленной и, прежде всего им как музыкантом в целом. Митя-то —

54

весь как на ладошке после него... 54

И тут же рядом делаю Брукнера 55; и когда открываю его страницы, кажется, что, прежде чем начал его читать,— надо чтоб все помыслы были чистыми. Ну, а когда они не такие — то от чистого, огромного спокойного сердца, излучающего свет и состраданье этого музыканта-Праведника,— они невольно становятся таковыми. И здесь его легко делать и не трудно в него вчитываться... вот тебе малость профессиональной лирики.

Думаю, что ты уже часто в городе. Да и к нам приближается «час расплаты»... грустно и неизбежно... Исход надо искать — воплощая и то и другое в искусстве. Правда, частичный исход...

В предвосхищеньи ужасов ночевки на станции за неимением мест в поезде хочу тебя просить об одной вещи: дело в том, что при страшнейшем переполнении направления на Л[енингра]д, на Москву почему-то свободно. Вот мы и хотели в случае «застрева» — ехать на Москву. Но это возможно только, если ты сможешь пожертвовать на сей случай машину и заказать на тот же день 4 жестких места на стрелу. Тогда мы ввалимся на день к тебе и вечером смотаемся дальше. Возможно ли это? Особенно учитывая, что это будет между 25-1Х и 5-Х, т[о] е[сть] в дни горячки у тебя по открытию?

Пожалуйста, напиши откровенно. Если будет «да», тогда мы тебе сообщим день приезда из Пестова (на Савеловский вокзал) — а ты на тот же вечер берешь стрелу. Уж извини, ради Бога. Только кошмар станционных ночевок заставляет меня ввертывать тебя в эту возню.

Получил от Леонгардта 5® список программ, с одной (Чайковский) между нами с тобой — недоговоренной. Ее я не подтвердил, т[ак] к[ак] 2 раза (если буду жив) в мае выехать не смогу. Ну вот. Мы здоровы и благополучны. От души обнимаю тебя и крепко тебя и Лиленьку целую. Извини за непотребство в почерке, но на крылечке нет стола,— пишу на коленях.

Вот уже и темнеет. Поднялся ветерок. Гудят жуки, и шумит за дорогой лес, уже местами желтеющий... А пахнет от него землей, грибом и всякой этакой Вечной Вещью...

Целую тебя. Женя

54 Д. Д. Шостакович.

55 Также Е. А. Мравинский работал в это время над Девятой симфонией А. Брукнера. Исполнение этого сочинения с оркестром Ленинградской филармонии состоялось 13 декабря 1940 г.

5® Леонгардт Павел Францевич (?) — в конце 1930-х и начале 1940-х годов — директор госколлективов Союза ССР.

Письмо А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. 12 декабря 1940 года

Дорогой Женя, а я оказался прав — фотографию ты зажилил!!

При первой встрече сниму у тебя со стены самую лучшую. Так и знай!!

Все время под впечатлением моего последнего пребывания у Вас. Вспоминаю чудную работу с оркестром. Передай всем им мой искреннейший привет.

Сегодня уезжаю. Должен вернуться к 17 января в Москву. Освобожусь 22 и в тот же вечер мог бы ехать в Ленинград. «Заратустра», Шуман виол[ончельный] конц[ерт], «Корсар», Берлиоз. Следовательно, 23 днем мог бы репетировать уже у Вас. Всего нужно 5 репетиций. Концерт хорошо бы 26. Поездка всецело зависит от Ленфилармонии. Из Риги сразу сообщу адрес и прошу поставить меня в известность о принятом решении. Напиши Атовмьяну 57 о своем концерте. Обнимаю тебя и Лютика Твой

Ал[ександр] Гаук Не забывайте мою мамку! 12. XII. 40

Письмо А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. 26 января 1941 года

Москва 26. 1. 41

Дорогой Женя, вот уж несколько дней прошло, как я в Москве, но никак не могу войти в норму. Впечатлений очень много, да и голова кругом идет от работы. Прибавь к этому еще грипп, который на меня свалился, и ты сможешь себе представить меня.

Через три дня еду обратно. Пробуду там до осени. Здесь были объявлены мои концерты, но я от них отказался.

Как видишь, Ленинград не должен на меня обижаться. Очевидно, не буду дирижировать до конца Латвийской декады.

Очень жалко, что не удалось с тобой встретиться. Многое мог бы тебе порассказать. Ну, авось, как-нибудь и увидимся с тобой.

57 Левон Тадевосович Атовмьян (1901-1973) — музыкальный и общественный деятель, композитор. В 1940 г.—заместитель директора по художественной части госколлективов Союза ССР.

Радуюсь твоему приезду к нам в оркестр. Пожалуйста, не подведи, а то здесь вовсю катают Голованов 58 и Нина Хейфец (юный дирижер 13 лет) — это ее так печатают в афише 59!

Как я и предполагал, ты чудесный снимок замарал! Этот номер тебе не пройдет так! Будь добр, передай его мамке. Я твое поручение не забыл, но выполнить его не мог, т[ак] к[ак] не нашел во всем городе лески! В общем, мамка тебе кое-что расскажет. Хотел бы еще много тебе написать, да не варит голова. Целую тебя и милого Зайца. Пиши мне: Рига, гост[иница] «Рома». Обнимаю

Твой Александр Гаук Кланяйся друзьям и оркестру.

Телеграмма А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. 29 января 1946 года 60

[Из] Москвы

Л[е]н[ин]г[рад], Бородинская, 13, кв. 26. Мравинскому Сердечно поздравляю, желаю здоровья, дальнейших успехов. Обнимаю. Гаук 61

Письмо Е. А. Мравинского А. В. Гауку. 25 октября 1953 года ®2

Дорогой Александр Васильевич,

Мало найдется людей, которые могли бы с чувством такого полного удовлетворения, как ты сегодня, оглянуться на пройденное.

58 Николай Семенович Голованов (1891-1953) — русский, советский дирижер, пианист, композитор. Народный артист СССР. С 1915-го по 1953-й (с перерывами) — главный дирижер Большого театра в Москве.

59 Вероятно, А. В. Гаук имеет в виду двойную ошибку в афише. Имя дирижера—Рита Хейфец, и в 1941-м ей было уже двадцать лет, но организаторы концертов продолжали использовать образ вундеркинда. Маргарита Львовна Хейфец (1921-1999) дала первые концерты в качестве дирижера в восемь лет, с девяти лет широко гастролировала, а с 1934-го по 1941-й (т. е. с тринадцати до двадцати лет) работала дирижером Ленинградской филармонии. В дальнейшем также преподавала в Ленинградской консерватории.

60 На телеграмме поставлен разборчивый штемпель с указанием даты.

61 Телеграмма отправлена Мравинскому в связи с присуждением ему 27 января 1946 г. Сталинской премии СССР 1-й степени «за выдающуюся работу в области искусства за 1943-1944 годы».

62 Письмо написано по случаю 60-летия Гаука, хотя отправлено двумя с половиной месяцами позже (Гаук родился 3 (15) августа 1893 г.).

Мне вспоминается весь путь твоей жизни, свидетелем которой я был с 1918 года:

Мариинский театр... «Демон», эпопея балета двадцатых годов 63, тончайший «Онегин», умные, самобытные программы филармонии, цикл Шнабеля 64...

Твой приход в дирижерский класс, прелестный, ароматный «Щелкунчик», великолепный «Ромео» Берлиоза...

Потом Москва, создание Госоркестра... репетиции Юдинской оратории 65, вдохновенная 1-я [симфония] Брамса в Ленинграде...

Я всегда с восхищением и преклонением слушаю и смотрю на тебя и в музыке, и в жизни.

Ты — единственный наш дирижер, несущий традиции настоящей, Большой культуры;

Ты обладатель, помимо таланта интерпретатора,—редкого дара прирожденного виртуозного профессионализма;

И ты всей своей жизнью показал, как человек должен работать, бороться и строить, ибо идеалы, которые носил ты в душе всю жизнь,— ныне осуществлены тобой.

Случилось так, что многие дорогие воспоминания моей жизни связаны с тобой, твоим творчеством и событиями твоей жизни.

И поэтому, помимо музыкантского уважения и благодарности, у меня в душе всегда теплится к тебе сокровенное чувство,—чувство как к родному и близкому и теплой радости за твой успех и благополучие.

Я горячо поздравляю тебя с твоим праздником и желаю тебе и твоей семье еще долгой и полнозвучной жизни.

63 В 1920-1931 гг. Гаук был дирижером Мариинского театра (ГАТОБа). В основном он дирижировал балетами, среди которых было немало новых сочинений: «Пульчинелла» и «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» И. Ф. Стравинского, «Красный мак» Р. М. Глиэра, «Болт» Д. Д. Шостаковича (все в постановках Ф. В. Лопухова). Вместе с Б. В. Асафьевым Гаук аранжировал музыку Грига для балета «Ледяная дева» (новая музыкальная редакция балета «Сольвейг», также в постановке Лопухова); вместе с Ло-пуховым осуществил музыкальную редакцию хореографической драмы композитора К. А. Корчмарева «Крепостная балерина, или Душенька» (хореография Лопухова). Балетную эстафету Гаук передал Мравинскому, для которого балетный репертуар также был основным в годы работы в ГАТОБе. Его дебютом в 1931 г. стали «Времена года» Глазунова (выпускной спектакль хореографического училища). См. прим. 16-21.

64 Артур Шнабель выступал в Москве и Ленинграде с 1922 по 1927 г. в каждом сезоне. В 1927 г. Шнабель сыграл бетховенские программы в нескольких городах Европы, в Лондоне, Нью-Йорке и Ленинграде. Шнабель был солистом в программе, которой Гаук дебютировал в Ленинградской филармонии 27 января 1925 года; он играл фортепианные концерты Шумана и Бетховена (Четвертый). В тот вечер Гаук дирижировал также Второй симфонией Бетховена и сюитой из «Мещанина во дворянстве» Р. Штрауса.

65 Очевидно, имеется в виду «Героическая оратория» М. А. Юдина (закончена в 1937 г.).

Любящий, уважающий и преданный тебе Твой Е. Мравинский Ленинград 25-Х-53 г[ода].

Письмо Е. А. Мравинского А. В. Гауку. 30 апреля 1954 года

Дорогой Александр Васильевич.

Вот, как странно бывает: у меня в свою очередь создалось впечатление, что твои предложения мне по части выступлений у вас носят какой-то мимолетный поверхностный характер: ведь, если не считать твоего осеннего «внепланового» предложения (6-я [симфония] Чайковского), то ведь я первый заговорил с тобой о своих выступлениях у вас в связи с 6-й [симфонией] Шостаковича

Что же касается «отчужденности» наших отношений, то, вероятно, впечатленье это сложилось у тебя в связи с чувством огорчения некоторыми твоими поступками в этом году, чувством, которое я не сумел скрыть от тебя, как бы следовало.

«Контрастности» же никакой нет в существе наших отношений: слишком много прошло лет, слишком мы «не чужие», чтобы существо это могло меняться в зависимости от каких-либо частностей жизни.

С удовольствием подтверждаю 8-ю симфонию Шостаковича. Содержанье же 2-й программы 67 (классической) программы, я думаю, оставим пока открытым: за лето и тебе и мне могут прийти в голову какие-либо интересные, новые варианты.

Целую тебя. Передай привет Людмиле Павловне 68. Лютик шлет поклон вам обоим.

Твой Е. Мравинский 30-!У-54

66 Гастроли оркестра Ленинградской филармонии во главе с Мравинским в Москве состоялись в декабре 1954 г. В четырех концертах были исполнены следующие произведения: 12 декабря — симфония № 39 Моцарта, 15 декабря — Пятая симфония Чайковского, вторая сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Облака» и «Празднества» Дебюсси, Шестая симфония Шостаковича, 23 декабря — Седьмая симфония Бетховена, увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Шелест леса» из оперы «Зигфрид», антракт к III акту оперы «Лоэнгрин» и «Полет валькирий» из оперы «Валькирия» Вагнера; 27 декабря — Десятая симфония Шостаковича, «Волшебное озеро» Лядова, «Франческа да Римини» Чайковского.

67 Это слово автор забыл вычеркнуть.

б® Людмила Павловна Гаук (1906-1992) — вторая жена А. В. Гаука. До замужества играла в Театре имени Пушкина в Ленинграде (Александринском).

Письмо Е. А. Мравинского А. В. Гауку. 28 февраля 1955 года

28 февраля 1955

Дорогой Александр Васильевич.

Я решительно не смогу ответить тебе мало-мальски определенно о своих возможностях в будущем сезоне, пока не решится вопрос с поездкой Ленинградского оркестра в Прагу. (С поездкой этой связан ряд переносов концертов этого сезона на будущий год.) 69

Думаю, что эта временная неясность в моих планах не может служить поводом для исключения моей встречи с вашим оркестром в будущем году.

При обоюдной доброй воле можно будет всегда подобрать программу и найти ей место в сезоне.

Что касается VIII симф[онии] Шостаковича, то неблагоприятная конъюнктура («положение на сегодня», как ты говоришь) и отсрочка исполнения в оркестре ВРК 70 не отразится, конечно, на живой судьбе и бесспорной правомочности этого значительнейшего произведения нашей эпохи. С приветом, Е. Мравинский

Прошу тебя передать мой привет оркестру, о кот[ором] я всегда вспоминаю с чувством радости и благодарности.

Письмо Е. А. Мравинского А. В. Гауку. 13 мая 1957 года

Дорогой Александр Васильевич.

Пожалуйста, не откажи передать оркестру БСО прилагаемую записку. Я очень рад, что мы с тобой побеседовали. Передай от меня привет Людмиле Павловне. Лютик шлет Вам обоим поклон. Поцелуй сына. Твой

Е. Мравинский 13-^57.

69 Речь идет о гастролях в Чехословакии. Выступления оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. А. Мравинского и второго дирижера — К. И. Зандерлинга— в Праге, Братиславе, Брно и Остраве состоялись 21, 23 и 29 мая, 3, 5 и 7 июня 1955 г.

70 Оркестр Всесоюзного радиокомитета. Неблагоприятная ситуация с исполнением Восьмой, и не только Восьмой, симфонии Шостаковича продолжалась и после смерти Сталина вплоть до Второго съезда Союза композиторов СССР (1957). Активную роль в этом играло руководство Союза композиторов СССР. Об этом свидетельствует открытое письмо ленинградских любителей музыки второму Всесоюзному съезду советских композиторов, инициатором которого стал И. Г. Райскин, тогда студент ЛЭТИ (см.: Советская музыка. 1957. № 4. С. 92-97).

Письмо А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. 24 сентября 1959 года

Дорогой Евгений Александрович, мне было очень приятно слышать, что нынешним летом ты дирижировал в Сочи. Значит, твое здоровье тебе позволило это сделать, и я этому очень рад.

Я уже с начала сентября тружусь. Работы много. В этом году инспектором опять Золотарев 71, он очень опытный человек, и я надеюсь, что мне будет легче. Кроме того, я взял годовой отпуск в консерватории. Хочется разгрузить голову!

Сейчас приступаю к составлению плана второй половины сезона и прошу тебя сообщить мне твои пожелания и возможности в отношении своих выступлений с нашим оркестром, который очень в этом заинтересован.

Я ожидаю тебя в период с января по март. Сообщи твой срок, желательную программу и число репетиций. Я полагаю, что необходимо программу повторить. В наших условиях это можно сделать путем разовой записи, можно и на публике. Это ты сам выберешь.

Буду с нетерпением и большим интересом ждать твоих сообщений. Кстати, твои концерты, конечно, в Большом зале.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надеюсь, что дома у тебя хорошо и уютно, как тогда, когда мы у тебя обедали. Будете в Москве — приходите.

Люлька и я сердечно приветствуем милую Инну Михайловну 72 и тебя и желаем счастья и благополучия.

Обнимаю. Твой А. Гаук

Москва, 24. 9. 59.

Потерял твой адрес!!!

71 Золотарев А. С. (?) — скрипач, в 1930-е и 1940-е гг.—инспектор оркестра Всесоюзного радиокомитета.

72 Инна Михайловна Серикова (1923-1964) — вторая жена Мравинского. Музыковед; окончила Ленинградскую консерваторию и аспирантуру. Ученица С. Н. Богоявленского и Г. Т. Филенко. С середины 1950-х гг. работала заведующей отделом культуры горкома КПСС, затем музыкальным редактором Ленинградского радио, в 1960-х гг.—худо-жественным руководителем Ленинградской областной филармонии.

Письмо А. В. Гаука Е. А. Мравинскому. 28 января 1960 года

Из Москвы 28 января 1960 года. Дорогой Евгений Александрович!

Константин Кириллович Калиненко 73, который передаст тебе мое письмо, работает на радио редактором по симфонической части. Он очень хороший музыкант и милый, честный человек. Он едет с поручением к тебе по разным делам, интересующим нас, и я надеюсь, что вернется от тебя с положительными результатами.

Больше всего меня волнует твое нежелание даже разговаривать на тему о дирижировании в нашем оркестре. После нашей новогодней беседы мне показалось, что этот вопрос получит определенное разрешение. К сожалению, ты не считаешь нужным мне оказать ПРИМИТИВНОЕ уважение и не делать посмешищем в глазах моих недругов. Ну что ж, тебе виднее! Но я считаю это и ненормальным и неосновательным, т[ак] к[ак] кроме уважения и полного признания, а также НЕОДНОКРАТНЫХ предложений, ты с нашей, и с моей в частности, стороны не имел. М. Гринберг 74 считает, что с тобой можно вести переговоры только через него?! Все это меня чрезвычайно удивляет, и я не могу понять истинных поводов и причин к тому, что ты нас так игнорируешь.

Если у тебя имеются опять какие-либо претензии ко мне, то, пожалуйста, не переноси их на Калиненку.

Рад был слышать от Оника 75, что ты здоров и в отличной форме. Передай мой самый искренний привет милой Инне Михайловне. Мы оба шлем приветы. Ох! и трудный же ты человек!!!!! Твой Ал[ександр] Гаук

Литература

1. Мравинский Е.А. Записки на память: Дневники. 1918-1987. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. 653 с.

2. Фомин В. Оркестром дирижирует Мравинский. Л.: Музыка, 1976. 168 с.

73 Калиненко Константин Кириллович (?-1981) — композитор, музыковед, заведующий отделом симфонического и оперного радиовещания Главной музыкальной редакции Гостелерадио СССР.

74 Гринберг Моисей Абрамович (1904-1968) — музыкально-общественный деятель. В 1958-1968 гг.—художественный руководитель Московской филармонии.

75 Саркисов (Саркисьянц) Оник Степанович (1908-1981) — художественный руководитель Ленинградской филармонии, занявший этот пост после И. И. Соллертинского, заслуженный деятель искусств РСФСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.