Научная статья на тему 'Из педагогического опыта работы по освоению открытого пространства аутичными детьми'

Из педагогического опыта работы по освоению открытого пространства аутичными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кицул Н. С., Абрамова Л. В., Баранова Н. Н.

В статье рассмотрен алгоритм работы с аутичным ребенком по освоению им открытого пространства. Предложены эффективные специальные приемы, используемые в работе с данными детьми. Даны практические рекомендации по составлению индивидуального путевого листа сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из педагогического опыта работы по освоению открытого пространства аутичными детьми»

ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Н.С. Кицул, Л.В. Абрамова, Н.Н. Баранова

В статье рассмотрен алгоритм работы с аутичным ребенком по освоению им открытого пространства. Предложены эффективные специальные приемы, используемые в работе с данными детьми. Даны практические рекомендации по составлению индивидуального путевого листа сопровождения.

В нашей стране организация жизнедеятельности человека и в первую очередь -ориентация в инфраструктуре населенного пункта, возможность независимого передвижения, наполненность окружающей среды системой знаков (дорожные, информационные и пр.) практически не ориентирована на равноправие маломобильных людей. Эти проблемы актуальны для лиц с ограниченными возможностями, проживающих как в современных мегаполисах, так и в малых городах.

В г. Курчатове Курской области открыт ведомственный реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями - территориально доступное реабилитационное учреждение, обеспечивающее индивидуально ориентированную, комплексную (медицинскую, психологопедагогическую) коррекцию и реабилитацию с целью максимальной социальной адаптации лиц, имеющих нарушения в нервнопсихической сфере. Из 100 % воспитанников центра с психоневрологической симптоматикой 10 % составляют дети-аутисты. Центр является головным учреждением по первичной диагностике и коррекции раннего детского аутизма (РДА) в системе образования Курской области.

Цель, которую специалисты центра стремятся достичь в работе с данной категорией воспитанников - это обучение их пониманию сложных социальных отношений в группе сверстников, вовлечение через предоставленную воспитанникам возможность общения в группе в социальную активность и, в конечном счете, - интеграция детей в жизнь общества. Коррекционная работа с аутичными детьми - особый раздел работы специалистов центра, требующих от них особенного подхода, применения в обучении специальных методов, отличных от приемов для детей с другими нарушениями.

В процессе коррекционной работы особую значимость приобрела работа по организации пространства аутичных воспитанников, так как пространство, в котором они живут и развиваются, имеет особую терапевтическую значимость. В норме ребенок в процессе освоения пространства усваивает социальные смыслы спонтанно, без специального обучения. Аутичному ребенку при освоении пространства всегда необходима помощь близких и специалистов, которые должны научить и поддержать ребенка. Опыт этой поддержки мы хотим предложить для педагогов, ведущих коррекционную работу с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями.

В ходе обучения мальчика-аутиста 11 лет посещению магазинов, расположенных за пределами коррекционного учреждения, с целью совершению покупок, специалисты столкнулись с некоторыми трудностями ведения коррекционного процесса. Эти трудности были обусловлены следующими особенностями воспитанника (Е.):

- трудности в произвольной организации себя в пространстве и времени;

- трудность активного диалога с окружающими его людьми;

- неуверенность в ситуации, развитие которой непредсказуемо.

В открытом пространстве к перечисленным выше трудностям добавлялись: неумение выделить потенциально опасные для жизни объекты; трудности выбора безопасного для его жизни способа перемещения в пространстве.

Основная работа по воспитанию и обучению детей-аутистов ложится, конечно же, на близких, так как путь освоения мира ребенок может пройти только вместе с родителями и родственниками. Е. постоянно посещал с мамой магазины, рынок, совершал поездки за пределы города в театры, музеи, вы-

езжал на природу. Каждый раз у Е. возникал конфликт со средой. Условно все конфликтные ситуации мы попытались представить в виде триады:

1) «выходя в свет», ребенок теряет уверенность, часто испытывая страх и потому ведет себя неадекватно (гримасничает, кривляется и т. п.). Такое поведение, конечно же, привлекает к себе внимание окружающих и кажется нелепым или смешным;

2) поведение аутиста часто является провокационным для окружающих, не имеющих опыта общения с ними, а значит, и не умеющих правильно реагировать на поведение аутичного ребенка, а в результате со стороны аутичного ребенка как реакция самозащиты - агрессия;

3) из-за высокого уровня социальной наивности аутичный человек всегда невольно выступает в роли потенциальной жертвы, часто подвергается опасностям (различные формы агрессии окружающих - обман, мошенничество, унижение достоинства, вплоть до физического насилия).

Задача специалистов заключается в том, чтобы уменьшить эти «особости» аутичных детей за счет обучения их социальным нормам поведения, т. е. попытаться: снивилиро-вать «кричащие» особенности поведения, придать им узнаваемый и предсказуемый характер, чтобы оно, поведение, было понятным окружающим.

В знакомой среде Е. уже с 9 лет стал совершать поступки и действия самостоятельно, но в пространстве перемещался преимущественно стремительными перебежками. При этом между мальчиком и родными часто возникали ситуации острого конфликта, т. к. он не понимал, что передвижение сопряжено с опасностью, а взрослые рисковали своими запрещающими действиями вызвать у ребенка аффективный срыв. Таким образом, к этой ситуации не был готов ни он, ни окружающие его родные. Для того чтобы правильно построить работу с Е., специалистам необходимо было знать, как ребенок осваивал пространство с того самого момента, когда впервые стал передвигаться в пространстве, не держась за мамину руку. Итак, по степени самостоятельности «отрыв от мамы» проходил в следующей последовательности:

1) рядом с мамой, не держась за руку. Мама могла при необходимости в любой

момент взять Е. за руку, т. е. управлять его поведением;

2) чуть впереди (на 2-3 шага) мамы. Управлять поведением Е. мама могла, не испытывая проблем;

3) на 20-30 шагов впереди мамы. Она могла управлять поведением Е., используя слово;

4) на 30-50 метров впереди мамы. Все еще есть возможность управлять поведением Е., посредством жеста.

5) на 50 метров и более впереди мамы. Ситуация вышла из-под контроля. Е. стремительно «ушел в отрыв» от мамы.

Выделение этих этапов позволило нам в дальнейшем разработать свою систему освоения открытого пространства, которая дала положительные результаты и в работе с другими детьми-аутистами. Основой данной работы стало построение ее по принципу прохождения тех же этапов, которыми шел Е. в «отрыв», только в обратном порядке (постепенное уменьшение расстояния и восстановление влияния сопровождающих на поведение ребенка).

На этапе «отрыва» Е. от мамы, что привело к уменьшению воспитательного воздействия на ребенка, специалистам пришлось срочно подключаться к воспитаннику и помогать ему шаг за шагом осваивать пространство, мир людей и предметов. Специалистами центра были разработаны практические упражнения по освоению открытого пространства. Работа велась в определенной последовательности:

- выделение главной цели, т. е. определения смысла перемещений;

- анализ постоянных и переменных условий при обучении данному умению;

- использование алгоритмов деятельности ребенка (приложение 1);

- постоянный контроль усвоенных навыков.

На этапе обучения ребенка умению выделять для себя главную цель работа начиналась с освоения внутреннего пространства коррекционного учреждения с использованием специально разработанного специалистами маршрутного листа, который содержит название занятия, Ф.И.О. специалиста, почасовое расписание занятий, название кабинета и отметка о проведенном занятии (специали-

стом и ребенком) на каждый день недели (приложение 2). Данная работа (освоение территории центра) стала первой ступенькой к освоению открытого пространства. Е. перемещался по центру самостоятельно. При этом обязательным было соблюдение условий: любой встречающийся ребенку на пути следования специалист должен был комментировать все, что происходило вокруг Е. и оказывать ему незамедлительную помощь даже при незначительном затруднении во взаимодействии с другими детьми и взрослыми.

Второй ступенькой освоения пространства стало знакомство с территорией коррекционного учреждения и прилегающей к нему территорией с использованием схемы-карты, что предполагало перемещение спокойным шагом до обговоренного взрослым объекта (например, до забора коррекционного учреждения, до определенной клумбы и т. д.).

Третьей ступенькой освоения пространства стало знакомство с расположенными на территории микрорайона учреждениями соцкультбыта. Весь путь до ближайшего магазина делился на короткие расстояния, на которых также отрабатывался определенный способ передвижения (спокойным шагом:

а) сначала за руку со взрослым; б) самостоятельно рядом со взрослым; в) на несколько шагов впереди взрослого).

Четвертой ступенькой в работе по освоению открытого пространства в рамках микрорайона стало включение опорных знаков (условное выделение начала и конца определенных отрезков пути, например, фонарь, вывеска, какой-либо киоск и т. д.) при уже самостоятельном передвижении ребенка (ребенок находится в поле видимости взрослого) до заданного объекта.

Особое значение отводилось комментированию во время освоения пространства. Комментарий был направлен строго на характеристику поведения человека при перемещении в пространстве как технологического процесса (с характеристикой способов передвижения, опорных знаков для безопасного передвижения и т. д.). При комментировании давалась информация из практиче-

ской жизни, которая имела значение для Е. здесь и сейчас, т. е. она представлялась как техника безопасности во время перемещения в среде.

Помня о том, что ребенку с особенностями развития не так уж легко учиться, нам надо было найти стимул, способный побудить Е. делать то, о чем его просили специалисты. В качестве поощрения правильного поведения Е. предоставлялась возможность пойти за покупками в магазин. Это поощрение сделало учебный процесс эффективным.

На индивидуальных и групповых психокоррекционных занятиях закреплялись знания о правилах поведения на улице и в общественных местах. На занятиях разбирались такие ситуации, которые требуют от ребенка повышенного внимания и осторожности. Через полтора года коррекционной работы удалось многого добиться, в том числе удалось сформировать у Е. «чувство края», актуализировать для него значимые для безопасного передвижения объекты, т. е. сделать их информативными (например, дорожные знаки, «зебру», светофор). На сегодняшний день Е. приезжает в центр и возвращается домой без сопровождения родителей. Он самостоятельно перемещается от остановки, на которой останавливается служебный транспорт центра, до дома. Но, по тому, как Е. все еще напряженно топчется на месте, закончив перемещение на оговоренном отрезке пути, мы понимаем, что он все еще во власти страха и дискомфорта, и нам еще многое предстоит пройти вместе с ним.

Мы надеемся, что представленная в этом опыте информация может быть полезной при обучении аутичных детей социально-бытовой ориентировке (совершать покупки промышленных и продовольственных товаров, отправлять письма по почте, покупать лекарственные препараты в аптеке, оплачивать жилищно-коммунальных услуги и т. д.), требующей от них освоения открытого пространства и самостоятельного совершения определенных целенаправленных действий.

Поступила в редакцию 5.10.2006.

Приложение 1

Алгоритмизация жизнедеятельности воспитанников Центра, направленная на формирование у них произвольной целенаправленной деятельности

Ситуация Главная цель Постоянная величина Переменная величина

Можно предугадать Нельзя предугадать

Пребывание в Центре -общение; -получение информации; -приобретение навыков и умений -расположение здания Центра в городе; -расположение помещений в Центре; -время каникул (в летнее время); -домашнее задание; -расписание занятий -пропуск занятий из-за приезда гостей, из-за праздников или из-за других причин; -изменения в составе группы; -перемещения внутри групп; -изменение расписания -пропуски из-за собственной болезни; -изменения в расписании занятий из-за болезни педагога

Ситуация Главная цель Постоянная величина Переменная величина

Можно предугадать Нельзя предугадать

Занятие со специалистом в Центре -усвоение знаний, умений, навыков; -общение -специалист; время проведения занятия; -количество занятий в неделю; помещения Центра; -маршрут перемещения в Центре (от группы до кабинета специалиста и обратно); -правила поведения во время занятия передвижения по Центру -изменение расписания занятий со специалистом; -использование какого-либо дидактического материала; -способ получения знания; -использование новых приемов и методов работы специалиста с ребенком -пропуски занятий из-за болезни ребенка или специалиста; -присутствие посторонних взрослых или детей в группе (видеосъемка, открытое занятие)

Ситуация Главная цель Постоянная величина Переменная величина

Можно предугадать Нельзя предугадать

Посещение школы -получение знаний; -приобретение школьных навыков и умений; -общение -маршрут; -время начало занятий; -учительница; -пространство школы, класса; -способ получения знаний; -наличие школьных принадлежностей в портфеле; -выходные, праздники, будни; -время каникул; -расписание занятий; -задание на дом; -правила безопасности в пути в школу и из школы; -правила повеления в транспорте и в школе -а) способ передвижения *)- ^ маршрутный пешком автобус ▼ 1 / «Центровский» автобус маршрутка микроавтобус -б) время в пути *в зависимости от вида транспорта и способа передвижения -изменения способа передвижения, связанного с изменениями погоды; -болезнь учительницы; -пропуски занятий из-за болезни учительницы, педсовета, карантина или других причин; -присутствие других учеников во время занятий; -место, занимаемое в классе (парта)

АЛГОРИТМ ПОСЕЩЕНИЯ ШКОЛЫ

1.Уточнить маршрут следования.

2.Взять необходимые вещи (портфель).

3.Выйти из Центра (в сопровождении взрослого).

4.Путь до школы:

-с Сергеем Петровичем на городском транспорте: пешком

(посадка на территории РЦ)

а) дойти до гор. остановки;

б) сесть в транспорт;

в) оплатить проезд

идти определенным заранее маршрутом

5.Остановка у школы, выход из транспорта.

6.Доходим до входа в школу заданным маршрутом.

7.Переобуваем сменную обувь.

8.Заходим в класс.

9.Приветствуем учительницу.

10.Занимаем свое место в классе.

11.Готовим школьные принадлежности к уроку.

12.По окончанию занятий собираем школьные принадлежности в портфель, прощаемся с учительницей и отправляемся в обратный путь.

Ситуация Главная цель Постоянная величина Переменная величина

Можно предугадать Нельзя предугадать

Приход в Центр -добраться до Центра -маршрут (автобусный); -маршрут (пешеходный); -время (к 7.30); -будни и праздничные дни, выходные; -приветствие воспитателей, няни, специалистов и др. работников Центра, воспитанников -способ передвижения (маршрутный автобус, пешком, «Центров-ский» автобус, маршрутка, микроавтобус); -сопровождающий человек -поломка машины; -скорость передвижения, зависящая от погодных условий; -не посещение Центра из-за болезни самого ребенка

Отъезд из Центра -добраться домой - маршрут (автобусный); -маршрут (пешеходный); -время прибытия домой; -оповещение воспитателя в группе о том, что уходишь домой.

АЛГОРИТМ ПОЕЗДКИ В ЦЕНТР

I.Одеться в соответствии с погодой.

2.Уточнить маршрут следования (вид транспорта) перед выходом.

3.Взять необходимые вещи (портфель, сменка, др. вещи);

4.Выйти из дома в сопровождении взрослого (или без сопровождающего реб. взрослого).

5.Перемещение (путь) до автобусной остановки.

6.Посадка в транспорт (по заранее обговоренной схеме).

7.Выйти на территории Центра.

8.Войти в группу.

9.Поздороваться с теми, кто находится в группе.

10.Переодеться.

II.Пройти в игровую.

Ситуация

Главная цель

Постоянная величина

Переменная величина

Можно предугадать Нельзя предугадать

l0l

Поход (по- -покупка одеж- -правила поведения в магазине; -цвет, фасон одежды; -санитарный день

ездка) в ды -оплата за приобретенный то- -цена той или иной или санитарный час

магазин вар; модели; в магазине;

-наличие денежных средств; -нет данной модели -поломка транспорт-

-время работы магазина и вре- или запланирован- ного средства в пу-

мя перерыва; ной для приобрете- ти (или задержка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-место расположения магазина; ния вещи; посещения магазина

-способ приобретения одежды -поход в другой ма- из-за какой-либо

(обязательная примерка, воз- газин за запланиро- другой причины);

можность выбора и др.); ванной для покупки -потеря денег;

-размеры (одежды, обуви); вещью; -болезнь ребенка или

-продавец сопровождающего его лица (срыв времени посещения магазина)

Ситуация Главная цель Постоянная величина Переменная величина

Можно предугадать Нельзя предугадать

Посеще- ние магазина -покупка продуктов -правила поведения в магазине; -оплата товара (покупки); -наличие денежных средств; -время работы магазина (перерыв); -сопровождение взрослого; -наличие пакета, сумки (для переноса приобретенных продуктов); -место расположения магазина -способ приобретения продукта (в маг. Мельница -самообслуживание, в маг. Александра -продукты продает и подает продавец); -маршрут следования; -выбор магазина и сопровождающего лица; -выбор продукта, который необходимо купить -санитарный день или санитарный час в магазине; - наличие очереди; -изменение цены на тот или иной товар; -нет нужного продукта в продаже; -нет сдачи у продавца; -приобретение некачественного товара

АЛГОРИТМ ПОСЕЩЕНИЯ МАГАЗИНА С ЦЕЛЬЮ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

1. Выход из Центра.

2. Дорога к магазину по заданному маршруту.

3. Зайти в магазин.

Мельница

а) поместить вещи в камеру хранения (если они есть);

б) взять корзину для продуктов и пройти в торговый зал;

в) найти нужный отдел (хлебный, кондитерский, мясо-молочный или др.);

г) определиться, есть ли данный продукт в отделе;

д) посмотреть на ценник;

е) взять продукт и положить в корзину;

ж) подойти к кассе, предварительно приготовив деньги (нужную сумму);

з) оплатить покупку (взять сдачу);

и) взять чек об оплате;

к) купленный товар переложить из продуктовой корзины в свой пакет; л) забрать вещи из камеры хранения; м) выйти из магазина.

Приложение 2

Индивидуальный путевой лист сопровождения, как способ организации произвольной самостоятельной деятельности воспитанника Центра А. Егора на 2005/2006 учебный год

ПУТЕВОЙ ЛИСТ А. Егора на понедельник

№ п/п Название занятия Фамилия, имя и отчество специалиста Время занятия Название и номер кабинета Подпись специалиста, проводившего занятие Отметка Егора о проведенном занятии

1. Лечебная физкультура Пикалов Виктор Иванович 8.30-9.00 Кабинет ЛФК № 6

2. Изобразитель- ная деятельность Кузнецова Людмила Николаевна 9.00-9.30 Кабинет ИЗО

3. Логопедическое занятие Крыжановская Наталья Николаевна 9.30-10.00 Логопедический кабинет № 7

4. Занятие с психологом Токмянина Маргарита Сергеевна 10.00-10.30 2 Б группа (спальная комната)

5. Основы Христианской культуры Дмитракова Любовь Филипповна 13.30-14.15 4 группа

ПУТЕВОЙ ЛИСТ А. Егора на вторник

№ п/п Название занятия Фамилия, имя и отчество специалиста Время занятия Название и номер кабинета Подпись специалиста, проводившего занятие Отметка Егора о проведенном занятии

1. Арттерапия Грязнова Марина Михайловна 9.00-9.30 Музыкальный кабинет

2. Швейное дело Яцик Вера Васильевна или Агибалова Инна Николаевна 9.30-10.00 11 группа

3. Занятие на компьютере Петина Валентина Михайловна 10.00-10.30 Кабинет КИК

4. Дефектологи- ческое занятие Баранова Наталья Николаевна 10.30-11.30 Кабинет ранней помощи Группа №1 (Монтессори кабинет)

ПУТЕВОЙ ЛИСТ А. Егора 103

на среду

№ п/п Название занятия Фамилия, имя и отчество специалиста Время занятия Название и номер кабинета Подпись специалиста, проводившего занятие Отметка Егора о проведенном занятии

1. Лечебная физкультура Пикалов Виктор Иванович 8.30-9.00 Кабинет ЛФК № 6

2. Занятие с Монтессори- педагогом Агибалова Оксана Анатольевна 9.00-9.30 Монтессори кабинет

3. Ручной труд Маслова Жанна Владимировна 9.30-10.00 11 группа

4. Дефектологическое занятие Баранова Наталья Николаевна 10.00-10.30 Кабинет ранней помощи. Группа №1 (Монтессори кабинет)

ПУТЕВОЙ ЛИСТ А. Егора на четверг (если нет бассейна)

№ п/п Название занятия Фамилия, имя и отчество специалиста Время занятия Название и номер кабинета Подпись специалиста, проводившего занятие Отметка Егора о проведенном занятии

1. Занятие с психологом Токмянина Маргарита Сергеевна 9.00-9.30 2 Б группа (спальная комната)

2. Изобразитель- ная деятельность Кузнецова Людмила Николаевна 9.30-10.00 Кабинет ИЗО

3. История государства Российского Кудашова Наталья Сергеевна 10.00-10.30 2 Б группа (спальная комната)

ПУТЕВОЙ ЛИСТ А. Егора на пятницу

№ п/п Название занятия Фамилия, имя и отчество специалиста Время занятия Название и номер кабинета Подпись специалиста, проводившего занятие Отметка Егора о проведенном занятии

1. История государства Российского Кудашова Наталья Сергеевна 9.00-9.30 2 Б группа (спальная комната)

2. Изобразитель- ная деятельность Кузнецова Людмила Николаевна 9.30-10.00 Кабинет ИЗО

3. Занятие с психологом Токмянина Маргарита Сергеевна 10.00-10.30 2 Б группа (спальная комната)

Куратор Баранова Н.Н.

Зам. зав. Захарова Л.И.

Утверждаю Зав. РЦ Кицул Н.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.