10.3. ИЗ ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА СОВМЕСТНО С НАРОДНЫМИ ДРУЖИНАМИ
Хисамутдинова Гульназ Ильдаровна, адъюнкт. Место учебы: Уфимский юридический институт МВД России. E-mail: [email protected]
Аннотация
Задача - рассмотреть отдельные проблемы организации деятельности народных дружин в период развития Советского государства.
Модель/методология - анализ нормативно-правовых актов, а также правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.
Выводы - в статье рассматриваются вопросы организации деятельности народных дружин в период развития Советского государства. Выделены организационные принципы деятельности граждан в мероприятиях по обеспечению общественного правопорядка.
Оригинальность/ ценность: Особо отмечаются совместные действия милиция и дружин по защите граждан от противоправных действий.
Ключевые слова: преступность, противоправные действия, милиция, дружинники.
FROM THE EXPERIENCE OF THE INTERACTION OF LAW-
ENFORCEMENT BODIES FOR PROTECTION OF PUBLIC ORDER, TOGETHER WITH VIGILANTES' TEAMS
Hisamutdinova Gulnaz Ildarovna, postgraduate student. Place of study: Ufa law Institute of MIA Russia. E-mail: [email protected]
Annotation
Task - consider the separate issues of organization of activities of national teams during the development of the Soviet state.
Model / methodology - the analysis of normative-legal acts and law enforcement practice in this sphere.
Conclusions - The article deals with the organization of vigilantes' teams during the development of the Soviet state. Obtained organizational principles of activity of citizens in activities to ensure public order.
Originality / value: Specially marked collective acts of vigilantes' teams and police squads to protect citizens from illegal actions.
Keywords: crime, illegal acts, the police, vigilantes.
21 марта 2014 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка». Главнейшей задачей настоящего Федерального закона являлось создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного по-рядка[1]. В значительной степени принятию этого закона способствовала потребность воспроизвести в современных условиях опыт работы советской милиции, когда к охране общественного порядка и борьбе с преступностью активно подключалась общественность. Следует подчеркнуть, что одновременно значительно возрастала действенность профилактических усилий в этой сфере.
В указанный период деятельность органов внутренних дел исходила из постулата: «Милиция всемерно
развивает связи с широкими массами трудящихся, опирается в своей деятельности на их помощь и поддержку» [2]. Всемерное содействие работникам милиции в осуществлении ими своих обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью оказывали администрации предприятий, организации и учреждения, коллективы трудящихся, добровольные народные дружины. В решении же конкретных задач охраны общественного порядка и противодействия различным формам проявлений противоправных деяний, наряду с государственными органами и общественными организациями, важнейшая роль принадлежала именно добровольным народным дружинам. Добровольные народные дружины были переданы в помощь милиции с марта 1959 года постановлением правительства.
Созданные по инициативе трудящихся народные дружины активно участвовали в работе по укреплению общественного порядка, вели борьбу с нарушениями правил общежития и другими антиобщественными проявлениями. Своей деятельностью они заслужили авторитет и всестороннее доверие у широких масс населения.
В постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 2 марта 1959 г. «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» [3] и соответствующих республиканских Положениях[4] были определены основные моменты по организации и деятельности добровольных дружин.
В связи с тем, что добровольные народные дружины являлись основной формой участия трудящихся в охране общественного порядка, следует выделить три основных момента:
1) они самостоятельно решали задачи обеспечения порядка параллельно с государственными органами, постоянно контактируя с ними, опираясь на их помощь и поддержку;
2) партийные и советские органы постоянно осуществляли контроль и оказывали содействие в повседневной деятельности дружин;
3) дружины являлись наиболее массовыми и, следовательно, самыми действенными организациями трудящихся в организации охраны общественного поряд-ка[5].
В добровольные народные дружины принимались граждане СССР, достигшие 18 лет, из числа передовых рабочих, колхозников, служащих, студентов, учащихся, пенсионеров, которые должны были быть способны по своим деловым и морально-политическим качествам успешно выполнять поставленные перед дружиной задачи[6]. Прием в народную дружину производился на строго добровольных началах в индивидуальном порядке на общем собрании дружинников или на заседании штаба дружины на основе личного заявления и при наличии рекомендаций партийной, профсоюзной или комсомольской организации по месту работы, учебы или жительства гражданина, желающего вступить в дружину[7]. В дружине насчитывалось более 50 дружинников, для руководства ее работой избирался на тот же срок штаб дружины.
Создавались народные дружины по производственно-территориальному принципу коллективами трудящихся на предприятиях, в учреждениях, организациях, стройках, транспорте, в колхозах, совхозах, учебных заведениях, жилищно-эксплуатационных конторах, домоуправлениях, общежитиях, а также по месту жительства граждан для усиления охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОВД С НАРОДНЫМИ ДРУЖИНАМИ Хисамутдинова Г.И.
Противодействие законной деятельности народных дружинников, посягательство на их жизнь, здоровье и достоинство влекло за собой ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
Добровольные народные дружины осуществляли свою деятельность путем:
патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в парках и в других общественных местах, а также посредством проведения рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших;
проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения, установления шефства дружинников над такими лицами; разъяснения гражданам законодательства и правил общежития, проведения бесед с родителями и другими близкими родственниками несовершеннолетних, допускающих правонарушения;
оформления материалов на правонарушителей, направления этих материалов в соответствующие государственные органы и общественные организации;
организации выпуска сатирических плакатов, стенных газет и фотовитрин, использовании средств печати, радио и телевидения в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, совершающих антиобщественные поступки;
обсуждения поведения нарушителей на заседаниях штаба дружины с приглашением представителей общественных организаций, коллективов трудящихся, где непосредственно работают правонарушители.
В это время самую сущность деятельности советской милиции отражали проникновенные слова Владимира Маяковского: «Моя милиция меня бережет», что однозначно подтверждало, что вся ее деятельность была подчинена интересам народа. Очевидно, что народные добровольные дружины работали в тесном контакте с органами милиции, которые в свою очередь, в необходимых случаях инструктировали дружинников, обучали их формам и методам борьбы с правонарушениями, оказывали методическую помощь в планировании и организации учета результатов их работы.
Сотрудники милиции проводили также по согласованию со штабами дружин совместные мероприятия по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений. Главным направлением в работе органов милиции, как и добровольных дружин, являлось предупреждение правонарушений, создание обстановки, которая исключила бы возможность расхищать народное добро, оскорблять достоинство человека, наживаться нечестным путем. Там, где постоянно дежурили, патрулировали, делали обходы дружинники, как правило, не фиксировалось ни одного сколько-нибудь крупного происшествия.
Резко снижалось количество мелких проявлений и нарушений. Так в одной из статей местной газеты г. Курска содержится любопытный эпизод: один гражданин, неоднократно задерживавшийся за мелкое хулиганство, в порыве откровенности сказал: «Надо кончать с этим. Раньше что: ну, в милицию попадешь,
протокол составят..... только испугом и отделаешься,
а теперь прям житья не стало: чуть что, дружинники тебя ославят перед людьми, перед товарищами по работе. Не знаешь, куда глаза девать.....»[8].
20 мая 1974 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об основных обязанностях и правах добровольных народных по охране общественного порядка» [9], одновременно было утверждено примерное
Положение о ДНД[10]. В положение о дружинах приводился перечень их основных обязанностей[11]. Народные дружины были обязаны:
а) участвовать в охране общественного порядка на улицах, площадях, в парках, на вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, а также в поддержании порядка во время проведения различных массовых мероприятий;
б) принимать участие в борьбе с хулиганством, пьянством, самогоноварением, хищениями государственного и общественного имущества, а также личного имущества граждан, с нарушениями правил торговли, со спекуляцией и другими правонарушениями;
в) оказывать содействия органам внутренних дел в их деятельности по укреплению общественного порядка и борьбе с правонарушениями;
г) участвовать в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов и в предупреждении дорожно-транспортных происшествий;
д) принимать участие в проведении воспитательной работы в трудовых коллективах и среди населения по соблюдению правил социалистического общежития и предупреждению антиобщественных поступков; участвовать в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних;
е) принимать меры по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в общественных местах в беспомощном состоянии, участвовать в спасении людей, имущества и в поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.
Важнейшей составной частью всей деятельности по формированию правосознания граждан, предупреждению преступности и других антиобщественных проявлений, являлась пропаганда правовых знаний.
Знание законов и других правовых актов, регулирующих жизнь общества, позволяло гражданам правильно ориентироваться в самых различных жизненных ситуациях, соизмерять свое поведение в интересах общества, четко разграничивать дозволенное и запретное, повышалась их активность в борьбе с правонарушениями и другими аморальными проявлениями. Практика убедительно свидетельствовала о том, что если хорошо поставлена пропаганда законодательства, то реже встречаются случаи нарушений законов. И наоборот, плохое знание людьми своих прав и обязанностей нередко влечет за собой возникновение серьезных конфликтов[12].
Добровольными народными дружинами был накоплен значительный опыт в области пропаганды правовых знаний, выработаны интересные и разнообразные формы участия в этой работе.
В случае выявления нарушителей общественного порядка, дружинники разъясняли им законодательство и правило общежития, чтобы каждый осознавал необходимость их строгого соблюдения, давал оценку своему неправильному поведению и делал для себя соответствующие выводы.
Для охраны общественного порядка большое значение имело взаимодействие милиции и дружин при проведении совместных оперативных мероприятий (рейдов, операций). В процессе охраны порядка порой возникали ситуации, требующие одновременно участия объединенных сил дружинников и милиции. Например, в крупных городах они проводились для пресечения правонарушений и задержания лиц, разыскиваемых милицией. В проведении таких мероприятий
большую роль играли сводные оперативные отряды дружинников. Таким отрядам была свойственна высокая степень организации, дисциплинированность и оперативность. Им были доступны современные средства связи и транспорта. Указанные формирования дружинников могли быть особенно эффективно использованы на наиболее сложных участках охраны общественного порядка[13].
Одной из сторон взаимодействия милиции и народных дружин являлась их совместная деятельность по созданию специализированных дружин или их групп по борьбе с отдельными видами нарушений в сфере общественного порядка, таких, например, как дружины по борьбе с пьянством и алкоголизмом, нарушениями правил торговли спиртными напитками, правил общественного порядка в общежитиях, тунеядством и т.п.
Для выполнения своих обязанностей дружиннику предоставлялись необходимые права. В частности, дружинник имел право требовать от нарушителей общественного порядка предъявление документов, удостоверяющих личность, а от водителей транспорта -документов на право управления ими. В отсутствие работников милиции или иных уполномоченных на это лиц, дружинник имел право составить протокол в случаях злостного нарушения общественного порядка или причинения правонарушением имущественного или иного ущерба гражданину, предприятию, учреждению, организации с последующей передачей протокола начальнику штаба (командиру) дружины.
Дружиннику предоставлялось право доставлять в милицию или в штаб добровольной народной дружины лиц, совершивших правонарушение, либо в целях пресечения правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личности нарушителя и составления протокола, если не было возможности составить его на месте нарушения.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что добровольные народные дружины представляли собой качественно новую форму участия трудящихся в охране общественного порядка, и самой характерной их чертой была массовость. За короткое время только в РСФСР в ДНД вступило свыше миллиона трудящихся. В 1962 году в стране насчитывалось уже 130 тыс. дружин, объединявших в своих рядах более 4-х миллионов человек. Среди этих лиц были передовики промышленности и сельского хозяйства, руководители заводов и фабрик, партийные, советские и комсомольские работники, представители городской и сельской интеллигенции.
Министерства внутренних дел союзных республик, всячески способствуя расширению деятельности добровольных народных дружин, постоянно следили за тем, чтобы руководители подразделений горрайорга-нов милиции поддерживали постоянный контакт с ними, разрабатывали и осуществляли мероприятия по оказанию им всесторонней помощи, обучению методам борьбы с нарушителями общественного порядка. Работа по оказанию помощи дружинам прочно вошла в практику милиции.
Сегодня на новом витке исторического развития нашего государства следует восстановить практику привлечения к граждан к поддержанию общественного порядка. И в этом отношении изучение опыта прошлого будет весьма своевременным.
Список литературы:
1. httpsWrg.ru\2014\04\04poryadok-dok.html - №44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка», глава 1, ст.1, п.1
2. Желудкова Т.И. Деятельность советской милиции по охране общественного порядка. - М.: Академия мВд, 1979.
3. СП СССР. 1959.№4.Ст.25
4. СП РСФСР .1960. №14.Ст.56
5. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. - М., Юридическая литература, 1965. С.190
6. Яблоков Н.П. Взаимодействие народных дружин и милиции. - М.: Юридическая литература, 1977. С.23-24
7. Блинов В.М. Участие трудящихся в охране общественного порядка и соблюдении социалистической законности. - М.: Юридическая литература, 1973. С.25-46
8. Результат взаимодействия \\ Советская милиция. 1976. №12
9. Объявлен Приказом МВД СССР №350 от 15 ноября 1973 г.
10. См.: Мулукаев Р.С., Скилягин А.Т. История советской милиции. (Хронологический справочник): Учебное пособие. - Л., 1976. С. 32-33
11. В Положениях о дружинах союзных республик эти обязанности называются функциями дружин.
12. См.: Серегин А.В., Соколов И.В. Добровольная народная дружина по охране общественного порядка. -М.: Правда, 1971. С.65-66
13. О деятельности оперативных отрядов см.: Вере-меенко И.И. Оперативные отряды добровольных народных дружин. - М.: Юридическая литература, 1977.
14. Кудрявцева О.Г. Представительство интересов несовершеннолетних как ключевой механизм ювеналь-ной юстиции // Пробелы в российском законодательстве - 2016. - № 6. - С. 198-200.
15. Султанов А.Х. К проблеме самоопределения наций (историко-правовой аспект) // Пробелы в российском законодательстве- 2014. - № 2. - С. 68-71.
16. Султанов А.Х Многонациональные государства и глобализация// Черные дыры в российском законодательстве- 2011. - № 6. - С. 183-184.
Рецензия
на статью «Из опыта взаимодействия органов внутренних дел по охране общественного порядка совместно с народными дружинами» адъюнкта кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института Хисамутдиновой Гульназ Ильдаровны
В статье содержится анализ деятельности добровольных дружин по охране общественного порядка, их взаимодействия с советской милицией. Автором проведена работа по изучению основных обязанностей и прав добровольных народных дружин, их большого вклада в формирование правосознания граждан, предупреждение преступности и антиобщественных проявлений, а также пропаганду правовых знаний. Значительное внимание автор уделила рассмотрению вопросов, связанных с непосредственным взаимодействием подразделений милиции и народных дружин по проведению мероприятий по охране общественного порядка.
Научная статья Г.И. Хисамутдиновой «Из опыта взаимодействия органов внутренних дел по охране общественного порядка совместно с народными дружинами» соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам подобного рода. Статья может быть рекомендована для публикации в открытой печати.
Доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент Р.З.Амиров