Научная статья на тему 'История возникновения и развития добровольной народной дружины как формы деятельности современных волонтерских движений в России'

История возникновения и развития добровольной народной дружины как формы деятельности современных волонтерских движений в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1571
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДОБРОВОЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ДРУЖИНА / VOLUNTARY PEOPLE''S DRUZHINA / МЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / MEASURES OF MATERIAL STIMULATION / ЛЬГОТЫ И КОМПЕНСАЦИИ ДРУЖИННИКАМ / BENEFITS AND COMPENSATION TO MEMBERS OF DRUZHINA / VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенов Александр Александрович, Салмин Василий Иванович

В статье отражены основные этапы становления народной дружины, включающие периоды: царской России, после Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, после окончания войны до 1990 г. Также дается характеристика развития добровольной народной дружины как одной форм волонтерского движения в России в период с 1991 г. по настоящее время. Определена сущность и структура народной дружины как формы волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and Development of "Voluntary People''s Druzhina" as a Form of Modern Volunteer Movement in Russia

The article describes the main stages of formation of the Voluntary People's Druzhina, including certain periods: Tsarist Russia, the period after the October Revolution, the Great Patriotic War, the period after the war until 1990. It also includes the characteristics of Voluntary People's Druzhina's development as one of the forms of volunteer movement in Russia from 1991 to the present time. It also defines the essence and structure of the Voluntary People's Druzhina as a form of volunteering.

Текст научной работы на тему «История возникновения и развития добровольной народной дружины как формы деятельности современных волонтерских движений в России»

1УДК 93

ББК 67.401.213

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЫ КАК ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ

А. А. Семенов, В. И. Салмин

В статье отражены основные этапы становления народной дружины, включающие периоды: царской России, после Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, после окончания войны до 1990 г. Также дается характеристика развития добровольной народной дружины как одной форм волонтерского движения в России в период с 1991 г. по настоящее время. Определена сущность и структура народной дружины как формы волонтерской деятельности.

Ключевые слова: волонтерское движение, добровольная народная дружина, меры материального стимулирования, льготы и компенсации дружинникам.

HISTORY AND DEVELOPMENT OF "VOLUNTARY PEOPLE'S DRUZHINA" AS A FORM OF MODERN VOLUNTEER MOVEMENT IN RUSSIA

A. A. Semenov, V. I. Salmin

The article describes the main stages of formation of the Voluntary People's Druzhina, including certain periods: Tsarist Russia, the period after the October Revolution, the Great Patriotic War, the period after the war until 1990. It also includes the characteristics of Voluntary People's Druzhina's development as one of the forms of volunteer movement in Russia from 1991 to the present time. It also defines the essence and structure of the Voluntary People's Druzhina as a form of volunteering.

Keywords: volunteering, voluntary people's druzhina, measures of material stimulation, benefits and compensation to members of druzhina.

Актуальность предпринятого исследования объясняется тем, что в настоящее время народная дружина - это добровольная общественная организация по охране общественного порядка, борьбе с хулиганством и другими антиобщественными проявлениями, которая формируется из рабочих, колхозников, служащих, учащихся, ее основные права и обязанности определены законом, и в ее состав входят в люди разного возраста, то есть представители разных культур.

Как правило, исследование любого явления, процесса или феномена начинается с изучения его истории, в связи с этим одной из задач нашего исследования явилось изучение историографии проблемы возникновения и развития народной дружины как социально-культурного феномена.

В ходе анализа литературы нами установлено, что идея привлечения населения к решению задач охраны правопорядка в нашей стране не является изобретением советского периода. Еще в 1913 г. в царской России «чинам полиции» была направлена «Инструкция для организации народной дружины», впервые определившая основные принципы добровольности вступления в ряды дружины, подчиненности ее органам государственной власти.

После Октябрьской революции, когда основные государственные институты были разрушены, а на становление новых, «советских», требовалось много времени и усилий, некоторые функции государства по охране правопорядка и борьбе с преступностью были возложены на всевозможные рабоче-крестьянские вооруженные формирования

(продотряды, комбеды, части особого назначения (ЧОН) и т. д.).

В начале 1930-х гг. последние «революционные» вооруженные формирования граждан были упразднены. Для привлечения граждан к оказанию содействия органам охраны правопорядка было создано добровольное общество содействию милиции, сокращенно ОСОДМИЛ.

В 1932 г. предпринимается попытка возложить руководство деятельностью ОСОДМИЛ на органы милиции, а сама организация преобразована в БРИГАДМИЛ - бригады содействия милиции. В 1940 г. в составе этих бригад насчитывалось более 400 тыс. человек.

В период Великой Отечественной войны бригады содействия милиции в сельской местности прифронтовых районов и на территории, освобожденной от немецко-фашистской оккупации, были реорганизованы в группы охраны общественного порядка (ГООП). Целью создания ГООП явилась борьба со шпионами, диверсантами в населенных пунктах, прилегающих к железнодорожным линиям, водным путям, шоссейным и грунтовым дорогам. Группы охраны получили больше самостоятельности в работе и прав по сравнению с бригадами содействия милиции. Под руководством органов государственной безопасности и НКВД они сумели обеспечить надлежащий порядок в населенных пунктах в самый напряженный и ответственный период - в грозные годы Великой Отечественной войны.

После окончания войны в апреле 1946 г. ГООП были расформированы, а их члены влились в бригады содействия милиции (БСМ). В это же время был определен новый порядок организации БСМ, в соответствии с которым все руководство деятельностью бригад сосредоточивалось в низовом звене органов милиции. Следует отметить, что БСМ как форма привлечения граждан к охране правопорядка просуществовала до конца 1950-х гг.

В 1958 г. по инициативе трудящихся Ленинграда была создана новая форма - добровольная народная дружина (ДНД). К 1 985 г. в СССР функционировало 282 тыс. дружин, объединявших в своих рядах более 13 млн добровольцев. До конца 1950-х гг. в законодательстве отсутствовала строгая правовая регламентация уча-

стия населения в охране правопорядка. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 2 марта 1959 г. № 218 «Об участии трудящихся в охране общественного порядка» было утверждено Примерное положение «О добровольных народных дружинах». В 1974 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах ДНД по охране общественного порядка», действовавший в течение последующих 20 лет.

Заметный спад активности ДНД начался с 1989 г. К этому времени традиционные советские организационные формы участия общественности в борьбе с правонарушениями стали малоэффективными в связи с изменением характеристик преступности. С 1992 г. серьезным ударом стала передача коммерческим структурам помещений пунктов общественной охраны правопорядка, приватизация и закрытие крупных предприятий (из трудовых коллективов на базе которых ранее создавались многие ДНД).

В январе 1993 г. для оказания содействия правоохранительным органам создано государственно-общественное объединение Московская городская народная дружина. Ее деятельность регламентируется Законом города Москвы от 26.06.2002 № 36 «О Московской городской народной дружине» и постановлениями Правительства Москвы № 14-ПП от 14.01.2003, № 1090-ПП от 30.12.2003, которыми утверждены положения о Московской городской народной дружине и Московском городском штабе народной дружины.

Попытка создать федеральный закон о народной дружине в 1990-х гг. потерпела неудачу. В 1999 г. проект закона, прошедший Госдуму и Совет федерации, отменил лично Борис Ельцин, признав антиконституционным.

В ходе анализа литературы нами установлено, что 21.03.2014 в Москве Госдумой был принят закон «Об участии граждан в охране общественного порядка». Документом закрепляются формы участия граждан в охране общественного порядка, среди которых - содействие полиции и другим правоохранительным органам; участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести; нештатное сотрудничество с полицией; участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности;

участие в деятельности народных дружин. Указывается, что такие дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.

Согласно тексту проекта закона, для дружинников органы госвласти субъектов РФ и местного самоуправления могут предусмотреть такие меры материального стимулирования, льготы и компенсации, как личное страхование на период участия в мероприятиях по охране общественного порядка; обеспечение проездными билетами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования.

Кроме того, народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции ежегодного будет предоставляться дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней; им может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании преступников. Нештатные сотрудники полиции могут поощряться в порядке, установленном МВД РФ.

Предусмотрены гарантии правовой и социальной защиты членов семей в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых полицией мероприятиях по охране общественного порядка, иные формы материальной заинтересованности и социальной защиты.

Документом определяются особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ.

Отдельным законопроектом вносятся поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за воспрепятствование деятельности народных дружинников либо невыполнение их законных требований. При этом превышение дружинником своих полномочий повлечет наложение на него штрафа в размере 1-3 тыс. руб., если речь не идет об уголовно наказуемом деянии.

Предусматривается, что в случае принятия новых норм они вступят в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования.

При изучении литературы нами было установлено, что либерально настроенные оппо-

ненты считают, что института народных дружинников нет ни в одной цивилизованной стране. Тем не менее нами выявлены источники о существовании народных дружин в таких европейских странах, как Чехия и Венгрия. Польские дружинники самостоятельно патрулируют улицы городов и ведут административную практику. По данным латвийской прессы, дружина в этой стране больше армии. Газета Latvijas Avize сообщает о приведении в боевую готовность латвийской армии и народной дружины земессардзе.

Изучая состояние народной дружины в г. Москве по данным современных источников литературы, нами установлено, что структурно дружина состоит из городского штаба (1), штабов народной дружины административных округов (11), районов (123) и поселений (6) города Москвы.

В соответствии с Законом города Москвы от 26.06.2002 № 36 в Московскую городскую народную дружину принимаются в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности народной дружины, способные по своим моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника. Народным дружинникам предоставлено право бесплатного проезда на городском общественном транспорте (кроме такси).

Сегодня в ней состоит около 20 тыс. человек. Ежедневно на дежурство во всех административных округах города Москвы заступает около 2000 дружинников, которые совместно с сотрудниками полиции осуществляют патрулирование жилого сектора, поддерживают общественный порядок на объектах транспорта и метрополитена, оказывают содействие правоохранительным органам в проведении различных профилактических мероприятий, в работе с бездомными гражданами, выполняют ряд других задач, определенных Законом.

В каждом районе города, включая Новую Москву, действуют районные подразделения дружинников во главе с начальниками штабов районных дружин, как правило количество дружинников в районе составляет от 120 человек. Много это или мало? Если подходить к во-

просу по-военному, то каждый районный коллектив - это рота, но здесь не все так просто.

В связи с тем, что территориально-производственный принцип формирования народных дружин остался в советском прошлом, современное формирование происходит по персональному принципу, как следствие, это сильно влияет на создание атмосферы коллективизма, и о порыве энтузиастов говорить не приходится. С учетом требований действующего сегодня Закона города Москвы от 26.06.2002 № 36 «О Московской городской народной дружине» дружинник обязан дежурить не менее 3 раз в месяц, каждое дежурство должно проходить не менее 4 часов. Если учесть все эти факторы, то на выходе можно получить плановый выход дружинников порядка 12 человек в день.

На практике, если разделить этот коллектив по всем основным направлениям взаимодействия с правоохранительными органами (а это МВД, ФМС, ФСИН, ФСКН), получается, что дружинников в Москве катастрофически не хватает, а при этом в 1980-х гг. было не менее 400 тыс. дружинников.

Как сложится будущее народной дружины, пока сказать трудно, создание и принятие федерального закона - это правильный, но очень противоречивый процесс, самое страшное и преступное - это желание заформализовать, заартикулировать действия народных дружинников, проще говоря, удавить здоровую инициативу москвичей в стремлении навести порядок в своем городе.

Нет и не может быть стремления более высокого, чем желание гражданина защитить свои права, права своих близких, право своего города или страны. Если граждане объединяются в народные дружины - это значит, что в такой стране нельзя купить право за деньги, нельзя беззаконно попирать общепринятые правила, прикрываясь коррупционными приемами. Народные дружины - это колокол народной справедливости, и звонит этот колокол по субъектам, которые возвели нарушение и обход законов в каждодневное правило.

Следующим этапом исследования народной дружины как социально-культурного феномена будет являться изучение личностных особенностей представителей народной дружины: их отношение к здоровому образу жиз-

ни, мотивацию, уровень здоровья, физического развития и подготовленности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадюк, В. Л. История дружины [Текст] / В. Л. Бадюк. - М., 2010. - 59 с.

2. Закон города Москвы от 26.06.2002 № 36 «О Московской городской народной дружине».

3. Федеральный Закон РФ от 2.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (принят ГД ФС РФ 21.03.2014).

4. Салмин В. И. Историография проблемы возникновения и развития народной дружины как социально-культурного феномена [Текст] / В. И. Салмин, А. А. Семенов // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: материалы 12-й Межвуз. науч.-практ. конф. - М.: ИНЭП, 2014.

5. Семенов, А. А. Добровольная народная дружина как социально-культурный феномен [Текст] / А. А. Семенов // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: материалы 11-й Межвуз. науч.-практ. конф. - М.: ИНЭП, 2013.

6. Постановление Правительства Москвы № 14-ПП от 14.01.2003 «Об утверждении Положения о Московской городской народной дружине».

7. Постановление Правительства Москвы № 1090-ПП от 30.12.2003 «Об утверждении Положения о Московском городском штабе народной дружины».

8. Примерное положение «О добровольных народных дружинах». Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 2 марта 1959 г. № 218 «Об участии трудящихся в охране общественного порядка».

9. Указ Президиума ВС СССР № 6007-VIII от 24 мая 1974 г. «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране правопорядка».

10. Яблоков, Н. П. Народные дружины на страже общественного порядка [Текст] / Н. П. Яблоков. - М.: Госюриздат, 1963.

REFERENCES

1. Badyuk V. L. Istoriya druzhiny (History of dru-zhina). Moscow, 2010. 59 p.

2. Zakon goroda Moskvy ot 26.06.2002 № 36 "O Moskovskoy gorodskoy narodnoy druzhine" (Moscow City Law of 26.06.2002 No. 36 "On the Moscow City People's Squad").

3. Federalnyy Zakon RF ot 2.04.2014 № 44-FZ "Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchest-vennogo poryadka" (prinyat GD FS RF 21.03.2014) [Federal Law of the Russian Federation of 2.04.2014 No. 44-FZ "On the participation of citizens in maintenance of public order" (adopted by the State Duma of the Russian Federation on 21.03.2014)].

4. Salmin V. I., Semenov A. A. Istoriografiya problemy vozniknoveniya i razvitiya narodnoy druzhiny kak sotsialno-kulturnogo fenomena (Historiography of creation and development of people's druzhina as a social and cultural phenomenon). Zdorovyy obraz zhizni i fizicheskoe vospitanie studentov i slushateley vuzov: mate-rialy 12-yMezhvuz. nauch.-prakt. konf. (Healthy lifestyle and physical education of students: Proceedings of the 12th interuniversity research and practical conference). Moscow: INEP, 2014.

5. Semenov A. A. Dobrovolnaya narodnaya dru-zhina kak sotsialno-kulturnyy fenomen (Voluntary people's druzhina as a social and cultural phenomenon). Zdorovyy obraz zhizni i fizicheskoe vospitanie studentov i slushateley vuzov: materialy 11-y Mezhvuz. nauch.-prakt. konf. (Healthy lifestyle and physical education of students: Proceedings of the 11 th interuniversity research and practical conference). Moscow: INEP, 2013.

6. Postanovlenie Pravitelstva Moskvy № 14-PP ot 14.01.2003 "Ob utverzhdenii Polozheniya o Moskovskoy gorodskoy narodnoy druzhine" (Moscow Government Resolution No. 14-PP of 14.01.2003 „On Approval of the Regulation on the Moscow City People's Squad").

7. Postanovlenie Pravitelstva Moskvy № 1090-PP ot 30.12.2003 "Ob utverzhdenii Polozheniya o Mos-kovskom gorodskom shtabe narodnoy druzhiny" (Moscow Government Resolution No. 1090-PP of 30.12.2003 "On approval of the Regulation on Moscow City Headquarter of People's Squad").

8. Primernoe polozhenie "O dobrovolnykh narod-nykh druzhinakh". Postanovlenie TsK KPSS i Sovmina SSSR ot 2 marta 1959 g. № 218 "Ob uchastii trudyashchikhsya v okhrane obshchest-vennogo poryadka" (Approximate regulation "On voluntary people's druzhinas". Resolution of the Central Committee of the CPSU and the Council of Ministers of the USSR of March 2, 1959 No. 218 "On participation of workers in the maintenance of public order").

9. Ukaz Prezidiuma VS SSSR № 6007-VIII ot 24 maya 1974 g. "Ob osnovnykh obyazannostyakh i pravakh dobrovolnykh narodnykh druzhin po okhrane pravoporyadka" (Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR No. 6007-VIII of May 24, 1974 "On the Core Duties and Rights of voluntary people's druzhinas for protection of law and order").

10. Yablokov N. P. Narodnye druzhiny na strazhe obshchestvennogo poryadka (People's druzhi-nas on guard of public order). Moscow: Gosy-urizdat, 1963.

Семенов Александр Александрович, аспирант Московского педагогического государственного университета

Тел. +7-915-008-35-51

Semenov Alexandr A., Post-Graduate Student, Moscow State Pedagogical University Тел. +7-915-008-35-51

Салмин Василий Иванович, начальник штаба районной дружины г. Москвы, старший эксперт Московского антикоррупционного комитета Тел. +7-906-703-98-22

Salmin Vasily I., Chief of Headquarter of the District Guard in Moscow, Senior Expert of Moscow Anti-Corruption Committee

Тел. +7-906-703-98-22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.