ШУЛЬГА РУСЛАН ЮРЬЕВИЧ - старший преподаватель кафедры истории и теории государства и права, Курганский государственный университет ([email protected]).
EVSEEV, IVAN V. - Ph.D. in Law, Senior Researcher of the Department for the Study of Domestic and Foreign Experience, History of the Penitentiary System, Comparative Analysis of Penitentiary Legislation, Federal Public Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia ([email protected]).
SHULGA, RUSLAN Yu. - Senior Lecturer at the Department of History and Theory of State and Law, Kurgan State University.
УДК 343.101 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-38-42
ЕПИФАНОВ А.Е.
ИЗ ОПЫТА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК НКВД ПО БОРЬБЕ С НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИМИ БАНДФОРМИРОВАНИЯМИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
Ключевые слова: внутренние войск, националистические бандформирования, выборы, Верховный Совет СССР.
В статье с историко-правовых позиций раскрываются организационные и правовые основы борьбы с националистическими бандформированиями, использовавшиеся внутренними войсками в период подготовки и проведения выборов в Верховный Совет СССР. На основе конкретного материала автором анализируются регламентация и практика проведения чекистско-войсковых операций и иных оперативно-служебных мероприятий войск НКВД, а также основные требования, предъявляемые к их личному составу. В ракурсе исследуемых проблем показаны примеры отрицательного и положительного опыта действий военнослужащих внутренних войск, который может иметь значение и сейчас.
EPIFANOV, A.E.
FROM THE EXPERIENCE OF THE INTERNAL TROOPS OF THE NKVD IN THE FIGHT AGAINST NATIONALIST GANGS IN THE PERIOD OF PREPARATION AND CONDUCT OF ELECTIONS TO THE SUPREME SOVIET OF THE USSR
Key words: internal troops, nationalist gangs, elections, Supreme Soviet of the USSR.
From the historical and legal standpoint, the article reveals the organizational and legal foundations of the fight against nationalist gangs used by the internal troops during the preparation and conduct of elections to the Supreme Soviet of the USSR. On the basis of specific material, the author analyzes the regulation and practice of conducting Chekist-military operations and other operational-service activities of the NKVD troops, as well as the main requirements for their personnel. From the perspective of the problems under study, examples of negative and positive experience of the actions of the servicemen of the internal troops, which can be important now, are shown.
Как особый этап в борьбе с националистическими бандформированиями внутренних войск Украинского округа, можно выделить период с января по 1 -ю половину марта 1946 г. На данном этапе резко активизировались диверсионная и террористическая деятельность националистического подполья и банд УПА, равно как и мероприятия внутренних войск НКВД СССР по борьбе с бандитизмом в связи с начавшейся подготовкой выборов в Верховный Совет Союза ССР, которые были назначены Указом Президиума Верховного Совета СССР на 10 февраля 1946 г. [1, с. 321]. Фактически, в западных областях Украины на данном этапе националисты сосредоточили все свое внимание на срыве выборов.
Из захваченных оуновских документов можно установить, что свое противодействие предстоящим выборам в Верховный Совета СССР националисты разделили на 2 основных этапа [2, с. 32]. На первом - подготовительном - до 1 февраля 1946 г. они предполагали распространить свои «контрреволюционные» листовки и подготовить ряд диверсионных и террористических актов. На данном этапе бандиты и оуновское подполье всячески угрожали местным жителям всевозможными карами за участие в выборах, предпринимали попытки уничтожить не только агитационные материалы по выборам, но и доверенных лиц, членов избирательных комиссий, агитаторов и представителей партийного и советского актива. На следующем этапе - с 1 по 10 февраля 1946 г. оуновцы намеревались перейти к активным действиям, - налетам на избирательные участки, террору в отношении членов избирательных комиссий и населения в целом, с целью воспрепятствовать выборам под угрозой оружия. В частности, они стремились взрывать мосты, рвать линии связи, уничтожать избирательные участки и т.п.
Особую активность оуновцы проявили накануне и в день выборов. При этом они нападали на гарнизоны войск НКВД и РККА, обстреливали и минировали населенные пункты с избирательными участками, уничтожали урны с бюллетенями и т.п. [3, с. 148]. В ряде случаев было отмечено укрупнение бандитских боевок, которые стали действовать значительно более дерзко [4, с. 399]. Наряду с этим, по наблюдениям чекистов, население все чаще стало отмежевываться от националистов и даже прямо оказывать помощь органам и войскам НКВД в розыске оуновцев и их схронов. Так, 24 февраля 1946 г. жительница с. Сухота сообщила
разведывательно-поисковой группе 203 стрелкового полка внутренних войск о местонахождении схрона с бандитами и обозначила его. В результате была обезврежена банда главаря «Орел», убиты 4 и захвачен один бандит [6, л. 125]. Отмечались случаи, когда население отказывало националистам в выдаче продовольствия. Видя разительные перемены в настроениях местного населения, многие оуновцы из опасений быть выданными, вынуждены были уходить в другие районы и села, где их никто не знал, как это было в Львовской области, например. Так, один из бандитов по кличке «Соломон» на допросе в НКВД показал, что он и другие участники боевки всерьез боялись мести населения за совершенные ими злодеяния [6, л. 125].
С 1 декабря 1945 г. войсковыми нарядами (гарнизонами) оказались охвачены практически все избирательные участки на Западной Украине [6, л. 70]. С целью наибольшего охвата населенных пунктов войска округа перешли вначале на взводные гарнизоны, а с 20 января 1946 г. на полувзводные. Ротные гарнизоны были при этом разукрупнены. На 21 января 1946 г. во исполнение постановления ЦК КП(б)У в селах «для прикрытия избирательных участков» внутренними войсками были выставлены 446 гарнизонов - от отделения до взвода, в том числе 40 в Ровенской области, 56 - Волынской, 129 - Львовской, 53 - Дрогобычской, 105 - Станиславской, 43 - Тарнопольской [6, л.л. 70-71]. Помимо охраны и обороны избирательных участков, им были поставлены задачи прикрытия проводившего на селе предвыборную работу советско-партийного актива, а также ведения активной оперативно-служебной деятельности в пунктах их дислокации [7, л. 289]. На случай отражения внезапного нападения на избирательные участки в частях и подразделениях внутренних войск создавались дежурные группы. При штабах частей и батальонов они включали не менее взвода со станковым пулеметом. На заставах дежурные группы образовывались в составе отделения с ручным пулеметом. За каждой из названных групп закреплялся автотранспорт [7, л. 300].
Во всех частях и подразделениях создавались обеспеченные средствами передвижения подвижные резервы, готовые к выполнению оперативно-боевых заданий [5, с. 152]. Между расположенными поблизости частями и подразделениями РККА, внутренними войсками и истребительными батальонами устанавливалось взаимодействие и непрерывная связь, устанавливались сигналы взаимного опознавания. Впрочем, нужно признать, что, несмотря на это, случаи обстрелов внутренних войск со стороны гарнизонов Красной Армии, несмотря на подаваемые ими сигналы - продолжали иметь место.
Для непрерывной охраны кандидатов в депутаты было выделено по 15 - 20 военнослужащих каждому, всего 512 человек [6, л. 71]. Председателю Президиума Верховного Совета УССР М.С. Гречуха и первому заместителю главы правительства Украины Л.Р. Корниец с той же целью выделили по одной роте. Проводимые мероприятия по охране кандидатов увязывались с территориальными органами внутренних дел и госбезопасности. Кроме того, была значительно усилена охрана штабов частей и соединений, а также расположения гарнизонов за счет увеличения количества постов, особенно в ночное время, повышения бдительности всего личного состава и использования служебных собак.
Развитие событий показало, что названные мероприятия излишними не были, и командование внутренних войск проявило вполне уместную прозорливость в вопросах обеспечения охраны участников избирательного процесса. Те из них, что пренебрегли предусмотренными мерами предосторожности, поплатились за это своей жизнью. Так, 21 декабря 1945 г. двумя переодетыми в советскую военную форму бандеровцами в селе Подгайчики были убиты заместитель председателя Рудкийского райисполкома, депутат Верховного Совета УССР В.И. Музыка и бухгалтер О.Б. Резецин, имевшие неосторожность выехать без охраны для переписи переселенцев из Польши [7, л. 285].
В районах западных областей Украины, наиболее пораженных бандитизмом, на предмет их очистки от всех «бандэлементов» с 5 января по 5 февраля 1946 г. методом «тщательной прочески» были организованы крупномасштабные чекистско-войсковые операции. С этой целью по согласованию с начальниками территориальных УНКВД были разработаны их планы и выделены по одному стрелковому батальону от каждого полка (от каждого батальона - по роте), а также привлечены все резервы дивизий, полков и гарнизонов, расположенных в соответствующей местности. Названные операции особенно активизировались с 3 февраля 1946 г. в Станиславской, Тарнопольской и Львовской областях. Проводились они силами от батальона до полка внутренних
войск. На предмет поиска и ликвидации конкретных банд было выделено значительное количество рейдовых отрядов [7, л. 317].
В ходе чекистско-войсковых операций хорошие результаты принесло использование служебно-розыскных собак. В результате 19 случаев их применения были задержаны 12 бандитов и 10 бандпособников [6, л. 64]. Необходимо отметить, что во многих случаях собакам приходилось действовать в сложных условиях. Несмотря на это, им удавалось выполнять возложенные на них задачи. Так, 6 января 1946 г. в с. Верхня собака Дозор (8 стрелковая рота 215 стрелкового полка внутренних войск) сумела обнаружить схрон со скрывавшимся бандитом под кучей навоза [6, л. 64]. Проведенные частями НКВД и РККА войсковые операции заставили значительную часть закоренелого бандитского элемента понять всю бесперспективность борьбы с советской властью, в результате чего возросла явка оуновцев с повинной.
В то же время, за январь 1946 г. при рассматриваемых обстоятельствах на Западной Украине было зарегистрировано 141 бандпроявление. В частности, националисты совершили 13 нападений на подразделения РККА и 18 - на одиночных военнослужащих. 45 солдат и офицеров Красной Армии и внутренних войск были при этом убиты, 27 ранены. Трое военнослужащих националистами были уведены живыми. Бандитам удалось захватить миномет, один станковый и 2 ручных пулемета, 3 винтовки и 2 автомата [6, л.л. 48-49]. Кроме того, были зафиксированы 19 нападений на представителей советского и партийного актива, 34 - на местных жителей (включая грабежи и поджоги), 3 - на группы самозащиты, 17 диверсионных актов на объектах народного хозяйства и только одно нападение на избирательный участок. Вместе с тем, было пресечено 36 «контрреволюционных выпадов» против выборов в Верховный Совет, включая распространение листовок, срыв лозунгов и плакатов, уничтожение избирательных списков и т.п.
Так, в ночь с 5 на 6 января 1946 г. оуновской бандой была уничтожено 15 советских и партийных активистов, а также 10 бойцов МПВО во главе с начальником местного райотдела НКВД в селе Слобудка - Кошиловецка Тлускенского района. 10 дней спустя 8 бандитов, из числа совершивших это злодеяние были схвачены отрядом 447 стрелкового полка. Наряду с оружием у них были изъяты одежда и личные вещи убитых. В ночь на 24 января 1946 г. бандгруппой националистов был уведен председатель участковой избирательной комиссии с. Грабич Отынянского района. Предпринятые поиски банды результатов не дали. 23 января 1946 г. бандой переодетых в советскую военную форму националистов численностью около 100 человек в лесном массиве Дедеркальского района были захвачены и расстреляны офицер и 15 бойцов РККА, оперуполномоченный местного райотдела НКВД, начальник штаба и двое бойцов истребительного батальона, принимавших участие в прочесывании местности. В результате поисковых мероприятий 8 бандитов были настигнуты и уничтожены [6, л. 51].
Несмотря на принимаемые меры, деятельность националистических бандформирований продолжалась. В общей сложности, на тот момент, в западных областях Украины были зарегистрированы 164 бандформирования, насчитывавших 2789 оуновцев. В результате боевой деятельности внутренних войск Украинского округа за январь 1946 г. полностью были ликвидированы 36 оуновских банд, убиты 576 и захвачены 1142 бандита. 267 из них сдались добровольно [6, л. 63].
9 и 10 февраля 1946 г. бандпроявления по противодействию выборам значительно усилились. Оуновцы портили линии связи, обстреливали гарнизоны войск НКВД и РККА, прикрывавшие избирательные участки. В сложившейся оперативной обстановке вся боевая деятельность внутренних войск была сосредоточена на пресечении бандитских вылазок, имевших своей целью воспрепятствовать нормальному ходу выборов. Особенно большую работу гарнизоны внутренних войск провели в день выборов - 10 февраля 1946 г. В этот день внутренние войска охраняли помещения избирательных участков, поддерживали порядок в населенных пунктах и находились в полной боевой готовности к отражению возможных нападений бандгрупп. В результате напряженной работы всего личного состава по всем населенным пунктам и районам их дислокации, ни одного случая нарушения нормального хода выборов и деятельности избирательных комиссий зарегистрировано не было. Во всех населенных пунктах по месту размещения внутренних войск выборы прошли организованно, в спокойной обстановке. По Ровенской, Волынской, Тарнопольской и др. областям к середине дня все 100 % гражданского населения приняли участие в голосовании. По его завершении гарнизоны внутренних войск
организовали доставку бюллетеней с результатами голосования в райцентры. С этой важной задачей внутренние войска также справились с честью. Ни одного случая нападений оуновцев при этом зарегистрировано не было [6, л. 76].
14 февраля 1946 г. во Львове состоялось межобластное совещание, на котором глава украинского правительства Н.С. Хрущев дал высокую оценку деятельности войск МВД по обеспечению выборов. В этой связи 22 февраля того же года генерал-майором С.М. Фадеевым вверенным внутренним войскам Украинского округа была поставлена задача не допустить ослабления оперативно-боевой деятельности в зимний период и до весны окончательно ликвидировать остатки националистических бандформирований [6, л.л. 76-77]. Как оказалось, данное целеполагание оказалось несбыточным.
Необходимо отметить, что, учитывая серьезность оперативной обстановки, сложившейся в рассматриваемый период, были существенно усилены репрессивные меры в отношении военнослужащих внутренних войск, проявивших трусость и нерешительность. С 30 ноября 1945 по 10 февраля 1946 гг. на этом основании 6 офицеров были преданы суду военного трибунала, 7 -подверглись дисциплинарным взысканиям. Так был отстранен от должности и предан суду Военного трибунала командир 1 -го эскадрона внутренних войск, гвардии старший лейтенант Кирейцев. Он обвинялся в систематическом пьянстве, разложении дисциплины в подразделении. Руководство по борьбе с бандитизмом с его стороны отсутствовало. К своим служебным обязанностям он относился преступно-халатно [6, л. 139].
Характерно, что те командиры частей и соединений внутренних войск, которые не улучшали результаты своей оперативно-боевой деятельности, после применения к ним мер дисциплинарного воздействия получали предупреждение о том, что подвергнутся более строгим мерам воздействия, если не обеспечат надлежащих показателей. По мнению командования внутренними войсками Украинского округа, ничем иным, как непродуманной организацией работы подразделений, штабов полка и батальонов, их слабую оперативную и боевую деятельность объяснить было нельзя [6, л. 147]. Как это отмечалось генерал-майором С.М. Фадеевым, ни один случай неудачных действий вверенных ему подразделений не остался не расследованным. Все виновники были наказаны по заслугам [6, л. 71].
Тем не менее, несмотря на принимавшиеся меры, активность националистических бандформирований, всерьез рассчитывавших на помощь извне (вплоть до III мировой войны) [8], продолжалась еще долгие годы, и борьба с ними сохраняла свою актуальность.
Литература и источники
1. Боярский В.И. Партизанство вчера, сегодня, завтра. Историко-документальный очерк. М.: Издательский дом «Граница», 2003. 448 с.
2. Епифанов А.Е., Джамбалаев Я.Р. Особые государственно-правовые режимы в отечественной теории государства и права // Право и практика. 2012. № 1. С. 30-36.
3. Епифанов А.Е., Красноженова Е.Е., Степанова М.М. История и правовое положение военнопленных вермахта в период Сталинградской битвы // Вопросы истории. 2019. № 12-3. С. 144-150.
4. Епифанов А.Е. История и правовое положение военнопленных вермахта в Сталинграде. 1942 - 1956 гг. Волгоград, 2007. 420 с.
5. Долгих Ф.И. История государства и права России: учебник/ 3-е изд., перераб. и доп. М.: Университет «Синергия», 2021. 322 с.
6. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 38650. Оп. 1. Д. 145.
7. РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 134.
8. Турицын И.В. «От второго фронта» против СССР к идее третьей мировой войны: к истории смены внешнеполитических приоритетов украинских националистов (1942-1945 гг.) // Современная научная мысль. 2016. №1. С. 52-66.
References and Sources
1. Boyarskij V.I. Partizanstvo vchera, segodnya, zavtra. Istoriko-dokumentarnyj ocherk. M.: Izdatel'skij dom «Granica», 2003. 448 s.
2. Epifanov A.E., Dzhambalaev Ya.R. Osobye gosudarstvenno-pravovye rezhimy v otechestvennoj teorii gosudarstva i prava // Pravo i praktika. 2012. № 1. S. 30-36.
3. Epifanov A.E., Krasnozhenova E.E., Stepanova M.M. Istoriya i pravovoe polozhenie voennoplennyh vermahta v period Stalingradskoj bitvy // Voprosy istorii. 2019. № 12-3. S. 144-150.
4. Epifanov A.E. Istoriya i pravovoe polozhenie voennoplennyh vermahta v Stalingrade. 1942 - 1956 gg. Volgograd, 2007. 420 s.
5. Dolgih F.I. Istoriya gosudarstva i prava Rossii: uchebnik/ 3-e izd., pererab. i dop. M.: Universitet «Sinergiya», 2021. 322 s.
6. Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv (RGVA). F. 38650. Op. 1. D. 145.
7. RGVA. F. 38650. Op. 1. D. 134.
8. Turicyn I.V. «Ot vtorogo fronta» protiv SSSR k idee tret'ej mirovoj vojny: k istorii smeny vneshnepoliticheskih prioritetov ukrainskih nacionalistov (1942-1945 gg.) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2016. №1. S. 52-66.
ЕПИФАНОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Отдела по изучению проблем истории МВД России, Научно-исследовательский центр Академии управления МВД России.
EPIFANOV, ALEKSANDR E. - Doctor of Law, Professor; Chief Scientist, Department for the Study of Historical Problems of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the Research Center of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
УДК 342.5 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-42-51
КАРАМАН А.А.
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНЯТЫХ ПЯТЫМ ВНЕОЧЕРЕДНЫМ СЪЕЗДОМ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР
Ключевые слова: Заявление от 2 сентября 1991 года, пятый Съезд народных депутатов СССР, демонтаж конституционных органов государственной власти.
За тридцать два года, прошедшие после прекращения существования СССР, у абсолютного большинства населения на постсоветском пространстве, в том числе, у научного сообщества, сложилось стойкое убеждение в том, что Советский Союз прекратил своё существование 8 декабря 1991 года в результате подписания, так называемого, Беловежского Соглашения. Действительно, юридические действия, связанные с подписанием Беловежских Соглашений, явились одними из действий, совершённых на заключительном этапе разрушения СССР. Однако решающую роль в подготовке последнего этапа и принятии основных нормативных правовых актов, послуживших основой для разрушения, де-юре, Союза ССР, сыграл пятый, внеочередной, и, последний Съезд народных депутатов СССР, что и показано в настоящей статье.
KARAMAN, A.A.
LEGAL ANALYSIS OF NORMATIVE LEGAL ACTS ADOPTED BY THE FIFTH EXTRAORDINARY CONGRESS OF
PEOPLE'S DEPUTIES OF THE USSR
Key words: Statement of September 2, 1991, the Fifth Congress of People's Deputies of the USSR, the dismantling of constitutional state authorities.
In the thirty-two years that have passed since the end of the existence of the USSR, the absolute majority of the population in the post-Soviet space, including the scientific community, has developed a firm conviction that the Soviet Union ceased to exist on December 8, 1991 as a result of the signing of the so-called Belovezhskaya Agreement. Indeed, the legal actions related to the signing of the Belovezhskaya Agreements were one of the actions committed at the final stage of the destruction of the USSR. However, the decisive role in the preparation of the last stage and the adoption of the main normative legal acts that served as the basis for the destruction, de jure, of the USSR Union was played by the fifth, extraordinary, and last Congress of People's Deputies of the USSR, which will be described in this article.
Автор убеждён, что, даже, если считать «Беловежскую тройку» виновной в разрушении СССР, в чём ее участники, несомненно, принимали участие, то разрушения СССР, в принципе, не могло и не должно было бы состояться без предварительного формирования соответствующей нормативной правовой базы. И эту нормативную правовую базу, с грубым нарушением требований действовавшей Конституции СССР, принял Пятый внеочередной Съезд народных депутатов СССР. Юридическое действие, сопровождавшееся нарушениями Конституции СССР, которое потом назовут «прекращением существования СССР», имело длящийся характер -началось в ходе пятого Съезда, продолжилось после него и завершилось в декабре 1991 года.
С точки зрения теории права, юридическими фактами являются определённые жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми связано возникновение, прекращение или изменение правоотношений [1]. Следовательно, по характеру последствий, юридические действия, имевшие место в ходе работы пятого Съезда народных депутатов СССР, являются правопрекращающими, правообразующими, и, правоизменяющими юридическими действиями. По волевому признаку, все юридические действия участников Съезда является действиями, поскольку, зависят от сознания и воли людей, совершающих их. Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные, которые противоречат требованиям норм права и нарушают установленный в стране порядок. [2, с. 316-317]
Как правило, правомерными являются такие юридические действия, которые совершены с намерением вызвать, такие же, правомерные, правовые последствия. Неправомерными юридическими действиями являются проступки, правонарушения, преступления, издание незаконных актов. Возможно такое сочетание правомерного и неправомерного действий, когда порядок создания органа или назначения должностного лица являются правомерными, а, сам орган или его действия являются неправомерными [3]. Так было при принятии Закона, которым был образован Государственный Совет - неконституционный орган власти.
Могут сложиться такие ситуации, когда, для возникновения, изменения или прекращения правоотношений может быть недостаточно одного юридического факта, а потребуется совокупность или фактический состав юридических фактов [4, с. 247].