Научная статья на тему 'Из опыта визуализации учебного материала в процессе преподавания математического анализа'

Из опыта визуализации учебного материала в процессе преподавания математического анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худенко В. Н.

Исследуется проблема визуализации учебного материала в процессе изучения математического анализа. Предложены основные принципы этого процесса для успешного усвоения фундаментальных математических понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visualization of the teaching material in teaching calculus

The article is devoted to the problem of teaching material visualization in the process of studying calculus. The basic principles of this process are proposed for the effective teaching of fundamental mathematic notions.

Текст научной работы на тему «Из опыта визуализации учебного материала в процессе преподавания математического анализа»

62

В. Н. Худенко

УДК 378.4:004.9

В. Н. Худенко

ИЗ ОПЫТА ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Исследуется проблема визуализации учебного материала в процессе изучения математического анализа. Предложены основные принципы этого процесса для успешного усвоения фундаментальных математических понятий.

The article is devoted to the problem of teaching material visualization in the process of studying calculus. The basic principles of this process are proposed for the effective teaching of fundamental math-ematic notions.

Автор настоящей работы более десяти лет читает лекции по курсу классического математического анализа на физическом факультете Российского государственного университета имени Иммануила Канта.

По результатам конкурсных вступительных испытаний и особенно после вступления Калининградской области в эксперимент по проведению Единого государственного экзамена уровень знаний поступивших студентов постоянно колеблется, но в среднем не очень высок.

В этих условиях возрастают требования к профессиональному уровню лектора. С одной стороны, необходимо излагать материал на высоком научном уровне, с другой стороны, материал должен быть максимально понятен, доступен и, по возможности, должен хорошо усваиваться студентами.

Существенное улучшение качества лекций, на наш взгляд, достигается использованием компьютера и проектора с экраном. Подготовка такой лекции проходит в несколько этапов: сначала набирается текст лекции с помощью стандартных офисных программ Microsoft Office [1], готовится презентация средствами Power point, затем эта презентация обязательно анимируется.

Опыт чтения таких лекций показывает, что изложение материала целыми слайдами размером во весь экран затруднено для восприятия содержания студентами и ведет к замедлению темпа лекции. Анимированные презентации позволяют дозировать информацию, появляющуюся на экране, в том числе формулы и графические иллюстрации.

Такой подход к подготовке учебного материала позволяет хорошо продумать содержание лекции и форму подачи материала, а также выделить и пояснить:

— формулировки теорем и определений;

— ключевые слова в определениях и теоремах;

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 62 - 65.

Визуализация учебного материала в процессе преподавания матанализа

— размером или способом появления на экране наиболее важные формулы;

— на графических иллюстрациях содержание вводимых понятий, формулировки теорем и т. д.

Используя отечественный и зарубежный опыт, автор настоящей работы предоставляет студентам возможность записать весь курс лекций на электронные носители (флеш-карты или CD диски), а также распространяет тексты лекций в твердых копиях перед лекциями.

Опыт показывает, что наиболее дальновидные студенты, которые затем лучше успевают, ведут конспекты с заранее распечатанными материалами лекции и используют объяснения преподавателя и материал презентации для глубокого усвоения содержания изучаемого предмета.

Отдельного упоминания заслуживают графические материалы, предлагаемые вниманию студентов. Автор в этом контексте поддерживает мнение одного из математиков, входящих в группу Н. Бурбаки, о том, что «вся математика должна быть геометризирована». Качественный графический материал не только помогает существенно облегчить студентам усвоение того или иного понятия, но из-за своей наглядности позволяет стать «опорным элементом», чтобы на долгие годы остаться в памяти слушателя. Для подготовки таких графических материалов можно использовать любые графические редакторы. Автору в силу ряда причин удобно использовать редактор Corel draw [2].

В качестве примера можно привести несколько графических иллюстраций, используемых автором при изучении простых понятий частных приращений функции двух переменных (рис. 1 — 3), а также полного приращения функции двух независимых переменных (см., напр., [3]).

63

► У

z

Рис. 1. Частное приращение по переменной х

В. Н. Худенко

64

► У

Рис. 2. Частное приращение по второй переменной

► У

Рис. 3. Полное приращение функции двух переменных

г

г

Изложенные приемы визуализации учебного материала позволяют значительно улучшить восприятие фундаментальных математических понятий и закрепить их в сознании студентов на длительный период.

Визуализация учебного материала в процессе преподавания матанализа

Список литературы

1. Шпак Ю. А. Microsoft Office 200З. Русская версия. Киев: Изд-во «ЮНИОР», 2005.

2. Ковтанюк Ю. В. Самоучитель Corel draw 12. Киев: Изд-во «ЮНИОР», 2005.

3. Архипов Г. И., Садовничий В. А., Чубариков В. Н. Лекции по математическому анализу. М.: Дрофа, 2003.

Об авторе

В. Н. Худенко — канд. физ.-мат. наук, доц., РГУ им. И. Канта, [email protected]

65

УДК 804.0:37

И. Ю. Иеронова

НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРЕВОДЧИКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ПОСРЕДНИЧЕСТВУ

Обосновываются концептуальные идеи, с позиции которых формулируются педагогические цели, отбирается содержание учебного материала, планируется динамика процесса подготовки будущих переводчиков к межкультурному посредничеству.

The article develops conceptual ideas, which are basic for defining pedagogical outcomes. The author elaborates on the problem of selecting the teaching material, as well as on the dynamics of professional training of translators-interpreters and preparing them for intercultural mediation.

Новое для практики профессиональной подготовки переводчиков в вузе направление — межкультурное посредничество — нуждается в адекватном методологическом обеспечении, которое включает в себя отражение закономерностей как минимум трех уровней: закономерности существования специалиста в профессиональной среде (переводчика в межкультурном общении), закономерности присвоения им профессиональной роли (принятие переводчиком роли «межкультур-ный посредник) и закономерности реализации профессиональных функций, решения профессиональных задач в типичных ситуациях (реализация посредничества в межкультурном общении). Первый уровень закономерностей охватывает область «образ профессии», второй уровень — область «образ Я-специалиста», третий уровень — «образ Я-специалиста в преобразовании профессиональной среды».

В качестве тенденции профессионального переводческого образования выступает детерминирующая роль социокультурного компонента и, как следствие, расширение ситуационного ряда факторов, оказывающих влияние на эффективность межкультурного посредничества. Теоретической предпосылкой определения адекватного методологиче-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. Б. Педагогические и психологические науки. С. 6Б -69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.