Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
317
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАШТЫКСКАЯ КУЛЬТУРА / ГОРА ТЕПСЕЙ / ДЕРЕВЯННЫЕ ПЛАНКИ / ВОИНЫ / ЩИТЫ / ФУНКЦИИ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / TASHTYK CULTURE / MOUNT TEPSEI / WOODEN PLANKS / WARRIORS / SHIELDS / FUNCTIONS / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антонов Владимир Петрович, Грищева Елена Сергеевна, Ярославская Валерия Сергеевна

В статье описывается опыт создания онлайн-ресурса в сфере обучения русскому языку как иностранному. Приведён краткий анализ существующих ресурсов в области преподавания русского языка как иностранного. Рассмотрены основные площадки для размещения блогов, описаны виды блогов. Выявлены и охарактеризованы трудности, возникающие при реализации подобного проекта. Осуществлён анализ авторского блога в сфере преподавания русского языка как иностранного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME EXPERIENCE OF THE CREATION OF THE ONLINE PLATFORM FOR TEACHING RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE

The article describes an experience of creating an online resource in the field of teaching Russian as a foreign language. The authors present a brief analysis of existing resources in the field of teaching Russian as a foreign language. The main sites for placing blogs are considered, the types of blogs are described. The difficulties encountered in the implementation of such a project are identified and characterized. The analysis of the author's blog has been carried out in the field of teaching Russian as a foreign language.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ЖУРНАЛИСТИКА

УДК 004.Ш.4:[8П.Ш.1+37.02]

ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Антонов Владимир Петрович,

старший преподаватель кафедры стилистики русского языка и журналистики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Грищева Елена Сергеевна,

кандидат филологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Ярославская Валерия Сергеевна,

учитель английского языка, руководитель методического объединения по направлению «Филология» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29» (г. Абакан)

В статье описывается опыт создания онлайн-ресурса в сфере обучения русскому языку как иностранному. Приведён краткий анализ существующих ресурсов в области преподавания русского языка как иностранного. Рассмотрены основные площадки для размещения блогов, описаны виды блогов. Выявлены и охарактеризованы трудности, возникающие при реализации подобного проекта. Осуществлён анализ авторского блога в сфере преподавания русского языка как иностранного.

Ключевые слова: онлайн-образование, дистанционное образование, блог, русский как иностранный, социальные сети.

ON SOME EXPERIENCE OF THE CREATION OF THE ONLINE PLATFORM FOR TEACHING

RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE

Antonov Vladimir Petrovich,

Senior Lecturer at the Department of Stylistics of the Russian Language and Journalism Katanov Khakass State University (Abakan)

Grishcheva Elena Sergeevna,

Ph.D.of Philological Sciences, Associate Professor Katanov Khakass State University (Abakan)

Yaroslavskaya Valeriya Sergeevna,

English teacher, head of the methodological association in the direction of "Philology" Municipal budgetary educational institution "Secondary school number 29" (Abakan)

The article describes an experience of creating an online resource in the field of teaching Russian as a foreign language. The authors present a brief analysis of existing resources in the field of teaching Russian as a foreign language. The main sites for placing blogs are considered, the types of blogs are described. The difficulties encountered in the implementation of such a project are identified and characterized. The analysis of the author's blog has been carried out in the field of teaching Russian as a foreign language.

Key words: online education, distance learning, blog, Russian as foreign language, social networks.

В настоящее время не вызывает сомнения то, что для современного человека востребованным становится получение качественного образования. Количество желающих обучаться вызвало спрос на создание большого числа образовательных организаций. С появлением Интернета, как известно, возникли новые воз-

можности для получения образования в любой точке земного шара. Являясь универсальным средством общения, поиска, хранения и передачи информации, Интернет стал неотъемлемым элементом нашей жизни. С высоким темпом развития компьютерных технологий формы интернет-коммуникации постоянно

видоизменяются и совершенствуются в соответствии с потребностями пользователей. Теперь мы можем получать образование не выходя из дома, либо же, напротив, заниматься где угодно. Помимо всевозможных образовательных платформ, за которыми стоят образовательные организации, современные онлайн-приложения также предлагают массу возможностей для преподавателей, которые по разным причинам не хотят быть частью больших коллективов или компаний, а желают работать индивидуально.

Безусловно, практически любой учитель или преподаватель, проводящий занятия в школе или университете в традиционной форме, сталкивается с определёнными трудностями при выходе на онлайн-площадки. Такие трудности вполне разрешимы, так как в наше время есть много возможностей для нахождения нужного материала как теоретического (см., список литературы), так и практического характера. Кратко рассмотрим источники практической направленности.

Так, автор одного из них А. Г. Шуст - журналист, маркетолог, предприниматель, создатель «Лаборатории эффективного блога» и автор блога sila.slova - в своей книге «О, мой блог! Как начать вести блог и не останавливаться» [1] даёт советы начинающим блоге-рам, как создавать и эффективно вести свои блоги, а также писать качественные тексты для них. Автор рекомендует, как правильно выбирать формат блога, определять целевую аудиторию, придумывать интересные темы для постов, которые непременно заинтересуют подписчиков. Кроме того, А. Г. Шуст подробно останавливается на таких важных аспектах ведения блогов, как создание текстов, способных привлечь, а затем удержать внимание читателя от заголовка до последней строчки. Не проходят мимо её внимания и советы о том, как обеспечивать регулярную обратную связь со своей аудиторией, как привлекать в свой блог новых подписчиков. Имеются в книге и

рекомендации по технологии грамотной монетизации блога через привлечение рекламы. После каждой главы предлагаются упражнения, призванные помочь отрабатывать на практике различные приёмы написания постов для блога.

Обратим внимание ещё на одну книгу -«Продвижение личных блогов в Инстаграм: пошаговое руководство», написанную А. А. Митрошиной. Данный источник позиционируется как «пошаговое руководство по продвижению личных страниц в соцсети Ин-стаграм от популярного российского блогера, фитнес-тренера и основателя проекта «Инста-логия» [2]. Автор книги очень подробно рассказывает о пути своего становления от начинающего до продвинутого блогера, иначе - от чёткого замысла к успешной реализации своего проекта. А. А. Митрошина даёт ответы на многие актуальные вопросы «блогерства», в частности:

- Как определить и реализовать оригинальную концепцию профиля?

- Что такое личный бренд и из чего он складывается?

- Как правильно оформить страницу и в чём преимущество единого стиля?

- Как делать качественные фотографии, снимать видеоконтент и писать интересные посты? И как их успешно продвигать?

- Может ли блог стать не только средством самовыражения, но и источником дохода? [2].

Актуальность темы нашей работы обусловлена возрастающей потребностью в изучении русского языка иноязычной аудиторией, а также развитием технологий в образовательной сфере, что влечёт за собой необходимость разработки различных эффективных образовательных онлайн-ресурсов. На текущий момент анализ и описание специфики онлайн-обучения в области преподавания русского языка как иностранного (РКИ) не представлены комплексно и подробно в различных теоре-

тических, практических и методических источниках.

Целью данной публикации является анализ и описание процесса создания собственного -авторского - онлайн-ресурса в сфере РКИ и анализ получившегося результата. Скажем, что инициатором создания и, соответственно, автором анализируемого нами онлайн-ресурса является В. С. Ярославская.

Обозначим задачи работы, касающиеся только собственно анализа онлайн-ресурса в сфере РКИ:

- определить виды блогов для создания образовательного ресурса;

- описать технологию создания онлайн-ресурса в сфере РКИ;

- проанализировать информацию, необходимую для создания ресурса в сфере РКИ;

- проанализировать авторский онлайн-ресурс.

Анализ теоретической литературы [3-17], а также содержания сети Интернет, связанного с проблемой нашего исследования, показал, что в настоящее время существуют разные виды платформ и, соответственно, возможности создать свой блог на различных площадках. Часть из них носит профессиональный характер, например, предназначенные для педагогов или специалистов иной определённой сферы деятельности. Для массовой аудитории функционируют социальные сети. Изначально они были созданы для общения и возможности поделиться какой-то личной информацией, но в последние несколько лет они также предлагают неплохие возможности для создания собственных блогов, в том числе и в образовательной сфере.

Коротко определимся с понятием «блог». Оно происходит от английского слова «weЫog» и переводится как «веб-журнал», или «сетевой журнал». На сайте Blogger.com -службы для ведения дневников с развитыми возможностями для общения между пользователями, данное понятие определяется много-

аспектно: и как личный дневник, и подмостки для ежедневных выступлений, и сфера сотрудничества, и политическая трибуна, и место для публикации последних новостей, и коллекция ссылок и т. д. Здесь же утверждается, что существуют миллионы блогов всех форм и размеров, потому настоящих правил их ведения нет: «Ваш блог станет таким, каким Вы пожелаете» [цит. по: 16].

Штудирование достаточного числа источников показало, что в них действительно представлены самые разные подходы к определению сущности понятия «блог». Так, например, А. Ф. Иванько и соавторы предлагают в своей статье сразу три дефиниции термина:

- «Блогом можно считать интернет-дневник или онлайн-журнал, который постоянно обновляется. В нём публикуются тексты, мультимедийные файлы, графические элементы, фотографии и т. д. Автор чаще всего старается делать короткие записи, которые группируются в обратной хронологической последовательности. Обычно блоги рассчитаны на широкую аудиторию, доступны всем, имеют подписчиков (читателей), которые могут высказать своё мнение по поводу текста в комментариях» [17, с. 56];

- «Блог - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости» [17, с. 57];

- «В целом блоги - инструмент общения и формирования сетевых сообществ, а также площадка осуществления коммуникаций с целевой аудиторией...» [17, с. 57].

В литературе встречаем, в частности, и так называемый нетерминологический подход к определению сущности рассматриваемого понятия. Так, Ю. Н. Макаров полагает, что «блог - это до некоторой степени частный мир человека, в котором он может представлять себя таким, каким хочет показаться, рассказывать о том, чем хочется поделиться». Кроме того, он

здесь же утверждает, что «блоги - это разговор, где можно высказать своё мнение, устроить обсуждение с участием других блогеров», а также что «блог - это инструмент для самовыражения» [11]. Заметим, что данный автор предлагает в своей статье и собственно терминологический подход осмысления сущности блога:

- «Блог - (от англ. weblog - Ь^ - запись событий) - аналог дневника, который ведётся на личном сайте или на сайте, специально предназначенном для ведения блогов, с возможностью публичного или приватного (для определённых пользователей) чтения и комментирования другими пользователями [11];

- «...блог - это сетевой дневник, где у его читателей есть возможность оставить комментарий» [11].

Т. П. Богданова, автор статьи «Блоги в системе сетевых коммуникаций», называет источники, в которых имеются определения термина «блог», приводит их и предлагает своё понимание сущности данного понятия: «Блог - это своего рода дневник, содержащий персональные заметки, организованный в хронологическом порядке, и субъективные комментарии по поводу событий реальной действительности, либо чужих публикаций в сети, сопровождаемые ссылками на них. С технической точки зрения в основе блога лежит программный механизм, позволяющий быстро обнародовать упомянутые выше заметки в сети, то есть делать их доступными широкому кругу читателей» [16]. Не претендуя на своё, авторское, определение данного понятия, скажем лишь, что блог - это веб-сайт, или сетевая площадка, предназначение которого/которой зависит от целей его/её создателя.

Так, уже названный нами автор Т. П. Богданова пишет о двух концепциях создания блога. С одной стороны, по её мнению, блоги создаются как средство для общения их авторов со знакомыми им людьми; к этой группе блогов исследователь относит персональные

дневники. «Туда пишутся сообщения о каких-то личных событиях, помещаются интересные автору ссылки, возникают дискуссии о каких-то совместных впечатлениях посетителей и т. д.», - замечает автор статьи [16]. В этом случае речь идёт о таких блогах, которые в классификации, например, исследователя Е. Ю. Чайка терминируются как личные блоги [18, с. 15]. Вторая концепция создания блогов, по словам Т. П. Богдановой, касается блогов, которые с полным правом могут называться журналистикой. «Именно подобные блоги содержат в себе необходимые характерные черты журналистики, там статьи полностью подходят под определение журналистского текста. На Западе зачастую они представляют собой онлайновую реализацию авторских колонок в газетах. Лучшие западные блоги и представляют собой авторские колонки, выделенные в отдельный сайт. Их ведут настоящие журналисты, что делает эти блоги полноценным источником информации» [16].

Как нам кажется, можно говорить и о третьей концепции создания блогов: они создаются профессионалами той или иной предметной области знаний с целью информирования друг друга о новых данных, выявления позиций друг друга, преподнесения знаний (обучения целевой аудитории) и т. д. Это лайфстайл-блог и экспертный блог, которые предлагает выделять Е. Ю. Чайка [18, с. 15]. Выделение названным автором такого вида блога, как бизнес-блог, явно говорит ещё и о такой концепции их создания, как зарабатывание на ведении блогов денежных средств. Иначе говоря, авторы используют свои блоги как платформы для монетизации своих знаний.

Далее соответственно перейдём к вопросу о классификации блогов. В специальной литературе (см., например: [18, с. 15]) приводятся различные классификации блогов, однако чаще всего выделяют следующие основные:

- личный блог;

- лайфстайл-блог;

- экспертный блог;

- бизнес-блог.

Т. П. Богданова пишет, например, ещё о фото- и видеоблогах [16].

Каждая из разновидностей блога имеет, очевидно, свои преимущества и недостатки, но в контексте создания ресурса именно для обучения РКИ отдельно рассмотрим два вида блога: лайфстайл и экспертный. Первый предполагает более живой формат общения. Обычно для такого блога автор выбирает несколько важных тем, в том числе связанных с ним лично.

Экспертный блог, как следует из названия, предполагает строгую идентификацию его автора с темой своей работы. Особенностью данного вида блога следует назвать и то, что в нём рассматриваются все аспекты обсуждаемой темы. Говоря по-другому, автор блога является экспертом в одной тематической области и пишет только о ней. Никакие отклонения от темы в подобном блоге недопустимы. Автор блога - специалист в конкретной области знаний. Это подтверждается и материалами, публикующимися в блоге, и различными официальными достижениями, например, дипломами или удостоверениями о повышении квалификации. И здесь возникает достаточно серьёзная проблема: человек может быть неплохим экспертом, но часто не может, к сожалению, адекватно и интересно донести информацию до сознания других людей. Таким образом, для создания эффективного экспертного блога необходимо не только великолепное владение материалом, не только умение методически правильно его подать, но и сделать это так, чтобы привлекать как можно больше подписчиков. Здесь уместнее говорить о навыках копирайтинга у человека, работающего с таким блогом.

После выбора вида блога важно определиться с площадкой для его размещения и дальнейшего его ведения. В настоящее время, как известно, основная часть блогов ведётся на площадках Instagram, Facebook, ВКонтакте.

Кроме того, сервис Google также предлагает своим пользователям возможность создания блогов на основе конструктора сайтов. Выбор площадки зависит от целей создателя блога. В качестве наглядного примера рассмотрим площадку Instagram

Instagram - социальная сеть, основанная в середине 2000-х, официально была запущена 6 октября 2010 года. Её основатели - Кевин Систром и Майк Кригер - изначально хотели создать игровое приложение, но их задумка не осуществилась по той причине, что первое их приложение получилось слишком сложным для использования. В конце концов, после большого количества доработок в приложении осталась лишь возможность публиковать фотографии, но с большим количеством различных фильтров. Появившееся в 2010 году приложение Instagram очень быстро набрало популярность. Популярность Instagram не вызывает никаких сомнений хотя бы потому, что в настоящее время в сети зарегистрировано более одного миллиарда пользователей. Ежедневно более 500 миллионов пользователей просматривают размещённые там материалы.

По результатам анализа текущей ситуации в онлайн-образовании в сфере РКИ, одним из авторов данной публикации (В. С. Ярославской) было принято решение о создании собственного - авторского - экспертного блога на платформе социальной сети Instagram. Учитывая количество зарегистрированных пользователей, можно утверждать, что именно эта площадка в последние годы стала основой для продвижения множества интересных идей и проектов, в том числе в сфере образования. Сервис постоянно дорабатывается и усовершенствуется, в нём появляются новые, удобные для работы с большими аудиториями инструменты. И сама направленность сервиса в последние годы сместилась с простого размещения фотографий на публикацию интересного контента. Этому, в том числе, способство-

вали и особенности сервиса. Так, в посте Instagram не может быть напечатано более 2 200 знаков. На практике это означает, что предлагаемая автором блога идея должна быть донесена до сознания пользователей ёмко и кратко. Соответственно человек, читающий пост, за небольшой промежуток времени может получить небольшой объём действительно полезной информации.

Из плюсов реализации проекта можно отметить большое количество дополнительных материалов по созданию собственного блога на платформе Instagram. Это и курсы по написанию привлекательных текстов, и разнообразная литература с пошаговым руководством по созданию своего аккаунта. В настоящее время ни один из существующих сервисов не имеет настолько подробно описанных алгоритмов работы, как Instagram. Помимо возможности размещения публикаций, также существует возможность записывать сторис, причём их можно сохранять в отдельной вкладке для постоянного использования. Кроме того, существует удобная возможность проведения прямых эфиров, но ею лучше пользоваться, когда число подписчиков превышает 1 000 человек. Подобные эфиры планируются заранее. Интересной особенностью является то, что эфиры можно организовать в закрытом формате, то есть только для определённой группы аудитории. В последние годы также стали набирать популярность марафоны на различные темы. К тому же в Instagram есть удобный сервис обратной связи. Помимо комментариев, есть возможность общаться с помощью личных сообщений. Для редактирования текстов в Instagram созданы отдельные инструменты, например, специальный бот на площадке Telegram, который помогает расставить пробелы и подсчитать количество знаков.

Следующим нашим шагом стал поиск названия проекта. Стандартные названия «Русский как иностранный» или «Русский для иностранцев» были нами отвергнуты. Нужно было

создать яркое, запоминающееся, креативное название с целью привлечения как можно большего числа подписчиков. В итоге появилось название «Русский для нерусских». Языковая игра в названии, как мы полагали, могла привлечь и русскоязычных пользователей, интересующихся историей русского языка, его развитием и современным состоянием.

Вполне понятно, что создание авторской интернет-страницы - достаточно трудоёмкий процесс. С развитием Всемирной сети появились и люди, которые предлагают свои услуги по созданию и ведению подобных страниц. Среди наиболее распространённых услуг можно назвать оформление и публикацию постов. Как правило, привлечение сторонних людей к оформлению страницы затруднительно в финансовом отношении: проект становится намного дороже. Поэтому нами было принято решение создавать свою страницу самостоятельно.

Так как наша цель - создание экспертного блога, первым делом были обозначены ключевые пункты по созданию страницы: её оформление, определение целевой аудитории, формулирование тематики постов, создание визуального контента, составление плана публикаций, написание плана по развитию страницы.

На следующем этапе мы перешли к разработке визуальной части страницы. Самым простым решением для нас стала возможность воспользоваться готовыми продуктами компании MicrosoftOffice. Часть визуальной составляющей можно было создать с помощью программы PowerPoint. Сама названная программа создана для подготовки презентаций, но имеющиеся в ней инструменты также позволяют сделать и иной графический дизайн. К сожалению, в данной программе есть один серьёзный недостаток, а именно то, что формат картинки не соответствует формату, необходимому для публикации в Instagram. Поэтому от данного решения нам пришлось отка-

заться. Таким образом, начался поиск подходящего инструмента для создания визуальной части страницы. Сложные инструменты вида программы Photoshop также были отвергнуты, но уже по иной причине: данная программа требует определённой квалификации для работы с ней. Автор создаваемого блога не является квалифицированным специалистом по работе в данной программе, а время на её освоение потребовалось бы значительное. Поэтому критериями выбора программы или, вернее сказать, платформы, стали следующие:

- доступность (бесплатное использование);

- простота;

- качественный результат.

В настоящее время существует достаточное количество подобных платформ. Практически все они имеют как платную, так и бесплатную версии. Нами в качестве удобного инструмента для работы был выбран ресурс Canva.

Следующим шагом стало определение тематики постов на странице. Как мы ранее уже отмечали, «Русский язык» - слишком широкая тема. Тема «Русский как иностранный», очевидно, предполагает обязательное размещение блоков информации по разделам языка: фонетике, грамматике, лексике, орфоэпии, графике и др. В постах о фонетике нами подробно описывается звуковая система русского языка, а также рассмотрена техника артикуляционной работы для правильного произношения, точнее - выговаривания, звуков. Темы по грамматике на начальном этапе обучения предлагают пользователям блога понять основы построения простых предложений в русском языке, а также познакомиться с имеющимися грамматическими категориями основных частей речи. Раздел «Лексикология» даёт возможность пополнить словарный запас часто употребляемыми словами и фразами русского языка. Но, разрабатывая только данные темы, мы пришли к заключению о том, что можно сделать блог сухим и неинтересным. Поэтому, проанализи-

ровав текущую информацию в имеющихся блогах в сфере РКИ, мы приняли решение о внесении в план публикаций таких тем, как: история русского языка; интересные факты из жизни (функционирования) русского языка, например сочетания слов и фразы, звучащие одинаково, но имеющие разное значение по причине включения в них не только слов-омонимов, но и реализации такого явления (фигуры), как сдвиг (Время и стекло - время истекло, подождём - под дождём и т. п.) [18, с. 137].

Необходимо было определиться и с тем, на каком языке будут приводиться публикации. Конечно, по умолчанию это русский язык, но так как блог предполагается для иноязычной аудитории, то вторым языком представления и предоставления информации нами был выбран английский.

В результате проведённой работы нами был создан экспертный блог «Русский для нерусских» на площадке Instagram (см. рисунок ниже).

В ходе реализации проекта мы достигли следующих результатов:

1. Описана технология создания собственного ресурса. Рассмотрены основные этапы по визуальному оформлению блога и его содержательному наполнению. Определена целевая аудитория блога. Проанализированы существующие графические дизайнеры и разработан дизайн страницы. Создан контент-план публикаций материалов в блоге. Разработаны хеште-ги для постов.

2. Проанализирована информация для размещения в блоге. В качестве тем публикаций нами были выбраны: история русистики, основы фонетики, лексикология, основы построения предложений. Также нами было решено публиковать посты на двух языках: русском и английском. Это было сделано для охвата более широкой аудитории.

Оформление страницы «Русский

3. Проведён анализ публикаций в блоге «Русский для нерусских» с целью подтвердить нашу гипотезу о востребованности он-лайн-ресурса в сфере РКИ. По результатам анализа мы пришли к выводу, что от публикации к публикации охват аудитории увеличивался. Кроме того, в результате проведённого анализа нами были выявлены сложности в реализации проекта, мы также определили объём времени, затрачиваемый на создание одного поста. Кроме того, вследствие ограничения объёма поста в In-stagram 2 200 знаками, нужно было разделить большие темы на небольшие по объёму части и затем перевести получившийся текст на английский язык. Второй трудностью стало техническое оснащение. Несмотря на доступность всех приложений в мобильном формате, их корректная работа возможна только при наличии устойчивого интернет-соединения, кроме того, само устройство должно иметь хороший процессор и

для нерусских» на площадке Instagram

достаточно большой объём встроенной памяти.

Таким образом, в ходе анализа специальной литературы, содержащей как теоретические основы, так и практические рекомендации по созданию и продвижению блогов, мы выявили и описали современное состояние названной проблемы, в частности, рассмотрели виды блогов, особенности их организации и продвижения. Очевидно, что в настоящее время создание собственного он-лайн-ресурса, функционирующего в сфере образования, становится необходимостью и даже квалификационным требованием к современным преподавателям.

В работе мы рассмотрели этапы создания собственного блога на площадке Инстаграм, начиная от формирования замысла, заканчивая его воплощением, а также провели анализ готового продукта. Мы показали, что для успешного продвижения блога для обучения РКИ необходимо тщательно форми-

ровать его контент, который должен быть как насыщен точными, объективными сведениями из каждого раздела русского языка, так и содержать игровые элементы, предлагать не просто «сухие» сведениями из жиз-

ни языка, а показывать любопытные факты, содержать элементы занимательного повествования. Полагаем, что работа по развитию нашего авторского проекта имеет свои перспективы.

Библиографический список

1. Шуст, А. Г. О, мой блог! Как начать вести блог и не останавливаться. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 224 с.

2. Митрошина А. А. Продвижение личных блогов в Инстаграм: пошаговое руководство. М.:ООО «Издательство АСТ». 2019. 229 с.

3. Бажалкина Н. С. Жанровые особенности интернет-блога в педагогическом дискурсе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2016. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. Вып. 1. С. 131-141

4. Баженова Е. А., Иванова И. А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 4(20). С. 125-131.

5. Баркович А. А. Интернет-дискурс: компьютерно-опосредованная коммуникация: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука. 2015. 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Blood R. The Weblog Handbook: Practical Advice on Creating and Maintaining Your Blog. Cambridge, 2002. 253 p. // Блад Р. Справочник по веб-блогу: Практические советы по созданию и ведению вашего блога. Кембридж, 2002. 253 с

7. Горшкова Е. И. Блог как вид интернет-коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб, 2013. 23 с.

8. Колокольцева Т. Н. Диалогичность в жанрах интернет-коммуникации (чат, форум, блог) // Жанры речи. 2016. N° 2(14). С. 96-104.

9. Лагошина М. С., Саева Ю. А. Роль блогов и блогеров в сети Интернет // Юный учёный. 2018. № 1.1 (15.1). С. 52-53. URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1158/ (дата обращения: 23.03.2020).

10. Литвиненко Ж. М. Современная русистика о жанрах интернет-коммуникации: форум, блог, чат // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 3(168). С. 48-52.

11. Макаров Ю. Н. Интернет-блог как элемент глобальной сети // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 1-2. С. 39-40. URL: https://rucont.ru/efd/376203 (дата обращения: 15.04.2020).

12. Максимова Т. О. Блог в интернет-коммуникации: структура, функции, литературный потенциал // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 1. С. 124-130.

13. Мельник М. В. Блог як жанр штернет-коммушкаци // Система i структура схвднослов'янськихмов: збiрник наукових праць. Випуск 5. Kiiv: Вид-во НПУ iм. М. П. Драгоманова, 2012. С. 216-223.

14. Susan C. Herring, Lois Ann Scheidt, Sabrina Bonus, Elijah Wright. Bridging the Gap: A Genre Analysis of Weblogs. // Сьюзен С. Херринг, Лоис Энн Шайдт, Сабрина Бонус, Элайджа Райт. Преодоление разрыва: Жанровый анализ блогов. URL: http://www.csus.edu/indiv/s/stonerm/genreanalysisofweblogs.pdf (дата обращения: 17.03.2020).

15. Шляховой Д. А. Жанровые характеристики блогов как электронных средств массовой коммуникации // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т. 8. № 4. С. 939-948.

16. Богданова Т. П. Блоги в системе сетевых коммуникаций // Научно-культурологический журнал. 2006. № 13 (135). Blogger.com // http://www.blogger.com/tour_startg (дата обращения: 23.03.2020).

17. Иванько А. Ф., Иванько М. А., Гомзелева К. Блоги в системе сетевых коммуникаций // Международный научный журнал «Символ науки». 2017. № 02-2. С. 56-60.

18. Чайка Е. Ю. Лингводидактические основы иноязычной подготовки взрослых с использованием информационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2002. 240 с.

© Антонов В. П., Грищева Е. С., Ярославская В. С., 2020

УДК [070:(616-022.6+616-036.21)]:004.738.5(571.513)

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА ХАКАСИИ «РЕПАБЛИК»)

Барановская Полина Александровна,

магистрант

Научный руководитель — Е. С. Грищева, кандидат филологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассматривается негативное воздействие пандемии нового типа коронавируса на деятельность одного из популярных интернет-изданий Хакасии - проекта «Репаблик». Приводятся данные о влиянии СОУЮ-19 на деятельность данного издания. Описаны особенности материалов и функции рубрик «Новости», «Афиша», «Журнал», «Кино», «Фотогалерея», «Купи выгодно» до и во время коронавируса. Охарактеризован формат редакционной работы в условиях пандемии. Сделаны выводы о том, почему «Репаблик» сегодня не актуален у читателей.

Ключевые слова: пандемия, коронавирус, СОУЮ-19, вирус, СМИ, влияние, востребованность, новости, информация, актуальность, популярность, реклама, статистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.