БАРАНОВ В. В.
Из опыта создания научно-производственной базы ААНИИ на мысе Баранова острова Большевик архипелага Северная Земля (1985-1996 гг.)
BARANOV V. V.
An Experience of creation of scientific-research base AARI at Cape Baranov of the Bolshevik Island (Severnaya Zemlya) (1985-1996)
Сведения об авторе:
Баранов Владимир Васильевич, кандидат физико-математических наук, полярник (Санкт-Петербург) [email protected] Author:
Baranov Vladimir Vasilievich, candidate of physics & mathematical sciences, polar
researcher (st. Petersburg)
Аннотация
В статье рассказывается об истории создания полярной станции на мысе Баранова (о. Большевик, арх. Северная Земля), описываются факторы, определившие выбор места для строительства стационара, даётся описание основных принципов создания базовой инфраструктуры. Характеризуется деятельность станции в 1986-1996 гг. и причины, которые привели к её закрытию. Abstract
The article discusses the history of the polar station at Cape Baranova (Bolshevik island, arch. Severnaya Zemlya), it describes the factors that determined the choice of the place for the construction of the research station, describes the basic principles of the basic infrastructure. This article also describes activity of the station in 1986-1996 and the reasons that led to its closure.
Ключевые слова:
Арктика, полярная станция, туризм, научные исследования, научно-исследовательский стационар, мыс Баранова, Северная Земля. Key words:
Arctic, polar station, tourism, scientific research, Cape Baranova, Severnaya Zemlya.
Полярная станция ААНИИ на мысе Баранова (о. Большевик, арх. Северная Земля) была основана в 1986 г. как научно-исследовательская полевая стационарная база Арктического и антарктического НИИ для выполнения многолетних хоздоговорных научно-исследовательских и опытно-конструкторских экспедиционных работ.
Географические особенности
Станция расположена вблизи мыса Баранова на острове Большевик (архипелаг Северная Земля) и на прилегающих припайных льдах пролива Шокальского (временные лагеря) в координатах: 79° 16' с. ш. и 101° 45' в. д. Высота станции над уровнем моря - 30 м.
Станция размещена на пологом берегу пролива Шокальского, разделяющего острова Большевик и Октябрьской Революции. Пролив шириной до 40 км имеет глубину до 350 м. Район расположения станции характеризуется широким спектром природного льда: морского, дрейфующего и припайного, озёрного и речного, мощными (до 800 м) куполообразными ледниками, которые сбрасывают многочисленные айсберги. Местность вблизи станции характеризуется ярко выраженным ландшафтом полярной пустыни со значительным количеством озёр. Грунт большей частью каменистый, сланцевый.
Животный мир представлен белыми медведями, песцами, полярными волками, зайцами, оленями, тюленями, леммингами и многочисленными колониями перелётных морских и наземных птиц.
Район расположения станции характеризуется высокоширотным северным ходом. С 22 октября по 22 февраля - полярная ночь, с 22 апреля по 22 августа - полярный день. Температура воздуха летом от 0 до +10 °С сменяется устойчивыми морозами зимой (октябрь - апрель) с морозами до -45 °С. Ветровой режим: устойчивые ветра преимущественно южного направления со средней скоростью 10-15 м/с, а также штормовые - до 50 м/с.
Подход морских судов и атомных ледоколов обеспечивается на расстоянии 150 м от пологого берега вблизи самой станции.
Выбор места для научной базы
Исходя из целей и задач, определяющих виды, сроки и объём научно-производственных экспедиционных хоздоговорных научных и опытно-конструкторских работ в экстремальных высокоширотных арктических условиях, в ААНИИ предварительно были рассмотрены потенциальные возможности производства такого рода работ на архипелагах Земля Франца-Иосифа и Северная Земля с использованием существующих на то время полярных баз и метеостанций.
С этой целью руководством ААНИИ весной 1985 г. была организована специальная вертолётная экспедиция с привлечением заинтересованных сторон (заказчиков научных работ) для выбора конкретного месторасположения будущей научной базы и возможностей её материально-технического обеспечения.
После тщательной вертолётной разведки госкомиссией было рекомендовано руководству ААНИИ место для строительства научно-производственной базы в северной части о. Большевик (арх. Северная Земля) в 12 км к югу от обозначенной на карте точки «Мыс Баранова» (79° 16' с. ш. и 101° 45' в. д.).
Выбор места был обусловлен следующими требованиями:
1. Физико-техническими проблемами льдоведения, а именно:
а) набором видов природного льда и их временных характеристик:
• однолетних и многолетних полей морского припайного и дрейфующего льдов;
• пресноводных озёрных и речных льдов;
• ледникового льда куполов и айсбергов.
б) экстремальными природными климатическими условиями района исследований физико-механических характеристик льда.
2. Необходимостью оперативной доставки людей и грузов на базу с использованием большегрузных самолётов (типа Ил-76), а также морских транспортных судов и ледоколов в зимний и навигационный периоды, что требовало:
а) строительства снежно-грунтовой взлётно-посадочной полосы 2800 х 100 м с полным аэродромным обеспечением, включая диспетчерский пункт с приводами, дизельную электростанцию;
б) строительства вертолётной площадки («Синева-3»);
в) организации оперативной радиосвязи и метеорологического обеспечения авиаработ.
3. Созданием научно-производственной базы с проживанием научно-технического и обслуживающего персонала в составе не менее 100 человек, включающей:
а) жилые обогреваемые полярные щитовые комплексы на базе полевых домиков типа ПДКО1, «Север-3» и т. п.;
б) энергообеспечение - стационарная дизель-электростанция мощностью не менее 250 кВт с кабельной развязкой ко всем стационарным объектам базы;
в) наземное транспортное обеспечение для экспедиционных, полевых и хозяйственных работ (вездеходы, бульдозеры, автокраны, топливозаправщики, водовозы, снегоходы и т. п.);
г) топливное обеспечение (дизель-электростанция, ёмкости для хранения и заправки наземного и авиатранспорта);
д) хозяйственно-бытовое обеспечение (материальные, вещевые и продовольственные склады, столовая, медпункт, банно-прачечный комплекс, ёмкости для питьевой воды, эстакады под полевое оборудование и материалы);
е) научно-производственные помещения и лаборатории;
ж) основные транспортные дороги от базы на аэродром с взлётно-посадочной полосой и приводами (протяжённостью 6 км) до озера Твёрдое (6 км), до морского порта (4 км) до метеостанции «Мыс Песчаный» (18 км).
Основные принципы строительства базовой инфраструктуры
Опыт экспедиционной работы (1974-1985) в Арктике (на м. Ватутина, о. Октябрьской Революции, арх. Северная Земля) и в Антарктиде предопределил основные принципы строительства «на голом месте» инфраструктуры новой научно-производственной базы на мысе Баранова.
Здания и сооружения. Для конкретного размещения на территории базы жилых и производственных домов (оперативно доставляемых судами и вертолётами) была выбрана открытая
1 «Наш домик - стандартный, собранный из панелей, пригнанных друг к другу и стянутых болтами. Такие дома уже давно используются в Арктике. Название их мудрёное - ПДКО, что означает "полярный дом Канаки - Овчинникова". Дом простой, незатейливый. Коробка пять метров в длину, два с половиной в ширину. До потолка можно достать рукой. Вход через обычную дверь, без тамбура. Окна маленькие, квадратные. Толщина стен невелика, но сквозь них не продувает. У входа установлена небольшая печь, работающая на соляре или керосине». Цит. по: Бардин В. И. В южных полярных широтах. М., 1980 [Электронный ресурс]. URL: http://antarctic. su/books/item/f00/s00/z0000023/st011.shtml (дата обращения: 21.06.2018).
площадка со сланцевым и каменным грунтом на высоком (30 м) морском берегу без впадин и ям для обеспечения продува снега во время сильных метелей в холодное время и беспрепятственного стока талой воды в летнее время.
При строительстве отдельных сборных домов или комплексов из них учитывался главный фактор застройки базы - свести до минимума снегонакопление на территории базы от частых и сильных метелей с целью обеспечения нормального передвижения людей и транспорта по территории станции.
С этой целью были проведены следующие мероприятия:
• за основу была взята роза ветров в данном месте строительства, по которой были сориентированы все здания с учётом угловой атаки к стабильному ветровому фронту;
• для продувки снега естественным сильным ветром (норма 20-40 м/с) большинство домов были поставлены на столбчатые фундаменты из топливных бочек, заполненных сланцевыми камнями;
• расстояния между домами выбирались с учётом минимизации шлейфовых заносов для проезда транспорта и уборки снега;
• на зимний период между домами была запрещена установка каких-либо временных бытовок, сараев или стоянка транспортных средств. Все материалы и оборудование складировалось исключительно на «бочковые» специализированные эстакады (от снежных заносов и для удобства их ежедневного использования).
В состав станции входили:
• снежно-грунтовой аэродром 4-го класса с взлётно-посадочной полосой протяжённостью 2,5 км, оборудованный радиотехническими средствами круглосуточного диспетчерского приёма самолётов любого класса, включая крупно-фюзеляжные типа Ил-76 и Ан-22;
• вертолётная площадка, оборудованная системой глиссадной посадки вертолётов для круглогодичного их приёма;
• движимое имущество - комплексы жилых домиков с оборудованными одно-, двухместными комнатами для размещения 30-40 человек научного состава; комплексы жилых домиков для размещения обслуживающего персонала станции и экипажей самолётов и вертолётов общим числом 40 человек; резерв из девяти домов ПДКО, в которых можно было разместить дополнительно от 10 до 20 человек; комплекс производственных помещений (дизель-электростанция, то-карно-слесарная мастерская, сварочный и столярный цеха, гаражи, радиоцентр, медпункт с операционной и амбулаторией); комплекс хозяйственных строений (столовая на 30 человек с кухней, баня на
шесть человек с залом отдыха, продовольственные склады и холодильники); комплекс научных лабораторий для исследования льда, атмосферы и океана; топливные ёмкости объёмом 600 м3, ёмкости для хранения и транспортировки питьевой воды общим объёмом 80 м3.
Жилые домики были оборудованы мебелью, спальными принадлежностями, электроосвещением, электрообогревом (220 В), местной телефонной связью, тёплым туалетом и умывальниками.
Дороги, транспорт. Принцип строительства транспортных дорог от станции к другим базовым объектам состоял в прокладке трассы по наиболее видимым с территории станции холмистым местам со сланцевым каменным основанием. Через каждые 50 м с одной стороны трассы устанавливались пустые топливные бочки, на которые для их ветроустойчивости укладывались камни. Через 500-1000 м устанавливались специально промаркированные бочки, заполненные дизтопливом или бензином на критические случаи жестокой зимней пурги. Езда транспорта вне трасс, особенно в летний период, была категорически запрещена.
Транспортное сообщение по доставке или смене научного или обслуживающего персонала выполнялось круглогодично (обычно вертолётами Ми-8МТВ с ближайших авиабаз (п. Диксон, п. Хатанга, п. Дудинка)). Морская навигация осуществлялась ежегодно в осенний период с судов или ледоколов либо по припайному льду, либо плашкоутами или вертолётом.
Доставка грузов самолётами была с момента строительства взлётно-посадочной полосы (октябрь - ноябрь) до начала мая.
Утилизация отходов жизнедеятельности. Практически все отходы жизнедеятельности станции утилизировались в пустые топливные бочки, в которых не полностью вырезалась крышка для последующего хранения и отправки судном.
Отходы от туалетов также помещались в топливных бочках (но с вырезанной крышкой), которые затем вывозились в специально отведённое место вдали от станции и переворачивались в летний период для «сушки».
Станция успешно работала и развивалась до конца 1990 г. Впоследствии (сказался распад СССР) с прекращением финансирования государственных программ в Арктике станция существовала до 1996 г. как туристическая база.
Работа станции в 1990-1996 гг.
В 1990 г. в связи с прекращением финансирования генеральным заказчиком хозрасчётных работ на станции приказом директора ААНИИ
Шкт !д Им Ншш АгсИс!
рис. 1. рекламные объявления туристической компании «БАрК», предлагавшей совершить арктические путешествия
№ 445-р от 13 декабря 1990 г. научные и экспедиционные работы были остановлены.
Для сохранения научно-производственной базы руководством ААНИИ было учреждено малое государственное предприятие «ПРИМА» («Природные ресурсы и механизмы Арктики»), с которым институт заключил договор № 3-51 от 13 декабря 1990 г. о взаимодействии учредителя и МГП «ПРИМА». Однако из-за невозможности со стороны ААНИИ финансировать и поддерживать деятельность МГП «ПРИМА» на Северной земле с 20 февраля 1992 г. по взаимному соглашению полевая станция безвозмездно перешла в собственность МГП «ПРИМА», которое предприняло попытку организации международной научно-экспедиционной деятельности и полярного туризма с использованием вертолётного парка п. Диксон. С этой целью был заключён договор между МГП «ПРИМА» и туристической компанией АОЗТ «Барк», зарегистрированной в п. Диксон (рис. 1). В период с 1992-го по 1996 г. оба предприятия разработали и реализовали уникальные пионерские программы арктических вертолётных путешествий: на Северный полюс (8 туров), по архипелагам Арктики и Таймыру (около 20 туров), в которых приняли участие более 300 туристов из стран Европы, Америки, Африки. В это же время был организован и ряд международных научных экспедиций для гляциологов, орнитологов, ботаников, зоологов и т. д. (рис. 2). Все работы были выполнены с высоким качеством, без каких-либо замечаний со стороны учёных, туристов и иностранных фирм.
Однако в конце 1996 г. из-за экономических проблем в стране и постоянного повышения цен в Арктике на авиаперевозки и топливо реализация международных туров и научных программ стала практически невозможна. Летом того же года были выполнены все работы по консервации станции «ПРИМА». Она 26 августа 1996 г. была законсервирована.
Современное состояние стационара на мысе Баранова
С 2007 г. ААНИИ начал предпринимать шаги по восстановлению станции, которая могла стать основной базой института для проведения высокоширотных исследований. Только в мае 2013 г. руководителем Росгидромета А. В. Фроловым было принято решение о возобновлении работы бывшего научно-исследовательского стационара ААНИИ путём перебазирования на него части оборудования и материалов, снятых с дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс - 40» после разлома её базовой льдины в ходе
Рис. 2. Блок-схема использования потенциала полярной станции «ПРИМА» для нужд различных организаций, учреждений и предприятий
Рис. 3. Научно-исследовательский стационар «Ледовая база "Мыс Баранова"» остров Большевик, архипелаг Северная Земля. Лето 1995 г.
экспедиции «Арктика-2013»1. Стационару было дано название Ледовая база «Мыс Баранова».
В течение двух месяцев, с 26 июня по 26 августа, персонал ААНИИ в составе семи человек выполнил расконсервирование основных функциональных зданий станции и ремонтно-восстановительные работы на них. В результате проведённых работ станция была передана зимовочному составу ААНИИ из восьми человек, доставленному НЭС «Михаил Сомов» в готовности для выполнения запланированных научных наблюдений и работ по аэрологии, метеорологии и гляциологии. С сентября 2013 г. на станции были организованы стандартные метеорологические, актинометрические и аэрологические наблюдения, исследования физико-механических характеристик припайных льдов. С весны 2014 г. было начато комплексное исследование природной среды архипелага Северная Земля сезонной экспедицией «Север-2014». Окончательная расконсервация и ремонт оставшихся зданий базы был выполнен бригадой строителей в летний период 2014 г.2
Также летом 2014 г. в северной части о. Большевик производились работы палеогеографического отряда. Это открыло возможность для исследования эволюции климатической системы в Арктике3. В последующие годы на станции осуществлялись и продолжают осуществляться различные исследования4 (рис. 3).
1 Соколов В. Т. Высокоширотная морская экспедиция «Арктика-2013» по эвакуации дрейфующей станции «Северный полюс - 40» и высадке экспедиции на ледовую базу «Мыс Баранова» // Российские полярные исследования. 2013. № 3. С. 21.
2 Макштас А. П. Соколов В. Т. Научно-исследовательский стационар «Ледовая база "Мыс Баранова"» - летний полевой сезон 2014 г. // Российские полярные исследования. 2014. № 3. С. 11-12.
3 Фёдоров Г. Б. Возобновление палеогеографических исследований на Северной Земле // Российские полярные исследования. Там же. 2015. № 1. С. 7-9.
4 Бакаленко Б. И. Геофизические исследования на научно-исследовательском стационаре «Ледовая база "Мыс Баранова"» в период 2015 - 2017 гг. // Российские полярные исследования. Там же. 2017. № 4. С. 25-26; Бородкин В. А. Краткие результаты работы зимовочного состава и сезонных групп на НИС «Ледовая база "Мыс Баранова»" // Там же. 2017. № 1. С. 12-16; Ипатов А. Ю. Итоги работы пятого зимовочного сезона на научно-исследовательском стационаре «Ледовая база "Мыс Баранова"» // Там же. 2017. № 4. С. 21-24; Макштас А. П., Лаурила Т., Асми Э., Кустов В. Ю., Мовчан В. В. Российско-финские исследования характеристик аэрозоля и парниковых газов в приземном слое атмосферы на НИС «Ледовая база "Мыс Баранова"» // Там же. 2015. № 4. С. 29-30; Парамзин А. С., Рачкова А. Н., Ёжиков И. С., Трунин А. А. Топографо-геодезические работы в рамках сезонных арктических экспедиций «Север-2015, 2016» на НИС «Ледовая база "Мыс Баранова"» // Там же. 2017. № 2. С. 20-23; Рачкова А. Н., Трунин А. А. Гидрологическуие исследования и работы в сезонной экспедиции «Север-2016» на НИС «Ледовая база "Мыс Баранова"» // Там же. 2016. № 4. С. 22-25; Тешебаев Ш. Б., Рачкова А. Н. Исследования бактериальной составляющей в естественных водоёмах района м. Баранова (архипелаг Северная Земля, о. Большевик) // Там же. С. 19-22; Харитонов В. В. Исследования строения торосов пролива Шокальского // Там же. 2016. № 3. С. 11-13.
Приложение 1 Перечень туров, организованных и реализованных МГП «ПРИМА» и туристической компанией АОЗТ «Барк»
(1992-1996 гг.)
1992 год
1) 02-09.05 - Северный полос (6 мая): Франция, 14 чел., гид -Armand Pekar
2) 10-17.05 - Северный полюс (13 мая): Франция, Швейцария, 14 чел., гид - Christian Kempf
3) 27.06-05.07 - Северная Земля - ЗФИ: Германия, Австрия, 12 чел., WINDROSE, гид - Hans-Peter Holzinger.
4) 12-24.07 - Северная Земля - ЗФИ: Германия, Австрия, 12 чел., WINDROSE, гид - Hans-Joachim Spitzenberger.
1993 год
5) 11-20.05 - Северный полюс (14 мая): Германия, Австрия, 13 чел., WINDROSE, гид - Walter Kuffer.
6) 16-27.05 - Северный полюс (19 мая): Германия, 12 чел., WINDROSE, гид - Daniel Aue.
7) 23.05-03.06 - Северный полюс (26 мая): Германия, Швейцария, 12 чел., WINDROSE, гид - Peter-Michael Carsten.
8) 20.06-01.07 - Северная Земля - ЗФИ: Германия, Австрия, Швейцария, 12 чел., WINDROSE, гид - Daniel Aue.
9) 18-29.07 - Северная Земля - ЗФИ: Германия, Австрия, 12 чел., WINDROSE, гид - Nimez Carsten.
1994 год
10) 08-19.05 - Северный полюс: Германия, Австрия, Швейцария, Франция, 12 чел., WINDROSE, гид - Daniel Aue.
11) 19-30.06 - Северная Земля - ЗФИ: Германия, Австрия, 10 чел., WINDROSE, гид - Daniel Aue.
12) 24.06-22.07 - Якутск - Черский: Англия, 10 чел., «Арктурус», гид - Картрайт.
13) 17-28.07 - Северная Земля - ЗФИ: Голландия, 14 чел., «План-циус», гид - Ко де Корте.
14) 24.07-04.08 - Северная Земля - ЗФИ: Германия, Австрия, Швейцария, 11 чел., WINDROSE, гид - Wolfgang Ulbricht.
1995 год
15-16) 10-30.04 - 2 научные экспедиции на м. Баранова (Северная Земля): Япония - 5 чел., США, Голландия - 4 чел.).
17) 10-17.04 - Белое море: 16 чел., «Юнак»
18) 28.05-08.06 - Северный полюс - ЗФИ: Германия, ЮАР, 16 чел., WINDROSE - «Планциус», гид - Бригитта Фуггер.
19) 10-20.07 - Северная Земля - Таймыр: Германия - 20 чел., Голландия - 15 чел., Англия - 11 чел.
20) 16-27.07 - ЗФИ: Германия, съёмки кинофильма, 12 чел., гид -Ко де Корте
1996 год
21) 14-30.03 - Белое море: Англия - 4 чел., Германия - 1 чел, Голландия - 9 чел., Бельгия - 1 чел.
22) 11-22.05 - Северный полюс: Голландия - 5 чел., Германия - 8 чел., Греция - 7 чел., WINDROSE - «Планциус», гид - Walter Kuffer.
23) 08-16.07 - Северная Земля - ЗФИ: Германия, Австрия, Голландия, Бельгия, Англия, США, 13 чел.
24) 08-16.07 - Северная Земля (научная группа): Япония, Германия, 12 чел.
25-26) 23-27.08 - Северный Ледовитый океан: Швеция 22 и 24 чел. (2 группы).