3. Антонова Л.Г. Развитие речи «Уроки риторики». Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Г. Антонова, Академия Развития, 1997. - 224 с.
4. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 1998. -240 с.
5. Винокур Г.О. Культура языка / Г.О. Винокур. - М.: КомКнига, 2010. -352 с.
6. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.
7. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 176 с.
8. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
9. Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению: учебное пособие / Е.Н. Скаженик. - Таганрог: Изд-во ТРТУ 2005. - 101 с.
10. Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика / Н.И. Формановская. - М.: ВК, 2009. - 334 с.
11. Шимутина Е.Н. Кейс-технологии в учебном процессе / Е.Н. Шиму-тина // Образовательные технологии. - 2009. - N 1. - С. 103-113.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Филева Т.И.*
Детский сад № 77, г. Таганрог
Статья описывает опыт работы развития художественно-изобразительных способностей детей дошкольного возраста. Она может быть интересна широкому кругу педагогов дошкольного образования. И ориентирует читателя на использование опыта работы в своей практической деятельности.
Ни для кого не секрет, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
* Воспитатель.
Известно множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Одарённость - от слова «дар» (дар природы, Божий дар).
Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок - иллюзии и реальность» пишет:
«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость - многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии - деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
Творческая одаренность - особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. В своем докладе я раскрою некоторые подходы в развитии творческих способностей дошкольников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.
Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:
1. Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
2. Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
- приобщая детей к искусству мастеров;
- организуя творческую (авторскую) деятельность детей.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н.К. Величко).
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Трудно опре-
делить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.
Например, ребенок нарисовал большую ёлку и сказал, что это солдат, защитник леса, а рядом рисует кудрявые берёзки и говорит, что это женщины и их детки. И вдруг всё, что было нарисовано, он размазывает кистью и говорит, что по земле прошёл Змей Горыныч, но когда понимает, что рисунок не восстановить - начинает плакать. Ребёнок, несомненно, одарён, но многое зависит от созданных взрослыми условий и руководства процессом восприятия.
Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей - это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н.С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Я включила в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «НЕЛЬЗЯ», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску.
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Разнообразные нетрадиционные способы рисования, лепки, учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.
Например, прием «расчесывание краски», при котором гребешком, стекой с зубчиками или вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или кроткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам. Например, при изучении разных климатических зон, можно нарисовать картину «Верблюд в пустыне». Дети учатся передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.
А если представить, что звукам соответствуют определённые цвета, а сочетаниям звуков - определенные пятна, то можно нарисовать музыку в
виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри, соотносить цвет и музыку, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.).
Интересно и таинственно выглядит готовый детский рисунок, если сверху закрыть его одним слоем упаковочной сетки. А если приклеить к сетке пенопластовые горошинки, то будет казаться, что идет густой снег.
А как нарисовать пушистых зайчиков и медвежат, кошек и собак? Обмакните в краску губку, затем окрашенной стороной слегка прижмите её к нарисованному контуру. Когда вы оторвете губку от листа, то получится отпечаток: объемный и пушистый.
Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру, окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают. Получается аккуратный цветной отпечаток растения.
Гроздья спелой рябины... Их можно рисовать сразу тремя пальцами: раз, чуть ниже - еще раз, чуть ниже - еще. Теперь тонкой кисточкой дорисуем веточки, и зимнее угощение снегирям готово.
Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то можно предложить им рисовать ватными палочками. Для этого ватную палочку достаточно опустить в краску и ударить кончиком палочки по листу сверху вниз. На листе останется четкий отпечаток. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, черемуху, ягодки.
Принесите на занятие по изодеятельности обычные детские соски и спросите детей: для чего нам соски на занятии? Кто-то из детей предложит налить в них воды, краски, проткнуть их, а кто-то просто окунет соску в краску и поставит на бумагу отпечаток. Получится красивое яблоко, ягода, цветок... А может быть что-то ещё?
В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Но педагог может сделать кляксу обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли и т.д.
Знакомя с пейзажем, можно показать красоту природы не только традиционными способами рисования, но и рисуя деревья кулачком, ладошкой, разбрызгивая капли краски зубной щёткой, рисуя пластилином, губкой, на мятой бумаге, на наждачной бумаге, сминая бумагу, скручивая её, смачивая бумагу водой.
Очень интересна техника рисования, которая имеет сложное название -монотипия (моно - один, тип - отпечаток). Эта техника несколько схожа по
исполнению с кляксографией, но вместо клякс на одну половину листа красками наносится изображение отдельных объектов будущего пейзажа, расположенного около водоема. После этого лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. Это заставляет детей продумывать композицию рисунка, выделять дальний и ближний план пейзажа.
Оказывается, наждачная бумага таит в себе огромные возможности для рисования. Рисунки на наждачной бумаге получаются объемные, переход одной краски в другую - без четких границ, более мягкий. Попробуйте нарисовать горы, и вы в этом убедитесь сами.
Результатом моей работы в этом направлении стало активное участие детей нашего детского сада в городских выставках и конкурсах детского творчества.
Куревина О.А. (кандидат философских наук, доцент) в своей книге «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» пишет: «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, только потому, что они в большей мере сумели реализовать себя». И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать - не упустить моменты рождения ГЕНИЯ.
Список литературы:
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1-2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Дьяченко И. Так ли важно рисование в жизни ребенка // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8.
3. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
4. Юркевич В.С.Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.