Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ'

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.И. Неплохое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ»

жки коррекции йодного дефицита у беременных женщин, имеющих для этой группы риска особое значение.

Аналогичные модели разработаны и для других кон-тингентов и групп риска: новорожденных, детей и подростков, взрослого населения.

Следует отметить, что рисковые модели по группам и контингентам риска всегда детализируют, уточняют тот или иной дефицитный или избыточный риск и, таким образом, моделирование дефицитных и избыточных рисков может быть названо общим, а моделирование по группам и контингентам — частным.

Общий алгоритм рискового моделирования

1. Идентификация риска (дефицитный или избыточный).

2. Общее рисковое моделирование.

3. Частное рисковое моделирование.

В Оренбургской области реализовано общее и частное рисковое моделирование по проблемам йод-, фтор-, железо-, селен-зависимых микроэлемснтозов в рамках общих выработанных методических подходов.

Следует особо подчеркнуть, что рисковое моделирование должно предшествовать математическому моделированию, а общее рисковое моделирование — частному рисковому моделированию микроэлемептозов. Оно является методической основой для разработки дифференцированных подходов к гигиенической оценке риска микроэлемснтозов по этапам витального цикла.

Выводы. I. Предложен функциональный алгоритм эпидемиологической диагностики неинфекционных заболеваний, сокращающий этапность и являющийся базовым при формировании концептуальной модели подсистемы в рамках региональной системы социально-гигиенического мониторинга.

2. Разработаны принципы и общий алгоритм рискового моделирования микроэлементозов, позволяющие оптимизировать деятельность центра Госсанэпиднадзора по социально-гигиеническому мониторингу, определить направления интеграции различных служб для реализа-

ции эффективной общей стратегии профилактики в регионе.

3. Рисковое моделирование микроэлементозов должно предшествовать проведению эколого-эпидемиологи-ческих исследований, разработке целевых программ, выработке дифференцированных методических подходов к гигиенической оценке риска микроэлементозов по этапам витального цикла и на объектах Госсанэпиднадзора.

Л итература

1. Мониторинг программ всеобщего йодирования соли: Пер. с англ. — М., 1997.

2. Национальные стратегии преодоления недостаточности питания с точки зрения питательных микроэлементов. Доклад Генерального директора ВОЗ на 45 сессии. - Женева, 1992. - С. 206-225.

3. Основы эпидемиологии и эпидемиологическая диагностика неинфекционных заболеваний: Учебно-метод. пособие для врачей / Под ред. Л. И. Шлях-тенко. — СПб, 1994.

4. Пенпы Р. Н. Методы системного анализа окружающей среды: Пер. с англ. — М., 1979.

5. Региональные проблемы здоровья населения России / Под ред. В. Д. Белякова. — М., 1993.

6. Сидоренко Г. И., Можаев Е. А. // Гиг. и сан. — 1994. - № 3. - С. 12-17.

7. Черкасский Б Л. Системный подход в эпидемиологии. - М„ 1988.

Поступила 21.12.01

Summary. Methodological aspects of risk simulation of trace element deficiencies are considered. A functional algorithm of epidemiological diagnosis of mass noncommunicable diseases is presented. The principles and a general algorithm of risk simulation of cause-result relationships in trace element deficiencies are given. The methodological aspects developed are a guideline for working out a conceptual subsystem model for the topical problem of health, determine the basic trends of integration of different services for implementation of the total strategy of prevention in the region.

Практика санитарно-эпидемиологической службы

©Л. и. НЕПЛОХОВ. 2002 УДК 614.3/.4(470.56)

А. И. Неплохое

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОССАПЭПИДСЛУЖБЫ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Центр Госсанэпиднадзора в Оренбургской области

Одним из главных направлений и деятельности по охране здоровья является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое решается посредством целого ряда мероприятий, в том числе таких, как разработка и реализация целевых программ. Это направление закреплено Федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О радиационной безопасности". Основами Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Санитарной службой Оренбургской области накоплен определенный опыт по разработке и реализации целевых программ.

Первым таким документом стала комплексная программа "Здоровье населения Оренбургской области на 1985—1990 годы", утвержденная 17.04.85 |3|.

В последующие годы, когда экономика области ухудшилась и решать вопросы профилактики и укрепления здоровья населения по широкому спектру не представлялось возможным, разработка и реализация целевых программ как никогда стали актуальными. Па основе глубокого анализа состояния здоровья населения, влияния факторов среды обитания были определены

приоритетные направления в деятельности госсанэпидслужбы, которые легли в основу разработки и реализации региональных и местных целевых программ. Это вопросы профилактики инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики, ириродно-очаговых заболеваний, эпидемического зоба и других йоддефицитных заболеваний, снижения уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения — радона, обеспечения населения доброкачественной питьевой водой 11, 2).

По этим приоритетным направлениям нами были разработаны и утверждены Правительством и законодательным Собранием области областные целевые программы. В настоящее время приняты и реализуется 11 областных, 29 городских и 94 районные целевые программы.

Функции главного заказчика в зависимости от конкретной проблемы возложены на центр Госсанэпиднадзора в области (ЦГСЭН), на главное управление здравоохранения области, комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов, в

городах и районах — на соответствующие структурные подразделения.

В формировании программ принимали активное участие главные врачи и специалисты ЦГСЭН в городах и районах, руководители предприятий, организаций, ведомств, главы администраций городов, районов и муниципальных образований.

Известно, что эффективность реализации программ зависит в первую очередь от финансирования запланированных мероприятий. Все областные программы приняты с их финансовым обеспечением, тогда как на уровне городов и районов они финансировались лишь на 63—75%.

В качестве источников финансирования предусматривались областной бюджет, внебюджетный и валютный фонды области, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) городов и районов, средства учреждений и предприятий (на договорных началах). За 1996—2000 гг. по всем программам на мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения области было выделено и освоено 1713,1 млн руб., в том числе 44.6 млн руб. освоено непосредственно ЦГСЭН Эти средства направлены на укрепление материально-технической базы ЦГСЭН, оснащение лабораторий приборами.

Большую роль в достижении результатов сыграла постоянно действующая система контроля за выполнением программных мероприятий на разных уровнях управления: ход и выполнение регулярно рассматривались на коллегиях, совещаниях с главами и заместителями глав администраций городов и районов, коллегиях ЦГСЭН в области.

В соответствии с программой "Здоровое питание населения Оренбургской области на 2001—2005 годы" предприятиями области осуществлялся выпуск пищевых продуктов, обогащенных витаминами, микроэлементами и бифидумбактериями. За 9 мес 2001 г. выработано 6 т хлеба, обогащенного йодказеином, 53,2 т —с йодистым калием, 354,1 т — с амином, 2,1 т — с ветороном. ОАО "Живая вода" выпущено 600 000 л фторированной бутили-рованной воды, 400 000 л йодированной воды, 400 000 л воды с комплексом 12 витаминов.

Налажены производство молочных продуктов с йодказеином, бифидумбактериями, фторирование поваренной соли на АО "Илецк-Соль".

Выполнение мероприятий программ привело к снижению и стабилизации заболеваемости населения инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики: показатель заболеваемости корью на 100 000 населения в 2000 г. составил

0.8.против 16,0 в 1994 г. Заболеваемость коклюшем и эпидемическим паротитом снизилась за последние 6 лет соответственно в 2,6 и 3 раза. С 1994 г. в области не регистрируются случаи заболеваемости туляремией, сибирской язвой.

С 2000 г. приостановлен рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями. За 9 мес 2001 г. по сравнению с таким же периодом 2000 г. заболеваемость по сумме острых кишечных инфекций снизилась на 21% (314,7 против 400,1 на 100 тыс. населения), в том числе дизентерией в 2,3 раза, острыми кишечными инфекциями установленной и неустановленной этиологии на 15%. сальмонеллезами на 11%.

Степень йодного дефицита из средней тяжести проведена в легкую.

Повысилось качество воды водоемов I категории, используемых для питьевого водоснабжения, улучшилось качество воды источников централизованного водоснабжения по санитарно-химическим и микробиологическим показателям.

Число проб воды, не отвечающих санитарным нормам по микробиологическим показателям, в I полугодии 2001 г. составило 6,8%, по сакитарно-химическим — 18,5%.

Таким образом, целенаправленная работа по разработке, принятию и реализации целевых программ позволила эффективнее решать вопросы обеспечения санитарно-эпидсмиологи-ческого благополучия населения.

Л итература

1. Верещагин И. Н., Яковлев А. Г., Якубович И. С., Скачков М. В. // Среда обитания и здоровье населения. - Оренбург, 2001. - Т. 1. - С. 125-129.

2. Конюхов В. А. // Здоровье населения и среда обитания. - 2001. - № 7. - С. 21-26.

3. Неплохое А. И., Верещагин Н. И., Пьяное В. П. // Гиг. и сан. - 1988. - № 3. - С. 29-31.

Поступила 21.12.01

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2002 УДК 614.7:616-008.921.5-008.64-084

В. А. Конюхов, В. М. Боев, В. В. Зебзеев, А. А. Васильев, А. В. Ильюшенков

ПРАКТИКА НОРМИРОВАНИЯ ЙОДИСТОЙ ДОБАВКИ В СОЛЬ И ОЦЕНКА РИСКА ЙОДНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ НА ПОПУЛЯЦИОННОМ УРОВНЕ

Центр Госсанэпиднадзора в Оренбургской области

Такое очевидное клиническое проявление, как зоб, признается человечеством в течение тысячелетий. За последние 60—70 лет ученые изучили и признали фундаментальную роль йода в здоровье человека. Однако лишь в последнем десятилетии выяснилась реальная картина широкого спектра инвалидности, заболеваемости и смертности, а также огромные глобальные масштабы поражения миллионов людей этой формой недостаточности питания [5|. По последним оценкам ВОЗ, 1,5 млрд жителей планеты подвергаются риску йоддефицитных заболеваний, 655 млн человек страдают различными йоддефицитными заболеваниями. По распространенности йоддефицитные заболевания вышли на 1-е место среди массовых неинфекцконных заболеваний [6). Как утверждает Генеральный директор ВОЗ, "недостаточность питания с точки зрения питательных микроэлементов в настоящее время овладела сознанием всего мира и лежит в основе глобальной озабоченности" (5).

По имеющимся данным, более 60% населения России проживают в регионах с природно-обусловленным дефицитом йода (7|, из 147 млн ее жителей 100 млн страдают от различной степени выраженности йоддефицитных состояний [1]. С распадом СССР прежняя система профилактики, основанная на обязательных поставках йодированной соли по разнарядкам Госснаба в территории, признанные эндемичными в приложении к приказу № 37 Минздрава СССР от 1956 г., была полностью разрушена и к середине 90-х годов йодированная соль стала недоступна в большинстве регионов России. На связанный с этим рост распространенности йоддефицитных заболеваний (ЙДЗ) указывают многие авторы [1, 2, 7, 10]. Именно поэтому профилактика микроэлементозов (в том числе йодного дефицита) как одного из важнейших ушербообразующих и социально значимых заболеваний была определена Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России в качестве приоритетного направления в деятельности центров Госсанэпиднадзора (8).

Основным системообразующим фактором вновь формируемой в стране системы профилактики ЙДЗ стали Постановление

главного государственного санитарного врача и другие нормативные акты, принятые в 1997—1999 гг., Постановление Правительства Российской Федерации № 1119 от 05.10.99 "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода". На наш взгляд, эти документы полностью укладываются в общий алгоритм действий, разработанный под руководством проф. И. С. Глазунова [31 и официально одобренный к применению в нашей стране. И с этой точки зрения, принятые законодательные и административные постановления должны рассматриваться как важнейший элемент популяционной стратегии профилактики ЙДЗ.

Представляется также очевидным, что эффективность популяционной стратегии зависит не только от комплекса усилий практического здравоохранения, Госсанэпиднадзора и производителей соли, но и от качества принятых постановлений, их современной корректировки и оптимизации в зависимости от меняющейся эпидемиологической ситуации, от использования и адаптации общепринятых индикаторов эффективности [4].

Именно это обстоятельство обусловливает актуальность и необходимость комплексных научных исследований с объединением усилий специалистов в области политики и стратегии профилактики массовых неинфекционных заболеваний, гигиенистов, специалистов по экологической эпидемиологии (эпидемиологии йодного дефицита).

Цель настоящей работы — оценка практики нормирования йодистой добавки и его влияния на индикаторы эффективности йодной профилактики.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что опыт работы с йодатом калия в качестве йодистой добавки в нашей стране непродолжителен и работ, посвященных этой теме, пока нет. Между тем теория и практика нормирования йодистой добавки имеют важное значение для успеха йодной профилактики в целом как популяционной стратегии.

Проанализирована практика нормирования йодистых добавок в нашей стране и за рубежом. Изучены основные принци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.