Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ»'

ИЗ ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
611
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ / ПОДГОТОВКА СЕКРЕТАРЕЙ МИРОВЫХ СУДЕЙ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ СУДОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДЕЙ / INFORMATIZATION OF THE JUDICIAL SYSTEM / TRAINING OF SECRETARIES FOR JUSTICES OF THE PEACE / DIGITALIZATION OF COURTS / PROFESSIONAL ACTIVITIES OF JUDGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Привалов Александр Николаевич, Богатырева Юлия Игоревна, Ситникова Людмила Дмитриевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с повышением квалификации работников судебной системы и использованием цифровых технологий в деятельности мировых судей. Обосновывается идея о необходимости проектирования, разработки и реализации в системе дополнительного образования программы повышения квалификации для судебной системы «Цифровые технологии в деятельности мировых судей», призванной развить компетентность помощников и секретарей мировых судей и направленной на повышение эффективности их деятельности с помощью фиксации и протоколирования процесса судебных заседаний средствами программного комплекса «Нестор.ПРАВОСУДИЕ». Авторы рассматривают направления цифровизации деятельности мировых судов. Определяющим фактором организа ции и проведения программы повышения квалификации специалистов аппарата мировых судей в 2019 г. стало оснащение всех судебных участков мировых судей Тульской области специальным оборудованием, позволяющим технически фиксировать ход судебного заседания с помощью аудиопротоколирования. С учетом отсутствия у сотрудников аппарата мировых судей опыта эксплуатации подобной техники и технологий, было принято решение организовать и провести дополнительное обучение мировых судей и сотрудников аппарата работе с новыми установленными программно-аппаратными комплексами. В статье предложено и аргументировано решение проблемы повышения квалификации в Тульской области секретарей судебного заседания по программе повышения квалификации;приводятся результаты и формулируются выводы по итогам реализации программы повышения квалификации «Цифровые технологии в деятельности мировых судей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Привалов Александр Николаевич, Богатырева Юлия Игоревна, Ситникова Людмила Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF DESIGNING AND IMPLEMENTING A CONTINUING EDUCATION PROGRAMME “DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF JUSTICES OF THE PEACE”

The article addresses topical issues related to the advanced training of the judiciary and the use of digital technologies in the work of justices of the peace. The idea of the need to design, develop and implement a continuing education programme for the judicial system “Digital Technologies in the Activities of Justices of the Peace” in the supplementary education system is raised. The programme is designed to develop the competence of assistants and secretaries of justices of the peace and aims to increase their effectiveness by recording the proceedings of court hearings through the use of the NESTOR software package. The authors consider the main areas involved in digitalization of justice of the piece courts. The determining factor in organizing and conducting a professional development programme for specialists in 2019 was to equip all judicial sections of Tula region with special equipment that technically allows recordinga court session by audio recording. Considering the inexperience of the staff while operating such equipment and maintaining technologies, it was decided to organize and conduct additional training for justices of the peace and staff of the system to work with new software and hardware systems installed. The solutionsto the problem of continuing education for court clerks under the programme of the continuing education in Tula region is proposed and reasoned.The authors present the results and draw conclusions on theimplementation of the continuing education programme “Digital Technologies in the Activities of Justices of the Peace”.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ»»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-5-98-15 УДК 378.046.4

© Привалов А. Н., Богатырева Ю. И., Ситникова Л. Д., 2020

Привалов Александр Николаевич

Доктор технических наук, профессор,

Тульский государственный педагогический

университет им. Л. Н. Толстого

(Тула, Россия)

ORCID 0000-0003-3311-0751

E-mail: privalov.61@mail.ru

Богатырева Юлия Игоревна

Доктор педагогических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия)

ORCID 0000-0003-4245-4943 E-mail: bogatirevadj@yandex.ru

^тикова Людмила Дмитриевна

Кандидат технических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) E-mail: sitnlud1@yandex.ru

ИЗ ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ»

Privalov Alexander Nikolaevich

Doctor of Technology, Professor, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) ORCID 0000-0003-3311-0751 E-mail: privalov.61@mail.ru

Bogatyreva Iuliia Igorevna

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) ORCID 0000-0003-4245-4943 E-mail: bogatirevadj@yandex.ru

Sitnikova Lyudmila Dmitrievna

PhD in Technology, Associate Professor, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) E-mail: sitnlud1@yandex.ru

FROM THE EXPERIENCE OF

DESIGNING AND IMPLEMENTING

A CONTINUING EDUCATION PROGRAMME "DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF JUSTICES OF THE PEACE"

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с повышением квалификации работников судебной системы и использованием цифровых технологий в деятельности мировых судей. Обосновывается идея о необходимости проектирования, разработки и реализации в системе дополнительного образования программы повышения квалификации для судебной системы «Цифровые технологии в деятельности мировых судей», призванной развить компетентность помощников и секретарей мировых судей и направленной на повышение эффективности их деятельности с помощью фиксации и протоколирования процесса судебных заседаний средствами программного комплекса «Нестор.ПРАВО-СУДИЕ». Авторы рассматривают направле-

Abstract. The article addresses topical issues related to the advanced training of the judiciary and the use of digital technologies in the work of justices of the peace. The idea of the need to design, develop and implement a continuing education programme for the judicial system "Digital Technologies in the Activities of Justices of the Peace" in the supplementary education system is raised. The programme is designed to develop the competence of assistants and secretaries of justices of the peace and aims to increase their effectiveness by recording the proceedings of court hearings through the use of the NESTOR software package. The authors consider the main areas involved in digitalization of justice of the piece courts. The determining factor in organizing and

ния цифровизации деятельности мировых судов. Определяющим фактором организа ции и проведения программа: повышения квалификации специалистов аппарата мировых судей в 2019 г. стало оснащение всех судебных участков мировых судей Тульской области специальным оборудованием, позволяющим технически фиксировать ход судебного заседания с помощью аудиопро-токолирования. С учетом отсутствия у сотрудников аппарата мировых судей опыта эксплуатации подобной техники и технологий, было принято решение организовать и провести дополнительное обучение мировых судей и сотрудников аппарата работе с новыми установленными программно -аппаратными комплексами. В статье предложено и аргументировано решение проблемы повышения квалификации в Тульской области секретарей судебного заседания по программе повышения квалификации; приводятся результаты и формулируются выводы по итогам реализации программы повышения квалификации «Цифровые технологии в деятельности мировых судей».

Ключевые слова: информатизация судебной системы, подготовка секретарей мировых судей, цифровизация судов, профессиональная деятельность судей

conducting a professional development programme for specialists in 2019 was to equip all judicial sections of Tula region with special equipment that technically allows recording a court session by audio recording. Considering the inexperience of the staff while operating such equipment and maintaining technologies, it was decided to organize and conduct additional training for justices of the peace and staff of the system to work with new software and hardware systems installed. The solutions to the problem of continuing education for court clerks under the programme of the continuing education in Tula region is proposed and reasoned. The authors present the results and draw conclusions on the implementation of the continuing education programme "Digital Technologies in the Activities of Justices of the Peace".

Keywords: informatization of the judicial system, training of secretaries for justices of the peace, digitalization of courts, professional activities of judges

Введение

В условиях активного развития цифровой экономики и цифровой трансформации общества модернизация и повышение качества профессиональной подготовки специалистов судебной системы становится актуальной задачей.

На сегодняшний день информационные и коммуникационные технологии широко используются для анализа доказательств в суде; при проведении различных судебных и психиатрических экспертиз; осуществлении поиска и хранения справочной информации и нормативного материала, подготовки различных цифровых документов, аудио- и видеопротоколирования заседаний суда, форумов и видеоконференций, что позволило значительно повысить эффективность судебной деятельности1.

1 Шереметьев И. И. Использование цифровых технологий при рассмотрении уголовных дел в суде: реальность и перспективы // Науки криминального цикла. - 2019. - № 5 (150). -С. 117-131.

Глава государства Владимир Владимирович Путин, выступая 18 декабря 2012 г. на Всероссийском Съезде судей Российской Федерации, отметил, что «повышение уровня открытости правосудия - это важнейшее достижение судебной системы»1.

Кроме того, в положениях Концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы»2 указана необходимость разработки мероприятий по обеспечению открытости и доступности правосудия. Эффективному развитию судебной системы будет способствовать использование информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время перспективным направлением внедрения цифровых технологий в судебную систему и их реализации является компьютерное (аудио- и видео-) протоколирование заседаний суда. Под протоколом судебного заседания понимается «обязательный письменный документ, фиксирующий последовательность хода судебного процесса и все действия его участников в рамках заседания либо другого процессуального действия вне заседания суда»3.

Протокол является основным доказательным документом, в котором отражен ход судебного процесса. Форма протокола и его содержательная часть всегда формируются в соответствии с требованиями, указанными в положениях процессуального законодательства. Так, требования к протоколу судебного разбирательства по гражданскому делу закреплены в статье 229 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации4.

Рассматривая функциональные возможности протокола судебного заседания по гражданскому делу, особо выделим такие аспекты, как всесторонняя и полная оценка обстоятельств дела с учетом фактов и доказательств, полученных в зале суда; качественное повышение справедливости судебного решения, вынесенного в ходе заседания на основе полученных доказательств; предварительный анализ информации по делу в совещательной комнате при вынесении решения; представление как письменное доказательство в комплексе с другими доказательствами по рассматриваемому судебному делу. Содержание протокола формируется в соответствии с порядком ведения судебного заседания или внесудебного действия и включает подробное и четкое описание фактов и обстоятельств рассматриваемого дела.

Протокол составляется секретарем суда либо на заседании, либо вне его, если процессуальное действие совершено, а его необходимо запротоколировать. Кроме того, для ведения протокола возможно привлечение помощника судьи по поручению председательствующего. Протокол судебного заседания может быть представлен в письменной форме, написан от руки или составлен с использованием технических

1 Всероссийский съезд судей. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17158 (дата обращения: 05.06.2020).

2 Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 21.05.2020) «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы"». -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140638 (дата обращения: 05.06.2020).

3 Ознакомление с протоколом судебного заседания, порядок и сроки изготовления. - URL: https://isk.guru/process/protokol-sudebnogo-zasedaniya/ (дата обращения: 05.06.2020).

4 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 24.04.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 05.06.2020).

средств. При ведении протокола судебного заседания с использованием технических средств (аудиопротоколирование) запись необходимо осуществлять непрерывно в ходе всего судебного заседания1.

Перспективным направлением внедрения цифровых технологий в деятельность мировых судей является электронное правосудие, под которым будет пониматься способ осуществления правосудия, основанный на использовании информационных и коммуникационных технологий и средств передачи информации. Главное преимущество информатизации и цифровизации в судебной системе - обеспечение

2

гласности, открытости и доступности судопроизводства .

Цифровое правосудие обеспечивает субъектам и участникам судебного процесса следующие преимущества:

1) полный контроль за перемещением дела с использованием фильтров: по номеру дела, типу и дате судебного заседания (в системе «АМИРС», в электронном виде в сети Интернет, через мобильные устройства);

2) оповещение о результатах судебных заседаний (решениях суда) с помощью средств ИКТ (через SMS, по электронной почте, на сайте Госуслуг);

3) возможность проведения судебных заседаний дистанционно с использованием технологии видеоконференции;

4) автоматизация делопроизводства - переход к электронному документооборо-

ту3.

Сотрудники аппарата судей должны были всегда фиксировать ход судебного заседания, но ранее это проводилось с использованием стенограмм, диктофонов, других технических средств для видео- и аудиозаписи. Возможность реализации аудио-и видеопротоколирования с применением аппаратно-программных комплексов появилась с развитием средств информационных и коммуникационных технологий.

Начиная с 2010 г. в арбитражных судах было установлено обязательное ведение протокола с использованием цифровых средств; кроме того, началось внедрение электронных устройств (обсуждался вопрос об аудио- и видеопротоколировании) в суды общей юрисдикции.

Завершением данного процесса стали изменения, внесенные в декабре 2018 г. в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и вступившие в силу с 1 сентября 2019 г.4

1 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 24.04.2020). - URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ebaa-8150f5270c674fb6d3ebc6f85216d7a949b1/ (дата обращения 05.06.2020).

2 Петрунина Д. Актуальные проблемы применения электронного правосудия в России. -URL: https://zakon.ru/blog/2012/01/12/aktualnye_problemy_primeneniya_elektronnogo_pravosudi-ya_v_rossii (дата обращения: 05.06.2020).

3 Судебный департамент при ВС РФ разработал порядок аудиопротоколирования судебных заседаний. - URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/sudebnyy-departament-pri-vs-rf-razrabotal-poryadok-audioprotokolirovaniya-sudebnykh-zasedaniy/ (дата обращения: 05.06.2020).

4 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 24.04.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_176147/ (дата обращения: 05.06.2020).

С этой даты на суды общей юрисдикции в первой и апелляционной инстанции возлагается обязанность вести аудиозапись судебных заседаний (аудиопротоколиро-вание), за исключением случаев, предусмотренных нормами процессуального законодательства. Так, исключением является рассмотрение уголовных дел, предусмотренных статьей 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1, при которых использование средств аудиозаписи не допускается (например, при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет, или преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности).

Подготовка протокола судебного заседания всегда определялась законом как важная часть судебного процесса, а сам протокол вместе с текстами судебных актов был неотъемлемой частью судебного дела, единственным цифровым носителем информации, отражающим содержание и порядок ведения дела. Действующее законодательство уделяет особое внимание этому документу судебного разбирательства, определяя его обязательный характер, содержание, а также право участников ознакомиться с протоколом, подавать на него замечания; обязанность председательствующего - незамедлительно рассмотреть такие замечания и принять решение об удостоверении их правильности либо об отклонении.

Секретарь или помощник судьи по поручению председательствующего ведет протокол судебного заседания. Он обязан полно и правильно излагать в протоколе действия и решения суда, действия участников судебного разбирательства, имевшие место в ходе судебного заседания. Для выполнения данной задачи помощник судьи или секретарь могут осуществлять аудиопротоколирование ведения судебного разбирательства с использованием средств аудио- и / или видеозаписи, систем видеоконференции и / или иных технических средств.

Основная часть

Определяющим фактором организации и проведения в 2019 г. программы повышения квалификации специалистов аппарата мировых судей Тульской области явилось оснащение всех судебных участков мировых судей Тульской области оборудованием компании «Центр речевых технологий»2, позволяющим технически фиксировать ход судебного заседания с помощью аудиопротоколирования.

Процесс протоколирования включает в себя цифровую запись заседания, хранение фонограмм на сервере и подготовку протоколов. Каждый звуковой сигнал с микрофонов, установленных в зале суда, должен записываться в отдельный канал на жесткий диск станции записи и одновременно резервироваться на сервере системы для обеспечения сохранности данных.

Следующим шагом является передача фонограммы секретарю суда для расшифровки и подготовки протокола заседания.

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/Центр речевых технологий URL http://speechpro.ru/solutions/ (дата обращения: 05.06.2020).

2 Центр речевых технологий. - URL: https://www.speechpro.ru/ (дата обращения: 05.06.2020).

Для облегчения поиска нужных фрагментов текста в фонограммах созданные в процессе расшифровки протоколы должны синхронизироваться со звуковыми записями с помощью меток времени.

В общем виде системе компьютерного протоколирования заседаний необходимо обеспечивать:

- синхронную цифровую звукозапись судебных заседаний по нескольким независимым цифровым или аналоговых каналам;

- увеличение / замедление скорости воспроизведения без изменения тембра, автоматическое регулирование уровня усиления звука и шумокоррекции;

- текстовую расшифровку фонограмм судебного заседания как в режиме реального времени, так и в отложенном режиме;

- программное и аппаратное резервирование, исключающее потерю информации при возможных сбоях;

- мониторинг и ведение журнала событий при работе системы;

- многоуровневую систему разграничения прав доступа, исключающую возможность несанкционированного допуска к данным;

- ведение архива звуковых и текстовых файлов;

- изменение голоса свидетеля.

С учетом отсутствия у сотрудников аппарата мировых судей опыта эксплуатации подобной техники и технологий, было принято решение организовать и провести дополнительное обучение мировых судей и сотрудников аппарата работе с новыми установленными программно-аппаратными комплексами. Это было реализовано сотрудниками и преподавателями Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого1.

Более подробно остановимся на методологических подходах и организационно -педагогических условиях обучения. При разработке учебной программы и реализации данного курса в процессе подготовки взрослых людей в условиях безотрывного повышения квалификации были использованы деятельностный, компетентностный, модульный и андрагогический подходы. Сущность применения деятельностного подхода заключается в том, что формирование навыков у слушателей базируется на основе формирующей их правовой деятельности в процессе протоколирования заседаний.

Основное направление совершенствования профессионального образования в современном мире заключается в том, чтобы в процессе обучения обнаружить у слушателей пути формирования деятельностной позиции, способствующие получению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, решения новых проблем и стоящих перед профессионалом инновационных задач. Иными словами, в своей программе мы сделали акцент на формировании компетенций при обучении. Компетентностный подход предполагает развитие таких интегративных

1 На текущей неделе на базе ФГБУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» проводится обучение государственных гражданских служащих аппаратов мировых судей в Тульской области на курсах повышения квалификации по программе «Цифровые технологии в деятельности мировых судей». - URL: https://twitter.com/Komitet_zags71/status/1178677827643854849 (дата обращения: 05.06.2020).

личностных характеристик, которые позволят специалисту в той или иной отрасли, используя формируемые знания, умения, опыт практической деятельности, ценностные ориентации и склонности, успешно решать как профессиональные проблемы, так и типовые задачи, возникающие в реальных ситуациях.

Согласно компетентностной парадигме обучения, слушатель, освоивший программу повышения квалификации, должен обладать определенными профессиональными компетенциями, включая способность обеспечивать эффективность фиксации и протоколирования процесса судебных заседаний средствами цифровых технологий.

Областью применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний является правовая деятельность.

Программа рассчитана на 16 часов и состоит из 4 модулей, включающих как теоретические, так и практические (для различных условий реализации процесса судебного заседания) основы работы с комплексом «Нестор.ПРАВОСУДИЕ». Цель применения модульного подхода при проектировании программы повышения квалификации - создание гибкой по содержанию и организации обучения образовательной структуры, гарантирующей формирование профессиональных компетенций и навыков практической деятельности.

В период с 10 сентября по 15 октября 2019 г. первыми по программе повышения квалификации «Цифровые технологии в деятельности мировых судей» обучение прошли 97 секретарей судебного заседания, в июне 2020 г. планировалось обучить руководителей аппарата мировых судей, поскольку они заменяют секретарей судебного заседания в период их временного отсутствия.

При проектировании учебного процесса учитывались принципы и идеи андраго-гического подхода, характеризующего отличительные особенности взрослых обучаемых. Взрослый слушатель курсов повышения квалификации часто занимает активную позицию, имеет высокий уровень мотивации к обучению, обладает установками на саморазвитие и самообучение, ориентирован на получение новых знаний и опыта практической деятельности. Категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации, - лица, имеющие высшее профессиональное образование и опыт правовой деятельности в суде.

На основе рассмотренных методологических подходов в программе обучения нашли отражение следующие организационно-педагогические условия: цель, принципы и задачи образования взрослых; содержание; организационные формы; методы; приемы; средства; андрагогические образовательные технологии, способствующие реализации принципов обучения взрослых при использовании интерактивных технологий обучения, обеспечивающих максимальную самостоятельность и активность слушателей в учебном процессе.

Программа повышения квалификации была реализована высококвалифицированными преподавателями кафедры информатики и информационных технологий на базе факультета математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого».

Задачами программы повышения квалификации «Цифровые технологии в деятельности мировых судей» являлись:

1) овладение теоретическими знаниями, касающимися использования цифровых технологий в ходе правовой деятельности;

2) формирование умений справляться с профессиональными задачами в области информационных систем для решения специфических правовых задач;

3) получение практического опыта использования программного комплекса «Нестор.ПРАВОСУДИЕ» для различных условий реализации процесса судебного заседания.

Программа обучения состоит из лекций с применением возможностей видеопроектора в компьютерной учебной аудитории и учебно-методического материала, представленного для слушателей в электронном виде по четырем основным модулям:

Модуль 1. Основные функции и возможности системы «Нестор.ПРАВОСУДИЕ».

Модуль 2. Технические и программные составляющие системы «Нестор.ПРАВО-СУДИЕ».

Модуль 3. Регистрация и хранение аудио- / видеозаписей судебного разбирательства.

Модуль 4. Автоматическое протоколирование судебных разбирательств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание программы обучения реализуется посредством аудиторных, лекционных и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы слушателей.

В результате освоения программы обучающийся будет знать:

- составляющие комплекса «Нестор.ПРАВОСУДИЕ»;

- функциональные возможности указанной программы;

- основные алгоритмы работы с программным комплексом «Нестор.ПРАВОСУДИЕ» в зависимости от условий в ходе судебного заседания.

Слушатель будет уметь осуществлять настройку программной среды «Нестор.ПРАВОСУДИЕ»; выполнять настройку аудиофиксационных устройств программного комплекса; делать запись готовых решений на устройствах хранения; владеть основами использования программной среды «Нестор.ПРАВОСУДИЕ»; навыками записи и протоколирования судебного заседания с помощью данной программы.

В ходе обучения на лекционных занятиях (2 часа) рассматривались вопросы организационного, процессуального и технического характера (назначение и возможности программного комплекса аудио- / видеофиксации и протоколирования судебных заседаний; структура комплекса; требования к персоналу, к речи диктора, к техническим и программным средствам, к акустической обстановке при записи речевого сигнала; порядок запуска и авторизации в системе).

Кроме того, учитывалось, что при работе в локальном режиме функциональность программы ограничена: пользователь не имеет доступа к расписанию судебных заседаний, нет синхронизации с программой «АМИРС».

Для слушателей был сформулирован общий порядок работы с программой аудио- / видеофиксации и протоколирования судебных заседаний:

1. Администратор (секретарь / помощник секретаря) выполняет необходимую настройку параметров записи (возможна запись максимум по 8 микрофонам и 4 1Р -камерам, установленным в зале заседания).

2. Пользователь перед началом судебного заседания с помощью программы «Нестор.ПРАВОСУДИЕ» запрашивает список заседаний из системы судебного делопроизводства, установленного на данном рабочем месте (см. рис. 1).

3. Пользователь выбирает из списка заседание, по которому будет вестись запись, и запускает процесс записи.

4. По окончании судебного заседания пользователь останавливает запись.

5. По завершении или во время записи заседания пользователь создает протокол судебного заседания.

6. Сохраненные запись и протокол судебного заседания автоматически передаются на сервер долговременного хранения.

7. После завершения передачи данных на сервер долговременного хранения в системе судебного делопроизводства будут доступны ссылки на запись заседания и протокол, если он был ранее зафиксирован.

8. Пользователь имеет возможность экспортировать протокол, аудио- / видеозапись, а также записать данные на чистый CD / DVD диск.

О

Нестор,ПРАВОСУДИ1

Овил Инструменты вид Помощь

Фильтр заседаний

Заседания (Ь Открыть протокол Q Печать протокол»-., t, Экспорт-

Maua

«. Номер д«

Вид производства Судья

Тип слушания

10.09.2019 ta

Номер дела QD

Вид производства CD

C'JTyi CD

Помещение CD

С,«.. CD

> По участникам

> По иписи и протоколу

10-09-2019 09:15 2-4«7/2Ü19 Уголовное 10.092019 09 15 2-3973/2019 Административное

Орехов Олег Олегович Симонов Ивам Семено

Суде«««!

□ 1009.2019 (»45 2-642S/2019 Уголовное

м Галина Валерьевна Предварит!

□ 10.09.2019 09-45 2-4923/2019 Уголовное

□ 10-09-2019 10Ю0 2-6438/2019 Гртшжюе

□ 10.092019 1000 2-4390/2019 Административное

□ 1009.2019 10:15 2-766S/2019 Гражданское

□ 10.09.2019 1030 2-476/2019 Уголовное

□ 10-09-2019 1030 2-852/2019 Административное О 10.092019 10:30 2-5854/2019 Административное

Мосин Андрей Павлович Предварительное слушание

Петров« Емтерииа Генрихов«« Судебное »седание

Григорьева Дина Викторовна Оглашение приговора или иного судебного ас

Петрова Екатерина Генрихов на Оглашение приговора или иного судебного ас

Исаюв Иван Иванович Оглашение приговора или иного судебного ас

Григорьев» Анна Викторов«» Предварительное слушание

Орехов Олег Олегович Судебное заседание

Рис. 1. Интерфейс программы «Нестор.ПРАВОСУДИЕ»

На практических занятиях (16 часов) отрабатывались навыки использования программного комплекса по представленному выше алгоритму, выполнялись практические задания по работе с программно-аппаратным комплексом аудио- / видеофиксации и протоколирования судебных заседаний «Нестор.ПРАВОСУДИЕ». Кроме того, слушатели смогли задать интересующие их вопросы по аудиопротоколированию и настройкам всей системы.

Самостоятельная работа по программе, на которую слушателям отводилось не менее 12 часов, включала внеаудиторное задание для самостоятельного выполнения при подготовке к лабораторно-практическим занятиям, изучение руководства пользователя НЦДА.00730-01 02 91.1 программного комплекса «Нестор.ПРАВОСУ-ДИЕ», моделирование работы с данной системой с представлением формирования протокола во время записи заседания при помощи ввода текста вручную, а также при помощи фиксации событий одновременно с записью заседания.

Итоговый контроль по освоению программы осуществлялся в форме выполнения практических заданий по установке различных настроек аппаратно-программного

комплекса в зависимости от исходных условий оформления протокола судебного заседания.

Реализуя практико-ориентированный и деятельностный подходы в обучении в рамках программы повышения квалификации «Цифровые технологии в деятельности мировых судей», мы предложили слушателям разработать следующие кейсы по решению ситуационных задач:

1) установка различных фильтров заседаний: по атрибутам, участникам, записи и протоколу;

2) внесение изменений в информацию о заседании: работа с вкладкой «Участники»;

3) создание заседания;

4) редактирование заседания. Управление записью заседания: добавление событий во время записи;

5) редактирование и удаление событий;

6) печать протокола;

7) запись заседания на CD / DVD диски и другие носители.

Особое внимание на курсах повышения квалификации было уделено корректному оформлению протокола и соблюдению всех необходимых формальностей при ведении аудиозаписи. Например, аудио- и видеозаписи можно выполнять только из зала суда, а осуществлять корректирование и запись окончательной версии протокола возможно на рабочем месте секретаря суда. Однако для этого требуется авторизация и идентификация сотрудника на портале: при установке программно-аппаратных комплексов все сотрудники получили логины и пароли. При необходимости каждому сотруднику, работающему с комплексом, будут выданы новые средства идентификации и аутентификации. Для этого все секретари, помощники судей и руководители аппарата могут сделать запрос в сервисный центр.

Анализ ответов на открытые вопросы анкеты показал, что у секретарей мировых судей возникали трудности как технического характера, связанные с эксплуатацией компьютерной техники, так и методического плана, вызванные отсутствием опыта самостоятельного изучения технической документации на аппаратно-программный комплекс. Так, при работе с микшером громкости при распознавании текста протокола на рабочих местах наблюдались периодические сбои в работе локальной сети и программы «АМИРС»; некоторые пользователи до курсов повышения квалификации программу «Нестор.ПРАВОСУДИЕ» даже не открывали, поскольку не смогли сами разобраться с инструкцией пользователя.

Безусловно, успешное прохождение программы повышения квалификации не гарантирует в дальнейшем отсутствие вопросов у мировых судей и сотрудников аппарата. Однако теперь на своих судебных участках они будут применять полученные на занятиях знания, практиковаться в работе с новым комплексом.

Формой контроля для оценивания качества освоения слушателями содержания программы также являлось проведение итогового тестирования - выполнение итоговой (зачетной) работы в виде теста.

Полагаем, что успешное овладение данной программой позволило повысить эффективность работы секретарей и помощников мировых судей в Тульской области по созданию протоколов судебных заседаний.

Опрос слушателей по окончании занятий показал, что большинство респондентов на вопрос «Как вы оцениваете свои знания о возможностях программы "Нестор.ПРАВОСУДИЕ" и способности с ней работать» ответили следующим образом: 68 человек (70 % от числа всех опрошенных) дали оценку «отлично»; 24 человека (25 %) - «хорошо»; 3 человека (3 %) - «удовлетворительно»; оценку «неудовлетворительно» не дал никто; 2 человека (2 %) указали в ответе «другое» (см. рис. 2).

3% 0% 2%

ооо^Ъч.

/ 25% -.\\\\\\\\\\\Л л\\\\\\ч\\\\1 %\\\\\\\\\\\\1 □ отлично □хорошо

1 ^^.^»^Г^ЛЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ □ удовлетворительно

□ неудовлетворительно

L70% ■ другое

Рис. 2. Ответы слушателей на вопрос «Как вы оцениваете свои знания о возможностях программы "НЕСТОР.Правосудие" и способности с ней работать»

По результатам итогового опроса и анкетирования, в котором приняли участие 97 человек, был сделан вывод о том, что слушатели в полной мере освоили теоретические знания и сформировали практические умения по созданию, ведению и записи протоколов на основе аудиопротоколов в ходе судебных заседаний мировых судов.

Выводы

В связи с вышеизложенным считаем, что программа повышения квалификации «Цифровые технологии в деятельности мировых судей» является эффективным средством формирования у работников судебной системы компетентности в области фиксации и протоколирования процесса судебных заседаний с помощью средств цифровых технологий.

Цифровые технологии стремительно развиваются, реализуются в современном российском обществе. В связи с этим необходимы качественно новые требования к системе судопроизводства. В связи с этим обеспечение прозрачности судебного процесса, являясь одной из актуальных задач системы правосудия, может быть достигнуто благодаря внедрению в профессиональную деятельность мировых судей средств информационно-коммуникационных технологий (таких как комплексы аудио- / видеофиксации и протоколирования судебных заседаний).

Обеспечивая информационную открытость судебной системы, общество способствует повышению уровня гражданственности у ее членов; изменяется уровень правовой культуры, профессиональной компетентности всех участников судебной среды, а самое главное - отмечается улучшение отношения граждан к судебной системе: повышается доверие, происходит естественное принятие важности и необходи-

мости судебной власти как символа государственной власти и правового инструмента, доступного каждому члену общества.

Литература

Всероссийский съезд судей. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17158 (дата обращения: 05.06.2020).

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 24.04.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 05.06.2020).

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 24.04.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 176147/ (дата обращения: 05.06.2020).

На текущей неделе на базе ФГБУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» проводится обучение государственных гражданских служащих аппаратов мировых судей в Тульской области на курсах повышения квалификации по программе «Цифровые технологии в деятельности мировых судей». - URL: https://twitter.com/Komitet_zags71/status/1178677827643854849 (дата обращения: 05.06.2020).

Ознакомление с протоколом судебного заседания, порядок и сроки изготовления. - URL: https://isk.guru/process/protokol-sudebnogo-zasedaniya/ (дата обращения: 05.06.2020).

Петрунина Д. Актуальные проблемы применения электронного правосудия в России. -URL: https://zakon.ru/blog/2012/01/12/aktualnye_problemy_primeneniya_elektronnogo_pravosudi-ya_v_rossii (дата обращения: 05.06.2020).

Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 21.05.2020) «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы"». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140638 (дата обращения: 05.06.2020).

Судебный департамент при ВС РФ разработал порядок аудиопротоколирования судебных заседаний. - URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/sudebnyy-departament-pri-vs-rf-razrabotal-poryadok-audioprotokolirovaniya-sudebnykh-zasedaniy/ (дата обращения: 05.06.2020).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/Центр речевых технологий URL http://speechpro.ru/solutions/ (дата обращения: 05.06.2020).

Фролов А. О., Фролова С. В. Внедрение информационных технологий в деятельность судов // Новый юридический вестник. - 2018. - № 3 (5). - С. 10-13. - URL: https://moluch.ru/th/9/ archive/91/3284/ (дата обращения: 05.06.2020).

Центр речевых технологий. - URL: https://www.speechpro.ru/ (дата обращения: 05.06.2020).

Шереметьев И. И. Использование цифровых технологий при рассмотрении уголовных дел в суде: реальность и перспективы // Науки криминального цикла. - 2019. - № 5 (150). -С. 117-131.

References

Vserossiiskii s"ezd sudei [All-Russian Congress of Judges]. Available at: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/17158 (accessed: 05.06.2020).

Grazhdanskii protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 14.11.2002 № 138-FZ (red. ot 24.04.2020) [Civil Procedure Code of the Russian Federation of 14.11.2002, Federal Act No. 138 (revised 24.04.2020)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (accessed: 05.06.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossiiskoi Federatsii ot 08.03.2015 № 21-FZ (red. ot 24.04.2020) [Code of administrative judicial procedure of the Russian Federation of 08.03.2015,

Federal Act № 21 (revised 24.04.2020)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_176147/ (accessed: 05.06.2020).

Na tekushchei nedele na baze FGBU VO "TGPU im. L. N. Tolstogo" provoditsia obuchenie gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh apparatov mirovykh sudei v Tul'skoi oblasti na kur-sakh povysheniia kvalifikatsii po programme "Tsifrovye tekhnologii v deiatel'nosti mirovykh sudei" [This week FSBEI of Higher Education Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University provides training for civil officers of the system of justices of the peace under the programme "Digital Technologies in the Activities of Justices of the Peace" in Tula region]. Available at: https://twitter.com/Komitet_zag s71/status/11786778276-43854849 (accessed: 05.06.2020).

Oznakomlenie s protokolom sudebnogo zasedaniia, poriadok i sroki izgotovleniia [Familiarizing with the record of the court session, procedure and performance periods]. Available at: https://isk.guru/process/protokol-sudebnogo-zasedaniya/ (accessed: 05.06.2020).

Petrunina D. Aktual'nye problemy primeneniia elektronnogo pravosudiia v Rossii [Current problems in application of electronic justice in Russia]. Available at: https://zakon.ru/blog/2012/01/12/ aktualnye_problemy_primeneniya_elektronnogo_pravosudiya_v_rossii (accessed: 05.06.2020).

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2012 № 1406 (red. ot 21.05.2020) "O federal'noi tsele-voi programme 'Razvitie sudebnoi sistemy Rossii na 2013-2020 gody'" [RF Government Decree of 27.12 2012 No. 1406 (revised 21.05.2020) "On the federal target programme 'Development of the Russian judicial system for the period 2013-2020'"]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140638 (accessed: 05.06.2020).

Sudebnyi departament pri VS RF razrabotal poriadok audioprotokolirovaniia sudebnykh zasedanii [Justice Department of the Supreme Court of the Russian Federation established the procedures for audiorecording of court sessions]. Available at: https://www.advgazeta.ru/novosti/sudeb-nyy-departament-pri-vs-rf-razrabotal-poryadok-audioprotokolirovaniya-sudebnykh-zasedaniy/ (accessed: 05.06.2020).

Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 24.04.2020) [Criminal Code of the Russian Federation of 18.12.2001, Federal Act No. 174 (revised 24.04.2020)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (accessed: 05.06.2020).

Frolov A. O., Frolova S. V. Vnedrenie informatsionnykh tekhnologii v deiatel'nost' sudov [Incorporating information technologies into the operation of courts]. Novyi iuridicheskii vestnik [New Judicial Vestnik], 2018, no. 3 (5), pp. 10-13. Available at: https://moluch.ru/th/9/archive/91/3284/ (accessed: 05.06.2020).

Tsentr rechevykh tekhnologii [Centre of Speech Technologies]. Available at: https://www.spe-echpro.ru/ (accessed: 05.06.2020).

Sheremet'ev I. I. Ispol'zovanie tsifrovykh tekhnologii pri rassmotrenii ugolovnykh del v sude: real'nost' i perspektivy [Using digital technologies in criminal cases in court: reality and prospects]. LexRussica [Lex Russica], 2019, no. 5 (150), pp. 117-131.

Для цитирования: Привалов А. Н., Богатырева Ю. И., Ситникова Л. Д. Из опыта проектирования и реализации программы повышения квалификации «Цифровые технологии в деятельности мировых судей» // Вестник Череповецкого государственного университета. -2020. - № 5 (98). - С. 189-201. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-5-98-15

For citation: Privalov A. N., Bogatyreva Iu. I., Sitnikova L. D. From the experience of designing and implementing a continuing education programme "Digital technologies in the activities of justices of the peace". Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 5 (98), pp. 189-201. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-5-98-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.