достижений и со специфическими проблемами в связи с применением дистанционных образовательных технологий.
Совершенствуются методические подходы к оцениванию, практически используются новые методы оценивания работ обучаемых, большое внимание уделяется защите информации, идентификации пользователя. Однако это не снимает проблему контроля и не только в дистанционном обучении.
На рынке труда работодатели отмечают рост затрат фирмы на обучение новых работников, необходимость испытательного срока, даже в том случае, если претендент на должность имеет высокие отметки. В случае, если выпускник вуза устраивается на работу по специальности, то как правило, такой выпускник проходит дополнительное обучение. И это не столько профессиональная адаптация на рабочем месте, сколько приобретение необходимых для работы компетенций. Действительно, вузы не всегда успевают и не всегда могут быстро отреагировать на потребности рынка. Требования к профессиям быстро изменяются, а многие компании имеют дополнительные требования к сотрудникам. Также не всегда правильно доверять вузам и колледжам проверку качества их же работы, ведь результат известен заранее.
В других случаях отметки, которые имеются у претендента на работу в дипломе или сертификате вообще не понятно, что характеризуют. Распространённое явление - выпускник вуза устраивается на работу не по специальности. Или выпускники прошлых лет, которые успели уже несколько раз поменять профессию, и их диплом об образовании никакого отношения не имеет к их нынешним навыкам и умениям.
Таким образом, система оценивания при применении дистанционных образовательных технологий нуждается в совершенствовании. Изменения должны касаться как технологий контроля внутри дистанционной системы обучения, так и появление принципиально новых форм контроля.
Если говорить о внутренних изменениях в системе, то нужно отказаться не от контроля, а от неэффективных форм побуждения к учению с помощью отметок и перенести акцент на содержание образовательных результатов обучаемых. Образование нуждается в развитии новых способов стимулирования учебного труда, в разработке новых подходов к оцениванию. В отдельных случаях, исходя из принципа добровольности обучения, можно обосновать принцип добровольности контроля. В большой части случаев можно рассмотреть вопрос о сокращении количества экзаменов и увеличения доли зачетов при промежуточном контроле.
В качестве новых форм контроля результатов обучения можно приветствовать независимые центры оценки квалификации, которые уже появляются в РФ. Полезным является широкое применение таких инструментов как рейтинги и индексы: рейтинг вузов, профессиональный рейтинг, рейтинг в профессиональных сообществах, индексы цитируемости и т.д.
Литература:
1. Болкунов И.А. Обучение при сокращении контактных часов / И. А. Болкунов // Таврический научный обозреватель. - 2017. - № 2 (19). - С. 15-18.
2. Болкунов, И. А. Электронное обучение: проблемы, перспективы, задачи / И. А. Болкунов // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 11(16) - С. 128-132.
3. Гударенко, Ю. А. Сущность понятия «Качество образования» / Ю.А. Гундаренко // Ученые записки РГСУ. - 2009. - №13. - С. 65-68
4. Ломовцева, Н. В. Контроль учебной деятельности в дистанционном обучении / Н. В. Ломовцева // Экономика образования. - 2009. - №2-1 - С. 93-94
5. Язбаев, Т. Л. Организация контроля учебной деятельности студентов на базе телекоммуникационной сети интернет / Т.Л. Язбаев, Т.А. Галагузова, Б.М. Мусилимов // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 4-2. - С. 381-383.
6. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие / Челышкова М. Б. - М.: Логос, 2002. - 432 с.
7. Suen, H. K. Peer assessment for massive open online courses (MOOCs) / H. K. Suen // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. - 2014. - № 15(3). - P. 312-327.
Педагогика
УДК: 378.147.78
кандидат педагогических наук, доцент Борисенко Тамара Георгиевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ИЗ ОПЫТА ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВУЗА ФОРМАМИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Аннотация. В статье предложены формы организации совместной деятельности школьников на уроках музыки во время изучения музыкальной грамоты, хорового пения, слушания музыки, при выполнении творческих заданий.
Ключевые слова: организация, совместная деятельность, профессиональная подготовка, педагогические условия, творчество.
Annotation. Different forms of organizing joint activities on the music lessons in the process of studying musical literacy, choir singing, listening to the music and working on the creative tasks are proposed in the present article. Keywords: organization, joint activities, professional training, pedagogical conditions, creative activity.
Введение. В период демократического развития современного общества актуальным является вопрос становления личности обучающегося, формирования его индивидуальных качеств. Целью Концепции развития образования на 2016-2020 годы названо «обеспечение условий эффективного развития российского образования, формирование конкурентоспособного человеческого потенциала и повышение конкурентоспособности российского образования на всех уровнях, в том числе международном».
Для достижения этой цели одной из основных задач является реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности [5].
Высшие учебные заведения образования призваны развивать творчество обучающихся, поддерживать и направлять их учебную деятельность в сфере науки, культуры, искусства.
Формулировка цели статьи. Анализ основных форм организации совместной деятельности учащихся на уроках музыки.
Изложение основного материала статьи. В своей профессиональной деятельности будущий учитель музыки призван обеспечивать приоритетные задачи школы, открывать ученикам мир прекрасного, помогать познавать особенности музыки, красоту окружающей действительности.
Решение образовательно-воспитательных задач предусматривает выявление практикантом творческих способностей учеников, привлечения их к активной музыкальной деятельности, организации взаимодействия между группами учеников класса. Профессиональная подготовка будущих учителей к организации совместной деятельности учеников во время обучения в высшем учебном заведении происходит при создании специальных педагогических условий. Какое значение заключено в категориальных терминах «профессиональная подготовка» специалистов и «педагогические условия»?
Термин «подготовка» широко употребляется на бытовом уровне и в науке. Он используется для определения времени или этапа в жизни человека, который посвящается овладению им определенной деятельностью. Современные научные концепции рассматривают профессиональную подготовку как отдельный этап, ступень в общем процессе профессионального становления личности, следующий за профессиональной ориентацией. Этот этап обеспечивает личности приобретение сущности базовых и специальных знаний, навыков и умений, практического опыта и поведения, которые необходимы для выполнения определенной профессиональной деятельности. Наряду с накоплением информации, необходимой для осознания сущности будущей профессиональной деятельности, средств ее осуществления, в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов постепенно происходит их самоидентификация и самоопределение в качестве профессионалов. Следовательно, этап профессиональной подготовки будущего учителя - это педагогическая практика, которая предшествует его реальной деятельности в социальной роли специалиста и осуществляется как организованный процесс. Задача этого этапа заключается в вооружении личности знаниями, умениями и навыками, в развитии личностных качеств, которые необходимы для выполнения деятельности в избранной профессиональной сфере.
Термин «условие» принадлежит к наиболее распространенным в педагогических исследованиях. В подавляющем количестве работ, посвященных оптимизации, совершенствованию, повышению эффективности процессов обучения и воспитания или определенных качественных характеристик учеников или обучающихся в вузах, чаще всего идет речь о педагогических, психолого-педагогических и дидактических условиях. Обычно «условия» исследователи дефинируют как определенные обстоятельства, требования, воссоздание которых в организации учебного процесса обеспечивает достижение определенных результатов. В то же время, далеко не все факторы, способствующие достижению желательного результата в учебно-воспитательном процессе, можно определить термином «условия».
Согласно общенаучному, философскому толкованию рассматриваемого термина «условия» - это характеристика той среды, обстоятельств, вне которых исследуемый предмет (явление) не может существовать, которые объективно предопределяют его возникновение и дальнейшее развитие. Следовательно, в нашем контексте под понятием «условия» понимаем наиболее существенные характеристики учебного процесса, что объективно детерминируют становление компетентности будущих учителей музыки в организации совместной деятельности учеников на уроках музыки.
Одним из важных условий эффективной подготовки будущих учителей музыки к данному виду деятельности является овладение ими основными формами совместной работы школьников на уроках музыки.
Исходным положением для обоснования этого условия были утверждения Л. Выготского, А. Леонтьева, С. Рубинштейна и других ученых о том, что знание порождается не непосредственными внешними влияниями на того, кто учится, а является результатом деятельности субъекта, который овладевает сущностью познавательного объекта. То есть, сама познавательная деятельность приобретает значение среды, в которой отношение субъекта и объекта познания приобретают свое конкретное содержание [1; 2; 3].
По определению этих авторов, познавая предмет, человек овладевает его объективными свойствами, поскольку познать возможно лишь то, что заложено в сущности самого предмета. Знание как субъективный продукт - это результат познавательной деятельности, который лишь фиксирует и объективирует в своем содержании эту сущность познаваемого предмета.
Однако, в познании человек не только покоряется объективным свойствам предметов, но и самым определенным образом влияет на них. Это проявляется в том, что из всей совокупности свойств предмета человек выделяет и объективирует лишь такие, которые имеют для него определенную ценность и являются практически значимыми.
Содержание подготовки будущих учителей музыки к организации совместной деятельности учеников включает знание некоторых принципов взаимодействия школьников. Эти принципы условно можно назвать двумя типами совместной деятельности.
Характерной чертой совместной деятельности первого типа является то, что общее задание сначала выполняет каждый участник деятельности собственными средствами. Анализ результатов действий всех участников проводится при общем обсуждении, и на основании этого обсуждения определенное средство избирается как лучшее, то есть происходит его оценка. Примером совместной деятельности такого типа могут быть все варианты средств, которые включают взаимопроверку. Так, ученики напевают собственную мелодию на определенный сюжет, с которым перед этим ознакомились, потом оглашают свою оценку, обсуждают ее, определяют положительные и отрицательные стороны.
Характерной чертой второго типа совместной деятельности является то, что при осуществлении своего задания каждый участник деятельности опирается на результат, который был получен предыдущим участником. Он должен проанализировать этот результат и действовать согласно заданным условиям. Ситуация реализации этого типа совместной музыкальной деятельности значительно более сложная для учеников и предусматривает активную манипуляцию разными средствами решения общей цели. Этот тип может реализовываться в заданиях типа «незаконченный рассказ» Внедряя совместную деятельность
учеников, учитель должен уделять большое внимание отработке отдельных действий, отдельных операций учеников, необходимых им для осуществления этой деятельности.
Одной из составляющих частей содержания подготовки будущих учителей музыки к организации совместной музыкальной деятельности учеников является наработка индивидуального опыта этой деятельности, которая содержит в себе умение дать возможность ученикам не только познавать себя, но и отрабатывать нормы, правила взаимодействия с одноклассниками.
Будущие специалисты усваивают, что в совместной деятельности учеников учитель помогает в том случае, когда объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит, советует, поощряет, стимулирует, дает уверенность, заинтересовывает, мотивирует, вдохновляет, проявляет любовь, уважение, поощряет требовательность, способствует удовлетворению потребности роста, свободного выбора, предоставляет ученику радость общения, закрепляет его авторитет среди ровесников и тому подобное.
Позиция сотрудничества, необходимого при организации совместной деятельности учеников, характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. Основой этих отношений является хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к его неудачам при усвоении музыкального материала и поведения. При таком стиле взаимоотношений ученик верит, что учитель готов ему помочь, и если накажет, то справедливо. С точки зрения И. Рыдановой, учитель постоянно проявляет интерес к ученику, к его возрастным и индивидуальным особенностям, он видит в ученике личность, которая развивается, со всеми противоречиями и сложностями семейных отношений, поступками, взаимоотношениями с ровесниками [4].
Рассмотрение отмеченных положений в контексте подготовки будущих учителей музыки в системе высшей педагогической школы позволяет утверждать, что способность обучающихся к организации совместной деятельности учеников на уроках может быть достигнута при условии объективации определенных способов организации совместной деятельности учеников на уроках музыки, которые осуществляются в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающимся вуза целесообразно начинать нарабатывать умение организации совместной деятельности учеников, воплощая содержание данного раздела урока в небольшую форму, которая отвечает цели определенного вида музыкальной деятельности. Форма совместной деятельности выявляет собой внешнюю сторону организации учебной деятельности учеников, она органично связана со своей внутренней содержательной стороной. С этой точки зрения одна и та же форма организации совместной деятельности учеников может иметь разную внешнюю модификацию в зависимости от цели музыкальной деятельности.
Организация совместной деятельности учеников относится к групповым формам обучения. В зависимости от вида деятельности на уроке практикант учится распределять учеников на группы (по рядам, по уровню их знаний, музыкальной подготовке, определяя лидера - своего помощника на уроке). Следовательно, общую форму организации совместной музыкальной деятельности учеников обучающийся воплощает в конкретную форму ее организации в разных разделах урока.
Учеников можно разделить на группы (команды, экипажи), которые получают соответствующие домашние задания: подготовка сообщения на определенную тему, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление атрибутики для конкурсов, соревнований, инсценизовок и др. Качество выполнения учениками подготовленных заданий влияет на их интерес к предстоящему уроку. Такими общими мероприятиями будущий учитель вводит учеников в мир искусства. Распределяя материал между учениками, он учитывает их выбор. Если материал сложен, информацию готовят вместе и ученики, и практикант.
В зависимости от сложности музыкального произведения целесообразно работать над одним тематическим материалом при изучении музыкальной грамоты (работа над ритмом, метром, интервалами), при пении (напевание музыкальной темы произведения в распевке), при игре на музыкальных инструментах (воссоздание учеником определенных звуков мелодии на металлофоне во время исполнения практикантом музыки на пианино). Знакомые мотивы, фразы, которые используются на уроках в совместной деятельности, повышают качество усвоения музыкального материала.
Чтобы найти выразительные движения, которые отвечают музыкальному звучанию, ученики сначала слушают произведение, определяют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Потом они планируют варианты тех или других движений. Замысел обсуждается в группе или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом станет выразительное выполнение движений. При оценивании такого задания учитывается степень понимания музыкального образа, совершенство композиции в процессе его создания, способность «автора» выразительно выполнить движения.
Выбирая ту или другую форму организации совместной музыкальной деятельности учеников, будущий учитель овладевает следующими умениями и навыками:
- управлять совместной деятельностью учеников (определять цель и задачи, планировать и организовывать их совместную музыкальную деятельность, контролировать выполнение заданий, усвоение знаний, овладевать навыками и умениями корректировать совместную деятельность);
- вступать во взаимодействие с учениками, привлекать их к взаимодействию «ученик-ученик», «ученик-группа», «группа-группа»;
- регулировать межличностные отношения;
- создавать эмоциональный фон, стимулирующий эффективность совместной музыкальной деятельности учеников.
Однако, каждая из форм имеет свои особенности организации. Выбирая ту или иную форму организации совместной деятельности учеников в определенном разделе урока, практикант учится воплощать в ней дидактичную цель, определенный объем учебного материала, определенный вид музыкальной деятельности; учитывать индивидуальные особенности учеников, овладение всеми учениками знаниями, умениями, навыками, которые должны быть усвоены; определять время ее воплощения на уроке.
В процессе изучения музыкальной грамоты на уроках музыки происходит подготовительная работа по изучению записи и чтению нот. Во время этой деятельности ученики в музыкальных играх выражают своими движениями характер и настроение музыки, воспроизводят ритм, самостоятельно поют простые мелодии, чувствуют себя непосредственными участниками такой деятельности.
Одной из важнейших проблем начального этапа обучения музыки является развитие у школьников умения отмечать в звучании известных им песен знакомые моменты, выражая их хлопками, шагами, другими движениями и пением. Восприятие следует активизировать посредством обогащения уроков разными видами и вариантами музыкальных игр.
Метрическая пульсация во время звучания музыки поневоле побуждает к соответствующим движениям. В младшем школьном возрасте это проявляется более естественно (соответствующие движения рук, ног, головы и тела по характеру звучащей музыки). Во время разучивания попевок ученики осваивают определенный ритмический рисунок, прохлопывают или простукивают ее метрическую пульсацию. Только после того, когда они почувствуют себя свободными в движениях и смогут в музыке отметить похожие фрагменты, практиканту следует проанализировать вместе с ними их наблюдения, определить конкретные музыкальные и ритмические элементы, объяснить их запись и значение в музыкальном произведении.
Организация совместной деятельности учеников во время изучения музыкальной грамоты занимает на уроке немного времени, но она приводит к качественным изменениям, подсознательные, чувственные предположения учеников перерастают в убедительные знания.
В процессе изучения музыкальной грамоты будущий учитель овладевает воплощением содержания данного раздела урока, учится осуществлять цель изучаемой темы урока, обдумывает вместе с учениками, как данный учебный музыкальный материал реализовать в формах, которые вызывают у них интерес (музыкальные эстафеты, загадки, сказки и тому подобное).
В процессе хорового пения практикант вместе с учениками готовит такие формы совместной деятельности как эстафеты, конкурсы, карнавал. Необходимую атрибутику он готовит вместе с учениками заранее, предоставляя больше инициативы ученикам.
Слушание музыки - достаточно сложный процесс. Он отражает в воображении одновременно как составляющие музыкального произведения, так и форму в целом. Распределить в воображении музыкальное произведение на части (составляющие) можно с разных позиций. Наиболее важным является выявление мелодических, ритмических, динамических, тембровых элементов, также возможен гармонический, ладовый анализ и определение музыкальной формы. Каждая отдельная составляющая дает возможность проанализировать один из музыкальных элементов (понятие), что способствует развитию определенного вида музыкального слуха. Во время слушания музыки происходит активная работа интеллекта (музыкального мышления).
Музыкальный материал и методы его освоения обеспечивают в процессе обучения музыке общее развитие личности учеников. Очень важно уже на начальном этапе занятий развивать умение учеников концентрировать внимание восприятия небольших музыкальных произведений, постепенно увеличивая время слушания песни в исполнении учителя, а в дальнейшем и одноклассников.
Во время слушания музыки возникает взаимосвязь между учеником и музыкальным произведением. Активизируя восприятие посредством слушания музыки, можно поднять уровень внутреннего осознания, сосредоточения внимания, подрепленного умственной деятельностью учеников. Развитие умения слушать музыку (представление, мышление) зависит от умелой организации этого вида деятельности, она и является одним из главных задач, которые стоят перед будущим учителем музыки. Выделение, выявление отдельных составляющих, их определение обеспечивают сознательную активизацию этого вида деятельности на уроке. Мелодия, временные (метро-ритмические) взаимосвязи, музыкальная форма, стиль, вариационность мотивов - это именно те особенности, выявление которых требует определенного уровня развития интеллекта ученика. Составляющие музыкального языка и их сравнение дают возможность выяснить как их отличие, так и сходство.
Во время слушания музыки будущий учитель может организовывать совместную деятельность учеников, привлекая их к взаимодействию в дискуссии, конференции, музыкальной ярмарке. Дискуссию, конференцию целесообразно проводить с учениками средних классов. Музыкальная ярмарка, которую можно проводить с элементами театрализации, вызывает активность как у учеников младших так и средних классов. К проведению таких форм готовиться надо заблаговременно.
Творческая деятельность определяется эстетикой и психологией как такая, которая возникает в результате активного восприятия и репродуктивной деятельности. Именно такой путь является естественным и ведет к совершенствованию через оптимальное учебно-воспитательное влияние, учитывая взаимосвязь в разных направлениях музыкальной деятельности. Нужно сказать, что вместе с такими видами деятельности как пение, слушание музыки, - творчество, импровизация должны занимать свое не менее значимое место на уроке.
Творчество - это не что иное, как отражение музыкальных волн (колебаний), не цель, а следствие. Движущей силой его являются музыкальное впечатление, деятельность, которые отождествляются с глубокими наблюдениями.
Импровизация - самостоятельное, непроизвольное, спонтанно озвученное творчество, которое может проявляться и в коллективной форме. Ее суть заключается в непредсказуемости, внезапности. Это умение нарабатывается, готовится заранее, и ни в коем случае не в момент первого исполнения. Благодаря процессу обогащения знаниями о музыке она становится ученику более близкой и более понятной. Это проявляется во время творческих заданиях. Общей целью учителя и учеников является создание единства между знаниями и эмоциями во время успешной импровизации и сознательного творчества.
Творчество является продуктом деятельности каждого отдельного ученика, она зависит от личностного опыта, и, вместе с тем, редко формируется независимо от ее коллективной формы. Творческое вдохновение рождается благодаря общему влиянию, поощрению, созданию для этого благоприятной среды, оценке результата. Есть и обратная связь: на коллектив таким же образом может воздействовать творчество одного ученика, который способен разбудить фантазию, заинтересовать участников воплощением определенных идей в музыкальное творчество.
В импровизационных играх может участвовать весь класс и в таком случае на каждого приходится частица творчества, когда каждый подключается к воплощению общей цели, создавая что-то новое.
В процессе творческих видов деятельности достигается внешняя и внутренняя активизация учеников (умение разрешать проблемы, создавать новое). Наилучшим вариантом этих действий является проведение игр, соревнований. Музыка, благодаря своей образности, динамике развития, действует на чувство и эмоции, на мышление, создавая ассоциации, развивающие личность ученика.
Творческая деятельность во время чтения нотной записи не может быть самоцелью, она должна быть связана с развитием определенного вида музыкальных способностей. Упражнения должны быть интересными, доступными, продолжительность их выполнения должна соответствовать возрасту учеников.
В какой бы форме не проявлялось творчество (в игре или исполнении) - во всех случаях оно выявляет уровень знания музыкального стиля, творческий замысел ученика, богатство идей, полет и окрыленность фантазии. Умение импровизировать связано с несколькими видами музыкальной деятельности. Это проявление активных действий учеников в творчестве, когда творческое задание становится подготовительным этапом изучения песни. В начале усвоения оно может пробуждать интерес к новому, в ином случае - поможет выделить определенные музыкальные особенности благодаря вариативным заданиям.
В импровизации именно музыкальный язык (средства выразительности) становятся основой музыкального творчества. Часто она служит подготовительным этапом слушания музыки. После чего ученики, вдохновленные музыкой, выполняют творческие задания. В других случаях они уже будут знать, как творчески использовать определенные понятия, средства музыкальной выразительности.
Творчество бывает интуитивным или таким, которое основывается на усвоенных знаниях, то есть осознанным. При выполнении творческих заданий практикант может привлекать учеников к совместной деятельности в музыкальных играх, составлении ребусов, участия в КВН. Творчество обучающегося проявляется в выборе форм организации совместной деятельности учеников.
Выводы. Успешность, эффективность деятельности будущего учителя зависит от понимания форм организации совместной музыкальной деятельности учеников и овладения как можно большим количеством таких форм.
Литература:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2009. - 672 с.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Academia, 2005. - 352 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2002. - 720 с.
4. Рыданова И.И. Основы педагогического общения / И. И. Рыданова. — Минск: Беларуская навука, 1998. - 319 с.
5. Цель российской системы образования - формирование качественного человеческого потенциала [Электронный ресурс]. // «Компетенции успеха» Центр экономического развития и сертификации - ЦЭРС ИНЭС. 2015. - Режим доступа: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=2353
Педагогика
УДК 004.522
кандидат педагогических наук Бузни Виктория Александровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация. В данной статье раскрывается смысл и преимущества использования ассистивных технологий для детей с особыми образовательными потребностями. В документе рассматриваются различные типы ассистивных технологических устройств, которые разработаны и могут быть использованы для решения задач обучения детей с особыми образовательными потребностями письменному языку, чтению, слушанию, развитию памяти и математике. Указывается на необходимость выбора правильных технологических инструментов для детей с особыми образовательными потребностями с использованием максимально возможных ассистивных технологий, будь то в образовательном учреждении или при домашнем обучении, которое предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах) с целью устранения трудностей в обучении.
Ключевые слова: ассистивные технологии, умственные способности, инструменты, информационно-коммуникационные технологии.
Annotation. This paper was written to expose the meaning, benefits, and answer why the use of assistive technology for children with learning disabilities. The paper discussed the various types of assistive technology devices that were designed and used to solve written language, reading, listening, memory and mathematic problems of children with learning disabilities. It pointed out the need for selecting the right technology tools for the children with learning disabilities, to enable achievement of the target goals, and highlighted instructional guides for the classroom teachers, that would make children with learning disabilities benefit maximally from the use of assistive technology tools, whether in the classroom or at home, in order that the technology would make the teaching -learning process enjoyable and productive.
Keywords: assistive technology, learning disabilities, tools, information and communication technology.
Введение. В современном мире одной из основных проблем, стоящих перед учителями и другими специалистами, отвечающими социальным, поведенческим, когнитивным и двигательным потребностям детей с ограниченными возможностями обучения в образовательных учреждениях является использование технологий, их надлежащее использование, выбор вспомогательных технологий, поиск ответа на опрос, где и когда их можно использовать и как оценивать эффективность использования. Ассистивные технологии (АТ) являются производной информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Процессы, лежащие в основе вышеупомянутых терминов, заслуживают более тщательного анализа, так как они связаны с условиями жизни подрастающего поколения. Поскольку традиционные технологии обучения направлены на обеспечение необходимого уровня образования детей, имеющих возможность посещать общеобразовательные учреждения, а дети, не имеющие такой возможности в силу ограничений по состоянию здоровья, лишены многих возможностей в получении качественного образования, проблема помощи детям, имеющим особые образовательные потребности, является одной из важнейших в ряду множества проблем, стоящих перед отечественным образованием.