Научная статья на тему 'Из опыта организации социально-педагогической деятельности по формированию экологической грамотности старшеклассников'

Из опыта организации социально-педагогической деятельности по формированию экологической грамотности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЗАДАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / SOCIALIZATION / ENVIRONMENTAL LITERACY / TASKS OF META-SUBJECT CONTENT / COMPLEX APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большаков Алексей Петрович

В настоящее время одной из наиболее важных задач образования является социализация обучающихся. Один из способов выполнения поставленной задачи вовлечение школьников в учебно-познавательную и волонтёрскую деятельность экологического направления. В данной статье рассматриваются вопросы организации социально-педагогической деятельности по формированию экологической грамотности старшеклассников, предлагается описание модели этой деятельности и краткие результаты её апробации, проведённой в нескольких образовательных комплексах Москвы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что предлагаемый путь социализации может эффективно использоваться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Еxperience of the organization of social and pedagogical activity on formation of ecological literacy of high school students

Currently, one of the most important tasks of education is the socialization of students. One of the ways to accomplish this task is to involve students in educational, cognitive and volunteer activities of the environmental direction. This article deals with the organization of social and pedagogical activities for the formation of environmental literacy of high school students, offers a description of the model of this activity and brief results of its testing, conducted in several educational complexes of Moscow. The results suggest that the proposed way of socialization can be effectively used.

Текст научной работы на тему «Из опыта организации социально-педагогической деятельности по формированию экологической грамотности старшеклассников»

Из опыта организации социально-педагогической деятельности по формированию экологической грамотности старшеклассников

Большаков Алексей Петрович

аспирант, кафедра педагогических технологий непрерывного образования, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», a.bolshakoff2010@yandex.ru

В настоящее время одной из наиболее важных задач образования является социализация обучающихся. Один из способов выполнения поставленной задачи - вовлечение школьников в учебно-познавательную и волонтёрскую деятельность экологического направления. В данной статье рассматриваются вопросы организации социально-педагогической деятельности по формированию экологической грамотности старшеклассников, предлагается описание модели этой деятельности и краткие результаты её апробации, проведённой в нескольких образовательных комплексах Москвы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что предлагаемый путь социализации может эффективно использоваться.

Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, социализация, экологическая грамотность, задания метапредмет-ного содержания, комплексный подход.

Экологическое образование, которому уделяется повышенное внимание в связи с объективной реальностью, отличается определённой спецификой, своим комплексным и непрерывным характером. Поэтому необходимо включение современных экологических знаний, методических приёмов и способов формирования экологической грамотности в систему подготовки педагогических кадров. Весьма актуальным является опыт практической деятельности педагогических коллективов в этом направлении.

Результаты некоторых исследований свидетельствуют о том, что многие будущие и уже работающие учителя пока не готовы к такой деятельности. В частности, по данным исследования Н.П. Несговоровой[1], большинство студентов первого курса педагогических ВУЗов не владеют элементарными компетенциями, необходимыми для организации и проведения проектной деятельности. Около 48% работающих в настоящее время в общеобразовательных организациях учителей не готовы к организации социально-педагогической деятельности по формированию экологической грамотности. Основными причинами являются недостаточные знания в области экологии, её последних достижений, а также низкий уровень овладения современными методами педагогической деятельности.

Необходимо учесть накопленный опыт, который свидетельствует о том, что педагогическая деятельность должна осуществляться с использованием имеющихся ресурсов социума. Это даёт возможность достичь планируемых целей, в частности, формирование социально-значимых компетенций и развитие высокого уровня социальной активности, что позволяет принять правильное решение в различных ситуациях, с которыми индивид сталкивается ежедневно, будь то раздельный сбор отходов или поведение во время отдыха на природе.

Социально-педагогическая деятельность по формированию экологической грамотности обучающихся, по нашему мнению, может быть рассмотрена с двух позиций:

Во-первых, это деятельность, включающая в себя формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического сознания, необходимой мотивации и экологических умений, то есть основ экологической грамотности обучающихся.

Во-вторых - социально-педагогическая деятельность по формированию экологической грамотности представляет собой комплексную деятельность, педагога. Её основными составляющими являются социальная, экологическая и педагогическая деятельность учителя. При этом преподаватель выполняет свои обязанности комплексно: как член общества, живущий в окружающей природно-со-циальной среде (экосоциальная деятельность) и как педагог, формирующий экологическую грамотность (педагогическая деятельность).

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

Основные задачи социально-педагогической деятельности по формированию экологической грамотности школьников включают в себя формирование [2]:

- системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов (и их комплексов);

- субъективно значимого отношения к природным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью;

- освоение и использование стратегий и технологий непрагматичного, не связанного с получением какой-либо пользы, выгоды взаимодействия с природой, всем разнообразием ее объектов.

Социально-педагогическая деятельность по формированию экологической грамотности обучающихся содержит элементы эколого-социальной деятельности по отношению к природе и социуму в области познания, наблюдения, сохранения, восстановления, поддержания благоприятного состояния объектов и явлений природы, урбанизированной окружающей среды.

В качестве конечного продукта социально-педагогической деятельности учителя по формированию экологической грамотности следует рассматривать бережное и ответственное отношение обучающихся к природе, обществу, человеку и его здоровью в качестве составляющих интегративного качества личности, называемого социальной ответственностью. Её когнитивным компонентом служит система знаний о сущности социальной ответственности, нормах поведения, переходящих в научное мировоззрение.

Нами была разработана модель системы социально-педагогической деятельности по экологическому воспитанию подростков в школе.

Целью разработанной модели системы социально-педагогической деятельности является формирование функциональной составляющей экологической грамотности у подростков.

Субъектами представленной модели являются обуча-ющиеся-старшеклассники и члены их семей, преподаватели, работники природных территорий и учреждений культуры.

В нашей работе в соответствии с представленной моделью выделяются следующие этапы:

1. Диагностирующий (констатирующий). Используются следующие средства: анкеты, тесты, наблюдения, тематические диагностики МЦКО. На данном этапе учитель анализирует содержание имеющейся учебной и учебно-методической литературы, составляет контрольно-измерительные материалы, которые позволяют оценить исходный уровень естественнонаучных знаний обучающихся, и проводит апробацию этих материалов. Также организуется анкетирование для определения уровня социальных потребностей, способностей и ценностей участников педагогического процесса (обучающихся и педагогов), а также педагогического потенциала социума (по методике В. С. Торохтия).

2. Деятельностный (формирующий) этап представлен несколькими блоками. Прежде всего, это работа с обучающимися и родителями. Учитель должен внести некоторые изменения в рабочие программы по химии и биологии. Необходимо добавить задания экологического характера, творческие задания. Целесообразно использовать ресурсы Московской электронной школы (МЭШ). По обновлённой программе после её апробации учитель проводит занятия в соответствии с календарно-темати-ческим планированием. Большое значение имеет организация внеурочной деятельности: работы над проектами, сбора вторичных ресурсов, проведение волонтёрских природоохранных акций. Для обсуждения экологических

проблем организуются занятия для родителей в рамках «Клуба выходного дня».

Отечественные исследователи отмечают, что привлечение учащихся к различным формам общественно полезной деятельности обеспечивает наиболее интенсивное развитие их социальной активности. Это объясняется тем, что социально значимая деятельность соответствует потребностям в самоутверждении и создает условия развертывания определенных форм отношений, признание реальной значимости подростка как члена общества^].

В общественно полезной деятельности старшеклассник, включаясь в социальные отношения, моделирует реальную практику общественных взаимосвязей, обеспечивает формирование соответствующей мотивационно-по-требностной сферы личности, когда потребность самовыражения себя как человека, творческое отношение к общему делу, забота о других людях, стремление принести благо другим становится способом его жизнедеятель-ности[4].

Другим важным направлением (блоком) рассматриваемой модели является работа учителя, являющегося организатором деятельности по формированию экологической грамотности, со своими коллегами. Учитель-организатор составляет общий план действий, методические рекомендации по использованию учебного материала преподаваемой дисциплины для формирования экологической грамотности. Также необходимо создать банк заданий конвергентного содержания. Все достижения обучающихся и их педагогов должны оперативно учитываться.

3. Диагностирующий (контрольно-оценочный) этап. Здесь используются те же средства, что и на первом, констатирующем этапе: тесты, наблюдения, анкеты, тематические диагностики МЦКО. Учитель проводит итоговое тестирование с целью определения уровня естественнонаучных знаний обучающихся с использованием составленных контрольно-измерительных материалов. Также организуется анкетирование с целью выявления изменений социальных потребностей, способностей и ценностей участников процесса, а также педагогического потенциала социума (по методике В. С. Торохтия)[5].

Полученные результаты свидетельствуют, что учащиеся стали лучше справляться с заданиями метапредмет-ного содержания, выполнение которых ранее представляло определённую сложность: анализ информации, выполнение практических заданий и расчётов. Анкетирование показало, что уровень развития социума в исследуемых ученических коллективах повысился по сравнению с исходным состоянием. Уровень педагогического потенциала также претерпел положительные изменения: по сравнению с начальными показателями (0,58- 0,62) он повысился в среднем на 0,16 пунктов (примерно до 0,76).

Результаты проведённого исследования позволяют утверждать о положительном влиянии предлагаемой модели социально-педагогической деятельности на формирование экологической грамотности и улучшение основных показателей социума. Для её успешной реализации необходим комплексный подход, учитывающий различные направления учебной работы и внеурочной деятельности. Комплексный подход к формированию экологической грамотности, организация различных форм работы на занятиях и во внеурочной деятельности способствуют активизации познавательной деятельность школьников, повышению усилий в овладении знаниями, а также успешной социализации личности.

Литература

1. Несговорова Н.П. Подготовка к эколого-педагогиче-ской деятельности и ее проектированию в системе не-

прерывного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. -2014. - №4. -С. 114-123

2. Абрамовских Н.В. Сущность и особенности социально-педагогической деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. -№3. -С. 9-15.

3. Николаев Г. Молодежная общественно полезная деятельность. - М.: Фонд «Созидание», 2015. -С. 45.

4. Абрамова С. В. Педагогические условия формирования социальной активности личности // Альманах современной науки и образования. - 2013. - N1 (68).- С. 10-14.

5. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. С. Торохтий, О.А. Иванова [и др.] ; под общей редакцией В. С. Торохтия. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 451 с.

Еxperience of the organization of social and pedagogical activity on formation of ecological literacy of high school students Bolshakov A.P.

Moscow city pedagogical University

Currently, one of the most important tasks of education is the socialization of students. One of the ways to accomplish this task is to involve students in educational, cognitive and volunteer activities of the environmental direction. This article deals with the organization of social and pedagogical activities for the formation of environmental literacy of high school students, offers a description of the model of this activity and brief results of its testing, conducted in several educational complexes of Moscow. The results suggest that the proposed way of socialization can be effectively used. Keywords: social and pedagogical activity, socialization, environmental literacy, tasks of meta-subject content, complex approach.

References

1. Nesgovorova N.P. Preparation for environmental-pedagogical activity and its design in the system of continuing professional education // Modern problems of science and education. 2014. -No. 4. -FROM. 114-123

2. Abramovskikh N.V. The essence and features of socio-pedagogical activity // Bulletin of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. - 2009.-№3. -FROM. 9-15.

3. Nikolaev G. Youth socially useful activity. - M .: Creation Fund,

2015. -S. 45.

4. Abramova S. V. Pedagogical conditions for the formation of social

activity of the individual // Almanac of modern science and education. - 2013.- N1 (68) .- S. 10-14.

5. Social pedagogy: textbook and workshop for academic undergraduate

/ V. S. Torokhtiy, O.A. Ivanova [et al.]; edited by V.S. Torokhtiy. -Moscow: Yurayt Publishing House, 2019 .-- 451 p.

Р

m

5

m

X

X

о

m

m

й

А

О

X

£

m

О

X

О

m

О

Dl

n

А

ы

о

и

А

X

X

m

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.