Научная статья на тему 'Из опыта организации самостоятельной работы студентов с использованием интернет-сервисов'

Из опыта организации самостоятельной работы студентов с использованием интернет-сервисов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNET SERVICES / INTERACTIVE TASKS ON LITERATURE / STUDENTS’ INDEPENDENT WORK / PHILOLOGICAL EDUCATION / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пуляевская Александра Михайловна, Швецова Татьяна Васильевна

В статье рассматривается вопрос о возможностях использования интернет-сервисов в организации самостоятельной работы студентов-бакалавров, проходящих подготовку по профилю филологическое образование. Статья посвящена опыту выстраивания историко-литературного курса с использованием технологий обеспечения самостоятельной работы студентов по курсу «История зарубежной литературы» (эпоха реализма).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пуляевская Александра Михайловна, Швецова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the experience of organization of students’ independent work using Internet services

The article discusses the possibility of using internet services in the organization of bachelors’ independent work within philological education. The article is devoted to the experience of developing a historical and literary course with the use of technologies to provide students’ independent work on the course "History of foreign literature" (of Realism).

Текст научной работы на тему «Из опыта организации самостоятельной работы студентов с использованием интернет-сервисов»

ВНИМАНИЕ: ОПЫТ

УДК 378.147

ББК 74.48

П885

Пуляевская Александра Михайловна

Руководитель отдела информатизации образования Сибирский гуманитарно-технический институт». Иркутск, Россия.

Швецова Татьяна Васильевна

Доцент кафедры литературы и русского языка Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносов. Северодвинск, Россия

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ

В статье рассматривается вопрос о возможностях использования интернет-сервисов в организации самостоятельной работы студентов-бакалавров, проходящих подготовку по профилю - филологическое образование. Статья посвящена опыту выстраивания историко-литературного курса с использованием технологий обеспечения самостоятельной работы студентов по курсу «История зарубежной литературы» (эпоха реализма).

Ключевые слова: интернет-сервисы; интерактивные задания по литературе; самостоятельная работа студентов; филологическое образование.

A. M. Pulyaevskaya Irkutsk, Russia T. V. Shvetsova Severodvinsk, Russia

FROM THE EXPERIENCE OF ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT

WORK USING INTERNET SERVICES

The article discusses the possibility of using internet services in the organization of b achelors' independent work within philological education. The article is devoted to the experience of developing a historical and literary course with the use of technologies to provide students' independent work on the course "History of foreign literature" (of Realism).

Key words: Internet services; interactive tasks on literature; students' independent work; philological education.

Современный образовательный стандарт по филологическому образованию предполагает развитие компетентности обучающихся в области информационно-коммуникационных технологий. В соответствии с ФГОС студенты должны знать филологические ресурсы Интернет [Касымова, 2012; Швецова и др., 2015].

Имеющиеся на сегодняшний день публикации по проблеме организации самостоятельной работы студентов в вузе либо не связаны с гуманитарным образованием, либо рассматривают условия организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку [Новикова, 2011], русскому языку [Бобылев, 2011]. В меньшей степени внимание педагогов обращено на историко-литературный цикл предметов.

Изучение курса «История зарубежной литературы» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Филологическое образование) осуществляется в течение 4-х лет (очная форма обучения) [ФГОС URL: https://narfu.ru/upload/iblock/3a4/standart-44.03.01-pedagogicheskoe-obrazovanie.pdf]. Курс хронологически разбивается на этапы: 1. Античный период (1 семестр); 2. Средневековье и Возрождение (2 семестр); 3. 17-18 век (3 семестр); 4. 19 век (4 семестр); 5. Рубеж 19-20 вв.

(5 семестр); 6. 20 век, часть 1 (6 семестр); 7. 20 век, часть 2 (7 семестр); 8. Современная зарубежная литература.

В согласии с хронологией изучаются основные направления и стили в мировой литературе (барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм).

Доминирующей формой аудиторной работы являются традиционные лекционные и практические занятия, на которых предполагается использование презентаций, созданных в программе Microsoft PowerPoint.

При этом следует отметить проблемы, с которыми сталкиваются студенты при обучении:

- не видят тенденций и закономерностей в становлении и развитии историко-литературного процесса;

- плохо запоминают имена авторов;

- не соотносят автора и период, страну;

- не умеют определять черты того или иного направления в художественном тексте;

- не владеют основными фактами литературной жизни в их связи с историко -культурным контекстом;

- не знакомы с основными положениями и концепциями в области критики зарубежной литературы;

- не могут применять полученные знания в области теории литературы, истории литературы и филологического анализа текста в собственной научно-исследовательской деятельности, связанной с изучением зарубежной литературы.

Целью изучения такого предмета, как литература, особенно литература зарубежная, является стимулирование читательской активности. Выполнить данную установку достаточно сложно не только в связи с тем, что современная молодежь мало читает классику. Работа с произведениями зарубежной литературы 19 века вызывают определенные сложности у студентов из-за очевидной временной и культурно-исторической дистанции. Оптимальная педагогическая технология, способствующая устранению подобных проблем, - свободное полифоническое общение обучающихся в аудитории. При изучении зарубежной литературы

они выступают не столько в роли читателей, сколько в роли исследователей. Алгоритм их

199

действий состоит в том, чтобы самостоятельно выбрать автора, изучить художественный текст, составить максимальное количество поисковых заданий по тексту для однокурсников, организовать работу студентов в аудитории.

Самостоятельная работа студентов - это «форма организации образовательного процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов» [Гречухина, Меренкова, 2016].

В связи с этим, для стимулирования самостоятельной работы студентов и повышения качества ее выполнения, были выбраны интернет-сервисы и предложены студентам в качестве инструментов демонстрации результатов самоподготовки. При этом каждый студент в течение семестра выступает в роли тьютора практического занятия.

«Тьютор» в переводе с английского «tutor» значит - домашний учитель, опекун, буквальное значение однокоренного глагола «обучать, давать уроки, наставлять». Главное отличие тьютора от преподавателя или лектора состоит в том, что он стремится поглубже узнать своего слушателя, увидеть его личные цели, стремления, предпочтения, возможности, выявить пробелы и помочь выстроить индивидуальную траекторию обучения [Демищенко URL: https://etutorium.ru/blog/tyutor-professiya-budushchego/].

В задачи студента-тьютора входит:

- обязательное прочтение первоисточника;

- подборка современных публикаций по творчеству выбранного автора;

- составление аннотированного перечня этих публикаций;

- разработка интерактивных заданий для студентов группы с использованием интернет-сервисов.

Практикуется активное обсуждение и взаимное оценивание.

В качестве инструментов для самостоятельной работы рекомендованы шаблоны интернет-сервиса Flippity.net: кроссворды, викторины, флеш-карты, «виселица» (угадай слово по буквам), «колесо удачи». Составленные задания должны максимально полно «погрузить» студентов в текст, обратить их к произведению. Другими словами, детали произведения должны знать (или узнать) все.

Рассмотрим на примере реализации «19 век. Литература реализма в Западной Европе». Группа студентов: 3 курс.

Лекция 1. Тема: Основные черты литературы реализма. Задание: В учебниках по зарубежной литературе 19 века, в литературоведческих энциклопедиях найти определения понятия «реализм». Выписать основные характеристики этого стиля. Подготовить кроссворд с использованием шаблона Flipity.net.

Практическое занятие 1. Тема: О. Де Бальзак. Отец Горио. Задание: Изучить содержание Предисловия к «Человеческой комедии» О. де Бальзака. В «голове» схемы фишбона поместить проблему «Реализм как художественный метод». В «скелете» привести доказательства, аргументы, особенности реализма, в «хвосте» сделать вывод: «Реализм - новый метод в литературе».

Практическое занятие 2. Тема: Ф. Стендаль. Красное и чёрное. Задание: Найти материал о французском писателе-реалисте Ф. Стендале и о его романе «Красное и черное», дать определение романа как жанра. Воспользуйтесь интернет-ресурсами www.poeti.biz, электронной библиотекой eLibrary, Киберленинка. Оформить материал в документ Microsoft Word и создать кроссворд, используя шаблон Flippity.net. Организовать беседу в аудитории, вопросы подготовить на карточках.

Практическое занятие 3. Тема: П. Мериме. Арсена Гийо. Задание: Найти материал о французском писателе-реалисте П. Мериме и о его новелле «Арсена Гийо», дать определение новеллы как жанра. Воспользуйтесь интернет-ресурсами www.poeti.biz, электронной библиотекой eLibrary, Киберленинка (электронная презентация - работа с текстом). Оформить материал в документ Microsoft Word и создать презентацию Microsoft PowerPoint.

Практическое занятие 4. Тема: Г. Флобер. Мадам Бовари. Задание: Найти материал о французском писателе-реалисте Г. Флобере и о его романе «Мадам Бовари», дать определение романа как жанра. Воспользуйтесь интернет-ресурсами www.poeti.biz, электронной библиотекой eLibrary, Киберленинка. Оформить материал в документ Microsoft Word и создать презентацию PowerPoint (тест на знание деталей произведения).

Лекция 2. Итоговая работа по теме Литература Франции 19 века. Задание: В учебниках по зарубежной литературе 19 века, в литературоведческих энциклопедиях изучить раздел

«Литература Франции эпохи реализма». Выписать хронологические рамки становления и развития метода в этой стране; знать основные имена авторов, содержание художественных произведений. Подготовить викторину с использованием шаблона на ресурсе Flipity.net.

Практическое занятие 5. Тема: Ч. Диккенс. Рождественская песнь в прозе. Задание: Найти материал об английском писателе-реалисте Ч. Диккенсе и о его сборнике «Рождественские рассказы», дать определение рассказа как жанра. Воспользуйтесь интернет-ресурсами www.poeti.biz, электронной библиотекой eLibrary, Киберленинка. Оформить материал в документ Microsoft Word и создать электронную игру по модели теле-шоу «Своя игра» по мотивам биографии и творчества писателя.

Практическое занятие 6. Тема: У. М. Теккерей. Ярмарка тщеславия. Задание: Найти материал об английском писателе-реалисте У. М. Теккерее и о его романе «Ярмарка тщеславия», дать определение романа как жанра. Воспользуйтесь интернет-ресурсами www.poeti.biz, электронной библиотекой eLibrary, Киберленинка. Оформить материал в документ Microsoft Word, создать презентацию PowerPoint (тест на знание деталей произведения) и карточки с заданиями по тексту, воспользовавшись шаблоном флэш-карты на ресурсе Flipity.net.

Практическое занятие 7. Тема: У. Уитмен. Лирика. Задание: Найти материал об американском писателе У. Уитмене и о его сборнике стихов «Листья травы», дать определение верлибра как приема. Воспользуйтесь интернет-ресурсами www.poeti.biz, электронной библиотекой eLibrary, Киберленинка. Оформить материал в документ Microsoft Word, создать презентацию PowerPoint, подобрать сайт с текстами Уитмена на языке оригинала.

Практическое занятие 8. Тема: Э. Мерике. Моцарт по пути в Прагу. Задание: Найти материал о немецком писателе Э. Мерике и о его повести «Моцарт по пути в Прагу», дать определение бидермейера как литературного стиля. Воспользуйтесь интернет-ресурсами www.poeti.biz, электронной библиотекой eLibrary, Киберленинка. Подготовить задания по тексту, организовать беседу.

Практическое занятие 9. Тема: Б. Шоу. Дом, где разбиваются сердца. Задание: Найти материал об английском драматурге Б. Шоу и о его пьесе «Дом, где разбиваются сердца», дать определение психологизма как приема. Воспользуйтесь интернет-ресурсами www.poeti.biz,

электронной библиотекой eLibrary, Киберленинка. Подобрать на любом видеохостинге ролик о жизни драматурга. Организовать беседу по итогам просмотра. Составить кроссворд на знание текста.

Промежуточные формы контроля предполагали выполнение обобщающих заданий по темам, связанным с литературой определенной страны (Франции, Англии, Германии, Америки), либо с вопросами теоретического характера (проблемы реализма в европейской литературе). Задания готовит преподаватель: кроссворд, викторина, тест.

Итоговая форма контроля - зачет как интерактивный календарь Genial.ly, на котором размещены согласно датам занятий все подготовленные электронные разработки. Адрес ресурса в сети: https://www.genial.ly/5a41459980ccd6079856fecd/genially

Таким образом, информационные технологии включены в самостоятельную работу студентов как:

- предварительная домашняя подготовка презентаций и интерактивных игр;

- аналитическое чтение художественных произведений и обработка информации в форме кроссвордов, формулировки поисковых заданий по тексту для студентов группы;

- работа с электронными базами данных и электронными библиотеками в процессе подготовки к занятию по своей теме;

- выполнение контрольной работы на базе собранной информации;

- работа с аудио- и видеохостингами для подбора сюжетов и биографиях писателей.

В заключение отметим положительный эффект использования электронных ресурсов для подготовки к практическим занятиям по литературе. Использование интерактивных заданий, кроссвордов не только экономит время педагога, но и помогает третьекурсникам самим оценить свои знания, свои возможности. Занятия становятся яркими, образными, деятельност-ными. Такие занятия приносят большое удовлетворение педагогу и пользу обучающимся. Правильно подобранные к занятиям электронные ресурсы и инструменты пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «неаудиторного» знания, в основе которого - ощущения и образы.

Библиографический список

1. Демищенко Е. Тьютор (tutor) - профессия будущего // [Электронный ресурс]. - URL: https://etutorium.ru/blog/tyutor-professiya-budushchego/ (дата обращения: 17.02.2018).

2. Информационный комплекс обеспечения самостоятельной работы студентов по русскому языку и культуре речи: монография / под ред. проф. Б. Г. Бобылева. Орел: ОрелГТУ, 2009. - [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-sredstvami-internet-tehnologiy (дата обращения: 17.02.2018).

3. Касымова О. П. Информационные технологии в филологическом образовательном пространстве // Новые информационные технологии в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2012. С. 153-155.

4. Новикова А. А. Особенности организации самостоятельной работы студентов средствами интернет-технологий // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2. С. 271-274.

5. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 80 с.

6. Тимкина Ю. Ю. Информационные технологии как средство активизации самостоятельной работы по изучению иностранного языка // Приволжский научный вестник. 2011. № 1 (1). С. 76-79.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень подготовки: бакалавриат [Электронный ресурс]. — URL: https://narfu.ru/upload/iblock/3a4/standart-44.03.01-peda-gogicheskoe-obrazovanie.pdf (дата обращения: 17.02.2018).

8. Швецова Т .В. Использование информационных технологий в организации итогового контроля по курсу «Зарубежная литература» / Т. В. Швецова, К. Г. Ларионова, Л. А. Рудная, И. В. Старицына // Информационные технологии в развитии региона: Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Севмашвтуза. Северодвинск, 2015. С. 173-177.

References

1. Demischenko, E. Tutor - the profession of the future // [Electronic resource]. - URL: https://etuto-rium.ru/blog/tyutor-professiya-budushchego/ (date of access: 17.02.2018). (in Russian)

2. Federal state educational standard of higher education: bachelor's degree [Electronic resource]. -URL: https://narfu.ru/upload/iblock/3a4/standart-44.03.01-pedagogicheskoe-obrazovanie.pdf (date of access: 17.02.2018). (in Russian)

3. Information complex of providing security of students' independent work on the Russian language and Speech culture: monograph / Ed.by prof. B. G. Bobylev. Orel: OrelGTU, 2009. - [Electronic resource.] - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-sredstvami-internet-tehnologiy (date of access: 17.02.2018). (in Russian)

4. Kasymova O. P. Information technologies in philological educational space // New information technologies in education: Proceedings of the international scientific and practical conference. Yekaterinburg: RGPPU, 2012. P.153-155. (in Russian)

5. Novikova A. A. Characteristics of students' independent work organization by means of Internet technologies / / Scholarly notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2011. No. 2. P. 271-274. (in Russian)

9. Shvetsova T .Use of information technologies in the organization of final control on the course "Foreign literature" / T. V. Shvetsova, K. G. Larionova, L. A. Rudnaya, I. V. Staritsyna // Information technologies in the development of the region: Proceedings of the regional scientific and practical conference dedicated to the 50th anniversary of Sevmashvtuz. Severodvinsk, 2015. P. 173-177. (in Russian)

10. Students' independent work: types, forms, evaluation criteria: guidance manual / Ed. by T. I. Grechu-khina, A. V. Merenkov. Yekaterinburg: Izdatelstvo Uralskogo Universiteta, 2016. 80 p. (in Russian)

11. Timkina Yu. Yu. Information technology as a means of promotion of independent work in studying foreign languages // Volga Scientific Bulletin. 2011. No. 1 (1). P. 76-79. (in Russian)

УДК 378

ББК 22.1

М615

Миндеева Светлана Вильсуровна

Старший преподаватель кафедры математики Иркутского государственного университета путей сообщения. Иркутск, Россия

Толстых Ольга Дмитриевна

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики Иркутского государственного университета путей сообщения. Иркутск, Россия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье подвергнут анализу образовательный потенциал математической олимпиады в техническом вузе. Авторами рассматривается комплексный подход подготовки студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.