Научная статья на тему 'Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении русской литературы в старших классах якутской школы'

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении русской литературы в старших классах якутской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Маргарита Егоровна

Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты организации исследовательской деятельности школьников в процессе изучения русской литературы в национальной (якутской) школе, описывается авторская концепция развития личности школьника через проектно-исследователъскую деятельность, основные положения автора иллюстрируются конкретными примерами из ученических исследовательских работ по сравнительно-сопоставительному анализу костюма литературного героя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении русской литературы в старших классах якутской школы»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2006, N°4

УДК 373.5.016:821.161.1

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении русской литературы в старших классах якутской школы

М.Е. Денисова

Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты организации исследовательской деятельности школьников в процессе изучения русской литературы в национальной (якутской) школе, описывается авторская концепция развития личности школьника через проектно-исследовательскую деятельность, основные положения автора иллюстрируются конкретными примерами из ученических исследовательских работ по сравнительно-сопоставительному анализу костюма литературного героя.

The theoretical and applied aspects of the organization of pupils research activity during studying the Russian literature at national (Yakut) school are considered in the article, the author's concept of pupil's person development is described through the design — research activity. The author's substantive provisions are illustrated by the concrete examples from (student's) pupil's research works under the rather — comparative analysis of the literary hero's suit.

Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед современной национальной школой. В центре внимания находятся личностная ориентация образования, обучение в сотрудничестве, развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, выработка у них стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания, формирование критического мышления, развитие личности ученика.

Поиск наиболее активных форм для достижения этих целей обучения привел нас к разработке авторской концепции развития личности школьника через исследовательскую деятельность в процессе изучения литературы и русского языка в классах гуманитарного профиля национальной (якутской) школы. Концепция включает программу деятельности педагога - педагогическую концепцию и структуру учебной деятельности.

Основополагающей идеей педагогической деятельности является роль учителя в воспитании духовно-целостной личности, целями - воспитание в школьнике гуманитарной культуры, развитие языковой личности через включение в исследовательскую деятельность. Ведущими принципами деятельности педагога являются компетентностный и деятельностный подходы,

ДЕНИСОВА Маргарита Егоровна - заслуженный учитель РС(Я), учитель русского языка и литературы Национальной политехнической средней общеобразовательной школы № 2 г. Якутска.

индивидуализация и дифференциация, интеграция и научность, принципы педагогики сотрудничества и педагогический мониторинг. Ставятся задачи развития у старшеклассников познавательного стремления, положительной мотивации учебного труда, литературоведческой, культуроведческой, этно- и лингвокульту-роведческой, лингвистической, языковой, коммуникативной компетенций, формирования теоретического типа мышления и навыков исследовательской деятельности.

Учебная деятельность организуется через целенаправленное взаимодействие учителя, ученика и родителей на уроках литературы и русского языка, элективных курсах, внеклассных занятиях. Большое значение приобретает использование в учебной деятельности межпредметных связей русской литературы с родной и мировой, русским и родным языками, историей, философией и мировыми религиями, с разными видами искусств: музыкой, живописью, архитектурой, театром и кино.

В методическом арсенале педагога технологии развивающего, личностно ориентированного, проблемного обучения, проектно-исследователь-ская и диалоговые технологии, уровневая дифференциация. Наш педагогический опыт показал, что применение исследовательской технологии может стать одним из факторов активизации креативности школьника, что в конечном итоге ведет к всестороннему развитию личности.

ДЕНИСОВА

В структуре учебной деятельности особо выделяется текстовая деятельность. Она пронизывает всю систему преподавания, объединяет процессы воспитания и обучения, что очень важно для национальной школы, так как именно текст является основным источником знаний. Постигая его, ученик добывает эти знания, а свой субъектный опыт воплощает в собственных текстах. Таким образом, текст является результатом творческой деятельности (познавательной, эстетической, исследовательской) школьника.

Учебно-исследовательская деятельность предполагает выполнение разных видов творческих работ. Это творческие работы, связанные с анализом текста (сравнительно-сопоставительный, комплексный, литературоведческий, лингвистический, перевод, творческие письменные работы); созданием вторичных текстов (аннотации, отзывы, рецензии, тезисы, рефераты); учебным исследованием (исследование работы, практически ориентированные проекты, доклады, статьи, буклеты, пособие); жизнедеятельностью местного социума (выступления в школьном дискуссионном клубе «Диалог», в авторской программе «Сар-даана» на республиканском телевидении НВК «Саха», творческие и ролево-игровые проекты, визитная карточка школы); совместной деятельностью учителя, ученика и родителей (книга «И это все о вас...», медиафильм семьи Романовых «Остановись, прекрасное мгновенье...»); деятельностью кружков «Литературная гостиная», «По следам русской классики», клуба «Алый парус» (музыкально-поэтические и литературно-художественные композиции, литературные гостиные, театрализованные представления).

Таким образом, в основе системы организации исследовательской деятельности школьников - признание необходимости включения их в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания и вида деятельности, приобретать необходимые знания в диалоге-сотрудничестве с педагогом, сверстниками и родителями, в поиске нестандартных решений.

На уроках русской литературы в старших классах национальной (якутской) школы исследовательский метод используется для выявления роли костюма как художественного средства в авторской системе. Школьные программы по литературе говорят о важности целенаправленной и систематической работы с деталью костюма в художественном тексте и в культурологическом контексте, способствующем усвоению этого текста. Авторы программ предполагают развитие навыков

и умений учащихся в создании портретных характеристик, творческие задания, требующие соответствующих знаний по истории костюма.

Учащимся 9-го класса предлагается сделать сравнительно-сопоставительный анализ костюма литературного героя в комедии A.C. Грибоедова «Горе от ума» (тюрлюрлю атласный, баржевый эшпар), в романе в стихах A.C. Пушкина «Евгений Онегин» (тюлевый чепец, шлафор, корсет узкий, малиновый берет) и в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (канифасовые панталоны, демикотонный сюртук, манишка, фрак брусничного цвета). Одной из интересных работ явилось исследование Колодезниковой Лены, ученицы с лингвистическими способностями, предпочитающей кропотливую работу с текстом. Проведенный девятиклассницей анализ позволил сформулировать следующие выводы:

1. Костюм в романе играет роль не только предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковой функции. Костюм в целом или отдельные предметы туалета могут характеризовать социальный статус персонажа: указывать на его богатство или бедность, принадлежность к столичному или провинциальному дворянству, старшему или младшему поколению. В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения. Предметно-бытовая деталь в описании одежды Татьяны играет композиционную роль: новые детали костюма знаменуют новый этап жизни и, соответственно, в организации романа.

2. Костюм выступает в художественном произведении как способ отражения образа эпохи. Создавая колорит эпохи, он содействует правильному восприятию историко-культурного контекста. В комедии A.C. Грибоедова упоминаний о костюме очень мало, а ремарок, посвященных одежде действующих лиц, вообще нет. Однако отношение к костюму, его времени, суетности моды, ее всеядности и алчности прослеживается очень четко в монологе Чацкого (действие 3, явление 22).

3. Костюм - средство внутренней, психологической характеристики образа-персонажа: может свидетельствовать об его взглядах и интересах, чертах характера. Н.В.Гоголь стремится передать эмоциональное состояние своих героев посредством детального изображения костюмов, что, несомненно, помогает пониманию внутреннего мира литературного героя. В каждом описании очень ярко звучит гоголевская ирония. При помощи описания костюмов героев Гоголь старается изобразить их недостатки.

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Таким образом, в результате исследования ученица пришла к правильным выводам о том, что костюмы героев автором выбираются не случайно, они служат дополнением к их характеристике, являются способом рождения образа эпохи, знаком определенной идеологической позиции: оппозиционных настроений, политических симпатий и антипатий. Ученицей был составлен иллюстрированный словарь названий одежды и предметов туалета. Издан буклет «Костюм литературного героя как выразительное средство в художественной системе автора (по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова, поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя)». Презентация исследовательской работы девятиклассницы прошла успешно на городской (1-е место) и республиканских (диплом I степени) конференциях школьников «Шаг в будущее», на Евразийском молодежном научном фестивале «Байкал-2004» в г. Слюдянка Иркутской области. Достижения ученицы свидетельствуют о глубоко личностном

осмыслении ею проблемы исследования, литературоведческой и культуроведческой компетентности старшеклассницы, овладении методикой сравнительно-сопоставительного анализа произведений, умении выразить свои оценочные суждения, сформированности исследовательских навыков.

Наш опыт работы показывает, что исследовательская деятельность в старших классах национальной (якутской) школы способствует всестороннему, верному и глубокому пониманию идейного содержания всего произведения учащимися; обогащает их словарный запас, совершенствует устную и письменную речь; расширяет общекультурный кругозор школьников, содействует интегрированному восприятию литературы, искусства и культуры; развивает творческие способности; воспитывает самостоятельность, независимость суждений, инициативность школьников; повышает интерес к изучаемому литературному произведению и к литературе в целом.

УДК 314.17

Состояние и проблемы российского образования

Е.А. Егорова, П.А. Смелов

Высшее образование всегда находилось и находится в центре научно-технической и социальной политики России, так как его развитие может внести определенный вклад в подъем российской экономики. Надо только изучать уже сложившееся положение и прогнозировать его дальнейшее развитие на основе всестороннего анализа. Дается характеристика динамики и состава числа российских вузов и студентов в них, представлен прогноз численности потенциальных абитуриентов методом передвижки возрастов. Региональный анализ показателей развития системы высшего образования позволяет зафиксировать значительное расслоение российских регионов по уровню образования.

Higher education has always been a central aspect of the scientific-technical and social policy in Russia since its development can greatly contribute to the growth of national economy. It is necessary to study closely the existing situation to predict the development of higher education in future.

The given paper presents results of quantitative analysis of the Russian state and private higher educational institutions and the students trained in them and predicts the number of school-leavers who will take exams to enter a high school in the near future. Analysis of the development of the higher educational system in varions regions of Russia revealed significant differences in the level of education between the regions.

ЕГОРОВА Елена Алексеевна - к.э.н., доцент Московского госуниверситета экономики, статистики и информатики (МЭСИ); СМЕЛОВ Павел Александрович -аспирант МЭСИ.

С конца 80-х годов российская система образования переживает процесс трансформации, который во многом обусловлен как спонтанной адаптацией системы к меняющимся требованиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.