Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКАЖЕНИЯ ФАМИЛИИ МУСЫ БИГЕЕВА'

ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКАЖЕНИЯ ФАМИЛИИ МУСЫ БИГЕЕВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. Я. БИГЕЕВ / М. Я. БИГИЕВ / БОГОСЛОВ / THEOLOGIAN / БИОГРАФИЯ / BIOGRAPHY / M. YA. BIGEEV / M. YA. BIGIYEV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тагирджанова А.

В новейшей истории сложилась практика искажения фамилии татарского философа-богослова Мусы Ярулловича Бигеева. Написание «Бигиев» возникло до революции вследствие небрежности некоторых авторов и укрепилось в советский период. Архивные документы и удостоверения личности потомков доказывают ошибочность данного написания и подтверждают, что Муса Яруллович писал свою фамилию исключительно как «Бигеев».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM EXPERIENCE OF STUDYING OF A PROBLEM OF MUSA BIGEEV SURNAME MISSPELL

It is a common practice in recent history to misspell the last name of a Tatar philosopher-theologist Musa Jarullah Bigeev. The spelling «Bigiev» appeared before the revolution because of the negligence of some authors and became more frequent in the early-Soviet period. Archive documents and the identity certificates of Bigeev’s descendants prove that this spelling is incorrect. The remaining autographs confirm that Musa Jarullah wrote his own last name exclusively as «Bigeev».

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКАЖЕНИЯ ФАМИЛИИ МУСЫ БИГЕЕВА»

[ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКАЖЕНИЯ ФАМИЛИИ МУСЫ БИГЕЕВА

За долгие века богатой событиями и неоднозначной истории России многое исчезло безвозвратно, изменились обычаи и традиции, язык общения российских мусульман и их представления о жизни предков. Тем важнее для потомков сохранить память о своих корнях, родственных связях и происхождении фамилии.

Подготовке нашей публикации способствовали юбилейные мероприятия, посвященные 140-летию со дня рождения известного татарского философа-богослова, публициста, одного из лидеров культурно-реформаторского, просветительского и общественно-политического движения в среде российских мусульман Мусы Ярулловича Бигеева, или Мусы Джаруллаха Бигиева, как чаще пишут сейчас. В декабре 2014 г. в Москве состоялись «Бигиевские чтения» в рамках X Международного мусульманского форума «Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности». В январе 2015 г. в Литературном музее Г. Тукая прошел вечер под названием «Изгнанный из рая». С 10 апреля по 29 мая 2015 г. в Музее исламской культуры в Казанском кремле работала выставка «Вечный странник». В мае 2015 г. в Санкт-Петербурге Духовным управлением мусульман Российской Федерации была проведена II Международная научно-образовательная конференция «Бигиевские чтения» на тему «Мусульманская мысль в XXI веке: единство традиции и обновления». В июне 2015 г. в г. Запорожье (Украина) по инициативе Центра национальных культур «Сузiр'я», областной библиотеки им. М. Горького и Запорожского центра татарской культуры «Алтын Ай» состоялся межнациональный круглый стол, посвященный памяти Мусы Бигеева*. Ранее, в 2013 г., в с. Кикино Каменского района Пензенской области на фасаде школы была установлена памятная доска в честь знаменитых уроженцев этих мест братьев Мухам-мед-Закира и Мусы Бигеевых. В г. Каменка 21 декабря 2013 г. состоялись первые «Бигеевские духовно-нравственные чтения» при поддержке городской администрации и деятельном участии местных краеведов, религиозных деятелей и школьников. Имя Мусы Бигеева присвоено мектебу при мечети и скверу рядом с мечетью Каменки.

К сожалению, в написании фамилии богослова допускаются ошибки. Мы попытались проанализировать историю искажения фамилии, а также даты и места его рождения.

По семейному преданию (со слов жены богослова Биби-Асьмы Мухам-мед-Закир кызы Бигеевой (Камаловой), а по документам Асьмы Закиров-

* Деятельное участие в этом и других мероприятиях татарской общины Украины принимает правнучка Мусы Бигеева композитор Лилия Искандеровна Бигеева.

ны Бигеевой, к которой лишь супруг письменно обращался Асьма-Галия) известно, что Муса Бигеев родился 25 декабря 1873 г. (по старому стилю) в с. Кикино Чем-барского уезда Пензенской губернии (ныне Каменский район Пензенской области)*. Пензенские татары имели давние тесные контакты с татарами Ростова-на-Дону. Отец Мусы Ярулла Бигеев перед рождением сына получил назначение на должность ахуна в Ростов-на-Дону, и семья выехала из Кикина. Таким образом, Ростов-на-Дону стал для Мусы родным городом. Казанскими исследователями было опубликовано письмо Мусы Би-геева редактору газеты «Вакыт» (Время) Фатиху Карими от 7 марта 1914 г., в котором он писал, что точно не знает года и места своего рождения, и приблизительно исходя из времени постановки на воинский учет называл 1875 г.1 Эта интересная находка отражает в большей степени особенность татаро-мусульманской культуры того времени, когда люди не придавали особого значения дате и месту своего рождения. Однако из этого не следует, что Муса Бигеев родился в Ростове-на-Дону в 1875 г., как написано в Татарской энциклопедии2. К сожалению, при переводе этого письма с арабской графики на кириллицу была допущена неточность. Поясним, богослов тогда жил в переулке, который назывался и называется до сих пор Басков, а не Баскаков, как посчитали переводчики**.

В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга хранится анкета, которую в 1921 г. собственноручно по-русски заполнил Муса Джа-рулла Бигеев3. Здесь годом рождения он указал 1871 г., а местом рождения — г. Чембар (ныне г. Белинский Пензенской области). Не без оснований можно предполагать, что, добавив себе лет, он избежал направления на принудительные работы (лесозаготовки, разбор завалов и т. п.), а указывая г. Чембар (или в других документах Ростов-на-Дону) и зная, что Бигеевых там нет, пытался спасти от преследований родственников.

В дореволюционные годы активной политической деятельности Мусы Бигеева чиновники и полиция во многих городах России отслеживали

М. Бигеев.

* Эти сведения были записаны нами со слов его младшей дочери Фатимы Мусовны Та-гирджановой на начальном этапе совместной работы над биографией Мусы Бигеева и введены в научный оборот в 2010 г «Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках» (вышла в 2-томном издании вместе с репринтным воспроизводством пилотного экземпляра его «Благородного перевода Священного Корана», подготовленного к печати, но неизданного М. Бигеевым при жизни). Книга написана на основе архивных материалов, обзора периодической печати с включением фрагментов дневника жены Мусы-эфенди, ее воспоминаний, воспоминаний внуков и современников с иллюстрациями из семейного архива (см.: Тагирджанова А. Н. Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках. -Казань, 2010. - 576 с.).

** Действительно, в № 1/2 за 1996 г журнала «Гасырлар авазы - Эхо веков» была опубликована статья А. Рахимовой и Р. Миннуллина «Шу мэкгубем сузлэре сезэ эманэтдер...», где на с. 202 приводится перевод письма М. Бигеева Ф. Карими от 7 марта 1914 г. Адрес отправителя в переводе указан как Баскаков пер., хотя здесь же напечатана фотокопия письма, где отчетливо читается на кириллице «Басков пер.» (прим. ред.).

281

БаПа1 Таушая А. КагапЬ Тйтк МвфиИаппйап. Мыяа СатиНаЬ - ЫапЪиI, 1958. - 64 я

Визитная карточка М. Бигеева.

его передвижения. В их отчетах фамилия указана по-русски как Бигеев, Бикеев и Бигиев (от Биги — формы фамилии в старинной транскрипции пензенских татар-мишарей).

Сам Муса-эфенди и близкий ему круг людей писали только Бигеев. Бигеевыми были его родители, брат Загир*, жена и дети, а также многочисленные родственники. Эта фамилия указана во всех архивных документах, удостоверяющих личность богослова4.

Жизнь и деятельность Мусы Бигеева с 1905 по 1930 г. была связана с Санкт-Петербургом. Современники обращались к нему Муса-эфенди, среди единоверцев он был известен под литературным псевдонимом Муса Джарулла. Таким образом, в Санкт-Петербурге — Петрограде жил и работал Муса Джарулла Бигеев, а в конце 1920-х гг. в Ленинграде проживал Муса Яруллович Бигеев. Это подтверждает документ из фонда финансового отдела Ленгубисполкома, в котором, в частности, говорится, что Бигеев Муса Яруллович, 1871 года рождения, является научным сотрудником Областного отдела работников просвещения и проживает по ул. Бронницкая, д. 16/17, кв. 215.

По документам именно Бигеева Мусу сажали в тюрьму, а в 1997 г. именно дело Бигеева Мусы Джаруллы опротестовала Генеральная прокуратура РФ. Мусы Джаруллаха Бигиева не существовало! Так почему только этот человек вошел в новейшую историю с искажением фамилии, а его друзья и соратники нет? Важно ли это с точки зрения исторической науки? С юридической — несомненно!

В советское время деятельность Мусы Бигеева частично освещалась в литературе. Его называли пантюркистом, панисламистом и белоэмигрантом. Тогда авторы, выдерживая необходимые идеологические рамки, стремились лишь отчасти донести до читателя суть его богословских мыслей, опуская политическую сторону деятельности. К примеру, в 1975-1976 гг. была опубликована монография И. А. Крывелёва «История религий: Очерки в 2-х томах». В разделе «Ислам в царской России» автор, будучи специалистом по истории иудаизма и христианства, проанализировал некоторые * Писатель Загир Бигеев. В настоящее время его фамилия тоже пишется с искажением.

282

из опыта изучения проблемы искажения фамилии мусы бигеева

Заявление М. Бигеева в отдел юстиции. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, ф. 151, оп. 2, д. 142, л. 4.

труды «казанского муллы Мусы Бигиева»6. В 1988 г книга была переиздана тиражом 50 тысяч экземпляров, что способствовало закреплению искажения фамилии богослова.

В перестроечное время был открыт доступ в специальные хранилища библиотек и архивов, исследователям стали доступны редкие книги и зарубежные издания. В частности, была переиздана работа Дж. Валидова «Очерк истории образованности и литературы татар» (1923 г.), автор которой не подозревал, что, называя Мусу-эфенди величайшим ученым современного мусульманского Востока, неправильно писал его фамилию. Отметим также, что о Мусе-эфенди писал татарский журналист эмигрант А. Баттал-Таймас. Его брошюра серии о знаменитых казанских тюрках «Musa Carullah Bigi» вышла в Стамбуле в 1958 г., спустя почти четыре десятилетия она была переведена на татарский язык и издана в 1997 г. в Ка-

283

зани. Одновременно с этим тиражом в Оренбурге была опубликована работа М. Ф. Рахимкуловой «Медресе "Хусаиния" в Оренбурге», одна из глав которой называлась «Муса Яруллович Бигеев»7.

Проблема транскрипции при переводе иностранных имен собственных будет оставаться важной и актуальной во все времена, особенно когда используются разные алфавиты — кириллический, латинский и арабский. Общеизвестно, что нормы написания имен собственных в татарском и русском языках в конце XIX в. не были строго регламентированы, поэтому в разных документах встречаются разные формы их передачи. Ошибки, оговорки, описки и опечатки — естественная часть жизни человека. Каждый человек имеет право на ошибку, а как быть с правом на тиражирование ошибки с утверждением, что это сложившаяся практика, устоявшийся или общепринятый вариант? Допустимо ли сознательное введение в заблуждение читателей? Как быть, когда на протяжении ряда лет игнорируются письменные и устные попытки донести истину? Наконец, какой смысл в данном случае содержит умышленное искажение фамилии? На наш взгляд, при наличии автографов богослова и различных документов, так или иначе удостоверяющих его личность, необходимо прекратить тиражировать ошибочное написание фамилии Мусы Бигеева и начать писать фамилию выдающегося ученого правильно.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Рахимова А., Мицнуллин Р. «Шу мэктубем сYзлэре сезэ эманэтдер...» // Гасыр-лар авазы - Эхо веков. - 1996. - № 1/2. - С. 202.

2. Татарская энциклопедия: в 6 т. - Казань, 2002. - Т. 1. - С. 378.

3. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, ф. 151, оп. 2, д. 142, л. 31.

4. Там же, л. 4.

5. Там же, ф. 1963, оп. 180, д. 3325, л. 377 об.

6. Крывелёв И. А. История религий. Очерки: в 2 т. - М., 1988. - Т. 2. - С. 170-172.

7. Рахимкулова М. Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. - Оренбург, 1997. - 251 с.

Фото из семейного архива автора.

Альмира Тагирджанова

284

из опыта изучения проблемы искажения фамилии мусы бигеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.