Научная статья на тему 'МУСА БИГЕЕВ КАК ЛИДЕР МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ ПЕТРОГРАДА (ПО МАТЕРИАЛАМ ПИСЕМ МУСЫ ДЖАРУЛЛАХА БИГЕЕВА К МУХАММЕД-АЛИМУ МАКСУТОВУ)'

МУСА БИГЕЕВ КАК ЛИДЕР МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ ПЕТРОГРАДА (ПО МАТЕРИАЛАМ ПИСЕМ МУСЫ ДЖАРУЛЛАХА БИГЕЕВА К МУХАММЕД-АЛИМУ МАКСУТОВУ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. БИГЕЕВ / М.-А. МАКСУТОВ / МУСУЛЬМАНСКОЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ / МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ / МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА ПЕТРОГРАДА / М.БИГИЕВ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГТАГЫ МөСЕЛМАН ИГАНәЧЕЛЕК җәМГЫЯТЕ / МөСЕЛМАН МАТДИ ЯРДәМ КүРСәТү җәМГЫЯТЕ / ПЕТРОГРАДНЫң МөСЕЛМАН ОБЩИНАСЫ / M. BIGEEV / M.-A. MAKSUTOV / THE MUSLIM CHARITABLE SOCIETY IN ST. PETERSBURG / MUSLIM RELIEF SOCIETY / MUSLIM COMMUNITY OF PETROGRAD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беккин Ренат Ирикович

В статье рассматривается деятельность выдающегося татарского богослова-реформатора Мусы Джаруллаха Бигеева в качестве руководителя мусульманской общины Петрограда в начале 1920-х гг. В приложении к статье впервые публикуются (в русском переводе Ч.Н. Хамидовой) два письма М.-Д. Бигеева к своему другу и сподвижнику Мухаммед-Алиму Максутову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Беккин Ренат Ирикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSA BIGEEV AS A LEADER OF THE MUSLIM COMMUNITY IN PETROGRAD (TWO UNKNOWN LETTERS OF MUSA JARULLAH BIGEEV TO MUHAMMAD-ALIM MAKSUTOV)

The article examines the activity of the outstanding Tatar theologian-reformer Musa Jarullah Bigeev as the leader of the Muslim community of Petrograd in the early 1920s. It is supplemented by two letters written by Musa Bigeev to his friend and companion Muhammad-Alim Maksutov. The letters were translated into Russian by Ch.N. Khamidova and are published for the first time.

Текст научной работы на тему «МУСА БИГЕЕВ КАК ЛИДЕР МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ ПЕТРОГРАДА (ПО МАТЕРИАЛАМ ПИСЕМ МУСЫ ДЖАРУЛЛАХА БИГЕЕВА К МУХАММЕД-АЛИМУ МАКСУТОВУ)»

ПУБЛИКАЦИЯ ИСТОЧНИКА

УДК 929(093.3)(4 70.23-25)

Р.И. Беккин

Муса Бигеев как лидер мусульманской общины Петрограда (по материалам писем Мусы Джаруллаха Бигеева к Мухаммед-Алиму Максутову)

В статье рассматривается деятельность выдающегося татарского богослова-реформатора Мусы Джаруллаха Бигеева в качестве руководителя мусульманской общины Петрограда в начале 1920-х гг. В приложении к статье впервые публикуются (в русском переводе Ч.Н. Хамидовой) два письма М.-Д. Бигеева к своему другу и сподвижнику Мухаммед-Алиму Максутову.

Ключевые слова: М. Бигеев, М.-А. Максутов, Мусульманское благотворительное общество в Санкт-Петербурге, Мусульманское общество вспомоществования, мусульманская община Петрограда.

О Мусе Джаруллахе Бигееве (1873-1949) в последние годы написано значительное число работ. В большинстве из них он предстает как выдающийся мусульманский богослов, оставивший богатое, еще не в полной мере изученное наследие (Хайрутдинов, 1999; Муса Джаруллах Бигиев, 2005; Муса Джаруллах Бигиев, 2006; Гайнутдин, 2016 и др.). Некоторые публикации затрагивают общественно-политическую деятельность ученого (Гусева, 2015; Гусева, 2016 и др.).

Гораздо меньше внимания со стороны исследователей уделяется другому аспекту биографии Бигеева - его работе в качестве лидера мусульманской общины Петрограда, а затем Ленинграда в период с 1917 по 1930 г.1

В Петербург Муса Бигеев прибыл в 1904 г. после многолетнего путешествия по мусульманскому Востоку, где он изучал различные богословские науки. В годы первой русской революции 1905-1907 гг. ученый активно включился в общественную и политическую жизнь в столице. До-

1 Исключение здесь составляют публикации петербургского краеведа А.Н. Тагирджановой: Тагирджанова А.Н. Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках. Казань: б.и., 2010; Тагирджанова А.Н. Деятельность мусульманской интеллигенции в столице Российской империи: петербургские адреса Мусы-эфенди // II Бигиевские чтения - 2015. Мусульманская мысль в XXI веке: единство традиции и обновления: материалы II Международной науч.-образовательной конф., г. Санкт-Петербург, 17-20 мая 2015 г. М., 2016. С. 385-394.

вольно скоро он стал заметной фигурой общероссийского масштаба, одним из лидеров т.н. мусульман-прогрессистов.

С 13 по 22 января 1906 г. в Петербурге проходили заседания участников 11-го Всероссийского съезда мусульман. Попытки добиться официального разрешения на проведение съезда не увенчались успехом. Однако он все же состоялся, хотя и неофициально в форме частных совещаний в гостинице и в доме купца Мухаммед-Алима Максутова (Глазовая ул., д. 14). В ходе работы съезда был принят устав партии «Союз мусульман» («Ит-тифак ал-муслимин»), одним из авторов которого был Муса Бигеев.

В том же 1905 г. по инициативе Мусульманского благотворительного общества в Санкт-Петербурге (МБО) - крупнейшей и исламской филантропической организации в империи - на имя петербургского градоначальника было подано ходатайство об учреждении нового мусульманского прихода. К тому времени в столице империи уже существовали три магометанских (как они тогда официально назывались) гражданских прихода. Первый, старейший, возникший в 1822 г., возглавлял ахун2 Мухаммед-Зариф Юнусов (ок. 1850-1914). Во главе второго стоял ахун Атаулла Бая-зитов (1847-1911). В третьем, возникшем на базе упраздненного в 1896 г. военного прихода, ахуном служил Хамидулла Халитов (ум. 1906)3.

Необходимость создания нового прихода была обусловлена тем, что значительная часть мусульман, проживавших или работавших в Спасской, Коломенской и других частях столицы, нуждалась в месте для совершения богослужений. Другой важной причиной было желание прогрессивной, либерально настроенной части мусульман Петербурга иметь собственный центр духовной жизни (Беккин, 2016, с. 292-293).

В 1907 г. мусульманам, наконец, было разрешено совершать богослужения в доме номер 4 по Демидову переулку - при условии, что на молитву будет допускаться не более 120 человек. Имамом прихода был выбран Лутфулла Исхаков (ум. 1925) - один из ближайших друзей и единомышленников Мусы Бигеева. Сам Муса эфенди часто выступал в квартире по Демидову переулку с проповедями. При приходе существовала единственная в городе школа для татарских детей, в которой преподавался русский язык.

Однако против придания официального статуса молельне Мусульманского благотворительного общества в Санкт-Петербурге единым фронтом вступили имамы трех других магометанских приходов

2 Ахун - духовное звание мусульманского богослова. В ряде регионов Российской империи ахун являлся главой мусульманского духовенства.

3 Третий приход имел полуофициальный статус. Подробнее о мусульманских приходах Санкт-Петербурга см.: Беккин Р.И., Тагирджанова А.Н. Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель. Жизнь мусульман в городе на Неве и в его окрестностях. - М.-СПб., 2016.

(М.-З. Юнусов, А. Баязитов и А.-Г. Ситдиков4). После долгой переписки с ведомствами в 1912 г. молитвенные собрания в квартире в Демидовом переулке были прекращены.

Участие в организации работы Четвертого прихода явилось для Би-геева важным опытом, который впоследствии пригодился ему при организации жизни мусульман Петрограда. Вскоре после Февральской революции мусульманами был взят под домашний арест муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) Мухаммед-Сафа Баязитов (1887-1937). Вслед за тем по требованию петроградских мусульман как ставленник Баязитова был снят с должности имам-хатиба Первого магометанского прихода Жалялетдин Соколов (1876-1919).

В марте 1917 г. имам-хатибом Соборной мечети был избран Муса Бигеев. Публикуемые письма показывают, что, несмотря на огромную занятость, Муса Джаруллах был не номинальным духовным лидером, но руководителем, вникавшим в повседневные дела вверенной ему общины.

Оба письма относятся к 1922 г. и адресованы Мухаммед-Алиму Максутову. Максутов и Бигеев познакомились вскоре после приезда последнего в Петербург в 1904 г. Мухаммед-Алим был одним из близких к Бигееву лиц.

Выходец из крестьянской семьи с. Цыпляково Тамбовской губернии -Максутов - перебрался в Петербург в 1870-е гг. Занимался также коне-бойным промыслом5, мясной торговлей, ломовым извозом и др. В начале 1900-х гг. Максутов стал известен среди мусульман столицы своей общественной и филантропической деятельностью. Он выполнял функции казначея Мусульманского благотворительного общества в Санкт-Петербурге, входил в число членов Комитета по постройке Соборной мечети в столице, заведовал конторой Татарского и Персидского кладбищ в Волковой деревне.

В 1914 г. Мухаммед-Алим приобрел типографию, получившую название «Типография товарищества «Аманат» Максутова». Бигеев стал ее совладельцем. Типография специализировалась на выпуске татарских книг по заказу мусульманских депутатов Государственной думы. В 19141916 гг. в типографии «Аманат» было издано 25 названий книг общим тиражом 84 113 экземпляров (Беккин, 2016, с. 165).

После революции Максутов продолжал оставаться одной из влиятельных фигур в мусульманской общине города. В 1921 г. он зарегистри-

4 В 1907 г. выбран имам-хатибом Третьего магометанского прихода. В 1909 г. утвержден имамом того же прихода (Беккин Р.И., Тагирджанова А.Н. Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель. Жизнь мусульман в городе на Неве и в его окрестностях. М.-СПб., 2016. С. 190).

5 Подробнее об участии Максутова в конебойном деле см.: Беккин Р.И. Татары в Санкт-Петербурге: конебойный промысел (XIX - начало XX в.) // Гасырлар авазы - Эхо веков. 2015. № 3-4. С. 259-264.

ровал Мусульманское общество при Петроградской Соборной мечети и вместе с М.Бигеевым и Л.Исхаковым и разработал его устав. Однако в декабре того же года общество было ликвидировано. Вместо него власти предложили создать «двадцатку» - приходской совет из 20 членов для решения организационных и хозяйственных вопросов. Максутов был избран председателем «двадцатки» Соборной мечети в Ленинграде. В 1923 г. он выступил организатором Мусульманского общества вспомоществования, созданного для оказания «материальной и культурно-просветительской помощи беднейшему мусульманскому населению» (ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 6. Д. 236. Л. 1). Общество располагалось по адресу: Комиссаровская (бывш. Гороховая) ул., д. 57.

В середине 1920-х гг. Максутов по не вполне понятным причинам отошел от дел в мусульманской общине. В 1925 г. он сложил с себя полномочия председателя «двадцатки» при Соборной мечети (Тагирджанова, 2014, с. 85). Согласно показаниям сына Мухаммед-Алима - Хафиза, арестованного в 1931 г., его отец «окончательно разочаровавшись, отошел от татар»6.

Что послужило причиной разочарования - неизвестно, однако во второй половине 1920-х гг. имя Максутова действительно не встречается в документах, связанных с работой мечети и ее приходского совета («два-дцатки»)7. Возможно, что на решение Мухаммед-Алима повлиял интерес к нему со стороны правоохранительных органов. В 1925 г. в квартире Максутова была устроена засада. В ходе проведенной операции был задержан нелегально перешедший советско-финскую границу финн8.

В 1930 г. Мухаммед-Алим скончался. В конце того же года Бигеев нелегально пересек границу и навсегда покинул пределы Советского Союза. В ночь с 15 на 16 февраля 1931 г. руководство мусульманской общины Ленинграда во главе с имамами Я.К. Халековым и К.Б. Басыровым (всего 27 человек) было арестовано9. Все эти люди подверглись репрессиям за свою связь с Бигеевым. Не вызывает сомнения, что, доживи Максутов до

6 Архивно-уголовное дело Айнетдинова. Т. 2 // Архив УФСБ по С.-Петербургу и Лен. обл. Д. П-74704. Л. 269об. Подробнее об уголовном деле 1931 г. в связи с бегством М. Бигеева за границу см.: Беккин Р.И. Имам Якуб Халеков и мусульманская община советского Петрограда-Ленинграда // Российская история. 2017. № 1. С. 151-155.

7 Речь идет о документах, поступивших в Государственный музей истории религии (ГМИР) после закрытия Соборной мечети в 1940 г. Автор благодарит и.о. директора музея Е.А. Терюкову и хранителя И.В. Тарасову за возможность ознакомиться с данными материалами.

8 Архивно-уголовное дело Айнетдинова. Т. 2 // Архив УФСБ по С.-Петербургу и Лен. обл. Д. П-74704. Л. 287 об.

9 Подробнее об этом см.: Беккин Р.И. Имам Якуб Халеков и мусульманская община советского Петрограда-Ленинграда // Российская история. 2017. № 1. С. 151-155.

февраля 1931 г., он оказался бы среди фигурантов данного дела как один из ближайших сподвижников Мусы Джаруллаха.

После ареста руководства мусульманской общины и членов семьи Бигеева у арестованных была изъята корреспонденция на татарском и русском языках. Публикуемые нами письма Мусы Бигеева к Максутову по неизвестным нам причинам оказались в фонде А.-А. Давлетшина (18611920) в Институте восточных рукописей РАН (АВ ИВР РАН. Ф. 70. Оп. 1. Д. 73. Л. 2-4об.).

Оба письма относятся к первой половине 1922 г. Первое письмо (от 26 февраля) посвящено вопросам организации татарской школы, которую предполагалось открыть в арендованной общиной квартире 21 в доме 57 по Гороховой улице. Бигеев просит Максутова найти юриста, который бы смог составить необходимые документы. В письме Муса Джаруллах указывает, что готов взять на себя расходы. В 1920-е гг. Бигеев, а также имамы Л. Исхаков10, Я. Халеков, К. Басыров финансировались татарами-торговцами из Петрограда, а также их единоверцами, проживавшими в Финляндии11 и Кашгарии.

Вопрос с открытием школы впоследствии ставился имам-хатибом Ленинградской Соборной мечети Я.К. Халековым, другом и соратником Бигеева, и был положительно решен в начале 1927 г.12 Обучение детей производилось только в выходные и праздничные дни с 12 до 15 часов.

Во втором письме (от 15 мая) затрагивается проблема, которой Биге-ев уделял много внимания не только как руководитель общины, но и как богослов. Речь идет о дате окончания поста и начала праздника Ураза-байрам. Муса Джаруллах придерживался правила, что начало и окончание поста необходимо определять в самом регионе, где проживают постящиеся мусульмане, а не руководствоваться указаниями ученых из других мусульманских стран.

В письме Бигеев не только указывает время завершения поста, но и дает Максутову поручение подготовить необходимые ходатайства об освобождении от службы на три праздничных дня (26-28 мая) военнослужащих и работников фабрик, заводов, различных учреждений. Само по себе это ходатайство, на первый взгляд, не представляет ничего особенно. Бигеев лишь воспроизводил практику имамов XIX - начала XX в., обращавшихся к властям с просьбой освободить статских и военных от службы на время мусульманских праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам. Но то, что казалось нормой в Российской империи, было уже не вполне

10 Эмигрировал в Финляндию в 1922 г.

11 Главными спонсорами петроградских-ленинградских имамов в 1920-е гг. выступали проживавшие в Финляндии татары: Зинетулла Ахсен Бёре (Имадетди-нов), Гумер Сали и др.

12 Среди документов, поступивших в ГМИР из Соборной мечети после ее закрытия в 1940 г., хранится список учащихся воскресной школы при мечети.

уместно в условиях Советской России начала 1920-х. В 1922 г., когда Би-геев писал письма Максутову, он еще допускал для мусульман России и для себя лично возможность достижения компромисса с большевиками.

Приложение

Письмо 113

Уважаемый Галим эфенди Максуд хазрат!

Я уехал поездом 24-го февраля в четыре на конференцию Помгола14. Вскоре вернусь, если будет на то воля Аллаха. Ехать за границу в качестве представителя желания нет. Просто так поехал бы. С получением паспорта Вы не помогли.

Думая, что это будет необходимым для махалли15, и в знак уважения к Вам и к Вашему слову, я открыл школу в собственной квартире. Все сложности взял на себя. В поиске квартиры для русской семьи народ махалли не смог помочь. И сам я не смог найти. Дело дошло до суда. По поводу суда я обращался к Вам. Почему-то до сих пор ничего не произошло. Оказывается, нужно два миллиона, я и сам мог бы дать. Если бы вы дали в кассу махалли, не помешало бы. Это дело - дело махалли. Не только мое дело.

Найдите хорошего, надежного юриста. Куда надо - напишет прошение. Выступит в суде от моего или как представитель махаллинского комитета.

Квартира, начиная с [19] 17-го года на моем счету16. Все предметы-обстановка - мое имущество. Оплата, отопление, освещение на мне. При этом у меня есть своя семья - 10 душ, а еще школа на 70 детей, и еще очень большая и очень богатая восточная библиотека. В [19]20-м в связи с отъездом в командировку я оставил квартиру. Квартира осталась в моих руках и на моем имени.

В прошении все будет написано.

Найдите хорошего надежного юриста, и пусть это связано со сложностями, сделайте так, чтобы он написал прошение. Хоть и расходы следует взять из кассы махалли, их я беру на себя. В знак уважения к школе, возьмите эти заботы на себя. Не медля, подавайте прошение. Русский по имени Федор Петрович Иванов. Пусть и сложно, пожалуйста, позаботьтесь об этом.

Февраль, 26, 1922 год

Муса Джаруллах

13 АВ ИВР РАН. Ф. 70. Оп. 1. Д. 73. Л. 2-3об. Перевод Ч.Н. Хамидовой. Редактор перевода к.филол.н. А.М. Ахунов. См. факсимиле письма на форзаце 1.

14 Помгол (помощь голодающим) - здесь: Центральная комиссия помощи голодавшим при ВЦИК РСФСР, учрежденная в 1921 г.

15 Махалля - здесь: мусульманская община города (Петрограда).

16 Имеется в виду шестикомнатная квартира в Петрограде по адресу: Бронницкая ул., д. 16 /17, кв. 21, куда Бигеев переехал с семьей летом 1917 г.

Письмо 217

Уважаемый Галим эфенди Максуд хазрат!

Салям, уважение и мои молитвы!

Да будет принят [пост] в Рамадан.

Как вам известно, я занят расчетами даты начала месяца [Рамадана], обращаю внимание не только на часы, но даже на сами секунды. По моим достоверным подсчетам, Рамадан будет из 29 [дней], а гает [Ураза-Байрам] выпадет на субботу 27 мая. Для меня - все это ясно и очевидно. В субботу будет начало месяца Шавваль, будет праздничный день.

Нужно сделать так.

Сообщаю это вам как Председателю комитета. Примите и сообщите в нужные места. В день намаза джумга во время собрания Ночи предопределения (кадер кичэсе) и я сам объявлю с минбара иншАллах18.

1) Праздник - будет в субботу 27-го числа.

2) Праздничный намаз - будет читаться 27-го мая в 9 утра в большой Соборной мечети.

3) На праздничном намазе будут присутствовать все мусульмане Петрограда - женщины, девушки, мужчины.

4) Напишите заявление об освобождении от службы 26-27-28 числа военнослужащих и работников фабрик, заводов, учреждений и в течение 2-3 дней донесите до управления окружного штаба и инспекций заводов, фабрик.

5) Так же надо будет сообщить во все мусульманские интернаты.

6) Так же надо будет сообщить в центр управления больницами.

Было бы неплохо, если бы члены комитета мечети смогли собраться

18 мая в семь часов на квартире Исхак эфенди Гали бая19 и пройтись по очередным вопросам.

С салямом и уважением,

Муса Джаруллах

Май, 15, 1922 год.

17 АВ ИВР РАН. Ф. 70. Оп. 1. Д. 73. Л. 4-4об.

18 Если будет угодно Аллаху (араб.).

19 Имеется в виду петроградский торговец Исхак Алибеев, выступавший одним из соучредителей Мусульманского общества вспомоществования.

Источники и литература

1. АВ ИВР РАН. Ф. 70. Оп. 1. Д. 73. Л. 2-34об.

2. ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 6. Д. 236.

3. Архивно-уголовное дело Айнетдинова. Т. 2 // Архив УФСБ по С.-Петербургу и Лен. обл. Д. П-74704.

4. Беккин Р.И. Имам Якуб Халеков и мусульманская община советского Петрограда-Ленинграда // Российская история. 2017. № 1. С. 151-155.

5. Беккин Р.И. Татары в Санкт-Петербурге: конебойный промысел (XIX -начало XX в.) // Гасырлар авазы - Эхо веков. 2015. № 3-4. С. 259-264.

6. Беккин Р.И., Тагирджанова А.Н. Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель. Жизнь мусульман в городе на Неве и в его окрестностях. М. -СПб.: Институт Африки РАН, 2016. 640 с.; ил.

7. Гайнутдин Р. Мусульманская мысль после Мусы Бигиева: в поисках синтеза коранического откровения и современных трендов // II Бигиевские чтения -2015. Мусульманская мысль в XXI веке: единство традиции и обновления: материалы II Международной науч.-образовательной конф., г. Санкт-Петербург, 1720 мая 2015 г. М.: ООО «Издательский дом «Медина», 2016. С. 31-38.

8. Гусева Ю.Н. Исламские лидеры Волго-Урала и публичная дипломатия Советской России 1920-х годов: достижения и проблемы // Ислам в современном мире. 2015. Т. 11. № 1. С. 19-26.

9. Гусева Ю.Н. Муса Бигиев и его усилия в деле объединения российских мусульман (1920-е гг.) // II Бигиевские чтения - 2015. Мусульманская мысль в XXI веке: единство традиции и обновления: материалы II Международной науч.-образовательной конф., г. Санкт-Петербург, 17-20 мая 2015 г. М.: ООО «Издательский дом «Медина», 2016. С. 109-114.

10. Муса Джаруллах Бигиев. Избранные труды. В 2-х тт. Т. 1 / Сост. и пер. с осман. А. Хайрутдинова. Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. 336 с.

11. Муса Джаруллах Бигиев. Избранные труды. В 2-х тт. Т. 2 / Сост. и пер. с осман. А. Хайрутдинова. Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. 256 с.

12. Тагирджанова А.Н. Деятельность мусульманской интеллигенции в столице Российской империи: петербургские адреса Мусы-эфенди // II Бигиевские чтения - 2015. Мусульманская мысль в XXI веке: единство традиции и обновления: материалы II Международной науч.-образовательной конф., г. Санкт-Петербург, 17-20 мая 2015 г. М.: ООО «Издательский дом «Медина», 2016. С. 385-394.

13. Тагирджанова А.Н. Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках: сборник историко-биографических материалов. Казань: б.и., 2010. 558, [1] с.: ил.

14. Тагирджанова А.Н. Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история мусульманской общины. СПб.: Полторак, 2014. 163 с.: ил.

15. Хайрутдинов А. Последний татарский богослов: (Жизнь и наследие Мусы Джаруллаха Бигиева). Казань: Иман, 1999. 127 с.

Р.И. Беккин

Петроградньщ меселман общипаем лидеры буларак Муса Бигиев (Муса ^аруллаh Бигиевнец Мехэммэдгалим Максутовка язган хатлары буенча)

Мэкалэдэ 1920 нче еллар башында Петрограднын меселман общинасы житэкчесе сыйфатында беек татар дин белгече h9M реформаторы Муса ЖдруллаИ Бигиевнен эшчэнлеге карала. Мэкалэгэ кушымтада Ч.Н. Хэмидованын русчага тэржемэсендэ М.-Д. Бигиевнен Yзенен дусты h9M керэштэше Мехэммэдгалим Максутовка язган ике хаты беренче мэртэбэ басыла.

Ачкыч сузлэр: М.Бигиев, М.-А. Максутов, Санкт-Петербургтагы Меселман иганэчелек жрмгыяте, Меселман матди ярдэм кYрсэтY жрмгыяте, Петрограднын меселман общинасы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R.I. Bekkin

Musa Bigeev as a leader of the Muslim community in Petrograd (two unknown letters of Musa Jarullah Bigeev to Muhammad-Alim Maksutov)

The article examines the activity of the outstanding Tatar theologian-reformer Musa Jarullah Bigeev as the leader of the Muslim community of Petrograd in the early 1920s. It is supplemented by two letters written by Musa Bigeev to his friend and companion Muhammad-Alim Maksutov. The letters were translated into Russian by Ch.N. Khamidova and are published for the first time.

Keywords: M. Bigeev, M.-A. Maksutov, the Muslim Charitable Society in St. Petersburg, Muslim Relief Society, Muslim community of Petrograd.

Беккин Ренат Ирикович - доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН (г. Москва); e-mail: bekkin@mail.ru

Беккин Ренат Ирек улы - икътисад фэннэре докторы, Россия Фэннэр Ака-демиясе Африка иститутынын эйдэп баручы фэнни хезмэткэре (МэскэY шэhэре).

Bekkin Renat Irikovich - Doctor of Economic Sciences, Leading Research Fellow, the Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences (Moscow).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.