Научная статья на тему 'Из опыта инвентаризации и ликвидации запрещенных и непригодных к исполь зованию пестицидов'

Из опыта инвентаризации и ликвидации запрещенных и непригодных к исполь зованию пестицидов Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
205
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта инвентаризации и ликвидации запрещенных и непригодных к исполь зованию пестицидов»

Из опыта инвентаризации и ликвидации

запрещенных и непригодных к использованию пестицидов

Д.А. ЛОТТ,

заведующая отделом ВНИИ механизации агрохимического и материальнотехнического обеспечения сельского хозяйства Е.А. ФЕДОРОВА, старший научный сотрудник

Проблема ликвидации запрещенных и непригодных к использованию пестицидов, перешедших в разряд опасных отходов и накопившихся в регионах, не нова, но конца решения ее пока не видно. Большинство этих токсичных отходов хранится в полуразрушенных, бесхозных складах, не исключающих возможности несанкционированного доступа к ним, в том числе и в террористических или криминальных целях, неконтролируемого применения в быту, фальсифицированной продажи населению. К тому же с каждым годом прочность тары пестицидов снижается, порошковидные препараты распыляются, при увлажнении слеживаются, превращаются в массу различной плотности, жидкие вытекают из емкостей, что, бесспорно, повышает экологическую опасность объектов их размещения.

Аналогичной является и ситуация, с которой мы столкнулись в Рязанской области. В 2005 г под нашим руководством и по разработанной нами методике с участием специалистов областной станции защиты растений и Рязанского филиала ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений» по Центральному федеральному округу была проведена инвентаризация и идентификация залежавшихся пестицидов. в результате чего выявлено 126 объектов размещения 522 т препаратов.

Анализ состояния и сохранности упаковки позволил обосновать необходимость перезатаривания всего объема порошковидных пестици-

дов. Однако в процессе подготовки препаратов к удалению стало очевидным, что опасность представляют и жидкие препараты, затаренные в стальные бочки, бидоны, барабаны без видимых признаков нарушения целостности. Эта тара в течение длительного срока хранения практически пришла в негодность и не выдержала бы операций по погрузке на транспортные средства и доставки на объекты обеззараживания. Более 80 % таких препаратов также подлежало перезатариванию.

Проведенные нами ранжирование объектов размещения пестицидов по степени экологической опасности с учетом расстояния от открытых водоемов, жилья и объектов соцкультбыта, а также анализ имеющегося на них ассортимента пестицидов по токсичности, реакционной активности, пожарной опасности явились основанием для выбора объектов, требующих первоочередного удаления отходов пестицидов. В 2006-2007 гг. под нашим авторским надзором были произведены сбор, перезатаривание и удаление 185 т таких отходов.

Что же показал опыт выполнения этой работы? При проведении инвентаризации количество порошковидных препаратов определялось без взвешивания и рассчитывалось по количеству тарных мест и их стандартному весу или, в случае хранения препаратов без тары, навалом, по визуальному определению объема и насыпной массе. При расчете использовались данные о массе тарных мест и насыпной массе конкретных пестицидов, указанные в нормативно-технической документации на них. Однако в последующем при подготовке пестицидов к удалению на захоронение было установлено, что масса порошковидных препаратов, хранящихся в неблагоприятных условиях, под открытым небом, в

складах с протекающей крышей, в таре с нарушенной целостностью или россыпью, рассчитанная вышеуказанными способами, при взвешивании оказывалась более значительной. Поэтому результаты визуального определения веса пестицидов при инвентаризации можно считать ориентировочными, с большой долей несоответствия действительности.

Проведенные нами производственные и лабораторные исследования показали, что для более достоверного прогнозирования объемов препаратов, количества тары для перезатаривания, затрат на транспортировку, утилизацию порошковидных препаратов, их массу, определенную визуально, без взвешивания, необходимо увеличивать в 1,2-1,8 раза в зависимости от степени увлажнения пестицидов и изменения их физического состояния. Эти коэффициенты могут быть использованы как при корректировке уже имеющихся данных инвентаризации, так и в процессе ее проведения.

При этом если установленную без взвешивания при инвентаризации массу можно скорректировать в процессе сбора, затаривания пестицидов, то идентификация обезличенной продукции должна быть осуществлена до начала работ по удалению. И этому этапу работ следует уделить должное внимание.

В первую очередь необходимо идентифицировать ртуть- и мышьяксодержащие пестициды, смеси с этими препаратами, а также другие отходы 1-го класса опасности для окружающей природной среды (ОПС), к захоронению которых предъявляются особые требования или которые не подлежат термическому обезвреживанию.

Также важна идентификация хлората магния и смесей, его содержа-

ПРОБЛЕМА, ТРЕБУЮЩАЯ НЕМЕДЛЕННОГО РЕШЕНИЯ

щих, если имеются сведения о возможном хранении на данном объекте этого препарата либо использования его ранее в данном хозяйстве или районе, а также в случае визуального обнаружения в смеси остатков тары с маркировкой хлората магния, чешуй, пластин, отличающихся по внешнему виду от порошков, и т.д. Такая идентификация необходима для того, чтобы препарат или смеси, его содержащие, перед перезатариванием были перемешаны с сухой землей, песком по меньшей мере в соотношении 5:1, что позволит снизить их потенциальную пожарную опасность при транспортировании и размещении на полигоне.

Эти этапы являются важными, но далеко не единственными. Идентификации должны подлежать все обезличенные препараты и их смеси всеми доступными визуальными, физическими, химическими или косвенными методами. Ведь запрещенные и непригодные к использованию пестициды являются опасными отходами, и на них распространяются все требования нормативно-правовой базы, реализующие ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89. Во-первых, это -постановления Правительства РФ № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» от 26.10.2002 г., № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов» от 26.08.2006 г Во-вторых, - ведомственные правовые акты - приказы Министерства природных ресурсов России № 786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» от 02.12.2002 г., № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» от 02.12.2002 г., № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» от 15.06.2001 г.

Одним из основных документов, удостоверяющих принадлежность отходов к определенному виду и классу опасности для ОПС, является паспорт опасного отхода, содержащий сведения о его составе, свойствах. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 524 все лица, занимающиеся сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, размещением опасных отходов, должны иметь паспорта на те отходы, в отношении которых осуществляется указанная деятельность. Паспортизация опасных отходов согласно приказу Ростехнадзора № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» от 15.08.2007 г осуществляется на основании информации, представляемой заявителем и включающей сведения о происхождении, составе и свойствах отходов, и материалы об отнесении отходов к конкретному классу опасности для ОПС.

На основании рассмотрения представленных данных и установления их объективности территориальный орган Ростехнадзора выдает заявителю свидетельства о классах опасности отходов для ОПС и/или согласованные паспорта опасных отходов.

Собственник опасных отходов, какими являются невостребованные пестициды, несет ответственность за объективность информации о составе отхода, его токсичности, пожароопасности, степени (классе) опасности для ОПС при удалении на захоронение или обезвреживание.

Выполнение перечисленных выше требований является обязательным, так как транспортирование и прием пестицидов на захоронение или обезвреживание должны осуществляться лишь при наличии свидетельства о классе опасности для ОПС или паспорта опасного отхода на каждый конкретный препарат

Отражением показателей опасного отхода, указывающихся в паспорте, является его классификационный код. Но в настоящее время в

Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) отходы средств защиты растений обозначены лишь видом происхождения - восемью первыми цифрами тринадцатизначного кода 53000000 00 00 0. Остальные пять последних цифр характеризуют агрегатное состояние, токсичность, пожаровзрывоопас-ность, реакционную способность и класс опасности для ОПС каждого вида отхода (препарата, нескольких препаратов, сгруппированных по аналогичным признакам смеси). При этом девятая и десятая цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода, одиннадцатая и двенадцатая - для кодирования опасных свойств и их комбинаций, тринадцатая - для кодирования класса опасности для ОПС. Эта информация в ФККО в данный период на залежавшиеся пестициды отсутствует, что в значительной мере усложняет организацию всех этапов подготовки их к удалению на обезвреживание или захоронение.

Вопрос установления классов опасности для ОПС пестицидов имеет, кроме того, и большое практическое значение, так как в соответствии с «Гигиеническими требованиями к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) при выборе способа захоронения учитываются классы опасности отходов для ОПС, их агрегатное состояние, водора-створимость. Кроме того, стоимость такого дорогого мероприятия, как захоронение или обезвреживание пестицидов, также зависит от класса опасности отхода для ОПС. Поэтому в объективности паспортизации отходов пестицидов должны быть заинтересованы, в первую очередь, собственники этих отходов, особенно при определении компонентного состава смеси.

Встречающаяся в литературе информация (журнал «Защита и карантин растений», № 5, 2007 г.) об отнесении к 1-му классу опасности для ОПС - наиболее дорогостояще-

Утилизация пестицидов: этапы и результаты

му при захоронении - всех или некоторых смесей пестицидов, вызывает сомнение. Проведенные нами расчеты классов опасности для ОПС различных пестицидов и их смесей позволяют считать, что большинство препаратов (исключая ртутьорганические) относится к 3-му классу опасности для ОПС, и лишь немногочисленная группа -к 1-му и 2-му классу.

Следует отметить, что определение классов опасности для ассортимента пестицидов, который имеется на складах и применялся 2030 лет тому назад, представляет определенные трудности из-за отсутствия на местах большинства исходных показателей для каждого препарата, на основе которых рассчитывается его класс опасности и устанавливается квалификационный код. Целесообразно данный вопрос решить централизованно с последующим установлением классификационных кодов на препараты и включением их в Федеральный классификационный каталог отходов, что позволило бы значительно упростить работу на местах и исключить ошибки в паспортизации пестицидов как опасных отходов.

Участие в инвентаризации запрещенных и непригодных к использованию пестицидов и их удалении с территории Рязанской области позволило нам провести производственную проверку разработанного проекта «Руководства по безопасному обращению с пестицидами при инвентаризации, идентификации, удалении на захоронение и обезвреживание», в результате которой, в первую очередь, была установлена необходимость использования коэффициента увеличения массы порошковидных препаратов в зависимости от их увлажнения и изменения физического состояния, а также представления дополнительного справочного материала.

В настоящее время «Руководство...» готовится к изданию, намечаемому на конец 2008 г

Н.Г. ПАМУЖАК,

председатель Государственного центра по аттестации и апробации средств фитосанитарного назначения и средств, повышающих плодородие почвы, при Министерстве сельского хозяйства и пищевой промышленности Республики Молдова

В 70-80-е годы прошлого столетия Молдова была одной из республик, где наиболее широко возделывались сады, виноградники, овощные культуры и соответственно наиболее масштабно применялись химические средства защиты растений. Здесь успешно внедрялись интенсивные технологии выращивания кукурузы, пшеницы, сахарной свеклы, где широкое испытание пестицидов и агрохимикатов также было необходимым условием получения высоких и стабильных урожаев. Низкие цены на пестициды в те времена стали причиной того, что завозились они в количествах, порой значительно превышающих потребность сельского хозяйства, и год от года накапливались, приходя в негодность.

Последовавшие за этим запреты на ряд опасных для здоровья людей и окружающей среды препаратов, а также реформы в сельском хозяйстве Молдовы в 90-е годы, связанные с приватизацией земли и другой собственности, привели к образованию в республике запасов непригодных к использованию пестицидов, исчисляемых, согласно проведенной инвентаризации, 2,53 тыс. т. Они размещались в 350 складах и представляли угрозу окружающей среде. Понимали это многие, однако дальше разговоров дело не двигалось. Серьезно взялись за решение этой сложной проблемы в 2002 г. В течение короткого времени было разработано и принято постановление правительства.

В соответствии с этим документом и программой весь процесс утилизации непригодных пестицидов включал 4 этапа:

Первый этап - инвентаризация агрохимикатов и перезатаривание пестицидов в новые емкости, сбор и сосредоточение их для хранения в 32 отремонтированных, хорошо охраняемых складских помещениях. Выполнялись эти работы инспекторами по защите растений Министерства сельс-

Идет погрузка пестицидов для транспортировки на зарубежный завод для высокотемпературного уничтожения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.