Научная статья на тему 'Из личного дела А. В. Оссовского'

Из личного дела А. В. Оссовского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОССОВСКИЙ / OSSOVSKY / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ST. PETERSBURG CONSERVATORY / АРХИВ / ARCHIVE / ВЫШИНСКИЙ / VYSHINSKY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гурова Янина Юрьевна

В данной публикации впервые представлена часть документов из материалов личного дела профессора Александра Вячеславовича Оссовского, которое хранится в Архиве Санкт-Петербургской консерватории. Публикуемые документы связаны с некоторыми этапами жизни и научно-педагогической деятельности А. В. Оссовского. Они дополнены сведениями из других его автобиографических материалов и снабжены небольшим комментарием. Тексты приводятся с сохранением стиля автора, редакторские исправления сделаны лишь в отношении случайных ошибок (описок). Примечания А. В. Оссовского в текстах документов помечены как «автор. прим.». Материалы разделены на три группы, в которых находят отражение обстоятельства жизни, работы, научного творчества выдающегося музыкального критика, исследователя, педагога. В первом разделе представлен документ автобиографического характера, написанный А. В. Оссовским в 1940 году и озаглавленный им «Моя музыкальная жизнь». Данный документ дополнен сведениями из других текстов Оссовского «Curriculum vitae» (1927) и «Автобиография» (1950), также хранящихся в личном деле в Архиве СПбГК. Кратковременная служба Оссовского в должности товарища министра юстиции в правительстве гетмана П. П. Скоропадского в дальнейшем сыграла роковую роль. Оссовский был лишен избирательных прав, что стало причиной его неоднократных обращений к А. Я. Вышинскому, заведующему в то время Главным управлением профессионального образования (Главпрофобром). Многочисленные просьбы Оссовского были удовлетворены, он был восстановлен в правах. Публикуемые во втором разделе документы отражают данный процесс и раскрывают некоторые неизвестные обстоятельства жизни Оссовского в Консерватории. Материалы третьего раздела представляют бытовой аспект жизни А. В. Оссовского, занимавшего служебную площадь в Консерватории. Приводимые документы важны не только в отношении Оссовского, они интересны с точки зрения истории здания Консерватории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From A. Ossovsky's Personal File

This article presents unpublished material out of Prof. Ossovsky's dossier from the archives of the St. Petersburg Conservatory. The first part is titled My musical life and contains an autobiographical paper dated 1940. The second part contains documents related to restoring Ossovsky's right to vote he was denied due to his brief service as Deputy Minister of Justice in the government of Hetman Pavlo Skoropadsky. Here we find Ossovsky's letters addressed to A. Y. Vyshinsky and ones from the conservatory on his behalf. The third part covers quotidian aspects of Ossovsky's life (issues about his apartment rented from the conservatory) and offers a glimpse into the history of the Conservatory building.

Текст научной работы на тему «Из личного дела А. В. Оссовского»

Ключевые слова: Оссовский, Санкт-Петербургская консерватория, архив, Вышинский.

Из личного дела

А. В. Оссовского'

В данной публикации впервые представлена часть документов из материалов личного дела профессора Александра Вячеславовича Оссовского, которое хранится в Архиве Санкт-Петербургской консерватории 2.

Публикуемые документы связаны с некоторыми этапами жизни и научно-педагогической деятельности А. В. Оссовского. Они дополнены сведениями из других его автобиографических материалов и снабжены небольшим комментарием. Тексты приводятся с сохранением стиля автора, редакторские исправления сделаны лишь в отношении случайных ошибок (описок). Примечания А. В. Оссовского в текстах документов помечены как «автор. прим.».

Материалы разделены на три группы, в которых находят отражение обстоятельства жизни, работы, научного творчества выдающегося музыкального критика, исследователя, педагога. В первом разделе представлен документ автобиографического характера, написанный А. В. Оссовским в 1940 году и озаглавленный им «Моя музыкальная жизнь». Данный документ дополнен сведениями из других текстов Оссовского — «Curriculum vitae» (1927) и «Автобиография» (1950), также хранящихся в личном деле в Архиве СПбГК.

Кратковременная служба Оссовского в должности товарища министра юстиции в правительстве гетмана П. П. Скоропад-ского з в дальнейшем сыграла роковую роль. Оссовский был лишен избирательных прав, что стало причиной его неоднократных обращений к А. Я. Вышинскому4, заведующему в то время Главным управлением профессионального образования (Главпро-фобром). Многочисленные просьбы Оссовского были удовлетворены, он был восстановлен в правах. Публикуемые во втором разделе документы отражают данный процесс и раскрывают неко-

1 Материалы подготовлены Я. Ю. Гуровой.

2 Архивные материалы А. В. Оссовского хранятся также в Научно-исследовательском отделе рукописей Санкт-Петербургской консерватории и Кабинете рукописей Российского института истории искусств.

3 Скоропадский Павел Петрович (1873-1945) — украинский военный и политический деятель, гетман Украины с 29 апреля по 14 декабря 1918 г.

4 Вышинский Андрей Януарьевич (1883-1954) — в 1923-1925 гг. был прокурором Верховного суда СССР.

торые неизвестные обстоятельства жизни Оссовского в Консерватории.

Материалы третьего раздела представляют бытовой аспект жизни А. В. Оссовского, занимавшего служебную площадь в Консерватории. Приводимые документы важны не только в отношении Оссовского, они интересны с точки зрения истории здания Консерватории.

I

Д. 171. Л. 145-162.

МОЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Я, Оссовский Александр Вячеславович, родился 19/31 марта 1871 года в городе Кишиневе бывшей Бессарабской губернии. С первых лет рос в музыкальной атмосфере: мать была прекрасной певицей 5 и неплохой пианисткой, отец (судебный деятель) 6 — большой любитель музыки. С 7-ми лет начал систематически обучаться игре на скрипке. С переездом семьи в Саратов продолжал изучать ее в Саратовском Музыкальном Училище Р.М.О. (ниже Консерватория). С переселением отца в Усть-Медведицу (область войска Донского) занимался скрипкой самостоятельно, так как оказался сильнее всех педагогов этого маленького городка. Здесь, продолжая свое общее образование в классической гимназии, начатое в Кишиневе, я сорганизовал по своему почину оркестр из учеников и преподавателей гимназии, пополненный двумя-тремя недостающими инструментами со стороны, и в течение трех лет, в 6-м, 7-м и 8-м классах, был его концертмейстером-дирижером. К этому времени я не только отлично знал уже элементарную теорию музыки, но самоучкой одолел «Всеобщий учебник музыки» Ф. Б. Маркса 7 и учебник гармонии Чайковского 8. С этими знаниями я делал переложения для своего оркестра любимых фортепианных пьес Бетховена, Шуберта, Мендельсона и другие, а также отрывков из опер Верстовского, Глинки и Гуно (по клавираусцугам!).

Одновременно, обладая сильным дискантом, я еще с детских лет пел в гимназическом хоре, а в старших классах, продолжая петь в церковном

5 Лирико-драматическое сопрано («Curriculum vitae». Л. 40).

6 Отец — товарищ председателя окружного суда («Автобиография». Л. 265).

7 Учебник Ф. Б. Маркса «Allgemeine Musiklehre» (Лейпциг, 1839) был известен в России как «Всеобщий учебник музыки» (СПб., 1872).

8 Имеется в виду учебник П. И. Чайковского «Руководство к практическому изучению гармонии» (М., 1872).

хоре, был назначен директором гимназии исполнять (бесплатно) обязанности помощника регента. Это дало мне возможность изучить на практике различные ключи (церковные сочинения написаны в дискантовом, альтовом, теноровом и басовом ключах) и дало огромный опыт в чтении нот голосом с листа. Впоследствии эти знания пригодились мне в Консерватории, где я выделялся среди товарищей по курсу свободным чтением нот вообще и, в частности, в ключах.

С поступлением в 1889 году в Московский Университет по юридическому факультету, я продолжал усердно изучать игру на скрипке у известного (вошедшего в историю скрипки) профессора Филармонического училища (пользовавшегося правами Консерватории) В. В. Безе-кирского 9. Моими предельными достижениями были все сонаты-соло Баха, концерты Баха (оба), Мендельсона, Венявского (второй), Бетховена, Чайковского, все сонаты для скрипки и фортепиано Бетховена, Шумана, Брамса, Грига и т. п.

На втором курсе Университета я стал первым концертмейстером большого и по техническому уровню очень неплохого студенческого оркестра, которым дирижировал сперва известный германский дирижер Макс Эр-дмансдерфер 10, состоявший тогда постоянным дирижером симфонических концертов Р. М. О., а затем — композитор и дирижер Н. С. Кленов-ский 11, ученик Чайковского.

Оркестр давал публичные концерты в нынешнем Московском Колонном зале Дома Союзов в пользу нуждающихся студентов и собирал постоянно огромное количество слушателей. В этих концертах я, кроме того, выступал и солистом, заслужив добрые отзывы прессы.

Попав в столицу, я жадно накинулся на музыку и пожирал ее в многообразных видах в невероятном количестве.

Вместе с тем, обладая с юных лет музыковедческими склонностями, я за университетские годы самоучкой изучил строгий стиль, свободный стиль и формы — все по учебникам Бусслера а инструментовку — по руководствам Геварта-Чайковского " и Гиро пользуясь при этом

9 Безекирский Василий Васильевич (1835-1919) — русский скрипач, дирижер, педагог. ю Эрдмансдерфер Макс (Макс Карлович) (1848-1905) — немецкий дирижер. Дирижер

симфонических концертов в Москве (1882-1889) и Петербурге (1895-1897).

11 Кленовский Николай Семенович (1853-1915) — русский композитор и дирижер.

12 Вероятно, А. В. Оссовский имеет в виду учебники Д. Бусслера: «Строгий стиль. Учебник простого и сложного контрапункта» (М., 1885), «Свободный стиль. Учебник контрапункта и фуги в свободном стиле» (М., 1917).

13 Имеется в виду «Руководство к инструментовке» Ф. О. Геварта в переводе с французского П. И. Чайковского (М., 1866).

14 Учебник Э. Гиро известен в России в переводе Г. Конюса «Руководство к практи-

консультацией Н. С. Кленовского и профессора Консерватории, музыкального критика Н. Д. Кашкина. Вооруженный этими знаниями, я сочинял значительное количество музыки, испытывая себя в различных жанрах.

Кроме того перечитал в Публичной Библиотеке Румянцевского Музея (ныне Библиотека им. Ленина 15) огромное количество книг и журналов по вопросам музыкального искусства на русском, немецком и французском языках, интересуясь преимущественно историческими и эстетическими вопросами и делая для себя многочисленные выписки, доныне у меня сохранившиеся. Тогда же я перевел с французского языка ряд статей моего кумира тех дней Берлиоза (часть их была впоследствии издана).

Через Н. Д. Кашкина я сблизился с музыкальными кругами Московской Консерватории, стал завсегдатаем студенческих и профессорских концертов Консерватории и перезнакомился со многими музыкантами.

Ощущая несистематичность моих музыкальных знаний, я поставил своей задачей изучить теорию композиции у Римского-Корсакова и с этой целью по окончании Университета переселился в 1894 году в Петербург. К этому году относится мой литературный дебют в качестве музыкального критика и переводчика: в «Русской Музыкальной Газете» Финдей-зена 16 появился целый ряд моих статей и заметок, а в журнале «Артист» был напечатан мой перевод «Путешествия в Россию» Берлиоза " с моей вступительной заметкой и комментариями.

В 1895 году я познакомился, наконец, лично с Н. А. Римским-Кор-саковым, уже знавшим меня по моим статьям, представил ему ворох своих музыкальных сочинений, написанных совершенно без помощи инструмента, и в следующем году был принят им в его класс специальной гармонии в Петербургской Консерватории.

В 1898/99 учебном году я вынужден был оставить Консерваторию из-за невозможности совмещать регулярное посещение музыкальных занятий со службой в министерстве юстиции, дававшей мне средства к жиз-ни18, но по предложению Римского-Корсакова продолжал заниматься у него теорией композиции на дому (бесплатно).

ческому изучению инструментовки» (с дополнениями и под редакцией Д. Рогаль-Левицкого. М., 1934).

15 Ныне Российская государственная библиотека.

16 Например: Оссовский А. В. Макс Эрдмансдерфер // Русская музыкальная газета. 1895. № 10.

17 Оссовский А. В. Из воспоминаний Гектора Берлиоза. Путешествие в Россию // Артист. 1894. Декабрь.

18 С 1894 по 1917 г. я служил в центральном управлении министерства юстиции, где последовательно прошел должности от помощника делопроизводителя 2-го уголовно-

В 1902 году я завершил мое музыкальное образование у Римского-Корсакова 19 и выпустил в этом же году мое первое печатное музыкальное произведение — 10 романсов, изданных Юргенсоном 2о.

За все эти годы, 1895-1902, — я вошел уже вплотную в музыкальный мир Петербурга. Став учеником Римского-Корсакова, я получил от него приглашение бывать на его «средах» (музыкальные собрания в доме Римского-Корсакова по два раза в месяц) и здесь сблизился со всеми крупными музыкантами, посещавшими его вечера. Еще в 1895 году я был избран членом Совета «Общества Музыкальных Собраний» — музыкального кружка, основанного по мысли виолончелиста К. Ю. Давыдова 21 его племянниками Алексеем Августовичем и Иваном Августо-вичем Давыдовыми 22, учениками Римского-Корсакова, и находившегося под председательством самого Римского-Корсакова. Общество это имеет историческую заслугу первых постановок в Петербурге опер «Генове-ва» Шумана (впервые в России) 23, «Борис Годунов» Мусоргского в обработке Римского-Корсакова 24 и «Псковитянка» Римского-Корсакова в ее последней редакции 25. В подготовке этих спектаклей я принимал непосредственное участие не только как один из членов Совета, но и как хормейстер (пел хор любителей, по преимуществу учащейся молодежи, — 120 человек) и переводчик половины либретто «Геновевы». В этом же обществе на мне лично лежала руководство музыкальной частью еженедельных закрытых музыкальных собраний членов Общества и ежемесячными публичными концертами, в которых выступал и хор под моим управлением, а в журнале «Известия Общества музыкальных собраний» было помещено большое количество моих критических разборов музыкальных произведений и несколько исторических статей.

го отделения до старшего юрисконсульта 1-го департамента, совмещая с 1915 года эту службу с профессурой в Консерватории (автор. прим.).

19 А. В. Оссовский имеет в виду занятия с Н. А. Римским-Корсаковым «частным образом» («Автобиография». Л. 265).

20 Юргенсон Петр Иванович (1836 — 1903-04) — русский музыкальный издатель, основатель нотоиздательства.

21 Давыдов (Давидов) Карл Юльевич (1838-1889) — русский виолончелист, композитор, дирижер, педагог, директор Петербургской консерватории в 1876-1877 гг.

22 Братья Давыдовы: Алексей Августович (1867-1940) — композитор и виолончелист; Иван Августович (1861-1906) — композитор.

23 Опера Шумана впервые была поставлена в России в 1896 г.

24 Премьера оперы «Борис Годунов» в редакции Н. А. Римского-Корсакова состоялась в 1896 г. на сцене Большого зала Консерватории, в 1898 г. на сцене Мариинского театра с Ф. Шаляпиным в главной партии.

25 Первое исполнение третьей авторской редакции оперы «Псковитянка» состоялось 15 декабря 1898 г. в Москве.

В конце 1904 года я был приглашен на заведование, на правах редактора, музыкальным отделом газеты «Слово» — либерального органа промышленно-финансовых кругов. Здесь, кроме множества текущих статей, отзывов, заметок, был помещен ряд моих больших музыкальных фельетонов («подвалов»).

Одновременно я сотрудничал в ряде других повременных изданий и вел музыкальный отдел в двух энциклопедических словарях — «Русская энциклопедия» (издательство «Деятель») 2б и «Кратком русском энциклопедическом словаре» (издательство А. С. Суворина) 27.

Параллельно с музыкально-литературной работой шла все годы моя широкая музыкально-общественная деятельность. Так, в 1905-17 годы я бессменно состоял (бесплатно) членом дирекции концертов А. Зи-лоти в Петербурге. Эти концерты, наряду с исполнением классических произведений, ставили своей задачей настойчивую пропаганду Баха и ознакомление с новыми движениями в музыкальном творчестве на Западе и в России и в этом смысле сыграли большую общественно-культурную роль.

К программам этих концертов я писал многочисленные аннотации, достигавшие нередко размера брошюр, и был среди русских критиков пионером в освещении творчества ряда композиторов (Брукнера, Вивальди, Корелли и других, в особенности же тогдашних новых французских, испанских и английских композиторов). Кроме того, с 1914 года по 1917 год тою же дирекцией устраивались в зале бывшей Городской Думы бесплатные «народные концерты» для рабочих и городской бедноты, с моими вступительными словами, а также выездные камерные концерты на Путиловском заводе 28 (в театре) исключительно для рабочих, также с моими лекциями. В 1907-14 годы я был заместителем председателя «Попечительного Совета для поощрения русских композиторов и музыкантов», учрежденного известным купцом-меценатом М. П. Беляевым (издание сочинений русских композиторов, организация «русских симфонических и камерных концертов», объявление конкурсов, назначение премий, выдача пособий — таковы были функции Совета). В 1910-18 годы состоял членом Совета «Российского Музыкального Из-

26 А. В. Оссовскому принадлежат все статьи и справки (около 800) по музыкальному отделу первых 10 томов (буквы «А»-«К») «Русской энциклопедии» (издательство «Деятель», 1911-1916).

27 В данном издании А. В. Оссовскому принадлежит весь музыкальный отдел «Краткого русского энциклопедического словаря» (3 тома, издиздательство А. С. Суворина, 1911-1914).

28 Путиловский завод — ныне Санкт-Петербургский Кировский завод.

дательства», основанного С. и Н. Кусевицкими 29, в 1914-1917 годы членом правления «Фонда помощи русским муз ыкантам», состоявшего под председательством Максима Горького; в 1915-17 годы был одним из организаторов и членом редакционной коллегии журнала «Музыкальный современник»; в 1917-18 годы — членом общества «Свобода и культура», возглавлявшегося Максимом Горьким, и председателем театрально-музыкальной секции этого общества; в 1920-21 годы был учредителем культурно-просветительной ячейки при Центросоюзе в городе Одессе и единоличным руководителем еженедельных камерных концертов для рабочих и служащих предприятий Центросоюза; в 1926-28 годы состоял членом художественного совета Ленинградской Ассоциации современной Музыки; в 1927-29 годы — председателем Ленинградского Жюри Музсектора Госиздата; в 1930-32 — консультантом редакционной коллегии Госмузиздательства в Ленинграде.

Еще с 1910 года дирекция Петербургской Консерватории стала ежегодно приглашать меня в качестве ассистента на весенние экзамены по теоретическим и историческим предметам, а в сентябре 1915 года Художественный совет Петербургской Консерватории поручил мне заменить в течение всего учебного года на правах профессора тяжело заболевшего профессора Л. А. Саккетти зо по кафедре истории музыки, эстетики и истории искусства. По смерти Саккетти постановлением того же совета в 1916 году я был избран единогласно на должность профессора Консерватории по тем же предметам, минуя обычные в тогдашней Консерватории иерархические ступени младшего преподавателя и старшего преподавателя.

В годы гражданской войны я временно переехал из Петербурга на юг и с сентября 1918 года по январь 1920 года состоял профессором Киевской Консерватории и Киевского Высшего Музыкального Института им. Лысенко з\ а с начала 1920 года по май 1921 года — профессором Одесской Консерватории. В Киеве и Одессе принимал активное участие в реорганизации Консерватории по заданиям Советской власти.

29 Кусевицкий Сергей Александрович (1874-1951) — русский дирижер, контрабасист, музыкальный деятель. Кусевицкий Николай Александрович (1878-1942) — музыкант, брат С. А. Кусевицкого.

30 Саккетти Ливерий Антонович (1852-1916) — русский музыковед, критик, педагог, профессор Петребургской консерватории.

31 В Киеве же, в течение одного месяца (с 20-го сентября по 20 октября 1918 г.) я состоял товарищем министра юстиции по гражданским делам в Украинском министерстве юстиции — Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов 30 марта 1931 г. я восстановлен в правах, утраченных по п. «д» ст. 69 Конституции РСФСР (автор. прим.).

Весной 1921 года я был избран действительным членом Ленинградского Государственного Института Истории Искусств и профессором Ленинградского Университета по кафедре истории западноевропейской музыки и был вызван из Одессы на работу в Ленинград. В составе членов Института я оставался по 1929 год, а в Университете — по 1923 год, когда была упразднена в нем кафедра истории музыки.

По моем возвращении в Ленинград художественный совет Консерватории 6 июня 1921 года снова единогласно избрал меня профессором, а Ленинградское Отделение Главнауки пригласило меня в сентябре 1921 года на должность помощника директора Ленинградской Государственной Академической Филармонии и в 1923 году, с отъездом директора Филармонии Э. А. Купера" за границу, назначило меня директором Филармонии, каковым я и состоял по сезон 1925/26 годов, оставив эту должность за невозможностью совмещать ее с основной работой по Консерватории.

Здесь, в Консерватории, я с 5 мая 1922 года по 11 марта 1929 года состоял бессменно заместителем Ректора, проректором по учебной части. В качестве проректора провел по заданию Наркомпроса советизацию Консерватории (реорганизацию структуры Консерватории, пересмотр учебных планов, программ и методов, развертывание ряда новых специальностей — дирижерской, инструкторской, музыковедческой, педагогической; пролетаризацию студенческого состава, пересмотр педагогического персонала, привлечение ценных специалистов, замену устаревших педагогов молодыми силами), организовал при Консерватории в 1923 году оперную студию и по 1929 год включительно был бессменно ее художественным руководителем; наконец, организовал книгоиздательство Консерватории, студенческий симфонический оркестр и т. д.

Одновременно с этим протекала моя интенсивная работа над самим собой, над переработкой своего мировоззрения, усвоением основ марксизма-ленинизма и над перевоспитанием себя как советского гражданина, строителя социализма.

Кроме того, в течение всей своей службы в Консерватории я вел большую методологическую и методическую работу. А именно: в качестве проректора лично разрабатывал учебные планы, руководил разработкой программ и методов всех предметов учебного плана, принимал непосредственное участие в работе над ними, редактировал программы по поручению Главпрофобра, а некоторые из них лично составлял, руководил текущей методической работой всех отделений, лично присутствовал на всех

32 Купер Эмиль Альбертович (1877-1960) — русский дирижер.

методических заседаниях, наконец, в 1925-29 годах состоял членом Методической Комиссии Главпрофобра. В 1929-31 годах состоял председателем Научно-Методического Кабинета Консерватории, а затем — активным членом всех секторов того же кабинета, где сделал в 1931-33 годах ряд докладов; был бригадиром бригады по разработке учебного плана и программ вновь организованного режиссерского отделения, членом издательской комиссии, концертной комиссии, Октябрьской комиссии, рукописной комиссии (научно-исследовательская работа над рукописями, хранящимися в библиотеке Консерватории), консультантом выставочных комиссий и т. д., и т. п. Кроме того, меня часто приглашали и приглашают персонально в качестве консультанта на заседания различных органов и комиссий Консерватории, а также других советских учреждений и организаций.

С введением в Консерватории в 1931 году кафедральной системы я был назначен заведующим кафедрой всеобщей истории музыки и в мае 1935 года, после двухлетнего перерыва, вызванного отвлечением на работу в Филармонии, снова принял ее в свое заведование.

В ноябре 1935 года Художественным Советом Консерватории единогласно признан достойным ученой степени доктора музыкальных наук, без защиты диссертации. (Вопрос об утверждении меня в этой степени

и ?? \

доныне находится на рассмотрении соответствующих инстанций .)

Параллельно с лекциями, читаемыми в Консерватории, течет моя публичная лекторская деятельность. До последнего времени ежегодно, в среднем 10-15 раз в году, мне приходилось публично выступать с лекциями и докладами перед профессионально-музыкальными, рабочими, красноармейскими, смешанными аудиториями.

С осени 1931 года по сентябрь 1933 года я состоял профессором-консультантом Государственного Эрмитажа по Музею музыкальной культуры и техники, но отказался от этой должности, так как 4 сентября 1933 года меня снова назначили на работу в Ленинградскую Государственную Филармонию — на этот раз в качестве директора художественной части. Таковым я состоял по 1 января 1937 года, причем двукратно, с 4 сентября по 1 декабря 1933 года и с 15 ноября 1934 года по 19 мая 1935 года, мне приходилось одновременно выполнять и функции директора Филармонии в целом.

Приняв художественное руководство Филармонии, я выработал новые установки ее художественной деятельности и соответственно им ре-

33 Ученая степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации) А. В. Оссовско-му была присвоена только 14 августа 1943 года («Автобиография». Л. 265 об).

организовал художественную работу Филармонии. Установки эти изложены мною в брошюрах «Ленинградская Филармония на новом пути» (1933 год) и «Филармония в сезоне 1934-35 годов».

В сентябре 1937 года я назначен заместителем директора по научной части Государственного Научно-Исследовательского Института Театра и Музыки, где в центре внимания поставил создание полноценных учебников и учебных пособий по различным историческим и теоретическим дисциплинам музыкознания и театроведения.

Постановлением ВЦИКа 34 21 февраля 1938 года мне присвоено звание Заслуженного деятеля искусств.

С Октябрьской Революцией моя склонность к общественной деятельности получила еще большие возможности для своего проявления. В плане общественной работы я постоянно выполнял периодические и единовременные задания и поручения Консерватории, Филармонии, Президиума Рабиса з5 (например, переквалификация безработных музыкальных педагогов и композиторов, экспертиза по делу М. Г. Климова з6, экспертиза по делу дирижера Эрлиха, консультация по вопросу о награждении званием заслуженных артистов и заслуженных деятелей, обследование художественной части ГОТОВа, консультация по переработке либретто оперы «Иван Сусанин» Глинки и т. п.), поручения ЦДИ Ъ1 (консультация по программам Художественного Университета, бесплатные лекции и т. п.), Гороно 38 и Облоно з9 (консультация по программам Областного Дома Художественного Воспитания детей, несколько собеседований в 1929-30 годах с кружководами о принципах использования культурного наследия в работе самодеятельных кружков, в 1930 году собеседование с педагогами музыкальных техникумов об основных моментах музыкально-исторического процесса Западной Европы, в 1928 году собеседование с представителями музыкальных техникумов СССР о задачах и формах связи музыкальных центров с периферией), в 1932 году — девять докладов и собеседований с различными аудиториями о Римском-Корсакове по случаю 25-летия со дня его смерти, в 1934 году — основной доклад на конференции, организованной заводом им. И. В. Сталина 40 по вопросам художественной культуры, в 1939 году — доклады

34 Всероссийский центральный исполнительный комитет.

35 Президиум работников искусства.

36 Климов Михаил Георгиевич (Егорович) (1881-1937) — советский хоровой дирижер.

37 Центральный дом искусств.

38 Городской отдел народного образования.

39 Областной отдел народного образования.

40 Ленинградский металлический завод имени И. В. Сталина.

на юбилейных заседаниях памяти Мусоргского и в честь Б. В. Асафьева и т. д., и т. п. Кроме того, в течение 1938-40 годов по поручению Всесоюзного Комитета по делам высшей школы и Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК СССР 41 дал ряд рецензий на присланные мне этими учреждениями научные труды-диссертации и конкурсные работы (профессора Ливановой 42, ассистента Успенской, аспиранта А. Николаева и другие).

Приказом и. о. председателя ВКИ при СНК СССР от 31 июля 1939 года назначен членом научно-методической комиссии при Главном Управлении учебных заведений.

Для полноты и точности прилагаю при этом перечень моих музыкально-научных и музыкально-литературных трудов. Заслуженный деятель искусств, проф. А. Оссовский 1940 г.

II

Д. 171. Л. 81 43.

5/Х1 1928 г. № 3131

НАРКОМПРОС МОСКВА Чистые пруды, 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРАВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

На представление Правления от 23 октября сего года за № 221 сообщается об утверждении Председателем Государственной Квалификационной Комиссией Ленинградской Консерватории профессора А. В. Оссовского до возвращения из отпуска профессора А. К. Глазунова. Начальник Главпрофобра: (Вышинский) Заведующий отделом ВУЗ: (Челяпов)

41 Совет народных комиссаров СССР.

42 Ливанова (Ферман) Тамара Николаевна (1909-1986) — советский музыковед.

43 См. фото данного документа с подписью А. Я. Вышинского, выполненной красным карандашом (фото 2).

Фото 2

Фото 3

* * *

Д. 171. Л. 8 0 44.

«15» ноября 1928 г. № 315 31

НАРКОМПРОС МОСКВА Чистые пруды, 6

ПРАВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

На представление от 20 октября сего года за № 203 сообщается о разрешении продлить ректору консерватории А. К. Глазунову отпуск для лечения за границей на шесть месяцев с сохранением содержания по должности Ректора. Временно исполняющим должность Ректора на время отпуска профессора Глазунова назначен проректор по учебной части профессор Оссовский.

Начальник Главпрофобра: (Вышинский)

Заведующий отделом ВУЗ: (Челяпов 45)

* * *

Д. 171. Л. 90-91 (копия).

Протокол № 20 § 19 от 22.11.29 г.

ЗАВЕДУЮЩЕМУ ГЛАВПРОФОБРОМ проф. А. Я. ВЫШИНСКОМУ от

Врид 46. ректора Ленинградской Государственной Консерватории Проректора по Учебной части Проф. Александра Вячеславовича ОССОВСКОГО

Заявление

В начале декабря 1928 года, на первом моем личном Вам докладе в Москве, а затем в начале января с. г. на происходившем в Вашем присутствии заседании Правления Ленинградской Государственной Консерватории я настаивал на необходимости возможно скорейших перевыборов

44 См. фото данного документа с подписью А. Я. Вышинского, выполненной красным карандашом (фото 3).

45 Челяпов Николай Иванович (1889-1938) — юрист, позднее директор Института права АН СССР.

46 Временно исполняющий должность .

состава Правления ввиду того внутреннего кризиса и сложного положения, которые переживает Консерватория в последние месяцы.

В обоих случаях Вами было предположено назначить перевыборы Правления в середине текущего февраля.

Затем, после появления в № 9 Московской газеты «Правда» статьи под заглавием «Сиятельная профессура» 47, в личном к Вам письме я спрашивал Ваших указаний, не следует ли мне немедленно подать Вам заявление об освобождении меня от должности Проректора по учебной части. На это Вы письмом от 25/1 за № 30-31 известили меня о том, что «подавать в отставку мне не следует, так как перевыборы Правления состоятся в ближайшем будущем, и этим все разрешится».

В настоящее время от Уполномоченного Наркомпроса по Ленинграду Б. П. Позерна 4® мне стало известно, что местные органы и Главпрофобр по целому ряду соображений признали неудобным назначить досрочные перевыборы Правления и что таковые состоятся позже, в нормальное время.

Продолжающее напряженное состояние внутренней жизни Консерватории и необходимость скорейшего приступа к ее реорганизации, которую, ввиду ее длительного характера, существующий состав Правления конечно не может взять на себя, а также нервная усталость, вызванная многими тяжелыми (Вам известными) переживаниями, выпавшими на меня в текущем учебном году, побуждают меня просить Вас освободить меня в самом скором времени от должности Проректора по Учебной части и Врид. Ректора Консерватории и назначить на эту должность другое лицо — временно до будущих перевыборов всего состава Правления.

Подаче подлежит через Уполномоченного Наркомпроса по городу Ленинграду.

Ленинград 21 февраля 1929 г. проф. А. В. Оссовский

47 Статья «Сиятельная профессура» была напечатана в газете «Правда» 11 января 1929 года, № 9, позднее перепечатана в журнале «Рабис» 22 января 1929 года, № 4. В дан-

ной статье отмечалось, что партколлектив Консерватории ставил вопрос об удалении

некоторых лиц по причинам: проректор А. В. Оссовский, в прошлом товарищ министра просвещения в правительстве гетмана Скоропадского; профессор пения К. Н. Дор-лиак — урожденная графиня, фрейлина; профессор пения П. А. Андреев отказался участвовать в концерте в пользу английских горняков; уборщица Лысогорская — сестра петербургского губернатора. Нападки партколлектива на данных лиц оказались безуспешны.

4® Позерн Борис Павлович (1882-1939) — советский партийный деятель.

* * *

Д. 171. Л. 106 49

За последнее время в различных органах печати, как Ленинградской, так и центральной, было помещено ряд статей, связанных с переживаемым кризисом музыкального образования в Консерваториях.

Правление Ленинградской Государственной Консерватории, деканаты и студенческие организации с огромным вниманием следили и участвовали в обсуждении наболевших вопросов в Консерватории и с помощью советского общественного мнения и НКП приняли уже ряд конкретных мер, направленных к оздоровлению Консерватории.

Вполне соглашаясь с назревшей необходимостью — коренной реорганизацией Консерватории согласно требованиям современности, Правление, деканаты и студенческие организации считают необходимым указать на искаженное освещение деятельности проректора по учебной части — члена Правления — проф. А. В. Оссовского, допущенное в статье «Сиятельная профессура», помещенной в Листке РКИ 50 Центрального Органа «Правда» от 11 января № 9 и перепечатанной позднее в журнале «РАБИС» от 22 января за № 4, а также в статье «Музыка первого департамента» помещенной в «Ленинградской правде».

Автор статьи «Максим», явно спекулируя на общеизвестном всем советским и профессиональным организациям данных о прошлом А. В. Ос-совского (служба его при царском режиме в департаменте министерства юстиции, кратковременное его участие в качестве товарища министра юстиции в правительстве Скоропадского), совершенно неверно осветили его работу как проректора по учебной части, работающего в этой должности непрерывно в течение 8 лет.

Деятельность А. В. Оссовского неоднократно одобрялась, и кандидатура его на должность проректора по учебной части поддерживалась студенчеством, профессурой, профессиональными и общественными организациями и в продолжение 8 лет утверждалась Наркомпросом. Констатируя, что вследствие колоссальной перегруженности учебно-организаторской работой А. В. Оссовский не смог достаточно уделить времени своей педагогической деятельности, мы со всей категоричностью заявляем, что проф. А. В. Оссовский является блестящим специалистом в области музыкальной литературы, лекции которого являются ценнейшим вкладом

49 Документ датируется предположительно мартом-апрелем 1929 года.

50 Рабоче-крестьянская инспекция.

и проходят при переполненных аудиториях. Ни в коем случае не соглашаясь с тем, что учебная часть находится в состоянии развала, мы удивляемся смелости автора заметки, голословно утверждающему, что А. В. Оссов-ский «развалил учебную часть, ничего не делал, ограничиваясь рассылкой пригласительных билетов».

Мы заявляем, что проф. А. В. Оссовский, будучи приглашен в консерваторию в самое тяжелое для нее время (в 1921 году), был одним из активнейших руководителей, инициаторов и проводником всех мероприятий направленных к советизации Консерватории.

А. В. Оссовский сознательно, с ущербом для своей научной и педагогической деятельности, целиком отдал себя учебно-организаторской работе, абсолютно не считаясь ни со временем, ни с здоровьем, чем обрел огромнейшую популярность как среди студенчества, профессуры и служащих Консерватории, так и среди широких музыкальных кругов СССР.

Считаем необходимым указать, что уход с должности Проректора А. В. Оссовского связан с его личной просьбой и вызван усталостью от руководящей учебно-организаторской работы, которую он выполнял непрерывно на продолжении 8 лет, и его желанием вернуться к научной и педагогической работе. Правление

Деканаты: исполнительский, научно-композиторский, инструментально-педагогический

Профком учащихся

* * *

Д. 171. Л. 100. 1/111 1929 № 31531 г. Ленинград, Театральная пл. 3

РСФСР

Народный комиссариат Москва, Чистопрудный, 6 № тел. (коммут) с 3-27-80 до 3-27-86

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ — ПРОРЕКТОРУ ПО УЧЕБНОЙ ЧАСТИ — ПРОФ. А. В. ОССОВСКОМУ

Подтверждаю, что в свое время я не считал возможным освободить Вас по Вашему ходатайству от должности проректора Ленинградской Консерватории до перевыборов всего Правления Консерватории. Но в настоящее время в связи с затянувшейся работой по подготовке перевыборов, а также в связи с Вашим повторным ходатайством об освобождении и приводимыми Вами доводами в обосновании этого ходатайства, я считаю возможным изменить мое прежнее решение и освободить Вас от занимаемой Вами должности проректора до перевыборов.

Удовлетворение Вашего ходатайства я не ставлю ни в какой мере в зависимость от упоминаемой в Вашем ходатайстве газетной статьи. Срок Вашего освобождения от должности Вам надлежит согласовать с Уполномоченным по Наркомпросу в Ленинграде т. Б. П. Позерном.

Член Коллегии Наркомпроса

вед. Главпрофобром (Вышинский)

* * *

Д. 171. Л. 99 .

РСФСР Н. К. П.

ПРАВЛЕНИЕ

Уполномоченного Наркомпроса

По Рабочим, Научным, Научно-художественным,

Музейным учреждениям

Гор. Ленинграда

9.111.1929 год

№ 1958-59

Ленинград, наб. 9 января № 6 Телеф. № 132-49, 132-48

В ПРАВЛЕНИЕ КОНСЕРВАТОРИИ КОПИИ: ПРОФЕССОРУ ОССОВСКОМУ ТОВАРИЩАМ [Б. Н.] ХВАТСКОМУ, [Т. Я.] КАРСКОЙ ПРОФЕССОРУ [Е. В.] ВОЛЬФ-ИЗРАЭЛЮ 51

На основании ходатайств А. В. Оссовского и Б. Н. Хватского об освобождении их от работы в качестве членов Правления и проректоров по

51 Вольф-Израэль Евгений Владимирович (1872-1956) — советский виолончелист, педагог.

учебной и административно-хозяйственной части Ленинградской Гос. Консерватории, на основании указания Главпрофобра сообщаю, что ходатайства А. В. Оссовского и Б. Н. Хватского удовлетворяются и предлагается впредь до общих перевыборов Правления по приезде Ректора Консерватории А. К. Глазунова принять дела и вступить в исполнение обязанностей члена Правления и Проректора по учебной части Профессору Консерватории Е. В. Вольф-Израэлю и члена Правления и Проректора по админ.-хоз. части — Т. Я. Карской.

Временное исполнение обязанностей Ректора Консерватории возлагается на проректора по учебной части.

Уполномоченный НКП 52 Позерн

* * *

Д. 171. Л. 120.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ и ЛЕНИНГРАДСКИЙ СОВЕТ Тел. № 170-59 и 473-88 СМОЛЬНЫЙ тел. авт. № 173 и 172

027-16

гр. Оссовскому

Выписка из протокола № 7 п. 6. 16.IV.29 г. Пленум Облисполкома. и Совета Президиум Облисполкома и Совета

Межокр. Совещ. Предъокруж. И межр. Совещ. Предрайс.53 Не подлежит опубликованию без разрешения Секретариата Президиума Облисполкома и Совета 3 мая 1929 г.

Ходатайство гражданина Оссовского А. В. о предоставлении ему избирательных прав, лишенного таковых как бывший чиновник Министерства Юстиции в Правительстве Скоропадского.

СПРАВКА: Постановлением Избиркома Совета ЦГР от 24.XII.28 г. пр. № 4 Ходатайство гражданина Оссовского А. В. о восстановлении его в избирательных правах — удовлетворить. Секретарь Веселова М. П.

52 Наркомпрос.

53 Межокружное совещание Председателя окружного и межрайонного совещания Председателя райисполкома (?).

* * *

Д. 171. Л. 108.

Копия.

В ПРАВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ПРОФЕССОРА Александра Вячеславовича Оссовского

Заявление

На случай, если по буквальному смыслу распоряжения Главпрофобра о пересмотре профессуры ЛГК, в точности мне не известному, вопрос о моем дальнейшем пребывании в педагогическом составе Консерватории не подлежит пересмотру, очень прошу Правление Консерватории все-таки подвергнуть меня переизбранию и, в случае переизбрания, — новому утверждению Главпрофобром и Государственным Ученым Советом ввиду того, что травля, поднятая против меня в текущем учебном году, не получила общественного опровержения в печати, несмотря на полную поддержку меня в этом отношении административными, академическими, партийными и профсоюзными организациями Консерватории, и я ничем не гарантирован от того, что мои недоброжелатели не используют против меня оставление Комиссией без пересмотра вопроса о соответствии моим требованиям, предъявляемым к профессору Советского ВУЗа.

Преподавание в Ленинградской Консерватории я начал в 1915/16 учебном году в качестве временного заместителя заболевшего профессора Саккетти, осенью 1916 года был избран и утвержден профессором по кафедрам истории музыки и эстетики (общей и специально-музыкальной), с сентября 1918 года по 6.У1.1921 год состоял профессором Киевской, а затем Одесской Консерваторией, а с 6.У1.1921 года по сие время снова профессор Ленинградской Консерватории, утвержденный ГУСом 54 1926 года по кафедре истории музыки и музыкальной литературы. проф. А. Оссовский Ленинград 17.IV.1929 г.

54 Государственный ученый совет.

* * *

Д. 171. Л. 91.

22 ноября 1929 г. В президиум ВЦИКа 55

Правление и Профком Ленинградской Государственной Консерватории. Учитывая, что:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность А. В. Оссовского неоднократно одобрялась и кандидатура его на должность проректора по учебной части поддерживалась студенчеством, профессурой, профессиональными и общественными организациями и в продолжение 7-ми лет утверждалась Наркомпросом,

проф. А. В. Оссовский является блестящим специалистом в области музыкальной литературы, лекции которого являются ценнейшим вкладом и проходят при переполненной аудитории,

проф. А. В. Оссовский, будучи приглашенным в Ленинградскую Консерваторию в самое тяжелое время (1922 год), был одним из активнейших руководителей, инициатором и проводником всех мероприятий, направленных к реконструкции и советизации Консерватории, прилагая к этому все свои знания, опыт, энергию и все свое время.

Вся служба А. В. Оссовского в дореволюционное время не скрывалась им и была известна студенческим общественным, профсоюзным и партийным организациям — Правление и Профком Ленинградской Государственной Консерватории всемерно поддерживает ходатайство проф. А. В. Оссовско-го перед ВЦИКом о восстановлении его в избирательных правах.

ВРИД РЕКТОРА ЛГК ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРОФКОМА УЧАЩИХСЯ Секретарь правления

Д. 171. Л. 118 56.

Помощнику директора ЛГК по учебной части

Ввиду повторных решительных заявлений, сделанных 9/Х11 и вчера, 14/ XII, Комиссией по производственной практике перед бригадой по чистке Консерватории, о том, что руководимый мною научно-методический ка-

55 Вероятно, несмотря на решение Ленинградского областного исполнительного комитета и Ленсовета от 3 мая 1929 года о восстановлении А. В. Оссовского в правах (см. выше: Д. 171. Л. 120), этот процесс затягивался, с чем и связано создание данного документа.

56 См. фото данного документа (фото 1).

бинет срывает производственную практику как в стенах Консерватории, так и на местах и служит тормозом в работе Комиссии, докладываю Вам, что, не видя иного исхода при создавшихся условиях, я со вчерашнего вечера взял лично на себя разработку в экстренном порядке тематических программ для выступлений студенческих концертных бригад и студенческих концертов на стационаре и в силу этого лишен возможности произвести сегодня, 15/Х11, мои очередные занятия с музыковедами и аспирантами.

Программы будут готовы к завтрашнему дню в достаточном количестве, чтобы заполнить работу выездных бригад и развернуть серию концертов в Малом зале.

Добавляю, что работа над программами для выездных бригад требует большой кропотливости, следовательно, большой траты времени ввиду необходимости по заданию комиссии по производственной практике учесть уже готовый, совершенно случайный и крайне неровный репертуар бригад (до 1000 отдельных пьес, разученных 50-60-ю студентами) и предать ему тему и тематичность. Заведующий НМК 5у проф. Оссовский

15.12.1930

III

Д. 171. Л. 60-60 об.

3/ГУ.28

В ГЛАВПРОФОБР

ПОМОЩНИКУ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВПРОФОБРА Проф. А. И. НЕКРАСОВУ

На основании правил о квартирной плате квартира, занимаемая в здании Ленинградской Государственной Консерватории Проректором по учебной части проф. А. В. Оссовским, обложена платой в 158 руб. 20 коп. в месяц (без освещения) из расчета жилой площади в 85 кв. метров нормы и 63,5 кв. м. излишка, при ставке, установленной для него распоряжением Главпрофобра от 8/ХГГ 1927 г. за № 133167 в сумме 250 рубл. в месяц (85 р. 20 к. основного содержания из кредитов на личный состав и 164 р. 80 к. из специальных средств).

57 Научно-методический кабинет.

Кроме ставки по должности Проректора проф. Оссовский никаких иных источников дохода не имеет и содержания по должности профессора не получает, т. к. вследствие загруженности обязанностями Проректора лекций в этом учебном году не читает. Поэтому квартирная плата, поглощающая свыше 3/5 всего бюджета проф. Оссовского, является для него обременительной и непосильной и к настоящему времени по таковой за проф. Оссовским образовалась задолженность, вместе с пеней, в сумме 842 руб. 78 коп.

Принимая во внимание, 1. что должность Проректора по учебной части, по особенностям ее постановки в Консерватории, связана с постоянным пребыванием Проректора в здании Консерватории без ограничения времени не только днем, но и по вечерам, до ночи (ежедневное личное руководство всей учебной жизнью, посещение и контроль занятий отдельных классов, личное наблюдение за показательными и зачетными концертами студентов, присутствие в качестве проректора и председателя оперного бюро на постановках Оперной студии и оперного класса и на оперных упражнениях, участие во всех заседаниях Совета ВУЗа, учебно-плановой комиссии, советов факультетов и советов отделений, посещение различных докладов и рефератов, устраиваемых учебной частью и отделениями в порядке методической и исследовательской работы, посещение организуемых Консерваторией концертов профессоров и аспирантов, необходимое для проректора в целях его осведомленности в художественных достижениях тех или других участие в различных комиссиях и т. д.;

что поэтому предоставление проректору по учебной части квартиры в здании Консерватории вызывается необходимостью службы;

что квартира по ее устройству и расположению не может быть разделена и уменьшена без капитального, дорогостоящего ремонта;

что ставка, утвержденная Главпрофобром для проф. Оссовского, слагается, согласно упомянутого распоряжения Главпрофобра за №133167 из 85 руб. 20 коп. основного оклада по тарифу, выплачиваемого за счет кредитов, ассигнуемых Центром на содержание личного состава, и 164 руб. 80 к. выдаваемых из специальных средств, и

что на основании распоряжения, опубликованного в № 3 «Еженедельника НКП» за 1928 год (ст. 39), размер квартирной платы для профессорского состава ВУЗов исчисляется из нормы одного основного оклада, без учета дополнительной нагрузки, Правление Ленинградской Государственной Консерватории просит Главпрофобр разрешить исчислять для Проректора по учебной части А. В. Оссовского размер квартирной пла-

ты по аналогии с этим последним распоряжением из расчета одного только установленного по тарифу оклада должности проректора в 85 руб. 20 коп. в месяц с тем, чтобы мера эта была распространена и на предшествующие месяцы текущего бюджетного года, т.е. на время с 1-го октября 1927 год, и чтобы погашение всей суммы задолженности по квартплате, какая останется за проф. Оссовским при испрашиваемом способе исчисления квартплаты, было рассрочено на 6 месяцев. -

РЕКТОР ЛЕНИНГРАДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ПРОРЕКТОР ПО АДМИН.-ХОЗ.ЧАСТИ

СЕКРЕТАРЬ ПРАВЛЕНИЯ

* * *

Д. 171. Л. 112.

25 июня 30 № 2396

Профессору Консерватории А. В. Оссовскому

На основании личного распоряжения Заместителя Директора тов. Ма-широва Вам надлежит освободить к 15-му июля сего года занимаемое помещение в квартире № 1 и переселиться в помещение в квартире № 2, т. к. помещение занимаемое Вами в настоящее время ввиду расширения Учебной части должно быть приспособлено под классы. Об изложенном сообщается для сведения.

Помощник Директора по Административно-хозяйственной части * * *

Д. 171. Л. 114.

ПОДПИСКА

Я, нижеподписавшийся профессор Ленинградской Государственной Консерватории Оссовский А. В., проживающий в кв. № 1 в здании ЛГК, обязуюсь освободить к 1 сентября с. г. занимаемую мною квартиру и переехать в квартиру № 2, предоставляемую мне дирекцией Консерватории, причем для личных удобств прошу дирекцию разрешить мне произвести в пределах возможности перепланировку, каковую обязуюсь произвести за свой счет. По перепланировке обязуюсь подчиниться всем указаниям хозяйственной части Консерватории и прошу руководство работами принять на себя. 29 июня 1930 года проф. ЛГК Оссовский

* * *

Д. 171. Л. 142. Август 1936 г.

Начальнику управления по делам Искусств при Ленсовете Товарищу Рафаилу М. А.

В связи с выселением из зданий консерватории всех проживающих в ней лиц Дирекция Ленинградской Государственной Консерватории убедительно просит Вас не отказать в просьбе при перепланировке бывшей квартиры Народного Артиста Республики Глазунова А. К. по улице Плеханова д. 8/10, кв. 76, выделить одну квартиру в три комнаты для профессора Консерватории Оссовского Александра Вячеславовича, который занимает в здании Консерватории часть учебных помещений и подлежит выселению из них на общих основаниях 58. Директор Консерватории Секретарь Дирекции Александров

58 В квартире А. К. Глазунова Оссовский не проживал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.