Научная статья на тему 'Из личного дела Э. И. Каплана'

Из личного дела Э. И. Каплана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
215
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАПЛАН / KAPLAN / МЕЙЕРХОЛЬД / MEYERHOLD / ОПЕРНАЯ СТУДИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ / OPREA STUDIO / КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА / DIRECTING DEPARTMENT / АРХИВ СПБГК / ST. PETERSBURG CONSERVATORY ARCHIVE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алейников Михаил Иванович

Публикуемые документы из личного дела Э. И. Каплана (архив СПбГК) знакомят с творческой биографией оперного режиссера и педагога и театральной жизнью 1920-х годов в целом, открывая одну из страниц истории Ленинградской консерватории и Оперной студии. Впервые публикуется письмо В. Э. Мейерхольда к Каплану.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из личного дела Э. И. Каплана»

Из личного дела

Э. И. Каплана

Публикуемые документы из личного дела Э. И. Каплана (архив СПбГК) знакомят с творческой биографией оперного режиссера и педагога и театральной жизнью 1920-х годов в целом, открывая одну из страниц истории Ленинградской консерватории и Оперной студии. Впервые публикуется письмо В. Э. Мейерхольда к Каплану.

Ключевые слова: Каплан, Мейерхольд, Оперная студия Ленинградской консерватории, кафедра режиссуры музыкального театра, архив СПбГК.

Эмануил Иосифович Каплан (1895-1961) — разносторонне одаренный художник. Певец и декоратор оперных спектаклей, автор архитектурных проектов и исследователь теоретических основ музыкальной режиссуры, Каплан особенно ярко проявил себя как оперный режиссер и педагог. Он был солистом и режиссером МАЛЕГОТ'а и ГАТОБ'а имени С. М. Кирова, преподавал в Ленинградской консерватории и в Ленинградской академии художеств. Его постановки опер «Евгений Онегин» (1929) и «Дон Жуан» (1956) в ГАТОБ'е, «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1932) и «Фальстаф» (1941) в МАЛЕГОТ'е имели большой успех. Дарование Каплана высоко ценил Б. В. Асафьев, написавший ему на дарственной фотографии: «Режиссеру, превращающему музыку в театр и театр в музыку». Среди учеников Каплана — известные режиссеры Р. И. Тихомиров и А. Н. Киреев.

Отобранные для публикации материалы из личного дела Каплана, которое хранится в архиве Санкт-Петербургской консерватории, представляют интерес как для знакомства с его творческой биографией и театральной жизнью того времени в целом, так и для изучения истории Консерватории и Оперной студии.

Особую ценность представляет публикуемое впервые письмо В. Э. Мейерхольда к Каплану. Великий режиссер был одним из тех, кто оказал решающее влияние на творческое формирование Каплана. Школу режиссуры Мейерхольда Каплан прошел на практике, будучи лаборантом Театра имени Вс. Мейерхольда (апрель 1927), а также приняв деятельное участие в знаменитой мейерхольдовской постановке «Пиковой дамы» на сцене МАЛЕГОТ'а (1935). Публикуемое письмо — свидетельство того, как Мейерхольд поддерживал режиссерские и педагогические начинания

Материал к публикации подготовлен М. И. Алейниковым. Тексты приводятся с сохранением стиля автора.

своего молодого коллеги. Возможно, не без содействия и рекомендаций Мейерхольда Каплан получил предложение поставить оперы для «Русских сезонов» в Париже.

Становление Каплана-режиссера было тесно связано с Оперной студией Консерватории. Его режиссерский дебют — постановка «Бастьена и Бастьенны» Моцарта (1925). Следующими этапными спектаклями стали «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова с И. В. Ершовым в главной роли (1926) и «Саламанкская пещера» Б. Паумгартнера 1 (1928). В этих работах реализовались новые, экспериментальные взгляды Каплана на режиссуру музыкального театра. Все три спектакля составили основу программы триумфальных гастролей Оперной студии на Моцартовских торжествах в Зальцбурге (1928). Среди публикуемых документов выделяются два, запечатлевшие колоритные подробности скандала, произошедшего во время спектакля «Бастьен и Бастьенна» в Оперной студии. В роли обвинителя выступает зачинщик скандала и автор жалобы, ревнитель закона и порядка «Завпож т. Петс», как будто сошедший со страниц зощенковского рассказа. «Обвиняемый Каплан» в ответном послании наносит противнику сокрушительное поражение. Эти материалы живо передают атмосферу, в которой приходилось работать творческому коллективу Оперной студии в 1920-е годы.

Каплану принадлежит ключевая роль в становлении кафедры режиссуры музыкального театра СПбГК. К началу 1927 года он разработал собственную программу для класса оперно-сценического искусства, получившую одобрение Мейерхольда. В 1934 году Каплан совместно с Б. В. Асафьевым, А. В. Оссовским и И. И. Соллертинским организовал оперно-режиссерский факультет. С 1937 года Каплан — заведующий оперно-режиссерской кафедрой, с 1938 — профессор оперно-режиссерского факультета. В публикуемой Автобиографии 1945 года Каплан пишет: с 1927 года «работа в качестве педагога Консерватории является непрерывной моей основной работой». Можно не сомневаться, что работу эту он с огромной пользой для Консерватории продолжал бы до самой своей смерти. Однако в 1949 году его освободили от обязанностей зав. кафедрой «как не обеспечившего необходимой идейно-политической направленности в работе кафедры». Следующий удар был нанесен осенью 1951 года, когда Каплана попытались перевести в Ташкентскую консерваторию; в ответ на это он подал прошение об увольнении из Ленинградской консерватории. Материалы о драматичном завершении педагогического пути Каплана также представлены в данной публикации.

Михаил Алейников

1 Бернхард Паумгартнер (1887-1971) — австрийский композитор.

Д. 107. Л. 200.

РСФСР

Народный Комиссариат по Просвещению Ленинградская

Государственная Консерватория

21 января 1927 г.

№ 3426.

Ленинград.

Театральная пл. 3.

УПОЛНОМОЧЕННОМУ НКП

Правление ЛЕНИНГРАДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ в дополнение к личному Вам докладу проректора — професс[ора] ОССОВСКОГО А. В. и в изъятие из указания Центра на нежелательность приглашения в текущем учебном году новых педагогов ввиду финансовых затруднений — настоящим просит дать Ваше согласие на допущение гр[аждани]на КАПЛАН Эммануила Иосифовича 2 к исполнению должности ассистента по режиссерскому классу Оперной Студии согласно избранию Совета Вокального Отделения, утвержденному Правлением Консерватории 3. Должность эта не вызывает лишних расходов, так как КАПЛАН поведет режиссерскую работу взамен С. Э. РАДЛОВА 4, заканчивающего постановку оперы «РИГОЛЕТТО» и затем прекращающего дальнейшую работу по Оперной Студии. РЕКТОР ЛГК А. К. Глазунов

СЕКРЕТАРЬ ПРАВЛЕНИЯ Б. Н. Хватский 5

[Резолюция] На личном докладе 25/1

Заместитель] Уполномоченного признал достаточным постановление Правления об допущении асс[истента] Каплана теперь же к работе, с тем,

2 Сам Каплан писал свои имя и отчество как Эмануил Иосифович. В документах его имя нередко записывали как Эммануил, а отчество — как Осипович или Иоселевич.

3 Правление ЛГК допустило Каплана к исполнению должности ассистента по режиссерскому классу с 7.01.1927.

4 Радлов Сергей Эрнестович (1892-1958) — режиссер, драматург, теоретик и историк театра.

5 Б. Н. Хватский — секретарь Правления ЛГК.

чтобы избрание его в асс[истен]ты было представлено в общем порядке в Главпредобр на утверждение.

Проф[ессор А. В.] Оссов[ский] [...]

26/1

* * *

ПРОФСОЮЗ

РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ СССР Ленинградск. Губотдел 27/1-1927 года №-92.

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Дано сие члену Союза Работников Искусств архитект[ору] Каплан Э. И. (чл[енская] книжка № 230/9), состоящему на службе в Консерватории, в том, что он по своей квалификации причислен к — ХУ-[му] разряду 17-ти разр[ядной] общей тарифной сетки и посему имеет право на дополнительную комнату, что подписями и приложением печати удостоверяется.

ОСНОВАНИЕ: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 22/Х11-24 г. Вестн[ик] Лен. Совета № 6 от 2/1-25 г. и инстр[укция] Наркомтруда НКВД и НКФ РСФСР от 7/УН-25 года № 195-1152 о порядке оплаты жилой площади работников Искусства. Председатель Секции ИЗО

Инструктор по Охране Труда Филиппов

Управляющий делами Бордюг

ВЕРНО: [Б. Н.] Хватский

* * *

Д. 107. Л. 202.

№ 4439 15/111-27 г.

СПРАВКА

Дана сия Правлением ЛЕНИНГРАДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ гр[аждани]ну КАПЛАН в том, что он действительно был командирован в Москву для участия его в работах лаборантов Театра имени Мейерхольда.

Д. 107. Л. 201. КОПИЯ

Выдана на основании про[токола] от 23 ноября 1925 года и удостоверения о командировании в Москву от 3-го апреля 1926 года за № 2727. Заместитель] ПРОРЕКТОРА

по Уч[ебной] части профес[сор] АСАФЬЕВ Б. В.

СЕКРЕТАРЬ ПРАВЛЕНИЯ Б. Н. ХВАТСКИЙ

* * *

Д. 107. Л. 205.

№ 1152 4/У 1927 г.

В Правление Л. Г. Консерватории

ассистента Э. И. Каплана

Заявление

Прошу разрешить мне выехать в Париж после 20го мая для работы по постановке 4-х русских опер в «русском сезоне в Париже». Соответственно прошу выдать мне удостоверение для представления в Административный Отд[ел] Губисполкома 6. 4/У 1927.

Эм. Каплан

* * *

Д. 107. Л. 208 7.

РСФСР НКП

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР имени

ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА Б. Садовая, 20. ДИРЕКТОР

Зав. Художествен. Частью НАРОДНЫЙ АРТИСТ РЕСПУБЛИКИ Всеволод Эмильевич МЕЙЕРХОЛЬД Москва, Большая Садовая, 20.

6 Несмотря на то, что «со стороны Консерватории препятствий к отъезду его в отпуск за границу не встречается» (так гласило Удостоверение, выданное Каплану Правлением ЛГК; Д. 107. Л. 206), режиссера за границу не выпустили.

7 См. фото данного документа (Илл. 1).

Телефоны:

Служебные (кабинет) 56-18

" 3-33-82, 3-63-01

Домашний 3-04-11

9-111-1927

Режиссеру Оперной Студии Ленинградской Государственной Консерватории т. Э. И. Каплану

Познакомившись с выработанной Вами программой для руководимого Вами оперно-сценического класса, а также с черновым планом разрабатываемой Вами постановки оперы Филидора «Санчо Пансо», считаю необходимым выразить свое одобрение как в отношении программы, так и в отношении экспликации к «Санчо Пансо».

Положенная Вами в основу программы концентрическая система дает Вам возможность с наибольшей эластичностью вносить в нее те или иные изменения и дополнения, необходимость которых встретится в процессе Вашей работы.

Я с своей стороны и в дальнейшем буду оказывать Вам свое содействие.

В. Мейерхольд.

* * *

Д. 107. Л. 209.

В приказ от 18/1-28. Остается при прежнем постановлении. Прот[окол] № 2 § 2 от 20/1-28 г. 8 пед[агогических] часов. [подпись А. П. Аланда 8] 19/1-28 г.

В Правление Ленинградской Государственной Консерватории

Ассистента Эм. Каплана

Заявление

В январе 1927 г. Правление Ленинградской Государственной Консерватории поручило мне постановку опер «Саламанкская пещера» и «Санчо Панса». Вскоре после начала моих занятий мной добровольно в дополне-

8 Аланд Александр Павлович — секретарь Правления ЛГК.

ние к порученной мне работе было сделано предложение о предоставлении мне класса оперно-сценического искусства, для которого мной была составлена особая программа, одобренная В. Э. Мейерхольдом 9.

В силу технических обстоятельств, лежащих вне моей компетенции и известных Правлению, класс до сих пор не образовался. Работа со студентами по постановке выше названных опер не могла протекать нормально в силу неорганизованности всей студийной работы, еще и, в частности, в силу перегрузки аккомпаниаторов и участников этого спектакля, являвшихся ко мне на работу, о чем и я, и студент Брагинский неоднократно заявляли проректору по учебной части и на заседаниях оперного бюро. Перебои в работе привели к тому, что спектакли «Саламанкская пещера» и «Санчо Панса» находятся в отношении работы со студентами в зачаточном состоянии, и их осуществление в текущем сезоне требует интенсивнейших занятий и самых энергичнейших мероприятий для проведения таковых.

Обращая внимание Правления на то, что мной уже проделана большая работа по проработке постановки и ее художественного оформления, игры всех персонажей, совершенно заново составленного сценария и музыкального монтажа «Санчо Панса», текста обеих опер, организации дешевой закупки материалов, причем время, затраченное на всю эту работу, значительно превышает установленную норму и совершенно не под[д]ается учету, обращая также внимание на то, что работа эта ударная и общественного значения, прошу предоставить мне 30 часов в неделю для осуществления этой начатой работы 10.

Эм. Каплан

17 го января 1928 г.

9 См. письмо Мейерхольда.

10 Просьба Каплана нашла поддержку со стороны Президиума Аккомиссии (Академической комиссии). См. следующий документ.

Д. 107. Л. 211.

№ 37 9/У-28 г.

Выписка из протокола № 23 заседания Президиума от 9 мая 28 г.

слушали:

О работе Каплана в связи с сокращением его учебных часов.

постановили:

Давно недоумевая по поводу жесткого урезывания часов занятий асс[истента] Каплан, Президиум Аккомиссии, тем не менее, не возбуждал этого вопроса, зная, что указанное действие ревиз[ионной] комиссии явилось результатом недостаточного знакомства последней с работой Кап-лана, и лишь теперь, после постановки «Саламанкской Пещеры», являющей собой несомненно крупное достижение в работе Оперной Студии, — Президиум считает своевременным ходатайствовать перед Правлением о пересмотре вопроса о нагрузке асс[истента] Каплан.

С подлинным верно отв[етственный] секр[етарь] А. [Л.] Остров[ский] п.

1928 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прот[окол] Пр[ика]за № 23 от 14/У-28

Вопрос открыт до

выяснения, когда фактически

приступил к работе.

[подпись А. П. Аланда]

21/У-28 г.

х х х

Островский Арон Львович (1905-1985) — музыковед-теоретик ЛГК.

* * *

Д. 107. Л. 216 12.

№ 446

16/Х1 1928 г.

В ПРАВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ.

5-го Ноября при оперной постановке «САЛАМАНСКАЯ ПЕЩЕРА» и «БАСЬЕН и БАСТЬЕННА» режиссер Каплан требовал об установке в зрительном зале в проходах приставных стульев для участников в опере «БАСТЬЕН и БАСТЬЕННА». Принимая во внимание что согласно положения о пожарной охране приставные стулья категарический воспрещаются, а потому мною как завпожу было ему сообщено, что приставить на проходах стулья разрещить не могу, после чего реж. Каплан с повышенным тоном при присутствии участников студентов сказал, что в таком случае опера не пойдет и тут же объявил, что участники могут итти домой, опера снимается. Учитывая предстоящий скандал со стороны публики и недопустимый подрыв учебной работы Консерватории в интересах Консерватории я был принужден разрешить под своей ответственностью установить 5 шт. приставных стульев, нарушая существующий закон, не смотря на то что в зале партера имелось около 200 свободных мест. Принимая во внимание вышеизложенное, считаю поведение реж. Каплан не совсем уместным и солидным, так как его отношение к своим служебным обязанностям при такой постановке дела говорит за обсолютное отсутствие интересов общего дела Консерватории, ибо приставные стулья не являлись основным в постановке оперы и совершенно без полезненно можно было обойтись без таковых. Но вот здесь встал принцып, благодаря которого он мог учинить позор Консерватории. Кроме того, прошу Вашего распоряжения реж. Каплан о том что при постановке в будующем «САЛАМАНСКАЯ ПИЩЕРА» не будет разрешена на аванс сцене, а должна итти общим порядком за железной занавесью табы небыло-бы инцин-дентов и угроз о среве оперы, после заключенных условии на таковую с организациями.

В силу всего вышеизложенного прошу призвать реж. Каплан к порядку в смысле подчинения существующих законоположении в общих интересах к делу.

Завпож Петс

12/Х1-28 г.

12 Документ публикуется с сохранением особенностей оригинала.

Прот[окол] № 8 от 14.XI.28 г. [подпись А. П. Аланда]

Поставить на заседание правления и вызвать режиссера т. Каплана на разбор этого вопроса. [подпись Б. Н. Хватского]

14/Х1 28

* * *

Д. 107. Л. 217.

Прот[окол] № 8 от 22-Х1-28 г. [подпись А. П. Аланда]

В дело

[подпись А. П. Аланда]

На правление [подпись Б. Н. Хватского] 21/Х1 28

В ПРАВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. № 446 16/Х1 1928 г.

14-го сего ноября я был вызван на заседание Правления и мне было прочитано заявление т. ПЕТСА с обвинением меня в целом ряде «г р е хо в» в связи со спектаклем 5-го ноября и с требованием «призвать меня к порядку».

Правление, заслушав мои объяснения, решило считать вопрос исчерпанным (так мне было объявлено). К сожалению, я сам не могу считать вопрос исчерпанным, когда меня обвиняют в «не совсем уместном и солидном поведении», в «отсутствии интересов общего дела Консерватории» и в «принципиальном желании учинить позор Консерватории» (так гласит заявление т. ПЕТСА), и принужден обратиться в Правление с нижеследующим объяснением и просьбой.

5-го сего ноября во время спектакля перед началом «БАСТЬЕН и БАСТЬЕННА» выяснилось, что режиссерское управление не позаботилось о местах, полагаемых по действию для участников спектакля. Принимая

во внимание, что, согласно положениям о пожарной охране, приставные стулья разрешаются только в особых случаях, я сделал попытку при помощи гл[авного] контролера освободить нужные для действия места. Это оказалось невозможным, и я обратился к дежурному пожарному с просьбой разрешить поставить в проходе несколько стульев, на что получил согласие. Неожиданно появился тов. ПЕТС и объявил, что категорически запрещает установку стульев. Не учитывая предстоящего художественного скандала и недопустимый подрыв художественной стороны учебной работы Консерватории, т. ПЕТС, не взирая на мои разъяснения, что «БАСТЬЕН и БАСТЬЕННА» в этом зале уже четыре раза шла, что в Зальцбурге спектакль шел 3 раза 13, причем приставные стулья во всех случаях разрешались, что зал далеко не переполнен (кстати, к сведению Правления: 13-го ноября с[его] г[ода] на премьере «ДЖОННИ» 14 в Малом оперном театре, где проходы значительно уже, к рядам были приставлены около 15-ти стульев) и что антракт из-за продолжительных споров затягивается, т. ПЕТС в повышенном тоне в присутствии студентов повторил свой отказ, и я в интересах Консерватории принужден был ему заявить, что спектакль им срывается и пойти не может, т. к. изменить мизансцены в течении нескольких минут не представляется возможным. Мое категорическое заявление произвело надлежащее действие: Завпож сдался, затянув, к сожалению, антракт на лишние 15 минут.

Считая такое поведение т. ПЕТСА совершенно неуместным и несомненно вредным, свидетельствующим об абсолютном отсутствии интересов к художественному производству Консерватории, считаю, что, благодаря моей энергичной настойчивости, удалось предотвратить позорный случай, тем более что т. ПЕТС, согласно его заявлению — «приставные стулья не являлись основным в постановке оперы и совершенно [без] по-лезненно (очевидно — безболезненно. Э. К.) можно было обойтись без таковых», — претендует на право оценивать необходимости или бесполезности тех или иных установленных режиссером положений художественного порядка, прошу призвать т. ПЕТСА к порядку, вменить ему в обязанность по должности предварительное ознакомление со спектаклями или ходатайствовать о том и другом перед Губпожаром, или, наконец, если Правление видит возможным считаться с замечаниями по отношению к художественной стороне спектаклей с точки зрения пожарной охраны, а не художественной, поручить т. ПЕТСУ художественную

13 Опера «Бастьен и Бастьенна» была в числе спектаклей, показанных Оперной студией на Моцартовских торжествах в Зальцбурге (1928).

14 «Джонни наигрывает» — опера Э. Кшенека.

корректуру спектаклей, соответственно поместив в афишах и программах имя т. ПЕТСА вместо моего.

Я же со своей стороны считаю совершенно недопустимыми такие явления, как вмешательство кого бы то ни было во время хода спектакля, как чинение препятствий, исходящее изнутри самой Консерватории, проявляющееся уже не в первый раз со стороны Завхоза 15 в форме бюрократической и чиновнической, проявляющееся со стороны служащего в самой Конс[ервато]рии, по-видимому, не имеющего достаточной общественной подготовки, чтобы судить и действовать по отношению к работам, за которыми определенная общественная ценность в достаточной мере признана (прав т. ХВАТСКИЙ: «Поистине, в Ленинградской Консерватории неблагополучно»), также считаю своей прямой обязанностью самым энергичным образом протестовать в подобных случаях, чем и определяю свое поведение 5-го ноября.

Искренно сожалею, что принужден заниматься таким «делом», как писать подобные заявления. 20 ноября 1928 г.

г. Ленинград Э. КАПЛАН

* * *

Д. 131. Л. 31 16.

Каплан Э. И.

Автобиография

Отец мой, Каплан, Иосиф Юльевич, происходит из мещан местечка Гро-зово, Минской губ[ернии], Слуцкого уезда.

Он еще мальчиком служил на лесных сплавах, на Зап[адной] Двине. В 80х годах он оказался в г. Риге. Всю свою жизнь работал, в качестве служащего, специалиста по лесу, гл[авным] обр[азом], на лесных сплавах, иногда на лесопильных заводах.

Мне известно, что он принимал активное участие в революции 1905 г. Он умер в г. Риге в 1939 г.

Мать — Анна Борисовна, ур[ожденная] Фридланд, занималась домашним хозяйством.

Я родился в г. Риге, 16 янв[аря] (ст. стиля) 1895 г. Среднее образование получил в г. Риге, в реальном училище Петра Iго, которое окончил в 1914 г. В 1914, 1915 и 1916 держал экзамены на поступление в Петербургскую

15 Т. е. со стороны Н. Ю. Петса.

16 См. фото данного документа (Илл. 2).

Ипп. 2. Э. И. Каплан. Автобиография (1945)

Академию Художеств. Все три раза сдавал все экзамены на отлично, но дважды не был принят из-за 3% нормы для евреев. Поступил в Академию в 1916 г.

В 1915 г. был принят в Петербургскую Консерваторию.

В январе 1916 г. был призван в Царскую армию, где прослужил до февраля 1918 г., в чине вольноопределяющегося.

С осени 1918 г. начал учиться в Академии Худ[ожест]в. В мае 1919 г. был призван в Красную Армию, назначен в Политотдел Южфронта и в декабре 1919 г. демобилизован по ходатайству А. В. Луначарского, для продолжения учебы.

В декабре 1919 г. снова поступил в Ленингр[адскую] Консерваторию, которую окончил в 1923 г. 17 Академию Художеств окончил в 1926 г. 18

С 1914 г. сам зарабатывал на жизнь, гл[авным] обр[азом], уроками.

В 1918 г. начал свою педагогическую деятельность, в Музык[альном] училище села Смоленское в г. Ленинграде.

С января 1920 г. (или 1921 г.) поступил на службу в Ленинградские Акад[емические] Театры 19. С момента разделения театров на 2 самостоятельных, служил попеременно то в театре им. С. М. Кирова, то в Малегот'е (1930 - 32 — Малегот, 1932 - 1941 — в театре им. Кирова, с 1941 - 45 — эвакуация с Консерваторией, с 1945 г. до сих пор в Малегот'е).

После окончания Консерватории, в 1923 г. был оставлен при ней, но до 1927 г. работал на основе трудовых соглашений.

С 15/1 1927 г. — работа в качестве педагога Консерватории является непрерывной моей основной работой.

В 1920м г. женился на сестре М. Штейнберга, Елизавете Осеевне. В 1925 г. развелся с ней: она вышла замуж за моего брата Марка и уехала к нему, вместе с моей дочерью, Мариной (в Берлин).

С этого времени прекратил с ними связь и переписку.

Старший брат, Марк, с 1909 г. жил в Берлине, там учился и до прихода к власти фашистов был профессором Шарлоттенбургского политехникума. С первых дней фашистской власти он бежал из Германии в Иерусалим (сведения получены от проф[ессора] М. Штейнберга).

Мне известно, что дочь моя училась в Лос-Анджелосе, в Театр[альном] Институте.

17 Учился в вокальном классе Г. А. Боссе. Окончил по специальности «сольное пение».

18 В тексте ошибочно «1925». Каплан окончил архитектурный факультет Академии художеств.

19 В МАЛЕГОТ'е: солист (с 1919), художественный руководитель и режиссер (с 1931), главный режиссер (1947 - 1948). В ГАТОБ'е им. С. М. Кирова: солист (с 1920), режиссер (с 1928).

Все мои родственники всегда жили в Риге или за границей. Младшая сестра, Юлия, жила в Италии до прихода к власти фашистов и затем бежала в Америку.

Мать, тетка, старшая сестра и все их дети, мужья и родственники расстреляны немцами в 1941 г. в г. Риге.

В декабре 1934 г. я женился на Шиляевой Зое Владимировне.

Эм. Каплан

2 XII 1945 г.

* * *

Д. 131. Л. 28. копия

ПРИКАЗ № 171 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР Москва 22 марта 1949 г.

Освободить профессора КАПЛАНА Эммануила Иосифовича от обязанностей заведующего режиссерской кафедрой Ленинградской Ордена Ленина Государственной Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова как не обеспечившего необходимой идейно-политической направленности в работе кафедры. Начальник Главного Управления Учебных Заведений — Е. Северин

Верно: ст[арший] инсп[ектор] отд[ела]

ГУУЗ'а — [подпись нрзб.]

* * *

Д. 131. Л. 32.

ПРИКАЗ № 894

КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ

СОЮЗА ССР

Москва 27 октября 1951 г.

§ 2.

Профессора КАПЛАНА Э. И. перевести на педагогическую работу в Ташкентскую Государственную Консерваторию из Ленинградской

Ордена Ленина Государственной Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Председатель Комитета по делам

искусств при Совете Министров СССР Н. Беспалов.

Верно: Порохова

В приказ П. Сер[ебряков]

1/Х1 51

* * *

Д. 131. Л. 33.

Копия

Приказ Освободить с февраля 9 II - 52 г.

Директору ЛОЛГК

Прошу освободить меня от работы в связи с переходом на пенсию по инвалидности.

профессор Э. Каплан 9 II - 1952 г. С подлинным верно: [подпись нрзб.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.