Научная статья на тему 'ИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО НАСЛЕДИЯ И.А. ИЛЬИНА: О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВОСОЗНАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ'

ИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО НАСЛЕДИЯ И.А. ИЛЬИНА: О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВОСОЗНАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
15
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / И.А. ИЛЬИН / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилевская Инна Леонидовна

В статье рассматриваются взгляды русского мыслителя, философа, государствоведа и публициста И.А. Ильина на проблемы поиска новых аспектов в развитии и трансформации национальной идеи, сочетания личных и государственных интересов для решения задач возрождения России и укрепления её единства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL HERITAGE OF I.A. ILYIN: ON STATE LEGAL CONSCIOUSNESS AND THE FORMING OF THE RUSSIAN NATIONAL IDEA

The paper discusses the views of the Russian thinker, philosopher, statesman and publicist I.A. Ilyin on the problems of finding new aspects in the development and transformation of the national idea, combining personal and state interests to solve the problems of the restoration of Russia and strengthening its unity.

Текст научной работы на тему «ИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО НАСЛЕДИЯ И.А. ИЛЬИНА: О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВОСОЗНАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ»

УДК 321+34.01+342

ИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО НАСЛЕДИЯ И.А. ИЛЬИНА: О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВОСОЗНАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

Данилевская Инна Леонидовна,

канд. юрид. наук, e-mail: danilewskaia.inna@yandex.ru, Институт государства и права РАН, г. Москва, Россия

В статье рассматриваются взгляды русского мыслителя, философа, государствоведа и публициста

И.А. Ильина на проблемы поиска новых аспектов в развитии и трансформации национальной идеи, сочетания

личных и государственных интересов для решения задач возрождения России и укрепления её единства.

Ключевые слова: государственное устройство, государство, правосознание, национальная идея, И.А. Ильин, государственность

OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL HERITAGE OF I.A. ILYIN: ON STATE LEGAL CONSCIOUSNESS AND THE FORMING OF THE RUSSIAN NATIONAL IDEA

Danilevskaya I.L.,

Candidate of Legal Sciences, e-mail: danilewskaia.inna@yandex.ru, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

The paper discusses the views of the Russian thinker, philosopher, statesman and publicist I.A. Ilyin on the problems offinding new aspects in the development and transformation of the national idea, combining personal and state interests to solve the problems of the restoration of Russia and strengthening its unity. Keywords: government structure, state, legal awareness, national idea, I.A. Ilyin, statehood

DOI 10.21777/2587-9472-2021-3-30-33

Обращение к многогранному научному наследию известного русского мыслителя, философа и правоведа И.А. Ильина остается по-прежнему актуальной исследовательской задачей. Особое место в его трудах занимают проблемы национально-самобытного пути развития России, духовного становления личности, природы государства и права. Философ придавал огромное значение актуальным и сегодня вопросам формирования российской национальной идеи и государственного правосознания.

И.А. Ильин жил в переломное время - Первая мировая война, три русские революции, которые он считал «органическим» крушением самодержавия [1], - всё это повлияло на мировоззрение философа, трансформировавшееся от традиций западной философии и либерализма до национально-монархического, почвеннического консерватизма и ортодоксального церковного православия. В 1922 году И.А. Ильин был выслан из Советской России за злостную антисоветскую деятельность. Вынужденная эмиграция не только спасла ему жизнь, но и дала возможность, изучая течения западной политико-правовой мысли, разрабатывать свои правовые и философские концепции, анализируя исторический путь России, проблемы её государственной природы [2; 3].

И.А. Ильин обосновывал значение внутреннего, духовного состояния права и государства, подчеркивая, что строительство права не заключается только в создании новых законов и подавлении беспорядков. По его мнению, создание права возможно только вместе с воспитанием верного и углубленного правосознания. Осуществление государственного строительства также должно происходить вместе с воспитанием в народе государственной воли и соответствующего образа мыслей. Как патриот,

глубоко переживающий за судьбу родины, он отмечал взаимосвязь творческого и духовного содержания родины в государстве, которое имеет цель, обоснование и нормальное построение при наличии однородности духовной жизни и общности духовной культуры. Критикуя отвлеченное, формальное понимание государственности, которое оторвано от начал гражданственности, внутреннего мира и духовных корней человека [4, с. 328, 329], он приходил к выводам о формировании государственного образа мыслей, духовной природы сознания принадлежности гражданина к конкретному государству, которые впоследствии формируют государственное правосознание. В понимании философа аксиома всей политики состояла в понимании создания права и государства именно через правосознание. Он последовательно доказывал, что объективная природа государства определяется его высшей целью -организацией духовной жизни людей, принадлежащих к данному политическому союзу. При этом в «подлинной ткани» жизни государства должны быть необходимые компоненты, составляющие реальную основу всякого «живого» государства - это государственный образ мыслей, государственное настроение чувств и государственное воленаправление. Именно они, по мысли ученого, а не только правовые нормы и силы принуждения, формируют государство не как пустую видимость [4, с. 331].

Он отмечал, что в основе любой политической деятельности должно быть созидание, поскольку сам смысл внутрипартийной борьбы направлен на сохранение государственного единства, правового порядка жизни, в котором все являются согражданами, а не смертельными врагами. Он был убежден, что организация внутренней государственной жизни не может происходить без доверия в построении политической власти, воли к политическому единению, понимания необходимости порядка, как условия всего дальнейшего существования России [5].

Как известно, дискуссия относительно необходимости национальной идеи, поиска и формулирования её философско-методологического обоснования имеет долгую историю. Для России, как для многонационального и многоконфессионального государства национальная идея приобретает особую значимость. И так же, как объединяющее, скрепляющее начало национальной идеи входит на правах существенного компонента в содержание личностных ценностей [6], так и личностные установки, убеждения граждан, в свою очередь, солидаризируются с компонентами национальной идеи, обогащая и воспринимая их содержание, если присутствует понимание и поддержка поставленных целей.

Обращаясь к воззрениям И.А. Ильина на природу государственно-правовых отношений, на восприятие гражданами государственных целей, можно констатировать, что сегодня, как никогда, важно осознание человеком себя как настоящего гражданина, который не противопоставляет цели государства своим собственным, ощущает тождество своих интересов с интересами своего народа, своих сограждан, их взаимосвязь на основе чувства любви к своему отечеству.

Подтверждение организующей роли государства и всей его политической деятельности философ видел в установлении правового авторитета, при котором солидарность будет восприниматься через заинтересованность каждого гражданина, единство целей, реализуемых в политической деятельности правительства, законотворчестве и правоприменении [4, с. 336, 337].

Для И.А. Ильина воспитание нормального государственного правосознания было неотделимо от патриотизма, патриотического единения людей, которое протекает в формах права и государства. Он исходил из того, что человек, выросший в известном правопорядке, сознает себя всецело обязанным правосознанию своих сограждан и правовой культуре своего отечества: родина получает для него значение положительно-правового установления, уже обеспечившего его существование и ныне ограждающего его духовную жизнь [Там же, с. 316, 317].

Формулируя составляющие русской идеи или национального призвания, И.А. Ильин выделял предметность отечественной культуры, русской религиозности, искусства, науки, в которых должны развиваться отечественные традиции и миросозерцание. По его мнению, русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, правовой беспринципности, от релятивизма и сервилизма. Он считал необходимым создание в России нового, национального по своим корням правосознания и государственного строя, в котором национальная власть будет восприниматься с уважением и доверием [7].

Как правовед, И.А. Ильин образно называл государственный строй «костяком», сбросить или поменять который произвольно невозможно, поскольку в нем заложены ключевые компоненты страны:

историческая судьба народа, его вера, характер, природа и правосознание. Он называл государственный строй «живым порядком», полагая, что русское политическое мышление должно освободиться от формализма и стать почвенным и национально-историческим [8].

В контексте рассматриваемой проблематики заслуживает внимания созданный им в 1938 году конституционный проект, который был основан на идеях мыслителя о путях обновления России, поиске национальной идеи, задачах и проблемах правоведения, основах христианской культуры. На первый план философ ставил необходимость сильной, дифференцированной, децентрализованной, не слабой, но и не сковывающей творчество народа власти. Учитывая многонациональную, религиозную и историческую специфику Российского государства, он подчеркивал, что власть должна быть сильной, но при этом «выдержанно-правовой». По мысли И.А. Ильина, это должно было реализовываться в ином понимании выборов и публичных обязанностей, в которых приоритетными станут патриотизм, талант и гласная ответственность, и не будет места сговору и корысти [9, с. 138, 139]. Несмотря на то, что конституционный проект И.А. Ильина содержит ряд спорных, неоднозначных моментов, он является интереснейшим документом, отражающим всю политико-правовую теорию ученого, в которой присутствовала идея сочетания и гармоничного взаимодействия развитого гражданского общества, деполитизации, самоуправления и руководства сильной власти. И.А. Ильин был убежден, что никакие временные смуты, восстания, вторжения и засилья не прекратят исторически-преемственное единство нашего государства [9, с. 62].

С учетом современных реалий, можно отметить актуальность позиций мыслителя в отношении исторически-преемственного единства Российского государства, патриотической солидарности и братского союза, которые, по существу, являются национальной идеей сохранения общего отечества, основанного нашими предками. И.А. Ильин призывал мыслить «реалистически» [9, с. 42], критически подойти к содержанию правовых понятий и принципов, что в его понимании как юриста означало учитывать, прежде всего, национальную проблематику. Обосновывая основы государственного устройства будущей России, философ исходил из того, что совершенной государственной формы для всех времен и народов не существует, при этом он утверждал, что западная Европа, не знающая Россию, не имеет ни малейших оснований навязывать ей какие бы то ни было политические формы. «Мы должны понимать и помнить, - пишет И.А. Ильин, - что всякое давление с запада, откуда бы оно не исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интерес давящей державы и вымогающей организации. Придется или не придется России считаться с таким давлением, - это вопрос будущей истории» [9, с. 43].

Список литературы

1. Ильин И.А. Крушение России. Статьи и выступления // Родина и мы: статьи. - Смоленск: Посох, 1995.- С. 150.

2. Гребнева Г.А. Эволюция философских взглядов И.А. Ильина: автореф. ... канд. филос. наук: 09.00.03. - Екатеринбург, 2004. - 23 с.

3. Чердакова Т.Б. И.А. Ильин о нравственных основах права и государства. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. - 102 с.

4. Ильин И.А. Учение о правосознании // Родина и мы: статьи. - Смоленск: Посох, 1995. - С. 328-329.

5. Ильин И.А. Брошюры для народа (1917 год) // Родина и мы: статьи. - Смоленск: Посох, 1995. - 512 с.

6. Сластенин В.А. Национальная идея как фактор цивилизационного развития России // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 6-17.

7. Ильин И.А. О русской идее // О русском национализме: сборник статей. - М.: Российский фонд культуры, 2007. - С. 118-120.

8. Ильин И.А. Федерация в истории России // О русском национализме: сборник статей. - М., 2007. - С. 72.

9. Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект Основного закона Российской империи. -М.: Рарогъ, 1996. - 160 с.

References

1. Il'in I.A. Krushenie Rossii. Stat'i i vystupleniya // Rodina i my: stat'i. - Smolensk: Posoh, 1995. - S. 150.

2. Grebneva G.A. Evolyuciya filosofskih vzglyadov I.A. Il'ina: avtoref. ... kand. filos. nauk: 09.00.03. -Ekaterinburg, 2004. - 23 s.

3. Cherdakova T.B. I.A. Il'in o nravstvennyh osnovah prava i gosudarstva. - Blagoveshchensk: Amurskij gos. un-t, 2006. - 102 s.

4. Il'in I.A. Uchenie o pravosoznanii // Rodina i my: stat'i. - Smolensk: Posoh, 1995. - S. 328-329.

5. Il'in I.A. Broshyury dlya naroda (1917 god) // Rodina i my: stat'i. - Smolensk: Posoh, 1995. - 512 s.

6. Slastenin VA. Nacional'naya ideya kak faktor civilizacionnogo razvitiya Rossii // Voprosy obrazovaniya. -2008. - № 1. - S. 6-17.

7. Il'in I.A. O russkoj idee // O russkom nacionalizme: sbornik statej. - M.: Rossijskij fond kul'tury, 2007. -S. 118-120.

8. Il'in I.A. Federaciya v istorii Rossii // O russkom nacionalizme: sbornik statej. - M., 2007. - S. 72.

9. Il'in I.A. Osnovy gosudarstvennogo ustrojstva. Proekt Osnovnogo zakona Rossijskoj imperii. - M.: Rarog", 1996. - 160 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.