Научная статья на тему 'ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ИВАНА ИЛЬИНА'

ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ИВАНА ИЛЬИНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
201
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ УСТРОЙСТВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузыченко Василий Сергеевич

В статье дан анализ государственно-правовой концепции Ивана Ильина с точки зрения идеи построения национального государства в России. Ильин глубоко исследует причины крушения в России монархического строя, определяя, наряду с политическими, экономическими, социальными, в первую очередь, духовные причины, падение правосознания кризисного общества. Являясь идейным противником коммунизма, ученый создает модель будущей России и видит ее как национальное государство. Размышляя о национальном государстве, Ильин говорит о формировании единой нации, о духовном единении народа, любви к своему культурному своеобразию. При этом он исходит из того, что это государство не должно иметь нездоровой идеализации своего опыта, агрессивной идеологии и больного самомнения, но обладать объективным взглядом на свои возможности и недостатки. В своей политико-правовой теории Иван Ильин исследует пути дальнейшего развития Российской государственности, анализирует опыт предыдущих исторических периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF A NATIONAL STATE IN THE POLITICAL-LEGAL CONCEPT OF IVAN ILYIN

The article analyzes the state-legal concept of Ivan Ilyin from the point of view of the idea of building a national state in Russia. Ilyin deeply investigates the reasons for the collapse of the monarchical system in Russia, defining, along with political, economic, social, primarily spiritual reasons, the decline in the legal consciousness of a crisis society. Being an ideological opponent of communism, the scientist creates a model of the future Russia and sees it as a nation state. Reflecting on the national state, Ilyin talks about the formation of a single nation, about the spiritual unity of the people, and love for their cultural identity. At the same time, he proceeds from the fact that this state should not have an unhealthy idealization of its experience, aggressive ideology and sick self-conceit, but have an objective view of its capabilities and shortcomings. In his political and legal theory, Ivan Ilyin explores the ways of further development of the Russian statehood, analyzes the experience of previous historical periods.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ИВАНА ИЛЬИНА»

16. Apol'skij E.A., Mordovcev A.Yu., Homenko S.M. Politiko-pravovoj rezhim v sushchnostnom i nacional'nom izmerenii. M., 2021. 160 s.

МАМЫЧЕВ АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ - доктор политических наук, кандидат юридических наук, доцент, заведующий лабораторией политико-правовых исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. МОРДОВЦЕВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России); профессор кафедры теории и истории права и государства Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия (aum.07@mail.ru).

АПОЛЬСКИЙ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Ростовского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (apolski@mail.ru).

MAMYCHEV, ALEXEY Yu. - Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Head of the Laboratory of Political and Legal Research, Moscow State University named after M.V. Lomonosov (mamychev@yandex.ru).

MORDOVTSEV, ANDREY Yu. - Doctor of Law, Professor, Department of Theory and History of State and Law of the Rostov Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia); Professor of the Department of Theory and History of Law and State of the Rostov Branch of the Russian State University of Justice (aum.07@mail.ru). APOLSKY, EVGENY A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law of the Rostov Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia).

УДК 340(091) DOI: 10.24412/2411-2275-2021-4-20-24

КУЗЫЧЕНКО В.С.

ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ

ИВАНА ИЛЬИНА

Ключевые слова: государственно-правовое устройство, национальное государство, государственная концепция, власть, государство, национальные интересы.

В статье дан анализ государственно-правовой концепции Ивана Ильина с точки зрения идеи построения национального государства в России. Ильин глубоко исследует причины крушения в России монархического строя, определяя, наряду с политическими, экономическими, социальными, в первую очередь, духовные причины, падение правосознания кризисного общества. Являясь идейным противником коммунизма, ученый создает модель будущей России и видит ее как национальное государство. Размышляя о национальном государстве, Ильин говорит о формировании единой нации, о духовном единении народа, любви к своему культурному своеобразию. При этом он исходит из того, что это государство не должно иметь нездоровой идеализации своего опыта, агрессивной идеологии и больного самомнения, но обладать объективным взглядом на свои возможности и недостатки. В своей политико-правовой теории Иван Ильин исследует пути дальнейшего развития Российской государственности, анализирует опыт предыдущих исторических периодов.

KUZYCHENKO, V.S.

THE IDEA OF A NATIONAL STATE IN THE POLITICAL-LEGAL CONCEPT OF IVAN ILYIN Key words: state-legal structure, national state, state concept, power, state, national interests.

The article analyzes the state-legal concept of Ivan Ilyin from the point of view of the idea of building a national state in Russia. Ilyin deeply investigates the reasons for the collapse of the monarchical system in Russia, defining, along with political, economic, social, primarily spiritual reasons, the decline in the legal consciousness of a crisis society. Being an ideological opponent of communism, the scientist creates a model of the future Russia and sees it as a nation state. Reflecting on the national state, Ilyin talks about the formation of a single nation, about the spiritual unity of the people, and love for their cultural identity. At the same time, he proceeds from the fact that this state should not have an unhealthy idealization of its experience, aggressive ideology and sick self-conceit, but have an objective view of its capabilities and shortcomings. In his political and legal theory, Ivan Ilyin explores the ways of further development of the Russian statehood, analyzes the experience of previous historical periods.

Иван Александрович Ильин - российский философ и правовед, выпускник Московского университета, труды которого посвящены России, ее историческим судьбам и что важно, ее будущему. Он родился в г. Москве в 1883 году в семье присяжного поверенного округа Московской судебной палаты, Александра Ивановича Ильина и Екатерины Юльевны Ильиной. Окончил с золотой медалью 1-ю классическую гимназию Москвы, после чего поступил без экзаменов на юридический факультет Московского университета, где стал учеником известного правоведа Павла Ивановича Новгородцева. В 1906 году его супругой становится Наталья Вокач, в дальнейшем ставшая верной подругой и помощницей в жизни выдающегося ученого, хранительницей его богатого творческого наследия. Яркий талант выдающегося национального мыслителя проявился у Ильина довольно рано. Оставленный в университете для подготовки магистерской диссертации и преподавательской работы, на защите в 1918 г. он получил сразу степени магистра и доктора государственных наук за выдающуюся работу «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» [1, с. 102-105].

Получив признание научного сообщества Москвы, Ильин получает звание профессора и продолжает работу в Московском университете. Однако после Октябрьской революции философ,

выступавший ярым противником большевизма, подвергся политическим преследованиям со стороны Советской власти и 29 сентября 1922 года вместе с другими известными учеными и деятелями искусства был выслан в эмиграцию на знаменитом «философском» пароходе. Обосновавшись в Германии, с 1923 года Ильин занимал должность декана юридического факультета в Русском научном институте в Берлине, где читал курсы лекций на русском и немецком языках (Энциклопедия права, Методология юридических наук, Учение о правосознании и др.). Ильин вел активную публицистическую, научную и преподавательскую деятельность, в частности в 1926 году выступал в Кенигсбергским университете с докладом «О правосознании и правопорядке в современной России».

Волею судьбы жизнь Ивана Ильина, по меткому замечанию его последователя Николая Полторацкого, разделилась на Московский, Берлинский и Цюрихский периоды. Будучи идейным противником большевизма, Иван Ильин подвергся политическим преследованиям и в эмиграции - на этот раз со стороны национал-социалистов. Отказавшись следовать программе фашистской партии, Ильин был лишен должности в Русском научном институте Берлина и под угрозой ареста вынужден был перебраться в Швейцарию, обосновавшись в Цолликоне вблизи Цюриха. Условия, в которых оказался философ на этот раз оказались гораздо более тяжелыми. Швейцарские власти согласились дать Ильину возможность проживания, лишив его, однако, возможности преподавать и выступать с публичными лекциями. Дальнейшее его существование во многом зависело от помощи друзей и почитателей. Ограниченный в возможности дальнейшей преподавательской работы И. Ильин начал писать «в стол». Тем не менее, ученый активно публиковался в европейской русской эмигрантской печати [2]. В годы эмиграции им были написаны фундаментальные труды о России и ее будущем политическом, духовном и культурном образе («О сопротивлении злу силою» (1925), «Путь духовного обновления», «Основы христианской культуры» (1937), «Аксиомы религиозного опыта» (1953), «Проблема современного правосознания» (1923), «О сущности правосознания» (1956); «О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин-Ремизов-Шмелев» (1959), «Яд большевизма» (1931), «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера» (1937), «Основы борьбы за национальную Россию» (1938), «Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг.» и др.) [3].

Уникален подход ученого к переосмыслению российского государственно-правового устройства в контексте крушения Российской империи, заключающийся в определении глубинных духовных и правовых причин политической катастрофы. Попытка заглянуть в саму сущность кризиса российского общества и каждого гражданина в отдельности, как части единого организма, позволила раскрыть весь внутренний упадок личности, который и спровоцировал, по мнению ученого, глобальный коллапс Российской государственности. Вот что об этом писал сам И. Ильин: «Политические и экономические причины, приведшие к этой катастрофе, бесспорны. Но сущность его гораздо глубже политики и экономики: она духовна. Это есть кризис русской религиозности. Кризис русского правосознания. Кризис русской военной верности и стойкости. Кризис русской чести и совести. Кризис русского национального характера. Кризис русской семьи. Великий и глубокий кризис всей русской культуры» [4, с. 355].

Предпринимая попытку спрогнозировать дальнейшее развитие Российской государственности, Ильин определил возможные векторы развития страны в постсоветскую эпоху, еще в то историческое время, когда Советское государство находилось в своем зените. Считая Октябрьскую революцию 1917 года катастрофой, Ильин, подвергший скрупулёзному анализу причины этих событий, пришел к выводу о том, что: «За последние десятилетия русский народ расшатал свое монархическое правосознание и растерял свою готовность жить, служить, бороться и умирать так, как подобает убежденному монархисту» [4, с. 99]. Являясь убежденным монархистом, исследователь внимательно анализировал причины падения монархии в России, методично изучая, какая форма государственного устройства, на его взгляд, необходима для расцвета Российской государственности, указывая на то, что у России свой собственный исторический путь. В статье «О новой России и новых идеях» Ильин писал, что «мы должны готовить не реставрацию прошлого, а новую Россию» [3, с. 244].

В своих работах исследователь создал модель Российского государства постсоветского периода, рисуя образ национальной России будущего, которая, по мнению автора, сможет не только возродить былое величие страны, но и превзойти его. Таким образом, он высказывал идею

несомненного прогресса Российской государственности, только не по заимствованным лекалам и образцам: «Современное поколение русских людей проходят через трудную историческую школу, которая должна освободить их от всяких политических и национальных иллюзий и открыть им глаза на своеобразие русского народа, на драгоценную самобытность его культуры, на его государственные задания и на его врагов» [4, с. 259].

Национальное государство в России по Ильину начинается с формирования единой нации и «духовного единства всего народа», основанного на неподдельной вере и любви к своей Родине. Именно чувство Родины, ощущение причастности к ее духу и служит краеугольным камнем в основании государственной модели Ивана Ильина. При этом ученый сразу же осуждает и исключает любое нездоровое, больное самомнение и идеализацию российского опыта, подчеркивая необходимость понимания и исправления существующих пороков общественного развития. В своей статье «О сильной власти» Ильин пишет: «Россия, как национально-политическое явление, была создана сильной государственной властью, которая, однако, никогда (даже при Иоанне Грозном!) не покушалась на тоталитарное ведение жизни, культуры и хозяйства» [4, с. 274]. Говоря о сильной политической власти, автор четко проводит водораздел с тоталитарными режимами.

Государственная концепция Ивана Ильина говорит о построении Российского государства в новом качестве, не механически, путем искусственного навязывания политических институтов и идеологий, а путем построения «национального» Российского государства, что называется «в духе и истине», через единение всего общества, затрагивая личность каждого индивида в отдельности и этим мобилизуя и объединяя общество. Сложность этого процесса обусловлена постепенностью и этапностью формирования нового правосознания, невозможностью его «грубого» реформирования, путем насаждения готовых доктрин и правил. Движение вперед возможно лишь на основе собственного исторического, политического и правового опыта, необходимой личностной и духовной зрелости общества, а не формальных реформ. «Прежде всего мы не верим и не поверим ни в какую «внешнюю реформу, которая могла спасти нас сама по себе, независимо от внутреннего, душевно-духовного изменения человека» [4, с. 196].

Ильин рассматривал Россию через призму революционных и военных событий ХХ века, делая ее объектом своего исследования на протяжении всей своей жизни. Не сразу приходит понимание образа той России, которую выстраивает Ильин, не сразу удается полностью осознать глубину проработки этой модели, не абстрагировавшись от современных автору политических реалий. Может быть поэтому его труд не нашел массового отклика эмигрантского сообщества, искавшего «сиюминутных» решений и возлагавших надежды на различные внешние политические силы.

Сложность исторического подхода Ильина к построению модели Российского общества определяется уже четким определением тех критериев которому оно должно соответствовать. Ученый не определяет ни сроков, не политических условий, не механических действий для будущих изменений, говоря в первую очередь о формировании необходимого уровня правосознания, зрелости самого общества, духовно-нравственного совершенства, путем прохождения сложных исторических судеб. Национальная Россия, по Ильину, должна родиться как ребенок - в муках и выполнить свои исторические и политические задачи. Свои исследования Ильин проводил с разных временных точек, рассматривая под разным углом то исторические условия формирования Российской нации, то углубляясь в причины и следствия революционных событий. Только проведя детальный анализ этих причин Ильин выстраивает свою модель новой национальной России, по-своему переосмысливая понятие национального государства: «Когда мы смотрим вперед и вдаль и видим грядущую Россию, то мы видим ее как национальное государство... Россия вернется к свободному самоутверждению и самостоянию, найдет свой здравый инстинкт самосохранения, примирит его со своим духовным самочувствием и начнет новый период своего исторического расцвета» [4, с. 263].

Исследователь не ограничивался «слепым» утверждением тех или иных политических форм, которые он считает наиболее оптимальными, а методично рассматривал и анализировал политическое устройство и форму правления различных государств. Постепенно утверждаясь в безальтернативности своих суждений, Ильин опирался на анализ исторического опыта и собственные религиозно-философские взгляды, подчеркивая невозможность принятия концепции

его национальной России по «частям», путем заимствования каких-то институтов, копирования политических форм. Он акцентировал внимание на самобытности и наличии необходимого потенциала для реализации данной модели государства не только в народе, но и в каждом индивиде. Иван Ильин считал, что «Россия есть единый живой организм» [5, с. 21], который должен преодолеть классовые разногласия.

Сложности жизни на чужбине, непонимание и неприятие его идей со стороны основной массы эмиграции привели к тому, что Ильин, особенно в «швейцарский период» своей жизни, распространял свои идеи в основном среди немногих товарищей и единомышленников. Политическая теория Ильина о грядущей России для разнородных и разобщённых кругов эмиграции стала как проповедь о грядущем Царствии небесном для фарисеев, видевших и искавших разрешение политического кризиса в России и революционных событий в немедленных действиях любыми путями и средствами, совместно с международным сообществом. В этой связи Ильин последовательно доказывал, что у России нет друзей в текущей политической обстановке, что европейские лидеры, равно как и религиозные (Ватикан), преследуют свои сугубые политические цели. Исследуя путь государственного развития России, ученый делал акцент на духовном обновлении нации. Ильин изначально рассматривал государство как единый, исторически сложившийся организм, считая происходящие с ним катаклизмы трудностями роста на пути к новому расцвету.

Таким образом, идея национального государства в политической философии Ивана Ильина неразрывно связана с историческими судьбами Российского государства. Анализируя политические кризисы и периоды расцвета нашей страны, ученый работал над проблемой дальнейшего политико-правового развития Российской государственности в условиях падения монархического строя. Глубокие политические и культурные изменения через которые прошла Россия, по мысли ученого, должны были превратить страну из классово разобщенной, утратившей национальное правосознание в новую национальную Россию с единой нацией и общей национальной идей. Дискуссионный вопрос о славянофильстве и западничестве решался философом и правоведом не на основе признания правоты той или другой стороны. Ильин считал, что политико-правовой образ национальной России должен произрастать из национально-исторических и духовных традиций самого народа и этого достаточно для достижения амбициозных целей. Единство Российского народа в его культурном многообразии. Многовековые традиции монархии и совместного общежития различных народностей на его территории, по мнению Ильина, должны лежать в основе будущего политического расцвета. Именно это и являлось главной целью политико-правового моделирования в концепции Ильина.

Философ и правовед Ильин считал, что форма государственности тогда наиболее эффективна, когда произрастает из исторического опыта нации и является исторически сложившейся моделью. В этой связи ломка традиционных устоев Российской государственности, произошедшая в начале ХХ века, была воспринята ученым очень болезненно. Однако острый ум и живая вера великого национального мыслителя в свою страну помогли ему не отчаяться и продолжить работу по поиску новых путей возрождения и развития государства Российского. Считая советский период в истории страны временным, Ильин отмечал: «кто любит Россию, тот должен желать для нее свободы; прежде всего свободы для самой России, как государства, ее международной независимости, ее державной самостоятельности; далее - свободы для России как национального, хотя и многочленного единства, то есть творческой нестесненности, любовного взращивания русской и всех других российски-нерусских национальных культур; и, наконец, -свободы для русских людей, как множества духовных и хозяйственных личностей, свободы для всех нас, как живых субъектов права: свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности» [4, с. 188].

Литература и источники

1. О людях Московского университета. 3-е изд., доп. М., 2019.

2. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. Сб. ст. Tenaflay (N.J.): Эрмитаж, 1989. 320 с.

3. Ильин И.А. Собрание сочинений: Новая национальная Россия. Публицистика 1924 - 1952 гг. / Сост., выступ. Статья Ю.Т. Лисицы; подготовка текста О.В. Лисицы; коммент. Ю.Т. Лисицы и А.Ю. Лисицы; художник Л.Ф. Шканов. М.: Институт наследия, 2019.

4. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи/ Под. ред. Н.П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993.

5. Ильин И.А. О русском национализме. Сборник статей. М.: Российский фонд культуры, 2007.

References and Sources

1. O lyudyah Moskovskogo universiteta. 3-e izd., dop. M., 2019.

2. Poltorackij N.P. Ivan Aleksandrovich Il'in. ZHizn', trudy, mirovozzrenie. Sb. st. Tenaflay (N.J.): Ermitazh, 1989. 320 s.

3. Il'in I.A. Sobranie sochinenij: Novaya nacional'naya Rossiya. Publicistika 1924 - 1952 gg. / Sost., vystup. Stat'ya Yu.T. Lisicy; podgotovka teksta O.V. Lisicy; komment. Yu.T. Lisicy i A.Yu. Lisicy; hudozhnik L.F. Shkanov. M.: Institut naslediya, 2019.

4. Il'in I.A. O gryadushchej Rossii: Izbrannye stat'i/ Pod. red. N.P. Poltorackogo. M.: Voenizdat, 1993.

5. Il'in I.A. O russkom nacionalizme. Sbornik statej. M.: Rossijskij fond kul'tury, 2007.

КУЗЫЧЕНКО ВАСИЛИИ СЕРГЕЕВИЧ - преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России (Kuzychenko-vs@yandex.ru).

KUZYCHENKO, VASILY S. - Lecturer of the Department of Organization of Regime and Supervision of the Law Faculty of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Kuzychenko-vs@yandex.ru).

УДК 340.12 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-4-24-30

СИМОНЯН К.Р.

ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В МЕНТАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Ключевые слова: правовое воздействие, правовой менталитет, юридическое мышление, стереотипы поведения, ненормативные правовые регуляторы, правовое регулирование, правовые отношения, правовая культура.

В статье раскрываются важные теоретические и методологические аспекты исследования феномена правового воздействия в широком социокультурном и цивилизационном контексте. Автор обращается к «глубинному» ментальному уровню национального правового пространства в рамках которого выявляет природу правового воздействия, его особенности и результаты. В работе представлен новый взгляд на правовое воздействие, которое не может быть оторвано от складывающегося веками и актуализированного в XXI в. правочувствования субъектов, их правопонимания и, соответственно, правовых ценностей и стиля юридического мышления, стереотипов поведения, правовых образов и др. Автор обосновывает эвристическую продуктивность такого рода исследований, ориентирующихся на междисциплинарную (теоретико-правовую, историко-правовую и философско-правовую) модель осмысления правовых явлений и процессов.

SIMONYAN, K.R.

LEGAL IMPACT IN THE MENTAL DIMENSION: THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECTS

Key words: legal impact, legal mentality, legal thinking, stereotypes of behavior, non-normative legal regulators, legal regulation, legal relations, legal culture.

The article reveals important theoretical and methodological aspects of the study of the phenomenon of legal impact in a wide socio-cultural and civilizational context. The author refers to the "deep" mental level of the national legal space, within the framework of which she reveals the nature of the legal impact, its features and results. The article presents a new view of the legal impact, which cannot be torn away from the one that has developed over the centuries and is actualized in the 21st century. Legal feeling of subjects, their legal thinking, and, accordingly, legal values and style of legal thinking, stereotypes of behavior, legal images, etc. The author substantiates the heuristic productivity of this kind of research, focusing not on an interdisciplinary (theoretical-legal, historical-legal and philosophical-legal) model of understanding legal phenomena and processes.

В рамках современной теории права вопросы, связанные с правовым воздействием и правовым регулированием, обычно включают в проблемное право «механизма правового регулирования» [1, с. 622-624], что, конечно же, логично с позиции очевидного доминирования формального подхода к пониманию природы этих сложных и далеко неоднозначных процессов. В специальной литературе, как правило, предлагается следующее видение соотношения «правового воздействия» и «правового регулирования»: «Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние» [1, с. 622].

Здесь уместно возникает вопрос о природе такого «влияния» права, т.е. о сущностных аспектах ситуации, когда общественные отношения правом не регулируются и, соответственно, не охраняются, но тем не менее испытывают на себе его влияние. Правда, далее в этом же источнике имеет место частичное уточнение, а именно, А.В. Малько отмечает, что правовое регулирование «означает осуществление правовых норм через правоотношения...», для правового воздействия эта структурно-инструментальная схема не является обязательной, так как «регулирование лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, далеко не охватывающая всех иных форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную и социальную» [1, с. 623].

Ясно, что перечисленные выше формы правового воздействия не бытийствуют изолировано, но всегда и содержательно, и функционально взаимосвязаны. Однако при их дифференциации все же следует быть более точным, в частности, при различении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.