Научная статья на тему 'И.А. Ильин о национальном воспитании'

И.А. Ильин о национальном воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
воспитание / образование / воспитательная работа / молодежь / становление личности / духовность / духовный мир / концепция воспитательной работы / цель воспитания / средства воспитания / национальная культура.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симачкова Н.Н., Чупина И.П.

В статье рассмотрены основные идеи выдающегося отечественного философа XX в. И.А. Ильина о воспитании молодежи в контексте современного состояния воспитательной работы в отечественных высших учебных заведениях. Воспитание в системе высшего образования понимается как ценностно-направленный процесс сотрудничества и сотворчества студентов и педагогов, в котором развиваются положительные качества субъектов воспитания – гражданские, профессиональные, личностные. Авторы показывают, что воспитательная работа с молодежью в современных вузах чаще всего не ведется системно, отсутствует концепция воспитательной работы, не сформулированы ее цели, не выделен ряд ее основных направлений. Сегодня воспитательная работа с молодежью в отечественных вузах ждет своего концептуального переосмысления и системной постановки. Авторы подчеркивают, что для формирования концепции воспитательной работы с молодежью в вузах необходимо осмысление идей о воспитании выдающихся отечественных философов, педагогов, психологов, в частности концепции воспитания И.А. Ильина. Концепция воспитания И.А. Ильина представляет собой систему, которая вполне жизнеспособна и актуальна сегодня. Авторы анализируют цель и задачи воспитания по И.А. Ильину, рассматривают основные средства и социальные институты воспитания, которые выделял мыслитель. Особое внимание обращается на актуальность идей выдающегося русского философа о национальном воспитании, о преемственности семьи, школы и вуза в тонком и сложном деле воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И.А. Ильин о национальном воспитании»

ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: zhuravleva08@gmail.com

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного

аграрного университета, e-mail: ethos08@mail.ru

РУЧКИН Алексей Владимирович,

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: alexeyruchkin87@gmail.com

СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры управления и права Уральского государственного аграрного университета, e-mail: nikolina73@yandex.ru

ЧУПИНА Ирина Павловна,

доктор экономических наук, профессор кафедры управления и права Уральского государственного

аграрного университета, e-mail: irinacupina716@gmail.com

И.А. ИЛЬИН О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные идеи выдающегося отечественного философа XX в. И.А. Ильина о воспитании молодежи в контексте современного состояния воспитательной работы в отечественных высших учебных заведениях. Воспитание в системе высшего образования понимается как ценностно-направленный процесс сотрудничества и сотворчества студентов и педагогов, в котором развиваются положительные качества субъектов воспитания - гражданские, профессиональные, личностные. Авторы показывают, что воспитательная работа с молодежью в современных вузах чаще всего не ведется системно, отсутствует концепция воспитательной работы, не сформулированы ее цели, не выделен ряд ее основных направлений. Сегодня воспитательная работа с молодежью в отечественных вузах ждет своего концептуального переосмысления и системной постановки.

Авторы подчеркивают, что для формирования концепции воспитательной работы с молодежью в вузах необходимо осмысление идей о воспитании выдающихся отечественных философов, педагогов, психологов, в частности концепции воспитания И.А. Ильина. Концепция воспитания И.А. Ильина представляет собой систему, которая вполне жизнеспособна и актуальна сегодня. Авторы анализируют цель и задачи воспитания по И.А. Ильину, рассматривают основные средства и социальные институты воспитания, которые выделял мыслитель. Особое внимание обращается на актуальность идей выдающегося русского философа о национальном воспитании, о преемственности семьи, школы и вуза в тонком и сложном деле воспитания молодежи.

Ключевые слова: воспитание, образование, воспитательная работа, молодежь, становление личности, духовность, духовный мир, концепция воспитательной работы, цель воспитания, средства воспитания, национальная культура.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

D0l:10.24412/2076-1503-2021-7-314-320 NIION: 2018-0076-7/21-051 MOSURED: 77/27-023-2021-07-250

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

RUCHKIN Alexey Vladimirovich,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

SIMACHKOVA Natalia Nikolaevna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Law of the Ural State Agrarian University CHUPINA Irina Pavlovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian Univty

I.A. ILYIN ON NATIONAL EDUCATION

Annotation. The article considers the main ideas of the outstanding Russian philosopher of the XX century I.A. Ilyin about the education of young people in the context of the current state of educational work in domestic higher educational institutions. Education in the higher education system is understood as a value-oriented process of cooperation and co-creation of students and teachers, in which the positive qualities of the subjects of education - civil, professional, personal-are developed. The authors show that educational work with young people in modern universities is often not conducted systematically, there is no concept of educational work, its goals are not formulated, a number of its main directions are not highlighted. Today, educational work with young people in domestic universities is waiting for its conceptual rethinking and systematic formulation.

The authors emphasize that in order to form the concept of educational work with young people in universities, it is necessary to comprehend the ideas about the education of outstanding Russian philosophers, teachers, psychologists, in particular, the concept of education of I.A. Ilyin. The concept of education of I.A. Ilyin is a system that is quite viable and relevant today. The authors analyze the purpose and objectives of education according to I.A. Ilyin, consider the main means and social institutions of education that the thinker singled out. Special attention is paid to the relevance of the ideas of the outstanding Russian philosopher about national education, about the continuity of the family, school and university in the delicate and complex task of educating young people.

Key words: upbringing, education, educational work, youth, personality formation, spirituality, spiritual world, the concept of educational work, the purpose of education, means of education, national culture.

Процесс становления личности достаточно детально изучался и подробно описан в отечественной литературе по психологии, педагогике и социальной философии еще в советские времена. Авторы обращались к исследованию различных проблем воспитания молодежи, в т.ч. и к анализу системы ценностных ориентаций, установок на труд, мотивации выбора

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

профессии, формирования гражданских качеств подрастающего поколения [3, с. 12-13]. При этом воспитание в системе высшего образования понималось как ценностно-направленный процесс сотрудничества и сотворчества студентов и педагогов, в котором развиваются положительные качества субъектов воспитания - гражданские, профессиональные, личностные [5, с. 438].

С начала 90-х гг. прошлого века в российском обществе резкая социальная трансформация сопровождается духовным кризисом, вызвавшим у части молодых людей апатию, неверие в возможность реализации своих гражданских прав, желание уехать из России. На смену ценностям духовным, трудовым на первый план выходят ценности гедонистического характера, заставляющие человека ориентироваться на поиск новых ощущений и радостей жизни. Потребление превращается в тотально организованный процесс протекания повседневной жизни. Современная реклама, средства массовой информации, агрессивный маркетинг настойчиво предлагают «человеку потребляющему» все попробовать самому, искать все возможные жизненные наслаждения. Стремление к обладанию становится приоритетной молодежной ценностью. Потребительство нивелирует личность, препятствует ее духовному развитию, превращает человека в объект манипулирования.

Особое значение в таких условиях приобретает разработка научно-методической основы воспитательной работы с молодежью.

Гражданское и духовное становление личности - сложный и противоречивый процесс, связанный с индивидуальным развитием и реализацией человека как гражданина, как члена и субъекта гражданского общества, с его социальной адаптацией, усвоением норм, принципов, правил, законов общества и выбором собственной системы ценностей. При этом воспитание - процесс, осуществляемый при взаимодействии многих социальных институтов: образования, семьи, средств массовой информации.

Процесс становления личности определяется социокультурными и демографическими факторами: социальной средой, семьей, полом, возрастом, типом поселения; социально-экономическими условиями: формированием гражданского общества, основанного на реальном плюрализме различных форм собственности и рыночных отношениях; психолого-педагогическими предпосылками: 1) адекватным пониманием педагогами сущности, целей гражданского воспитания, путей его осуществления; 2) стилем взаимоотношений между преподавателями и учащимися.

Если ранее в образовательных учреждениях процесс воспитания молодежи строился в соответствии с классовым подходом, социальным заказом тоталитарного общества и понимался как воспитание идеологически выдержанного, лояльного режиму гражданина, активно противостоящего влиянию «буржуазной идеологии и культуры», то сейчас ситуация изменилась коренным образом.

Специфическими особенностями переходного состояния общества являются сочетание противоположных ценностей, тенденций в общественном сознании (например, моральный релятивизм и стремление к духовности), сочетание старых и новых моделей и стилей поведения, унаследованных из разных культур и исторических систем, двойственность социального заказа к формированию личности, ее гражданским качествам. Предприятия госсектора по-прежнему в большинстве своем нуждаются в человеке-«вин-тике», не способном отстаивать свои экономические и политические права, которыми легко манипулировать. С другой стороны, экономические реформы, переход к реальному плюрализму форм собственности требуют принципиально иную личность: свободную в своем жизненном выборе, с чувством собственного достоинства, опирающуюся на собственные силы, способности, мобильную, толерантную к чужой позиции, взглядам. В общественном сознании до сих пор сильны советские стереотипы: неприязнь к нуворишам, мифологизация советского образа жизни (с его бесплатным образованием и медициной, отсутствием безработицы и т.д.). При этом активно усваиваются и формируются новые «рыночные» модели поведения и западный образ жизни. Состояние переходности в обществе, недостаточное развитие правовых институтов и законодательства, сохраняющаяся отчужденность населения от власти, затрудняют процесс личностного становления молодежи, требуют концептуального переосмысления его сути [4, с. 85].

Нельзя не отметить и продолжающийся кризис традиционных институтов социализации личности - образования и семьи. По данным, полученным в ходе всероссийского социологического исследования, проведенного под руководством Президента Академии профессионального образования И.П. Смирнова и члена президиумов РАО и АПО Е.В.Ткаченко, «образовательная система России в течение длительного времени не имеет ни концепции воспитательной работы, ни развернутых рекомендаций по ее организации» [12, с. 4]. Такое положение дел связано как с консервативностью социального института образования, так и слабым вниманием ученых и педагогов к проблеме воспитания молодежи.

В силу указанных причин воспитательная работа с молодежью в современных вузах чаще всего не ведется системно, отсутствует концепция воспитательной работы, не сформулированы ее цели, не выделены основные направления. Многие воспитательные мероприятия отличаются формализмом, заорганизованностью, отсутствием связи с другими воспитательными мероприятиями. Сегодня воспитательная работа с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

молодежью в отечественных вузах ждет своего концептуального переосмысления и системной постановки.

Для разработки концепции и системы воспитательной работы с молодежью, сегодня полезным и плодотворным будет обращение к бесценным идеям о воспитании, которые содержатся в трудах русских философов, психологов, теоретиков права. В ряду наследия отечественной философии и теории права глубокая и законченная концепция воспитания молодежи И.А. Ильина занимает особое место [2, с. 201].

Иван Александрович Ильин (1883 - 1954) -выдающийся отечественный философ первой половины XX в. До 1922 г. мыслитель учился и преподавал в Московском университете, в сентябре 1922 г. был выслан в эмиграцию на первом из двух печально известных «философских пароходах». До самой своей смерти философ жил в эмиграции в г. Цолликон, Швейцария. В 2005 г. прах философа и его жены был перевезен на Родину и захоронен на Донском кладбище в Москве.

И.А. Ильина отличала беззаветная любовь к России и служение ей каждым своим вздохом. Творческое наследие И.А. Ильина огромно: в 2006 г. в Россию был возвращен архив философа, размещавшийся в 100 ящиках. Сегодня этот архив хранится в МГУ, издано 27 томов собрания сочинений мыслителя. Среди основных тем философского творчества И.А. Ильина: проблемы формирования отечественного правосознания, «русская идея», общенациональная идеология, развитие российской государственности и правовой системы и ряд других. Вопросы воспитания и образования занимают в этом ряду почетное место.

И.А. Ильин разработал законченную концепцию воспитания человека и гражданина. И первое, на что он обращал внимание - это исключительная важность воспитания детей, подростков и молодежи для будущего нашей страны. Какой быть нашей стране и быть ли ей вообще зависит, в первую очередь, от воспитания граждан, способных привести ее к процветанию, действовать на ее благо и, если нужно, защитить ее. Философ полностью разделял мысль Бисмарка: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». В своей работе «О воспитании грядущей России» мыслитель отмечает, что в России необходимо выработать систему национального воспитания и от решения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь.

При этом И.А. Ильин постоянно подчеркивает неразрывную связь воспитания и образования и отмечает, что образование без воспитания не приносит пользы ни молодому человеку, ни

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

обществу. «Образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения, которыми он, — бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, — и начинает злоупотреблять» [6, с. 136].

Философ подробно формулирует цель воспитания, которая заключается в развитии духовного мира человека [10, с. 37]. Отметим, что в анализе духовности человека, И.А. Ильин не ограничивается общими словами и расплывчатыми понятиями. Как ученик и последователь Г.В.Ф. Гегеля, И.А. Ильин выделяет основные составные части и законы формирования и развития духовного мира человека, на которых и зиждется его концепция воспитания.

Составными частями духовного мира личности, большой и малой социальной группы, являются, по Ильину, свобода, любовь и предметность. Философ подробно анализирует эти элементы духовности.

В понятии свободы мыслитель выделяет два аспекта, в соответствии с традицией немецкой классической философии: отрицательную и положительную свободу. Отрицательная свобода - это отказ от принуждения, навязывания и насилия в выборе человеком своих убеждений, своей веры и жизненной позиции. Положительная свобода -это свобода духовного самоопределения, «самостояния» (И.А. Ильин) личности.

Любовь философ понимает как духовный феномен, как «первый и глубочайший источник духовного опыта» [7, с. 154]. Любовь, по Ильину, в соответствии с православной традицией, есть доброта и деятельное сострадание.

Предметность - одно из самых сложных понятий философии И.А. Ильина, который и здесь следует традициям немецкой классической философии. Говоря кратко, предметность как грань духовного мира личности, представляет собой волю к действию, к служению своей Родине и Богу [8, с. 326].

Свобода, любовь и предметность, по Ильину, являются не только основными составляющими духовного мира человека, это еще и законы его формирования и развития [11, с. 365]. Из идей философа о формировании и структуре духовного мира человека вытекают важные следствия для воспитания личности.

Первое следствие - основные инструменты воспитания и образования определяются этими составляющими духовного мира человека и народа. Такими важнейшими инструментами, без использования которых ни воспитание, ни образо-

вание не достигнут своей цели, мыслитель справедливо считает духовное общение между участниками воспитательного или образовательного процесса и «любящее сердце» воспитателя или учителя [7, с. 155]. Так кратко философ формулирует основную идею педагогики в области, как образования, так и воспитания, которая и сегодня находит блестящие подтверждения на практике. Действительно, эффективность воспитания и образования, в первую очередь, зависит от духовного общения воспитанника или ученика с наставником и от того, насколько наставник любит воспитанника и свое дело. В иной духовной среде зрелое мировоззрение и мироотношение попросту не формируются.

Второе следствие - воспитание может быть только национальным, соответствующим особенностям российской ментальности, российского национального характера и общенациональной идеологии, если такая идеология, конечно, есть.

Обратимся к вопросу о средствах воспитания, которые выделил И.А. Ильин и которые вытекают из цели воспитания и структуры духовного мира человека. Средства национального воспитания детей, подростков и молодежи философ рассмотрел в параграфе «О национальном воспитании» своей работы «Путь духовного обновления» [7].

Первым важнейшим средством национального воспитания является родной язык. Об этом мы, к сожалению, часто забываем. А между тем, язык есть средство выражения, накопления и передачи духовного опыта народа, его истории, традиций и культуры. Мышление и самосознание личности также совершается на родном языке, что особенно подчеркивает И.А. Ильин: «Особенно важно, чтобы это пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка (обычно — на третьем, четвертом году жизни) совершилось на его родном языке. При этом важен не тот язык, на котором говорят при нем другие, но тот язык, на котором обращаются к нему, заставляя его выражать на нем его собственные внутренние состояния. Поэтому не следует учить его чужим языкам до тех пор, пока он не заговорит связно и бегло на своем национальном языке» [6, с. 238]. Отметим, что сегодня огромный вред национальному воспитанию наносит плохое владение русским языком не только учениками, но, увы, и некоторыми преподавателями и воспитателями, а также совершенно недостаточное количество уроков русского языка в старших классах средней школы. Бедность и засоренность языка, на котором говорит человек, свидетельствует о скудости его мышления и духовного мира. В логике есть неписаное правило: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

Великому и могучему русскому языку культурный человек учится всю жизнь.

Фольклор, народное искусство И.А. Ильин считал вторым важным средством национального воспитания. Народную песню ребенок должен слышать со своей колыбели, потому что русская песня - это школа чувств, в т.ч. и духовных. Народные сказки - это школа жизни, которую ребенок усваивает через архетипические образы сказочных героев. Народная сказка «заселяет душу ребенка национальным мифом, тем хором образов, в которых народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее» [6, с. 239].

Отечественную историю, «сокровищницу научения, мудрости и силы», И.А. Ильин считал третьим незаменимым средством воспитания. Главное, что дает изучение истории - это чувство и понимание принадлежности к своему племени, к своему народу, его опыту, победам, поражениям и жизненным урокам. Поэтому высокопрофессиональный преподаватель истории является национальным воспитателем, которого не заменит никто. В качестве отдельного четвертого средства воспитания И.А. Ильин называет изучение детьми и подростками биографий выдающихся личностей в отечественной истории и культуры -полководцев, государственных деятелей, ученых и т.д. Такое изучение формирует самосознание личности, основными составляющими которого являются совесть и нравственные идеалы. Совесть и нравственный идеал становятся надежными ориентирами в жизни человека, они как звездочки освещают его жизненный путь. Формирование уважительного отношения к армии как оплоту и защитнику отечества мыслитель считал пятым важным средством воспитания. Подобное отношение к армии воспитывает духовный инстинкт защитника отечества, мужество и волю к победе, которые в полной мере присущи национальному характеру россиян [1] .

Шестым важным средством воспитания И.А. Ильин считал территорию родной страны. Русский человек должен знать и любить просторы своей страны с их климатом, ландшафтами, землей, народами и возможностями. И, конечно, он должен знать и любить пространство своей «малой родины». Любовь к своей территории формирует архитектонику духовного мира человека, определяет его ощущения времени и пространства.

Седьмым по порядку, но не по важности средством воспитания, И.А. Ильин считал труд. Раннее приобщение ребенка к самым разным и посильным для него видам трудовой деятельности формирует у ребенка убеждение, что труд есть источник здоровья и свободы. В ребенке

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

«должна проявиться склонность к добровольному, творческому труду, и из этой склонности он должен почувствовать и осмыслить Россию как бесконечное и едва початое трудовое поприще. Тогда в нем пробудится живой интерес к русскому национальному хозяйству, воля к русскому национальному богатству как источнику духовной независимости и духовного расцвета русского народа» [6, с. 241] .

В заключение кратко рассмотрим вопрос о социальных институтах воспитания, которые выделяет И.А. Ильин, каждый из которых последовательно решает определенные воспитательные задачи. Основными социальными институтами воспитания философ считает семью, общеобразовательную школу и высшее учебное заведение.

Семья - главный институт воспитания человека, поскольку духовный мир и характер ребенка формируются в первые 5-6 лет жизни. Только семья способна создать благоприятную среду для формирования духовного мира ребенка атмосферой любви, поддержки и понимания. Исток воспитания и образования находится в семье, и этот живительный исток ничем заменить нельзя.

Задачи школьного образования и воспитания И.А. Ильин видит в том, чтобы выработать у ребенка память, умение сосредоточиваться, размышлять, усваивать учебный материал, расширять свой кругозор, а также сформировать морально-психологические качества: «доброту, совесть, достоинство,..национальное чувство и правосознание» [9, с. 341].

Задачи высшего образования совсем другие, они заключаются в формировании у студентов навыков самостоятельных жизни и мышления методов и технологий проведения самостоятельной научной работы.

Цель, задачи, средства и социальные институты воспитания образуют единую и последовательную систему, звенья которой дополняют и усиливают друг друга в сложном деле воспитания нравственной и духовно-зрелой личности.

Таким образом, И.А. Ильин разработал глубокую и серьезную концепцию национального воспитания, которая до сих пор ждет своих исследователей и практического применения в воспитательной работе с детьми, подростками и молодежью. А вопросы воспитательной работы сегодня актуальны в нашей стране, как никогда.

Список литературы:

[1] Азаров Ю. Пророческая педагогика Ильина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lit.lib.rU/a/azarow_j_p/text_0100.shtml (дата обращения: 12.06.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

[2] Баргилевич О.А. И. Ильин о духовно-нравственных основах воспитания субъективности личности // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2011. - Т. 18. - № 20 (115). - С. 200-212.

[3] Журавлева Л.А., Беликова Л.Ф., Хасанова И.И. Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса в профессионально-педагогическом вузе: практико-ориентированная монография. - Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та. - 2007. - 341 с.

[4] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В. Концептуальные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в Аграрном университете // Социально-гуманитарное образование в современном мире: проблемы, поиски, решения: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Уральский гос. аграрный ун-т, 2019. - С. 80-87.

[5] Журавлева Л.А., Емельянова С.И., Петрова И.И., Синько В.Н. Воспитательная работа в высшей школе: проблемы и вызовы // Социально-гуманитарное образование и наука: вызовы современности: материалы Всеросс. национальной науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Уральский гос. аграрный ун-т, 2020. - С. 438-442.

[6] Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948-1954 гг.: в 2 т. - М.: МП «Рарог», 1992. - Т. 2. - С. 237-241.

[7] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - С. 134-288.

[8] Ильин И.А. О русской идее // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 - 1954 гг.: в 2 т. - М.: МП «Рарог», 1992. - Т. 1. - С. 322-331.

[9] Ильин И.А. Путь к очевидности // Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - С. 290401.

[10] Коняева И.М. Философско-педагогиче-ские идеи И.А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания: дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2002. - 187 с.

[11] Симонишвили Е.Н. Проблема духовной сущности человека в философии И.А. Ильина // Вестник МГТУ. - 2010. - Т. 13. - № 2. - С. 364-369.

[12] Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Современный учащийся НПО (Всероссийское социологическое исследование). - М.: Изд. центр АПО, 2002. - 45 с.

Spisok literatury:

[1] Azarov Yu. Prorocheskaya pedagogika Il'ina [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://lit.lib. ru/a/azarow_j_p/text_0100.shtml (data obrash-cheniya: 12.06.2021).

[2] Bargilevich O.A. I. Il'in o duhovno-nravstven-nyh osnovah vospitaniya sub"ektivnosti lichnosti //

Nomothetika: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. - 2011.

- T. 18. - № 20 (115). - S. 200-212.

[3] Zhuravleva L.A., Belikova L.F., Hasanova I.I. Nauchno-metodicheskoe obespechenie vospita-tel'nogo processa v professional'no-pedagogich-eskom vuze: praktiko-orientirovannaya monografiya.

- Ekaterinburg: Izd-vo Ros. Gos. prof.-ped. un-ta. -2007. - 341 s.

[4] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V. Konceptu-al'nye podhody k organizacii uchebno-vospitatel'nogo processa v Agrarnom universitete // Social'no-gu-manitarnoe obrazovanie v sovremennom mire: prob-lemy, poiski, resheniya: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. - Ekaterinburg: Ural'skij gos. agrarnyj un-t, 2019. - S. 80-87.

[5] Zhuravleva L.A., Emel'yanova S.I., Petrova I.I., Sin'ko V.N. Vospitatel'naya rabota v vysshej shkole: problemy i vyzovy // Social'no-gumanitarnoe obrazovanie i nauka: vyzovy sovremennosti: materialy Vseross. nacional'noj nauch.-prakt. konf. - Ekaterinburg: Ural'skij gos. agrarnyj un-t, 2020. - S. 438442.

[6] Il'in I.A. O vospitanii v gryadushchej Rossii // Nashi zadachi. Istoricheskaya sud'ba i budushchee Rossii: stat'i 1948-1954 gg.: v 2 t. - M.: MP Y'RarogY', 1992. - T. 2. - S. 237-241.

[7] Il'in I.A. Put' duhovnogo obnovleniya // Put' k ochevidnosti. - M.: Respublika, 1993. - S. 134-288.

[8] Il'in I.A. O russkoj idee // Nashi zadachi. Istoricheskaya sud'ba i budushchee Rossii: stat'i 1948 - 1954 gg.: v 2 t. - M.: MP Y'RarogY', 1992. - T. 1. - S. 322-331.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Il'in I.A. Put' k ochevidnosti // Put' k ochevidnosti. - M.: Respublika, 1993. - S. 290-401.

[10] Konyaeva I.M. Filosofsko-pedagogicheskie idei I.A. Il'ina v sovremennom kontekste duhovno-nrav-stvennogo vospitaniya: dis. ... kand. ped. nauk. -Ryazan', 2002. - 187 c.

[11] Simonishvili E.N. Problema duhovnoj sushchnosti cheloveka v filosofii I.A. Il'ina // Vestnik MGTU. - 2010. - T. 13. - № 2. - S. 364-369.

[12] Smirnov I.P., Tkachenko E.V. Sovremennyj uchashchijsya NPO (Vserossijskoe sociologicheskoe issledovanie). - M.: Izd. centr APO, 2002. - 45 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.