Научная статья на тему 'Из истории ювелирного искусства: памятные, мемориальные и траурные украшения'

Из истории ювелирного искусства: памятные, мемориальные и траурные украшения Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
479
49
Поделиться

Текст научной работы на тему «Из истории ювелирного искусства: памятные, мемориальные и траурные украшения»

Г.Н. Габриэль

Из истории ювелирного искусства: памятные, мемориальные и траурные украшения

Когда и где впервые человек решил почтить память ушедшего предка или близкого человека в украшениях? Какие материалы он выбрал для этой цели? Можно предположить, что это произошло уже в эпоху неолита, когда на территории Северной Англии и в Европе начали добывать и обрабатывать черный гагат - спрессованный миллионами лет уголь'.Из него делали бусины для ожерелий, возможно служивших траурным целям, поскольку черный цвет во многих культурах считался знаком смерти и скорби. Римляне резали из гагата траурные камеи и со временем этот камень окончательно станет символом «памяти и скорби», достигнув пика популярности в викторианской Англии. Наряду с гагатом, уже в эпоху античности в памятных украшениях использовали волосы, наделяя их магической силой. Встречаются они и в украшениях позднего средневековья, когда расцветает куртуазная любовь и локоны возлюбленных, переплетаясь в кольцах, брошах, символизируют неразлучную, даже после смерти, любовь. В это же время появляются первые кольца «memento mori» - «помни о смерти», с изображениями черепов, скелетов, декорированных эмалью цитатами из священного писания. Такие кольца дарили на память об ушедшем родственнике или друге, они напоминали о бренности бытия. Их продолжали носить в эпоху Возрождения, но особенно популярными «memento mori» становятся в XVII веке, когда философское осмысление темы Vanitas обретает в ювелирном искусстве наиболее изощренные и сложные формы. Рядом с традиционными «memento mori» появляются мемориальные кольца в виде многочисленных - до 12 штук, причудливо изогнутых и переплетенных между собой тонких колец, иногда с небольшими бриллиантами. Фортунио Лицето, в опубликованном в 1645 году в Италии манускрипте “De annulis antiguis Librum singularem” утверждает, что каждое кольцо в такой композиции должно было напоминать владельцу о ком - то из ушедших близких.2 В это время особенно модными были перстни - часы, карманные и настольные часы с изображением черепа или смерти с косой: идея соединения темы смерти с механизмом для отсчета времени нашла в этих вещах своеобразное философское и художественное воплощение.

Более конкретный «адрес», персонификацию, мемориальные украшения обретают со второй половины XVII века, особенно после казни в 1649 году

английского короля Чарльза I. Вскоре после этого события роялисты, демонстративно или скрытно, начинают носить кольца, спрятанные в потайном отделении, с миниатюрными портретами казненного монарха, выполненные на эмали или пергаменте. Шинка кольца покрывалась черной эмалью и гравировалась обычно изображениями лавра. Вскоре в той же Англии появляются и так называемые «королевские мемориальные кольца», заказываемые самими монархами в память о членах королевской фамилии. Считается, что первое такое кольцо было выполнено по поводу кончины королевы Марии II в 1694 г., а затем все члены английской королевской семьи удостаивались такой чести, вплоть до мемориального кольца с изображением принца Альберта, выполненного по заказу Виктории.

Новый виток в развитии мемориальных украшений начнется со второй половины XVIII в., когда в литературе, искусстве оформляются идеи сентиментализма, формируются «.. .тенденции мышления, направленные на выявление, усиление, подчеркивание эмоциональной стороны художественного образа, непосредственно воздействующей на чувства человека, вызывающей в нем отклик сострадания, сопереживания, умиления до слез.» 3 В эту эпоху впервые формируются четкие каноны памятных, мемориальных и траурных украшений, и происходит это в Англии, влияние которой на формирование европейских эстетических и художественных предпочтений становится все более заметным. В это время появляются целые коллекции украшений, выполненных согласно завещанию главы семьи, где расписывалась стоимость каждой вещи и кому она предназначалась. На эти цели предусматривались специальные средства, и наследники могли потратить их исключительно по назначению - за исполнением условий завещания следили специальные поверенные. Типы, формы, символика и материалы таких украшений были весьма разнообразны: это кольца, медальоны, подвесы, броши, браслеты, со вставленными миниатюрами на эмали, слоновой кости, пергаменте, переплетенными локонами волос. Вместо традиционных для эпохи барокко скелетов, черепов и гробов, появляются изображения траурных урн, сломанных колонн, надгробных обелисков, перевернутых факелов, плачущих ангелов и т.д. Встречаются также «плакучие» деревья, чаще всего ива, склоненная над надгробным памятником, а также кипарис, лавр. Невероятную популярность обретает язык цветов, что объясняется появлением многочисленных публикаций, посвященных «цветочной» символике. Это бессмертник, гиацинт, плющ, мак, но особенно часто изображают незабудку - символ любви в разлуке. Ее вырезают из черного оникса, выкладывают из бирюзы, половинок жемчужин или бриллиантов на черной эмали. Изображения могли виртуозно

делаться из волос, дополняться морским жемчугом - рожденный в соленой воде, он символизировал горестные слезы. Прекрасно сочетался с черной основой и мелкий речной жемчуг.

Самым популярным памятным украшением не случайно становится кольцо - в самой его форме уже заложен символ бесконечности. В Англии появляются первые траурные кольца в виде обруча, разделенного на завитки и декорированного эмалью - белой для детей и тех, кто не успел вступить в брак, черной для людей женатых и замужних. Модными были и кольца с крупным, иногда во всю фалангу основанием - овальным, круглым, реже -квадратным, где по фону из цветной фольги или шелка тонкой золотой проволокой, мелким жемчугом, стразами выкладывались памятные инициалы. Сверху изображение закрывалось хрустальной пластиной или стеклом. Любимыми мотивами памятных колец также становятся символы вечной памяти и любви: змея, кусающая себя за хвост, декорированная черной эмалью, голуби, сплетающие из ветвей «гераклов узел» и т.д. В траурных кольцах высших слоев общества соблюдалось ранжирование: изображались соответствующие рангу знаки отличия - короны графа, барона, маркиза и др. На внутренней стороне шинки кольца гравировались имя, дата жизни и смерти, слова молитвы, цитаты из библии или трогательные надписи вроде - «Никакое время не унесет воспоминание о тебе» или «Ты ушел, чтобы остаться среди нас навсегда». 4

Сохранились и траурные кольца, созданные по поводу кончины русских монархов. В России траурные кольца вручали в день похорон не только близким, но и всем участникам траурной процессии. Пожалуй, самые выразительные из сохранившихся колец мемориального назначения посвящены памяти Александра I. Они выполнялись в форме свернувшейся змеи, с гладкой шинкой, покрытой черной эмалью. В центре, на щитке, помещалось профильное изображение императора, в окружении надписи - «Незабвенный», на внутренней стороне ободка гравировалась известная фраза его вдовы, Елизаветы Алексеевна - «Наш ангел в небе».

Большое распространение получают в эпоху классицизма и памятные кольца, посвященные важным историческим событиям, известным публичным деятелям, выдающимся полководцам. В Англии в начале XIX в. носили кольца с изображением адмирала Нельсона, победителя при Трафальгаре. В основании кольца размещался гравированный на ониксе профильный портрет Нельсона, окруженный его знаменитой фразы, произнесенной перед решающей битвой - «Англия надеется, что все мужчины страны исполнят свой долг».5. Во Франции же, после смерти Наполеона на острове св. Елены,

появились памятные кольца с его изображением, например, миниатюрная фигурка Бонапарта в полной генеральской форме могла прятаться в потайном отделении, выполненном в виде саркофага.

Самой серьезной стандартизации и регламентации мемориальные и траурные украшения подвергнутся во второй половине XIX века в контексте формирования в Европе общего института траура. И опять решающее значение здесь сыграет Англия. После смерти в 1861 году принца консорта Альберта, любимого мужа королевы Виктории, она на долгие годы уходит в глубокий траур, и именно в викторианскую эпоху Англия станет «законодательницей моды» в этом направлении общественной жизни. В это время здесь появляются многочисленные издания с рекомендациями форм костюма, цвета и фактуры материалов, прически, аксессуаров и украшений, приличествующих случаю.

Траурная одежда была черного цвета - как знак отказа от земных радостей и дань уважения ушедшему человеку, при этом сроки траура, используемые материалы разнились в зависимости от близости родства. В период глубокого траура по мужу - обычно это один год и один день, женщина должна была носить исключительно матовые черные ткани - шерсть, креп. Лишь перейдя в полу траур, она могла добавить в костюм черный атлас или сатин, черные кружева, затем белый воротник и манжеты. Мужчинам полагалась черная повязка на рукаве фрака или сюртука.6

Естественно, что в этот период надо было отказаться от ярких камней и блеска бриллиантов. В глубоком трауре рекомендовалось носить камни только черного цвета, прежде всего гагат, причем желательно матовый, неполированный. Английское аббатство Уитби в Йоркшире, богатое месторождениями гагата, становится центром производства траурных украшений из этого материала, вошедшего в историю ювелирного искусство как «гагат из Уитби».

Гагат здесь добывали уже в античности - римляне резали из него траурные камеи, охранные амулеты. Его широкому использованию способствовали легкость и мягкость материала - всего 2-4 единицы по шкале Мооса,

7 что позволяло делать вещи массивными, рельефными - символ скорби и печали должен был сразу же заметен на одежде. Из гагата делали бусы, цепи, подвесы, броши, браслеты, серьги, четки. Излюбленными мотивами декора становятся крест, якорь, сердце - Вера, Надежда, Любовь, изображения виноградной лозы, папоротника, ландыша. Режутся имитации античных камей, более всего с аллегорическим изображениями «Ночи». Основной черный фон траурных вещей мог дополняться речным жемчугом или его имитаци-

ей, деталями из кости, чаще всего слоновой, но исключительно в вещах, посвященных детям и молодым людям, не вступавшим в брак, своим цветом символизируя их чистоту и непорочность. Украшения из гагата были достаточно дорогими, поэтому для массового производства использовали более дешевый «французский гагат» - граненое черное стекло, вулканическую лаву, эбеновое дерево или любые другие породы окрашенного в черный цвет дерева, папье-маше, сплав меди и цинка. В конце XIX в. веке к ним добавились пластмасса - популярный бэйкилит и эбонит. Из камней для траурных украшений, помимо гагата, чаще всего использовали аметист, воплощающий преданность, высокую нравственность, обращенность к богу и поэтому особенно почитаемый церковью. Его фиолетовый цвет также считался цветом траура. Интересно, что в России аметисту особенно благоволила вдовствующая императрица Мария Федоровна, имевшая в своей коллекции много украшений с этим «траурным, вдовьим» камнем. 8

Много используют в траурных украшениях викторианской эпохи и волосы. Издаются пособия для работы с ними, в модных журналах публикуются статьи, объясняющие символику волос, отращивание и продажа волос даже становятся бизнесом, так как такие изделия начинают выпускаться в массовом количестве. Однако уже в конце восьмидесятых годов в прессе появляются публикации о не гигиеничности использования в украшениях волос, тем более, чужих, и в Европе они постепенно выходят из моды. А после 1887 года, когда королева Виктория, наконец, снимет глубокий траур и начнет носить украшения из серебра, значительно уменьшается и производство изделий из гагата. Им на смену, не только в Англии, но и во всей Европе, приходят серебряные броши, браслеты, медальоны. В это время уже существует фотография, и она постепенно вытеснит из памятных украшений более сложные техники росписи по эмали, слоновой кости, пергаменту.

В двадцатом веке традиция ношения траурных украшений уже не будет иметь столь важного значения в жизни общества. За исключением королевских дворов и государственных лиц это становится частным делом каждого человека. В начале века еще делаются специальные памятные украшения, связанные с событиями, потрясшими общество как, например, гибель «Титаника»: фирма Картье, откликнулась на эту трагедию кольцом, декорированным ониксом и жемчугом и напоминающим по форме корабль. От Первой Мировой войны сохранились памятные медальоны, с вложенными фотографическими портретами героев, обручальные кольца с черной эмалью, недорогие безделушки с траурной символикой как знак скорби и памяти. Но постепенно и эти знаки памяти останутся в прошлом.

1 Гагат - разновидность угля, образовавшегося в результате прессования в земле деревьев особых хвойных пород. Помимо Англии богатые месторождения гагата есть в Армении, отсюда еще одно название этого материала - гешири - ночь (арм.)

2 The Jewel - Sign and Symbol. - Antwerpen, 1995.- C. 30

3. Власов В.Г. Стили в искусстве. - СПб., 1995.- Т. 1.- С. 516

4 D. Scarisbrick. Symbol of wealth, power and affection. - London, 1993. -C.117

5 Там же. — С. 184

6 Brett M. Fashionable Mourning Jewelry, Clothing & Customs. - London, 2006. -С. 132

7 По шкале Мооса высшим баллом твердости в 10 единиц обладает лишь алмаз.

8 Забозлаева Т. Драгоценности в русской культуре XVIII-XX веков. — СПб., 2003.- С. 34