УДК 311.4(40)(091) Б01: 10.24412/2414-9241-2022-8-175-184
ИЗ ИСТОРИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ НАУКИ В РОССИИ:СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВ (1837-1857)
Андрей Юрьевич Скрыдлов
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник
Санкт-Петербургского филиала Института
истории естествознания и техники
им. С.И. Вавилова Российской академии наук,
Санкт-Петербург, Россия;
e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме институциализации статистических учреждений в контексте взаимоотношения статистической науки и государственной власти в дореформенной России. Отмечено, что в первой половине XIX в. привлечение ученых-статистиков к решению вопросов государственного управления стало носить систематический характер и обрело конкретные организационные формы. В 1830-1850-е гг. ключевым центром ведомственной статистической науки стало Статистическое отделение Министерства государственных имуществ (МГИ). На основе документов из архивного фонда ведомства, а также опубликованных материалов рассмотрен его кадровый состав и основные направления деятельности. Сделан вывод о том, что Статистическое отделение МГИ стало площадкой, сумевшей удовлетворить как исследовательский интерес ученых-статистиков, так и сугубо практический государственный запрос на развитие сельского хозяйства. Можно констатировать, что научные задачи, которые стояли перед ведомством, способствовали раскрытию исследовательских способностей отдельных его чиновников, которые впоследствии внесли заметный вклад в развитие статистической науки. Результаты исследований Статистического отделения МГИ во многом определили представления правительственной элиты 1850-х гг. о состоянии сельского хозяйства в России. Эти представления легли в основу Крестьянской реформы 1861 г.
Ключевые слова: наука и власть, история статистики, ведомственная статистика, Министерство государственных имуществ, А.П. Заблоцкий-Деся-товский, К.С. Веселовский.
Благодарность
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-011-00407.
Проблема взаимоотношений науки и власти является одной из наиболее обсуждаемых в современном науковедении. В Российской империи формы привлечения научного сообщества к решению государственных задач претерпевали эволюцию в исторической ретроспективе. Своеобразным рубежом в этом отношении можно считать первую половину XIX в., когда участие ученых в решении отдельных вопросов государственного управления стало носить регулярный характер и обрело конкретные организационные формы. Одной из них стало создание ученых подразделений в структуре центральных органов власти (Миро-нос, 2000).
Особое место в этом ряду занимали статистические учреждения. В начале XIX в. правительственная элита постепенно приходила к пониманию роли статистики в управлении государством, однако разные взгляды ведущих сановников на цели административной статистики обусловили длительный поиск оптимальной формы ее организации. Первый орган административной статистики в России был создан в структуре Министерства полиции в 1811 г., позднее передан в МВД. Сложная история его эволюции уже достаточно подробно изучена в историографии (Скрыдлов, 2021). Отсутствие единого центра ведомственной статистики в первой половине XIX в. вело к тому, что другие министерства были вынуждены самостоятельно обеспечивать свои потребности в статистических данных. На протяжении
1820-1850-х гг. статистические исследования в сфере своей компетенции проводили Министерство финансов, Главное управление путей сообщения, Военное министерство. Однако в этих ведомствах статистические работы были распылены между разными департаментами и чаще всего не носили систематического характера. Более успешным в этом отношении стало Министерство государственных имуществ (МГИ), в структуре которого по образцу МВД было создано обособленное Статистическое отделение (Елисеева, Дмитриев, 2016: 63). Его история прежде не становилась предметом специального исследования, между тем архив отделения сохранился в Российском государственном историческом архиве (РГИА) и позволяет составить представление об организации статистических исследований и предметах научной работы в этом ведомстве.
МГИ было создано в 1837 г. на базе Департамента государственных имуществ Министерства финансов и V Отделения СЕИВК; возглавил ведомство П.Д. Киселев, перед которым Николай I поставил задачу по подготовке крестьянской реформы. Известно, что новый министр считал статистическое исследование социально-экономического состояния государственной деревни первоочередной задачей. Предложенные им проекты преобразований неизменно сопровождались статистическими выкладками, которые наглядно демонстрировали императору необходимость проведения тех или иных мероприятий. Министерство государственных имуществ в конце 1830-х - начале 1840-х гг. стало центром реформ Николаевской России; в этом контексте вполне естественным представляется создание здесь сильного статистического подразделения (Христофоров, 2011: 73-81).
Первоначальный штат Статистического отделения МГИ включал должности начальника, двух редакторов, двух помощников редакторов и журналиста. Первым руководителем ведомства стал А.П. Заблоцкий-Десятовский, к этому времени уже имевший опыт работы в Статистическом отделении МВД
под руководством известного статистика К.И. Арсеньева. Математик по образованию, Заблоцкий к 1837 г. заработал репутацию одного из первых специалистов в области статистики. Его работа 1836 г. «Статистические сведения о Санкт-Петербурге» удостоилась многих хвалебных рецензий. Успехи Заблоцкого в МВД способствовали его переходу в МГИ, где он со временем стал ближайшим помощником Киселева (Захарова, 2018: 37-139). Но на первом этапе карьеры Заблоцкому было поручено организовать статистическое изучение подведомственных министерству территорий с тем, чтобы в будущем составить «полную и систематическую земледельческую статистику России» (РГИА. Ф. 940. Оп. 1. Д. 69. Л. 1-7). На протяжении своего руководства отделением с 1837 по 1841 г. Заблоцкий старался наладить каналы получения статистических сведений из губерний. Поскольку губернские и уездные палаты государственных имуществ в эти годы только создавались, был избран путь «обревизования государственных имуществ» командированными чиновниками. Сам Заблоцкий в этот период большую часть времени проводил в командировках, где собирал статистический материал о состоянии разных отраслей сельского хозяйства в государственной деревне. Уже в 1837 г. состоялось путешествие Заблоцкого вместе с Н.А. Милютиным по южным губерниям, в 1838 г. он был направлен на Кавказ и Астраханскую губернию, в 1840 г. — в Ека-теринославскую и Харьковскую губернии (Обзор действий, 1855: 6-17). Будучи доверенным лицом Киселева, Заблоцкий в ходе статистических экспедиций выполнял особые поручения министра. Наиболее известная из таких поездок состоялась в 1841 г. в центральные и южные губернии. Киселев поручил Заблоцкому в ходе этой поездки изучить не только положение государственных крестьян, но и крепостного населения. Эти сведения были нужны министру для подготовки проекта освобождения крепостных крестьян, который разрабатывался по поручению Николая I в одном из секретных комитетов. По итогам поездки Заблоц-кий подготовил записку «О крепостном состоянии». Используя
собранные статистические данные, он описал состояние крепостного хозяйства, систему управления помещичьими имениями, попытался оценить влияние крепостного права на качество труда. Записка была представлена Киселеву и засекречена, однако ее содержание стало известно и вызвало широкий резонанс в обществе. Достаточно упомянуть, что ее читали в кружке петрашевцев (Захарова, 2018: 94). Таким образом, в 1841 г. Заблоцкий оказался в весьма уязвимом положении и был перемещен с должности начальника Статистического отделения в Канцелярию министра. Киселев, формально лишив чиновника руководящей должности, сохранил его для выполнения особых поручений. Кроме того, Заблоцкий получил назначение в Ученый комитет, где ему было поручено редактировать только что созданный Журнал МГИ. В новом качестве он продолжил статистические исследования и 1847 г. сменил академика П.И. Кеппена на посту главы Отделения статистики Русского географического общества.
На смену Заблоцкому в 1842 г. начальником Статистического отделения был назначен И.И. Шопен, прежде служивший в Канцелярии министра. Определенную известность в качестве исследователя статистики он получил в 1830-е гг., когда по заданию кавказского наместника занимался описанием присоединенной к России Армянской области. С 1840 г. Шопен состоял членом-корреспондентом Статистического отделения Совета МВД. Судя по адрес-календарям за 1842-1847 гг. вскоре после назначения Шопена в Статистическом отделении МГИ возникли сложности с кадрами. Известно, что в 1843 г. из пяти вакансий в отделении была занята лишь должность журналиста, в 1844 г. — только должность одного из редакторов. Начиная с 1845 г. в ведомстве, помимо начальника отделения, стабильно числились два чиновника. Таким образом, штат отделения существенно сократился по сравнению с периодом руководства Заблоцкого (Месяцеслов, 1842: 520).
В 1839 г. в штате МГИ впервые появилось имя К.С. Весе-ловского, который был принят в Статистическое отделение
помощником редактора. В последующие несколько лет он успел послужить под началом Милютина в МВД, затем вернулся в МГИ производителем дел Ученого комитета, а в 1846 г. сменил Шопена на посту начальника Статистического отделения. «Я получил наконец возможность посвятить себя занятиям, которые мне по душе», — записал будущий академик в своих воспоминаниях (Веселовский, 1903: 33).
Веселовский возглавлял отделение без малого 11 лет, до 1857 г. Как и его предшественники, он столкнулся с проблемой получения достоверных сведений о состоянии сельского хозяйства и государственных имуществ. Главным поставщиком статистических данных в этот период стали губернские палаты государственных имуществ, которым было предписано ежегодно направлять в Статистическое отделение копии губернских отчетов (РГИА. Ф. 398. Оп. 2. Д. 224. Л. 1-13). Сведения, полученные по официальным каналам, поверялись через корреспондентов Статистического отделения в губерниях. Среди корреспондентов были заметные ученые и практики того времени — швейцарский консул в Одессе, один из основателей сельскохозяйственного общества Южной России И.А. Демоль, профессор сельского хозяйства Киевского университета С.М. Ходецкий, член РГО С.С. Лошкарев, агроном и черниговский помещик Г.И. Есимон-товский и другие (Обзор действий, 1855: 6-17).
Весьма информативным способом сбора сведений об отдельных территориях стало объявление конкурсных задач на определенные темы. Конкурсы регулярно проводились Ученым комитетом МГИ. От авторов требовалось представить описание не только положения хозяйства той или иной губернии, но и «указаний на меры к его усовершенствованию». Лучшие сочинения печатались в Журнале МГИ и отдельными изданиями, а их авторы награждались золотыми и серебряными медалями. (РГИА. Ф. 398. Оп. 1. Д. 2350. Л. 37-48).
Статистические сведения из разных источников стекались в Статистическое отделение. Из воспоминаний Веселовского
следует, что ему удалось добиться прежней численности штата отделения в пять человек. В их обязанности входила обработка первичных данных, на основе которых Веселовский готовил статистические описания по различным отраслям сельского хозяйства; эти работы публиковались в Журнале МГИ. Своеобразным итогом этой обширной работы стал «Хозяйственно-статистический атлас Европейской России», который был вышел в 1851 г. и в дальнейшем трижды переиздавался (Хозяйственно-статистический атлас, 1851). Из предисловия к изданию понятно, что атлас виделся Веселовскому как промежуточный результат работы над обобщающим статистическим сочинением. Публикация атласа стала крупным научным событием для своего времени. В первое издание вошло 15 карт, большинство из них представляло статистику основных отраслей сельского хозяйства — урожаев хлеба, льна, пеньковой, табачной, свеклосахарной промышленности и т. д. Определенный интерес представляет карта хлебной торговли, составленная по материалам, собранным Заблоцким и Протопоповым. Здесь был отмечены регионы, «производящие хлеб с избытком», регионы-импортеры зерна, а также маршруты поставок зерна и объекты транспортной инфраструктуры. (Черницова, 2019: 119-121).
По оценке самого Веселовского, наибольшее значение для науки имела климатическая карта. Сочетание статистических и метеорологических исследований в середине XIX в. было распространенной практикой в европейской науке. В работах одного из крупнейших статистиков того времени А. Кетле важное место занимали метеорологические наблюдения. Ученый обобщал данные о погоде при помощи математических методов и искал взаимные зависимости природных и социальных явлений. Вдохновляясь работами Кетле, академики Кеппен и А. Купфер в 1840 г. разработали программу метеорологических наблюдений в России (Лоскутова, 2012: 152-153). Весе-ловский в своих климатических исследованиях также активно сотрудничал с Академией, Купфером и Главной физической
обсерваторией. Однако из отчетов видно, что основной массив данных о климате он получал именно через местную инфраструктуру МГИ. Результаты климатических исследований по отдельным регионам с 1848 г. активно публиковались в Журнале МГИ (Обзор действий, 1855: 6-17). Таким образом, климатическая карта, вошедшая в Хозяйственно-статистический атлас, обобщила накопленные к этому времени сведения о влиянии климата на сельское хозяйство.
Результаты статистических исследований Веселовского получили признание в Академии наук. В 1852 г., на следующий год после издания атласа, он был избран адъюнктом по классу статистики. Продолжив заниматься климатологией, в 1857 г. ученый опубликовал монографию «О климате России», в основе которой также лежали собранные Статистическим отделением сведения (Веселовский, 1857). В этом же году Веселовский был избран непременным секретарем Академии и оставил службу в МГИ, сосредоточившись на вопросах организации науки. Свою роль в этой отставке сыграли и перемены в управлении министерства, которые начались после ухода Киселева. Деятельность Статистического отделения МГИ при новом руководстве носила гораздо более ограниченный характер, а центр статистических исследований переместился в созданный в 1858 г. Центральный статистический комитет.
В 1830-1850-е гг. Статистическое отделение МГИ стало площадкой, сумевшей удовлетворить как исследовательский интерес ученых-статистиков, так и сугубо практический государственный запрос на развитие сельского хозяйства. Можно констатировать, что научные задачи, которые стояли перед ведомством, способствовали раскрытию исследовательских способностей отдельных его чиновников. Некоторые из них впоследствии внесли заметный вклад развитие статистической науки. Результаты исследований Статистического отделения МГИ во многом определили представления правительственной элиты 1850-х гг.
о состоянии сельского хозяйства в России. Эти представления легли в основу Крестьянской реформы 1861 г.
Список литературы
[Веселовский К.С.]. Воспоминания К.С. Веселовского // Русская старина. 1903. Т. 116. Кн. 10. С. 5-42.
Веселовский К.С. О климате России. СПб.: Типография ИАН, 1857. 327 с.
Елисеева И.И. Дмитриев А.Л. Очерки по истории государственной статистики России. СПб.: Росток, 2016. 288 с.
Захарова Э.О. Государственная и общественная деятельность Андрея Парфеновича Заблоцкого-Десятовского: дис. ... канд. ист. наук. М., 2018.
Лоскутова М.В. «Сведения о климате, почве, образе хозяйства и господствующих растениях должны быть собраны...»: просвещенная бюрократия, гумбольдтовская наука и местное знание в Российской империи второй четверти XIX в. // Ab Imperio. 2012. № 4. С. 111-156.
Месяцеслов и общий штат Российской империи на 1842 г. Ч. 1. СПб.: Тип. ИАН, 1842. 636 с.
Миронос А.А. Ученые комитеты и советы министерств и ведомств в XIX веке: Задачи, структура, эволюция. Нижний Новгород: ННГУ, 2000. 255 с.
Обзор действий департамента сельского хозяйства и очерк состояния главной сельской промышленности в России, в течение 10 лет, с 1844 по 1854 г. СПб.: Тип. М-ва гос. имуществ, 1855. Ч. III. С. 2-31.
Скрыдлов А.Ю Формирование органов административной статистики в Российской империи: Статистическое отделение Министерства полиции (1811-1819) // Научный диалог. 2021. № 12. С. 461-478.
Хозяйственно-статистический атлас Европейской России, изданный Департаментом сельского хозяйства МГИ. СПб.: Департамент сельского хозяйства М-ва гос. имуществ, 1851. 15 л.
Христофоров И.А. Судьба реформы. Русское крестьянство в правительственной политике до и после отмены крепостного права (1830-1890-е гг.). М.: Собрание, 2011. 368 с.
Черницова О.В. Константин Иванович Веселовский. К 200-летию со дня рождения // Известия РАН. Серия географическая. 2019. № 1. С. 118-127.
ON THE HISTORY OF DEPARTMENTAL SCIENCE IN RUSSIA:MINISTRY OF STATE PROPERTY STATISTICAL DEPARTMENT (1837-1857)
Andrey Yu. Skrydlov
PhD in History, Senior researcher,
S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology
of the Russian Academy of Sciences,
St Petersburg Branch,
St. Petersburg, Russia;
e-mail [email protected]
The author analyzes the problem of institutionalization of statistical institutions in the context of the relationship between statistical science and government in pre-reform Russia. It is noted that. statisticians were more often involved in solving important issues of public administration in the first half of the XIX century. The Ministry of State Property Statistical department acquired the status of departmental statistical science key center in the 1830s-1850s. The Statistical Department staffing and main activities are considered basing on the archival documents and published materials. It is concluded that the Statistical Department was a platform that managed to satisfy both the statisticians' research interest and the purely practical state request for the agriculture development. It can be stated that the department solved scientific problems that contributed to the disclosure of its individual officials' research abilities. Some of them subsequently made a significant contribution to statistical science development. The article considers Andrey P. Zablotsky-Desyatovsky's and Konstantin S. Veselovsky's scientific works, which they performed as the department heads. Later they both became prominent statisticians. The Statistical Department researches results largely determined the government elite views on the agriculture state in Russia. Those ideas formed the Peasant Reform basis.
Keywords: Science and state power, history of statistics, departmental statistics, Ministry of State Property, Andrey P. Zablotsky-Desyatovsky, Konstantin S. Veselovsky.