Научная статья на тему 'ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ В 1837-1855 ГОДАХ'

ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ В 1837-1855 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НИКОЛАЙ I / П.Д. КИСЕЛЕВ / МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронов И. И.

Изучается вопрос становления одного из центральных органов управления земледелием Российской империи - Департамента сельского хозяйства. Актуальность работы обусловлена необходимостью совершенствования механизма государственного управления на современном этапе. На основе отзывов современников автором показаны особенности организации внутренней работы Департамента сельского хозяйства. Особое внимание уделяется деятельности министра государственных имуществ П. Д. Киселева и директоров департамента И. Ф. Деллинсгаузена, Е. Ф. фон Брадке и А. И. Левшина. Новизна исследования видится в том, что автором раскрываются и уточняются ранее неизвестные аспекты функционирования Департамента сельского хозяйства. Вводятся в научный оборот новые данные из архивных источников. Доказано, что подготовка отмены крепостного права сыграла важную роль в учреждении Департамента сельского хозяйства. Выявлены особенности становления и показаны основные направления деятельности Департамента сельского хозяйства. Представлены результаты сопоставительного анализа численности и финансового положения чиновников департаментов сельского хозяйства и лесного. Охарактеризована специфика службы чиновников Департамента сельского хозяйства в указанный исторический период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENT OF AGRICULTURE OF MINISTRY OF STATE PROPERTY AS A STRUCTURAL ELEMENT OF RUSSIAN STATE ADMINISTRATION IN 1837-1855

The issue of the formation of one of the central agricultural management bodies of the Russian Empire - the Department of Agriculture is studied. The relevance of the work is due to the need to improve the mechanism of public administration at the present stage. Based on the opinions of contemporaries, the author shows the features of the organization of the internal work of the Department of Agriculture. Particular attention is paid to the activities of the Minister of State Property P. D. Kiselev and directors of the department I. F. Dellingshausen, E. F. von Bradke and A. I. Levshin. The novelty of the study is seen in the fact that the author reveals and clarifies previously unknown aspects of the functioning of the Department of Agriculture. New data from archival sources are introduced into scientific circulation. It is proved that the preparation of the abolition of serfdom played an important role in the establishment of the Department of Agriculture. The features of formation are revealed and the main directions of activity of the Department of Agriculture are shown. The results of a comparative analysis of the number and financial situation of officials of the Departments of Agriculture and forestry are presented. The specifics of the service of officials of the Department of Agriculture in the specified historical period are characterized.

Текст научной работы на тему «ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ В 1837-1855 ГОДАХ»



Воронов И. И. Департамент сельского хозяйства Министерства государственных иму-ществ как структурный элемент государственного управления России в 1837—1855 годах / И. И. Воронов // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 2. — С. 356—375. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-2-356-375.

Voronov, I. I. (2021). Department of Agriculture of Ministry of State Property as a Structural Element of Russian State Administration in 1837—1855. Nauchnyi dialog, 11(2): 356-375. DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-2-356-375. (In Russ.).

^»SCIENCE I ERIHJUk i;™,;,,™

ИВИАИУ.И11

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-2-356-375

Департамент сельского Department of Agriculture

хозяйства Министерства of Ministry of State

государственных имуществ Property as a Structural

как структурный элемент Element of Russian

государственного State Administration

управления in 1837—1855

России в 1837—1855 годах

Воронов Иван Иванович Ivan I. Voronov

orcid.org/0000-0001-7293-4396 orcid.org/0000-0001-7293-4396

доктор исторических наук, профессор Doctor of History, Professor, Department

кафедра истории и регионоведения of History and Regional Studies

ivan.voronov@mail.ru ivan.voronov@mail.ru

Санкт-Петербургский государственный The Bonch-Bruevich Saint Petersburg

университет телекоммуникаций State

им. проф. М. А. Бонч-Бруевича University of Telecommunications

(Санкт-Петербург, Россия) (Saint Petersburg, Russia)

© Воронов И. И., 2022

оригинальные статьи

Аннотация:

Изучается вопрос становления одного из центральных органов управления земледелием Российской империи — Департамента сельского хозяйства. Актуальность работы обусловлена необходимостью совершенствования механизма государственного управления на современном этапе. На основе отзывов современников автором показаны особенности организации внутренней работы Департамента сельского хозяйства. Особое внимание уделяется деятельности министра государственных имуществ П. Д. Киселева и директоров департамента И. Ф. Деллинсгаузена, Е. Ф. фон Брадке и А. И. Левшина. Новизна исследования видится в том, что автором раскрываются и уточняются ранее неизвестные аспекты функционирования Департамента сельского хозяйства. Вводятся в научный оборот новые данные из архивных источников. Доказано, что подготовка отмены крепостного права сыграла важную роль в учреждении Департамента сельского хозяйства. Выявлены особенности становления и показаны основные направления деятельности Департамента сельского хозяйства. Представлены результаты сопоставительного анализа численности и финансового положения чиновников департаментов сельского хозяйства и лесного. Охарактеризована специфика службы чиновников Департамента сельского хозяйства в указанный исторический период.

Ключевые слова:

Николай I; П. Д. Киселев; Министерство государственных имуществ; Сельскохозяйственный департамент; сельское хозяйство; земледелие.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The issue of the formation of one of the central agricultural management bodies of the Russian Empire — the Department of Agriculture is studied. The relevance of the work is due to the need to improve the mechanism of public administration at the present stage. Based on the opinions of contemporaries, the author shows the features of the organization of the internal work of the Department of Agriculture. Particular attention is paid to the activities of the Minister of State Property P. D. Kiselev and directors of the department I. F. Dellingshausen, E. F. von Bradke and A. I. Levshin. The novelty of the study is seen in the fact that the author reveals and clarifies previously unknown aspects of the functioning of the Department of Agriculture. New data from archival sources are introduced into scientific circulation. It is proved that the preparation of the abolition of serfdom played an important role in the establishment of the Department of Agriculture. The features of formation are revealed and the main directions of activity of the Department of Agriculture are shown. The results of a comparative analysis of the number and financial situation of officials of the Departments of Agriculture and forestry are presented. The specifics of the service of officials of the Department of Agriculture in the specified historical period are characterized.

Key words:

Nicholas I; P. D. Kiselev; Ministry of State Property; Agricultural Department; Agriculture; land husbandry.

УДК 94(47).073:351.823.1

Департамент сельского хозяйства Министерства государственных имуществ как структурный элемент государственного управления России в 1837—1855 годах

© Воронов И. И., 2022

1. Введение = Introduction

В 30-х годах XIX века экономика Российской империи находилась в затяжном кризисе. Неэффективная система управления, Отечественная война 1812 года, неурожаи и эпидемии подорвали сельское хозяйство страны. Существовавшая практика прикрепления крестьян к земле, когда-то необходимая, давно изжила себя. Отвергая сельскохозяйственные новшества и гася инициативу, крепостничество тормозило развитие страны. Для решения стоявших перед Россией проблем требовалось изменить систему управления. Подготавливать отмену крепостного права Николай I начал постепенно, с реформирования государственной деревни. Осуществить преобразование поручалось новому министерству, в состав которого входил и сельскохозяйственный Департамент.

Министерство государственных имуществ (МГИ) было учреждено 26 декабря 1837 года. Создавалось ведомство для управления государственными имуществами, попечительства над государственными крестьянами и заведования сельским хозяйством. МГИ состояло из Первого, Второго, Третьего департаментов, ученого комитета, типографии, литографии, совета и канцелярии министра [Учреждение ..., 1837, с. 1—17]. Возглавил новое министерство П. Д. Киселев [Шилов, 2001, с. 289]. Штаты МГИ включали 618 чиновников с содержанием 1 млн 216 тыс. 694 руб. ассигнациями, а после пересчета в 1839 году ассигнаций на серебро — 319 тыс. 55 руб. Руководство сельским хозяйством поручалось Третьему департаменту [Историческое ..., 1888, с. 62]. Оклады МГИ в 1,5—2 раза превышали содержание в других министерствах, за исключением военного [РГИА, д. 611. л. 128 об-148]. Так в составе государственного аппарата появилось Министерство, занятое сельскохозяйственным управлением. На содержание образцово-показательного ведомства были выделены значительные средства, что позволяло охватить большой фронт работ и привлечь компетентных специалистов. Нацеленное в первую очередь на «попечительство» МГИ не могло стать полноценным сельскохозяйственным ведомством, но за развитие сельского хозяйства теперь отвечал целый Департамент.

8

ACCFS5

2. Материал, методы, обзор = Material, Methods, Review

Материалы исследования основываются на документах Российского государственного исторического архива (РГИА). Это фонды: 381 (Канцелярия министра земледелия), 1152 (Департамент государственной экономии Государственного совета), 1589 (V отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии). В этих фондах содержатся документы об учреждении и реорганизации МГИ и Департамента сельского хозяйства, всеподданнейшие доклады, записки, отчёты, переписка министров и т. п.

Особое значение имеют издания нормативно-правового характера: «Полное собрание законов Российской империи» и «Сборник постановлений по управлению государственных имуществ» [ПСЗРИ ... 1838, 1840, 1844, 1846, 1847, 1853; Сборник ..., 1850]. Не менее важны и мемуары: воспоминания Е. Ф. Брадке [Брадке, 1875], К. С. Веселовского [Веселов-ский, 1903], В. А. Инсарского [Инсарский, 1894], А. А. Малышева [Малышев, 1885] и дневники М. А. Корфа [Корф, 2010]. Мемуаристы позволяют увидеть скрытые механизмы становления Департамента сельского хозяйства и особенности положения его чиновников [Волков, 2010].

Дореволюционная историография вопроса представлена юбилейными изданиями МГИ [Историческое ..., 1888; Очерк ..., 1887; Столетие ..., 1898; Гинс, Шафранов, 1914]. Как правило, эти труды состоят из двух частей: первая с краткой историей возникновения МГИ и биографиями министров, вторая с описанием деятельности МГИ и его департаментов. Также имеются работы-отчеты, подготовленные Департаментом сельского хозяйства [Обзор ..., 1850]. Советская историография отражена в монографии Н. М. Дружинина. Автор проанализировал причины учреждения МГИ, дал краткую характеристику личности некоторых его чиновников и подготовил обзор деятельности министерского аппарата. В том числе на примере Департамента сельского хозяйства [Дружинин, 1958]. Российская историография представлена монографиями, статьями и справочниками. Так, Л. Е. Шепелёв проанализировал систему центральных государственных учреждений и чиновничества. Особый интерес представляет информация, посвященная МГИ и Лесному департаменту [Шепелёв, 2001]. В статье А. И. Рыбалкина рассмотрено формирование в структуре МГИ Лесного департамента [Рыбалкин, 2013]. Отдельные эпизоды из истории Департамента сельского хозяйства можно встретить в обобщающих трудах по истории министерств [Министерская ..., 2007; Управленческая ..., 2008]. В справочнике Д. Н. Шилова представлены подробные биографические и служебные данные чиновников сельскохозяйственного ведомства, занимавших высшие государственные должности [Шилов, 2001].

8

АГСF S?

3. Результаты и обсуждение = Results and Discussion

3.1. Третий департамент

Третий департамент создавался для управления учреждениями и мероприятиями, занятыми распространением сельскохозяйственных сведений. Кроме того, ведомство руководило корпусами лесничих (до 1843 года) и гражданских топографов, а также производством кадастра (до 1845 года). Департамент состоял из канцелярии, чертежной, архива и шести отделений. 1-е управляло учебными и образцовыми сельскохозяйственными заведениями. 2-е занималось усовершенствованием сельского хозяйства. 3-е инспектировало Лесной (до 1843 года) и Межевой корпуса (с 1847 года). 4-е руководило производством кадастра. 5-е ведало статистикой государственных имуществ. 6-е вело бухгалтерские и контрольные дела. Кроме того, под контролем департамента находились ученый комитет, типография и литография. Ученый комитет состоял из отделений сельского хозяйства, лесного и кадастра. К компетенции Комитета относились объявление конкурсов, взаимодействие с учеными и экономическими обществами, отслеживание сельскохозяйственных нововведений за границей и т. п. вопросы [РГИА, д. 98, л. 9 об. — 13 об.]. Лесное хозяйство осталось без собственного органа управления и было рассредоточено между тремя департаментами. В 1838 году директор Третьего департамента предложил передать управление лесами отдельному ведомству. Однако его предложение было отклонено. А 30 января 1839 года специалисты лесного дела были объединены в состоящий при Третьем департаменте Корпус лесничих (726 офицеров, в том числе 4 генерала) [Рыбалкин, 2013, с. 33—34]. При учреждении МГИ вопросам руководства сельским хозяйством не придавалось большого значения. Изначально Третий департамент был загружен массой непрофильных дел. Поэтому при решении сельскохозяйственных вопросов, вероятно, возникали конфликты, например, между необходимостью включения в оборот новых земель и охраной лесов. При существенных различиях в предметах ведения внутренняя организация и деятельность департамента не могли находиться на высоком уровне [Малышев, 1885, с. 660]. Поэтому директор и попытался вывести из состава ведомства лесное управление. Однако присутствие в составе департамента Ученого комитета говорит о наличии у П. Д. Киселева больших планов по развитию сельского хозяйства.

Директором Третьего департамента был поставлен И. Ф. Деллинсга-узен, бывший начальник штаба П. Д. Киселева в армии [Волков, 2010, с. 438]. При отсутствии в МГИ должности товарища министра И. Ф. Дел-линсгаузен стал первым помощником П. Д. Киселева, заменяя его в случае необходимости. Служебный прием у министра начинался в 10 часов.

8

ACCFS5

В отличие от других директоров департаментов, имевших свой день для доклада, И. Ф. Диллингаузен являлся к П. Д. Киселеву по мере надобности. Также он и имел право просматривать бумаги, лежащие в кабинете министра. Кроме руководства департаментом, И. Ф. Делленсгаузен занимался и массой общеминистерских дел вплоть до компенсации чиновникам командировочных расходов [Малышев, 1885, с. 655—656]. Однако карьера у И. Ф. Деллинсгаузена не заладилась. В результате конфликта с полицейским [Корф, 2010, с. 324, 362] 8 мая 1839 года И. Ф. Деллинсгаузен вышел в отставку. В тот же день новым директором Третьего департамента был назначен Е. Ф. фон Брадке [Историческое ..., 1888, с. XV.]. Теперь доклад директора проходил по средам. С раннего утра чиновники во главе с Е. Ф. фон Брадке собирались в департаменте для окончательной подготовки к докладу. Первоначально во время доклада директора сопровождали все начальники отделений. Но П. Д. Киселев не любил робких и косноязычных докладчиков. Поэтому Е. Ф. фон Брадке стал брать с собой только двух лучших чиновников, они и отчитывались за весь департамент [Ин-сарский, 1894, с. 69]. Но, несмотря на богатый административный опыт [Веселовский, 1903, с. 22], Е. Ф. фон Брадке не смог заменить И. Ф. Деллинсгаузена. И в 1840 году П. Д. Киселев получил официального заместителя [Малышев, 1885, с. 660], которым стал директор Первого департамента Н. М. Гамаля [РГИА, д. 127, л. 70—72 об.]. Через два года после учреждения МГИ П. Д. Киселев решил проверить эффективность работы своего ведомства. 24 декабря 1840 года он распорядился провести ревизию делопроизводства и отчётности МГИ. Замечания к Третьему департаменту были типичными для всего МГИ и заключались в неправильном распределении дел и недостатках в делопроизводстве. 23 ноября 1841 года министр предписал директорам департаментов устранить недочёты. Неизвестно, как развивалась ситуация в Третьем департаменте, но в Первом департаменте замечания были устранены лишь через год [РГИА, д. 260, л. 1—6 об., 14—24 об. — 40, 60—61]. Первоначально МГИ довольствовалось временными помещениями расположенными в разных местах: на Мойке у Синего и Певческого мостов, на ул. Б. Морской, Миллионной и Почтамтской. Два собственных здания МГИ у Синего моста были построены лишь к 1850 году [Очерк ..., 1887, с. 25]. Там и расположился Третий департамент. Занимаясь укомплектованием МГИ, П. Д. Киселев старался подобрать для него знакомых, проверенных и образованных служащих. Именно таким был И. Ф. Деллинсгаузен, являвшийся соратником П. Д. Киселева еще со времени армейской службы. Вероятно, являясь де факто заместителем министра, он мало времени уделял своему департаменту и не успел правильно организовать работу ведомства. Следующий дирек-

8

ACCFS5

тор Е. Ф. фон Брадке не сумел стать помощником министра, зато наладил работу департамента. Устроенная П. Д. Киселевым проверка не выявила в Третьем департаменте никаких серьезных замечаний.

Хоть при учреждении МГИ Лесной департамент создан не был, но идея объединения лесного управления в одном учреждении осталась. 18 января 1843 года лесное хозяйство было отделено от земледелия. Лесной корпус и лесные подразделения других департаментов были переданы в специально созданный Лесной департамент [Столетие ..., 1898, с. 107]. Это преобразование пошло на пользу не только лесному, но и сельскому хозяйству. Дела Третьего департамента дела стали все более упорядочиваться. Сотрудниками департамента были подготовлены уставы Горыго-рецкого земледельческого института, образцовых ферм, школ виноделия, шелководства и ряда др. учреждений. На прочную основу был поставлен кадастр. Ведомство пополнилось сельскохозяйственными чиновниками со специальным образованием. Но, не выдержав напряженной работы [Весе-ловский, 1903, с. 23], 16 января 1844 года Е. Ф. фон Брадке оставил службу. 24 января 1844 года Третий департамент возглавил А. И. Левшин [Историческое ..., 1888, с. XV] известный как специалист в области земледелия [Министерская ..., 2007, с. 535]. Новый директор предложил сменить название ведомства на Департамент сельского хозяйства [Гинс и др., 1914, с. 7—8]. Постепенно Третий департамент избавлялся от непрофильных дел и сосредотачивался на сельском хозяйстве. Хотя за семь лет сменилось три директора, но в конце концов департамент возглавил специалист. Чиновничий аппарат ведомства также становился более компетентным. Произошедшие изменения требовалось закрепить окончательным освобождением от посторонних функций и названием, соответствующим назначению ведомства.

3.2. Департамент сельского хозяйства

Учреждение Лесного департамента потребовало перераспределения обязанностей и пересмотра штатов МГИ [Очерк ..., 1887, с. 30]. 25 ноября 1844 года П. Д. Киселев передал государственному секретарю И. В. Василь-чикову для внесения в Государственный совет проекты изменения штатов МГИ и его местных органов. В частности, министр предлагал изменить структуру органов управления сельским хозяйством. Третий департамент следовало переименовать в Департамент сельского хозяйства, инспекторское отделение упразднить, а чертежную передать Корпусу гражданских топографов; литографию и металлографию корпуса перевести в типографию департамента; для подготовки проектов сельскохозяйственных построек создать особую комиссию. 30 ноября 1844 года Департамент государствен-

8

ACCFS5

ной экономии Государственного совета рассмотрел представление П. Д. Киселева. Деньги на усиление штатов (до 155 чиновников) с содержанием в 36 тыс. 928 руб. 58 коп. предлагалось изыскать за счет средств МГИ. 15 декабря 1844 года Общее собрание Государственного совета одобрило мнение департамента, а 9 января 1845 года его утвердил Николай I [РГИА, д. 189, л. 15—46 об., 65—68]. Так за ведомством было окончательно закреплено руководство сельским хозяйством. Но, несмотря на переименование, в ведении департамента остался ряд дел, лишь косвенно связанных с сельским хозяйством. Это статистика государственных имуществ, строительство, издательская деятельность и т. п. [Гинс и др., 1914, с. 7—8]. Сельскохозяйственный департамент состоял из канцелярии и пяти отделений. 1-е руководило усовершенствованием сельского хозяйства. 2-е занималось учебными и образцовыми сельскохозяйственными заведениями; 3-е управляло Корпусом гражданских топографов, межеванием казенных земель и т. п.; 4-е ведало статистикой сельского хозяйства и государственных имуществ; 5-е вело бухгалтерские и контрольные дела. Также в состав ведомства вошли комиссии для дел технических и строительных и уравнения сборов с государственных крестьян. Под контролем департамента находились ученый комитет, типография, литография и металлография [Сборник ..., 1850, с. 11—13]. С целью сокращения расходов по межеванию земель 11 апреля 1847 года Корпус гражданских топографов был преобразован в Корпус межевщиков [ПСЗРИ ..., 1847, с. 297]. Проведенное преобразование укрепило положение МГИ в системе органов государственной власти, а избавление от непрофильных функций и переименование Третьего департамента сосредоточило в нём все сельскохозяйственный дела МГИ. Взамен утраченного отделения департамент получил четко очерченные предметы ведения, что позволило оперативнее выполнять свои обязанности. Вместо утраченного ранее чужеродного Лесного корпуса сельскохозяйственное ведомство получило соответствующий его задачам Корпус межевщиков.

28 января 1852 года произошло общеминистерское сокращение штатов, затронувшее и Департамент сельского хозяйства [ПСЗРИ, 1853, с. 47]. В МГИ были сокращены три вице-директора и 97 младших помощников, журналистов и др. чиновников. Это уменьшило ведомственные расходы на 52 тыс. 6 руб. 98 коп. Департамент сельского хозяйства лишился вице-директора и, вероятно, 20—25 чиновников. Однако это сокращение было проведено за счет второстепенных сотрудников, состав которых должен был постепенно восстановиться. Ликвидированные должности вице-директоров департаментов по инициативе П. Д. Киселева с выплатой содержания за счет МГИ были возвращены уже 14 апреля 1852 года [РГИА, д. 127, л. 280, 281].

8

ACCFS5

В основном работа департамента была направлена на повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Для этого ведомство занималось изучением состояния сельского хозяйства в различных районах страны. Так, в 1838 году на Кавказ и в Астраханскую губернию был командирован А. П. Заблоцкий-Десятовский. В 1840 году в северные губернии были направлены два агронома. Позднее были созданы три комиссии для изучения положения отдельных отраслей промышленности (льняной 1845 год, свеклосахарной 1847 год, пеньковой 1849 год). Интересные сведения были собраны сотрудниками Горыгорецкого земледельческого института [Историческое ..., 1888, с. 49—55]. Департамент распространял элитные семена и новую технику, субсидировал сельскохозяйственные общества, учреждал опытные участки и хозяйства, организовывал съезды и выставки, оказывал агрономическую, ветеринарную и зоотехническую помощь. С 1844 по 1856 годы на опытных фермах прошли обучение 8 тыс. 130 человек. Пропаганда передовых методов организации сельского хозяйства велась печатными органами департамента. Так, «Земледельческая газета» издавалась тиражом 4—5 тыс. экз. [Управленческая ..., 2008, с. 386—390]. «Журнал Министерства государственных имуществ» относился к числу лучших «серьезных журналов» того времени [Веселовский, 1903, с. 26]. Издавало ведомство и «Лесной журнал» [Гинс и др., 1914, с. 9]. Постепенно деятельность Департамента сельского хозяйства стала приносить и материальную выгоду. Так, его доходы в 1846 году равнялись 3 тыс. 985 руб., 71 коп., а в 1855 году уже 83 тыс. 908 руб., 37 коп. [Историческое ..., 1888, с. 96—97]. Экспорт пшеницы увеличился с 2 млн 298 тыс. 739 четвертей в 1838 году, 40 млн 204 тыс. 793 четвертей в 1847 году [Обзор ..., 1850, с. 329]. То есть за девять лет доходы ведомства повысились на

79 тыс. 922 руб. 66 коп. Экспорт пшеницы за десять лет возрос на 37 млн 906 тыс. 54 четверти. Однако этого было недостаточно. Из-за низкой грамотности населения распространяемая МГИ информация фактически была доступна лишь помещикам. Но и они при даровом труде крепостных не спешили с модернизацией, и сельскохозяйственные новшества внедрялись лишь в образцовых хозяйствах, а крестьянское земледелие оставалось низкоэффективным.

3.3. Чиновничество Департамента сельского хозяйства

При учреждении в 1837 году штат Третьего департамента включал 140 сотрудников (в том числе 93 классных чиновника) с бюджетом в 276 тыс.

80 руб. В подконтрольных департаменту, но имевших собственный штат и бюджет ученом комитете, типографии и литографии состояли еще 18 сотрудников (в том числе 12 классных чиновников) с содержанием 71 тыс. 524 руб.

8

ACCFS5

Столовые получали только классные чиновники за исключением чиновников особых поручений. В ученом комитете, типографии и литографии столовые получали лишь три делопроизводителя. После переименования 9 января 1845 года Третьего департамента в Департамент сельского хозяйства его штат включал 132 сотрудника (в том числе 85 классных чиновников) с бюджетом в 81 тыс. 535 руб. 11 коп. В подконтрольных департаменту ученом комитете, типографии, литографии и металлографии состояли еще 7 сотрудников (в том числе 3 классных чиновника) с содержанием 20 тыс. 198 руб. 44 коп. То есть число сотрудников уменьшилось на 8 человек. Но их содержание с учетом пересчета ассигнаций на серебро (1 руб. серебром = 3 руб. 50 коп. ассигнациями) [Блиох, 1882, с. 226] увеличилось на 9 тыс. 440 руб. 5 коп. В подконтрольных департаменту ученом комитете, типографии и литографии были сокращены 11 сотрудников, а их содержание уменьшено на 830 руб. Столовые чиновники получали на прежнем основании [ПСЗРИ ... 1838, с. 298—299; ПСЗРИ ... 1846, с. 35—36].

Из всех департаментов МГИ по характеру деятельности к Департаменту сельского хозяйства больше всего приближался лесной, но ситуация там была иная. Лесной департамент был учрежден из других подразделений МГИ и получал часть предусмотренного для них финансирования. Так, по штату 1843 года в его составе числилось 114 человек (в том числе 68 классных чиновников) с бюджетом 54 тыс. 880 руб. Столовые получали только классные чиновники. Директор Лесного департамента, являясь одновременно инспектором Лесного корпуса, получал жалование согласно своему воинскому званию и столовые как инспектор корпуса. Непосредственно в департаменте он получал лишь небольшую прибавку — так называемые добавочные. После введения новых штатов 9 января 1845 года Лесной департамент включал 122 сотрудника (в том числе 70 классных чиновников). Лесное ведомство получило собственный бюджет в 58 тыс. 566 руб. Число сотрудников ведомства возросло на 8 человек, а содержание на 3 тыс. 686 руб. Столовые получали только классные чиновники. Включенные в штат запасные офицеры жалование и столовые получали в корпусе лесничих, а в департаменте лишь небольшие добавочные. Директор получал зарплату на прежнем основании [ПСЗРИ ... 1840, с. 40—41; ПСЗРИ ... 1844, с. 41—42; ПСЗРИ ... 1846, с. 36—37].

Первоначально повышенное материальное обеспечение и научный характер работы привлекли в сельскохозяйственный департамент многих талантливых чиновников. Но после утверждения 23 декабря 1838 года новых министерских штатов оклады МГИ уже не казались особенно привлекательными [Корф, 2010, с. 213—214]. А относительно небольшое жалование в сочетании с особенностями службы в новом департаменте

заставили некоторых перспективных чиновников покинуть ведомство. Так, участвовавший в создании МГИ начальник отделения В. А. Инсар-ский ушёл управляющим к предложившему огромное жалование князю А. И. Барятинскому [Инсарский, 1894. с. 83]. Недовольный рутинной работой столоначальника, будущий академик К. С. Веселовский перешел в Министерство внутренних дел. Правда, попробовав себя на аналогичной работе в другом ведомстве, он вскоре вернулся обратно. Как и многих других чиновников его привлекала научная работа сельскохозяйственного департамента [Веселовский, 1903, с. 29—31]. То есть даже после общеминистерского повышения окладов Департамент сельского хозяйства продолжал пользоваться популярностью в среде молодых чиновников.

Департаменты сельского хозяйства и лесной выполняли схожие функции, и финансовое положение их персонала было почти одинаковым. Ранее учрежденный и более многочисленный Департамент сельского хозяйства полнее оплачивал труд лишь начальников статистического и счетного отделений. Выделившийся из сельскохозяйственного Лесной департамент первоначально не имел своего бюджета и полностью зависел от МГИ. Исключением был лишь директор (до 1845 года управляющий) лесного департамента. Даже в звании полковника [Лесной ..., 1898, с. 109] благодаря огромным столовым его зарплата была выше, чем у директора департамента сельского хозяйства. После введения штатов 1845 года Лесной департамент получил собственный бюджет, но содержание сельскохозяйственных и лесных чиновников осталось на прежнем уровне (табл. 1). Разница сохранилась лишь на уровне директоров департаментов. Однако теперь несмотря на звание генерал-майора содержание директора лесного департамента уступало зарплате директора департамента сельского хозяйства.

Основу личного состава сельскохозяйственного ведомства составили выпускники университетов, чиновники других ведомств, владельцы имений и отставные военные [Дружинин, 1958, с. 88]. Научное направление в работе привлекало в Третий департамент «мыслителей и прожектеров». Но в общем личный состав ведомства оставлял желать лучшего даже после его переименования в Департамент сельского хозяйства [Инсарский, 1894, с. 17, 32, 53]. Первоначально дела велись «по общему канцелярскому порядку». Чиновники упражнялись в искусстве «бессознательного многословия» или внедряли новшества, «плохо понятые и неусвоенные» [Брадке, 1875, с. 289]. Ученый комитет департамента мог считаться таковым «только по официальной терминологии». Некомпетентные в сельском хозяйстве чиновники часто передавали на заключение комитета даже незначительные дела. В результате комитет рассматривал вопросы о продаже одной коровы [Веселовский, 1903, с. 17, 32—33] и утверждал инструкции,

Таблица 1

Содержание чиновников Департаментов сельского хозяйства и лесного*

Должность Департамент сельского хозяйства Лесной департамент

1837 г. 1845 г. 1843 г. 1845 г.

жалование столовые жалование столовые жалование столовые добавочные жалование столовые

Директор департамента 6000 р. 6000 р. 1715 р., 52 к. 1715 р., 52 к. 531 р. 5000 р. 1143 р. 1017р. 1143 р.

Вице-директор 4000 р. 3000 р. 1143 р., 68 к. 857 р., 76 к. 1143 р. 857 р. - 1143 р. 857 р.

Начальник отделения от 3000 до 4000 р. 1500 р. от 857 р., 76 к. до 1143 р. 68 к 428 р., 88 к. 857 р. 429 р. 857 р. 429 р.

Столоначальник 1800 р. 750 р. 514 р. 60 к. 214 р. 43 к. 515 р. 214 р. - 515 р. 214 р.

* Подготовлено на основе источников: [ПСЗРИ ... 1838, с. 298—299; ПСЗРИ ... 1840, с. 40—41; ПСЗРИ ... 1844, с. 41—42; ПСЗРИ ... 1846, с. 35—37; Аничков, 1860, с. 248].

8

АГСF S?

написанные чиновниками за одну ночь [Инсарский, 1894, с. 68]. Но постепенно личный состав департамента улучшился. В ведомстве работали крупные специалисты, позднее заслужившие звание академиков: К. С. Ве-селовский, П. И. Кеппен и многие другие [Дружинин, 1958, с. 88—89]. Непригодные чиновники заменялись «молодыми людьми из первых кандидатов университета, которые охотно вступали в ... модный департамент» [Инсарский, 1894, с. 66]. Если судить по канцелярии, то после учреждения МГИ чиновники департамента имели необременительные обязанности [Инсарский, 1894, с. 56—57]. Но уже в 1843 году они еле справлялись с огромным объемом работы [Веселовский, 1903, с. 34—35].

Вместе с учреждением МГИ его чиновники получили особую форму одежды. Парадный мундир МГИ был темно-зеленого сукна с золотыми матовыми пуговицами с изображением государственного герба; шитье золотое; воротник и обшлаг из светло-зеленого бархата. Мундирный фрак был темно зеленого сукна со светло-зеленым бархатным отложным воротником и пуговицами как на парадном мундире. Начиная с четвертого разряда составной частью шитья к мундиру являлись веточки дуба и букетики из колосьев и васильков, которые присутствовали на шитье мундиров Министерства внутренних дел. Бордюр представлял собой тонкую дубовую ветвь, свободно обвитую лентой. Свою форму имел личный состав Корпуса лесничих. Его сотрудники носили темно-зеленую воинскую форму. Воротники и обшлага с клапанами были светло-зеленые суконные. Выпушка на фалдах, обшлагах и брюках — того же цвета. Сохранялось принятое ранее серебряное шитье. Вводились серебряные эполеты и черный лакированный кивер (по образцу флота) с гербовым орлом и литерами К. Л., с серебряным помпоном [Шепелёв, 2001, с. 281, 283—384]. После передачи Лесного корпуса лесному ведомству форма чиновников Департамента сельского хозяйства стала единообразной.

4. заключение = Conclusions

Подготовка к отмене крепостного права вызвала изменения в системе министерского управления Российской империи. Для повышения эффективности управления государственными имуществами было учреждено Министерство государственных имуществ, включавшее сельскохозяйственный Департамент. Но первоначально вопросам руководства сельским хозяйством особого значения не придавалось. Поэтому отвечавший за сельское хозяйство Третий департамент был загружен множеством чужеродных дел. Лишь в 1845 году ведомство избавилось от непрофильных функций и было переименовано в Департамент сельского хозяйства. Повышенные материальные возможности и реформаторская деятельность

8

ACCFS5

сельскохозяйственного ведомства позволили привлечь в его ряды лучших представителей бюрократии. Тем не менее Департамент достаточно долго нуждался в сельскохозяйственных специалистах. Пополнившись компетентными чиновниками, ведомство развернуло большую работу по повышению производительности сельскохозяйственного производства. Но наличие крепостного права сильно обесценивало его деятельность. В сельскохозяйственных улучшениях не были заинтересованы ни помещики, ни государственные крестьяне. Несмотря на частные успехи, большие затраты на сельскохозяйственное управление не привели к экономическому подъёму, и штат ведомства был сокращён.

После смерти в 1855 году императора Николая I наступает новый этап в судьбе Департамента сельского хозяйства. 11 июля 1956 года либеральный министр П. Д. Киселев получил отставку и вскоре был отправлен послом во Францию. 17 апреля 1857 года главой МГИ был назначен консерватор М. Н. Муравьев [Шилов, 2001, с. 289, 438]. Новый министр сосредоточился на уменьшении издержек и повышении эффективности использования государственных имуществ. А Департамент сельского хозяйства 9 февраля 1859 года был присоединен ко Второму департаменту и сосредоточился на подготовке к отмене крепостного права [Управленческая ..., 2008, с. 392].

Источники и принятые сокращения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ПСЗРИ, 1838 — Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2-е. Штаты и табели. — Санкт-Петербург : II Отделение СЕИВК, 1838. — Т. 12. — Ч. 2. — 300 с.

2. ПСЗРИ, 1840 — Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2-е. Штаты и табели. — Санкт-Петербург : II Отделение СЕИВК, 1840. — Т. 14. — Ч. 2. — 310 с.

3. ПСЗРИ, 1844—Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2-е. Штаты и табели. — Санкт-Петербург : II Отделение СЕИВК, 1844. — Т. 18. — Ч. 2. — 322 с.

4. ПСЗРИ, 1846 — Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2-е. Штаты и табели. — Санкт-Петербург : II Отделение СЕИВК, 1846. — Т. 20. — Ч. 2. — 229 с.

5. ПСЗРИ, 1847 — Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2-е. Законы. — Санкт-Петербург : II Отделение СЕИВК, 1847. — Т. 22. — Ч. 1. — 950 с.

6. ПСЗРИ, 1853 — Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2-е. Законы. — Санкт-Петербург : II Отделение СЕИВК, 1853. — Т. 27. — Ч. 1. — 801 с.

7. РГИА — Российский государственный исторический архив. Ф. 381, Оп. 2, Д. 98, 260 ; Ф. 381, Оп. 47, Д. 127 ; Ф. 1152, Оп. 3, Д. 189 ; Ф. 1589, Оп. 1, Д. 611.

8. Сборник постановлений по управлению государственных имуществ. — Санкт-Петербург : II Отделение СЕИВК, 1850. — Т. 1. — 663 с.

9. Учреждение Министерства государственных имуществ. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1837. — 17 с.

Литература

1. Аничков В. М. Военное хозяйство : Сравнительное исследование положительных законодательств России, Франции, Пруссии, Австрии, Сардинии, Бельгии и Баварии / В. М. Аничков. — Санкт-Петербург : Типография Н. Деноткина, 1860. — 627 с.

2. БлиохИ. С. Финансы России XIX столетия. История — статистика / И. С. Бли-ох. — Санкт-Петербург : Типография М. М. Стасюлевича, 1882. — Т. 1. — 344 с.

3. Брадке Е. Ф. Автобиографические записки Егора Федоровича фон Брадке / Е. Ф. Брадке // Русский архив. — 1875. — Книга 1. — № 3. — С. 257—294.

4. Волков С. В. Генералитет российской армии. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов Российской армии от Петра I до Николая II / С. В. Волков. — Москва : Центрполиграф, 2010. — Т. 1. — 831 с. — ISBN 978-5-227-02054-3.

5. Веселовский К. С. Воспоминания К. С. Веселовского / К. С. Веселовский // Русская старина. — 1903. — № 10. — С. 5—42.

6. Гинс Г.К. Сельскохозяйственное ведомство за 75 лет его деятельности / Г. К. Гинс, А. П. Шафранов. — Петроград : Издание канцелярии главноуправляющего землеустройством и земледелием, 1914. — 397 [61] [VII] с.

7. Дружинин Н. М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева / Н. М. Дружинин. — Москва : Издательство академкнига, 1958. — 617 с.

8. ИнсарскийВ. А. Записки Василия Антоновича Инсарского / В. А. Инсарский. — Санкт-Петербург : Русская старина, 1894. — Ч. 1. — 271 с.

9. Историческое обозрение пятидесятилетней деятельности Министерства государственных имуществ 1837—1887 гг. — Санкт-Петербург : Паровая скоропечатня Яблонский и Перотт, 1888. — Ч. 1. — 103 [LXV] c.

10. КорфМ. А. Дневники 1838 и 1839 гг. / М. А. Корф. — Москва : «Рубежи XXI», 2010. — 576 с. — ISBN 978-5-91791-044-4.

11. Малышев А. А. Из воспоминаний о прошлом 1830—1836 гг. / А. А. Малышев // Исторический вестник. — 1885. — Т. 20. — № 6. — С. 645—664.

12. Министерская система Российской империи : к 200-летию министерств в России / Отв. составитель Д. И. Раскин. — Москва : РОССПЭН, 2007. — 920 с. — ISBN 978-5-8243-0854-9.

13. Обзор действий Департамента сельского хозяйства в течении пяти лет с 1844 по 1849 год. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1850. — 332, 6, [12] с.

14. Очерк пятидесятилетней деятельности Министерства государственных имуществ 1837—1887. — Санкт-Петербург : Паровая скоропечатня Яблонский и Перрот, 1887. — 271 [IV] c.

15. Рыбалкин А. И. Деятельность Министерства государственных имуществ по совершенствованию системы управления лесным комплексом Российской империи / А. И. Рыбалкин // Берегиня. 777. Сова. — 2013. — № 4 (19). — С. 32—45.

16. Столетие учреждения Лесного департамента 1798—1898. — Санкт-Петербург : Типолитография Ю. Я. Римана, 1898. — 253 с.

17. Управленческая элита российской империи. История министерств 1802— 1917 гг. — Санкт-Петербург : Лики России, 2008. — 696 с. — ISBN 978-5-87417-261-9.

18. Шепелёв Л. Е. Чиновный мир России XVIII — начало XX века / Л. Е. Шепе-лёв. — Санкт-Петербург : «Искусство-СПБ», 2001. — 479 с. — ISBN 5-210-01518-1.

19. Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений 1802—1917 гг. / Д. Н. Шилов. — Санкт-Петербург : Д. Була-нин, 2001. — 830 с. — ISBN 5-86007-227-9.

Material resources

Collection of resolutions on the management of state property, 1. (1850). St. Petersburg: Southern branch of Seivk. 663 p. (In Russ.).

Establishment of the Ministry of State Property. (1837). St. Petersburg: [b. i.]. 17 p. (In Russ.).

Russian State Historical Archive. F. 381, Op. 2, 98, 260; F. 381, Op. 47, 127; F. 1152, Op. 3, 189; F. 1589, Op. 1, 611. (In Russ.).

The Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 2nd. Staff and report card, 12 (2). (1838). St. Petersburg: Southern branch of Seivk. 300 p. (In Russ.).

The Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 2nd. Staff and report card, 14 (2). (1840). St. Petersburg: Southern branch of Seivk. 310 p. (In Russ.).

The Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 2nd. Staff and report card, 18 (2). (1844). St. Petersburg: Southern Branch of Seivk. 322 p. (In Russ.).

The Complete Collection of laws of the Russian Empire. Collection 2nd. Staff and report card, 20 (2). (1846). St. Petersburg: Southern Branch of Seivk. 229 p. (In Russ.).

The Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 2nd. Laws, 22 (1). (1847). St. Petersburg: Southern Branch of Seivk. 950 p. (In Russ.).

The Complete Collection oflaws of the Russian Empire. Collection 2nd. Laws, 27 (1). (1853). St. Petersburg: Southern branch of Seivk. 801 p. (In Russ.).

References

Anichkov, V. M. (1860). Military economy: A comparative study of the positive legislations of Russia, France, Prussia, Austria, Sardinia, Belgium and Bavaria. St. Petersburg: Printing house of N. Denotkin. 627 p. (In Russ.).

An outline of the fifty-year activity of the Ministry of State Property 1837—1887. (1887). St. Petersburg: Steam printing house Yablonsky and Perrot. 271 [IV] p. (In Russ.).

Bliokh, I. S. (1882). Finance of Russia of the XIX century. History — statistics, 1. St. Petersburg: Printing house of M. M. Stasyulevich. 344 p. (In Russ.).

Bradke, E. F. (1875). Autobiographical notes of Egor Fedorovich von Bradke. Russian Archive, 1 (3): 257—294. (In Russ.).

Centenary of the establishment of the Forest Department 1798—1898. (1898). St. Petersburg: Typolithography of Yu. Ya. Riemann. 253 p. (In Russ.).

Druzhinin, N. M. (1958). State peasants and the reform of P. D. Kiselyov. Moscow: Akadem-kniga Publishing House. 617 p. (In Russ.).

Gins, G. K., Shafranov, A. P. (1914). Agricultural department for 75 years of its activity.

Petrograd: Publication of the Office of the Chief Administrator of Land Management and Agriculture. 397 [61] [VII] p. (In Russ.).

Historical review of the fifty-year activity of the Ministry of State Property 1837—1887, 1.

(1888). St. Petersburg: Steam printing house Yablonsky and Perott. 103 [LXV] c. (In Russ.).

Insarsky, V. A. (1894). Notes of Vasily Antonovich Insarsky, 1. St. Petersburg: Russian Antiquity. 271 p. (In Russ.).

Korf, M. A. (2010). Diaries of 1838 and 1839. Moscow: "Frontiers of XXI". 576 p. ISBN 978-5-91791-044-4. (In Russ.).

Malyshev, A. A. (1885). From memories of the past 1830—1836. Historical Bulletin, 20 (6): 645—664. (In Russ.).

Review of the actions of the Department of Agriculture during the five years from 1844 to 1849. (1850). St. Petersburg: [b. i.]. 332, 6, [12] p. (In Russ.).

Rybalkin, A. I. (2013). Activity of the Ministry of State Property to improve the management system of the forest complex of the Russian Empire. Bereginya. Ill. Owl, 4 (19): 32—45. (In Russ.).

Shepelev, L. E. (2001). The official world of Russia XVIII — early XX century. Saint Petersburg: "Art-SPB". 479 p. ISBN 5-210-01518-1. (In Russ.). Shilov, D. N. (2001). Statesmen ofthe Russian Empire. Heads of higher and central institutions

1802—191l. St. Petersburg: D. Bulanin. 830 p. ISBN 5-86007-227-9. (In Russ.). The managerial elite of the Russian Empire. History of Ministries 1802—191l. (2008). St.

Petersburg: Faces of Russia. 696 p. ISBN 978-5-87417-261-9. (In Russ.). The ministerial system of the Russian Empire: to the 200th anniversary of ministries in Russia.

(2007). Moscow: ROSSPEN. 920 p. ISBN 978-5-8243-0854-9. (In Russ.). Veselovsky, K. S. (1903). Memoirs of K. S. Veselovsky. Russian Antiquity, 10: 5—42. (In Russ.).

Volkov, S. V. (2010). Generalitat of the Russian army. Encyclopedic dictionary of generals and admirals of the Russian Army from Peter I to Nicholas II, 1. Moscow: Tsen-trpoligraf. 831 p. ISBN 978-5-227-02054-3. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 04.09.2021, одобрена после рецензирования 02.02.2022, подготовлена к публикации 1l.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.