Научная статья на тему 'Из истории становления почтово-телеграфной службы Дагестана, радиофикации Дагестана (1925-1928 гг. )'

Из истории становления почтово-телеграфной службы Дагестана, радиофикации Дагестана (1925-1928 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории становления почтово-телеграфной службы Дагестана, радиофикации Дагестана (1925-1928 гг. )»

только на каждого отдельного человека как мелкого собственника, но и на крупные предприятия разных сфер и форм собственности вплоть до государства, которое «имеет во временном земном владении только те материальные ценности, которые дает им Господь»31.

Литература

1. Основные государственные законы. СПб., 1906.

2. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1824.

3. Синодский Указ «О грамотах на построение церквей» от 30 апреля 1722 г. // ПСЗ. Т. 4. № 3991.

4. Синодский Указ «О штатах церковнослужителей при соборах и приходских церквах и о положении излишних и безместных в подушный оклад» от 10 августа 1722 г. // ПСЗ. Т. 4. № 4072.

5. Амон О. Собственность, чем она была, что она есть и чем она будет. Одесса, 1917.

6. Введение христианства на Руси. М.: Мысль, 1987.

7. Гегель Г.Ф. Сочинения. Т. 7. М.,1934.

8. Гегель Г.Ф. Философия права. Введение. М., 1990.

9. Десницкий С.Е. Юридические рассуждения о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показаниями преподобными, какими оныя у разных народов защищаются. М., 1772.

10. Ивлева Г.Ю. Происхождение и этапы развития собственности // Собственность в XX столетии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОС-СПЭН), 2001.

31 Церковь и общество в свете основ социальной концепции Русской Православной Церкви // Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриарха митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Гос. Думе на парламентских слушаниях по Основам социальной концепции Русской Православной Церкви // Ьйр://^^^ги881ап-orthodox-church.org.ru

11. Исаев И.А. Евразийская концепция собственности (из истории правового солидаризма) // Собственность: право и свобода. М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 1992.

12. Карташев А.В. Очерки истории русской церкви. М., 1993.

13. Карташев A.B. История Русской Церкви. М., 2005.

14. Кондаков Ю.Е. Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века. СПб., 2003.

15. Летурно Ш. Эволюция собственности. М., 1889.

16. Милютин В. О недвижимых имуществах духовенства в России. М.: Университетская типография, 1862.

17. Колганов М.В. Собственность. Докапиталистические формации. М., 1962.

18. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Москва, 13—16 августа 2000 г.

19. Останин В.А. Собственность: сущность, противоречия, форма их разрешения. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1992.

20. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1988.

21. Павлов А. С. Курс церковного права. Сергиев Посад, 1912.

22. Скидмор Т. Права человека на собственность: Пер. с англ. М.: Наука, 1988.

23. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.

24. Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 1. М., 1995.

25. Русская философия собственности (17—20 вв). СПб., 1993.

26. Терьер А. О собственности. СПб., 1872.

27. Труд и собственность в учении Русской Церкви. Сщмч. Владимир, Митрополит Киевский и Галицкий («Голос Церкви», 1912, декабрь) // Экономика русской цивилизации / Сост. О. Платонов. М., 1995.

28. Экземплярский В. Учение древней церкви о собственности и милостыне. Киев, 1910.

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНОЙ СЛУЖБЫ ДАГЕСТАНА, РАДИОФИКАЦИИ ДАГЕСТАНА (1925—1928 гг.)

М.Г. КОРОГЛИЕВА

Научный руководитель заведующий кафедрой истории Дагестана ДГПУ

М.Р. ГАСАНОВ

Сложность и многообразие исторического опыта— одна из решающих предпосылок, определяющих интерес к изучению истории радио, создающих благоприятные возможности для сопоставления различных явлений и процессов истории Россий-

ской Федерации в целом и особенно национальных республик.

В условиях рельефных особенностей Дагестана, разбросанности и оторванности не только от центра, но и друг от друга аулов и сел, во многие

из которых не попадал в начале 20-х годов XX столетия ни один номер газет и журналов, незнания абсолютным большинством населения русского языка, радио приобретало исключительное значение в общественной жизни горного многонационального края. Наладить радиодело, организовать вещание на родных языках, где проживало 32 коренных и малочисленных народа, означало получить в свои руки действенное, мобильное, неоценимое средство оказания постоянного культурного политического и агитирующего за новую Советскую власть воздействия на горцев.

В письме от 5 февраля 1920 г. выдающемуся советскому ученому, руководителю Нижегородской радиолаборатории М.А. Бонч-Бруевичу В.И. Ленин писал: «...пользуясь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретения, которую Вы делаете. Газета без бумаги и «без расстояний», которую Вы создаете, будет великим делом. Великое и всемерное содействие обещаю Вам оказывать этой и подобным работам».

Председатель Совнаркома В.И. Ленин неоднократно подчеркивал значение радио как мощного фактора социалистической культуры, средства агитации и пропаганды, активно помогающего партии и правительству. Известно около двухсот ленинских документов, посвященных различным проблемам радиостроительства, радиопросвещения и радиопропаганды в нашей стране.

Лидеры новой государственной власти указывали на необходимость использования радио и с учетом специфических условий, образа жизни, традиций, обычаев разных народов России, в том числе горцев Кавказа.

В период 1925—1928 гг. получают дальнейшее развитие заложенные в начале 20-х годов основы государственного руководства радиостроительством. В июне 1925 г. по решению ЦК РКП(б) и Совнаркома СССР была создана «Радиокомиссия», которая осуществляла повседневное идейно-политическое руководство радиовещанием, координацию всей работы по использованию радио на всей территории страны.

В Дагестанской АССР в начале 20-х годов прошлого века существовала одна приемная информационная радиостанция Наркомата, почт-телеграфов, которая в годы Гражданской войны подверглась частично разрушению, потеряла часть оборудования.

По ходатайству Совнаркома ДАССР «Радиокомиссия» направила в Махачкалу специалистов «для совершенствования и расширения дела радиовещания республики и оснащения необходимыми средствами связи». Для эффективного использования оборудования в феврале 1926 г.

радиостанция была переведена на хозяйственный расчет и за счет оказания услуг различным организациям и частным лицам за полмесяца получила прибыль.

В январе 1926 г., выступая на заседании ЦИК Дагестана, его председатель Н. Самурский отметил, что «в губерниях радио проникает уже в села, в то время как у нас нет станции с громкоговорителями не только в окружных центрах, но и в г. Махачкале». В принятом постановлении «О радио» ДагЦИК, считая вопрос о развитии радио для установления связи с населением и поднятия его культурного уровня имеющим колоссальное значение, решил создать специальную радиокомиссию и предложил ей представить предложение об установке радиостанции с громкоговорителями в Махачкале и некоторых окружных центрах и об изыскании средств для этой цели.

Еще 27 апреля 1925 г. по инициативе работников почтово-телеграфных учреждений было созвано общее собрание, явившееся инициативной группой по созданию в республике «Общества друзей радио» (ОРД). Было образовано бюро по руководству оргработой в составе Хайрули-на, Рождественского, Довлетханова, Семенова, Кравченко, Якимова и Куренева. За основу деятельности был взят «Устав ОРД РСФСР». Задача созданного общества состояла в пропаганде и развитии идей радиостроительства в Дагестане.

В районах и округах стали создаваться отделения ОРД, число членов в которых к 1926 г. составляло 1500 человек. Были установлены громкоговорители в Ачикулаке, Кизляре, Буйнакске, Маджалисе, Ахтах и Казикумухе. Самой мощной в то время была ахтынская радиостанция, работающая на 10 лампах и обслуживающая аудиторию до 1000 человек. Правление «Общества друзей радио» организовывало и культурно-массовые мероприятия. С целью пропаганды достижений общества и идеи радиостроительства в отделениях проводились радиовечера и выставки; силами активистов общества в республике был торжественно отмечен День радио.

Установка громкоговорителей в отдаленных горных аулах в то время была важным событием. Очевидец установки первого радио в Гунибе так описывал это событие: «Все встрепенулись, всех охватила жажда знать все события мира, с любовью смотрят на маленький аппарат, сделавший так много, разбудивший гунибцев от спячки».

Вопросы подготовки кадров, установки громкоговорителей в сельской местности, завоза и продажи радиоаппаратуры и радиодеталей постоянно находились в центре внимания не только специальной комиссии по радиофикации при ДагЦИК, но и областной партийной организа-

ции. Об остроте проблемы кадров радиоспециалистов свидетельствует такой факт: на просьбу Всесоюзного акционерного общества «Радиопередача» о выделении кадров для будущей радиопередающей станции ЦИК Дагестана ответил, что он может рекомендовать только одного техника. Ввиду этого малейшая неисправность приводила к тому, что 30—40% установок не работало. Для устранения этого в Махачкале стали организовываться специальные техногенные радиокурсы, выпускники которых были распределены по районам для проведения радиопропаганды и восстановления неработающих радиоустановок. Состоявшаяся в марте 1927 г. VIII областная партконференция констатировала, что радиокурсы выпустили 14 специалистов (техников) из представителей национальностей Дагестана.

Радиосовет совместно с радиокомиссией вносил предложения в Совнарком ДАССР о строительстве радиоузлов и приемной радиосети в республике, координировал деятельность областного

совета друзей радио и профсоюзов, активно занимавшихся развитием массового радиовещания.

В конце 1928 г. радиовещание и радиофикация были переведены в ведение Наркомпочтеля. Республиканское радио выходило в эфир 48 часов в неделю.

В постановлении Дагобкома ВКП(б) и Совнаркома ДАССР от 16 марта 1928 г. говорилось: «Важнейшей задачей радиовещания является популяризация социально-экономических и социально-культурных задач Советской власти в условиях республики, а особенно в дагестанском ауле».

Коренная перестройка радиовещания происходила в то время, когда наша страна вступила в новый важный период развития. 1928 год был ознаменован началом первой советской пятилетки (1928—1932 гг.). В Дагестане набирала темпы индустриализация, развертывалось колхозно-кооперативное строительство. В многонациональном горном крае углублялись процессы культурной революции.

ГЕНЕЗИС И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «СЫСК» В РУССКОМ ПРАВЕ Х1—ХУН вв.

Исследование этимологии и значения термина «сыск» в русском праве XI—XVII вв. представляется актуальным по крайней мере по трем взаимообусловленным причинам. Во-первых, в отечественных нормативно-правовых актах досоветского периода, регулирующих деятельность государственных органов по предупреждению, пресечению и преследованию преступлений, охране общественного порядка и органов правосудия, удельный вес употребления термина «сыск» и смежных с ним понятий по лексическому и правовому содержанию достаточно высок на всем его протяжении. Во-вторых, этот термин часто используется на современном этапе в исследованиях ученых-юристов, справочной, учебной и практической литературе1, и даже в законодатель-

1 См.: Шумилов А.Ю. Феномен научных школ профессионального сыска. М., 2007. С. 13. Здесь приведен обширный, но, по признанию самого автора, далеко не полный список изданий 1991—2006 гг., в названиях и содержании которых использован термин «сыск».

Т.Л. МАТИЕНКО,

кандидат юридических наук

стве2. В-третьих, историко-правовая ретроспектива содержания термина «сыск» несет большой гносеологический потенциал конструирования генезиса уголовно-сыскной деятельности и выявления ее закономерностей, так как причиной возникновения новых, в том числе специальных и терминологических значений слова, всегда является обусловленная историческими социально-экономическими и политическими изменениями в жизни общества потребность в номинации.

В современной юридической специальной литературе и практике производные от термина «сыск» и смежные с ним понятия «обыск», «обыскать», «сыщик», «иск» и многие другие активно употребляются и отвечают всем требованиям терминологии уголовно-процессуального права и оперативно-розыскного законодательства. Об-

2 См., например: Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г., Приказ от 9 июня 1995 г. ГУВД Московской области МВД России об утверждении Положения об оперативно-сыскном отделе при ГУВД Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.