Научная статья на тему 'Генезис и значение термина «Сыск» в русском праве XI - XVII вв'

Генезис и значение термина «Сыск» в русском праве XI - XVII вв Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
442
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис и значение термина «Сыск» в русском праве XI - XVII вв»

ции. Об остроте проблемы кадров радиоспециалистов свидетельствует такой факт: на просьбу Всесоюзного акционерного общества «Радиопередача» о выщелении кадров для будущей радиопередающей станции ЦИК Дагестана ответил, что он может рекомендовать только одного техника. Ввиду этого малейшая неисправность приводила к тому, что 30—40% установок не работало. Для устранения этого в Махачкале стали организовываться специальные техногенные радиокурсы, выпускники которых были распределены по районам для проведения радиопропаганды и восстановления неработающих радиоустановок. Состоявшаяся в марте 1927 г. VIII областная партконференция констатировала, что радиокурсы выпустили 14 специалистов (техников) из представителей национальностей Дагестана.

Радиосовет совместно с радиокомиссией вносил предложения в Совнарком ДАССР о строительстве радиоузлов и приемной радиосети в республике, координировал деятельность областного

совета друзей радио и профсоюзов, активно занимавшихся развитием массового радиовещания.

В конце 1928 г. радиовещание и радиофикация были переведены в ведение Наркомпочтеля. Республиканское радио выходило в эфир 48 часов в неделю.

В постановлении Дагобкома ВКП(б) и Совнаркома ДАССР от 16 марта 1928 г. говорилось: «Важнейшей задачей радиовещания является популяризация социально-экономических и социально-культурных задач Советской власти в условиях республики, а особенно в дагестанском ауле».

Коренная перестройка радиовещания происходила в то время, когда наша страна вступила в новый важный период развития. 1928 год быт ознаменован началом первой советской пятилетки (1928—1932 гг.). В Дагестане набирала темпы индустриализация, развертывалось колхозно-кооперативное строительство. В многонациональном горном крае углублялись процессы культурной революции.

ГЕНЕЗИС И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «СЫСК» В РУССКОМ ПРАВЕ Х1—ХУН вв.

Исследование этимологии и значения термина «сыск» в русском праве XI—XVII вв. представляется актуальным по крайней мере по трем взаимообусловленным причинам. Во-первых, в отечественных нормативно-правовых актах досоветского периода, регулирующих деятельность государственных органов по предупреждению, пресечению и преследованию преступлений, охране общественного порядка и органов правосудия, удельный вес употребления термина «сыск» и смежных с ним понятий по лексическому и правовому содержанию достаточно высок на всем его протяжении. Во-вторых, этот термин часто используется на современном этапе в исследованиях ученых-юристов, справочной, учебной и практической литературе1, и даже в законодатель-

1 См.: Шумилов А.Ю. Феномен научных школ профессионального сыска. М., 2007. С. 13. Здесь приведен обширный, но, по признанию самого автора, далеко не полный список изданий 1991—2006 гг., в названиях и содержании которых использован термин «сыск».

Т.Л. МАТИЕНКО,

кандидат юридических наук

стве2. В-третьих, историко-правовая ретроспектива содержания термина «сыск» несет большой гносеологический потенциал конструирования генезиса уголовно-сыскной деятельности и выявления ее закономерностей, так как причиной возникновения новых, в том числе специальных и терминологических значений слова, всегда является обусловленная историческими социально-экономическими и политическими изменениями в жизни общества потребность в номинации.

В современной юридической специальной литературе и практике производные от термина «сыск» и смежные с ним понятия «обыск», «обыскать», «сыщик», «иск» и многие другие активно употребляются и отвечают всем требованиям терминологии уголовно-процессуального права и оперативно-розыскного законодательства. Об-

2 См., например: Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г., Приказ от 9 июня 1995 г. ГУВД Московской области МВД России об утверждении Положения об оперативно-сыскном отделе при ГУВД Московской области.

щим источником для всех приведенных понятий и самого термина «сыск» служит лексема прасла-вянского происхождения — «искати». Ее первое употребление в значениях «найти, стремиться, хотеть, спрашивать, просить, взыскивать» в литературных памятниках Руси относится к X—XI вв.3 Использована она и в фиксации правил общежития в известном памятнике русского права — Русской Правде. В древнейшей части Краткой редакции Русской Правды — «Суд Ярослава», датируемой 30-ми годами XI в., мы находим: «Или боудеть кровавъ или синь надраженъ, то не искати емоу видока человека томоу; аже не боудеть на немъ знамениа никоего же, то ли приидеть видокь...»4. Из общего контекста статьи видно, что здесь в синкретизме изложены нормы уголовного, гражданского и процессуального права. Это пример единственного употребления в тексте Краткой Правды слова «искати», при этом с уголовно-процессуальным смысловым значением — предоставление суду доказательства совершения преступного деяния — наличие свидетеля.

В том же смысловом значении «искати» употребляется в первой части Пространной редакции Русской Правды — «Суд Ярославль Володими-мерич», относящейся к рубежу XI—XII вв.: «Искавшее ли послуха и не налъзутъ, а истьця начнет головою клепати, то ти им правду железо.»; «А придеть кровав мужь на двор или синь, то видока ему не искати, но платити ему продажю 3 гривны». Цитируемые статьи памятника объединяет признак регулирования общественных отношений в случае причинения вреда личности, т.е. они относятся к древнейшему уголовному и уголовно-процессуальному праву. Безусловно, эпоха Русской Правды XI—XIV вв. является периодом становления лексики русского права, и таким образом использованная законодателем общеупотребительная лексема «искати» наделяется правовым, уголовно-процессуальным смыслом, а именно предоставлением доказательств в судебном споре по поводу причинения вреда личности.

Исчерпывая анализ использования слова «ис-кати» в праве Древнерусского государства, следует упомянуть статью «Об убийстве» Пространной Правды: «Аже кто убиеть княжа мужа в разбои, а головника не ищуть, то вирную платити в чьеи верви голова лежить...»5. И.И. Срезневский в

3 Этимологический словарь славянских языков. Прасла-вянский лексический фонд. Вып. 8 / Под ред. О.Н. Тру-бачева. М., 1981. С. 238, 239.

4 Цит по: Юшков C.B. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение / Под ред. О.И. Чистякова. М., 2002. С. 202.

5 Там же. С. 208, 209.

«Материалах для словаря древнерусского языка» слова «искати» и «ищу» применительно к лексике данного периода приводит как синонимы6. Оборот «а головника не ищут» означает обязанность общины-верви взять на себя розыск убийцы на своей территории и выдать его суду, т.е. действие уголовно-сыскное.

Особую важность применительно к раскрытию этимологии понятия «сыск» и смежных терминов представляют ст. 20, 57, 60 Псковской судной грамоты, в которых впервые в памятниках права встречаются термины «обыскивати», «обыскать», «обыскавши». Нормы перечисленных статей в полной мере можно отнести к уголовно-процессуальным. Ст. 20 определяет порядок допроса истца и его послуха в процессе по делам о разбое и грабеже: «А кто на кого имеет сачит бою или грабежу по позовници, и князь и посадником и сотским обыскати как послух, где будет обедал и(л)и где начавал...». В ст. 57 говорится об обыске в случае совершения кражи: «А кто возмет пристава у князя или у посадника обыскивати татбы... а тым приставом где будет татба обыскивати. и тот человек нам не дал обыскивати...». Ст. 60 также гласит об обыске у человека, на которого возведет несправедливые подозрения вор: «А на кого воз-клеплет, ино дом его обыскать и знайдуть в дому его что полишное...». Во всех приведенных случаях производный от лексимы «искати» глагол «обыскати» означает следственные действия по расследованию уголовных дел и выступает специальным юридическим термином, дифференцирующим в номинации гражданско-правовые и уголовно-правовые процессуальные действия.

Обнаруженная в памятнике территориального значения тенденция номинации уголовно-про -цессуальных и сыскных действий должностных лиц и других участников процесса префиксальным образованием «обыскати» и производными от него прослеживается и в законодательных актах московского, а в последующем и общегосударственного значения. Например, в ст. 14 и 36 Судебника 1497 г.: «О татиных речах. ино татиным речем не верити, дати его на поруки до обыску»; «А в езду своем дати на поруку до обыску, доколе дело скончается.». Термин «обыск» здесь означает массовый опрос местного населения с целью проверки показаний подозреваемого в совершении преступлений или же с целью выявления уже известных преступников — лихих людей. В том же значении «обыск» употребляется в Губных грамотах и Наказах 1539—1549 гг., определявших порядок судопроизводства новыми

6 См.: Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным источникам. Т. 1. СПб., 1893. С. 1113.

органами территориального управления — губными избами7. В Судебнике 1550 г., «Приговоре о разбойных делах», «Указе о татебных делах» 1555 г., Судебниках 1589, 1606—1607 гг. «обыск» постепенно закрепляется как специальный юридический термин, номинирующий судебно-следственные действия — опрос местного населения в целях выявления преступлений и преступников.

В Губных грамотах и Наказах 1539—1549 гг. прослеживаются устойчивые обороты: «да где которых розбойников обыщите», «и вы бъ межъ себя обыскивали про тотъ розбой сами всем по-садомъ» и т.д.8 Тогда же появляется производная «обыщики», которая означает специальных царских агентов, посланных в административные единицы для организации борьбы с татями и разбойниками: «и мы к вам посылали на Белоозерро обыщиков свох»9.

Термин «обыскати» и его производные со значением «произвести расследование того или иного дела, подлежащего рассмотрению в суде», широко употребляется в Судебнике 1550 г.: «а обыщется то в правду», «а обыщется, что жалоб-ник солгал» и т.д.

Несколько десятилетий спустя законодатель, конкретизируя порядок отправления правосудия, заменяет «обыщется» новым созвучным термину «сыск» — «сыщется». Иллюстрацией выдвинутого положения служит один из многих примеров. Ст. 3 Судебника 1550 г., в которой впервые намечается состав должностного преступления, а именно — вынесение неправильного решения в результате получения взятки, фиксирует: «А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет или обвинит не по суду, а обыщется то в правду...»10; в Судебнике 1589 г. звучит: «А которой боярин, или подьячий, или дворецкой, или судья, иди диак, или целовальник в суде посул возмет, а повинит кого не по суду, а сыщут, что посул взяли.»11. Аналогичная замена «обыщется, обыскать» на «сыщется, сыскать» прослеживается в текстах Губных грамот и Наказов после 1589 г. В Губной грамоте, данной крестьянам Д. И. Годунова Вещеозерской волости и Чаронской округи 1592(95) г., тождественной по общему смыслу предписаний Губным грамотам

7 Уставные грамоты наместничьего управления: губные и земские, изданные историко-филологическим факультетом Московского университета. М., 1909. С. 59.

8 Там же. С. 51—68, 74—87.

9 Там же. С. 51.

10 Российское законодательство X—XX вв. Т. 2. М., 1985. С. 97.

11 Памятники русского права периода укрепления рус-

ского централизованного государства XV—XVII вв. М.,

1956. С. 413.

предыдущего периода, находим: «А кого в ваших селъхъ, или въ деревняхъ розобьютъ разбойники, и им про тотъ разбой сыскивати межъ себя са-мимъ, а доискався лихих людей и розбойниковъ имати, по тому жъ обыскавъ казнити смертью»12.

Законодатель второй половины XVI — начала XVII в., активно используя лексему «сыскати», при определении формы и способа расследования уголовных преступлений — повального опроса населения — по-прежнему пользуется словами «обыскати» и «обыск». Особенно ярко взаимодействие лексем «обыскати» и «сыскати» в тер-миносистеме формирующегося уголовно-процессуального права XVI — первой половины XVII в. показывает ст. 13 Приговора о губных делах 1556 г.: «А старостам татины и розбойные дела делати, и обыскивати а татиных и в розбойных и во всяких делех вправду. Да того старостам беречи и сыс-кивати накрепко, чтоб семьями и загоровы став-кався, в обыскех не по делом не говорили. А хто учнет семьми и заговоры в обыскех говорити не по делом, и старостам, того сыскав о тех семьях и о заговорех, отписывати ко государю.»13.

В начале XVII в. в Сводном судебнике 1606— 1607 гг. законодатель, продолжая употреблять префиксальное образование «обыскати» для обозначения следственных действий по должностным преступлениям, в регулировании правоотношений по расследованию дел о воровстве, разбое и убийстве закрепляет использование термина «сыскивать». В ст. 111 и 113 Грани III, подтверждая обязанность губных старост и неде-льщиков расследовать преступления, фигурирует «сыскивати накрепко» и «сыскав правду всякими сыски»14.

В первой половине XVII в. заметно возрастает законодательная деятельность Русского государства, усиливается стремление подвергнуть правовой регламентации как можно больше сторон и явлений общественной и государственной жизни. Ее итогом явилось создание Соборного уложения 1649 г., ставшего новым этапом в развитии юридической техники.

С принятием Соборного уложения 1649 г. термины «сыск» и «обыск» становятся ядром тер-миносистемы формирующегося русского уголовно-процессуального права. Выступая как центральные специальные юридические понятия, они несут разнообразную смысловую нагрузку в определении содержания процессуальных действий и стадий уголовного преследования.

В качестве обозначения результатов действий по установлению обстоятельств того или иного

12 Уставные грамоты. С. 90.

13 Памятники русского права. С. 366—377.

14 Там же. С. 497, 498.

дела до судебного рассмотрения или в ходе его разбирательства в суде в Уложении используется сочетание «а сыщется про то допряма». За термином «сыск» прочно закрепляется значение расследования уголовных преступлений, подлежащих ведению центральных и местных органов власти и управления — приказов, губных изб, входящих в их состав лиц, недельщиков и др. Примером представленных выше положений служит ст. 85 гл. X, которая иллюстрирует взаимодействие анализируемых терминов и отражает дифференциацию в номинации уголовно-процессуальных действий: «А будет кто обесчестит протопопа, или протодьякона, или попа, или дьякона соборных и ружных церковей, а по суду или сыску про то сыщется допряма, и на тех правити...»15. Значение термина «сыск» как специального юридического понятия расследования по уголовным делам отражено, например, в ст. 59: «А где учиниться розбой, а которые сторонние люди слышачи крик и воп розбитых людей как их розбойники розбивают, и те люди на крик и на воп не пойдут и их выдадут. Или которых людей после розбою розбитые люди учнут за розбойниики в погоню и на след звати, а те люди в погоню за розбой-ники, или на след не пойдут же, а исцы на них учнут бити челом, и про то сыскати окольными людьми, и которые в те поры в погоне и на следу были. Да будет на них в сыску скажут, что слыша крик розбитых людей на пособь к ним не пошли, и в погоню за розбойники, или следом не пошли же, и на тех людех. чинити жестокое наказание, бити кнутом нещадно»16.

Дифференциацию номинации уголовно-процессуальных действий по установлению обстоятельств того или иного дела, расследования преступления и обнаружения преступника в языке законодателя на основе лексемы «сыскать» иллюстрирует ст. 79 гл. XXI: «А будет которой помещик, сыскав у себя розбойников, своих людей, или крестьян побьет не хотя их сыску отдати в Губу, укрывая за собою воров, а сыщется про то допряма.»17. Здесь, как и в ряде некоторых других статей, «сыск» одновременно выступает как обозначение функции губных старост и недельщиков по искоренению воров и разбойников. Наиболее

15 Российское законодательство Х—ХХ веков. Т. 3. М., 1985. С. 110—111.

16 Там же. С. 239—240.

17 Там же. С. 243.

четкий тому пример — ст. 5 гл. XXI: «А то губным старостам приказывать накрепко и в наказех писати им с великим подкреплением, чтобы они про татей и про разбойников сыскивали.»18.

«Сыскати» и «сыск» в Уложении имеют также значение непосредственной деятельности органов власти и управления и их служащих по обнаружению и преследованию преступников. Представителей центра на местах, уполномоченных проводить действия по сбору и фиксации информации о преступности и производить расследование, законодатель, как и в предыдущем столетии, номинирует «обыщики». Вместе с тем в ст. 161 гл. X Уложения, регулирующей порядок производства повального обыска, встречается синоним этой номинации — «сыщики»: «А которые люди учнут семьями во обыскех лгати, а им обыщиком про то учиниться ведомо, или которые люди уч-нут ослушатца, обысканных речей давать не уч-нут, и они сыщики о том писали к государю.». Здесь же далее встречаем: «А будет они сыщики учнут сыскивати не по правде для своей корысти, или учнут в сыску друг другу дружити. а иные обыскных речей давати не учнут, а они обыщики о том к государю писати не учнут, норовя исцу или ответчику. и им сыщикам за то от государя бытии в великой опале и в казни»19.

Анализ текстов нормативных правовых актов периода становления и укрепления Русского централизованного государства в XV—XVII вв. показал, что в языке законодателя на базе прасла-вянской лексемы «искати» сформировались и закрепились юридические понятия «сыск» и «обыск», ставшие центральными в терминосис-теме русского права. В крупнейшем своде законов, действовавшем в Российском государстве свыше двухсот лет, — Соборном уложении 1649 г. термин «сыск» становится ключевым специальным юридическим термином в формирующемся отечественном уголовно-процессуальном праве, приобретая три основных значения: следственного судебного процесса; функции административно-судебных органов, уполномоченных проводить расследование и суд по уголовным делам; деятельности должностных лиц, направленной на обнаружение и поимку преступников.

18 Там же. С. 231.

19 Там же. С. 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.