Научная статья на тему 'Из истории социальных отношений в Дагестане во второй половине XIX В. (на материалах Табасарана)'

Из истории социальных отношений в Дагестане во второй половине XIX В. (на материалах Табасарана) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
354
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАСАРАН / БЕКИ / КРЕСТЬЯНЕ / УЗДЕНИ / РАЯТЫ / АУЛ / КАДИЙ / МАЙСУМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедова Эльмира Магомедовна

В настоящей статье на основе разнообразных источников, в том числе и архивных, а также изданной литературы рассматривается вопрос о социальных отношениях в Дагестане в пореформенный период (на примере Табасарана).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории социальных отношений в Дагестане во второй половине XIX В. (на материалах Табасарана)»

Общественные и гуманитарные науки

• ••

9

байджана отражала на своих страницах успехи произведениями поэтов и писателей Страны гор дагестанской литературы, знакомила читателей с на русском и азербайджанском языках.

Литература

1. Архив Дагобкома КПСС. Ф. 1. Оп. 8. Ед. хр. 63 Л. 89. 2. БСЭ. Т. 1. Изд.3-е. М. : Изд-во «Сов.энц.», 1970. 271 с.

3. Дагестанская правда, 20 сентября 1936 года. 4. История Азербайджана. Т. 1. Баку: Изд-во АН Азерб. ССР,

1960. С. 859-863. 5. Красный Дагестан, 30 мая 1929 года. 6. Красный Дагестан, 30 апреля 1929 года.

7. Магомедов З. Н. Новое об ашугах Табасарана // Материалы сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований в Дагестане в 1976-1977 гг. Тезисы докладов. Даг.ФАН СССР. Махачкала, 1978.С. 76-79. 8. ЦГАОР Азерб. ССР. Ф. 177р. Оп. 3. Ед. хр. 3. Л. 8.

References

1. Archive of Dagobkom of CPSU. F. 1. Op. 8. Un. stor. 63 L. 89. 2. GSE. Vol. 1. 3rd Ed. M. : "Sovetskay Entsiclopediya" Publishing, 1970. 271 p. 3. Dagestanskaya Pravda, September, 20, 1936. 4. The History Of Azerbaijan. Vol. 1. Baku: Azerbaijan Academy of Sciences Publishing, 1960. P. 859-863. 5. Krasny Dagestan, May, 30, 1929. 6. Krasny Da-

gestan, April, 30, 1929. 7. Magomedov Z. N. New facts about Tabasaran ashugs // Materials of the session dedicated to the results of expeditions in Dagestan in 1976-1977 (Abstracts). Dagestan Branch, Academy of Siences of the USSR. Makhachkala, 1978. P. 76-79. 8. CSAOR of Azeraijan SSR. Op. 3. Un. stor. 3. L. 8.

Literatura

1. Arhiv Dagobkoma KPSS. F. 1. Op. 8. Ed. hr. 63 L. 89. 2. BSJe. T. 1. Izd.3-e. M. : Izd-vo «Sov.jenc.», 1970. 271 s.

3. Dagestanskaja pravda, 20 sentjabrja 1936 goda. 4. Istorija Azerbajdzhana. T. 1. Baku: Izd-vo AN Azerb.SSR, 1960. S. 859-863. 5. Krasnyj Dagestan, 30 maja 1929 goda. 6. Krasnyj Dagestan, 30 aprelja 1929 goda. 7. Magomedov Z. N. Novoe ob ashugah Tabasarana // Materialy sessii, posvjashhennoj itogam jekspedicionnyh issledovanij v Dages-tane v 1976-1977 gg. (Tezisy dokladov). Dag.FAN SSSR. Mahachkala, 1978. S. 76-79. 8. CGAOR Azerb. SSR. F. 177 r. Op. 3. Ed. hr. 3. L. 8.

Статья поступила в редакцию 16.05.2014 г.

УДК 94(470.67)

ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДАГЕСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

(НА МАТЕРИАЛАХ ТАБАСАРАНА)

THE HISTORY OF SOCIAL RELATIONS IN DAGESTAN IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY (ON MATERIALS OF TABASARAN)

© 2014 Магомедова Э. М. Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Magomedova E. M. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В настоящей статье на основе разнообразных источников, в том числе и архивных, а также изданной литературы рассматривается вопрос о социальных отношениях в Дагестане в пореформенный период (на примере Табасарана).

Abstract. The author of the article, basing on a variety of sources, including archives, as well as published literature addresses the issue of social relations in Dagestan in the post-reform period (on the example of Tabasaran).

Rezjume. V nastojashhej stat'e na osnove raznoobraznyh istochnikov, v tom chisle i arhivnyh, a takzhe izdan-noj literatury rassmatrivaetsja vopros o social'nyh otnoshenijah v Dagestane v poreformennyj period. Jetot vopros raskrytpreimushhestvenno naprimere Tabasarana.

Ключевые слова: Табасаран, беки, крестьяне, уздени, раяты, аул, кадий, майсум.

Keywords: Tabasaran, beks, peasants, ozdens, rayats, aul, qadi, masum.

Kljuchevye slova: Tabasaran, beki, krest'jane, uzdeni, rajaty, aul, kadij, majsum.

10

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2014

Освещение социальных отношений в Дагестане в пореформенный период имеет важное научное и практическое значение в научном и практическом отношении.

С окончательным присоединением к России и образованием Дагестанской области происходят дальнейшие сдвиги в развитии социальных отношений в дагестанском ауле.

Господствующий класс составляли беки, которым царизм оказывал всевозможную поддержку, считая их своей социальной опорой. В связи с реформами сельского управления политическое положение беков в зависимых селениях было несколько поколеблено. Бекское сословие в Табасаране состояло из двух групп: имеющие зависимые селения и получавшие подати и повинности с крестьян и не имеющие таковых, но владеющие значительным количеством земли и скота.

Потомки беков владели большими земельными участками. Они имели и рабов, но не имели права их убивать. Они являлись собственниками земель, получали с крестьян подати. Беки передавали земли и зависимые селения своим наследникам, взимали с провинившихся жителей штрафы, отправляли в суд.

Следует иметь в виду, что в Табасаране уже не было ни одного бека в былом социальноэкономическом и сословном понимании. Они уже не составляли отличную, самостоятельную социально-классовую категорию. От своих предшественников беки в конце XIX в. отличались в первую очередь способом ведения хозяйства. Они прибегали к помощи наемных работников.

К господствующему классу относились и чанки - дети от браков с женщинами других сословий. Они занимали промежуточное положение между беками и крестьянами. Со временем они перестают существовать как самостоятельная категория господствующего класса.

Влияние на народные массы имело мусульманское духовенство. Вакуфные земли давали мечетям и их служителям большие доходы. Многочисленными поборами сопровождалось исполнение религиозных обрядов. Они участвовали в дележе имущества семьи, при бракосочетаниях, осуществляли руководство похоронами. Духовные лица имели большие доходы и от заката и от мечетской десятины, вносимой раятами, узденями в пользу мечети. В мечети поступали значительные натуральные доходы с населения. В каждом табасаранском ауле в зависимости от размера проживало от 1-2 до 4-5 мулл, которые разбирали дела по шариату.

Но права мулл были ограничены. Уголовные дела, решавшиеся прежде служителями культа и сельскими старшинами, теперь были изъяты из их ведения. Царская администрация облагала представителей низших слоев духовенства налогами наравне с крестьянами. Эти меры нанесли определенный ущерб экономическому и моральному весу духовенства.

Экономическое развитие стимулировало появление в Табасаране незначительной сель-

ской буржуазии, предпринимателей, имевших земли.

Определенные социальные изменения произошли в крестьянстве: происходит процесс его расслоения [2. С. 145]. Этот процесс проявлялся не только в углублении имущественного неравенства. Наибольшую группу крестьян в Табасаране составляли уздени. В узденстве различались разные категории. Были уздени, жившие в бекском владении, уздени, жившие на своей земле, и уздени, жившие на казенной земле.

Уздени были лично свободными крестьянами. Уздени, жившие в сельских обществах, не входившие в состав феодальных политических образований, пользовались мюльками на праве часной собственности. Бедные уздени эксплуатировались узденской верхушкой, кадиями и старшинами [1. C. 65]. Они сохранили за собой право перехода из одного владения в другое. Но зависимость существовала и проявлялась в разных формах. Зависимые уздени отбывали бекам натуральные повинности и барщину одновременно. В натуральном оброке главенствующее место занимала подать пшеницей, ячменем, продуктами животноводства.

Зажиточные уздени имели по нескольку десятков голов скота. Основная часть узденского населения имела лишь небольшие участки земли и, в лучшем случае, 1-2 шт. скота. Были уздени, которые вовсе не имели земли, скота. Так, например, пахоты не имели 4 двора с. Дювек, 2 двора с. Думуркиль и т. д. Уздени несли казне разнообразные повинности.

В 1868 г. беки были отстранены от власти в раятских селениях. Раяты, составлявшие самостоятельную категорию крестьянства, остались «только в поземельной зависимости от беков»

[4]. Аннулирование политических функций беков фактически означало ликвидацию системы внеэкономического принуждения и получение раятами юридической личной свободы. Все селения, в том числе и раятские, получили одинаковое административное устройство, основанное на началах крестьянского самоуправления. Существовавшая до этого политикоадминистративная власть беков в раятских селениях перешла к сельским должностным лицам. Сельские общества по существу стали независимыми от беков в административносудебном отношении. Беки даже стали по отношению к сельским общинам в обособленное положение. Раяты по-прежнему оставались в экономической зависимости от беков. Землями беков они продолжали пользоваться по наследству за повинности.

В 80-х - 90-х гг. в казенных раятских селениях была установлена исключительно денежная подать. Так, жители с. Ерси, кроме усиленного земского сбора, ежегодно платили в казну 162 руб., с. Витюга - 49 руб., с. Хелипенджика - 51 руб. с. Цанака - 90 руб.

Сохранение в Дагестане государственных раят, по словам П. В. Гидулянова, было «недоразумение, объяснимое легко административной спячкой» [3. С. 13]. Но суть заключалась не в этом, а в политике правительства, направлен-

Общественные и гуманитарные науки

11

• ••

ной на закрепление качественно отсталых социально-экономических отношений.

Раяты несли и барщину: пахали, перевозили снопы, молотили хлеб, косили и перевозили сено, обрабатывали маренники, сады и т. д. В барщинных работах участвовали как мужчины, так и женщины, принцип их выполнения повсеместно был подворным.

Наряду с основными, зафиксированными в перечне податями и повинностями, раяты Северного Табасарана вносили так называемые случайные подати и делали бекам «подношения». Случайные подати, непостоянные услуги, поборы составляли в следующем: подарки при вступлении в брак членов бекской семьи; плата при выдаче замуж девушек и вдов; подарки при женитьбе раят; угощение бекских кунаков; посылка пеших раят по надобности бека; доставка на арбах материалов при сооружении и ремонте домов и хозяйственных построек беков и участие в строительстве в качестве рабочих; право бесплатного пользования услугами пастуха, надсмотрщика над садами, покосами и посевами; услуги женщин при очистке зерна, обмазке крыш, стен и полов бекских домов, промывании шерсти и ткании ковров [5]. Подчас случайные подати сильно обременяли раят. В Табасаране большие доходы приносила бекам подать за право вступления раяток в брак.

Раяты Табасарана платили налоги в казну и выполняли множество повинностей. В 60-х г. налоговая система была унифицирована. Все крестьяне были обложены подымной податью в размере от 1 до 3 руб. Этот налог взимался по подворному принципу, независимо от доходности крестьянских хозяйств. От подымной подати были освобождены беки, офицеры, муллы, должностные лица. Подымная подать, носившая ярко выраженный феодальный характер, просуществовала до 1900 года. Наряду с подымной податью был введен и земский сбор, размер которого колебался от 5 руб. до 15 копеек со двора в год.

Имущественная дифференциация крестьянства, имевшая место в табасаранском ауле до 60-70-х гг. XIX усилилась в последней трети XIX в. Имущественное расслоение среди зави-

симых узденей Кайтаго-Табасаранского и Кюринского округов приобрело наглядно выраженные черты. В частности, об имущественном неравенстве крестьян Кайтаго-Табасаранского округа свидетельствуют документы. В Северном и Южном Табасаране многие уздени имели сотни и даже тысячи овец.

Среди раят имущественная дифференциация начала переходить в социальную. Раяты сел Зиль, Татиль, Экрах, Арак не платили подати бекам и всецело жили за счет мечетской десятины [6]. В селах Кемах, Митаги самый большой участок раятского двора составлял 50 капанов, средний - 30, наименьший - 5 капанов земли. Примерно такая же картина была с распределением земли в селах Дарваг, Зиль, Татиль, Аркит. В селах Вичрик, Рушул, Куркак, Сухтух было по 2-3 двора в каждом совершенно без земли.

Итак, во второй половине XIX в. в социальной структуре происходят сдвиги: исчезают одни социальные категории, появляются совершенно новые. Так, майсумы, кадии со второй половины XIX в. перестали быть самостоятельной категорией господствующего класса. Важным социальным сдвигом было исчезновение рабства. Произошли частичные изменения в раятской категории в сторону сближения с зависимыми узденями.

Уздени, жившие в ликвидированных бекст-вах, перестали выполнять подати и повинности в пользу беков. Численность зависимых крестьян, особенно узденей, сильно сокращается. Особенность социальной структуры крестьянства заключалась в том, что зависимые от феодалов крестьяне населяли ограниченные территории, к тому же они были немногочисленными. В количественном отношении значительно преобладали уздени. Для узденей и раят была характерна самостоятельность в хозяйстве и быту. Но зато над хозяйством и личностью крестьян контроль со стороны правительства усилился.

Из категорий крестьянства, в особенности узденской, выделялись новые социальные слои. В классовой структуре табасаранского аула вызревали черты буржуазного общества.

Литература

1. Адалова З. Д. Социально-экономические отношения в Дагестане в конце XIX - начале ХХ вв. Махачкала, 2009.

2. Гасанов М. Р., Магомедова Э. М. История Дагестана Х1Х в. Махачкала, 2009. 3. Гидулянов П. В. Сословнопоземельный вопрос в Дагестане // Этнографическое обозрение. М., 1901. № 3. 4. ЦГА РД. Ф. 90. Оп. 2. Д. 24.

Л. 18. 5. ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 1. ЛЛ. 19-25. 6. ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 4 «б». Л. 90.

References

1. А<1а1оуа Z. D. Socio-economic relations in Dagestan in the end of the 19th-the beginning of the 20th cc. Makhachkala, 2009. 2. Gasanov M. R., Magomedova E. M. History of Dagestan of the 19th century. Makhachkala, 2009.

3. Gidulyanov P. V. Class-land aspect in Dagestan // Ethnographic review. M., 1901. # 3. 4. CSA RD. F. 90. Op. 2.

D. 24. L. 18. 5. CSA RD. F. 150. Op. 1. D. 1. LL. 19-25. 6. CSA RD. F. 150. Op. 1. D. 4 "b". L. 90.

Literatura

1. Adalova Z. D. Social'no-jekonomicheskie otnoshenija v Dagestane v konce XIX - nachale XX vv. Mahachkala, 2009.

2. Gasanov M. R., Magomedova Je. M. Istorija Dagestana XIX v. Mahachkala, 2009. 3. Giduljanov P. V. Soslovno-

pozemel'nyj vopros v Dagestane // Jetnograficheskoe obozrenie. M., 1901.№ 3. 4. CGA RD. F. 90. Op. 2. D. 24. L. 18. 5. CGA RD. F. 150. Op. 1. D. 1. LL. 19-25. 6. CGA RD. F. 150. Op. 1. D. 4 «b». L. 90.

Статья поступила в редакцию 28. 05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.