Научная статья на тему 'Из истории развития взаимоотношений России и юнеско: советский период'

Из истории развития взаимоотношений России и юнеско: советский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1128
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ЮНЕСКО / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА / USSR / UNESCO / IDEOLOGICAL / STRUGGLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пермякова Лариса Геннадьевна

Представлена история становления взаимоотношений России и ЮНЕСКО на начальном этапе в советский период. Автор анализирует идеологический подход, которым руководствовался СССР, осуществляя деятельность в рамках организации. Советская делегация содействовала принятию в организацию стран социалистического лагеря и союзников из стран третьего мира, стремилась пропагандировать достижения СССР и других стран социализма, использовала ЮНЕСКО для борьбы за мир и разоружение. Менее идеологизирована была сфера научного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical review of Russia and UNESCO relations: the soviet era period

The article describes the cooperation of Russian Federation and UNESCO within the Soviet era to trace back the development of their relationships. The USSR joined the UNESCO in 1954. The article describes what processes was undergo the USSR joining the UNESCO and negotiation process that foreran the entry process. It is said that Soviet Union was reluctant to participate in the Organization activities. The Soviet leaders explained the reluctance by excessive «politicization of the UNESCO». At that period political and ideological issues of Soviet state were predominant for Soviet Union. The Central Committee of the CPSU determined as the main objective as «the further consolidation of political and ideological positions of the USSR and its friendly socialistic states». The second significant task was determined as follow «efficiently use Organization capacities to struggle for peace, disarmament and détente». The third priority was designated as «propaganda of Socialistic values and Soviet Union achievements». And only in the field of natural sciences it was possible to keep the spirit of intellectual cooperation and avoid prevalence of ideological component. The article points out at that period Soviet participation in the work of the Organization predominantly was oriented at the implementation of political and ideological interests of totalitarian regime. As a result, the propaganda substituted practical contribution to the development of education, science, culture and communication in the Soviet Union. However, the changes in political system and Perestroika have modified the character of relationships between Russia and the UNESCO. Capacities of the Organization opened broad opportunities to Russian scientists, artists, educators. After the USSR disintegration the Russian Federation continued to follow up this course.

Текст научной работы на тему «Из истории развития взаимоотношений России и юнеско: советский период»

2012 История №2(18)

УДК 94(470) «19»

Л.Г. Пермякова

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЮНЕСКО:

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Представлена история становления взаимоотношений России и ЮНЕСКО на начальном этапе в советский период. Автор анализирует идеологический подход, которым руководствовался СССР, осуществляя деятельность в рамках организации. Советская делегация содействовала принятию в организацию стран социалистического лагеря и союзников из стран третьего мира, стремилась пропагандировать достижения СССР и других стран социализма, использовала ЮНЕСКО для борьбы за мир и разоружение. Менее идеологизирована была сфера научного сотрудничества.

Ключевые слова: СССР, ЮНЕСКО, идеологическая борьба.

Руководящие органы СССР не поддерживали идею создания ЮНЕСКО, выступая в принципе против умножения автономных органов ООН по политическим и финансовым соображениям. Тем не менее три с половиной десятилетия Советский Союз был одним из ключевых действующих лиц на сцене ЮНЕСКО. Это притом, что СССР не входил в состав государств-основателей организации. Нельзя сказать, что советское правительство ничего не знало о приготовлениях к созданию ЮНЕСКО. В конференции министров просвещения союзных стран, речь о которой шла ранее, СССР участвовал в качестве наблюдателя [1].

3 августа 1945 г. британское правительство направило Москве официальное приглашение принять участие в открывающейся 1 ноября конференции, призванной учредить ЮНЕСКО.

10 сентября приглашение было повторено. Однако

В.М. Молотов, в то время министр иностранных дел СССР, лично утвердил довольно резкий ответ «По мнению Советского правительства, мероприятия по подготовке и созданию Организации по делам просвещения и культуры, как и мероприятия по созыву конференции для учреждения такой организации, должны проводиться Социально-Экономическим Советом ООН после образования такового на предстоящей первой сессии Генеральной Ассамблеи» [2]. Так в личной ноте советского посла в Великобритании от 30 сентября 1945 г. оформилась официальная версия - Советский Союз отказывается участвовать в создании ЮНЕСКО, поскольку возмущен нарушением процедуры. И когда британцы 2 ноября в третий раз обратились к советскому правительству с призывом принять участие в конференции, им лишь подтвердили неизменность позиции Кремля.

Наконец, 13 ноября 1945 г., незадолго до закрытия конференции, британское посольство передало МИД СССР послание ее председателя, в

очередной раз приглашавшего Москву направить своих представителей. Ответ, данный А.Я. Вышинским, первым заместителем наркома иностранных дел СССР, последовал намного позже и констатировал следующее: «Полученное со столь большим опозданием обращение Конференции передано заинтересованным советским органам».

Что касается реальных причин неприязненного отношения Кремля к созданию ЮНЕСКО, то они, очевидно, коренились в идеологической зашорен-ности сталинского руководства. Оно с недоверием относилось к внеклассовым общечеловечеcким ценностям, ради которых учреждалась Организация - интеллектуальной и нравственной солидарности, уважению достоинства человеческой личности, свободе поиска объективной истины и обмену мыслями и знаниями, укоренению идеи защиты мира в умах людей. Лишь 25 июня 1953 г., после смерти И.В. Сталина и некоторого ослабления тоталитарных порядков в СССР, коллегия МИД СССР осмелилась высказаться за вступление страны в ЮНЕСКО, причем вместе со странами народной демократии. ЦК КПСС согласился, и 21 апреля 1954 г. советский посол в Великобритании от имени правительства СССР поставил свою подпись под Уставом ЮНЕСКО.

Вступление СССР, а вместе с ним Белорусской и Украинской ССР в ЮНЕСКО немедленно отразилось на характере работы ее главного органа -Генеральной конференции - и вызвало ее острую политизацию. Если на 7-й сессии Генконференции (1952 г.) лишь Индия и Югославия поднимали острый и злободневный вопрос о том, что кресло Пекина в ЮНЕСКО занимал Тайбей, то на 8-й сессии (1954 г.) тон в этом вопросе задавал уже СССР, поддержанный рядом других государств. Со своей стороны, и Запад не отставал от нагнетания политического противостояния в организации. Именно в этом ключе США предприняли на 8-й

Л.Г. Пермякова

сессии успешную атаку, поддержанную Израилем, Великобританией, Канадой и другими странами, против принятия в ЮНЕСКО Румынии и Болгарии. На обвинения по поводу известных событий в Венгрии в 1956 г., которые представитель США характеризовал как «геройское восстание», представитель СССР отвечал гневными тирадами в адрес Англии, Франции и Израиля, развязавших агрессию против Египта [3].

СССР в ЮНЕСКО в целом характеризовали вопросы продвижения и реализации политических и идеологических интересов советского государства. Если проанализировать тексты постановления Секретариата ЦК КПСС «О дальнейшем повышении активности СССР в деятельности ЮНЕСКО» от 28 августа 1979 г. и связанных с его принятием материалов, то выстраивается довольно четкая система приоритетов. В качестве важнейшей задачи ЦК КПСС определил «дальнейшее укрепление политических и идеологических позиций СССР и братских социалистических стран». Среди достижений в этом направлении называлось, в частности, то, что ЮНЕСКО первой в системе ООН приняла в свои члены ГДР, СРВ, КНДР, МНР и Намибию, а также то, что, «несмотря на противодействие западных держав, в ЮНЕСКО были проведены и получили широкое международное звучание мероприятия, посвященные 150-летию со дня рождения К. Маркса, 100-летию В.И. Ленина, 50-летию и 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. 50-летию образования

СССР». На будущее давался наказ «использовать возможности ЮНЕСКО для разоблачения агрессивного курса американского империализма, его союзников, а также пекинских гегемонистов в международных делах», использовать каналы ЮНЕСКО «для проведения комплексных пропагандистских мероприятий в связи с предстоящим празднованием 65-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, 60-летием образования СССР, 115-й годовщиной со дня рождения В.И. Ленина» [4].

Второй по значимости задачей называлось «эффективное использование возможностей Организации в интересах борьбы за мир, разоружение и разрядку. Имелась в виду «ориентация ЮНЕСКО на более активную поддержку усилий Советского Союза и других социалистических стран по оздоровлению международной обстановки, противодействию проискам милитаристских сил и противников разрядки, включая маоистов». При этом следовало «активно противодействовать попыткам вмешательства во внутренние дела социалистических государств под лозунгом защиты прав чело-

века, акцентировать внимание государств-членов ЮНЕСКО на грубых и массовых нарушениях прав человека в капиталистических странах».

На третьем месте в иерархии приоритетов стояла «пропаганда преимуществ реального социализма и достижений Советского Союза». Речь шла, с одной стороны, о широком использовании «информационных каналов и других пропагандистских возможностей ЮНЕСКО для популяризации советского образа жизни», а с другой - о решительном противодействии «проникновению в информационные программы ЮНЕСКО буржуазных концепций свободного потока идей, свободного доступа к источникам информации и т.п.». Вот почему советские представители громогласно осуждали «одностороннюю тенденциозную практику в издательской деятельности ЮНЕСКО», неоднократно заявляя протесты в связи с появлением в изданиях ЮНЕСКО — особенно в Международном журнале социальных наук и Всемирной истории культурного и научного развития человечества - «антинаучных, клеветнических измышлений».

Не стоит объяснять, что скрывалось за всеми идеологическими клише и пропагандистскими приемами. Лишь на последнем месте в иерархии приоритетов стояли задачи, связанные с собственно программой деятельности Организации - образованием, наукой и культурой. При этом им придавался не только подчиненный, но и весьма специфический характер. Так, в программах ЮНЕСКО по фундаментальным и естественным наукам надлежало уделять «особое внимание сбору научнотехнической информации и документации», а программы по социальным наукам использовать «для активной борьбы с буржуазными концепциями и моделями развития» [3. С. 152]. На практике это выражалось, в частности, в попытках заблокировать проведение невыгодных нам научных исследований, касающихся преступности несовершеннолетних, академической мобильности, психологии образования, привлечения студентов и учащихся к управлению учебными заведениями, роли современных средств информации в развитии новых форм самовыражения и общения в молодежной среде и т.д. СССР выступал категорически против осуществления таких якобы надуманных проектов, как, например, организация последипломных курсов по педагогической психологии, издание сборников по публичной администрации и т. д.

Лишь в далеких от идеологии областях фундаментальных и естественных наук удавалось сохранить дух интеллектуального сотрудничества.

Из истории развития взаимоотношений России и ЮНЕСКО: советский период

Осуществленные при поддержке ЮНЕСКО проекты Международного года спокойного солнца, программы изучения верхней мантии, океанов, ледников, землетрясений и вулканов способствовали не только проведению чрезвычайно важных для общей картины научных наблюдений, но и организации таких наблюдений в развивающихся странах. Тем самым они стимулировали как общий прогресс науки, так и становление научной инфраструктуры молодых государств, выявление и развитие в них новых человеческих и материальных ресурсов.

Не в последнюю очередь благодаря советскому влиянию ЮНЕСКО действительно немало сделала и для того, чтобы помочь, в меру своих сил и возможностей, укреплению мира, развитию дружественных отношений между государствами-членами, посеяла семена добра и надежды на лучшее будущее. Будучи всемирной интеллектуальной организацией универсального характера, она содействовала, в рамках своей компетенции, решению актуальных мировых проблем, и прежде всего обузданию гонки вооружений, предотвращению ядерной катастрофы, искоренению колониализма, расизма и апартеида, укреплению международного доверия, обеспечению уважения прав человека и прав народов. Достаточно вспомнить единодушно одобренную 20-й сессией Генконфе-ренции (1978 г.) Декларацию о расе и расовых предрассудках, явившуюся важным вкладом в дело окончательной ликвидации апартеида и расовой дискриминации. Есть роль ЮНЕСКО и в переходе от холодной войны, от времен взрывоопасной конфронтации сначала к разрядке, а потом и к коренной перестройке отношений между государствами на основе принципов многополярного мира.

Однако в значительной степени механизм советского участия в ЮНЕСКО, сориентированный на реализацию, прежде всего, политико-

идеологических интересов тоталитарного государства, позволял добиваться почти исключительно пропагандистских результатов вместо реального вклада в развитие отечественных систем образования, науки, культуры, коммуникации. Это негативно сказывалось и на эффективности работы самой Организации, поскольку влияние Советского Союза в ней, особенно после демонстративного выхода из состава организации в 1984-85 гг. США и Великобритании, стало весьма значительным [4.

С. 47].

В результате элемент интеллектуального измерения все больше отходил на задний план, уступая место политической риторике. ЮНЕСКО все реже выдвигала перед государствами-членами

такие проблемы, которые могли бы объединять деятелей культуры, науки и просвещения разных стран общими интересами и направлять их совместные усилия на достижение таких результатов, которые были бы полезны как можно большему числу государств и народов.

Конечно, позиция любого государства-члена ЮНЕСКО основана на его политических предпочтениях и доктринах. И в этом смысле всякая межправительственная организация является политической. Но в отличие от многих других международных организаций в сфере мандата ЮНЕСКО просто нет вопросов, которые нельзя было бы решить консенсусом. Практически по любому вопросу согласие может быть достигнуто, если страны-члены проявят добрую волю, откажутся от выдвижения надуманных проблем или политизации проблем реальных и если ни одна из стран или групп стран не будет стремиться к какому-то привилегированному положению в Организации, что уже само по себе несовместимо с сутью многостороннего международного сотрудничества. Важно и то, что ныне существующая практика работы Генкон-ференции, Исполнительного совета и их органов такова, что подавляющее большинство вопросов решается путем достижения консенсуса. Тем самым политические фрагменты, если таковые привносятся различными государствами, либо исчезают вовсе, либо приводятся к общему знаменателю.

В целом, вступление СССР в ЮНЕСКО, с одной стороны, существенно повлияло на расстановку сил в Организации, придав ей больший вес, с другой - отразилось на работе ее главного органа - Генеральной конференции: вызвало ее острую политизацию. Парадоксальность ситуации в том, что подчас политизация велась под лозунгом деполитизации, проистекала из самого характера биполярного, блокового и идеологизированного мира, на что совершенно справедливо указывал в своем выступлении на 9-й сессии Генконференции (1956 г.) министр просвещения Индии Маулана Азад [5]. По мере укрепления советского влияния в ЮНЕСКО тезис о политическом характере Организации звучал все громче. В свою очередь, американцы, объявив о сверхполитизации ЮНЕСКО, вышли из ее состава в 1984 г., хотя некоторые авторы предпочитают считать основным побудительным мотивом утрату США привычного доминирующего положения в руководящих органах. Вслед за США, в полном соответствии с логикой холодной войны, Организацию покинули Великобритания и Сингапур.

Однако с переменами в СССР и началом эры перестройки коренным образом изменилось отно-

Л.Г. Пермякова

132 ------------------------------------------------------------------

шение Кремля к ЮНЕСКО. Переход в декабре 1991 г. членского мандата к России на правах государства-продолжателя СССР и вступление нашей страны на путь демократических преобразований открыли новую главу в истории ее отношений с Организацией. В последний раз тезис о политическом характере ЮНЕСКО прозвучал в выступлении советской делегации на 23-й сессии Генеральной конференции в 1985 г. Но уже двумя годами позже позиция Советского Союза изменилась самым радикальным образом. Перестройка благотворно сказалась на отношении Кремля к ЮНЕСКО. В выступлении Владимира Ломейко, руководителя советской делегации на 24-й сессии Генеральной конференции в 1987 г., прямо говорилось, что «большинство членов Организации просто устало от бесконечных споров, взаимных враждебных выпадов» [6]. Новый курс СССР в отношении ЮНЕСКО строился на том, что Организация должна стать генератором идей, организатором коллективной работы лучших умов пла-

неты, центром защиты важнейших общечеловеческих ценностей, таких как мир между народами, природные богатства и окружающая среда, всемирная сокровищница культуры и национальная самобытность. Российская Федерация, будучи преемницей СССР, продолжила этот курс.

ЛИТЕРАТУРА

Крылов С.Б. Материалы к истории Организации Объединенных Наций. М.: АН СССР, 1949. С. 67-89.

Юдина Н.И. Позиция СССР по некоторым международноправовым вопросам организации и деятельности ЮНЕСКО: Ав-тореф. дис канд. юрид. наук. М., 1985. 16 с.

Ройтер В., Хюфнер К. ЮНЕСКО: цели, структура деятельность. Хроника, факты и цифры. М.: Рудомино, 2002. С. 148-149.

КашлевЮ.Б. ЮНЕСКО и Советский Союз. М.: Агентство печати «Новости» 1986. С. 23-35.

5. Малинин С.А. Факты формирования специализированных учреждений ООН // Советское государство и право. 1958. № 11. С. 106-108.

6. Выступления постоянных представителей СССР/России при ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО-Пресс, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.