РАЗДЕЛ VI ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 371
Н. Д. Неустроев, А. Н. Неустроева
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ
В первой половине XVII в. вхождение Северо-Востока Сибири в состав Российского государства имело прогрессивное значение и вывело его народы из состояния изолированности от центра, способствовало преодолению исторически сложившейся экономической и политической ограниченности. В суровых природных условиях народы Сибири накопили богатый жизненный опыт, создали многое, без чего жизнь в данных условиях была бы невозможной и сам регион остался бы на многие годы ненаселенным. Мы можем согласиться с В. Н. Увачаном, утверждающим, что народы Севера «за свою многовековую историю внесли лепту в мировую цивилизацию, в общечеловеческую культуру»(4).
В начале XVIII в. царское правительство проводило политику распространения православной веры и крещения. Направленные в Сибирь с этой целью миссионеры создавали походные церкви, часовни и молитвенные дома, при которых существовали карликовые церковно-приходские школы, в которых обучалось от трех до пяти детей. Именно гак начался этап просвещения народов Сибири.
Не все исследователи того периода адекватно оценивали перспективы и возможности народов Сибири к просвещению. Так, исследователь Г. Ф. Гебель писал, что «северный народ оказался совершенно неспособным к культуре и, живя при самых благоприятных для него условиях, мало по малу вымирает, подчиняясь действию естественного закона, по которому все малоспособные к культуре охотничьи и кочевые народы, придя в соприкосновение с культурным народом, начинают вымирать...»(1). Об этом писали и официальные документы. Так, в обзоре Камчаткой области, куда входила и Чукотка, составленном в 1912 г., записано: «Инородцы делятся на оседлых, кочевых и бродячих. ...Постелью и одеждой им служат оленьи шкуры, которые они надевают шерстью внутрь. Сей народ неспособен к грамоте» (2). Но в этом отношении, ради справедливости, что самобытная и глубоко умудренная суровой жизнью культура народов Севера далеко не вписывается в рамки тех или иных своеобразных цивилизаций других народов. Так, рассматривая жизнь и деятельность, продукты труда народов Севера, например, изделия из меха, кожи, оленьего волоса, моржовой кости,
изготовленные местными умельцами, можно убедиться б трудолюбии и природной одаренности народов Севера.
По официальным данным в 1908 г. число грамотных среди местного населения Сибири составляло от 0,5 до 1,2%, среди местного населения Крайнего Северо-Востока грамотными были единицы. Так, по данным переписи 1897 г. среди якутов грамотность составляла 0,7%, среди других северных народов - 0,1 % ■ У чукчей из И 795 человек было зарегистрировано только 4 грамотных, среди чуванцев, ламутов и юкагиров не оказалось ни одного грамотного. Такое положение сохранилось вплоть до 1917 г. (3).
Первые государственные школы в Якутии стали функционировать лишь спустя 100 лет после вхождения ее в состав Русского государства. В 1734 г. в Якутске и Охотске были открыты русские учебные заведения, позже на их базе создали две навигацкие школы. Здесь воспитывали мореходов, открывателей Севера и переводчиков-толмачей, что было прогрессивно для своего времени.
По инструкции Иркутского епископа Иннокентия архимандрит Якутский с миссионерской целью открывает в 1734 г. низшую духовную школу при Якутском Спасском монастыре для обучения славяно-российской грамоте подростков от 7 до 15 лет. В эту школу были приняты дети якутского духовенства и шесть якутских мальчиков из новокрещенных якутских семей.
С 70-х гг. XIX в. в якутских улусах стали открываться училища Министерства народного просвещения. С 1871 по 1875 гг, училища функционировали в 12 улусах. Они создавались на средства местного населения. Стремление якутов к просвещению отмечали и официальные шоди. Инспектор училища Якуткой области В. Попов в донесении министру народного просвещения писал: «Считаю долгом отметить сильное стремление якутов к получению образования не только низшего, но и среднего и высшего. Только жаждой знания и желанием пробиться к свету и можно объяснить то, что якутские дети бегают в сельские школы за 5-6 верст даже в трескучие 40-градусные морозы» (5). Стремление якутов активно поддерживали политические ссыльные, наиболее известные из которых М. И. Муравьев Апостол, И. А. Худяков, В. Г. Короленко, Н. А. Надеев, В. М. Ионов, Е. М. Ярославский, П. П. Поляков и др.
Следует отметить, что с 70-х годов XIX в. начинают заметно развиваться школьное образование и педагогическая мысль нерусских народов России. Благотворительное влияние на развитие просвещения и педагогической мысли нерусских народов оказало революционно-демократическое движение 60-х гг. XIX в. в России и активная деятельность в области просвещения передовых представителей русского народа: Н. И. Пирогова, К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого, Н. Г. Чернышеского, П. А. Добролюбова и др.
К 1917 году в Якутии было всего 173 школы, из них начальных - 164, 4460 учащихся и 254 учителя. В начальных классах обучение велось на русском языке. Детей учили закону Божьему, четырем действиям арифметики,
чтению и письму. Все школы находились под наблюдением и контролем православной церкви.
По данным Ю. В. Чеснокова, первая церковно-приходская школа на огромной территории Чукотки была открыта в 1883 г. в с. Марково, где обучались 15 человек детей из числа русских, обрусевших юкагиров, чуванцев. Дети чукчей, эскимосов, ительменов и других малочисленных народов в школе не учились. Учителями были люди без специальной подготовки. В 1905 г. в этой школе учителем был псаломщик Афанасий Дьячков - обрусевший чуванец, самоучка. Отсутствие специальной подготовки сказывалось в том, что дети осваивали чтение и письмо лишь за 3^4 года (6).
Отмечая прогрессивное значение первоначального школьного образования на Крайнем Северо-Востоке, следует отметить, что еще в глубокой древности у якутских племен появились зачатки педагогической мысли, представлявшие совокупность житейских правил. Они нашли свое отражение как в практике воспитания, так и в народно-поэтическом творчестве. Эти педагогические идеи развили народные мыслители, певцы-импровизаторы, воины-богатыри, шаманы и знахари, которые передавали свой опыт, умения и навыки в области воспитания последующим поколениям.
Суровые климатические условия Севера, кочевой и полукочевой образ жизни, хозяйственная и бытовая обособленность отдельных семейных ячеек - все это наложило специфический отпечаток на характер и содержание воспитания. Практика - сама жизнь, суровые условия приспособления к окружающей действительности обуславливали развитие умственных способностей, формировали творческую даровитость народов, проявившуюся и в практике воспитания детей.
В жизни детей оленеводов прослеживаются три основных последовательных этапа, каждый из которых характеризовался особым положением ребенка в семье и стойбище. Первый этап охватывал период с момента рождения и продолжался до 3-4 лет. В этом возрасте ребенок находился под постоянным присмотром матери или других членов семьи, проводя большую часть времени в жилище под покровительством семейных охранителей. Второй этап продолжался до 9-10 лет. На этом этапе главное значение для социализации имели детские игры, общественная атмосфера труда в стойбище и фольклор. С 9-10 лет начинался третий этап - этап собственно трудового обучения подростков. Поэтапное, целенаправленное трудовое воспитание детей обеспечивало передачу производственного опыта подрастающему поколению (6).
Процесс трудовой подготовки детей народов Севера заканчивался к 14-15 годам. Мальчики - подростки к этому возрасту должны были овладеть основами оленеводства, рыболовства и охоты, позволяющими постепенно перейти к самостоятельной жизни и деятельности; а девочки - превратиться в хороших хозяек и рукодельниц. Именно эти качества являлись впоследствии определяющими при выборе жениха или невесты.
Таким образом, архивные материалы, исследования и рассказы очевидцев позволяют сделать вывод о том, что до 1917 г. не было специальных учебно-воспитательных учреждений и коренные народы Крайнего Северо-Востока получали в основном семейное воспитание, основанное на народных традициях,
В годы становления советской власти на северной территории открывались учреждения народного образования, К 1926 г. каждый народ уже имел свои общеобразовательные школы, учитывающие местную специфику: школы-интернаты, кочующие школы, красные яранги:
В декабре 1919 г. в Якутии власть перешла в руки губернского революционного комитета, в составе которого был создан отдел народного образования. Проводятся в жизнь декреты и постановления советского правительства в области просвещения; создаются единые трудовые школы I и II ступени, вводится совместное обучение девочек и мальчиков, для обучения детей трудящихся организуются школьные пансионы (интернаты), а в корне изменились содержание, методы обучения.
В 1922—1923 учебном году в Якутии насчитывалось 208 начальных школ и 4 школы II ступени, работали педагогический техникум, 2 сельскохозяйственные школы, 60 изб - читален, 80 пунктов ликбеза, 16 народных домов - клубов, 10 библиотек, был создан и первый театр.
Весной 1923 г. были ликвидированы белогвардейские отряды на Колыме и Чукотке. 26 мая 1923 г. над Уэленом, самой северо-восточной частью страны, был поднят красный флаг, как символ окончательной победы советской власти. Нужно отметить, что региональная политика нового советского правительства сыграла значительную роль в экономическом, политическом и образовательном развитии народов Сибири. Перед советской властью стояли задачи: в кратчайший срок ликвидировать отсталость местного населения Крайнего Северо-Востока, улучшить его жизнь, дать образование, приобщить их к строительству новой жизни.
Согласно «Декларации прав народов России», принятой Советом народных комиссаров 15 (2) ноября 1917 г., малочисленные народы Крайнего Северо-Востока становились равноправными в новом государстве. Но оставалась еще исторически сложившаяся фактическая (экономическая и культурная) изолированность народов. Нужна была особая политика Советского государства, направленная на развитие и подъем всего хозяйства и культуры народов Крайнего Северо-Востока.
В историческом декрете «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» в декабре 1919 г., все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязывалось обучаться грамоте народном или русском языке по желанию.
Едва ли не самым сложным и самым трудным в осуществлении культурной революции на Крайнем Севере был вопрос о языке обучения: местные жители русской речью не владели, не имели своей письменности, приез-
жие учи теля не знали языка северян. Н. К. Крупская предлагала первые годы обучения детей кочевников проводить на родном языке, а затем уже перейти на русский. Настаивал на необходимости «выработки письменности и получения образования на материнском языке» А. В. Луначарский, Эту точку зрения поддерживали профессора Н. В, Чехов, В. М. Чистяков, Ф. Ф. Со-веткин, В. М. Дмитриев и др. В декабре 1918 г. было принято постановление «О школах национальных меньшинств», которым устанавливалось, что обучение в национальных школах должно осуществляться на родном язьже. На основании этого постановления было введено преподавание на якутском языке в школах 1 ступени Вилюйского округа, начали обучаться дети по вновь разработанному букварю С.А.Новгородова.
Осуществление национальной политики действительно не могло совершиться без введения письменности на языках народов Севера. Необходимо было вырастить в кратчайший срок национальную интеллигенцию, а также специалистов - североведов. По инициативе В. Г. Богораза и Л. Я. Штернберга в 1925-1926 учебном году на этнографическом отделении географического факультета Ленинградского университета было положено начало преподаванию бесписьменных еще тогда языков - чукотского, эвенкийского и нивхского.
Исключительно важную роль в жизни малочисленных народов Севера сьпрал «Первый туземный съезд Дальнего Востока», проходивший 15-25 июня 1925 г. в Хабаровске. Председатель Дальневосточного ревкома Я. Б. Гамарник, открывая съезд, подчеркнул, что он будет иметь огромное значение для дальнейшего развития экономики и культуры Севера.
Нанаец Джаксор в своем выступлении высказал пожелание, чтобы одним из первых мероприятий Советской власти было открытие школ. «Необходимо строить школы. Со школой будет легче жить». А другой делегат, Михаил Актанка заявил: «У нас нет грамотных и это плохо. Только приобретя знания можно жить хорошо» (2).
Первый туземный съезд (1925 г.) ознаменовал новый этап развития народного образования на Крайнем Северо-Востоке. Но и на этом этапе сохранялись такие «барьеры» как сплошная неграмотность всего местного населения, отсутствие какой бы то ни было материальной базы, учительских кадров, письменности, низкая общая культура местного населения, отдаленность от центральных районов страны, отсутствие телефонно-телеграфной связи и радио, крайне редкое морское сообщение с «материком», кочевой образ жизни значительной части местных жителей и расселение их небольшими группами на огромной территории и др.
В 1924-1925 учебном году в Якутии функционировало 146 школ всех типов с охватом 10620 учащихся, а через два года количество школ увеличилось до 194 при контингенте 11 602 человека. Преподавание основных предметов в начальных классах осуществлялось на родном языке, русский язык изучался как самостоятельный учебный предмет. Осуществлялась подготовка учителей для национальных школ.
В соответствии с постановлением «О всеобщем обязательном начальном образовании (1930)» были определены типы и структура школ, установлен режим учебно-воспитательной работы, началось составление новых программ и учебников, осуществление «коренизации», т. е. перевод преподавания основных наук на родной язык. К 1934 г. все начальные якутские, эвенские, эвенкийские школы перешли на преподавание учебных предметов на родном языке.
В местах, где население жило оседло, создавались маленькие карликовые школы. Чаще всего они размещались в совершенно неприспособленных помещениях или в ярангах. Но они, как и кочевые школы, позволяли обучать детей без отрыва от привычной среды. К 1929-1930 учебному году на Чукотке было 11 школ, в них обучалось 288 учащихся. Конечно, на такую огромную территорию этого было недостаточно, и многие дети школьного возраста не учились.
Неблагополучно обстояло дело и с учительскими кадрами: их по-прежнему не хватало, среди прибывших были слабо подготовленные, а то и вовсе случайные люди, многие учителя не выдерживали всех тягот жизни в необжитом крае и уезжали на «материк».
С ростом школ и интернатов еще более остро ставился вопрос обеспечения их подготовленными учительскими кадрами. Проблема подготовки их для школ Крайнего Севера неоднократно обсуждалась на заседаниях Нар-комиаца. А.В.Луначарский в 1924 г. писал: «...необходимо также приступить к выработке каждой национальностью своей собственной советской интеллигенции и, прежде всего, своего собственного учителя».
В 1931-1932 учебном году в школах Чукотки работало всего 14 учителей, в 1934-1935 г. уже 74, в 1935-1936 - 95, в 1936-1937 - 104 учителя. Среди приезжих молодых специалистов были талантливые, творчески работающие учителя. Многие из первых учителей Чукотки крепко полюбили этот своеобразный, по-своему прекрасный край и работали здесь продолжительное время.
В числе первых учителей на Чукотке были Тарасов, Лядов, Тищенко, Волков, И. С. Вдовин, Л. В. Беликов, Г. А. Меновщиков, П. Я. Скорик, Д. П. Корж, С. А. Сульженко и др. Заслуги их в организации первых школ на Крайнем Севере неоценимы. Именно такие учителя - энтузиасты способствовали формированию национальных кадров учителей и в целом интеллигенции. Так, дочь кочевого оленевода-эвенка Л. И. Фролова после окончания Ленинградского педагогического института им. А. Н. Герцена работала в системе народного образования Магаданской области, также известна учительница М. И. Намныргина, награжденная орденом Ленина.
Тем не менее, имел место неполный охват детей школьного возраста, который объясняется тем, что в северных районах начальный всеобуч осуществлен несколько позже, чем в южных районах. Территориальная раздробленность населенных пунктов и материальная необеспеченность части ро-
дителей обусловили недохват и отсев учащихся. Недовыполнение плана всеобуча отчасти объясняется и слабой организаторской работой в отдельных районах республики.
Так или иначе постепенно складывался и накапливался опыт обучения детей местных национальностей, вырабатывалась соответствующая методика. И хотя общая успеваемость в нерусских школах в 1935—1937 гг. оставалась низкой и едва достигала 75-80%, многие учителя, освоив родной язык детей, добивались значительных успехов в обучении и воспитании учащихся. В последующие годы стало быстро увеличиваться число учителей-пред-ставителей коренных народностей. В частности, в 1938 г. в Якутии насчитывалось 2500 учителей, в том числе 605 якутов, тогда как в 1920 г. их было только 56. К 1939-1940 учебному году резко увеличивается число средних школ и учащихся в них, что является показателем большой тяги молодежи к высшему образованию. При этом средний охват обучением дет ей составил 92,2%. '
Таким образом, можно отметить, что буквально за полвека (конец XIX в. - начало Великой Отечественной войны) народы Севера осуществили значительный прорыв в области просвещения и экономического развития, преодолели многовековую изолированность в условиях государственной политики поддержки регионов в стране. За данный период произошли значительные события в становлении школы на Севере, как обеспечение доступности образования среди местного населения посредством открытия сети карликовых школ, появление плеяды учителей из коренных жителей, и в целом собственной национальной образованной интеллигенции как социальной прослойки общества. Получила развитие методика обучения народном и русском языках в условиях национальных школ, т.е. осуществляется «коренизация» школ Севера. Заданный период происходит эволюция интереса местного населения Крайнего Северо-Востока к среднему и высшему образованию как условию обеспечения качественного уровня жизни коренных жителей. Вышеуказанное положило начало стабильному пути народов Крайнего Северо-Востока в сторону дальнейшего экономического, политического, культурного и научного развития на протяжении следующей половины XX века.
Библиографический список
1. Базанов, Л. Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. - М., 1939. — С. 36.
2. Верин, Л. Н. Становление и развитие народного образования на Колыме и Чукотке. Магадан, 1969. - С. 4-6,
3. История Якутской АССР. -Якутск. 1955. Т.1. - С. 347.
4. Увачан, В. Н. Путь народов Севера к социализму. - М., 1971. - С.319.
5. ЦГА ДВ, РСФСР. Ф.733, оп,186, д. 2115, № 24.
6. Чесноков, Ю. В. Некоторые аспекты традиционного воспитания детей в
культуре оленных чукчей и коряков, Традиционное воспитание детей у народов Сибири.-Л., 1988.-С. 149.
УДК 37.018.1
М. С. Огарева
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ГЛЕБА ИВАНОВИЧА УСПЕНСКОГО
С окончанием Крымской войны 1854-1856 гг. в России началась новая эпоха Освобождения или эпоха Великих реформ. Севастополь «уцарил по застоявшимся умам» и значительно расширил число сторонников перемен, которые рассматривали преобразования как средство, способное не только восстановить мощь и престиж российского государства, но и освободить народ от «умственного мрака».
Отмена крепостного права дала мощный толчок формированию гражданского общества, придала образованию свободное и гуманное направление, усилила потребность народа в образовании, изменила все мировоззрение Руси, так как до нее в России не было настоящего понятия о человеке, были «породы» чиновников, купцов, господ, мужиков.
По словам Г. И. Успенского, «всякая порода имела свои зоологические признаки: чиновник непременно ходил, сгорбившись, был худ, как-то мокр и кожу имел зеленую, дьякон непременно имел бас, священник - тенор и так далее. Породы передавали эти качества из поколения в поколение; вместе с ними передавалось уменье исполнять именно те жизненные цели и обязанности, которые соответствовали той или иной породе» [6, с. 233].
Начало 60-х годов XIX в. - время буржуазных преобразований в России. Вслед за реформой 1861 г. были проведены судебная, земская и военная реформы. Обществу пришлось перестраивать свои экономические и правовые отношения, а вместе с тем обновлять и расширять свои понятия, взгляды и идеи. Экономический прогресс и развитие общественной мысли требовали также обязательного расширения системы народного просвещения и постановки новых задач воспитания, которые теперь сводились к общечеловеческим идеалам, так как воспитание и образование в своей сущности общечеловечны.
Проблема воспитания с середины XIX в. стала предметом широкого обсуждения на страницах печати. Не остались от нее в стороне и русские писатели, которые проповедовали новые идеи и новые начала в литературе. В своем творчестве они видели одно из средств помощи народу и его просвещения.