Научная статья на тему 'Из истории развития потребительской кооперации в советский период (на примере Ставропольского края)'

Из истории развития потребительской кооперации в советский период (на примере Ставропольского края) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
809
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / CONSUMERS' COOPERATION / RESTRUCTURING / FORMATION / DEVELOPMENT / SOCIAL-ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кочкарова З. Р.

Исследуется опыт развития потребительской кооперации в условиях советской власти. На примере Ставропольского края показано, что в этот период несмотря на некоторую противоречивость отношения к ней государство направляло ее деятельность на удовлетворение нужд населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кочкарова З. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of the development of consumers' cooperative society in the Soviet period (on the example of the Stavropol region)

The analysis is given to the experience of consumers' cooperation development under the Soviet power. The example of Stavropolsky krai showed that in spite of a rather contradictory attifude to wards it, the state directed its activities at that time.

Текст научной работы на тему «Из истории развития потребительской кооперации в советский период (на примере Ставропольского края)»

ББК 63.3

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

© 2008 г. З.Р. Кочкарова

Ставропольский кооперативный институт Stavropol Cooperative Institute

Белгородского университета потребительской кооперации of Belgorod University, of Consumers' Cooperation

Исследуется опыт развития потребительской кооперации в условиях советской власти. На примере Ставропольского края показано, что в этот период несмотря на некоторую противоречивость отношения к ней государство направляло ее деятельность на удовлетворение нужд населения.

Ключевые слова: реформирование, потребительская кооперация, становление, развитие, социально-экономическая политика.

The analysis is given to the experience of consumers' cooperation development under the Soviet power. The example of Stavropolsky krai showed that in spite of a rather contradictory attifude to wards it, the state directed its activities at that time.

Keywords: restructuring, consumers' cooperation, formation, development, social-economic policy.

На современном этапе реформирования всех сторон жизни российского общества активизировались исторические и социально-экономические исследования по различным направлениям общественной жизни. Поиск путей выхода российской экономики из кризиса, повышения уровня управляемости хозяйственными процессами и на этой основе создание условий для роста благосостояния людей стали приоритетными задачами отечественной науки и практики.

В решении указанных проблем определенное место занимает кооперативное движение, представляющее собой, с одной стороны, ассоциацию добровольно объединившихся людей, с другой - их организационно-правовую форму для совместного ведения предпринимательской деятельности.

Одним из старейших и наиболее распространенных видов кооперативного движения является потребительская кооперация. В самом широком смысле под кооперацией наука понимает основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность. Система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов, образует потребительскую кооперацию, которая как организационно-правовая форма является механизмом соединения экономических интересов собственников (пайщиков), наемных рабочих, менеджмента (управленцев) и государства.

Изучение исторического опыта развития потребительской кооперации в условиях советской власти с целью использования его в решении проблем взаимодействия кооперации с государственной властью, оптимизации кооперативной политики и создания благоприятного правового поля, определения роли и сущности ее в экономике приобретают особую актуальность.

Большую работу по изучению проблем потребительской кооперации провели А.П. Макаренко, Л.Е. Файн, К.И. Вахитов, В.В. Кабанов, Е.И. Зеленская, Т.Е. Кузнецова и др. В их исследованиях с учетом современных подходов освещаются вопросы возникновения и развития кооперативов, противоречивая политика по

отношения к ним государства, новые закономерности и перспективы развития кооперативного сектора экономики. Опубликованные в виде монографий, научных статей и учебных пособий, они дают представление о развитии и деятельности кооперации на различных исторических этапах.

На региональном уровне подобные исторические исследования отсутствуют, кроме работ Т. А. Шебзухо-вой о дореволюционной кооперации и А.А. Панарина о сельхозкооперации 20-х гг.

В данной статье автор ставит своей целью, исходя из научной и практической значимости проблемы, уровня ее разработки, показать преломление партийно-государственной политики в деятельности потребительской кооперации, методы и результаты ее осуществления, вклад потребительской кооперации в обеспечение населения всем необходимым для поддержания его жизнедеятельности. Предпринимается попытка обосновать историческую обусловленность развития потребкооперации в советский период, изучить процесс организации и деятельности кооперативных организаций в условиях советской власти, выяснить основные тенденции и содержание развития региональной кооперации на общероссийском фоне.

Исследование истории развития и социально-экономической деятельности кооперации позволяет нам говорить о том, что в дореволюционный период она развивалась по восходящей линии и эволюционным путем, прочно вошла в сознание масс как подлинно народная организация, что и было использовано советской властью при построении нового строя.

Ставшая практически массовой к началу ХХ в., потребительская кооперация наибольшее развитие получает в годы первой революции, столыпинских реформ и во время Первой мировой войны. Принятие Манифеста от 17 октября 1905 г., давшего в числе прочих и свободу в организации объединений трудящихся, проведение аграрной реформы и создание мелких собственников из крестьян, голод и разруха, рост цен и безтоварье в условиях Первой мировой войны, принятие Положения (закона) «О кооперативных товариществах и их союзах» (20 марта 1917 г.) дали полный простор к повсеместному

развитию кооперативного движения, расширению деятельности кооперативных организаций как в целом по стране, так и в Ставропольском крае.

В новых условиях после Октябрьской революции историческую обусловленность и необходимость развития потребительской кооперации теоретически обосновал В.И. Ленин. В 1918 г., выступая в Москве перед кооператорами, он произнес известную фразу: «Кооперация -огромнейшее культурное наследство, которым нужно дорожить и пользоваться» [1]. И добавил, что правительство считает необходимым использовать опыт и знание кооператоров и их аппарат. Речь в то время шла о потребительских обществах, которые были основаны на самодеятельности масс. Ленин призывал использовать эту самодеятельность «самых низов» в деле распределения продуктов. В том же году он выдвинул идею: общество должно превратиться в единый кооператив трудящихся, и о таком кооперативе он говорил как о задаче победы социализма.

Ленинский подход к кооперации к концу его жизни изменился. В статье «О кооперации», занимающей важное место в теоретическом наследии В.И. Ленина, содержится ряд бесспорных и актуальных даже сегодня положений. В ней красной нитью проводится идея о том, что при новой экономической политике, т.е. в условиях многоукладной, рыночной экономики кооперирование, кооперация приобретают совершенно исключительное, гигантское значение и необходима государственная поддержка «кооперативного» принципа организации населения. В статье поставлены задачи обеспечения не пассивного, а активного участия населения в кооперации, проведения культурной, просветительской работы при его кооперировании, перехода от торговли по-азиатски к торговле по-европейски и др. Центральной в статье «О кооперации» является идея создания «строя цивилизованных кооператоров». В.И. Ленин отмечает, что «строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма» [2]. В.И. Ленин указывает, что все необходимое и достаточное для построения такого общества в стране имеется. И в условиях нэпа, когда торговля позволяет соединить частный интерес с общегосударственным, требуется «только» одно: кооперировать население широко и глубоко, сделать его по-настоящему цивилизованным.

Ленинские идеи о кооперации были воплощены в жизнь. И исходя из анализа партийно-государственной политики по отношению к кооперативам, на наш взгляд, можно выделить несколько этапов в развитии потребительской кооперации в условиях советской власти:

1 этап - с 1918 по 1920 г. происходило огосударствление потребительской кооперации. Она была подчинена Наркомпроду, были отменены паи, материальная база потребкооперации переведена на положение технического аппарата распределения и заготовок;

2 этап - с 1921 по 1928 г. характеризуется предоставлением свободы развития всем видам кооперативов. Потребкооперация была освобождена от подчинения Наркомпроду. Государство оказывало ей помощь;

3 этап - охватывает период социализма, при котором потребительская кооперация становится основной торгующей системой в стране.

Проведение ленинской идеи в жизнь поставило в сложное положение потребительскую кооперацию в первые годы советской власти. Стремление новой власти немедленно перейти к коммунистическим методам правления и построить социалистическое общество повлекло за собой постепенное свертывание кооперативной системы, которая к этому времени имела хорошую материально-техническую базу, организационные структуры, опыт кооперативной работы, умела эффективно хозяйствовать, что соответствовало интересам широких слоев населения.

Советская власть, не имея подготовленного торгового и заготовительного аппарата, вовлекла кооперацию в хозяйственное строительство и превратила ее из организации, обслуживающей небольшую часть населения, в организацию широких масс, подчинив Наркомпроду в качестве распределительного органа, у кооперации были отобраны культурные и просветительские функции, отвергнуты кооперативные принципы.

В период с ноября 1918 по декабрь 1920 г. происходило огосударствление кооперации. За это время органы советской власти фактически полностью стали распоряжаться имуществом всех видов кооперации и их работниками. Анализируя события того периода, известный теоретик и историк кооперации А. Меркулов в 1918 г. писал, что «Октябрьский переворот открыл перед кооперацией полосу притеснений и преследований, и теперь она испытывает насилия, которых не знала за все время своего существования». Наравне со множеством фактов он приводит пример и из Ставропольской губернии, где «власти объявили поход против кооперации. Сельские сходы с молчаливого согласия губернского совета насильственно прекращают деятельность потребительских обществ. Совет же предлагает издать декрет о закрытии обществ и замене их общественными лавками, чтобы союз потребительских обществ превратился в центральный склад для общественных лавок [3].

Формально советское государство не национализировало кооперативы, но фактически они попали под полный контроль Наркомпрода и других госорганов. Это административное подчинение кооперативов регламентировалось декретами Совнаркома от 10 апреля

1918 г., от 16 марта 1919 г. и другими решениями. А в

1919 г. была ликвидирована вертикальная структура кооперации: Совет кооперативных съездов и Всероссийский совет рабочей кооперации; 27 января 1920 г. были закрыты всероссийские центры сельскохозяйственной и промысловой кооперации [4].

Даже в этих условиях кооперативы Ставропольской губернии и их союз не прекращали свою деятельность и продолжали обслуживать население. К началу 1918 г. губернский союз объединял 163 потребительских общества, имел 2403 тыс. р. собственных оборотных средств, а торговый оборот составлял 2636,8 тыс. р. [5].

Демократизм и хозрасчетная основа деятельности кооперации, ее самостоятельность и гибкость всегда

открывали простор для проявления творческих способностей и инициативы людей. Как только в условиях новой экономической политики дали некоторую свободу кооперации, она за короткие сроки, даже находясь под неослабным контролем советской системы, за несколько лет достигла довоенных параметров в своем развитии. Успехи кооперативного движения в этот период были обусловлены реализацией основных принципов нэпа. Отныне деятельность кооперативных организаций была связана с рыночными отношениями.

За годы нэпа наблюдается заметный подъем в работе потребительской кооперации. Многие потребобщества, прекратившие свою деятельность в первые годы советской власти, возобновляют ее. На 1 января 1922 г. в губернии насчитывалось 134 общества, объединивших 1055 тыс. пайщиков в 421 населенном пункте [6]. Только за один год кооперативными организациями губернии было заготовлено 250 тыс. пудов мяса и другой сельхозпродукции. В обмен за сданное мясо населению было реализовано товаров на сумму в 70 тыс. золотых рублей и на такую же сумму поставлено различных сельхозмашин и орудий.

В конце 1920-х - 1930-е гг. началось свертывание кооперативного движения, связанное с общим подходом к путям становления социалистического общества. В 1932 г. государство запретило открывать частные магазины и лавки. Во второй половине 30-х гг. на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г. торговая деятельность потребительской кооперации была сосредоточена только на селе. Но несмотря на эти негативные явления, она оставалась основной торгующей системой в стране. Так, по краю в 1934 г. товарооборот в розничной торговле вырос на 40 % и составил 100 млн р. против 76 млн в 1933 г., на 96 % увеличилось хлебопечение, на 49 единиц выросла сеть предприятий общественного питания.

Сопоставление и опробование различных вариантов хозяйствования в деревне в условиях форсированного внедрения социалистической доктрины привело к возобладанию в экономическом строительстве модели насильственного кооперирования деревни. Ее экономической основой явилось отделение производителей от средств производства, а политической -стремление административно-командными методами добиться абсолютной унификации страны с единой социальной структурой.

Даже в этих условиях, являясь по сути изначально компонентом рыночной экономики, потребительская кооперация сумела перестроить свою деятельность и приспособиться к новым реалиям жизни, наладить взаимовыгодные партнерские отношения с организованными повсеместно колхозами и совхозами. Так, в 1940 г. план кооперирования населения был выполнен по краю на 113,5 %, по паенакоплению - на 322, по накоплению (прибыли) - на 157, по общественному питанию - на 114,5, по хлебозакупкам - на 102,2 %. Объем децентрализованных закупок против 1939 г. увеличился на 155 %. Расширилось собственное производство (вино, мебель, тара). А к началу 1941 г. кооператоры края пришли с большими достижениями в хозяйственной,

торговой и заготовительной деятельности, укрепили материально-техническую базу системы. Увеличилось количество обществ и пайщиков, 356 потребительских обществ объединяли 568,2 тыс. пайщиков. Розничный товарооборот составил 47,7 млн р. Действовало в населенных пунктах 1696 магазинов и лавок [7].

Вместе с тем по стране объем розничного товарооборота из-за сокращения государственного фонда товаров для сельских жителей вырос всего на 1 %. Торговая сеть на селе оставалась преимущественно мелкой: размер товарооборота в расчете на один магазин, включая рай-маги и сельмаги, составлял менее 5,5 тыс. р. [8].

Однако кооперация имела все возможности выправить и это положение, для этого у нее имелись достаточная материально-техническая база, подготовленный к работе в любых трудных условиях кадровый потенциал, большой опыт развития всех сфер своей деятельности. Но начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война не дала возможности осуществить намеченные планы, прервала мирный труд кооператоров и подчинила их работу делу обеспечения фронта и тыла всем необходимым в экстремальных условиях.

Война нанесла огромный вред народнохозяйственному комплексу Ставропольского края, в том числе и потребительской кооперации. К началу оккупации потребкооперация края имела более 300 сельских потребительских обществ, около 700 магазинов и лавок, 285 сельмагов, 153 столовых, чайных и закусочных, 120 хлебопекарен, 44 прочих предприятий. Ежегодно продавалось товаров в розничной сети и продукции кооперативных столовых более чем на 500 млн р., выпекалось 25 тыс. т хлеба, заготавливалось продовольствия и сырья на 31 млн р. в год. Потребкооперация давала государству накоплений более чем на 15 млн р. в год.

В период оккупации края многое из этого налаженного хозяйства было разрушено. Ущерб, нанесенный потребкооперации края в период временной оккупации фашистами, составил свыше 115 млн р. Большинство опытных кадров не вернулось с войны. Потребовалось время для восстановления организационных структур и налаживания хозяйственной деятельности кооперации. Но она с помощью государства справилась и с этой задачей. На восстановление кооперативного хозяйства было выделено 1,5 млн р. К концу 1943 г. была восстановлена деятельность 255 сельпо, 52 окружных и районных союза (в том числе 2 областных), 6 кооперативных хозяйств. Были открыты 601 магазин, 102 предприятия общественного питания, восстановлено 52 хлебопекарни и 92 предприятия по выработке товаров широкого потребления. Для нужд армии из заготовленной продукции и сырья на общую сумму в 7 млн р. прибыли 540 тыс. потребкооперация передала на строительство самолетов, танков, артиллерии для скорейшего разгрома немецких фашистов. Подсобными хозяйствами потребкооперации было приобретено: рабочего скота - 562 головы, молодняка скота - 152, овец - 178, свиней -114 голов. Ими же было засеяно по краю 1372 га земли, где валовой сбор составил 5100 т (зерна, картофеля, овощей, подсолнечника и др.) [9].

Анализ деятельности потребительской кооперации края в условиях военного времени показывает, что она сделала все возможное для трансформации своей социально-экономической деятельности с целью приближения победы, ее работники не только сражались на фронтах Великой Отечественной войны, но проводили большую работу по сбору средств для нужд армии, обеспечивали бесперебойную торговлю, обслуживали госпитали, ухаживали за ранеными, снабжали продуктами питания инвалидов, сирот и помогали нуждающимся семьям.

После окончания войны потребительская кооперация подчинила свою деятельность решению задач мирного времени. Потребительские общества провели реорганизацию, выборы органов управления и контроля, укрепили организации и предприятия за счет вернувшихся с фронта опытных работников, открывали новые магазины, увеличивали собственное производство товаров широкого потребления и заготовки сельскохозяйственной продукции.

В связи с засухой 1946 г. и трудностями в продовольственном снабжении населения постановлением Совмина СССР «О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольственными и промышленными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широко потребления кооперативными предприятиями» кооперации была разрешена торговля в городах излишками сельхозпродуктов, закупаемых у населения и колхозов по ценам, складывающимся на рынке.

Однако в городах кооперации дозволялось только торговать, а создавать потребительские общества не разрешалось. Наряду с этим вместе с денежной реформой и отменой карточной системы в 1947 г. государство предоставило кооперации ряд финансовых льгот, что позволило активизировать ее деятельность.

В начале 50-х гг. в стране параллельно с объединением мелких колхозов и совхозов в крупные было проведено укрепление маломощных сельских потребительских обществ. В результате они стали более устойчивыми в хозяйственном отношении. Одновременно важное значение для расширения и улучшения деятельности потребкооперации имели изменения в экономической жизни страны. С 1953 г. повышались закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что благоприятно сказалось на работе потребительской кооперации как крупнейшей заготовительной организации и сельской торгующей сети.

Таким образом, в тяжелых условиях послевоенного периода потребкооперация страны в целом и Ставропольская в частности не только продемонстрировала многообразные и эффективные с экономической и социальной точек зрения формы организации торговли, производства и услуг, защиты производителя и потребителя, но и полностью восстановила разрушенное хозяйство и развивала дальше все сферы своей деятельности.

Это послужило хорошей основой и дало новый импульс работе потребительских обществ в удовлетворении запросов населения на все виды товаров в 19601980-е гг.

Именно в эти годы потребительская кооперация развивалась по восходящей линии. Тому способствовали прежде всего постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 25 февраля 1961 г. «Об улучшении организации сбыта излишков сельскохозяйственной продукции колхозников и колхозов», которым потребкооперации предоставлялось право закупать сельхозсы-рье по договорным ценам и с учетом этого устанавливать цены на выработанные из этого сырья продукты, а также намеченные мартовским 1965 г. Пленумом ЦК КПСС реформы в области сельского хозяйства, утвердившие экономические методы и формы управления хозяйством. В кооперативных организациях был введен новый порядок планирования и оценки хозяйственной деятельности, а также отчислений в фонд предприятий по двум показателям - товарообороту и прибыли. Все остальные показатели торговой деятельности устанавливались правлениями потребсоюзов самостоятельно, исходя из хозяйственной целесообразности.

Все это позволило в годы восьмой пятилетки увеличить объем капитальных вложений в торговлю до 18,4 млн р. Было построено и введено в эксплуатацию 549 магазинов на 1847 рабочих мест, реконструировано 1400 торговых предприятий. Розничный товарооборот за эти пять лет составил 2449,6 млн р. В 1970-е гг. потребительская кооперация края успешно выполняла плановые задания по заготовкам, производству, общественному питанию, продолжала развивать материально-техническую базу. К концу 70-х гг. краевая потребительская организация (включая Карачаево-Черкесский облпот-ребсоюз) имела в своем составе 33 райзаготконторы, 24 объединенных общепита, 23 предприятия хлебопекарной промышленности, 12 районных розничных торговых объединений, 5 горкоопторгов, 41 собственное хозяйство. В системе работали 41082 чел., из которых 30 % составляла молодежь до 30 лет.

Товарооборот кооперации возрос на 25 %, улучшилась его структура. Возросла продажа, особенно на селе, одежды, белья, товаров культбыта. Промышленными предприятиями было выработано и реализовано товаров на сумму в 326 млн р. За счет откорма скота и птицы было получено 2,8 тыс. т мяса. С 1975 по 1979 г. краевая потребительская организация поставила на внешний рынок различных товаров на сумму 23 млн р.

В 1980 г. были приняты новые уставы кооперативных организаций, которые расширили демократические права органов управления и контроля, повысили их роль в совершенствовании деятельности потребительской кооперации не только в развитии хозяйства, но и в проведении социально значимых работ с сельским населением. В системе активно работали кооперативные сельские клубы, библиотеки, коллективы художественной самодеятельно сти.

В 1986 г., в начальный период «перестройки», количество пайщиков в потребкооперации края достигло наивысшего показателя за всю ее историю и составило 887,3 тыс. чел. (четверть всего населения края и более половины сельского населения), а численность работающих в системе - 44,7 тыс. Розничный товарооборот равнялся 1245 млн р., оборот общественного питания -

61,1 млн, заготовительный оборот - 119 млн р. Объем капвложений составил 17,7 млн р. Было получено прибыли в сумме 31,6 млн р. [10].

А к концу 80-х гг. доля потребительской кооперации в товарообороте края достигла 35,5 %. Крайпот-ребсоюз в 1990 г. в розничном товарообороте потребительской кооперации Российской Федерации занимал 7-е место, в объеме производства хлеба и хлебобулочных изделий - 29-е, колбасных изделий - 4-е, производстве консервов - 2-е, кондитерских изделий -6-е, безалкогольных напитков - 1-е, в объеме закупок мясопродуктов и овощей - 4-е место [11].

26 мая 1988 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О кооперации в СССР». Это был практически первый закон, принятый в условиях советской власти.

Закон содержал нормы, в определенной мере тормозящие процесс образования и расширения хозяйственной деятельности кооперативов. Это сложная процедура регистрации, отказ кооперативам в материально-техническом снабжении в условиях государственной карточной системы фондирования, применение повышающего коэффициента на оптовые цены сырья и продукцию госпромышленности для кооперативов. При государственных предприятиях и учреждениях кооперативы могли создаваться только с согласия руководителей этих организаций. Многие подобные кооперативы оказались лишь кормушкой для своих покровителей, механизмом повышения цен, перекачки безналичных денег в наличные, очагом социальной напряженности. В массовом общественном сознании росло убеждение, что новая кооперация грабит народ, опустошает государственные магазины, культивирует рвачество, спекуляцию и преступность. Уже к осени 1988 г. налоговые льготы для вновь создаваемых кооперативов были урезаны, а в дальнейшем практически ликвидированы. Тем не менее за два с половиной года (с января 1988 по 1990 г.) численность новых кооперативов выросла с 14 тыс. до 210 тыс., а число работавших в них - со 150 тыс. до 5,2 млн чел., объем реализации товаров и услуг - более чем в 200 раз и составил более 5 % валового национального продукта страны [12].

Несмотря на определенные недостатки, принятие такого закона в условиях все более проявляющихся кризисных явлений в социально-экономической и политической жизни страны было своевременным и прогрессивным явлением. Закон устанавливал многообразие форм кооперативной деятельности и создавал предпосылки для возрождения в стране кооперативного движения. И оно начало бурно развиваться. Особенно успешно вела в этих условиях свое хозяйство потребительская кооперация. Так, по данным Центросоюза РФ, в 1990 г. предприятиями потребительской кооперации России в целом и Ставрополья в частности было произведено соответственно: хлеба и хлебобулочных изделий - 5214151 и 77808 т, колбасных изделий - 269549 и 10000, консервов - 606125 и 57735, кондитерских изделий - 130825 и 2918 т, безалкогольных напитков - 34894016 и 17272000 дал; закуплено по России и Ставропольскому краю соот-

ветственно: мясопродуктов - 749044 и 26998 т, картофеля - 2513273 и 18205, овощей - 1359722 и 61523 т.

Как видим, в рассматриваемый период потребительская кооперация Ставрополья отличалась высокой динамикой развития, усилением своей материальной и социальной базы. Вместе с тем она испытывала некоторые неудобства от государственного вмешательства и административного регулирования своей деятельности, однако сохранила социальную направленность в своей работе, выполняла культурно-просветительские функции, удовлетворяла материальные запросы сельского населения практически в полной мере вплоть до реформ, начатых в последнем десятилетии ушедшего века, принявших кардинальный рыночный характер.

К такому резкому повороту событий в стране потребительская кооперация оказалась не подготовленной, вследствие чего стала сдавать одну за другой свои позиции, и для нее теперь главной проблемой станет проблема выживания в условиях зарождающегося рынка.

Исходя из исторического опыта развития потребительской кооперации в условиях советской власти можно сделать следующие выводы.

Советская власть принципиально признала необходимость функционирования потребительской кооперации как системы, обслуживающей население страны, хотя в первые годы пыталась преобразовать ее в «социалистическую», лишив ее кооперативной сути, пытаясь сделать ее массовой организацией.

Демократизм и хозрасчетная основа деятельности потребкооперации, ее самостоятельность и гибкость проявились в полной мере с помощью государства в условиях реализации основных принципов новой экономической политики. И хотя в конце 20-х - 30-е гг. она испытывала определенные трудности, связанные с общим подходом к путям становления социализма, и ее деятельность была сосредоточена только на селе, она вплоть до 90-х гг. оставалась основной торгующей системой в стране.

Несмотря на некоторую противоречивость политики по отношению к потребительской кооперации, государство за все годы советской власти не упускало из поля зрения и направляло ее социально-экономическую деятельность на удовлетворение нужд населения, что может послужить уроком для нынешней системы при разработке кооперативной политики на современном этапе развития экономики страны.

Литература

1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37. М., 1981. С. 202.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. М., 1975. С. 373.

3. Меркулов А. Насилие над кооперацией // Кооперативная жизнь. 1918. № 1. С. 6-10.

4. Вместе ради будущего: 170 лет потребительской кооперации России. М., 2001. С. 72, 107, 109.

5. 125 лет потребительской кооперации Ставрополья. Ставрополь, 1995.

6. Край наш Ставрополье: очерки истории. Ставрополь, 1999. С. 251, 252.

7. ГАСК, ф. 954, оп. 5, д. 87, л. 18, 19, 22, 98.

8. Кущетеров Р.М. Краткая история развития потребительской кооперации Ставрополья // Социально-экономические проблемы развития потребительской кооперации: Материалы 2-й межрегион. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2002. С. 6, 7.

9. ГАСК, ф. 954, оп. 5, д. 522, л. 61, 63, 69; д. 2444, л. 8; д. 2801, л. 9 об.

10. Птицын А.Н. Основные тенденции развития потребительской кооперации Ставрополья в 1950-

1980-е годы // Актуальные социально-экономические и правовые проблемы российской кооперации: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2003. С. 206.

11. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1977 году. М., 1998. С. 30, 31, 42, 44.

12. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учеб. пособие. М., 2000. С. 283.

Поступила в редакцию

18 марта 2008 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.