Научная статья на тему 'Экономическая оценка реализации социальной миссии организациями потребительской кооперации Ставропольского края'

Экономическая оценка реализации социальной миссии организациями потребительской кооперации Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Любенкова Е. П., Лепяхова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка реализации социальной миссии организациями потребительской кооперации Ставропольского края»

- различия в налоговом и бухгалтерском учете будут сохраняться по основным средствам, которые вводились до 2002г. вплоть до момента их выбытия.

Если же организация будет проводить переоценку основных средств, то будет расти и разрыв между объемами амортизационных отчислений в налоговом и бухгалтерском учете в пользу последнего и разница в стоимостной оценке основных средств станет фактором изъятия у коммерческих организаций собственных инвестиционных средств. По информации РСПП, расхождения между балансовой и восстановительной стоимостью основных средств приводят к тому, что амортизационные отчисления предприятий оказываются неадекватными задачам возмещения выбывающих основных фондов. О масштабе данной проблемы свидетельствует тот факт, что балансовая стоимость порядка 65% основных средств в целом по народному хозяйству рассчитана в ценах до 2002 г. Таким образом, если предприятия не приведут в соответствие балансовую стоимость основных средств с текущей рыночной стоимостью посредством переоценки, то больше половины выбытия основных фондов предприятия не смогут профинансировать за счёт амортизационных отчислений.

В бухгалтерском учете формирование амортизационных отчислений по старым фондам, введенным в действие до принятия 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется на основе устаревших «Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», утвержденных постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 г. № 1072. Для вновь введенных основных средств используются более короткие сроки полезного использования, отражённые в Классификации основных средств, включённых в амортизационные группы. Было бы неплохо провести мероприятия, которые бы поспособствовали целевому использованию дополнительно полученных предприятием финансовых ресурсов на инвестиции.

Учитывая все приведённые выше доводы, целесообразно проводить переоценку с учётом добровольного характера её проведения, исходя из специфики и стратегии предприятия; использовать рыночные методы при оценке восстановительной стоимости основных средств и направлять средства, высвобожденные от переоценки, исключительно на цели инвестирования.

Для совершенствования амортизационной политики предприятий и организаций, необходимо принять меры, направленные на устранение различий в налоговом и бухгалтерском учете, увеличение «амортизационной премии» для вновь вводимого в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования, совершенствование порядка учета затрат на капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию основных фондов, отнесения объектов к амортизируемому имуществу. Реализация первоочередных мер по совершенствованию амортизационной политики будет способствовать расширению инвестиционно-финансового потенциала хозяйствующих субъектов, росту их деловой, финансовой и инвестиционной активности, упрощению налогового администрирования.

ЛМТЕРАТУРА

1. ВороноваТ. Конкурентные позиции России на мировом рынке инвестиций // Экономист. 2003. № 9.

2. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.

ЛЮБЕНКОВА Е.П., ЛЕПЯХОВА Е.Н.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Потребительская кооперация - организация не политическая и не коммерческая, ее деятельность носит социальный характер, она работает для людей. Пайщики и их семьи - это почти все сельское население, поэтому можно сказать, что потребкооперация защищает интересы всего сельского населения. К сожалению, у нас в стране нет пока государственной

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

политики в области сельского хозяйства, отсюда многие проблемы и беды российской кооперации.

В ноябре 2007 г. исполняется восемь лет с момента проведения первой Российской научно-практической конференции по проблемам и перспективам развития потребительской кооперации, на которой было определено: кооперация является социально ориентированной системой. Под этим флагом она сегодня живет и действует.

Сама природа кооператива - это две стороны одной медали. Здесь изначально увязаны социальные и экономические задачи. Пропорциональное соотношение результативности решения этих двух задач в современных условиях видится авторам актуальной проблемой. Не имея дохода, социальную миссию не выполнишь. Менеджерам, работникам потребительских кооперативов и самим пайщикам надо очень грамотно и сбалансировано обдумывать стратегию развития в каждом отдельном случае. При этом нельзя не учитывать тот факт, что, не решая социальной проблемы, нельзя решить экономическую, и наоборот.

Проблемы всех видов кооперации и пути их решения определены в Рекомендациях парламентских слушаний, состоявшихся в декабре 2002 года. Однако главной в деятельности потребкооперации сегодня стала социальная миссия. Это, прежде всего борьба с бедностью и безработицей. Год от года потребкооперация прибавляет в этой работе. Сейчас она оказывает на местах жителям села 170 тысяч услуг 128 видов. Четыре-пять лет назад этого не было. Не было ни детских площадок, ни библиотек, ни чайных столов.

В аналогичном русле работает и развивается потребительская кооперация на Ставрополье. И хотя Ставропольский крайпотребсоюз не вошел в десятку лучших отраслевых потребсоюзов по итогам работы за 2006г., определенные достижения все же имеются. В Ставропольском крайпотребсоюзе разработана и реализуется Программа первоочередных чрезвычайных мер по выходу из кризисного состояния, усилению социальной миссии потребительской кооперации и сокращению излишних хозрасчетных организаций на 2004-2008 годы. Аналогичные Программы приняты и на уровне районных потребительских обществ и союзов.

Огромный потенциал для развития и повышения эффективности всей социальной и хозяйственной деятельности российской потребкооперации заключается в усилении духовнонравственного воспитания работников потребкооперации всех уровней. На опыте отдельных организаций, руководителей, специалистов, работников это неоднократно подтверждается. Там, где у руководства стоят грамотные, образованные, духовно и нравственно ответственные лица, там есть результат слаженной и эффективной работы. Примеры этому есть в каждом потребсоюзе, каждой кооперативной организации. Так, в частности Изобильненскому райпо Ставропольского края Центросоюз РФ присудил первое место по итогам работы потребительских обществ по кооперированию населения и увеличению численности пайщиков, а кооперативному участку №6 магазина «Товары повседневного спроса» № 41 с. Найденовс-кого Изобильненского района - третье место по итогам Всероссийского конкурса на лучший кооперативный участок. По итогам конкурса среди субъектов системы потребительской кооперации по подписке на газету «Российская кооперация» Ставропольскому крайпотребсоюзу присуждено третье место, Ипатовскому райпотребсоюзу - второе. Экономисту Петровского райпотребсоюза и ведущему экономисту Шпаковского райпотребсоюза присуждены звания «Лучший экономист потребительской кооперации».

Определенные результаты в реализации социальной миссии предприятиями и организациями потребительской кооперации Ставропольского края были получены уже в 2003 году. На приобретение и обустройство объектов социальной сферы было израсходовано 18,4 млн руб. Расходы по содержанию уже существующих объектов социальной сферы и на социальную поддержку населения составили 17,1 млн руб.

Еще больше активизировалась работа по выполнению социальной миссии потребительской кооперации в последующие годы. В 2006г. по отношению к предыдущему году паевой фонд в целом по крайпотребсоюзу увеличился на 9,5%. Средний размер паевого взноса увеличился на 16,1% и составил 21,1 руб. Для работников потребительской кооперации паевой взнос увеличился на 5,9% и составил 402,7 рубля. Во всех потребительских обществах осуществляется продажа пайщикам товаров в кредит. Расходы на приобретение, обустройство объектов социальной сферы и их содержание составили 6,7 млн руб. и увеличились по сравнению с прошлым годом на 25,6%. За истекший год было организовано 4 мини - пекарни, до-

полнительно установлено 8 зернодробилок, 2 крупорушки, открыто 4 сепараторных пункта, создано 251 рабочее место.

Аналогичными, а в некоторых случаях и более высокими темпами кооператоры Ставрополья реализуют социальную миссию и в 2007 году. В настоящее время сельскому населению края предприятиями и организациями потребительской кооперации оказывается 70 видов платных услуг, тогда как в 2003 году их было только 40 видов. С учетом рекомендаций научно - практических конференций получили развитие такие виды бытовых услуг, как изготовление плетеной мебели, ремонт мебели, вспашка и полив огородов. За истекший период заключено 73 договора по организации общественных работ в районах края. На выполнение общественных работ привлечено 105 человек. Пелагиадским и Михайловским потребительскими обществами Шпаковского района переданы для нужд Церкви два здания магазинов, Новоалександровское райпо безвозмездно предоставило торговую площадь Михайло-Архан-гельскому храму для организации лавки по продаже церковных принадлежностей.

Процент выполнения плана товарооборота торговой сети потребительской кооперации в целом по краю за 2006 г. составил 99,2%, по отношению к прошлому году прирост составил в действующих ценах 18,9% и в сопоставимых ценах 6,6% соответственно. Принимаются меры по максимальному охвату розничным оборотом денежных доходов сельского населения Ставропольского края. По отношению к прошлому году оборот общественного питания в действующих ценах увеличился на 13,3%, а в сопоставимых ценах - на 2,7%. В 2006 году разработано и внедрено 113 видов кондитерских и кулинарных изделий. За год оказано услуг населению на 2,2 млрд руб. или почти в 2 раза больше, чем в прошлом году. Выполняя социальную миссию, кооператоры сеют разумное, доброе, вечное, борются со злом. Можно выделить реальные пути, которые приведут к укреплению кооперации России. Жизненно необходимы интеграция кооперативных организаций, расширение сфер их деятельности - от обработки земли до развития туризма и т.д. Мелкие кооперативные организации следует объединять с крупными. Только имея прибыль, кооперация может достойно выполнять социальную миссию.

Надо привлекать к работе в кооперации молодежь, учить ее, создавать условия для труда, достойно платить. Сегодня необходимо, чтобы в учебные заведения потребкооперации поступали на договорной основе. Необходимо готовить не конкурентов, а своих людей для потребительской кооперации.

Потребительская кооперация на Ставрополье охватывает товарооборотом только 11,8% всех денежных расходов сельского населения на покупку продуктов питания и непродовольственных товаров и 2,3% расходов на оплату услуг. Такие расчеты показывают, какие громадные резервы имеются для дальнейшего увеличения объемов деятельности потребкооперации в сельской местности, как в области развития товарооборота, так и сферы услуг.

Для более успешной реализации социальной миссии потребкооперации видится необходимым выработка целевой программы развития услуг. В целом по России потребительская кооперация обслуживает 100 тысяч населенных пунктов. И кооператоры должны дойти до каждой деревни, чтобы все жители имели возможность получать необходимые им бытовые услуги, потому что никто другой этого не сделает. Другое дело, какая форма предоставления услуги будет принята в том или ином населенном пункте. В районном центре это должны быть Дома быта. Они уже создаются. На сегодня их имеется 29 в 14 потребсоюзах Российской Федерации. А их надо иметь во всех районных центрах, и возложить на них организацию бытового обслуживания в районах. В крупных населенных пунктах необходимы стационарные предприятия, в мелких следует обеспечивать прием заказов и работу выездных мастеров.

На региональном уровне потребительским обществам и их союзам необходимо добиваться от органов власти и местного самоуправления разработки и принятия специальной региональной программы развития кооперации. Как, например, в Чувашской Республике, где есть региональный закон о государственной поддержке организаций потребительской кооперации. В декабре 2002 года Ставропольский крайпотребсоюз заключил Соглашение о взаимоотношениях с Правительством Ставропольского края на 2003-2005 гг. Целевая краевая Программа развития потребительской кооперации Ставрополья до 2008 г. находится на рассмотрении в Правительстве края.

Таким образом, можно констатировать, что организации потребительской кооперации Ставропольского края реализуют выполнение социальной миссии на селе в целом и по всем

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

конкретным направлениям достаточно высокими темпами, не снижая при этом темпов роста результатов и эффективности своей хозяйственной деятельности.

Однако проблемы потребительской кооперации России характерны и для организаций системы Ставропольского крайпотребсоюза. Поэтому при планировании деятельности организаций потребительской кооперации региона необходимо, учитывая все существующие проблемы, разрабатывать современные направления развития кооперативных организаций как в области социальной, так и хозяйственной деятельности.

Выше приведена экономическая оценка реализации социальной миссии организациями потребительской кооперации по традиционной методике, используемой сегодня всеми потребительскими обществами и союзами Российской Федерации.

Анализ существующей системы показателей экономической оценки реализации социальной миссии кооперативными организациями позволил авторам сделать вывод, что на сегодняшний день существует объективная потребность в разработке принципиально новой методики анализа и оценки экономической эффективности социальной деятельности организаций потребительской кооперации.

При разработке такой методики следует основываться на том, что:

- организации потребительской кооперации осуществляют два вида деятельности: социальную и хозяйственную, в связи с чем, необходима разработка автономной методики анализа и оценки экономической эффективности социальной деятельности организаций потребительской кооперации;

- анализ и оценка эффективности социальной деятельности организации должны проводиться с учетом того, что социальная и хозяйственная деятельности организации потребительской кооперации взаимосвязаны и взаимообусловлены;

- социальная деятельность организаций потребительской кооперации многогранна, что предполагает необходимость разработки достаточно широкого спектра показателей (от простых до комплексных), обеспечивающих оценку экономической эффективности социальной деятельности организаций потребительской кооперации.

Предлагаемая методика включает в себя определение факторов по направлениям социальной деятельности и оценку их влияния на финансовые результаты деятельности организации, определение рейтинговых оценок эффективности социальной деятельности организации по отдельным направлениям её социальной деятельности и в целом по организации, а также систему показателей экономической эффективности социальной деятельности организации. Определение (отбор) факторов по направлениям социальной деятельности и оценка влияния их на финансовые результаты деятельности организации осуществляется на основе построения корреляционно-регрессионных моделей финансовых результатов организации, показателями которых являются факторы социальной деятельности, включенные в модель.

Рейтинговая оценка эффективности социальной деятельности организации по отдельным направлениям ее социальной деятельности и в целом по организации определяется как детерминированная (комплексная) оценка способом многомерного анализа, получившего наиболее широкое распространение в практике анализа и оценки финансового состояния предприятий.

Оценка экономической эффективности социальной деятельности организаций потребительской кооперации на основе рейтинговой оценки, в соответствии с предложенной авторами методикой, обладает рядом преимуществ: методика базируется на комплексном многомерном подходе к оценке такого сложного явления как социальная деятельность организации; расчеты осуществляются на основе данных статистической (общей и внутриведомственной) отчетности; рейтинговая оценка эффективности социальной деятельности является сравнительной, так как она учитывает реальные достижения в социальной деятельности всех организаций, входящих в систему потребительской кооперации России; используется гибкий вычислительный алгоритм (в частности метод евклидовых расстояний); результаты расчетов, как итоговые, так и промежуточные, обеспечивают аналитика информацией, необходимой для принятия научно обоснованных управленческих решений по повышению эффективности социальной деятельности организации, в частности, для определения наиболее значимых и приоритетных на данный момент направлений социальной деятельности, как отдельной организации, так и системы потребительской кооперации в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Итоги Всероссийского конкурса «Лучший экономист потребительской кооперации» за 2006 год // Российская кооперация. 2007. № 23.

2. Итоги Всероссийского конкурса среди потребительских обществ на лучший кооперативный участок за первое полугодие 2007 года // Российская кооперация. 2007. № 40.

3. Итоги работы потребительских обществ, республиканских, краевых, областных потребсоюзов по кооперированию населения и увеличению численности пайщиков // Российская кооперация. 2007. № 40.

4. Материалы Российской научно-практической конференции «Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации» // Российская кооперация. 2004. № 41-42.

МАГОМЕДОВ А.Г., ЯКУБОВ Т.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Проблемы методологии научно обоснованного выбора наиболее эффективных направлений развития предприятий различных сфер и отраслей национальной экономики, в том числе и в строительстве, приобретают важное значение на современном этапе хозяйствования. Однако необходимо отметить, что, несмотря на существующие фундаментальные теоретические разработки в области эффективности, практика управления, как особая сфера приложения трудовых и финансовых ресурсов, пока еще не располагает научно обоснованной методикой определения эффективности функционирования и развития предприятий строительного комплекса.

Отдавая должное существующим методическим подходам к оценке эффективности, мы считаем, что методика ее расчета нуждается в уточнении по следующим направлениям: обоснованного выбора критериев и состава показателей оценки эффективности; систематизация методов и разработка алгоритмов расчета показателей эффективности с позиций реальности их осуществления, т.е. обеспеченности информации; устранение повторного счета в расчетах эффективности по различным направлениям ее проявления, что является наиболее сложным и может быть реализовано только при помощи экономико-математических методов, в частности методов математической статистики.

Одним из важнейших условий эффективного функционирования и развития предприятий строительного комплекса является наличие обоснованных и достоверных оценочных показателей их деятельности. В конечном итоге, управление экономикой сводится к ее регулированию посредством изменения оценочных показателей. Стало быть, исключительно важное значение как в теоретическом, так и в практическом плане имеют вопросы, связанные с наличием оценочных показателей соответствующего состава и назначения, а также методики их исчисления. Проведенные соответствующие исследования современной экономической литературы и практики хозяйственной деятельности привели нас к следующим выводам [1, 2, 3]:

1. Для характеристики соответствующей экономической категории в частности, экономической эффективности строительного производства необходим один обобщающий показатель соответствующего назначения и методики исчисления. Другими словами применение системы частных показателей, каждый из которых характеризовал бы соответствующую экономическую категорию с отдельных сторон, является теоретически необоснованным и практические неприменимым, по причине, что каждый из этих показателей или дублировал бы друг друга, или приводил бы к противоречивым и взаимоисключающим результатам.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.