Научная статья на тему 'Особенности развития потребительской кооперации в современных условиях'

Особенности развития потребительской кооперации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беркович Т.Н.

Изложены основные направления в развитии потребительской кооперации России. На примере Приморского края исследуются проблемы активизации коммерческой и хозяйственной деятельности потребительских обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беркович Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития потребительской кооперации в современных условиях»

Т.Н. Беркович,

старший преподаватель кафедры коммерческого делаДВГАЭУ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Изложены основные направления в развитии потребительской кооперации России. На примере Приморского края исследуются проблемы активизации коммерческой и хозяйственной деятельности потребительских обществ.

Масштабные изменения, произошедшие в России и охватывающие экономическую, политическую и социальную структуру общества, ставят перед организациями и предприятиями потребкооперации совершенно новые задачи, в том числе по изменению структуры управления потребительской кооперации, которая строилась на принципе демократического централизма и ставила низовые подразделения кооперативной торговли в жесткие рамки административно-командной системы, не позволявшей им самостоятельно решать коммерческие вопросы. Да и сама структура управления потребкооперации была громоздкой, имела значительное число лишних звеньев, что мешало быстро реагировать на новые проблемы, возникающие в условиях рынка, т.е. была негибкой.

В настоящее время данная структура управления стала тормозом в развитии потребительской кооперации.

Наличие краевых и областных потребительских союзов, которые при командно-административной системе выполняли организационные функции, обеспечивали кадровую политику, являлись проводниками коммунистической идеологии и были держателями товарных фондов сейчас не оправдано. Если рассматривать в теоретическом плане функции потребительских союзов в современных условиях, то можно выделить главную - организацию коммерческой деятельности, в частности организацию закупки товаров у непосредственных производителей крупными партиями, что, естественно, приведет к снижению оптовых цен

Организация маркетинговой службы обеспечит изучение рыночной конъюнктуры, позволит более эффективно продвигать на региональный рынок товары как собственного производства, так и закупаемые. Следовательно, наличие дополнительного управленческого звена в потребкооперации может быть оправдано тогда, когда это звено позволит сократить расходы на ведение коммерческой деятельности в потребительских ооществах.

В настоящее время практически ни один потребительский союз в России не выполняет перечисленных выше функций.

Следующая немаловажная проблема - отсутствие у потребительских обществ и потребсоюзов опыта работы в условиях рынка. Существовавшая система централизованного распределения товарных ресурсов

привела к нерациональной системе коммерческих связей и к игнорированию рыночной конъюнктуры. Кроме этого, предприятия потребкооперации не привыкли самостоятельно решать финансовые проблемы, планировать свое поведение на рынке. Поэтому в настоящее время возникают проблемы: реорганизации громоздкого аппарата Центросоюза, региональных потребсоюзов; налаживания делового партнерства с организациями и предприятиями других форм собственности, содействия развитию фермерских хозяйств; создания в потребительских обществах гибко работающего коммерческого аппарата. Их решению, безусловно, может помочь изучение опыта развития кооперативного движения в других странах.

В послевоенные годы было создано добровольное объединение потребительских обществ различных стран - Международный кооперативный альянс (МКА). В 1996 и 1998 гг. на конгрессах МКА в Стокгольме была дана оценка развития потребкооперации в мире за последние годы, выделены три категории стран - развивающиеся, бывшие социалистические и страны с рыночной экономикой и высказано мнение рядовых членов МКА о кооперации в этих странах, отношении к ней со стороны правительства и, наконец, о конкурентоспособности кооперативов.

В странах с рыночной экономикой растет количество подтверждений того, что кооперативы все меньше служат целям и интересам своих членов. И как результат, уменьшается приверженность со стороны пайщиков делу кооперации. Так, за последние 10 лет число кооперативов в США сократилось на 18%, в Европе - на 11,2%, в Австралии - на 3,8%. Исключение составляет Япония, там число кооперативов стабильно, если до 1990 г. число пайщиков росло, то последние 5 лет оно остается на прежнем уровне [5].

В бывших социалистических странах существующие ограничения деятельности кооперации снижают ее роль как альтернативного способа эффективной организации экономической деятельности. В настоящее время в бывших соцстранах, где происходят коренные изменения в экономическом развитии на базе реформ, кооперативы переживают период распада и рассматриваются многими экономистами как устаревшая модель.

В развивающихся странах члены кооперативов испытали столько поражений, что оказалась серьезно подорванной их вера в саму идею кооперации.

Опыт работы кооперативов разных стран показывает, что потребительскую кооперацию в настоящее время нельзя считать основной формой развития торговли и производства во всем мире. Однако она служит альтернативной формой развития торговли для отдельных слоев населения, и в определенном сегменте рынка является оптимальной. В частности, как показывает опыт работы потребительской кооперации в Австралии и странах Западной Европы, потребительские кооперативы выполняют две основные функции: 1) они освобождают фермеров от необходимости искать контрагентов для сбыта своей сельхозпродукции; 2) позволяют стабилизировать цены и обеспечить членам кооперативов (за счет стабильной цены) возмещение затрат, а следовательно, способствуют развитию отечественных фермерских хозяйств. С другой стороны, за

счет потребительской кооперации фермерские хозяйства снабжаются необходимыми товарами.

В Японии потребительские общества успешно создают домохозяйки, которые за счет системы скидок, существующих на оптовых складах, могут вести закупку продовольствия и некоторых хозяйственных товаров по более низким ценам. Все это убеждает, что нельзя говорить о полном крахе потребкооперации и ее бесперспективности. Необходимо искать новые формы ее развития.

Это касается и отечественной потребительской кооперации, деятельность которой регулируется законом "О потребительской кооперации в Российской Федерации", а также Указом Президента РФ от 31.05.96 г. №795 "О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами". Безусловно, сложно предлагать какие-либо обобщенные рекомендации и намечать единственный для всех путь возрождения подлинно демократических начал в деятельности потребительской кооперации.

К сожалению, к реальным этапам истории кооперации можно отнести упущенные возможности ее развития, игнорирование в процессе строительства нового общества сложившихся до революции кооперативных структур, уничтожение частных кооперативных обществ и пренебрежение их целями.

В потребкооперации существуют те же недостатки, что и в госсекторе: собственность обезличена и отчуждена от владельцев, низкая эффективность хозяйствования, нет заинтересованности работников в высоких конечных результатах труда. И если в условиях огосударствления кооперация убедительно доказала свою жизнеспособность как система хозяйствования, то ее коммерческие возможности в новых условиях сведены к нулю.

Объективные факторы развития российской экономики делают сложным процесс выхода из кризиса предприятий потребкооперации. Однако в отдельных регионах, в том числе и в Приморском крае, наметились определенные тенденции оживления их коммерческого оборота.

Потребкооперация Приморского края была и остается основной системой, обеспечивающей сельское население, рыболовецкие колхозы и предприятия рыбной промышленности товарами; занимающейся закупками сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время в крае действует Крайпотребсоюз, насчитывающий 24 потребительских общества, и Крайрыболовпотребсоюз, имеющий в своем составе 22 потребительских общества. Число пайщиков в них по сравнению с 1990 г. сократилась в несколько десятков раз. Фактически эти предприятия выполняют функции региональных департаментов по потребительской кооперации. Причем Крайпотребсоюз практически полностью отстранился от коммерческой деятельности, а Крайрыболовпотребсоюз все же ищет пути выхода из кризиса: создает новые коммерческие структуры, такие как Коммерческий центр (на основе оптовой торговли Крайпотребсоюза) и новый центр коммерческой деятельности "Гигант".

При крайне тяжелом экономическом положении ни одно райпо или рыбкооп не прекратили своей деятельности, не реорганизовались в ком-

мерческую или иную структуру, ставящую своей единственно главной целью получение прибыли, хотя имеют от торговли в глубинных селах огромные убытки. Товар завозится за 150-200 км практически неплатежеспособному населению.

Предприятия Крайрыболовпотребсоюза и Крайпотребсоюза, понимая всю остроту социальной обстановки на селе и тяжелые условия жизни сельских жителей, зачастую не имеющих средств на приобретение даже самого необходимого - хлеба, соли, сахара, мыла, вынуждены отпускать товары не только пайщикам, но и другим жителям в долг (сумма которого превышает 4 млн руб.), что ведет к прямым убыткам этих предприятий.

Кроме того, предприятия социальной сферы, напрямую связанные с обеспечением людей продуктами питания (больницы, школы, детские учреждения, дома инвалидов и престарелых, пограничные воинские части, исправительно-трудовые колонии), беря продовольственные товары и сельскохозяйственную продукцию у организаций потребительской кооперации, не могут своевременно рассчитаться из-за постоянной неплатежеспособности. Сумма долгов этих организаций предприятиям Крайпотребсоюза превышает 2,5 млн руб., а Крайрыболовпотребсоюза - 1,8 млн руб. (оперативные данные Крайрыболовпотребсоюза и Крайпотребсоюза).

Значительная статья затрат потребительской кооперации - оказание материальной поддержки пайщикам-пенсионерам, инвалидам в виде выделения денежных ссуд, ремонта жилья, обеспечения их топливом.

Одно из основных звеньев Гражданской обороны, оказывающее помощь населению в период чрезвычайных ситуаций (а в Приморье это из года в год повторяющиеся наводнения), - это потребительская кооперация. Через свои предприятия она обеспечивает в такие периоды все сельское население, пострадавшее от стихийных бедствий, необходимыми продуктами, обувью, одеждой, организует бригады по ремонту жилья, надворных построек, оказывает помощь в завозе топлива и кормов для скота.

Через предприятия потребкооперации осуществляется доставка гуманитарной помощи инвалидам и пенсионерам.

Такое участие потребительской кооперации в обеспечении сельских жителей товарами, услугами и оказании им помощи способствует стабилизации социальной обстановки на селе.

В последние годы функции обеспечения питанием детей в школьных столовых взяли на себя органы народного образования, не имеющие ни опыта работы, ни возможности ее осуществлять, что резко ухудшило питание школьников. А в большинстве случаев питание в школьных столовых вообще прекращено. Администрации органов местного самоуправления обращаются в правления районных потребительских обществ с просьбами возобновить организацию питания школьников. В некоторых районах, например Красноармейском, Михайловском, Октябрьском, уже есть примеры организации школьного питания силами потребительских обществ.

Несмотря на все сложности и отсутствие денежных средств, организациями Крайпотребсоюза и Крайрыболовпотребсоюза изыскиваются

возможности развития материально-технической базы. За последние полтора года в Приморском крае введены: комбинат по переработке скота и мяса, рынок, холодильник, цех по переработке молока, 27-квартирный жилой дом, проводится реконструкция ряда предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Сумма капитальных вложений в эти объекты составила 3,5 млн руб.

Создан коммерческий центр на основе торговой базы Крайрыбо-ловпотребсоюза, который организует оптовую торговлю основными видами продовольственных и непродовольственных товаров.

На 28-м километре г. Владивостока совместно с американцами создан торговый центр "Гигант". На базе Владивостокского рыбкоопа плав-предприятий организовано 3 производственных предприятия.

Мероприятия, связанные с укреплением материально-технической базы Крайрыболовпотребсоюза, позволили увеличить выпуск и расширить ассортимент вырабатываемой продукции. Удельный вес продуктов питания собственного производства в обороте продовольственных товаров составляет по Крайрыболовпотребсоюзу 42%.

Потребкооперация края, несмотря на трудности, осуществляет поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в закупе и сбыте производимой ими продукции и обеспечении вспомогательным сырь-

ем.

Учитывая проводимую потребительской кооперацией работу, испытываемые трудности, администрация края на основе заключенного соглашения оказывает помощь в меру своих возможностей. Однако она не адекватна тем затратам, которые несет потребкооперация. Убытки за 1995 г. составили 37,8 млн руб., за первое полугодие 1996 г. - 22,9 млн руб., за 1997 г. - 28,6 млн руб. в деноминированных ценах

Для поддержки потребительской кооперации, учитывая проводимую ею работу (по восстановлению прав пайщиков потребительских обществ), необходимо освободить от платежей по задолженности по централизованным кредитам, полученным в начале 90-х годов, и начисленным по ним процентам организации и предприятия Приморского Край-потребсоюза и Крайрыболовпотребсоюза на общую сумму 12 475,6 млн руб. Кроме того, краевым потребительским союзам следует решать основные коммерческие вопросы по совершенствованию работы потребительских обществ.

Литература

1. Глушицкий А.А. Кооперация: Роль в современной экономике М • Политиздат, 1991. 160 с.

2. Ермаков А. Проблема потребительской кооперации // Экономист 1995 №6. С. 24-28.

3. Никифоров Л., Кузнецова Т. Судьба кооперации в современной России // Вопр. экономики. 1995. №1. С. 86-87.

4. Приморский край в 1995 году: Стат. ежегодник / Госкомстат России Приморскии краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 1996.

5. Семенов К.А. Международные экономические отношения* Куос лекций. М.: Гардорика, 1998. 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.